ПРОЕКТ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект по внеурочной деятельности Моисеева.docx

ПРОЕКТ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СО
СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО
ТИПА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

База выполнения проекта: обучающиеся 3-4 классов
слабослышащего отделения в количестве 15 человек

Автор проекта: Р.И. Моисеева – учитель-сурдопедагог

Введение

В развитии человека слух играет первостепенную роль. Нарушение слуховых функций приводит к невозможности качественно воспринимать звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов
передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведёт, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно-логического мышления. Стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом.

В связи с этим права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Реализация положения реформы общеобразовательной школы требует дальнейшей работы по выявлению наиболее эффективных средств и методов всестороннего воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Многие учащиеся начальных классов не могут назвать любимый учебный предмет, им нравится выполнять лёгкие задания, они безразличны к самостоятельному поиску, исследованию. Почему это происходит?
Одна из причин – неактуальность знаний, которые получает слабослышащий обучающийся в начальной школе. В силу своих психофизических особенностей эти школьники зачастую выпадают из образовательного процесса традиционной школы глухих (даже обучаясь в специальных классах). В связи с этим им необходимы особые условия: сочетание образования, оздоравливания, психологической коррекции и социально-педагогической поддержки. Эти
условия могут быть созданы в учреждении интернатного типа - для глухих и слабослышащих детей со сложной структурой дефекта.
Нормативно – правовое регулирование деятельности образовательной организации  представляет нормативно – правовую базу, включающую:

Ø Конвенцию о правах ребёнка;

Ø Закон об образовании – Федеральный закон;

ØТиповое положение;

Ø Действующие нормативно – правовые акты Министерства образования РФ, касающиеся организации системы образования.

 

Постановка проблемы с указанием причин

Для познания окружающего мира природы очень важны такие процессы чувственного восприятия, как обнаружение (узнавание), различение, идентификация объекта. Психофизиологические особенности развития детей с нарушениями слуха препятствуют полноценному познанию детьми окружающего мира. Сегодня работе с детьми, имеющими дефицитарное развитие, уделяется гораздо больше внимания. Для них разрабатываются коррекционные программы, организуются такие формы работ как конкурсы, викторины, круглые столы, устные журналы, месячники речи и т.д. Данные формы работы помогают самореализоваться детям, имеющим II, III, IV степень тугоухости. Но, в своём большинстве, младшие школьники, помимо тугоухости, имеют множество сочетанных заболеваний, а значит остаются несостоявшимися. Исходя из выше сказанного, главная проблема – отсутствие познавательной активности у определённой  категории слабослышащих детей со сложной структурой дефекта, и как следствие весьма низкая эффективность обучения, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на качество образования.

Каковы причины вышеозначенной проблемы? Одна из основных причин – слабая мотивация к обучению, а отсюда нежелание детей учиться. Актуальная причина заключается в неспособности урочной системы полноценно
оказать помощь таким детям, т.к. по учебному плану предусмотрено всего 1 час, т.е. 40 минут в неделю уроку природоведения. У обучающихся, постоянно проживающих в школе-интернате, в течение длительного времени, нет возможности в реальности «соприкоснуться» с миром природы, увидеть и почувствовать красоту окружающей природы, раскрыть её тайны, поэтому не могут быть в полной мере сформированы природоведческие знания, умения и навыки, а также универсальные учебные действия (УУД).

Поэтому очевидна актуальность поиска педагогических, инновационных технологий, с помощью которых у детей с нарушениями слуха повысится интерес к окружающему миру в целом. Чем более разнообразна по форме и богата по содержанию жизнь ребят с особенностями в развитии в школе, на уроках и во внеклассной деятельности, тем успешнее развиваются творческие способности обучающихся, раскрываются сильные стороны, растёт интерес к знаниям, плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.

Слова известного голландского учёного М. Минарта: «От вас самих зависит прозрение – вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием «знай, на что смотреть» являются точкой отсчёта при организации работы над проектом: «Организация внеурочной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях интернатного типа как средство повышения познавательной активности». Наглядность является одним из эффективных средств обучения слабослышащих детей. Поскольку работа слухового анализатора протекает неполноценно, поэтому в процессе обучения большая роль отводится зрительному анализатору.

 

Степень разработанности проблемы

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Вопросами нравственного и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как О.С. Богданова, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин. Идеи гуманизации, поиски путей развития ребёнка как своеобразной индивидуальности всегда были значимы для отечественной дефектологии, в частности, сурдопедагогики (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, АИ. Дьячков, Г.Л. Зайцева, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Н.Н. Малофеев,
Н.Г. Морозова, М.И. Никитина,  И.М. Соколянский, И.М. Соловьев и др.).

В современной российской сурдопедагогике идеи создания благоприятной
педагогической среды для развития каждого ребёнка с недостатками слуха нашли своё отражение в изучении возможностей совершенствования традиционной системы обучения и воспитания неслышащих детей, а также в создании альтернативных педагогических систем (интегрированное обучение, билингвистическое обучение и др.).

В то же время пока недостаточно исследованы вопросы обучения и воспитания особой категории обучающихся - глухих и слабослышащих детей со сложной структурой дефекта. Между тем эти дети, как и все другие, имеют право на образование в педагогической среде, максимально адекватной их потребностям и возможностям. Этим определяется актуальность настоящего исследования. В 30-70-е и последующие годы XX столетия проводилось всестороннее изучение психического развития детей с нарушениями слуха. (Р.М. Боскис, Т.А. Власова и др.).

Изучались закономерности психического развития детей с недостатками слуха в тех или иных условиях их воспитания и обучения, прослеживались этапы формирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, воображения и мышления, становления черт личности. Такие педагоги как Е.Г. Речицкая, Е.П. Кузьмичева, С.А. Зыков отмечают, что экологическая культура любой личности немыслима вне её практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителя и ученика.

Младшим школьникам с нарушениями слуха, со сложной структурой дефекта она просто необходима как воздух. Внеурочные мероприятия по окружающему миру проводились в школах для глухих и слабослышащих, но они не мотивировали детей к познанию, поскольку не были подкреплены
экспериментальной деятельностью. Каким образом можно развить эти процессы у младшего школьника с нарушенными слуховыми возможностями и со сложной структурой дефекта? С уверенностью скажем, только с помощью экспериментальной деятельности. Используя индивидуальные возможности каждого ребёнка, организуем на базе школы-интерната конкурсы, выставки, месячники речи по природоведческому циклу.

Также наши дети принимают участие в различных городских, областных и региональных конкурсах. В свете современных преобразований в обществе рождаются новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения с особенностями в развитии. Исходя из выше сказанного, исследование данная проблема мало изучена учёными, дефектологами, она актуальна и востребована на современном этапе развития общества.

 

Объект проектной деятельности

Организация работы по развитию познавательной активности, повышению
продуктивности универсальных учебных действий в коррекционной школе.

 

Предмет проектной деятельности

Процесс организации продуктивной деятельности детей со сложной структурой дефекта  с целью развития познавательной активности и повышения эффективности обучения и воспитания.

 

Главная цель проекта

Создание условий для развития познавательной активности, для эксперимента, заинтересованности новыми «неразгаданными» тайнами природы. Определение роли картофеля в природе и жизни человека посредством наблюдения за ростом и развитием культурного растения – картофеля, активизации интереса к окружающему миру природы, заложения основы нового экологического мышления у детей со сложной структурой дефекта, проявляющиеся в их этико-гуманном отношении к растениям, как к живому, неповторимому организму. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

Ø выявить уровень развития процессов познавательной активности младших школьников с ОВЗ;

Ø создать условия для самореализации, развитию познавательных интересов

и подготовки к участию в практической деятельности;

Ø проводить дифференцированную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу в соответствии с особенностями развития детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

Ø сформировать систему знаний о росте и развитии огородной культуры - картофеля;

Ø формировать умения анализировать полученную информацию, делать простые выводы, составлять план деятельности в соответствии с полученной информацией;

Ø развивать умения работать в группе, слушать друг друга, согласовывать свои действия и приходить к единому мнению;

Ø учить оформлять результаты своей деятельности в устном и письменном направлении.

 

Актуальность проекта

В настоящее время важную коррекционно-педагогическую актуальность приобретает проблема обучаемости школьников со сложной структурой дефекта. Совершенствование системы коррекционного образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образования» требует внедрения в практику работу специализированных коррекционных образовательных учреждений комплекса мер, направленных на обеспечение каждому ребёнку со сложной структурой дефекта адекватных условий для развития. Главное достоинство заключается в том, что данный проект обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности – обучающиеся выступают в роли экспериментаторов и исполнителей проекта.

Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлением и
событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Этот проект направлен на наблюдения, эксперимент, продуктивную деятельность детей.

 

Гипотеза проектной деятельности

Познавательная активность детей со сложной структурой дефекта станет эффективнее, если экспериментальная деятельность (выращивание картофеля в искусственных условиях) будет сопровождаться в комплексе с традиционной физкультурно-оздоровительной работой, предметно-практической деятельностью.

 

Научная новизна проекта

Новизна проекта заключается в оригинальной дидактической концепции, направленной на максимальное расширение возможностей детей со сложной структурой дефекта для самостоятельной, творческой, продуктивной, экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности.

 

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые Автор проекта – Р.И. Моисеева – учитель начальных классов.

Педагоги-дефектологи, работающие с глухими и слабослышащими детьми: учитель информатики И.О. Шахмайкина; председатель методического объединения Т.П. Мурина; учителя начальных классов: Е.Г. Киреев; О.В. Григорьева; школьный библиотекарь А.И. Черемных; специалисты НИИ психического здоровья СО РАМН: И.С. Карауш – врач-педиатр, И.Е. Куприянова - психотерапевт; школьный врач высшей категории Запорожан Т.Ф.

Нормативно-правовые:

Ø Закон Томской области от12.11.2001 года N 119-ОЗ «Об образовании в Томской области»;

Ø «Проекте закона Томской области «Социальный кодекс Томской области Всероссийского общества глухих»;

Ø Положение об инновационной деятельности образовательной организации.

Информационные:

Ø Школьная библиотека, областная детская библиотека;

Ø Ресурсы сети Интернет;

Ø Художественная, методическая, научно-популярная литература, в том числе журнал «Юный натуралист»;

Ø Телевидение;

Ø Ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ИМЦ Департамента образования города Томска.

Материально-технические:
Проект реализуется на базе школы-интерната, оснащённого в соответствии
с современными требованиями (компьютер, видеокамера, фотоаппарат, сканер, актовый, спортивный зал).

Финансовые:
Финансовое обеспечение работы проекта осуществлялось за счёт спонсорских средств со стороны Армянской Диаспоры, родителей, администрации школы-интерната.

 

Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию

Этапы проектной деятельности

1 этап «Погружение в проект» (январь)

Цель: определение последовательности, продолжительности деятельности.

Задачи:

Ø Подобрать и изучить литературу о картофеле (работа в школьной библиотеке, с Интернет-ресурсами);

Ø Организовать совместную деятельность всех специалистов;

Ø Подобрать оборудование, материал для исследования, проведения опыта.

2 этап «Организация деятельности» (февраль-март)

Цель: создание условий для предметно-развивающей, учебно-воспитательной среды.

Задачи:

Ø Провести наблюдение за ростом картофеля в искусственно созданных условиях;

Ø Определить значение картофеля в жизни человека;

Ø Написать памятки «Как ухаживать за картофелем» и «Как оберегать картофель от вредителей – колорадского жука и его личинок»;

Ø Составить полезные советы о картофеле;

Ø Разработать конспекты, дидактические игры, обеспечить научно-методические и материально-технические условия.

3 этап «Осуществление деятельности» (март-апрель)

Цель: организация предметно-практической деятельности для развития познавательной активности детей со сложной структурой дефекта.

Задачи:

Ø познакомить детей с тем, как картофель попал из Америки (через Западную Европу) в Россию;

Ø посадить картофельные ростки в цветочный горшок, наблюдать за их ростом, отмечать в Дневнике наблюдений;

Ø рассмотреть иллюстрации «Как картошка на стол пришла» (этапы выращивания и механизмы уборки);

Ø провести дидактические игры «Что сначала, что потом?» (этапы роста на карточках, разложить в определенной последовательности);

Ø воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений.

4 этап «Предметная деятельность обучающихся» (апрель-май)

Ø Сбор информации;

Ø Беседы;

Ø Самостоятельная работа с литературой;

Ø Обработка собранной информации;

Ø Наблюдение за ростом и развитием картофеля в искусственно созданных условиях классной комнаты;

Ø Творческая работа (поделки из картофеля, проведение праздника «Картофельный БУМ»);

Ø Творческая деятельность «Картофель и фантазия».

5 этап Презентация результатов (май)

Ø  Обработка собранной информации.

Ø  Выставка рисунков нетрадиционного рисования, творческих работ сообщение на методическом объединении, педагогическом совете с показом видеоматериалов; фотовыставка «Урожай картошки вырос на окошке».

Ø  Проведение активного мероприятия «Картофельный бум».

Ø  Беседы.

Ø  Самостоятельная работа с литературой.

Ø  Наблюдение за ростом и развитием картофеля в искусственно созданных условиях классной комнаты.

Ø  Творческая работа (поделки из картофеля, проведение праздника «Картофельный БУМ»).

Ø  Творческая деятельность «Картофель и фантазия».

 

Практическая направленность проекта

Материалы данного пособия помогут организовать внеурочную деятельность классным руководителям младших школьников, учителям дополнительного образования, воспитателям в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования. Методическое пособие будет полезно, студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель сурдопедагог не только коррекционной направленности.

 

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий

В ходе реализации проекта возможны:

Ø недостаточное принятие, понимание и усваиваемость материала детьми в силу психофизиологических особенностей. В этом случае необходимо адаптировать весь материал на соответствие детскому пониманию младших школьников со сложной структурой дефекта;

Ø невозможность родителей помогать детям, неосуществимость родительско-детских отношений серьёзно заниматься с детьми, поскольку дети продолжительное время пребывают в школе-интернате.

В этом случае привлечение сил методиста, психолога, библиотекаря, психиатра, школьного врача, а также индивидуально-дифференцированный подход со стороны воспитателя выполнят компенсаторную функцию родителей, что сведёт к минимуму негативные последствия.

 

Список литературы для обучающихся:

1. Адаптивно-коррекционная программа по курсу «Природоведение» (III – V классы) слабослышащее отделение. Томск, 2009 г.

2. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008г.

3. Галенс Дж., Пир Н. Книга ответов для почемучки: Пер. с англ. А. Ишутиной. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 400 с.: ил.

Список литературы для педагога:

1. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).
2. Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» для учителей начальной школы. Главный редактор газеты Мария Соловейчик. – М.: Учредитель ООО «Чистые пруды». 6/2010 г.

3. «Первое сентября». Festival.1september.ru. Диски с материалами участников Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007, 2008-2009, 2009-2010 гг.

4. Титова М.Ф. Изучение природы в 1 – 3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с.