ПРОЕКТ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СО
СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО
ТИПА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»
База
выполнения проекта: обучающиеся 3-4 классов
слабослышащего отделения в количестве 15 человек
Автор проекта: Р.И. Моисеева – учитель-сурдопедагог
Введение
В
развитии человека слух играет первостепенную роль. Нарушение слуховых функций приводит к невозможности качественно воспринимать звуковые
сигналы, которые важны для полноценного познания
окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. В силу
этого резко ограничиваются возможности общения с
людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов
передачи информации является устная речь. Отсутствие
или недоразвитие речи ведёт, в свою очередь, к
нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом,
словесно-логического мышления. Стойкое нарушение слуха
как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных
отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом.
В связи с этим права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Реализация положения реформы общеобразовательной школы требует дальнейшей работы по выявлению наиболее эффективных средств и методов всестороннего воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Многие
учащиеся начальных классов не могут назвать
любимый учебный предмет, им нравится выполнять лёгкие задания, они безразличны к самостоятельному поиску,
исследованию. Почему это происходит?
Одна из причин – неактуальность
знаний, которые получает слабослышащий
обучающийся в начальной школе. В силу своих
психофизических особенностей эти школьники зачастую выпадают из образовательного процесса традиционной школы
глухих (даже обучаясь в специальных классах). В
связи с этим им необходимы особые условия: сочетание образования, оздоравливания, психологической коррекции и
социально-педагогической поддержки. Эти
условия могут быть созданы в учреждении интернатного
типа - для глухих и слабослышащих детей со
сложной структурой дефекта.
Нормативно – правовое
регулирование деятельности образовательной организации представляет нормативно – правовую базу, включающую:
Ø Конвенцию о правах ребёнка;
Ø Закон об образовании – Федеральный закон;
ØТиповое положение;
Ø Действующие нормативно – правовые акты Министерства образования РФ, касающиеся организации системы образования.
Постановка проблемы с указанием причин
Для познания окружающего мира природы очень важны такие процессы чувственного восприятия, как обнаружение (узнавание), различение, идентификация объекта. Психофизиологические особенности развития детей с нарушениями слуха препятствуют полноценному познанию детьми окружающего мира. Сегодня работе с детьми, имеющими дефицитарное развитие, уделяется гораздо больше внимания. Для них разрабатываются коррекционные программы, организуются такие формы работ как конкурсы, викторины, круглые столы, устные журналы, месячники речи и т.д. Данные формы работы помогают самореализоваться детям, имеющим II, III, IV степень тугоухости. Но, в своём большинстве, младшие школьники, помимо тугоухости, имеют множество сочетанных заболеваний, а значит остаются несостоявшимися. Исходя из выше сказанного, главная проблема – отсутствие познавательной активности у определённой категории слабослышащих детей со сложной структурой дефекта, и как следствие весьма низкая эффективность обучения, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на качество образования.
Каковы
причины вышеозначенной проблемы? Одна
из основных причин – слабая мотивация к обучению, а отсюда нежелание детей
учиться. Актуальная причина заключается в
неспособности урочной системы полноценно
оказать помощь таким детям, т.к. по учебному плану
предусмотрено всего 1 час, т.е. 40 минут в неделю
уроку природоведения. У обучающихся, постоянно проживающих в школе-интернате, в
течение длительного времени, нет возможности в
реальности «соприкоснуться» с миром природы,
увидеть и почувствовать красоту окружающей природы, раскрыть её тайны, поэтому
не могут быть в полной мере сформированы
природоведческие знания, умения и навыки, а также
универсальные учебные действия (УУД).
Поэтому очевидна актуальность поиска педагогических, инновационных технологий, с помощью которых у детей с нарушениями слуха повысится интерес к окружающему миру в целом. Чем более разнообразна по форме и богата по содержанию жизнь ребят с особенностями в развитии в школе, на уроках и во внеклассной деятельности, тем успешнее развиваются творческие способности обучающихся, раскрываются сильные стороны, растёт интерес к знаниям, плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.
Слова известного голландского учёного М. Минарта: «От вас самих зависит прозрение – вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием «знай, на что смотреть» являются точкой отсчёта при организации работы над проектом: «Организация внеурочной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях интернатного типа как средство повышения познавательной активности». Наглядность является одним из эффективных средств обучения слабослышащих детей. Поскольку работа слухового анализатора протекает неполноценно, поэтому в процессе обучения большая роль отводится зрительному анализатору.
Степень разработанности проблемы
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Вопросами
нравственного и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как О.С. Богданова, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б.
Эльконин. Идеи гуманизации, поиски путей развития
ребёнка как своеобразной индивидуальности всегда были значимы для отечественной дефектологии, в частности, сурдопедагогики
(Р.М. Боскис, Т.А. Власова, АИ. Дьячков, Г.Л. Зайцева,
А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Н.Н. Малофеев,
Н.Г. Морозова, М.И. Никитина, И.М. Соколянский, И.М. Соловьев
и др.).
В
современной российской сурдопедагогике идеи создания благоприятной
педагогической среды для развития каждого ребёнка с
недостатками слуха нашли своё отражение в
изучении возможностей совершенствования традиционной системы обучения и воспитания неслышащих детей, а также в создании
альтернативных педагогических систем (интегрированное
обучение, билингвистическое обучение и др.).
В то же время пока недостаточно исследованы вопросы обучения и воспитания особой категории обучающихся - глухих и слабослышащих детей со сложной структурой дефекта. Между тем эти дети, как и все другие, имеют право на образование в педагогической среде, максимально адекватной их потребностям и возможностям. Этим определяется актуальность настоящего исследования. В 30-70-е и последующие годы XX столетия проводилось всестороннее изучение психического развития детей с нарушениями слуха. (Р.М. Боскис, Т.А. Власова и др.).
Изучались закономерности психического развития детей с недостатками слуха в тех или иных условиях их воспитания и обучения, прослеживались этапы формирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, воображения и мышления, становления черт личности. Такие педагоги как Е.Г. Речицкая, Е.П. Кузьмичева, С.А. Зыков отмечают, что экологическая культура любой личности немыслима вне её практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителя и ученика.
Младшим
школьникам с нарушениями слуха, со сложной структурой дефекта она просто необходима как воздух. Внеурочные
мероприятия по окружающему миру проводились в школах для глухих и слабослышащих, но они не мотивировали детей к познанию,
поскольку не были подкреплены
экспериментальной деятельностью. Каким образом можно
развить эти процессы у младшего школьника с
нарушенными слуховыми возможностями и со сложной структурой дефекта? С уверенностью скажем, только с помощью экспериментальной
деятельности. Используя индивидуальные
возможности каждого ребёнка, организуем на базе школы-интерната конкурсы,
выставки, месячники речи по природоведческому циклу.
Также наши дети принимают участие в различных городских, областных и региональных конкурсах. В свете современных преобразований в обществе рождаются новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения с особенностями в развитии. Исходя из выше сказанного, исследование данная проблема мало изучена учёными, дефектологами, она актуальна и востребована на современном этапе развития общества.
Объект проектной деятельности
Организация
работы по развитию познавательной активности, повышению
продуктивности универсальных учебных действий в
коррекционной школе.
Предмет проектной деятельности
Процесс организации продуктивной деятельности детей со сложной структурой дефекта с целью развития познавательной активности и повышения эффективности обучения и воспитания.
Главная цель проекта
Создание условий для развития познавательной активности, для эксперимента, заинтересованности новыми «неразгаданными» тайнами природы. Определение роли картофеля в природе и жизни человека посредством наблюдения за ростом и развитием культурного растения – картофеля, активизации интереса к окружающему миру природы, заложения основы нового экологического мышления у детей со сложной структурой дефекта, проявляющиеся в их этико-гуманном отношении к растениям, как к живому, неповторимому организму. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Ø выявить уровень развития процессов познавательной активности младших школьников с ОВЗ;
Ø создать условия для самореализации, развитию познавательных интересов
и подготовки к участию в практической деятельности;
Ø проводить дифференцированную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу в соответствии с особенностями развития детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
Ø сформировать систему знаний о росте и развитии огородной культуры - картофеля;
Ø формировать умения анализировать полученную информацию, делать простые выводы, составлять план деятельности в соответствии с полученной информацией;
Ø развивать умения работать в группе, слушать друг друга, согласовывать свои действия и приходить к единому мнению;
Ø учить оформлять результаты своей деятельности в устном и письменном направлении.
Актуальность проекта
В настоящее время важную коррекционно-педагогическую актуальность приобретает проблема обучаемости школьников со сложной структурой дефекта. Совершенствование системы коррекционного образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образования» требует внедрения в практику работу специализированных коррекционных образовательных учреждений комплекса мер, направленных на обеспечение каждому ребёнку со сложной структурой дефекта адекватных условий для развития. Главное достоинство заключается в том, что данный проект обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности – обучающиеся выступают в роли экспериментаторов и исполнителей проекта.
Много
лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы
многоэтажными домами. Они не имеют возможность
увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в
которой бы находился человек с самого раннего
детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлением и
событиями, происходящими в ней, задавать природе
вопросы и получать на них ответы. Этот проект
направлен на наблюдения, эксперимент, продуктивную деятельность детей.
Гипотеза проектной деятельности
Познавательная активность детей со сложной структурой дефекта станет эффективнее, если экспериментальная деятельность (выращивание картофеля в искусственных условиях) будет сопровождаться в комплексе с традиционной физкультурно-оздоровительной работой, предметно-практической деятельностью.
Научная новизна проекта
Новизна проекта заключается в оригинальной дидактической концепции, направленной на максимальное расширение возможностей детей со сложной структурой дефекта для самостоятельной, творческой, продуктивной, экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые Автор проекта – Р.И. Моисеева – учитель начальных классов.
Педагоги-дефектологи, работающие с глухими и слабослышащими детьми: учитель информатики И.О. Шахмайкина; председатель методического объединения Т.П. Мурина; учителя начальных классов: Е.Г. Киреев; О.В. Григорьева; школьный библиотекарь А.И. Черемных; специалисты НИИ психического здоровья СО РАМН: И.С. Карауш – врач-педиатр, И.Е. Куприянова - психотерапевт; школьный врач высшей категории Запорожан Т.Ф.
Нормативно-правовые:
Ø Закон Томской области от12.11.2001 года N 119-ОЗ «Об образовании в Томской области»;
Ø «Проекте закона Томской области «Социальный кодекс Томской области Всероссийского общества глухих»;
Ø Положение об инновационной деятельности образовательной организации.
Информационные:
Ø Школьная библиотека, областная детская библиотека;
Ø Ресурсы сети Интернет;
Ø Художественная, методическая, научно-популярная литература, в том числе журнал «Юный натуралист»;
Ø Телевидение;
Ø Ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ИМЦ Департамента образования города Томска.
Материально-технические:
Проект
реализуется на базе школы-интерната, оснащённого в соответствии
с современными требованиями (компьютер, видеокамера,
фотоаппарат, сканер, актовый, спортивный зал).
Финансовые:
Финансовое
обеспечение работы проекта осуществлялось за счёт спонсорских средств со стороны Армянской Диаспоры, родителей, администрации
школы-интерната.
Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию
Этапы проектной деятельности
1 этап «Погружение в проект» (январь)
Цель: определение последовательности, продолжительности деятельности.
Задачи:
Ø Подобрать и изучить литературу о картофеле (работа в школьной библиотеке, с Интернет-ресурсами);
Ø Организовать совместную деятельность всех специалистов;
Ø Подобрать оборудование, материал для исследования, проведения опыта.
2 этап «Организация деятельности» (февраль-март)
Цель: создание условий для предметно-развивающей, учебно-воспитательной среды.
Задачи:
Ø Провести наблюдение за ростом картофеля в искусственно созданных условиях;
Ø Определить значение картофеля в жизни человека;
Ø Написать памятки «Как ухаживать за картофелем» и «Как оберегать картофель от вредителей – колорадского жука и его личинок»;
Ø Составить полезные советы о картофеле;
Ø Разработать конспекты, дидактические игры, обеспечить научно-методические и материально-технические условия.
3 этап «Осуществление деятельности» (март-апрель)
Цель: организация предметно-практической деятельности для развития познавательной активности детей со сложной структурой дефекта.
Задачи:
Ø познакомить детей с тем, как картофель попал из Америки (через Западную Европу) в Россию;
Ø посадить картофельные ростки в цветочный горшок, наблюдать за их ростом, отмечать в Дневнике наблюдений;
Ø рассмотреть иллюстрации «Как картошка на стол пришла» (этапы выращивания и механизмы уборки);
Ø провести дидактические игры «Что сначала, что потом?» (этапы роста на карточках, разложить в определенной последовательности);
Ø воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений.
4 этап «Предметная деятельность обучающихся» (апрель-май)
Ø Сбор информации;
Ø Беседы;
Ø Самостоятельная работа с литературой;
Ø Обработка собранной информации;
Ø Наблюдение за ростом и развитием картофеля в искусственно созданных условиях классной комнаты;
Ø Творческая работа (поделки из картофеля, проведение праздника «Картофельный БУМ»);
Ø Творческая деятельность «Картофель и фантазия».
5 этап Презентация результатов (май)
Ø Обработка собранной информации.
Ø Выставка рисунков нетрадиционного рисования, творческих работ сообщение на методическом объединении, педагогическом совете с показом видеоматериалов; фотовыставка «Урожай картошки вырос на окошке».
Ø Проведение активного мероприятия «Картофельный бум».
Ø Беседы.
Ø Самостоятельная работа с литературой.
Ø Наблюдение за ростом и развитием картофеля в искусственно созданных условиях классной комнаты.
Ø Творческая работа (поделки из картофеля, проведение праздника «Картофельный БУМ»).
Ø Творческая деятельность «Картофель и фантазия».
Практическая направленность проекта
Материалы данного пособия помогут организовать внеурочную деятельность классным руководителям младших школьников, учителям дополнительного образования, воспитателям в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования. Методическое пособие будет полезно, студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель сурдопедагог не только коррекционной направленности.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий
В ходе реализации проекта возможны:
Ø недостаточное принятие, понимание и усваиваемость материала детьми в силу психофизиологических особенностей. В этом случае необходимо адаптировать весь материал на соответствие детскому пониманию младших школьников со сложной структурой дефекта;
Ø невозможность родителей помогать детям, неосуществимость родительско-детских отношений серьёзно заниматься с детьми, поскольку дети продолжительное время пребывают в школе-интернате.
В этом случае привлечение сил методиста, психолога, библиотекаря, психиатра, школьного врача, а также индивидуально-дифференцированный подход со стороны воспитателя выполнят компенсаторную функцию родителей, что сведёт к минимуму негативные последствия.
Список литературы для обучающихся:
1. Адаптивно-коррекционная программа по курсу «Природоведение» (III – V классы) слабослышащее отделение. Томск, 2009 г.
2. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008г.
3. Галенс Дж., Пир Н. Книга ответов для почемучки: Пер. с англ. А. Ишутиной. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 400 с.: ил.
Список литературы для педагога:
1.
Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).
2. Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических
изданий «Первое сентября» для учителей начальной
школы. Главный редактор газеты Мария Соловейчик.
– М.: Учредитель ООО «Чистые пруды». 6/2010 г.
3. «Первое сентября». Festival.1september.ru. Диски с материалами участников Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007, 2008-2009, 2009-2010 гг.
4. Титова М.Ф. Изучение природы в 1 – 3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.