Проект «Развитие талантливых и одарённых детей в условиях общеобразовательной школы»
Одаренность человека –
это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Содержание
1. Паспорт проекта
2. Актуальность Проекта
3. Цель и задачи Проекта
4. Этапы реализации Проекта
5. Концепция Проекта
6. Основные направления реализации Проекта
7. Система мероприятий в рамках реализации проекта
8. Модель образовательного пространства, способствующего выявлению и успешному развитию одарённых и талантливых детей
9. Механизм управления процессом выявления и развития талантливых и одарённых детей
10. Система показателей по оценке достижения цели проекта
11. Ресурсы
12. Ожидаемые результаты реализации проекта
13. Возможные риски, способы их предупреждения и минимизации
14. Литература
I. Паспорт проекта
Наименование Проекта |
«Развитие талантливых и одарённых детей в условиях общеобразовательной школы» |
Правовая основа Проекта |
· Конвенция о правах ребёнка; · Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 31 п. 1,2.3, ст. 29 п.6.1); · Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009г); · Основная образовательная программа начального общего образования средней общеобразовательной школы МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ» · Нормы СанПиНа; · Программа развития школы на период до 2017 года; · Устав МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ» · Инновационная программа МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ» «Создание образовательной среды школы через интеграцию урочной и внеурочной деятельности для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС» |
Разработчики Проекта |
Корунова Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР; Морозов Сергей Владимирович, руководитель проекта «Одарённые дети» (2014-2017г.г.). |
Исполнители Проекта |
педагогический коллектив школы МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ», педагоги учреждения, обучающиеся, родители (законные представители) |
Цель Проекта |
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с требованиями ФГОС.
|
Задачи Проекта |
1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта. 2. Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему выявления и сопровождения талантливых и одарённых обучающихся. 3. Развивать способности и творческий потенциал талантливых и одаренных обучающихся на основе традиций школы и системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. 4. Создать условия для эффективной подготовки обучающихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам, смотрам, соревнованиям,экспериментам за счёт собственных резервов и потенциала социальных партнёров. 5. Совершенствовать мотивационную среду школы с целью повышения профессионализма учителя и развития талантливых и одарённых обучающихся. |
Сроки реализации Проекта |
1 этап (подготовительный) (сентябрь - декабрь 2014г.) 2 этап (организационно-практический) (2015 – 2016г.г.) 3 этап (рефлексивно-аналитический) (апрель-май 2017 г.) |
Планируемые результаты реализации Проекта |
o создание устойчивой функциональной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей; o положительная динамика участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня и результативности. o повышение качества образования и воспитания школьников в целом; o повышение социального престижа школы на местном, муниципальном и региональном уровне. Проект «Развитие талантливых и одарённых детей в условиях общеобразовательной школы» даст возможность: - обеспечить сохранение и поддержку индивидуальности каждого талантливого и одарённого ребенка; -обеспечить сохранение и укрепление физического и психического талантливых и одарённых здоровья детей, эмоционального благополучия и их безопасности; -обеспечить развитие талантливого и одарённого ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой. |
Показатели эффективности реализации Проекта
|
1. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 3. Адаптация обучающихся к социуму в настоящем времени и в будущем. 4. Повышение уровня овладения обучающимися метапредметными и социальными компетенциями, положительная динамика в количестве таких детей. |
Система организации контроля за исполнением Проекта |
Контроль за ходом реализации Проекта осуществляют: · администрация школы Администрация: - анализируют ход выполнения плана действий (дорожной карты) по реализации Проекта, вносят предложения по его коррекции; - осуществляют организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации Проекта; - координирует взаимодействие, участников инновационного процесса, заинтересованных общественных организаций по реализации Проекта; - ежегодно информирует родителей и общественность о выполнении Проекта (через родительские собрания, сайт школы). |
II. Актуальность Проекта.
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития. Выготский Л.С.
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.
В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вторым направлением модернизации развития школы 21 века Д. Медведев обозначил развитие системы поддержки талантливых детей: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Особого внимания к этой группе обучающихся требуют и новый ФГОС.
Таким образом, создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современной школы.
Как справляется с этой задачей наша школа?
МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ» представляет собой массовую общеобразовательную среднюю школу, доступную всем слоям населения, обеспечивающую государственный стандартизированный минимум с дополнением в виде платных педагогических услуг.
Школа богата своими традициями и высокими результатами образовательной деятельности.
Образовательное пространство нашей школы соответствует социальному заказу и способствует самоопределению школьников.
На базе школы функционируют кружки дополнительного образования различных направлений: эстетическое, спортивное, гуманитарное. Школьники ежегодно занимают призовые места в городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах.
Таким образом, отличительной особенностью нашей школы является интеграция урочной и внеурочной деятельности, общего образования с дополнительным.
Педагогический коллектив на 92% состоит из учителей высшей и первой категории, работает на основе личностно ориентированного подхода к каждому ребёнку, поэтому в школе много отличников, выпускников, отмеченных золотыми и серебряными медалями, победителей районных и республиканских олимпиад. Ежегодно в школе в среднем 5 человек входят в десятку победителей олимпиад разного уровня, много участников и призёров городских конференций и конкурсов. Кроме своих ресурсов, школа активно использует возможности внешней среды, сотрудничая с учреждениями дополнительного образования и другими образовательными и общественными учреждениями района.
В системе развивается информационное пространство школы: активно используются информационно-коммуникационные технологии (используют 67% педагогов), проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися ведут 90% учителей.
Анализ результатов исходной ситуации в школе, проведенный администрацией, методическими объединениями педагогов и рабочей группой разработчиков данного проекта, показал, что школой накоплен значительный положительный опыт в работе с талантливыми и одарёнными детьми, который способствует конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг.
Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день в МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ» сложилась и успешно развивается своя система работы по выявлению и развитию талантливых и одарённых детей, основанная на собственных традициях и достижениях современной науки.
Вместе с тем в работе по выявлению, обучению и развитию одарённых детей есть и некоторые проблемы. Так, слабо поставлена работа по психолого-педагогической поддержке учащихся и педагогов, мало внимания уделяется организации взаимодействия с семьями одаренных детей, недостаточен уровень профессиональной подготовки учителей по актуальным вопросам педагогики одаренности. Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал талантливых и одаренных детей не раскрывается в полной мере.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства школы и поднять ее на более высокий качественный уровень.
Новизна проекта состоит в разработке и практической реализации модели поиска, развития и поддержки талантливых и одаренных детей.
III. Цель и задачи Проекта
Цель Проекта:
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи Проекта:
1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.
2. Модернизировать в соответствии с требованиями ФГОС систему выявления и сопровождения талантливых и одарённых обучающихся.
3. Развивать способности и творческий потенциал талантливых и одаренных обучающихся на основе традиций школы, системно-деятельностного подхода и интеграции урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе.
4. Создать условия для эффективной подготовки обучающихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам, экспериментам за счёт собственных резервов и потенциала социальных партнёров.
5. Совершенствовать мотивационную среду школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся.
IV. Этапы реализации Проекта
1 этап (подготовительный) (сентябрь - декабрь 2014г.)
|
Содержание: изучение социального запроса и степени готовности всех участников ОП, анализ условий, планирование, определение сфер совместной деятельности, формирование нормативно-правовой базы, системы мониторинга, повышение квалификации педагогов. Внесение дополнений в Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы о премировании учителей за результативную деятельность. |
2 этап (организационно-практический) (2015 – 2016 г.г.)
|
Содержание: нормативно-правовое, программно-методическое, научно-методическое, материально-техническое обеспечение Проекта, анализ планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов. Организация деятельности творческих групп по реализации проекта, корректировка подпроектов, и анализ результатов, полученных от их реализации, разработка индивидуальных образовательных маршрутов для талантливых и одарённых обучающихся, мониторинг всех видов результатов обучающихся, мониторинг эффективности, условий реализации проекта, распространение опыта работы учителей на различных уровнях, участие в школьных, городских и областных проблемно-творческих группах, организация преемственности между ступенями школы по вопросам одарённости. |
3 этап (рефлексивно-аналитический) (апрель-май 2017 г.)
|
корректировка проекта на основе рефлексивного анализа, определение перспективные направлений, обобщение и распространение инновационного опыта, подготовка и издание методических рекомендаций, информирование всех участников образовательного процесса о результатах реализации проекта. |
V. Концепция Проекта
В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить. Сократ
Существуют две точки зрения: «все дети талантливы» и «талантливые дети встречаются крайне редко». Какой будем придерживаться мы и почему?
На основании схемы можно выделить следующие категории одаренных детей:
· дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
· дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
· дети с высокими творческими (художественными, музыкальными и т.п.) способностями;
· дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
· дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Основываясь на собственном опыте взаимодействия с детьми в рамках интегрированных курсов (например, музыкального направления) мы можем утверждать, что каждый ребёнок станет одарённым и талантливым, если научить его испытывать радость от добывания знаний, совершенствования каких-то навыков, побудить его к раскрытию своих способностей и талантов.
Наша стратегия работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.
При выявлении одаренных детей мы будем учитывать:
1) уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности индивидуальных проявлений одаренности, связанные с попытками
ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.
Мы будем руководствоваться следующими принципами педагогической деятельности в работе с талантливыми и одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В соответствии с требованиями федеральной концепции использовать:
· Системный подход, позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов..
· Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
· Деятельностный подход, предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
· Культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.
Мы утверждаем: нет априори неталантливых детей. Если ребёнок не выделяется особыми успехами в изучении общеобразовательных предметов и его знания в предметных областях на среднем уровне или ниже, это не повод объявить его неуспешным и потерять к нему интерес. Необходимо побудить его к раскрытию способностей и талантов в видах деятельности, создав благоприятную творческую атмосферу поиска, развития познавательного интереса.
В рамках реализации инновационного Проекта перед педагогами школы поставлена задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.
VII. Система мероприятий в рамках реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Предполагаемый результат |
|
1. Организационно - управленческая деятельность |
|||||
1.1. |
Создание нормативно-правовой базы сопровождения проекта · Положение о системе оценки образовательных результатов · Положение об организации дистанционного образования · Положение о конкурсах · Положение о разных формах получения образования · Положение об информационно – ресурсном центре · Положение о мультимедиатеке · Должностные инструкции педагогов общеобразовательной школы и доп.образования · Договоры о совместной деятельности с учреждениями – социальными партнёрами |
В течение года |
Администрация, педагогический коллектив. |
Пакет нормативных документов, в том числе федерального, регионального и муниципального уровня. |
|
1.2. |
Создание развивающей среды. · Разработка учебных планов внеурочной деятельности · Разработка индивидуальных учебных планов · Организация сетевого взаимодействия · Организация дистанционного образования, в том числе на базе учреждений – социальных партнёров · Развитие материально-технической базы · Создание ресурсного центра (соорганизация ресурсных возможностей школы с возможностями государственных учреждений дополнительного образования, высших учебных заведений); · Совершенствование системы повышения профессионального мастерства педагогов –участников проекта · Организация мониторинга развития талантливых и одарённых детей · Обновление состава Управляющего совета школы с учётом задач проекта
|
В течение года |
Администрация, педагогический коллектив |
Образовательная среда, благоприятная для эффективного развития талантливых и одарённых детей |
|
2. Аналитико-методическая деятельность |
|||||
2.1 |
Выявление дефицитов дидактических материалов по организации деятельности обучающихся по трём уровням |
Июнь-август |
Руководители МО, зам.директора по УВР |
Перечень выявленных дефицитов |
|
2.2. |
Разработка компетентностно-ориентированных заданий по предметам |
Один раз в полугодие |
Руководители МО, зам.директора по УВР |
Банк дидактических материалов |
|
2.3. |
Разработка содержания программ внеурочной деятельности по основным направлениям проекта |
Август-сентябрь |
Учителя-предметники |
Банк программ внеурочной деятельности по основным направлениям проекта |
|
2.4. |
Создание банка диагностических материалов для выявления уровня развития личности ребёнка |
Каждую четверть и по итогам учебного года |
Зам.директора по УВР, классные руководители , учителя – предметники |
Банк диагностических материалов для выявления уровня развития личности ребёнка |
|
2.5. |
Создание методических рекомендаций для педагогов области по вопросам одарённости в рамках реализации проекта |
Август-сентябрь |
Администрация, педагогический коллектив |
Сборник методических материалов (публикация) |
|
2.6 |
Разработка индивидуальных образовательных траекторий |
Май-август |
Зам.директора по УВР, классные руководители , учителя – предметники |
Индивидуальные маршруты развития для обучающихся |
|
2.7 |
Разработка дистанционных образовательных курсов, в том числе с применением скайп-технологий |
В течение года |
Зам.директора по УВР, руководители творческих групп |
Система виртуальных занятий. Публикация в сети «Интернет». |
|
3. Взаимодействие с родительской общественностью |
|||||
3.1. |
Создание условий для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности, анкетирование и т.п.) |
В течение года |
Администрация, педагогический коллектив |
Открытость образовательного процесса |
|
3.2. |
Изучение социального заказа родителей талантливых и одаренных обучающихся |
В течение года |
Администрация, педагогический коллектив |
Определение социального заказа |
|
3.3. |
Осуществление совместной работы педагогического коллектива школы и родителей по созданию условий успешности образования талантливых и одаренных детей |
В течение года |
Администрация, педагогический коллектив |
Участие родителей в процессе развития талантливых и одарённых детей |
|
3.4. |
Осуществление взаимодействия родителей, педагогов, обучающихся, социальных партнёров через систему внеурочной деятельности и доп. образования |
В течение года |
Администрация, педагогический коллектив |
Система социальных интегрированных проектов |
|
4. Создание условий для здоровьесбережения талантливых и одарённых детей |
|||||
4.1. |
Анализ заболеваемости обучающихся и выявление причин |
По полугодиям и за год |
Мед. Работник |
Карта здоровья |
|
4.2. |
Изучение факторов создания здоровьесберегающей среды с целью рациональной организации образовательной деятельности и снижения перегрузок обучающихся |
В течение года |
Администрация, педагоги-психологи, мед. Работник |
Рекомендации для педагогов |
|
4.3. |
Использование различных форм организации деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности |
В течение года |
Педагогический коллектив |
Отсутствие перегрузки обучающихся |
|
4.4. |
Осуществление контроля за выполнением требований СанПиН |
В течение года |
Администрация |
Соблюдение требований СанПиН |
|
4.5 |
Обеспечение психолого-педагогической поддержки талантливых и одарённых детей |
В течение года |
Педагоги-психологи |
Снижение уровня тревожности, повышение учебной мотивации |
|
5. Создание развивающей среды |
|||||
5.1. |
Расширение сети предпрофильного и профильного образования (элективные куры, факультативы) с возможностью организации социальных проб |
Июнь- сентябрь |
Администрация, педагогический коллектив, учреждения – социальные партнёры |
Развитая сеть предпрофильного и профильного обучения |
|
5.2. |
Развитие содержания и качества образования путем реализации системно-деятельностного подхода |
В течение года |
Администрация, педагогический коллектив |
Развитие предметных и метапредметных компетенций обучающихся |
|
5.3. |
Созданий условий для индивидуальных образовательных траекторий обучающихся |
В течение года |
Администрация, педагогический коллектив |
Индивидуализация образовательного процесса |
|
5.4. |
Формирование банка методической, информационной литературы |
В течение года |
Методические объединения, библиотечный работник |
Банк методической, информационной литературы |
|
5.5. |
Формирование банка электронных ресурсов |
В течение года |
Методические объединения, руководитель ресурсного центра, координатор проекта «Развитие информационного пространства школы» |
Банк электронных ресурсов |
|
5.6. |
Расширение интеграционных возможностей урочной и внеурочной деятельности за счёт привлечения дополнительных ресурсов |
В течение года |
Администрация, руководители МО |
Обновление банка интеграционных программ |
|
6. Мониторинг развития личности талантливых и одарённых детей |
|||||
6.1. |
Создание диагностических карт оценивания метапредметных результатов по трём уровням сформированности |
В течение года |
Зам.директора по УВР, руководители МО |
Диагностические карты оценивания метапредметных результатов по трём уровням сформированности |
|
6.2. |
Использование диагностического инструментария «Творческая инициатива на уроках» |
В течение года |
Зам.директора по УВР, руководители МО |
Развитие творческой инициативы на уроках |
|
6.3. |
Использование диагностического инструментария по развитию творческих способностей с помощью дидактических сказок |
В течение года |
Зам.директора по УВР, руководители МО |
Развитие творческих способностей |
|
6.4. |
Создание карт наблюдений за коммуникативными способностями обучающихся в групповых формах работы |
В течение года |
Зам.директора по УВР, руководители МО |
Карты наблюдений за коммуникативными способностями обучающихся в групповых формах работы |
|
6.5. |
Создание карт оценки проектно-исследовательских работ обучающихся |
В течение года |
Администрация, координатор проекта |
Карты оценки проектно-исследовательских работ обучающихся |
|
6.6 |
Совершенствование системы «Портфолио» |
В течение года |
Классные руководители |
Портфолио обучающихся |
|
6.7 |
Мониторинг результативности реализации проекта (педагогический и психологический) |
В течение года |
Администрация, педагоги-психологи |
Положительная динамика результативности ОП |
|
6.8 |
Мониторинг ресурсного обеспечения проекта |
В течение года |
Администрация |
Укрепление и развитие материально –технической базы, кадрового состава |
|
7. Материально-техническая база и финансовое обеспечение |
|||||
7.1. |
Укрепление материально-технической базы: · оборудование для дистанционного обучения; · «мобильные классы»; · студийное оборудование (звуковая и цифровая техника); · программное обеспечение, в том числе электронные образовательные ресурсы; · профессиональная музыкальная аппаратура; · оборудование для экспериментальных лабораторий; · оргтехническое оборудование. |
В течение года |
Администрация, координатор проекта, Классные руководители |
Оптимальная материально-техническая база для развития талантливых и одарённых обучающихся |
|
7.2. |
Стимулирующие выплаты педагогам и обучающимся за результативное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.п. |
В течение года |
Администрация |
Эффективная мотивационная система |
|
7.3. |
Автоматизированные рабочие места заместителей директора по УВР, ВР, руководителей методических объединений классных руководителей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, библиотекаря, учителей-предметников. |
|
Администрация, координатор проекта, Классные руководители |
Эффективная и мобильная организация образовательного процесса |
|
8 Прогностические направления деятельности |
|||||
8.1 |
Организация пришкольного каникулярного образовательно-оздоровительного лагеря для талантливых и одарённых детей |
|
Администрация, |
Пришкольный каникулярный образовательно-оздоровительный лагерь для талантливых и одарённых детей |
|
8.2 |
Организация школы выходного дня для талантливых и одарённых детей |
|
Админист координатор проекта, Классные руководители рация, |
Школа выходного дня, где происходит общение с талантливыми специалистами-профессионалами |
|
VIII. Модель образовательного пространства, способствующего выявлению и успешному развитию одарённых и талантливых детей
Нами предлагается следующая модель выявления и развития одаренных детей в зависимости от вида одаренности:
Модель выявления одаренных детей в образовательном учреждении.
Как видно из схемы, к работе по выявлению талантливых и одаренных детей привлекаются не только педагоги школы, но и, в соответствии с программой интеграции, представители учреждений – социальных партнёров, родительской общественности.
С целью систематизации информации об одаренных детях в школе формируется и систематически обновляется банк данных, кроме того, педагоги используют инновационную педагогическую технологию «Портфолио».
Результаты выявления должны создавать основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения талантливого и одаренного ребенка. Для развития каждого вида одаренности нами предлагается модель, основанная на интеграции урочной и внеурочной деятельности, позволяющая обучающимся выбирать готовую образовательную программу, в зависимости от своих способностей и предпочтений, или в сотрудничестве с педагогом моделировать индивидуальную образовательную траекторию.
![]() |
Образовательное пространство смоделировано на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, объединении ресурсов школы, учреждений дополнительного образования, вузов и других учреждений - социальных партнёров.
Внутришкольная среда, интегрирующая урочную и внеурочную деятельность, представлена следующими структурными единицами:
· научным обществом учащихся. НОУ объединяют высокомотивированных обучающихся, способных к самообразованию, одарённых особым пытливым умом исследователя, и являются центром научно-исследовательской, проектной деятельности;
· мобильные творческие объединения (группы), сочетающие в себе разные направления особой (специальной) одарённости. Занятия в таких объединениях позволяют сотрудничать на содержательном уровне учителям-предметникам, классным руководителям, воспитателям, социальным педагогам, вожатым со специалистами дополнительного образования, студентами и педагогами вузов.
Внешняя среда – это родители, наши социальные партнёры:
· дошкольные образовательные учреждения;
· центры дополнительного образования;
· учреждения культуры и спорта;
· учреждения образования и науки;
· учреждения здравоохранения и специальной поддержки;
· учреждения МВД и министерства обороны;
· интернет-сообщества.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по УВР, ВР, педагоги-психологи, медицинский работник.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
· психологическое обеспечение образовательных программ;
· формирование психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.
Сопровождение одаренных детей осуществляется на двух уровнях:
· класса;
· школы;
Школа работает в режиме здоровьесбережения, поэтому основным направлением психолого-педагогического сопровождения развития талантливых и одарённых обучающихся является сохранение и укрепление здоровья. В рамках этого направления можно выделить основные задачи:
· развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
· формирование установок на здоровый образ жизни;
· профилактика школьного и дорожного травматизма.
Для решения этих задач активно используются интерактивные виды деятельности: практические семинары, тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.п.. Разработана система поощрения обучающихся за результативное участие в мероприятиях – конкурсах разного уровня.
Отдельно следует остановиться на
взаимодействии с родителями талантливых и одарённых детей. Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:
1) психологическое сопровождение семьи способного
ребенка;
2) создание информационной среды для родителей;
3) организация совместной практической
деятельности способного ребенка и его родителей;
4) поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
В целом работа с родителями должна быть направлена
на то, чтобы научить их понимать своего ребенка, видеть его таким, какой он
есть, а не только через призму его талантов.
Формы работы с родителями: тематические родительские собрания, дистанционные занятия, консультации педагога-психолога, научно-практические конференции. Большим подспорьем станет электронный дневник и школьный сайт. Такая система работы позволит повысить правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приведёт к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.
Наиболее важным условием развития ребёнка является профессионально-личностная квалификация педагогов, которые работают с ним. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. И это не только прекрасный учитель - предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным школьником: психолого-педагогические знания, умения и навыки, профессионально значимые личностные качества, профессионально-личностная позиция.
Специфика подготовки таких специалистов должна отвечать целому ряду требований:
· комплексный характер образования (психолого-педагогический и профессионально-личностный);
· создание системы консультаций, семинаров, тренингов;
· создание психолого-педагогический условий для развития профессионального мастерства; демократизация образовательной среды, создание благоприятной, творческой атмосферы; профессиональная, постпрофессиональная подготовка;
· специфика образовательной инфраструктуры.
IX. Механизм управления процессом выявления и развития
талантливых и одарённых детей
Особое значение при реализации Проекта приобретает решение проблемы управления процессом развития талантливых и одаренных детей. Основные механизмы:
· координация работы с одаренными детьми;
· создание ресурсного центра (соорганизация ресурсных возможностей школы с возможностями учреждений дополнительного образования детей, высших учебных заведений и других учреждений – социальных партнёров, открытие экспериментальной площадки по работе с талантливыми и одаренными детьми и др.;
· нормативно-правовое обеспечение поддержки талантливых и одаренных детей, которое предполагает определение круга необходимых нормативных документов, разработку комплекса положений о конкурсах, олимпиадах для детей, а также должностных обязанностей педагогов, ведущих данную работу, определение норм нагрузки при организации индивидуальной работы с талантливыми и одаренными детьми и др.;
· финансовое обеспечение работы с талантливыми и одаренными детьми
Группа |
Функции |
Состав |
Административно-координационная |
Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. |
Директор школы, Заместитель директора по УВР,заместитель директора по ВР |
Консультативная, Научно-методическая |
Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. |
Заместитель директора по УВР.
Заместитель директора по ВР
|
Педагоги школы |
Реализация образовательного процесса на основе интеграции Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся |
Классные руководители, Учителя Педагоги дополнительного образования. |
Учреждения – социальные партнёры |
Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч Диагностика Участие в мероприятиях школы и города. |
Преподаватели учебных заведений дополнительного образования города, высших учебных заведений, специализированных учреждений |
Критерии
|
Показатели |
Методы диагностики |
Самооценка личности
|
1. Познавательный интерес и проявление своих возможностей. 2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3. Адекватная положительная самооценка. 4. Способность к рефлексии. 5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения. 6. Коммуникативная культура. |
|
Удовлетворенность субъектов образовательного процесса процессом развития талантливых и одаренных детей в школе |
1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта образовательной средой школы. 2. Комфортность, защищенность личности талантливого и одаренного ребёнка, его отношение к школе. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. |
|
Конкурентоспособность талантливых и одаренных обучающихся |
1. Эффективность и качество подготовки талантливых и одаренных обучающихся. 2. Участие обучающихся, педагогов в конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.п. 3. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных и талантливых выпускников. |
|
XI. Ресурсы
Для получения ожидаемых результатов и успешной реализации инновационного проекта в системе работы с талантливыми и одаренными детьми необходимы следующие ресурсы.
Организационные: Администрация, педагогический совет, предметные методические объединения, методические объединения классных руководителей и педагогов дополнительного образования.
Кадровые: руководитель проекта, заместители директора по УВР, ВР, заведующие МО, руководители методических объединений классных руководителей и педагогов дополнительного образования, педагоги-психологи.
Материально-технические: автоматизированные рабочие места заместителей директора по УВР, ВР, руководителей методических объединений классных руководителей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, библиотекаря, учителей-предметников, мультимедийное оборудование, в том числе для дистанционного обучения, «мобильные классы», студийное оборудование (звуковая и цифровая техника); программное обеспечение, в том числе электронные образовательные ресурсы, многофункциональные устройства (принтер, копир, сканер), профессиональная музыкальная аппаратура, многофункциональные устройства (принтер, копир, сканер).
Финансовые: повышение квалификации учителей по проблеме выявления, развития, поддержки талантливых, одаренных и высокомотивированных детей (проблемные семинары, краткосрочные курсы, обучающие семинары); совершенствование материально-технической базы; поддержка детей, достигших высоких образовательных результатов (премии, стипендии), педагогов, обеспечивающих реализацию проекта за счет бюджетных средств, спонсорской помощи, грантов.
· развитие информационного пространства школы;
· внедрение в образовательное пространство школы индивидуальной траектории развития талантливых и одаренных детей;
· повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях;
· положительная динамика в развитии способностей школьников и, как следствие, их успешная социализация;
· развитие интеграционного пространства школы, сетевого взаимодействия и повышение качества образовательного процесса в целом;
· повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
· сохранение здоровья одаренных детей в комфортной среде, удовлетворяющей всех участников образовательного процесса;
· пополнение электронного банка данных «Одаренные дети», банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
· повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях;
· издание сборника лучших работ обучающихся, сборника методических рекомендаций для работы с одаренными детьми.
Возможные риски |
Меры по предупреждению и минимизации |
Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов и, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся. |
1. Разработка показателей и внедрение диагностических методик изучения детской одарённости, их корректировка. 2. Поэтапный поиск одаренных детей в процессе их индивидуального образования. 3. Комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка. 4. Многократность и многоэтапность обследования с использованием психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка. 5. Экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением специалистов в соответствующей предметной области. |
Неправильные действия субъектов образовательного процесса в рамках проекта, вследствие чего может произойти снижение значимости данной работы среди родителей, педагогов и обучающихся. |
1. Совершенствование системы взаимодействия педагогов с одаренными детьми. 2. Оптимизация деятельности педагогов по формированию положительной мотивации обучающихся. 3. Постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными учащимися. 1. 4. Развитие системы интеграции урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, стимулирующей любознательность ребенка. |
Возрастание учебной нагрузки обучающихся при реализации проекта, что может привести к отрицательной динамике в состоянии здоровья ребёнка (зрение, осанка, угроза виртуальной зависимости). |
1. Активизация работы по проекту «Школа здорового образа жизни», корректировка проекта. 2. 2. Разработка с учетом валеологических основ учебного плана образовательного учреждения, учебных программ по предметам и курсам. 3. 3. Профилактические и корректирующие мероприятия с привлечением специалистов учреждений - социальных партнёров в соответствующей сфере деятельности. |
XIV. Литература
1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети"
2. Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
4. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
6. Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева.-АСОУ, 2011-260 с.
7. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
8. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
9. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
10. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.