Проект организации адаптационного
периода детей к дошкольному образовательному учреждению.
Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Чепурная Е.Э.
...Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка. Сухомлинский В. А
Поступление детей раннего и младшего дошкольного возраста в детский сад
требует повышенного внимания и от родителей, и от всего персонала детского сада.
Работа по обеспечению адаптационного периода осуществляется в три этапа:
- 1 этап – до поступления детей в группы (с момента записи ребенка родителями – первое посещение детского сада);
- 2 этап – период длительностью 10 недель с поступления детей в группу;
- 3 этап – подведение итогов адаптационного периода.
Цель проекта – создание условий для безболезненного перехода ребенка из семьи в детский сад.
Реализации проекта - педагоги и родители.
Работа с родителями.
Задачи:
- обеспечить родителей детальной информацией о работе детского сада;
- выяснить интересы и потребности семей, индивидуальные особенности и привычки детей;
- познакомить родителей с особенностями прохождения детьми адаптационного периода;
- учить родителей способам подготовки ребенка к детскому саду;
- формировать у родителей умение выстраивать позитивные взаимоотношения с ребенком в адаптационный период;
- формировать доверительные отношения между родителями и сотрудниками детского сада.
Формы работы:
1. «День открытых дверей», организованный специально для родителей.
Провели экскурсию по детскому саду, родителям предоставили возможность посетить занятия специалистов, которые будут работают с малышами (музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, логопед), понаблюдали за проведением режимных моментов; проводили беседы с руководителем учреждения, старшим воспитателем, медицинскими работниками с целью ознакомления с реализуемой программой, правилами посещения детского сада, правами и обязанностями родителей, правами детей, режимом детского сада, примерным меню, организовали знакомство родителей с педагогами, с условиями пребывания детей в группе.
2. Организация клуба для родителей «Ясли – это серьезно».
На занятиях клуба обсуждали следующие вопросы: что такое адаптация, фазы адаптационного периода; степени адаптационного периода, факторы, определяющие процесс
прохождения адаптации; правила введения ребенка в детский сад, особенности взаимодействия родителей с ребенком в период адаптации.
3. Организация мини-библиотеки для родителей, в которой есть
необходимая литература по данной проблематике, а у родителей есть возможность
взять интересующую их книгу домой.
4. Анкетирование родителей с целью изучения интересов и потребностей семей, изучения индивидуальных особенностей детей, их привычек; изучение степени подготовленности ребенка к посещению детского сада; особенностей
взаимоотношений родителей и детей.
5. Организация детско-родительских проектов.
Данные проекты необходимы для формирования доверительных отношений между педагогами и родителями. Проекты оформлялись как членами семьи, так и совместно с
педагогами «Презентация своего ребенка», «Презентация семьи», «По дороге в детский сад», «Мои первые дни в детском саду», «Выходной в кругу семьи», «Как я люблю отдыхать» и т.д. Проектная деятельность проводится систематически ( раз в 1-2 месяца).
6. Индивидуальные консультации.
Данные консультации проводятся с целью своевременного анализа и корректировки прохождения адаптационного периода каждым конкретным ребенком. Вопросы консультаций возникают в ходе индивидуального наблюдения за детьми, либо по запросам родителей.
7. Подгрупповые консультации.
Проводилась с приглашением специалистов детского сада. На подобные консультации приглашалась группа родителей с похожими проблемами у детей. В ходе таких
консультаций использовались видеозаписи, иллюстрирующие выявленные проблемы.
8. Родительские собрания.
При подготовке к собранию было обеспечено максимальная его посещаемость, для этого использовали различные формы информирования родителей о его проведении: письменные объявления, индивидуальные устные приглашения.
9. Копилка консультативных материалов для родителей.
Это большая подборка консультативных материалов для родителей по всем аспектам проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста. Данные материалы хранятся в
методическом кабинете и могут быть использованы для экспонирования на
информационных стендах; для самостоятельного индивидуального прочтения, как
родителями, так и педагогами. В копилку входят примеры
совместных игр родителей и детей.
Следует помнить основные принципы при организации работы с семьей:
· открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется
возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок);
· сотрудничество педагогов и родителей в воспитание детей; создание активной – развивающей среды.
Организация работы с родителями по обеспечению условий для успешного прохождения адаптационного периода детьми в детском саду должна начинаться задолго до непосредственного поступления ребенка и продолжаться до полного завершения адаптационного периода у каждого ребенка.
Работа с детьми - задачи:
- создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе;
- сформировать у детей положительную установку на детский сад;
- сформировать у детей чувство уверенности в окружающем;
- познакомить детей друг с другом и помочь им сблизиться;
- познакомить детей с некоторыми специалистами детского сада.
Важным условием обеспечения ребенку психологического благополучия является создание предметно – пространственной среды в группе. Среди организующих ее принципов, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, можно выделить принцип эмоциогенности – обеспечения индивидуальной комфортности, психологической защищенности – доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье), эмоционального благополучия.
Среда создана привлекательная для ребенка и вызывает у него положительные эмоции. Она яркая, разнообразная, чтобы каждый мог найти себе место с точки зрения его эмоционального состояния, поскольку нахождение в большом коллективе сверстников даже у уравновешенного ребенка может в конце дня вызвать агрессию. Для релаксации использовали записи шелеста листвы, журчания и плеска воды, пения птиц, спокойной музыки.
Развивающая предметная среда предусматривает достаточное пространство для движений.
Следующее условие – создание в группе атмосферы эмоционального комфорта для каждого ребенка и поддержание положительного эмоционального состояния. По данным физиологов, для нормального психического развития ребенок должен испытывать положительные эмоции не менее 40 раз в день.
В группе сформирована у ребенка положительная установка, желание идти в детский сад. Он должен чувствовать, что его там ждут и воспитатели, и дети, что впереди интересная деятельность. Все это важные мотивы для посещения ДОУ.
Утром, встречая ребенка в приемной, демонстрировали доброжелательное отношение к нему.
Положительная атмосфера в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают и право других на самобытность.
Потребность в эмоциональной близости с педагогом, особенно в период адаптации, удовлетворяется не как исключительное право отдельных детей, а как результат дружеского чувства педагога к каждому ребенку.
И.А. Шашкова отмечает, что воспитатель оказывает существенное влияние на качество группового климата. Он является для детей значимой фигурой, от которой зависит построение общения с ними с позиции партнерства. Такой тип общения характерен для личностно ориентированного образования, которое выступает в качестве наиболее благоприятного условия для развития детей и обеспечивает их доверие к воспитателю.
У дошкольников существует потребность в эмоциональной близости с педагогом, совместной деятельности с ним, общности переживаний и оценки событий и явлений, стремление к его одобрению и признанию.
В основе развития детей младшего дошкольного возраста лежат совместные
действия педагога и ребенка, подражательные движения и игровые действия.
Взрослый сопровождает показ короткими указаниями, одобряет удачные действия
детей, помогает тем, кто затрудняется действовать без показа. Выучив несложные движения в игре, в бытовой деятельности, дети перенимают их и могут выполнить их самостоятельно. Известно, что более тесные психологические связи устанавливаются между детьми в процессе различных видов совместной деятельности, в частности трудовой, игрой или изобразительной. Это выражается в умении слушать партнера, соглашаться с ним или отстаивать свою точку зрения, согласованно выполнять общее задание, аргументировать свои
предложения и уметь отказаться от них, если другой вариант лучше. Ребенка следует поддерживать, одобряя, подбадривая его действия улыбкой, жестами.
Постепенно ребенок увлекается совместными действиями с воспитателем.
Совместная деятельность взрослых и детей младшего дошкольного возраста делится на ряд этапов:
· установление эмоционального контакта с детьми. Легче всего это сделать с помощью игровых ситуаций;
· привлечение детей к организации игрового места. Малыши начинают ориентироваться в пространстве свое группы, узнавать названия и место расположения предметов и орудий труда;
· выполняя действия, ставим задачу формирования рациональных действий детей. Предварительно продумываем, какой способ действия показать детям. Выбираем способ, наиболее приемлемый и рациональный, т.е приводящий к наилучшему результату при наименьших физических и нервных затратах. Важно сделать действие образным;
· использовали полученный конечный результат, переходим к игровым действиям;
· разнообразие совместной с детьми.
Ребенок чуток к эмоциональному настроению взрослых, поэтому в целях успешной адаптации в детском саду первая встреча проходила в спокойной для ребенка обстановке, доброжелательной атмосфере. Доброжелательно встречаем детей, приглашаем в игровую
старается устанавливаем эмоциональный контакт.
Постепенно начиналось знакомство с помещениями группы и их назначением, теперь уже ребенком. Самое главное в этот период – не торопились и дети привыкали, осваивались в новой обстановке.
Длительность адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении зависит также и от уровня развития ребенка. Л.Н. Галигузова отмечает четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками.
Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки, обращаются за помощью.
А характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к
яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой.
Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут найти себе занятие, постоянно
требуют внимание взрослого.
Для обеспечения позитивного социального развития ребенка использовались в
работе такие приемы, как демонстрация собственного позитивного действия,
замена, переключение внимания, введение правил и соответствующих следствий выполнения или невыполнения. Для активизации детей применяются игровые
приемы: использовали игрушки, платочки, погремушки, флажки. Показывая игру, предлагали детям в ней участвовать.
Игры – забавы являются интересной формой развлечения для детей
дошкольного возраста. Игровыми, шутливыми действиями воспитатель создает
непринужденную обстановку для детей.
Игры – забавы помогают собрать, переключить внимание детей, снять
утомление и создать приподнятое настроение. Элементы новизны (использование
музыки, костюмов, игрушек) повышают интерес к совместной игре у детей,
активизируют детское исполнение и создают приподнятое, радостное настроение.
Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает
характеристику. В руках взрослого игрушка оживает, становится желанной для
ребенка. Действие с игрушкой можно сопровождать чтением стихотворения или
исполнением песни.
Мы обыгрывали самые разные игрушки, показывая всевозможные действия с ними. Умело подобранная музыка сделает игрушку более понятной и привлекательной для ребенка.
Отдельно вводились специальные игры, направленные на сближение детей друг
с другом и воспитателем, на освоение окружающей среды; на знакомство с
персоналом детского сада, на формирование навыков самообслуживания т.д. ( А.
Григорьева)
Подобные игры организовывались при соблюдении некоторых условий:
· добровольность участия в игре, непосредственное участие в игре взрослого, которые
своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, многократное повторение игр, предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.
Для успешной адаптации создавали ситуации для смеха, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу вносили игрушки – забавы, демонстрируются веселые мультфильмы, устраивались игры – баловство и т.д.
Формы работы с детьми:
· - Праздник знакомства. В празднике принимали участие педагоги, дети и родители детей. Встречали детей и родителей, приглашали в группу, проводили мини-экскурсию по группе, показывали игрушки, знакомили с детьми, рассказывали о том, что они делают, проводят игры, направленные на знакомство детей, родителей и педагогов.
Затем ребенку предоставляли возможность для самостоятельного осмотра
группы, игрушек, в это время он присматривается к детям и воспитателям. На
прощание воспитатели и дети приглашали ребенка прийти к ним завтра и дарят на
память небольшой подарок (детский рисунок, картинку, воздушный шарик и т.п.).
· Стенд «Моя семья». Данный стенд оформляется с целью создания эффекта присутствия семьи.
Стенд оформлялся на уровне глаз детей с использованием семейных фотографий каждого ребенка. Наличие такого стенда в группе позволило детям в наиболее трудные эмоциональные моменты подойти к нему, посмотреть на знакомые фотографии, что способствует снятию эмоционального напряжения.
· Организация совместных специальных игр.
Это игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, игры, направленные на освоение окружающей среды, игры, направленные на знакомство с персоналом детского сада, игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и т.д.
В группе создавалась обстановка, приближенная к семейной: мягкий диван, уютные интимные уголки, дети свободно передвигаются по группе, без излишних ограничений, находят занятие по интересам, у детей формируется доверительное отношение к взрослым, окружающим их. Ребенок приносил из дома любимую игрушку, с которой он, например, привык засыпать; во время засыпания поглаживали ребенка по головке, похлопывали по спинке и т.д.
· Создаются ситуаций для смеха.
создавали такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу вносятся игрушки-забавы. Демонстрируются веселые мультфильмы, устраиваются игры – баловство, игры с водой – наливать в различные емкости, переливать, брызгать,
капать воду из пипетки. Периодически включали музыку (во время еды, во время подготовки
ко сну), способствующую снятию эмоционального напряжения или поднятию настроения.
Лучше всего для адаптации подойдет классика и детские песенки. Причем
применять такое средство лучше всего различными способами. У классической
музыки есть одно очень полезное свойство – она удивительным образом помогает
уравновесить душевное состояние, приобрести гармонию. А ведь именно это и
требуется малышу. Кроме того, детей в группах приучали к искусству, играя
некоторые произведения, например, на пианино. Услышав знакомые «домашние»
мелодии, ребенок сразу почувствует себя увереннее. Слушали мелодии Л.
Бетховена, И.С. Баха или П.И. Чайковского. Хорошим помощником были и детские песенки. Во-первых, они милые и веселые, легко поднимают настроение. Во-вторых, в детском саду их тоже поют, и ребенку было приятно осознавать, что он уже знает слова.
Использовали специальные приемы, затормаживающих отрицательные
эмоции. Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками.
Предлагали детям нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок, соединять детали крупного конструктора, играли резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой и песком.
Таким образом, процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно
длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем
детского организма. А так как адаптивные возможности ребенка в младшем
дошкольном возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и
длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным
нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Организация
совместной деятельности воспитателя с детьми позволила детям быстрее
привыкнуть к условиям дошкольного учреждения, наладили добрые
взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, создали благоприятные условия
для дальнейшего воспитания и развития. Изучение ребенка до поступления его в
дошкольное учреждение, знакомство с образом жизни его семьи также позволили в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
Результаты наблюдения показали, что среди признаков тревожности у большинства детей встречается плаксивость (25%), напряженность, скованность (35%), трудность включения в деятельность при непосредственном общении (30%), обидчивость (25%). Реже отмечаются сосание пальца (30%), нетерпеливость (15%), сверхчувствительность (25%). Довольно редко отмечаются агрессивность, бледность, покраснение (15%), трудности в сосредоточении (20%) и суетливость (5%). Не отмечена у детей потливость рук.
Таким образом, результаты диагностики тревожности показали, что большинство детей младшего дошкольного возраста имеют теперь низкую тревожность. Это способствует общему положительному настроению детей в течение дня, желанию включаться в предлагаемые педагогом игры и упражнения, дети наконец-то «отошли от окна» и перестали все время ждать маму – все это говорит о том, что дети привыкли к новой обстановке и она начинает им нравится и быть комфортной.
Все дети освоили пространство группы, научились слышать просьбы воспитателя, стали обращаться к нему с просьбами сами. Стали находить себе занятие в течение дня, чаще стали улыбаться. С удовольствием ходят в музыкальны и физкультурный зал, не боясь других педагогов.
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит в 4
этапа.
На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.
На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши
пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой.
На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям. Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Совместная
деятельность педагога и детей является эффективным условием успешной
адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Список литературы:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] : практ. пособие / авт.- сост. Л. В. Белкина. – Воронеж : Учитель, 2004. – 236 с.
2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6. – С. 46-51.
3. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду [Текст] / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 100-102.
4. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет сада / З. М. Богуслав-ская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.
5. Галанов, А. С. Я иду в детский сад [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / А. С. Галанов. – М. : Школ. Пресса, 2002. – 80 с.
6. Григорьева, А. Игра как способ адаптации детей дошкольного возраста [Текст] / А. Г Григорьева // Воспитание дошкольников. – 2010. – № 3. – С. 51-52.
7. Гризик, Т. Участники адаптационного периода [Текст] : ребенок - родители - педагоги / Т. Гризик, В. Баева // Дошкол. воспитание. – 2010. – № 9. – С. 46-56.
8. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ [Текст] : метод. Пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. – М. : Сфера, 2006. – 128 с.
9. Ребенок третьего года жизни [Текст] : пособие для родителей и педагогов / авт.-сост. Н. Н. Авдеева [и др.] ; под ред. С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 251с.
10. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях [Текст] / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской [и др.]. – М. : Медицина, 1980. – 231 с.
11. Чухонцева, Л. В. В первый раз в детский сад [Текст] / Л. В. Чухонцева // Игра и дети. – 2007. – № 5. – С. 10-11.
Приложение 1.
Игровая деятельность детей в адаптационный период
«Разноцветные пуговки»
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.
Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмѐм
И дом по цвету им найдем.
«Шарики»
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.
«Яблонька»
Цель игры: Развитие сенсорного восприятия. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в
панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к
которым прикручиваются крышки (яблочки).
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и
контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать
яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и
прикручивают их к горловинам.
Будем с крышками играть,
Разные яблочки собирать.
«Волшебные колпачки»
Цель игры: Развитие сенсорного восприятия. Развитие зрительного внимания. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета. Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и
обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.
«На что похожа фигура?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры:
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
«Спрячемся от дождика»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Ход игры:
Игровая ситуация: ―В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?‖
«Выбери пуговки»
Цель:
Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)
Ход игры:
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
«Найди домик»
Цель: Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:
Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона мишки разной величины.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает ребятам, что мишки потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь мишкам, найти каждому домик.
«Солнце или дождик»
Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять
действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«Угадай на чём играю»
Цель: развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
«Громко - тихо»
Цель: развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».
«Не разбуди куклу»
Цель: развивать умение пользоваться тихим голосом.
Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.
Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.
Игры, направленные на развитие тактильных ощущений,
Обоняния.
«Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительновоспринимаемому образцу.
Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).
Содержание: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог. быстрее найти на ощупь и достать названный педагогом предмет.
«Определи на ощупь»
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Оборудование: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).
Содержание: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.
«Платочек для куклы»
Цель: определение фактуры материала на ощупь.
Оборудование: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).
Содержание: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.
«Найди пару»
Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.
Содержание: на столе находятся пары пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и найти парные.
«Соедини коробки»
Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
Оборудование: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).
Содержание: на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.
«Холодно - тепло – горячо»
Цель: определение температуры воды на ощупь.
Оборудование: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).
Содержание: на столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук,
ориентировку в пространстве
«Где же, где же наши ручки?»
Цель: побуждать детей подражать движениям взрослого.
Материал: платки, коробки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения: - Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину). - Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки). - Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки). - Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки). - Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки). Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол. Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.
«Спрячь в ладошке»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).
Ход игры: Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!»
«Комарики»
Цель: развивать речь, мелкую моторику.
Описание: взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика». Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает - жужжит; сядет - замолкает; когда укусит – характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно
продемонстрировать предметную картинку с изображением комара. Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями. Дарики-дарики, Хлопать в ладоши. Вот летят комарики: «З-з-з!» Складывать пальцы рук в щепоть. Вились, вились, Вращать кистями рук. Вились, вились,
Раз! И в ушко (носик, ручку) Пощипывать за ушко. Нам вцепились!
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Итак, возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии - и можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.
"Найди прищепку"
Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие - сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.
"Елочка"
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
"Цветочки"
Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т.д.
По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое. И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.
«Вверх и вниз»
Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.
Материалы: различные предметы и игрушки, скамейка.
Ход игры: по вашей команде: «Вверх», «Вниз» - дети взбираются на скамейку (бордюр, турник) или слезают с неѐ. Можно также предложить детям по команде «Вверх», «Вниз» - располагать
игрушки соответственно высоко или низко.
«Где же мишка»
Цель: знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.
Материалы: стулья (два маленьких и один большой, два больших игрушечных медведя и другие игрушки.
Ход игры: предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом. Упражняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя свободное положение относительно большого стула.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.