Статья Формирование исследовательской компетентности на уроках физики"
Оценка 4.6

Статья Формирование исследовательской компетентности на уроках физики"

Оценка 4.6
Документация +4
doc
Междисциплинарный 4
8 кл—11 кл +1
06.04.2023
Статья Формирование исследовательской компетентности на уроках физики"
Процесс школьного обучения ограничен временными рамками, но «перешагнуть» за пределы отводимого для уроков времени можно с помощью учебных заданий на творческое применение знаний детьми, имеющими различный уровень учебно-познавательного опыта. На практике убедилась, что решение таких задач развивает у детей познавательный интерес, умение ставить перед собой цель, определять план действий; уровень знаний; воображение, абстрактное мышление; анализ, синтез; авторство. Ведь использование учителем творческих заданий является одним из основных условий создания единого учебного пространства на уроках физики и вне его, а также формирование одной из основных ключевых компетенций у учащихся – исследовательской. Это позволяет учащимся с большим увлечением выполнять ту работу, которая ими выбрана самостоятельно.
Формирование исследовательской компетентности на уроках физики.doc

Формирование исследовательской компетентности на уроках физики

Автор:

 учитель физики

МАОУ «Лицей № 10»

г. Каменска-Уральского

Свердловской области

Дорогина Вера Юрьевна

 

         Процесс школьного обучения ограничен временными рамками, но «перешагнуть» за пределы отводимого для уроков времени можно с помощью учебных заданий на творческое применение знаний детьми, имеющими различный уровень учебно-познавательного опыта.

На практике убедилась, что решение таких задач развивает у детей познавательный интерес, умение ставить перед собой цель, определять план действий; уровень знаний; воображение, абстрактное мышление; анализ, синтез; авторство.

Ведь использование учителем творческих заданий является одним из основных условий создания единого учебного пространства на уроках физики и вне его, а также формирование одной из основных ключевых компетенций у учащихся – исследовательской. Это позволяет учащимся с большим увлечением выполнять ту работу, которая ими выбрана самостоятельно.

Ведь деятельность строится не в русле учебного предмета, а с опорой на увлечения детей. Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. Поэтому девизом моей работы является высказывание – «Всё из жизни, всё для жизни».

Следует отметить то, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение, считаю нецелесообразно.

Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно – ориентированных технологий, одной из которых на моих уроках физики стала исследовательская деятельность.

Моя задача, как учителя физики состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников. Таким образом, суть моей работы состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д. Он проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструирует новые объекты.

Я убедилась, что традиционные формы и методы обучения в школе не всегда позволяют создавать подобные условия и ситуации. Использование исследований на уроках физики позволяет мне индивидуализировать учебный процесс, что даёт возможность моим ученикам проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Модернизация, охватившая наши школы, направлена не только на глубокое усвоение теоретических основ предмета, но и на достижение методологической компетентности учащихся, т. е. приобретение ими универсальных умений и навыков исследовательской деятельности. Это и является главной задачей педагога на сегодняшний день.

Ни для кого не секрет, что современная образовательная программа по физике «нашпигована высотами для покорения», при достижении которых учащиеся будут становиться более компетентными. Нужно лишь сформулировать такие темы проектов, работая над которыми школьники ощутили бы потребность и необходимость в получении систематических научных знаний.

Начинаю такую работу с микропроектов. Выполнение микропроектов служит этапом подготовки к более серьёзной работе. В качестве примера можно привести долгосрочный проект «Электроэнергия. Свет и цвет. Современные лампы освещения «Источники энергии», в процессе, которого группе учеников приходится выполнять проектную деятельность – конструировать приборы и установки для экспериментального доказательства законов физики.

Я уверена, что сформированная исследовательская компетентность позволит учащимся глубже осознать теоретические основы курса и его практическое значение, так как не решаемые, на первый взгляд, проблемы с помощью законов физики станут достаточно простыми.


Формирование исследовательской компетентности на уроках физики

Формирование исследовательской компетентности на уроках физики

Модернизация, охватившая наши школы, направлена не только на глубокое усвоение теоретических основ предмета, но и на достижение методологической компетентности учащихся, т

Модернизация, охватившая наши школы, направлена не только на глубокое усвоение теоретических основ предмета, но и на достижение методологической компетентности учащихся, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2023