Проект Паспорт мини-музея "Мордовская народная игрушка"
Оценка 4.6

Проект Паспорт мини-музея "Мордовская народная игрушка"

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитание
8 кл
03.11.2021
Проект Паспорт мини-музея "Мордовская народная игрушка"
"Мордовская народная игрушка"
Проект Паспорт мини-музея.doc

 

 

 

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №112»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт мини-музея

«Мордовская народная игрушка»

               по реализации краткосрочного проекта:

                    «Мой край родной, Мордовия моя!»

                                            (В подготовительной группе №3)

 

    

 

 

                               Разработала воспитатель:

                                Уронина В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Саранск,2020

 

 

 

 

                                                     

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

 

                        

 

 

 

                          1. Паспортные данные мини-музея

                          2. Аспекты музейной деятельности

                          3. Характеристика мини-музея

                          4. План работы по созданию музея

                          5. Тематический план проведения занятий в мини-музее

                          6. Перспектива развития мини-музея

                          7. Литература

                          8. Приложение

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

       ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея:  «Мордовская народная игрушка»

 

Профиль мини-музея: познавательно – творческий.

 

Цель: Приобщение детей к народной культуре, через  ознакомление  с народной   игрушкой.

 

Задачи для детей:

·  Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки

(глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

·  Обеспечить запоминание  игр с народными игрушками, возможностью

использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)

·  Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия,

логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

·  Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать

народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

 

Задачи для родителей:

создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщение детей к русской народной культуре, ее  традициям.

 

Задачи для воспитателя:

развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

·  принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

·  принцип опоры на интересы ребенка;

·  принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при  руководящей 

роли взрослого;

·  принцип наглядности;

·  принцип последовательности;

·  принцип сотрудничества и взаимоуважения.

 

Формы деятельности:

•фондовая;

•поисковая;

•научная;

•экспозиционная;

•познавательная.

 

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован  в сентябре  2019 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок  в  групповой комнате. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Обеспечение мини-музея:

 

1. Материально-техническое:  фотоальбом, иллюстрации, игрушки,  дидактические игры, канцелярские принадлежности и т.д.

 

2. Учебно-методическое:

1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А.  Мини-музей в детском саду.

2. Рыжова Н.А. Методическое издание «Коллекция увлечений».

 

Руководитель мини-музея: Уронина В.А.,  воспитатель высшей квалификационной категории подготовительной   к школе группы №3

 

Участники  мини-музея: дети подготовительной  группы, воспитатели, родители.

 

Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

 

 

 

                     

                     

                       

 

                       

                     АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                   Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить соб­ственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является од­ной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.

                 Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.

                Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра» А что делать, если количество музеев в городе ограничено? Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Мини- музеи очень удобны, так как:

 

v Во-первых,  музей занимает очень маленькое пространство.

v Во- вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

v В-третьих, в их создании участвуют и сами ребята, и их родители, братья и сестры.

 

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 

v Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

v является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

v способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

v помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада

 

Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей национальной мордовской культуры, декоративно прикладного искусства, постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

 

     

       Актуальность   мини-музея «Мордовская народная игрушка»:

 

                В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. 

               Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

 

Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция  мини-музея  располагается в специально отведенном месте, в групповой комнате, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты, которые  имеют свой номер, дату поступления, материал изготовления, фамилию и имя владельца. Коллекция игрушек из различных  хрупких материалов (глина, фарфор, бумага, вышивка, береста) стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.

В музеи размещены экспонаты, которые  условно разделены по разделам.

 

Разделы  мини-музея, особенности использования:

v Тряпичные и вязаные куклы

Экспонаты данной  коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

v Глиняные игрушки 

Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами, воспитателями, родителями и детьми. Экспонаты могут быть применены в процессе организованной образовательной  деятельности. «Социально-

коммуникативное развитие», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

v Фарфоровые игрушки

Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация»,

«Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

 

 

 

v Игрушки из бумаги

Экспонаты данной коллекции выполнены детьми и их родителями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации  образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

 

v «Галерея творчества»

Оформлена в виде стенда, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Эти композиции постоянно  меняются в   соответствии с  изменениями тематики по  ознакомлению с народными игрушками: Гжель, Дымка, Хохлома, Городец, национальный мордовский орнамент и др.

Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе организованной познавательной, образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Познавательно-речевое развитие».

v «Библиотека»

Здесь собран материал о видах народной мордовской игрушки, (альбом, книга) загадки, стихи и авторские произведения о народных игрушках, которые могут быть использованы в образовательной деятельности и  в свободной деятельности, при работе с родителями – это мастера Подлесной Тавлы Кочкуровского района РМ,

v «Мастерская»

Материалы для рисования, лепке, аппликации  расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной художественной деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.

 

Ожидаемый результат: 

Создание в группе мини-музея  « Музей народной игрушки».

В процессе взаимодействия воспитатель – дети - родители в реализации проекта:

 

дети: 

·         проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;

·         овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

·         проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

·         возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

·         у детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке;

родители: 

родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи;

·         обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

·         повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

 

 

               

               ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Этапы реализации

Основные направления реализации

1.

 

Подготовительный этап

Оформить в групповой комнате мини-музей

« Народной игрушки».

Консультация  для родителей «Мини – музей в детском саду».

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Народная игрушка».

Наблюдение за  играми детей.

Дополнить библиотечку книгами об народных игрушках, альбомом «Народные игрушки».

Изготовление  и подбор дидактических  и сюжетно – ролевых игр.

2.

 

Основной  этап

 

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, мордовских (дымковских и хохломских игрушек); энциклопедии с изображением игрушек в разные времена.

Рассматривание деревянных, глинных, фарфоровых, вязаных, пластмассовых игрушек, современных и т.д.

Ситуативная беседа по теме. Рассказы  детей:

-характерные особенности строения,

-признаки, отличающие одних игрушек от  других,

-узнавать и называть название игрушки- куклы, росписей  и место происхождение игрушек,

-познакомить с другими видами и материалами игрушек,

-закреплять  представление о том, что народные игрушки – это история нашего народа и страны.

Придумывание загадок, рассказов, сказок.

Объяснение крылатых выражений, пословиц.

Художественное  творчество:

- Рисование нетрадиционным способом«Матрешка»;

- Лепка «Бусы для куколки».

- Аппликация с использованием  бросового

   материала, 

- Коллективная работа  «Выйду за околицу»,  

-Лэпбук «Народная игрушка».

- Изготовление игрушек-самоделок к выставке

 

 

 

«Народная игрушка» совместно с детьми.

 

 

- Создание альбома «Декоративная роспись

  деревянных изделий»;

- предметы быта роспись мордовским

  орнаментом, вышивка и мн.др.

-Чтение художественной литературы.

- Разучивание стихов.

- Пальчиковая гимнастика.

- Артикуляционная гимнастика.

Экскурсии в музей, библиотеку, центр дополнительного образования  и т.д.

3.

Заключительный этап

- Оформление выставки мини – музея  «Народная игрушка».

-Создание альбома «Игрушки бабушек».

- Фотовыставка «Мои друзья- игрушки!»

Сотрудничество с семьёй:

Изготовление совместных с детьми игрушек, композиций на тему: «Народная игрушка».

Пополнение предметно-развивающей среды в группе  и в мине - музее.

Досуг для родителей «Добро пожаловать в мини – музей!».

Экскурсии в музей «Мордовская изба», расположенного в МАДОУ «Детский сад №112»

Консультации  для родителей « Что мы можем рассказать детям  о народной игрушке», «Игрушка в жизни ребенка», «Мини-музей, как развивающая среда для ребёнка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

                       ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

в МИНИ – МУЗЕЕ «Мордовская народная игрушка»

Месяц

Содержание

Участники

Сентябрь

Знакомство с музеем, с названием музея, экспонатами музея.

Развивать интерес к работе музея. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Пляска «Мы матрёшки».  Оркестр народных игрушек».

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Октябрь

Продолжать знакомить с игрушками  и  их разнообразием. Формировать представления о различных видах кукол. Развивать тактильные ощущения. Воспитывать умения бережно играть с куклой.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Ноябрь

Знакомить с материалом:  ткань и древесина.

(Где  используют   ткань и дерево? Деревянные  и тряпичные изделия,  предметы быта и т.д.)

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Декабрь

Продолжать знакомство детей с  деревянными изделиями – «Лошадки», «Медведи», «Матрёшки» и т.д. Знакомство со свистульками.   Показать разнообразие игрушек-свистулек. Развивать умение ими пользоваться очень аккуратно.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Январь

Оформить выставку, показать разницу между ёлочной  и народной игрушкой. Развивать интерес к новогодним украшениям. Воспитывать интерес к народным традициям и встречи нового года.

Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?»

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Февраль

Экскурсия в  музей «Мордовская изба» МАДОУ «Детский сад №112»

Познакомить с другими видами народных игрушек (тряпичные русские, хохломские, гжелевские и т.д.) Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Март

Предложить детям полюбоваться куклами, изготовленными мамиными руками. Познакомить с назначением этих кукол. Воспитывать любовь к мамам. Беседы «Зачем

 

игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»  Опыты-

 

сравнения деревянных, соломенных, глиняных и фарфоровых игрушек.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Апрель

Встреча с интересными людьми.

Показать детям технологию создания игрушки

из глины.  Рассказать детям о том, что у человека есть любимое занятие. Воспитывать уважение к  людям труда.

Дети, воспитатели,

руководитель мини - музея

Май

Экскурсия по мини-музею (другие группы).

Закрепить знания о народных  игрушках.

Расширять представления о способах безопасного обращения с  деревянной, глиняной и берестяной игрушкой.                 

Воспитывать бережное отношение к вещам и желание играть с народной игрушкой.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей».

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

 

Ожидаемые результаты:

 

v сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;

v приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит

     познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

v позволит пополнять музей новыми экспозициями;

v расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок,

v пословиц, поговорок, интересных материалов;

v обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

 

 

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

 

v Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов

     и презентаций, художественной литературы,  энциклопедий, научно-

     познавательных фильмов о деревьях.

v Проведение экскурсий для других групп детского сада, мастер-классы для

     воспитателей и родителей.

v Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по

     разным видам деятельности.

v Написание книжек-малышек или большой книги о деревьях.

v Пополнение альбома и каталога музея.

v Индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок, рисунков,

     выставок.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей

  1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Можете ли Вы рассказать историю своей семьи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                         

  8. Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа

СОДЕРЖАНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ 1

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Наименование мини-музея: «Мордовская народная игрушка»

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Наименование мини-музея: «Мордовская народная игрушка»

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность мини-музея «Мордовская народная игрушка»:

Актуальность мини-музея «Мордовская народная игрушка»:

Игрушки из бумаги Экспонаты данной коллекции выполнены детьми и их родителями

Игрушки из бумаги Экспонаты данной коллекции выполнены детьми и их родителями

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ №

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ №

Художественное творчество: -

Художественное творчество: -

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Март Предложить детям полюбоваться куклами, изготовленными мамиными руками

Март Предложить детям полюбоваться куклами, изготовленными мамиными руками

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для родителей

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2021