Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83»
ПРОЕКТ
«ОСЕНЬ, ОСЕНЬ, В ГОСТИ ПРОСИМ!»
Воспитатели: Чернова Н.Ю.
Разгайлова Е.А.
г. Каменск – Уральский
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.
Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Образовательные:
· Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
· Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы.
Развивающие:
· Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников.
· Расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем.
· Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.
· Способствовать развитию памяти, восприятия.
Воспитательные:
· Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
· дети дошкольного возраста (5-6 лет),
· родители,
· воспитатели.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Длительность проекта: с 02.10.2023 по 27.10.2023
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Наименование этапа |
Наименование мероприятий |
Срок (период) выполнения |
Планируемый результат |
Подготовительный этап |
Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы. Составление плана проекта, разработка плана мероприятий. |
2 октября |
Проект «Осень, осень, в гости просим!» |
Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте. |
3 октября |
Формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта |
|
Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта. |
4 октября |
Просвещение родителей |
|
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, детской художественной литературы, музыкальных произведений. Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности. |
5 октября |
Пополнение РППС группы |
|
Основной этап |
Рассматривание книг, иллюстраций по теме проекта |
5-27 октября |
Развитие у детей интереса к книгам и иллюстрациям |
Оформление книжного уголка
|
6 октября |
Обогащение книжного уголка |
|
Мероприятия по работе с детьми: - Чтение художественной литературы - Беседы - Проведение ОД по теме проекта - Рассматривание альбомов и картин - Наблюдение - Экспериментирование - Сбор природного материала - Рисование - Аппликация - Лепка - Конструирование - Дидактические игры - Пальчиковые игры - Музыка
|
2 октября - 27 октября |
Пробуждение интереса к художественной литературе. Развитие умения оценивать поступки героев. Реализация потребности детей в двигательной активности, развитие физических качеств, творчества в изображении героев сказок. Развитие фантазии, образного мышления.
|
|
Мероприятия по работе с родителями: - Разучивание стихотворений об осени. - Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала. - Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной» - Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам. - Подготовка к осеннему развлечению.
|
2 октября - 27 октября |
Привлечь внимание родителей к данному вопросу. Реализация единого воспитательного подхода в детском саду и дома. |
|
Заключительный этап |
Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени.
|
|
Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени. |
Осеннее развлечение
|
23 октября |
Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость. |
|
Подведение итогов реализации проекта, анализ результативности.
|
27 октября |
Рефлексия |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
1. Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной».
2. Консультация для родителей «Витамины для детей».
3. Буклет для родителей «Правила безопасности в осенний период».
4. Подготовка к Осеннему развлечению.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
Модуль |
Содержание образовательной деятельности |
Образовательная область «Физическое развитие» |
Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров» Цель: Создание условий для развития у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!» «Бывает-не бывает» «Хитрая лиса» Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи». Цель: Создание условий для формирования у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения. Физкультминутки: «Клён»; «Листопад»; «Грибы» Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капусту рубим…», «Птицы». Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев. |
Образовательная область «Познавательное развитие» |
«Прогулка в осенний лес». Цель: Создание условий для расширения у детей представления о многообразии и пользе осенних даров природы. Рассматривание и обследование: муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. Беседы: «Что такое осень?», «Осень золотая», «Что бывает осенью?», «Наступила осень». Цикл наблюдений: - за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём); -за красотой и богатством осенних красок; -за цветником; -за перелетными птицами; -за насекомыми; -за деревьями, растущими на территории детского сада. Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»; «Ищем приметы осени». Цель: Создание условий для развития у детей умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий. Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»; «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»; «Почему я люблю (не люблю) осень?». Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях. |
Образовательная область «Речевое развитие» |
Беседа «Осень и её краски». Цель: Создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира. Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке»; «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок. Цель: Создание условий для развития у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
Словесные игры: «Опиши словами осень!»; «Осень в лесу»; «Вспомни – назови»; «Один – много»; «Будь внимательным»; «Осенние деревья»; «Подбери действие». Цель: Создание условий для развития у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи.
Чтение художественной литературы: Рассказы: Катаев В. «Мухомор»; «Грибы». Лопатина А. «Грибная аптека; Пришвин М. «Листопад», «Осенние листочки»; Скребицкий М. «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме»; Соколов – Микитов Г.И. «Листопадничек»; Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»; Сладков И. «По грибы», Ушинский К. «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; Шим Э. «Храбрый опенок». Сказки: Афанасьева М. «Красивые грибы»; Белых С. «Спор деревьев»; Скребцова М. «Разговорчивая берёзка». Стихи: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»; К. Бальмонт «Осень»; И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…».
Пословицы, поговорки, приметы об осени. Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе. |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» |
Беседа «Осенние заботы животных и птиц». Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья собирается на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес». Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы». Цель: Создание условий для развития интереса у детей к экологическим играм. Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом». Настольно – печатные игры: «Времена года».
|
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» |
Занятие (Рисование) «Ходит-бродит осень», «Фрукты с натуры», «Овощи на тарелке», «Береза». Цель: Создание условий для закрепления умения у детей передавать в рисунке характерные признаки осени.
Занятие (Лепка) «Осенний натюрморт», «Овощи на тарелке». Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний о фруктах и овощах, развитие умения передавать более точную форму фруктов, овощей и вазы.
Занятие (Аппликация) «Листочки на окошках», «Ели на опушке». Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности.
Художественный труд: «Кузовок для грибов», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Овощи (оригами)», «Черемуха». Рассматривание: картины Левитана «Золотая осень», иллюстраций на тему «Осень в лесу» Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику. Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками. Слушание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Октябрь»; Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж» Пение: Разучивание песен об осени. Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку». Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…». Цель: Создание условий для формирования у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
· Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах.
· Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.
· Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.
· Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
· Сближение педагогов и детей, создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.:Детство – Пресс, 2002
3. Каушкаль О.Н. «ФЦКМ», М, Центр педагогического образования, 2016
4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме Осень.
5. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 4-5 лет», М.ТЦ Сфера, 2011
6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий», М.ТЦ Сфера, 2008
7. Шорыгина Т.А. «Фрукты, овощи, деревья». М.Изд ГНОМ и Д, 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пословицы и поговорки об осени:
Батюшка-сентябрь не любит баловать.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре снег надует — хлеба прибудет.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
В сентябре синица просит осень в гости.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!
День прозевал — урожай потерял.
Октябрь — месяц близкой пороши.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь плачет холодными слезами.
Октябрь развезет — ноябрь подберет.
Октябрьский гром — зима бесснежная.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
Осень — перемен восемь.
Осень велика, зима долга.
Осень идет и за собою дождь ведет.
Осень прикажет, весна свое скажет.
Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
С березы лист не опал — снег ляжет поздно.
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.
Соха кормит, веретено одевает.
Теплая осень — к долгой зиме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.