Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зоренька» г. Волгодонска
(МБДОУ ДС «Зоренька» г. Волгодонска»)
«Пальчики играют-
речь нам развивают»
для детей младшего возраста
группа №2 «Сказка»
Разработали:
Миргородская Е. А. – высшая категория
Гончарова О. А. – без категории
г. Волгодонск, 2022г.
Актуальность.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Цель: развитие мелкой моторики у детей в упражнениях, пальчиковых играх.
Задачи:
1. Развивать речь детей
через мелкую моторику пальцев рук.
2. Развивать психические процессы детей (внимание, память, воображение).
3. Научить родителей использовать пальчиковые игры в домашней обстановке.
Участники проекта:
- воспитанники группы №2;
- воспитатель;
- родители воспитанников.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Вид проекта: развитие речи, коммуникация.
Области интеграции: познание, здоровье, коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.
Ожидаемые результаты:
1.
Проявление
интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Развитие речи у детей, активизация словарного запаса , повышение
речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти,
воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной
теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья
детей.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта |
Цель этапа |
Содержание работы |
1 этап Подготовительный 07.11.22 - 13.11.22 |
Разработка этапов проектной деятельности.
|
· подготовка материала для продуктивной деятельности; · Изучение методической литературы по данной теме; · подготовка консультаций и памяток для родителей. · Изготовление дидактических игр, пособий для развития мелкой моторики |
2 этап Основной 14.11.22 – 30.11.22 |
Реализация работы
|
· Чтение и разучивание потешек, стихотворений; · нетрадиционное рисование пальчиками, ладошками; · дидактические игры; · Игры-манипуляции; · Сюжетно-пальчиковые упражнения; · Театр в руке; · консультации и памятки для родителей; · пальчиковые игры; · подвижные игры; · чтение рассказов; · пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой; · пальчиковые кинезиологические упражнения. |
3 этап Заключительный 01.12.22 – 07.12.22 |
Анализ проделанной работы |
· презентация проекта · размещение информации на сайт д/с |
Перспективное планирование по реализации проектной деятельности
Подготови-тельный этап. |
1. Обсуждение
цели и задач проекта. |
Воспитатель: Гончарова О.А.; Миргородская Е.А. |
Основной этап. |
Совместная деятельность воспитателя с детьми: 1.Чтение и разучивание потешек, стихотворений («Ладушки-ладушки», «Мамины помощницы», «Водичка-водичка»). 2.Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. "Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", 3.Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). "Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. 4. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г. 5.Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. 6. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. 6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев")."Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. 7.Нетрадиционное рисование пальчиками, ладошками («Вербочки», «Цветок», «Птички»). 8.Игры с прищепками, мозаика, пирамидки, шнуровка. 9.Работа с пластилином (приемы отщипывания, расплющивания, раскатывания и размазывания.
Взаимодействие с родителями: 1. Проведение
индивидуальных и групповых консультаций, бесед для родителей («Речь и пальчики»,( «Развиваем пальчики, улучшаем
речь и память»).
|
Воспитатель: Гончарова О.А.; Миргородская Е.А.
Воспитатель: Гончарова О.А.; Миргородская Е.А. |
Заключительный этап: |
информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности: - презентация проекта -размещение информации на сайт д/с |
Воспитатель: Гончарова О.А.; Миргородская Е.А. |
Приложения
Потешки.
Ладушки-ладушки
Испекли оладушки (движения имитируют изготовление оладушек)
На окно поставили,
Остывать заставили, (машем ручками)
А остынут – поедим (имитируем еду)
И воробушкам дадим (имитируем кормление птичек крошками).
Ши – полетели, на головку сели! (ручки показывают, куда сели птички).
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели. Шу-у-у!
Полетели!
На головку сели.
Сели, посидели
Прочь улетели.
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады,
лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
Посмелей –
Катя, умывайся веселей!
Ты
вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба!
Мамины помощницы
У девчушки-непоседы бесконечно куча дел: -
Накормить кота обедом, он так мало утром ел.
Платье выстирать у Маши – очень грязное оно,
Наварить всем манной каши, надоело толокно.
Вымыть ящик у игрушек и помыть на кухне пол,
Ёжику сварить покушать, да подать ему на стол.
Он котлетки очень любит и картошечку пюре,
По квартире бегать будет, как ребята во дворе.
Не забыть полить цветочки те, что у окна стоят,
Заменить песок в лоточке, в туалете для котят.
Да в аквариуме срочно нужно воду поменять,
К вечеру совсем нет мочи, некогда идти гулять.
Целый день она в работе, словно белка в колесе,
Вряд ли вы её поймете, без забот живёте все.
Надо в доме прибираться, надо мамам помогать,
Не по улице слоняться, от тоски ворон считать.
Все девчонки будут мамы, быстро годы пролетят,
Заведут детей упрямых, что помочь не захотят.
Вот тогда им станет ясно, надо ль маму уважать,
Жизнь даётся не напрасно, это нужно понимать!!!
Виды пальчиковой гимнастики
1. Игры-манипуляции:
2. «Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,
3. «Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
4. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
1. «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
2. «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
3. «Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно.
Стенка, стенка, (потрогать щечки)
Потолок, (потрогать лобик)
Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок! (нажать на носик)
3.Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
1. «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу.
2. «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.
3. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке подписи и прочитать их.
4. «Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
5. «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками,
4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру), с предметами.
В заключении, хочется отметить, что последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции моторной сферы, сенсорных способностей, содействует профилактике и устранению речевых нарушений у детей.
Игромассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
5. «Конструирование» из пальцев различных предметов и объектов.
6. Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Игры, которые побуждают детей к творчеству, они и запоминаются быстрее, потому что в стихотворной форме. «В гости к кошке».
Важное место на занятиях по ритмике занимают речевые-пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Они просты и доступны детям и не требуют длительного разучивания – тем они и ценны. В то же время такие игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе русского народного творчества. Помогают распределить мышечную усталость или снять её, отлично вписываются в различные развлечения и праздники. Кроме того – это знакомство детей с поэзией замечательных поэтов Степановой, Дружининой, Барто, Александровой. Ребята с удовольствием повторяют небольшие забавные стихотворения под музыку, сопровождая свою речь простейшими движениями, игровыми элементами. Мелодии на такие стишки-картинки зачастую придумываю сама, добавляю движения по тексту – получается маленькая «музыкально-двигательная игрушка»:
- С учетом выраженности степени недостаточности дифференцированности пальцев рук у умственно отсталых школьников предлагается серия упражнений на "проговаривание" пальцами стихотворений, например, "Старый краб", "Шесть котят "; игры-задания на дифференциацию движений пальцев рук; упражнения на изображение персонажей сказочных героев с помощью пальцевых оформлений.
- С учетом нарушений моторики рук, гибкости кистей у аномальных школьников предусмотрены упражнения хореографического характера для различных положений ладоней, предплечий, а также хлопки и акцентированные отведения; имитационные упражнения кистями рук явлений природы.
Проводятся упражнения на выполнение ритмического рисунка песен, чистоговорок, самыми разнообразными способами: движениями рук, ног, речью. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях – важный методический прием. Слово направляет и организует действия детей.
Очень важное значение в развитии мелкой моторики кистей рук и пальцев имеет рисование пальчиком или всей ладонью.
7.Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. «Апельсин».
В раздел «Игры под музыку» входят упражнения, позволяющие научить детей передавать характер движения животных, деятельность людей.
Используются театрализованные игры-сказки, инсценирование и импровизация песен, игровые упражнения на сочетание движения и слова, упражнения на продолжение заданного ритма. Целесообразно использовать игры с песенным или речевым сопровождением, так как они способствуют развитию как общей, так и речевой моторики учащихся.
Упражнения выполняются под специальное музыкальное сопровождение, которое оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Также благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей.
8. Жестовые подражательные игры, очень понятные и легко выполняемые для детей. «У жирафов пятна»
Жестовые пальчиковые игры для развития речи – это рассказывание стихотворных текстов с участием рук. Для таких игр можно использовать небольшие стишки, считалки, песенки. Для начала подойдут готовые стихи с рисунками жестов. Прочтите ребенку стихотворение, а затем покажите жесты. Выполнив упражнение несколько раз, дети разучат текст наизусть и будут соотносить слова с движением. Сначала дети выполняют простые движения (похлопывание, постукивание), показывают фигурку животного одной рукой (зайчик, коза, слоненок), составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, домик, ковшик). Потом дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой, сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно, составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы. Вы можете «переложить на пальцы» любые простые детские стихотворения. Используйте «типовые» и придумывайте свои, понятные только вашим детям, жесты.
В пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие игры дают нагрузку на мелкую моторику руки, что способствует появлению более тонких, дифференцированных движений, влияет на развитие тактильного чувства.
Пальчиковая гимнастика — пальчиковые загадки. Вы показываете фигуру пальчиками, а они отгадывают, что это за предмет и повторяют Ваше движение. Сначала фигуры показываете Вы, а потом дети. Можно придумывать свои фигуры. Фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми. Фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках: «Зайчик бьет в барабан».
Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику и речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память.
9. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. ( «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка»)
Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Пальчиковому театру ученые придают большое значение, так как это упражнение:
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- развивает мелкую мускулатуру кисти;
- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- формирует творческие способности и артистические умения;
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
Игры с пальчиковыми куклами используются на различных этапах коррекционной работы – при формировании навыков понимания обращенной речи, вызывании звуковых подражаний и аморфных слов у безречевых детей, формировании навыков построения фразы и пересказа текста. При этом применяются различные виды упражнений: пальчиковая зарядка, произнесение звукоподражаний, инсценировки сказок, потешек, договаривание стихотворений. Например -пальчиковая гимнастика «Веселые танцы». Учитель предлагает детям надеть на пальчики понравившуюся куклу и выполнить движения под сопровождение музыки и стихотворного текста.
10. Пальчиковые игры на основе сказок.
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
При работе с детьми с интеллектуалными нарушениями эффективным станет совмещение сказкотерапии с пальчиковой гимнастикой.
Совмещение двух методов в одном занятии позволит достичь несколько целей одновременно. Пальчиковая гимнастика даёт возможность решить речевые проблемы ребенка и стимулирует его речевое развитие. А сказкотерапия решает проблемы психического и душевного характера.
Сказка позволяет преподнести пальчиковые упражнения в виде игры, театра, заинтересовать ребенка. Пальчиковая гимнастика в свою очередь помогает ребенку лучше понять смысл сказки, следить за ее сюжетом и персонажами, визуализировать сказку.
На занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку — как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомую школьникам - «Рукавичка»,»Теремок»,»Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.
Регулярное включение в ход занятий пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает школьникам усвоение навыков письма.
11. Пальчиковые игры с предметами.
Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Представлены некоторые игры с использованием: игрушек-пищалок, мягкого мячика с шипами, прищепок.
Для расширения двигательных возможностей пальцев рук детям можно предложить упражнения на манипулятивные действия с предметами (мячами различных размеров, гимнастическими палками, скакалками, утяжеленными мешочками и т.п.). Словесное сопровождение учителем предметных действий ребенка с называнием предметов, их свойств, назначения, положения в пространстве, последовательности выполняемых действий способствует развитию собственной речи детей.
На уроках для развития точности и скорости пальцевых движений используется разнообразный спортивный инвентарь: мячи разных размеров, материала, фактуре, функциональному назначению; кольца, палочки, флажки и пр. Это позволяет расширить моторный опыт с учетом индивидуальных особенностей умственно отсталых школьников, обогатить мышечное чувство, зрительную, тактильную чувствительность в процессе действий с предметами, расширить диапазон движений кисти и пальцев рук.
Пальчиковую гимнастику можно проводить как без предметов, так и с мелкими предметами.
Пальчиковая гимнастика: игры с прищепками.
Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности. Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики. Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик. Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик. Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.
12.Упражнения с детскими музыкальными инструментами начинаются с подготовительных упражнений. В качестве подготовительных упражнений предлагаем использовать упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук в игровой форме, соединенные с речевым текстом. При этом подбираются ритмичные и рифмованные стихи, чтобы дети лучше и быстрее запомнили их. Эти упражнения называются упражнениями на развитие мелкой моторики с одновременным развитием артикуляционной моторики.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами преследуют цель развить мелкую мускулатуру пальцев, снять напряжение или вялость рук. (Разминка «Музыкальные инструменты» Е. Железнова)
13. Пальчиковая гимнастика для развития ритма и музыкального темпа (дети должны ритмично хлопать в ладоши на четвертные, восьмые доли любой песни). Чувство ритма во многом развивается путём музыкально – ритмических движений. («Разминка» сл. и муз. Е. Макшанцевой).
Элементы пальчиковой гимнастики присутствуют и в музыкально-ритмических танцах и в песнях-играх. (Песенка-игра по методике Железновых "Мишку на руки возьму")
14. Пальчиковую гимнастику можно совмещать с артикуляционной, дыхательной, с упражнениями на развитие крупной моторики и с общеразвивающими упражнениями.
Начитать можно с простых упражнений, направленных на формирование умения свободно и непринужденно выполнять движения руками.
Пальчиковая гимнастика включает очень разнообразные упражнения и фигуры, которые делаются с помощью положения рук и пальцев в пространстве. Чтобы она действительно развивала, нужно правильно подбирать упражнения, отрабатывать их и усложнять.
Пальчиковая гимнастика - система специальных упражнений и игр для пальцев рук, объединенных в комплексы.
Согласно международным классификациям игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа:
-собственно пальчиковые игры, сидячие;
-игры, которые, помимо деятельности тонких моторных, включают движения всего тела, прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.
У детей с нарушением интеллекта особенно затруднительны дифференцированные движения рук и пальцев, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют), темп выполнения упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения неточны.
Особое значение имеют игры, использующие одновременные и однотипные движения рук, направленные на развитие согласованности и координации действий. Разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции и могут быть использованы при усвоении первых.
Для получения максимального результата упражнений должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой для формирования манипулятивной и игровой деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.