Отдел по образованию
Мстиславского райисполкома
Государственное учреждение образования
“Копачёвский учебно-педагогический комплекс
детский сад-средняя школа”
АГР. КОПАЧИ 2018
Содержание
1. Информационная карта проекта |
3 |
2. Проект организации летнего отдыха в оздоровительном лагере «Дружба» с дневным пребыванием детей «Копачи.by» |
5 |
3. Литература |
17 |
Приложение |
18 |
|
|
|
|
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта |
Проект организации летнего отдыха в оздоровительном лагере «Дружба» с дневным пребыванием детей «Копачи.by» |
Цель
|
Организация безопасного отдыха, оздоровления и занятости детей во время летних каникул в лагере с дневным пребыванием |
Задачи |
- организовать полноценный летний отдых для детей всех категорий; - приобщить к здоровому образу жизни через различные формы работы; - развивать коммуникативные навыки и практические умения детей; - расширить и углубить знания учащихся об истории своей малой родины; - развивать экологическую культуру детей, формировать ответственное отношение к природе |
Краткое содержание проекта |
В основе развития лагерной смены лежит идея квест-игры, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Предполагается использование популярных и понятных в современной детской среде квест-технологий. В ходе осуществления проекта ребята узнают много нового о своем родном агрогородке, о его истории, его современности. Пройдутся по его улицам, дворикам, достопримечательностям и отметят их на карте деревни. Каждый день смены имеет свое название. |
Автор программы |
Педагог - организатор, учитель начальных классов Тихановская Е.В. |
Руководитель программы |
Заместитель директора по воспитательной работе Никитенко С.С. |
Сроки реализации программы |
01.06.- 21.06.2018 года |
Направления деятельности |
идеологическое воспитание; гражданское и патриотическое воспитание; нравственное воспитание; воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности; воспитание культуры здорового образа жизни; гендерное воспитание; семейное воспитание; трудовое и профессиональное воспитание; экологическое воспитание; воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; воспитание культуры быта и досуга |
Ожидаемый результат |
-организация полноценного летнего отдыха для детей, в том числе детей из неблагополучных, многодетных, малообеспеченных семей; - оздоровление детей, приобщение к здоровому образу жизни через спортивные и оздоровительные мероприятия; - развитие коммуникативных навыков, практических умений детей; - расширение и углубление знаний об истории Родины, области и района; - рост экологической культуры детей, формирование ответственного отношения к природе; - снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; - укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов; - 100% охват детей и подростков летним отдыхом и оздоровлением через лагерь с дневным пребыванием детей. |
Полное наименование организации |
Государственное учреждение образования «Копачёвский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа» |
Адрес, телефон |
213483 Могилёвская область Мстиславский район аг.Копачи ул. Школьная, 5 80224044719 |
Место реализации |
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием |
Количество и возраст учащихся |
20 учащихся в возрасте 6 -10 лет |
ПРОЕКТ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА
В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «ДРУЖБА»
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
ВВЕДЕНИЕ
Летние каникулы – самая лучшая незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования интеллектуальных возможностей ребёнка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, с пользой провести свободное время. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год.
Организация летнего отдыха – один из важных аспектов образовательной деятельности. В детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием главное – не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношения к делу, к друзьям и к взрослым людям.
В настоящее время заметно возрос интерес ученых и педагогов к проблеме патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Одна из главных задач школы – вырастить поколение людей, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
Воспитание патриотических чувств нужно начинать с раннего возраста. Задумавшись об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события; и любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, услышал слова отца и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Это обуславливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в данном направлении.
Данный проект предлагает методические подходы к организации патриотического воспитания учащихся младших классов в условиях школьного оздоровительного лагеря.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью продолжения образовательного процесса в условиях лета, проблемой летней занятости детей, укреплением здоровья учащихся. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания, что способствует превращению эмоционально-духовной сущности ребенка во вторичную ценность. Современные дети все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Многие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Порой кажется, что все испытанные педагогические средства не столь эффективны в разрешении возникающих противоречий.
Объявленный в 2018 году Год малой родины и 73-летие Победы над фашистскими захватчиками в Великой отечественной войне заставляет по-новому взглянуть на реализацию развивающих программ с тем, чтобы в условиях ДОЛ дополнить воспитание ребенка, привить ему уважение к традиционным ценностям.
Самый короткий путь — это путь через игру, фантазирование. Использование игровых форм в организации досуга детей поднимает настроение, снимает напряжение, снижает количество отрицательных поступков со стороны ребят, формирует нравственные оценки.
Для педагогов период летних каникул связан с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому и при этом находились под ненавязчивым контролем взрослых. Важно также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения имеющихся средств и сил (материальных, финансовых, творческих и т.д.). Исходя из этих требований, учитывая традиции и возможности учреждения, уровень подготовки педагогического коллектива, желания и интересов детей и родителей, а также опыт, накопленный нашим учреждением образования, был разработан проект «Копачи.by», содержание которого ориентировано на модернизацию старых форм работы и введение новых.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В соответствии со штатным расписанием в реализации проекта участвуют:
· директор лагеря;
· заместитель директора лагеря;
· воспитатели (из числа педагогов школы);
· педагог-организатор;
· педагог социальный;
· педагог-психолог;
· учитель физической культуры.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
ГУО «Копачёвский УПК ДС-СШ» располагается на 1-м этаже в кабинетах начальных классов. Для организации воспитательного пространства оборудованы:
- актовый зал, оснащенный ПК, проектором, экраном;
- спортивная комната;
- столовая;
- игровая площадка на территории школы;
- отрядная комната;
- школьный стадион.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
· наличие проекта лагеря, плана работы отряда, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
· должностные инструкции, приказ об организации лагеря в ГУО «Копачевский УПК ДС-СШ», подбор методического материала в соответствии с проектом лагеря;
· подбор реквизита для проведения мероприятий;
· разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов;
· проведение педсоветов: организация процесса оздоровления и отдыха детей; планирование культурно-массовых и спортивных мероприятий; особенности детского временного коллектива; квест - игра как средство педагогики оздоровления; создание безопасных условий пребывания детей в лагере; ознакомление с инструкциями по охране труда, должностными инструкциями, приказами, касающимися педагогической деятельности
· создание электронной базы методической продукции. Все информационно-методические ресурсы задействуются комплексно для получения наиболее эффективного результата.
· выставка методической литературы для воспитателей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Исполнители |
1 |
Подготовительный этап Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является: · проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону; · издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря; · разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей; · подготовка методического материала для работников лагеря; · отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере; · составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.) · проведение учёбы, инструктажей всех работников лагеря · работа с родителями и детьми · комплектование отряда · составление социального паспорта · знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями · подготовка документации по ТБ для работников лагеря и детей · прохождение медкомиссии · подготовка помещений: актовый зал, спортзал, игровая комната, спальни, туалеты, компьютерный класс, столовая · подготовка спортивной летней площадки · разработка плана работы лагеря · приобретение канцтоваров, настольных игр, спортинвентаря · формирование призового фонда – грамоты, сувениры · оснащенность техническим оборудованием · оформление уголков «Пожарная безопасность», «ПДД», « Безопасная жизнедеятельность»
|
март - май |
Директор учреждения образования, директор лагеря |
2
|
Организационный этап Основной деятельностью этого этапа является: · встреча детей, проведение входящего анкетирования, ежедневная рефлексия, оценка оздоровительного эффекта детей. · запуск программы «Копачи.by»; · знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. · выявление и постановка целей развития коллектива и личности; · сплочение отряда; · формирование законов и условий совместной работы; · формирование органов самоуправления · подготовку к дальнейшей деятельности по проекту. |
июнь |
Директор лагеря, воспитатели
|
3 |
Основной этап. Реализация основных положений проекта. Родители, дети, педагоги, социум – организаторы проекта: · познают, отдыхают, трудятся; · делают открытия в себе, в окружающем мире; · помогают в проведении мероприятий; · учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации; · развивают способность доверять себе и другим; · укрепляют свое здоровье. · реализация основной идеи смены; · вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел; · диагностика. Во время реализации проекта воспитанники оформляют отрядный уголок |
июнь |
Директор лагеря, воспитатели |
4 |
Заключительный этап Основной идеей этого этапа является: · подведение итогов смены; · выработка перспектив деятельности организации; · анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем; · проведение итогового анкетирования; · анализ работы лагеря. |
Июнь |
Директор лагеря, воспитатели |
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Данный проект по своей направленности является профильным, так как включает в себя комплекс мероприятий гражданско-патриотической направленности в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности проект является краткосрочным, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены.
Ежедневно воспитанники лагеря будут узнавать что-то «новое» для себя о родной деревне.
Реализация целей и задач лагеря с дневным пребыванием детей осуществляется в форме квест-игр. Каждый день имеет своё название. На отрядной линейке воспитанники лагеря получают конверт с заданиями на день. Каждый день имеет своё название - тему квеста. Все дети (жители) нашего агрогородка - это отряд, который планирует свою работу с учётом общелагерного плана.
Квест (происходит от английского «Quest», что переводится как «загадка, головоломка, вопрос») - один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Предлагаемые детям задания с использованием квест-заданий и квест-технологий имеют заданную отправную точку, но развитие сюжета программы не является определенным и будет зависеть от самостоятельных выборов детьми хода и содержательного наполнения программы.
Краткосрочные квест-игры помогут решить многие имеющиеся проблемы.
ü Во-первых, детям хочется получить быстрый и видимый результат.
ü Во-вторых, они проще осваивают индуктивный метод познания (от частного к общему), а не дедуктивный.
ü В-третьих, дети уже многое знают и могут, но сделать конкретный самостоятельный выбор – серьезная проблема.
ü В-четвертых, для каждого ребенка очень сильна значимость оценки его своим окружением – детским сообществом.
Предлагаемые квест-игры позволят увидеть и открыть необычное в обычном и в привычном, приобрести так нужный и важный для них опыт социального взаимодействия и построения собственной траектории развития и представить конкретный продукт деятельности.
Ребята и педагоги в течение работы лагеря совершают путешествия по карте родной деревни.
Каждый новый день в лагере начинается с минутки общения «С добрым утром!». Дети знакомятся с историей создания деревни Копачи, её развитием, узнают о знаменитых земляках, о жизни села и её жителей в годы Великой Отечественной войны, посетят объекты социальной инфраструктуры агрогородка, читают летопись деревни.
Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление атрибутики, словарик игры, оформление.
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов, организуемых на базе Копачевского сельского Дома культуры. Участвуют в больших коллективных делах лагеря.
Вся информация об условиях участия жителей в том или ином деле представлена на информационном стенде, оформленном как карта агрогородка Копачи.
У жителей есть свой герб и гимн, они определяются в начале сезона. Имеется свой отрядный уголок.
РЕЖИМ ДНЯ ЛАГЕРЯ
8.00 – 8.30 |
Все дела отложи, И в наш лагерь поспеши! |
8.30- 8.50 |
С добрым утром, детвора! На зарядку всем пора! |
8.50-9.00 |
Соберись, не ленись, на линейку становись! |
9.00 – 9.30 |
Все за стол! Узнать пора, что сварили повара! |
9.30 - 10 .00 |
Лучше лагеря нет места на свете ─ Знают воспитатели, знают и дети. И если ты час этот будешь в отряде, Будет всем весело, будут все рады! |
10. 00 - 11. 00
|
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! |
11 .00 - 12. 30
|
Есть свободная минутка, Её с пользой проведи! Кто рисует, кто поёт! Дел у нас невпроворот! |
12.30 – 13.00 |
За столом серьёзный вид! У нас здоровый аппетит! |
13. 00 - 15. 00
|
Раз пришел наш «тихий» час, Отдыхают все у нас! |
15. 00 – 15.30 |
Поднимайся, собирайся И на полдник отправляйся! |
15 .30 – 16. 00 |
На прогулку собирайся И здоровья набирайся! |
16. 00 |
А теперь всем: "До свидания!" Завтра снова мы придем! |
МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛАГЕРЯ
ПЛАН – СЕТКА РАБОТЫ ЛАГЕРЯ
|
|
|
1 июня «День Встреч»
|
2 июня «День Дружбы» |
4 июня «День ПДД» |
5 июня «День Сказок» |
6 июня «День Спорта» |
7 июня «День Сыщиков » |
8 июня «День Патриотов» |
9 июня «День Чемпионов» |
11 июня «День Талантов» |
12 июня «День Умников»
|
13 июня «День Здоровяков» |
14 июня «Шашечный день» |
15 июня «День Олимпийцев» |
16 июня «Музыкальный день» |
18 июня «День Мультландии» |
19 июня «Звёздный день» |
20 июня «День Памяти» |
21 июня «День Прощания» |
|
|
|
|
ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ЛАГЕРЕМ
Совет лагеря – центр управления лагерем (директор лагеря, воспитатели, командир отряда), высший орган руководства лагерем, который собирается каждый день после завтрака. На Совете лагеря:
· обсуждаются итоги прошедшего дня, вспоминаются содержательные, эмоциональные моменты, выделяются те ребята и взрослые, благодаря которым то или иное дело удалось;
· обсуждаются проблемные ситуации;
· обсуждаются и утверждаются кандидатуры ребят на подъем флага, для объявления благодарности на линейке;
· обсуждается и утверждается план жизни на завтра;
· обмениваются мнениями о том, как провел работу командир отряда и в завершении дня командир отряда дня сдает рапорт воспитателю.
Ребята разные, и это помогает им при организации определенной целесообразной жизни обретать новый опыт бытия, опылять собственные интересы багажом своих товарищей, и младших и старших, учиться заботиться друг о друге, и вместе – об остальных членах отряда.
ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛАГЕРЯ
Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей. В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядом и взрослые. Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
-оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
-создание в лагере условий для развития физического, творческого, интеллектуального потенциала детей;
-содействие в создании благоприятного психологического климата.
Актив лагеря - это детский совет лагеря.
Детский совет отряда выбирает командира, зам. командира. В отряде также выбираются ответственные за различные направления деятельности (оформители, творческая группа, физорг.)
В качестве равноправных членов актива входят взрослые:
В совет лагеря - директор лагеря, воспитатели;
В детский совет лагеря – командир и зам. командира отряда.
Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов.
Каждый член актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуры поведения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
1. Личностный рост участников лагеря, организация мониторинга личностного роста (показатели социального развития личности, показатели социальной адаптации личности).
2. Развитие и реализация творческих способностей детей (полнота реализации программ; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки и т.п.).
3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей, отсутствие случаев детского травматизма, дорожно-транспортного травматизма.
4. Расширение и углубление знаний детей о природе, об истории Родины через проведение мероприятий экологической и патриотической направленности.
5. Укрепление здоровья и физического развития детей.
6. Получение знаний, умений, навыков социального общения.
7. Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия.
8. Повышение навыков самообслуживания.
9. Укрепление чувства гражданственности и патриотизма.
10. Бережное отношение к родной природе, любовь к малой родине.
Для оценки эффективности данной программы в течение работы лагеря ведется ежедневная самооценка участников относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников лагеря, промежуточное анкетирование.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка (начало и конец смены) различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядной линейке, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс об образовании Республики Беларусь.
2. Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь.
3. Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2016 году.
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования».
5. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 336 «Об утверждении программ воспитания».
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения детей».
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 43 «О внесении изменений и дополнений в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662».
8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 декабря 2012 № 205 «Санитарные нормы и правила «Требования к оздоровительным организациям для детей».
9. Организация летнее-оздоровительного отдыха/ сост. Т.Е. Заводова. – Мн.:Красико-Принт, 2006. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
10. Ура, каникулы! Библиотека вожатого.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128с.
11. Шестой школьный день- день игры, познания, труда, общения: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова.- Мозырь : ООО ИД « Белый ветер», 2009.- 162 , (2) с. : ил.
12. Современные формы воспитательной работы в начальной школе :методические разработки / Т.М. Мавлютова, Т.М. Дименкова( и др.); под. общ. ред. Е.Ф. Сивашиной.-Мозырь : Содействие , 2012. – 240 с.
13. Организация летнего детского отдыха: копилка материалов в помощь воспитателям и вожатым оздоровительных лагерей / (авт.-сост. Г.Л. Шереш).-2-е изд.- Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2005.- 224с.
14. Литературно-театрализованные занятия во внеклассной работе : для учащихся младшего и среднего школьного возраста пособие для учителей начальных классов, воспитателей , организаторов внеклассной работы/ сост. Л.И.Балашова.- Минск : Нац. ин-т образования , 2008. – 136 с.
15. В гармонии с природой /Ред.-сост.Л.И.Жук –Мн.:Изд.ООО «Красико-Принт», 2002.- 128.с.- (Праздник в школе).
16. Школа светофорных знаний: Пособие для учащихся начальных классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / В.И. Ковалько. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2005.- 122с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.