Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 33 г. Томска.
Проект
«Огород на окне»
(старшая группа)
Подготовили проект воспитатели:
Лебедева Ирина Михайловна.
Рудинская Ксения Викторовна
г. Томск 2021 г.
Авторы проекта: Лебедева Ирина Михайловна,
Рудинская Ксения Викторовна
Название проекта: «Огород на окне»
Девиз проекта: «Огород на окне – витамины на столе»
Вид проекта: Краткосрочный, исследовательский
Краткая аннотация проекта.
Данный проект поможет воспитателю закрепить и расширить представления детей об окружающем мире, об овощных культурах. Позволит обогатить словарный запас, научит отгадывать загадки, ставить перед собой цель. Поможет сформировать положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками, разовьет чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Участники проекта:
Дети старшей группы «Гномики», воспитатели.
Сроки проведения проекта: 04 марта 2021г. – 15 апреля 2021г.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие. Физическое развитие.
Цель проекта:
Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:
• Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
• Закреплять знания детей о строении луковицы. Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
• Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
• Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Этапы проекта:
1. ЭТАП – подготовительный (1 неделя)
2. ЭТАП – исследовательский (3 недели)
3. ЭТАП – заключительный (1 неделя)
Основополагающий вопрос:
1. Что нужно для здоровья?
Проблемные вопросы:
1. Как зеленеет лук, укроп, петрушка?
2. Какова роль солнца для растения?
3. Какой уход необходим растениям со стороны человека?
4. Какую роль имеет вода для роста растения?
5. С какими болезнями поможет справиться лук?
Учебные вопросы:
1. Выявить устройство земли.
2. Как выращивают овощи на огороде, в теплицах и оранжереях?
3. Какие необходимы условия для роста лука?
4. Сорт лука. Строение лука.
Ожидаемые результаты:
· Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
· У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
· У детей сформируется положительное отношение к труду, дети научатся выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
· У детей закрепятся знания о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; будет более развитой речь детей, активизируется словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
· сформируется желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
· сформируется уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.
В начале проектной деятельности проводится игра-занятие на тему «Что нужно для здоровья», где дается оценка начальных знаний детей об овощах и фруктах, об их пользе. Во время этого занятия воспитанники высказывают свои предположения относительно существующей проблемы, вместе пытаются ответить на вопрос «Что нужно для здоровья?», это мотивирует их на проведение исследований в проекте.
В ходе занятия детям сообщается, что они могут сами вырастить для себя «витамины».
ПРИМЕНЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ
В медицине лук известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион.
В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с мёдом полезно от бельма… Луковый сок помогает от ангины.
Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит. Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и cчитался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни.
Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.
Лук широко используется в современной медицине. Из лука репчатого получены препараты «Аллилчеп» и «Аллилглицер». «Аллилчеп», оказывающий противомикробное действие, возбуждает моторику кишечника.
Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть. От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее.
КАК ЛУК В СТАРИНУ ВЫРАЩИВАЛИ
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники.
На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ.
Были сёла огуречные.
Были сёла гороховые, были сёла капустные, а были сёла луковые.
Семьдесят пять сортов лука – репки оставили нам в наследство русские
огородницы.
Растили лук женские руки – мужчины уходили в город на промысел.
Учебные мероприятия
1 ЭТАП – подготовительный (04.03.21 – 10.03.21).
В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями выращиваемых культур (репчатый лук, укроп, петрушка (датой посадки и первой зелени).
Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, выпустили газету «Витамины на столе»
2 ЭТАП – исследовательский (11.03.21 – 08.04.21).
Дети наблюдали за ростом лука, укропа, петрушки, проводили опыты, поливали, фотографировали. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП - заключительный (08.04.21 – 15.04.21 )
Подведение итогов работы над проектом, формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы. Рефлексия.
Дневник наблюдений «Огород на окне»
Посадка лука 04.03.21г.
Мы ребята, малыши
Любим мы трудиться.
Вот посадим лук, укроп,
Будем им гордиться.
Всходы 09.03.21г.
Стану я тебя лелеять,
Наш кормилец – огород,
Чтобы всходы зеленели,
Чтобы лук шикарный рос.
Ухаживаем, наблюдаем
04.03.21г. – 15.04.21г.
22.03.21г.
Пробуем урожай со своего огорода.
У лука некоторые перышки длинные, свежие, зеленые.
Начинает всходить петрушка и укроп.
Росточки маленькие, тоненькие.
08.04.21г. – пробуем урожай петрушки и укропа.
Лук нужен Лук не нужен
Секреты кулинарии
Борщ Тушёная капуста Зимний салат Жареная картошка Щи Котлеты Вареники Макароны по- флотски |
Компот Сироп Кисель Каша манная Блины Оладьи Торт Варенье |
Физминутка.
В огороде поутру погляди на грядку – (наклоны вперёд-назад)
Лук зелёный на ветру делает зарядку – (потягивание вверх)
На зарядку встали в ряд репа и редиска – (ходьба на месте)
Там листочки вверх глядят – (поднять руки вверх, помахать)
Здесь пригнулись низко – (присесть).
ЗАГАДКИ
Пришел барин с грядки,
Весь в заплатках,
Кто ни взглянет,
Всяк заплачет.
(Лук)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Под землей не велик
В шубе золотой старик
(Лук)
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
(Лук)
Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слёзы проливает.
(Лук)
Сидит Игнатка на грядке,
Кафтан Игнатки в заплатках.
Кто Игнатку тронет,
Тот слезу обронит.
Н. Родивилина
Уж давно о нем не спорят -
Витаминов просто море,
Правда, он не виноват,
Что немножко горьковат.
Круглый год, зимой и летом,
В шубку теплую одетый.
Раздеваем - горько плачем,
А раздеть нельзя иначе.
Догадался, юный друг?
Ну, конечно, это...(лук)
Н. Меркушова
Очень горький - но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг -
Потому что это - ... . (Лук)
С. Мельников
В золотой одёжке дед.
Ни одной застёжки нет.
Тронешь, дух пойдёт в глаза,
Сразу катится слеза.
И натерпишься с ним мук…
Чистим мы полезный … (лук!)
Т. Шатских
Кто на свете всех полезней,
Кто спасёт от всех болезней,
Кто обидит нас без рук? –
Маленький, коварный... (лук)
Г. Тютюгина
Говорят, я без застёжек,
На мне множество одёжек,
Сняли первую одёжку –
И заплакали немножко,
Оголили все бока –
Потекла из глаз река.
Т. Лаврова
Носит он по сто одёжек,
Правда, нет на них застёжек.
Если будешь их снимать,
Слёзы станешь проливать.
Лечит от семи недуг
Этот горький лекарь...(лук)
И. Николаевич
Под тончайшей шелухой
Он скрывает нрав крутой,
Только тронь ножом – тотчас
Слёзы выдавит из глаз.
Ну а если он другой,
То с тугою тетивой.
Натянув её на сук,
Мы получим классный... (Лук).
О. Карелин
На вкус и запах очень горький,
Но против зимней хвори стойкий:
Изгонит из больных недуг
Полезный для здоровья ..(Лук)
Н. Довженко
Стрелы острые в порядке,
Зелень перьев и тулуп.
Старый дед сидит на грядке,
А его названье-...(лук)
Н. Розбицкая
Овощ из последних сил
Всех разжалобить решил.
Глаз ты от него не прячь,
Коль раздел его - поплачь!
(Лук)
В. Кузьминов
Если режет тётя Света
Для салата овощ этот,
То катятся слёзки
У деток и взрослых!
(Лук)
Г. Ступников
Злой он очень, но полезный,
Защищает от болезней.
Всем микробам враг, не друг...
Как его назвали ? ...(Лук)
О. Огланова
Чубчик зелёненький,
Сам золотистый.
Сок, хоть и едок,
Но облик лучистый.
Слёз с ним пролить
Можно целое море,
Но они вовсе текут
Не от горя.
(Лук).
Л. Заикина
Мне не больно, мне не жалко,
Плачу я и плачет Аллка.
По дощечке быстрый стук,
Мама режет злющий...(Лук).
В. Тунников
Белую головку
Спрятал очень ловко
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
(Лук)
СТИХИ О ЛУКЕ
Е.
Жуковская
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
Т. Казырина
Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает
Л. Шмидт
– Какое горе! – крикнул Лук.
– Я приношу так много мук!
Хозяйка слёзы льёт полдня,
Лишь только шубу сняв с меня.
Альвазор
Вверх зелёная стрела
Прямо в луке проросла,
Лук не даст лететь стреле –
Бородой прирос к земле.
Н. Красноперова
На Букву «Л» тут зреет Лук,
Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.
Н. Анишина
Лук стал сердитым от обиды:
– Во мне сплошные фитонциды.
Да, иногда я раздражаю, —
сказал он, слёзы вытирая. —
Когда людей сразит недуг,
все вспоминают: – Где же лук?
Я выгоняю хворь и боль,
Средь овощей и я не ноль.
Е.
Борисова
Дед сказал сегодня: - Лук,
За обедом лучший друг!
Ну какой же это друг,
Если плачут все вокруг?
Режут, режут, режут лук,
Плачут, плачут, все вокруг.
Плачут бабушка и внук,
У окошка плачет жук.
Даже кошка прячет нос,
Кто ответит на вопрос?
Отчего же лучший друг,
Плакать всех заставил вдруг?
И. Ефремов
У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый лук!
Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать!?
Е. Попова
Там, на кухне,
что за запах,
Что сбежал оттуда папа?
Там на кухне,
что за звук?
Это мама режет лук!
Режет лук и плачет.
Что все это значит?
Кто же мамочку обидел?
Но когда я лук увидел,
Тоже плачу в два ручья…
Почему же плачу я?
Мне не больно,
не обидно,
А слезам конца не видно!
Е. Груданов
Там, на грядке у беседки,
Вырос лук - большой и крепкий!
Знаем мы уже давно,
Что поплачем от него.
Но как любим мы с друзьями
Лук, поджаренный с грибами!
С макаронами, в котлете
Или в свежем винегрете!
В общем, мы, когда едим,
Очень часто дружим с ним.
Потому что этот лук -
Для здоровья первый друг!
С. Агарков
Слёзы льются градом –
Сеня режет лук.
Брат смеётся рядом:
-- Лук тебе – не друг!
- Ничего, братишка,
Скоро твой черёд!
Лук кусачий слишком,
Сам тебя найдёт.
Кончилась потеха,
Сева трёт глаза.
Тут уж не до смеха:
На щеке слеза.
А. Тесленко
Вот на грядке лук
зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!
Ю. Дулепина
В огороде летал жук.
Сел на грядку, стал есть лук.
Слёзы в три ручья бегут,
Говорит:
-Зелёный лук!
Подожду, когда созреет,
Слишком горький,
Пусть краснеет,
Будет лучок сладкий,
Прилечу на грядку.
Говорим мы:
- Глупый жук,
Не бывает красным лук,
Сладким тоже не бывает,
Каждый школьник это знает.
Пусть он будет горький, злой,
Лук полезен нам такой!
О. Ефимова
Я ненавижу в супе лук,
Ужасней нет картины.
А бабушка твердит: -мой внук
Есть должен витамины!
Да я не против витамин,
Но в супе их не видно.
Там плавает лишь лук один,
Вот отчего обидно!
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЗДОРОВЬЕ
· Чистота — залог здоровья.
· Двигайся больше, проживёшь дольше.
· Здоровье дороже богатства.
· Доброе слово лечит, а злое калечит.
· Самого себя лечить, только портить.
· Сидеть да лежать, болезни поджидать.
· Здоровье на болезнь не меняй.
· Добрым быть — долго жить.
· Ходи больше, жить будешь дольше.
· Желание выздороветь помогает лечению.
· Не спрашивай здоровья, а глянь на лицо.
· На нём хоть воду вози.
· Гляди в ноги: ничего не найдёшь, так хоть нос не расшибёшь.
· Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
· От перееданья люди умирают чаще, чем от голода.
· Сляжешь — не встанешь.
· Кроме смерти, от всего вылечишься.
· Болезнь человека не красит.
· Здоров на еду, да хил на работу.
· Береги платье снова, здоровье смолоду.
· Где больно — там рука, где мило — там глаза.
· Были бы кости, а мясо нарастёт.
· Одной ногой в могиле стоит.
· Болит голова — состричь догола, посыпать ежовым пухом, да ударить обухом.
· Скрипучее дерево живуче.
· Краше в гроб кладут.
· Добрый человек здоровее злого.
· В стоячей воде всякая нечисть заводится.
· Какие мысли, такие и сны.
· Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
· Барского слугу стало гнуть в дугу.
· Еле-еле душа в теле.
· Ешь вполсыта, пей вполпьяна — проживешь век дополна.
· Больной, что ребёнок.
· Больному и киселя в рот не вотрешь.
· Брюхо больного умнее лекарской головы.
· Голова болит, заду легче.
· Ешь чеснок и лук — не возьмет недуг.
· Не лечиться худо, а лечиться ещё хуже.
· От старости могила лечит.
· Сладко есть и пить — по врачам ходить.
· Здоровье дороже денег.
· Здоров буду и денег добуду.
· Здоровья не купишь.
· Горьким лечат, а сладким калечат.
· Ногти распухли, на зубах мозоли натер.
· Здоров как бык, как боров.
· Лук семь недуг лечит.
· Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.
· Здоровому все здорово.
· Подкошенная трава и в поле сохнет.
· Не всякая болезнь к смерти.
· Не могу, а ем по пирогу.
· Не рад больной и золотой кровати.
· Нищий болезней ищет, а к богатому они сами идут.
· Больному и мёд горек.
· В здоровом теле — здоровый дух.
· После обеда полежи, после ужина походи.
· Что в рот пролезло, то и полезно.
· Смерть одна, да болезней тьма.
· Заболит нос — высунуть на мороз, сам отвалится и здоров будет.
· Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
· Деньги — медь, одежда — тлен, а здоровье всего дороже.
· На ладан дышит.
· Недосыпаешь — здоровье теряешь.
· Жадность здоровью недруг.
· В три погибели согнуло.
· Лежит — не может, а что болит — не скажет.
· Болезнь ищет жирную пищу.
· Заболеть легко, вылечится — трудно.
· Кто много лежит, у того бок болит.
· Умеренность —
мать здоровья.
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.