Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад №112»
Паспорт мини-музея
«Мордовская народная игрушка»
по реализации краткосрочного проекта:
«Мой край родной, Мордовия моя!»
(В подготовительной группе №3)
Разработала воспитатель:
Уронина В.А.
Саранск,2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспортные данные мини-музея
2. Аспекты музейной деятельности
3. Характеристика мини-музея
4. План работы по созданию музея
5. Тематический план проведения занятий в мини-музее
6. Перспектива развития мини-музея
7. Литература
8. Приложение
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: «Мордовская народная игрушка»
Профиль мини-музея: познавательно – творческий.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи для детей:
· Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки
(глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
· Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью
использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
· Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия,
логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
· Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать
народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи для родителей:
создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщение детей к русской народной культуре, ее традициям.
Задачи для воспитателя:
развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
· принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
· принцип опоры на интересы ребенка;
· принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей
роли взрослого;
· принцип наглядности;
· принцип последовательности;
· принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Формы деятельности:
•фондовая;
•поисковая;
•научная;
•экспозиционная;
•познавательная.
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в сентябре 2019 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в групповой комнате.
Обеспечение мини-музея:
1. Материально-техническое: фотоальбом, иллюстрации, игрушки, дидактические игры, канцелярские принадлежности и т.д.
2. Учебно-методическое:
1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду.
2. Рыжова Н.А. Методическое издание «Коллекция увлечений».
Руководитель мини-музея: Уронина В.А., воспитатель высшей квалификационной категории подготовительной к школе группы №3
Участники мини-музея: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.
Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра» А что делать, если количество музеев в городе ограничено? Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Мини- музеи очень удобны, так как:
v Во-первых, музей занимает очень маленькое пространство.
v Во- вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
v В-третьих, в их создании участвуют и сами ребята, и их родители, братья и сестры.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
v Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
v является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
v способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
v помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада
Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей национальной мордовской культуры, декоративно прикладного искусства, постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Актуальность мини-музея «Мордовская народная игрушка»:
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается в специально отведенном месте, в групповой комнате, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты, которые имеют свой номер, дату поступления, материал изготовления, фамилию и имя владельца. Коллекция игрушек из различных хрупких материалов (глина, фарфор, бумага, вышивка, береста) стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.
В музеи размещены экспонаты, которые условно разделены по разделам.
Разделы мини-музея, особенности использования:
v Тряпичные и вязаные куклы
Экспонаты данной коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
v Глиняные игрушки
Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами, воспитателями, родителями и детьми. Экспонаты могут быть применены в процессе организованной образовательной деятельности. «Социально-
коммуникативное развитие», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
v Фарфоровые игрушки
Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация»,
«Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
v Игрушки из бумаги
Экспонаты данной коллекции выполнены детьми и их родителями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
v «Галерея творчества»
Оформлена в виде стенда, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Эти композиции постоянно меняются в соответствии с изменениями тематики по ознакомлению с народными игрушками: Гжель, Дымка, Хохлома, Городец, национальный мордовский орнамент и др.
Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе организованной познавательной, образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Познавательно-речевое развитие».
v «Библиотека»
Здесь собран материал о видах народной мордовской игрушки, (альбом, книга) загадки, стихи и авторские произведения о народных игрушках, которые могут быть использованы в образовательной деятельности и в свободной деятельности, при работе с родителями – это мастера Подлесной Тавлы Кочкуровского района РМ,
v «Мастерская»
Материалы для рисования, лепке, аппликации расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной художественной деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.
Ожидаемый результат:
Создание в группе мини-музея « Музей народной игрушки».
В процессе взаимодействия воспитатель – дети - родители в реализации проекта:
дети:
· проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
· овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
· проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
· возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
· у детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке;
родители:
родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи;
· обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
· повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ |
||
№ |
Этапы реализации |
Основные направления реализации |
1. |
Подготовительный этап |
Оформить в групповой комнате мини-музей « Народной игрушки». Консультация для родителей «Мини – музей в детском саду». |
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Народная игрушка». |
||
Наблюдение за играми детей. |
||
Дополнить библиотечку книгами об народных игрушках, альбомом «Народные игрушки». |
||
Изготовление и подбор дидактических и сюжетно – ролевых игр. |
||
2. |
Основной этап
|
Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, мордовских (дымковских и хохломских игрушек); энциклопедии с изображением игрушек в разные времена. |
Рассматривание деревянных, глинных, фарфоровых, вязаных, пластмассовых игрушек, современных и т.д. |
||
Ситуативная беседа по теме. Рассказы детей: -характерные особенности строения, -признаки, отличающие одних игрушек от других, -узнавать и называть название игрушки- куклы, росписей и место происхождение игрушек, -познакомить с другими видами и материалами игрушек, -закреплять представление о том, что народные игрушки – это история нашего народа и страны. |
||
Придумывание загадок, рассказов, сказок. |
||
Объяснение крылатых выражений, пословиц. |
||
Художественное творчество: - Рисование нетрадиционным способом«Матрешка»; - Лепка «Бусы для куколки». - Аппликация с использованием бросового материала, - Коллективная работа «Выйду за околицу», -Лэпбук «Народная игрушка». - Изготовление игрушек-самоделок к выставке
«Народная игрушка» совместно с детьми. |
||
- Создание альбома «Декоративная роспись деревянных изделий»; - предметы быта роспись мордовским орнаментом, вышивка и мн.др. |
||
-Чтение художественной литературы. - Разучивание стихов. |
||
- Пальчиковая гимнастика. - Артикуляционная гимнастика. |
||
Экскурсии в музей, библиотеку, центр дополнительного образования и т.д. |
||
3. |
Заключительный этап |
- Оформление выставки мини – музея «Народная игрушка». -Создание альбома «Игрушки бабушек». - Фотовыставка «Мои друзья- игрушки!» |
Сотрудничество с семьёй: |
||
Изготовление совместных с детьми игрушек, композиций на тему: «Народная игрушка». |
||
Пополнение предметно-развивающей среды в группе и в мине - музее. Досуг для родителей «Добро пожаловать в мини – музей!». Экскурсии в музей «Мордовская изба», расположенного в МАДОУ «Детский сад №112» |
||
Консультации для родителей « Что мы можем рассказать детям о народной игрушке», «Игрушка в жизни ребенка», «Мини-музей, как развивающая среда для ребёнка». |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
в МИНИ – МУЗЕЕ «Мордовская народная игрушка»
Месяц |
Содержание |
Участники |
Сентябрь |
Знакомство с музеем, с названием музея, экспонатами музея. Развивать интерес к работе музея. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Пляска «Мы матрёшки». Оркестр народных игрушек». |
Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Октябрь |
Продолжать знакомить с игрушками и их разнообразием. Формировать представления о различных видах кукол. Развивать тактильные ощущения. Воспитывать умения бережно играть с куклой. |
Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Ноябрь |
Знакомить с материалом: ткань и древесина. (Где используют ткань и дерево? Деревянные и тряпичные изделия, предметы быта и т.д.) |
Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Декабрь |
Продолжать знакомство детей с деревянными изделиями – «Лошадки», «Медведи», «Матрёшки» и т.д. Знакомство со свистульками. Показать разнообразие игрушек-свистулек. Развивать умение ими пользоваться очень аккуратно. |
Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Январь |
Оформить выставку, показать разницу между ёлочной и народной игрушкой. Развивать интерес к новогодним украшениям. Воспитывать интерес к народным традициям и встречи нового года. Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?» |
Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Февраль |
Экскурсия в музей «Мордовская изба» МАДОУ «Детский сад №112» Познакомить с другими видами народных игрушек (тряпичные русские, хохломские, гжелевские и т.д.) Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас. |
Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Март |
Предложить детям полюбоваться куклами, изготовленными мамиными руками. Познакомить с назначением этих кукол. Воспитывать любовь к мамам. Беседы «Зачем
игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?» Опыты-
сравнения деревянных, соломенных, глиняных и фарфоровых игрушек. |
Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Апрель |
Встреча с интересными людьми. Показать детям технологию создания игрушки из глины. Рассказать детям о том, что у человека есть любимое занятие. Воспитывать уважение к людям труда. |
Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Май |
Экскурсия по мини-музею (другие группы). Закрепить знания о народных игрушках. Расширять представления о способах безопасного обращения с деревянной, глиняной и берестяной игрушкой. Воспитывать бережное отношение к вещам и желание играть с народной игрушкой. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей». |
Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Ожидаемые результаты:
v сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;
v приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит
познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
v позволит пополнять музей новыми экспозициями;
v расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок,
v пословиц, поговорок, интересных материалов;
v обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
v Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов
и презентаций, художественной литературы, энциклопедий, научно-
познавательных фильмов о деревьях.
v Проведение экскурсий для других групп детского сада, мастер-классы для
воспитателей и родителей.
v Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по
разным видам деятельности.
v Написание книжек-малышек или большой книги о деревьях.
v Пополнение альбома и каталога музея.
v Индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок, рисунков,
выставок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей
_______________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.