Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 126»
Проект
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
« Научные забавы »
ПРОЕКТ по теме: «Научные забавы»
Авторы: Максимова Наталья Михайловна, Хрычева Марина Валерьевна, Чернова Елена Дмитриевна, Шарова Ирина Юрьевна -
воспитатели групп: «Колокольчик» (5-6 лет), «Петушок» (3-4года), «Пчелка» (4-5 лет), «Березка» (6-7 лет) и «Теремок» (1,6 – 2 года).
Тематика проекта: Опытно – экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Продолжительность проекта: долговременный.
Вид проекта: групповой, фронтальный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Актуальность проекта:
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а также, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.
Самый эффективный способ познания огромного мира — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях
данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко.
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно –
экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении опытов и экспериментов.
Образовательные области:
Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, труд, художественное творчество, безопасность.
Предполагаемый результат:
1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно
выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в
соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
3. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
4. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективы:
1. Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий
уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;
2. Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой
активности;
3. Совершенствовать профессионализм через применение инновационных
технологий обучения;
4. Пополнять предметно – развивающую среду;
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап |
Формы работы |
Содержание деятельности |
1.Организационно – диагностический |
1. Анализ научной и методической литературы. 2.Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. 3.Организация предметно – развивающей среды. |
1. Определение актуальности, проблемы, цели. 2. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга. 3. Создание условий для детского экспериментирования.
|
2.Формирующий |
1.Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
|
1.Организация предметно – развивающей среды 2.Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций. 3. Работа с родителями: Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные бюллетени, беседы, домашние задания, мастер – класс.
|
3.Заключительный |
1.Сравнительный анализ результатов 2.Перспективы |
1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты. |
Содержание работы по опытно – экспериментальной деятельности
с учётом интеграции образовательных областей программы.
Познание
Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.
Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.
Социализация
Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается.
Коммуникация
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов)
Чтение художественной литературы
Расширять представления о предметах и объектах средствами художественной литературы.
Здоровье
Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни.
Труд
Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в части представлений о труде взрослых ; выполнение трудовых действий.
Безопасность
Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.
Художественное творчество
Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов.
Перспективный план работы с детьми и родителями
по опытно – экспериментальной деятельности.
«Экспериментирование со светом»
Задачи: расширить знания детей об окружающем мире; дать понятие о возникновении света и тени; познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч, понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, картон, белая писчая бумага, экран теневого театра, фигурки теневого театра. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.
Тема |
Цель |
Взаимосвязь с родителями |
Тема: Световой луч.
Теневой театр «Кот, петух и лиса».
Тема: Солнечные зайчики.
Тема: Образование тени. Опыты со светом |
Цель: формировать представление о том, что свет – это поток световых лучей. Цель: познакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности. Цель: помочь понять, как можно отразить свет с помощью зеркала, фокусируя его на солнечные лучи. Цель: расширить представления детей о тени – тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.
|
Круглый стол: «Игра или экспериментирование». Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Домашнее задание - изготовление фигурок для теневого театра |
«Экспериментирование с воздухом»
Задачи: развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, сырые картофелины.
Тема |
Цель |
Взаимосвязь с родителями |
Тема: Этот удивительный воздух.
Тема: Вдох – выдох.
Тема: Как обнаружить воздух.
Тема: Изготовление вертушки.
Опыты с воздухом
|
Цель: Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха. Дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Цель: расширять представления детей о воздухе, способах его обнаружения, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. Цель: учить делать вертушку из квадратного листа бумаги.
|
Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к исследовательской активности детей.
|
«Экспериментирование со звуком»
Задачи: Закреплять представления детей о понятии «звук»; сформировать представления о характеристике звука – громкости, тембре, длительности; развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера; подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн; познакомить с понятием «эхо»; развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребёнка.
Оборудование: музыкальные инструменты, камертон, пластиковая коробочка с резинкой, колокольчик, воздушные шарики, пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч, пластмассовая расческа.
Тема |
Цель |
Взаимосвязь с родителями |
Тема: знакомство с ухом Тема: угадай, чей звук
Тема: разные звуки.
Тема: Как распространяется звук.
Опыты со звуком
|
Цель: познакомить детей со строением и значением органа слуха Цель: учить узнавать на слух голоса товарищей, звучания музыкальных инструментов. Цель: познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту. Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн |
Привлекать родителей к пополнению уголка музыкальными инструментами. |
«Экспериментирование с водой»
Задачи: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).
Тема |
Цель |
Взаимосвязь с родителями |
Тема: Свойства воды.
Тема: «Хорошо – плохо».
Тема: Замерзание воды. Тема: Вода–растворитель, фильтрование воды.
Опыты с водой.
|
Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы. Цель: выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека. Чтение сказок «Жила – была река» «Как люди речку обидели» Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Цель: формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, показать способ очистки воды с помощью фильтра |
Памятка для родителей «Экспериментирование с водой»
|
«Экспериментирование с предметами»
Задачи: познакомить детей с понятием магнит; сформировать представление о свойствах магнита; активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком; развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы; воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.
Тема |
Цель |
Взаимосвязь с родителями |
Тема: Магнит и его свойства.
Тема: Два магнита.
Тема: Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад.
|
Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита |
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
«Экспериментирование с предметами живой и неживой природы»
Задачи: Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте; показать на примере опытов, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит»; помочь детям лучше узнать окружающий его мир живой и неживой природы.
Оборудование: земля, стаканчики, пластиковые ложечки для посадки, лейки с водой, семена фасоли.
Тема |
Цель |
Взаимосвязь с родителями |
Тема: на свету и в темноте.
Тема: Вершки – корешки. Тема: Есть ли у растения органы дыхания? Тема: «Домашняя засуха»
Тема: Есть ли у растений органы дыхания? Тема: Что у нас под ногами? Опыты с почвой |
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.
Цель: Выяснить, что раньше появляется из семян. Цель: Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. Цель: Дать представление о том, что в земле есть вода.
|
Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы».
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.