Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Заиграевский центр детского и юношеского творчества» 671310,Республика Бурятия, Заиграевский район, пос. Заиграево, ул. Ленина, д. 24,
тел: (8 30136) 4-18-61; e-mail: pwl.nl24@mail.ru
ПРОЕКТ
«Патриотизм в действии»
(показательные выступления юнармейцев как особая форма
военно-патриотического воспитания)
Авторы: Руководитель проекта – Воробьев О.А., педагог дополнительного образования, руководитель военно-патриотического клуба «Ратник» Заиграевского МБУ ДО «ЗЦДЮТ» Воробьева М.В., методист Заиграевского МБУ ДО «ЗЦДЮТ» |
2021 год
«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество - все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости»
(А.С. Макаренко)
1. Описание проекта.
Название: «Патриотизм в действии» - показательные выступления юнармейцев как особая форма военно-патриотического воспитания.
Номинация: «Лучшая методическая разработка».
2. Направление деятельности: - развитие детских общественных объединений и движений, в т.ч., - вовлечение обучающихся в ряды ВВПОД «Юнармия», организация допризывной подготовки и профориентации, создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России.
3. Инновационный характер проекта заключается в решении проблемы социальной адаптации подрастающего поколения, конвертации проявлений подростковой девиантности в общественную активность, переформировании кризисных моментов в развитии подростков, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к физическим и психологическим нагрузкам, и, в конечном счете:
- творческой позитивной самореализации подростка, приобретении положительного эмоционального социального опыта в коллективных занятиях;
- утверждении чувств «физического и психического благополучия»;
- формировании: активной жизненной позиции, лидерских и других эмоционально-волевых качеств характера;
- готовности к общественной и профессиональной деятельности;
- устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами.
3.1. Организация – инициатор проекта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Заиграевский Центр детского и юношеского творчества» п. Заиграево, республика Бурятия
Банк получателя: БУРЯТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ФИЛИАЛ АКЦИОНЕРНОГО КОММЕРЧЕСКОГО СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА), БИК: 048142604
Получатель: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Заиграевский Центр детского и юношеского творчества»
Организационно-правовая форма (ОПФ): Муниципальные бюджетные учреждения
л /с 20026473180
ИНН: 0306011810, КПП: 030601001
Счет: 40701810700001000010
ОКАТО: 81218551000, ОКПО: 46103484, ОГРН: 1020300582158 от 28.06.2001
Код по СПЗ: 03023001551
ОКОПФ - Муниципальные бюджетные учреждения 75403
ОКТМО - п Заиграево 81618151051
ОКПО - 46103484
Коды видов деятельности по ОКВЭД 85.41
Юридический/фактический адрес: 671310, РФ, республика Бурятия, пгт Заиграево, ул. Ленина, д. 24
Телефон/факс: 8 (30136) 4-18-61
е - mail: pwl.nl24@mail.ru, веб-сайт: http://zcdut.ucoz.ru
Адрес сообщества в VK: https://vk.com/club14753539
Руководитель: Попова Марина Петровна.
Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование "Заиграевский район".
Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация муниципального образования "Заиграевский район" в лице управления образования администрации муниципального образования "Заиграевский район".
Юридический и фактический адрес:671310, Республика Бурятия, Заиграевский район, ул. Октябрьская, 4.
Телефон приемной: 8 (301-36) 4-19-24.
E-mail: http://uozrrb.ucoz.ru/index/informacija_o_ruo/0-13
4. Содержание проекта:
Обоснование социальной значимости
Одним из симптомов социального неблагополучия в обществе является рост числа подростков с отклоняющимся поведением, которое проявляется в увеличении конфликтных, деструктивных действий, разных формах асоциального поведения, порожденных не только девиацией, но и отклонениями вследствие ограниченных возможностей здоровья, болезней, травм, неблагоприятной социальной среды воспитания в неблагополучных, неполных семьях. Это вызывает особую тревогу, т.к. сказывается не только на обучении, но и на социализации подростков. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис, а неблагоприятные социальные условия усиливают негативные проявления. Конфликты в семье, отсутствие взаимопонимания с родителями и педагогами, отношения с товарищами, завышенная самооценка (либо наоборот – чувство неполноценности в связи с ОВЗ), недостатки учебно-воспитательного процесса в школе – все это в подростковом возрасте провоцирует рост асоциальных чувств.
«Девиация» (от англ. deviation – «отклонение») значит - «действия, не соответствующие установленным в обществе нормам». Основные причины девиантного поведения: неблагоприятная социальная среда, неправильное воспитание, опыт ранних асоциальных поступков. У подростков девиация – это и протест против кажущейся несправедливости взрослых и средство самоутверждения. Отклонения, сочетающиеся с детской дезадаптацией - дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь. В последнее время наблюдается появление новых форм поведения школьников, связанных с зависимостью от интернета, ТВ, компьютерных игр. Это порождает дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей): духовности, здоровья и ценностей здорового образа жизни, внешней привлекательности, общительности, способности к сотрудничеству, активности, специальных способностей, целеустремленности и честолюбия, высших чувств (честности, совести, ответственности, чувства долга, сострадания, веры), творчества, хобби, достижений, любви, дружбы, значимых личных отношений.
Главной особенностью подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Поскольку любые преобразования нарушают стабильность, подростковый возраст относится к возрастным кризисам. При этом происходящие трансформации являются настолько значительными, что подростковый возраст считается одним из самых сложных жизненных этапов, «трудным возрастом», прежде всего, трудным для самого подростка.
Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психолого-педагогических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с подростковой девиацией. Чтобы сделать менее острыми трудности, которые испытывает сам подросток и его окружение, необходимо применять все меры адаптации, совместного преодоления трудностей, что невозможно без применения «универсальных» компетенций - критического мышления, коммуникации, креативности, использования новых форм, особых способов и методов организации среды воспитания, в том числе - дополнительного образования.
Как воспитать чувства ответственности, долга, патриотизма, элементарную честность, обязательность, готовность к взаимовыручке?
Все мы – «родом из детства», старшее поколение помнит детские, молодежные объединения октябрят, пионеров, комсомольцев. Пусть пропитанные коммунистической идеологией, но несшие в сознание подростков дух настоящего патриотизма, гордости за страну, коллективизма. А кто в детстве не старался быть похожим на героев войны, на космонавтов, на «киношных» героев? Мало кто, посмотрев фильмы о Великой Отечественной, Гражданской войне, об индейцах, ковбоях, мушкетерах (отдельным планом – фильмы об армии, десантниках, морпехах) – не шел, вооружаясь деревянными «мечами, шпагами, луками, ружьями-автоматами» - в игры в «войнушки», «казаки-разбойники», «индейцев-мушкетеров», «скрытно» и в открытую занимая «плацдармы», рубя, коля, расстреливая, разбрасывая «типа киношными-каратэшными» приемами «врагов». Видя на экране бойцов в красивой форме, применяющих боевые умения, дети советских поколений, желали и старались быть на них похожими, быть такими же, как их идеалы. Так и современные подростки ничуть не хуже тех детей, немного отличий. «Трудных», «больных», неблагополучных-«бедных», сирот, хулиганов – хватало во все времена. Современность накладывает и свой отпечаток, например – возросший поток информации. Но и у окружающих нас подростков имеются свои Герои, Идеалы, и они стремятся быть на них похожими, только слишком много, вновь с тем же возросшим потоком льющейся с экранов мониторов и ТВ информации в детские головы входит ПСЕВДОГЕРОЕВ, либо идеалов, прославляющих чуждые ценности. Недостаток, а порой – полное отсутствие родной российской идеологической (читай – патриотической) составляющей воспитания и влечет за собой эту самую ПРОБЛЕМУ – нет своего – учусь на том, что есть.
В создавшихся условиях педагогический коллектив Заиграевского ЦДЮТ обращает особое внимание возвращению к истокам, к российской глубинке, где и живет настоящая русская государственность, сущность. И сущность российскую, ее историческую ценность несет дополнительное образование в различного рода творческих, художественных, спортивных, технических, и т.п., формах, методах, проектах воспитанникам. Одной из важнейших социально-педагогических сред, имеющих воспитательное и образовательное значение в профилактике девиантного поведения является особым образом организованная среда дополнительного образования. Основная задача системы ДО заключается в том, чтобы помочь подростку овладеть определенными навыками поведения, успешно строить отношения с окружающим миром, сформировать правильные жизненные ориентиры, умение решать личные и социальные проблемы, с пользой организовывать свой досуг, (усиливать внутренние защитные факторы преодоления проблем). Опыт работы Заиграевского ЦДЮТ доказывает, что одной из приоритетных форм работы, направленной на решение проблем социальной дезадаптации, является вовлечение детей и подростков в активную военно-патриотическую деятельность.
Одним из важнейших элементов государственных образовательных программ возрождения патриотических ценностей является всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Сегодня «Юнармия» предлагает инновационные формы патриотического воспитания, позволяет увидеть то главное, что действительно важно: любовь к Родине, к семье, творческая самореализация, добровольчество, осознанный выбор профессии. «Юнармия» стремится не только поднять престиж армии, силовых ведомств, но вызвать интерес подрастающего поколения к истории, географии страны, к героям и подвигам, которыми гордится Россия. А главное - это человеческие ценности. Честь и честность, забота о ближнем и защита слабого, взаимовыручка и справедливость - именно этого ждут от юнармейца.
ВВПОД «Юнармия» (и аналогичные движения, общественные объединения) не стремятся набирать в свои ряды только примерных отличников и спортсменов. В них вступают разные дети, в том числе и трудные подростки, «группы риска», девиантные дети с низкой гражданской активностью и равнодушием, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально неблагополучных, неполных семей. Они видят, что деятельность таких объединений - это вовлечение в жизнь, обретение реальных друзей, замена виртуальному общению, работа в команде, опытные педагоги-наставники. Здесь ребенок - не один, и именно это важно - не быть предоставленным самому себе.
ВПК «Ратник» Заиграевского ЦДЮТ - сравнительно молодой клуб, создан в 2020 г., его воспитанники (наши педагоги их так и называют – ратники) - вступили в ряды «Юнармии» в апреле 2021 г. Но уже имеется определенный опыт и собственные наработки. Как и в большинстве ВПК, ратники занимаются изучением военной истории, структур силовых ведомств, материальной части вооружения и военной техники, стрелковой, строевой, спортивно-технической подготовкой, полевыми выходами, Уроками Мужества и Памяти.
Немаловажную и довольно обширную часть подготовки занимает освоение рукопашного боя - армейского и спортивного, русских боевых систем, совершенствование навыков и умений самообороны и практического применения боевых приемов. РУСБОЙ – система боя, основанная на исконных воинских традициях Руси. Несхожесть этой системы с зарубежными и иными отечественными боевыми системами, в частности, с близким по смыслу самбо, в том, что русбой несет в себе черты самобытности, типичные русским видам ратоборства. Главное отличие - национальная пластика, проявляющаяся в схватке. Это не кулачная драка и не спорт. Это совокупность боевых действий, разновидность ближнего боя, нацеленная гарантированно разить врага наповал. Имеется несколько направлений русбоя. Условно их можно разделить на народные – владимирская школа, тверская (буза), славяно-горицкая борьба, скобарь (Грунтовского, Старова), северорусский стиль (Вологда), ИЗВОР (М. Грудева); и системы, использующие и развивающие РУСБОЙ – ВС и спецслужбы. Все они имеют общую двигательную базу, пластику движений и круговой контроль пространства, кое-где - отрицание статических стоек и положений - фрагментарности в манере схватки, мышления и тактико-технических умений бойца. Работа ведется на практически полном расслаблении и минимальном напряжении. Мало жестких блоков, понятия «защита-нападение» - относительны, есть принцип управления врагом, истекания движений. В русбое без разницы физические параметры врага – главная идея гласит: враг всегда сильнее, быстрее, хитрее, учти это, переиграй его игру и преврати в свою. Русбой основан на вековых традициях, почитании предков, знании и уважении своего рода и национальной культуры. Использование подобных техник, а также сочетание их с комплексом «Ключ» Х. Алиева, системами А. Кадочникова, М. Грудева, Старова, позволяет снять «зажимы», раскрепоститься, научиться управлять своим телом и эмоциями. И, в свою очередь оказывает положительный эффект при формировании внутреннего «стержня» будущего защитника Отечества. Подростки стремятся к объединению: только в группе они чувствуют свою силу (силу лидера, к которому неосознанно стремятся) и реализуются как личности. Немаловажную роль в подготовке занимает психологическая подготовка - это постоянный целенаправленный процесс реализации психических возможностей эффективно действовать против любого противника в условиях боя. Рукопашный бой как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике бойца, наличию у него определенных волевых качеств.
Важнейшей формой непосредственного знакомства юнармейцев с учебно-боевой деятельностью войск является их участие в мероприятиях в действующих воинских частях, например, посещение 11 оДШБр в гарнизоне Сосновый Бор, где ребята впервые увидели показательные выступления десантников. Именно тогда и именно у самих ратников зародилась ИДЕЯ – внедрить в практическую деятельность ВПК «Ратник» показательные выступления по рукопашному бою для демонстрации своих навыков и умений. Предложение ребят встретило понимание и одобрение большинства воспитанников ВПК, педагогов и руководства ЦДЮТ. А самое главное: в демонстрации боевых приемов было решено интегрировать, встраивать элементы традиционных русских боевых единоборств, чтобы донести до зрителей, большую часть которых составляют такие же подростки, сущность и дух боевого братства, и, как следствие, вовлечение и привлечение большего числа детей в члены клуба. Ведь наглядность и доступность демонстрации, наличие в ней силы, напора, динамики в сочетании с боевым звуковым сопровождением – лучшая агитация. Главное их достоинство – высокая эмоциональная убедительность, вызывающая у зрителя (будь то сверстники, родители, друзья) гордость за страну, за ребят. Для юнармейцев показательные выступления – это своеобразный итог работы, демонстрация физической формы и прикладных навыков, за которой скрывается кропотливая работа команды.
Ратники активно участвовали и участвуют в массовых спортивных, культурных мероприятиях ЦДЮТ, района, где уже зарекомендовали себя, как одни из дисциплинированных, подтянутых, организованных воспитанников. Важным для ратников событием стало прошедшее в апреле 2021 г. вступление в ряды ВВПОД «Юнармия», проводившееся на центральной площади райцентра, в «Юнармию» вступало более 150 детей. Тогда состоялся дебют ратников с показательными выступлениями, с демонстрацией комплекса армейского рукопашного боя № 2 (на 8 сч.) и приемов защиты и перехода в контратаки от ударов руками, ногами, ножом, с блоками, захватами, бросками, а также демонстрация нырков-кувырков через препятствие в амбразуру (кольцо). Далее ратники радовали показательными выступлениями зрителей 1 районного Фестиваля ВПК, а в День открытых дверей ЗЦДЮТ, посмотрев умения ратников, клуб увеличился на целую группу 1 года обучения, среди которых и «трудные» подростки, и дети с ОВЗ. В настоящее время в клубе продолжается работа над совершенствованием номеров показательных выступлений, имеется постоянно действующая группа наиболее подготовленных ратников (они же являются наставниками для младших подгрупп, причем большая часть наставников – те самые «трудные», некоторые подростки – с ОВЗ, не требующими сильных ограничений для занятий), с которыми отрабатываются новые комплексы формальных упражнений (КАТА), изучаются и применяются приемы из арсенала армейского РБ, РУСБОЯ, системы ИЗВОР. Ратники-наставники несут изученные ими техники в подгруппы, тем самым дальше развивая методики подготовки, сами ищут новые формы их реализации.
Показательные выступления - есть итог создания для подростков условий развития жизненно необходимых навыков, формирование адекватных, конструктивных способов решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям через взаимодействие со сверстниками в быстро меняющихся условиях на фоне выполнения ими физических упражнений и, при этом – публичной демонстрации навыков, умений, порою трудных для усвоения. Чувствуя свою ответственность, они стараются больше, что дает дополнительную мотивацию для дальнейших действий, воспитывает командный дух.
Но, как показывает практика, не всегда эта действенная форма военно-патриотического воспитания продумана, бывает излишне наиграна, тетрализована, руководители относятся формально, показывая одно и тоже, не двигаясь вперед, не владеют методикой показательных выступлений именно детских клубов, вместе с тем отступая от уставных канонов армейских показательных выступлений. Изучив (и постоянно изучая) большую фильмотеку показательных выступлений по рукопашному бою детских и подростковых клубов, нам стало очевидно, что вышеописанная проблематика существует в РФ, но, при этом, имеется положительная динамика и опыт развития этой формы, множество педагогов использует ее на практике, некоторые – привнося элементы театрализации и совершенствуя их, иные развивают с ребятами все новые элементы и приемы, конечно же, не может не радовать разнообразие положительных примеров, все-таки – демонстрационный показ полученных навыков и умений, в сочетании с их развитием и совершенствованием – не только зрелище, а, в первую очередь – праздник для детей!
Цели проекта –
- создание благоприятных условий и возможностей для совершенствования системы патриотического воспитания посредством особой формы – показательные выступления юнармейцев, для углубленной реализации которой требуются обязательные дополнительные ресурсы.
При этом решаются задачи:
• повышения мотивации у детей и подростков к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни, и, как следствие, привлечение в клуб возможно большего числа воспитанников;
• создание условий для расширения ВВПОД «Юнармия»;
• развития коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса коллективной работы, взаимодействия и общения;
• личного освоения у руководящего и пед/состава ВПК «Ратник» возможно большего числа техник и систем армейских и традиционных русских боевых искусств для дальнейшего внедрения их в процесс обучения и интеграции в показательные выступления;
• обучения адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций, т.е., дети понимают важность практического применения получаемых ими навыков и умений, вместе с тем определяют, что эти навыки и умения – не угроза другим, а меры самообороны, владение ими – не дает превосходства, сверхспособностей и уясняют, что «лучшая схватка – та, которая не состоялась», т.е., уйти от конфликта можно и без насилия и применения мер обороны;
• осознания личностных и общественных ценностей и ответственности за последствия своего поведения;
• популяризации детского массового спорта и рукопашного боя через средства массовой коммуникации и информации;
• создания современной материально-технической базы для качественного проведения тренировочного и учебно-воспитательного процессов;
• оказания помощи «трудным» и оказавшимся в сложной жизненной ситуации подросткам путем их вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом, создание условий для успешной адаптации в социуме и профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
• развития личностной сферы – формирования адекватной самооценки подростка, повышения уверенности в себе;
• организации на постоянной основе занятий по рукопашному бою для "трудных" подростков и детей из числа социально незащищенных категорий, с ОВЗ – в сетевом взаимодействии с пед/составом учебных заведений района;
• повышения спортивного мастерства обучающихся и достижения высоких спортивных результатов;
• наставничества - повышения самооценки и чувства ответственности «трудных» подростков – поручение руководства над группами и подгруппами воспитанников;
• установления и упрочения более тесных и продуктивных сетевых и внесетевых связей ВПК с партнерами (учебными заведениями района и ВПК уч/заведений, ДОСААФ, военным комиссариатом, воинскими частями, силовыми ведомствами в районе и республике).
Срок реализации: 2021-22 уч/год, далее - ежегодно.
Целевая группа: проект полезен воспитанникам, занимающимся в ЗЦДЮТ, в частности в ВПК, воспитанникам ВПК школ района, республики, а также подросткам иных учебных заведений, родителям, преподавателям.
География проекта: п. Заиграево, Заиграевский район, республика Бурятия (например, приглашение или выезд к ВПК учебных заведений (классы школ) проведение мастер-классов в т.ч., через СМИ, онлайн), а также возможно расширение географии через участие в российских мероприятиях, освещение и публикации в интернете, электронных и печатных СМИ.
5. Условия реализации.
Для реализации проекта имеются помещения для теоретических и практических занятий, занятий строевой, гимнастической, силовой (тренажерный зал), стрелковой подготовкой (электронный и пневмопулевой тир), занятий приемами рукопашного боя, квалифицированный педагог. При полевых выходах используются оснащенные силовыми ведомствами и поселковыми ТОС стрельбище, уголки отдыха и места с оборудованием для занятий спортом. Для проведения мероприятий (показов, смотров, соревнований) партнерами проекта на безвозмездной основе предоставляются площадки, спортивные и иные залы, часто недостающее оснащение, обмундирование и оборудование. Для начального теоретического изучения техник рукопашного боя (и вообще для показа учебных материалов) используется компьютер с проектором, телевизор. Имеются сообщества ВПК «Ратник» в социальных сетях, где также публикуются теоретические материалы. Поддерживается тесное сетевое взаимодействие с местными печатными и электронными СМИ, родительской общественностью.
Однако имеющаяся материально-техническая база ЗЦДЮТ требует обновления, для проведения тренировочных занятий и показательных выступлений необходим борцовский ковер (настил), наглядные учебные пособия (плакаты, баннеры), накладки на колени (локти, промежность), защитные шлемы, перчатки для РБ, тренировочные ножи (пистолеты), оборудование для метания предметов, особенно важно отсутствие форменной юнармейской одежды и обуви.
Механизм реализации проекта.
Механизм реализации проекта включает следующие этапы:
Организационный
На данном этапе осуществляется подготовка к реализации проекта. Проводятся и направляются:
- набор в начале и в течение учебного года в группы ВПК по годам обучения, обязательно ведется исследование семейного положения будущих ратников методами анкетирования и интервьюирования самих воспитанников, родителей, одноклассников, старших ратников, классных руководителей, при необходимости – запросы в органы внутренних дел, медучреждения, иные источники. Исследование позволяет выявить социальные проблемы, мотивирующие девиантное поведение воспитанников, возможные ограничения при проведении занятий, если у подростка имеются ОВЗ. На основе результатов опросов определяются основные направления работы с теми или иными категориями детей, параллельно с образовательно-воспитательным процессом по основной рабочей программе. На этом же этапе организуется постоянно действующая группа наиболее подготовленных ратников для разработки и подготовки показательных выступлений, как правило, это мероприятие готовится постоянно в течение учебного года, и становится итогом работы всего ВПК в конце и в начале учебного года, на общих мероприятиях районных ВПК, фестивалях «Юнармии», смотрах. Иногда же с демонстрацией умений ратники выходят и на соревнования и мероприятия, проводимые ЗЦДЮТ либо партнерами и в течении учебного года. Ратники-наставники формируют, в свою очередь, под руководством педагога, подгруппы для резерва и подготовки их к итоговым мероприятиям. Параллельно осуществляется освещение деятельности ВПК в доступных СМИ (ВК, Вайбер, печатные СМИ), при проведении выступлений планируются мастер-классы, наиболее подготовленные ратники высказывают мнение о том, что, например, вызов из числа зрителей желающих испробовать на себе приемы самозащиты, сильно повлияет на популяризацию проекта. Работа на этом этапе проходит в тесном контакте с педагогическим коллективом МБУ ДО «Заиграевский ЦДЮТ», классными руководителями Заиграевской СОШ, родительской общественностью, руководителями и коллективами сетевых партнеров ВПК.
Подготовительный
Подготовка к реализации проекта.
Составление программы-сценария предстоящего выступления. На этом этапе проводится оценка сил и средств, планируемых к применению. Определяется число участников, их способности и таланты, выявляется потребность в технических и материальных ресурсах, способы их приискания и ответственные. При распределении обязанностей ответственных учитывается необходимость взаимодействия с руководством ЗЦДЮТ, РУО, СМИ, медиками, силовыми ведомствами и другими партнерами. С учетом совокупности таких факторов, как-то: площадка (сцена), ее покрытие, начальная расстановка, подходы-выходы, размещение средств оснащения и оборудования и готовится сценарий. При всем этом, конечно же, ведется основная деятельность ВПК, учебно-воспитательный процесс проходит согласно календарным планам рабочих учебных Программ. Показательные выступления – синтез боевых искусств, физической подготовки, акробатики, хореографии, строевой подготовки, это не демонстрация тренировки по рукопашному бою, а шоу, которое вызывает гордость тех, кто служил, восхищение девушек, зависть уклонистов, задумчивость врагов. Цель шоу – эмоциональное воздействие на зрителя, демонстрация физической формы и прикладных навыков ратников. Для достижения надлежащего эффекта необходимо соблюдение составляющих воздействия на зрителя: сценарий, звук, свет, динамика.
Разработка описательной и содержательной части проекта включает в себя:
- расчет стоимости, финансовых затрат, приискание ресурсов;
- поиск социальных партнеров;
- подборка необходимого снаряжения и разработка требований безопасности (травмоопасность, пожароопасность, психофизиологические нагрузки);
- пробная обкатка показательного выступления, отработка отдельных элементов;
На данном этапе уже возможно начало реализации основной части проекта – например, показ полученных навыков и умений на ставшем традиционном мероприятии ВПК – «Посвящение младших воспитанников (1 года обучения) в РАТНИКИ». На это мероприятие, как правило, приглашаются родители воспитанников, педагоги ЦДЮТ, иных уч/заведений, ВПК, представители ветеранских организаций, силовых ведомств, старшие ратники. Оно во многом схоже с принятием Присяги военнослужащих, после дачи Клятвы Ратника ребята демонстрируют изученные ими формальные комплексы, отдельные приемы РБ, навыки разборки-сборки макетов оружия, стрельбы, строевой подготовки. Ратники-наставники также демонстрируют свои умения, что во взаимодействии с младшими воспитанниками оттачивает слаженность и техничность движений всех подготавливаемых к основным мероприятиям групп, «шлифуется» индивидуальная и групповая техника исполнения. Использование акробатических элементов (прыжки, кувырки) блоки, захваты, броски, выбивание оружия и их связки значительно улучшают эффектность выступления.
Кроме вышеописанного, на данном этапе проходит изучение и обкатка новых элементов, возможных к использованию в показательных выступлениях, таких, как приемы самообороны из арсенала РУСБОЯ, а также в дальнейшем планируется внедрение очень зрелищных видов – метание острых предметов в цель, разбивание твердых предметов, и переход к массовым показам элементов боевых операций («освобождение заложников», захват «лагеря боевиков», с применением пиротехники и иных эффектов).
Каждое «промежуточное» выступление записывается на видео, делаются фото, с целью их просмотров, «разборов полетов», уточнения задач, устранения недостатков, внедрения новых идей, привлечения участников, подведения итогов.
Основной этап
Это – итоговое целевое мероприятие (либо несколько мероприятий), непосредственно к которому(ым) на протяжении всех предварительных этапов проводилась подготовка. Соответственно, все лучшие наработки показательных выступлений должны синтезироваться в зрелищную, эффектную программу. Показательное выступление планируется к демонстрациям на строевых смотрах, фестивалях ВПК и иных детских общественных организаций, культурно-массовых мероприятиях района, республики. Как правило, такие мероприятия проводятся в конце либо в начале учебного года, во время летнего отдыха.
Итоговый этап проекта
Здесь осуществляется проверка эффективности реализации проекта. Проводится повторное анкетирование самих воспитанников, родителей, педагогов-партнеров и т.п., с целью выявления сформированности мнения об итоговой эффективности направлений деятельности ВПК, и, в частности, показательных выступлений как особой формы патриотического воспитания, влияния их на организацию, адаптацию подростков. Также для выявления эффективности реализации проекта возможно проведение опросов или интервьюирования среди педагогов в форме конференций, мастер-классов, в ходе которых можно высказать свое мнение относительно степени активности подростков при работе над проектом. По результатам опроса и собственным наблюдениям организаторов проекта будет сделан вывод о его эффективности и определены перспективы. Планируется обобщение опыта использования этой формы воспитания, с учетом мнений педагогов и общественности в форме методических рекомендаций с их публикацией в СМИ.
Календарный план реализации проекта
Этап |
Наименование работ |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
1 этап |
1. Исследование семейного положения будущих ратников методами анкетирования и интервьюирования самих воспитанников, родителей, одноклассников, старших ратников, классных руководителей, при необходимости – запросы в органы внутренних дел, медучреждения, иные источники 2. Обработка данных. Формирование подгрупп по категориям, формирование постоянно действующей группы по подготовке и проведению показ. выступлений.
3. Проведение «Школы наставников», закрепление наставников за подгруппами, формирование резерва к основной показательной группе. |
сентябрь-ноябрь |
Опросы (запросы) направлены
Проблемы определены
Данные обработаны, основная и резервные подгруппы сформированы
Проводятся еженедельные занятия «Школы наставников», наставники производят руководство подгруппами, проводят отдельные элементы занятий |
2 этап |
1. Составление программы-сценария предстоящего выступления. Оценка сил и средств, планируемых к применению. Определение числа участников, их способностей и талантов, выявление потребностей в технических и материальных ресурсах, способов их приискания.
2. Расчет стоимости, финансовых затрат, приискание ресурсов, поиск социальных партнеров, подборка необходимого снаряжения и разработка требований безопасности (травмоопасность, пожароопасность, психофизиологические нагрузки).
3. Взаимодействие с руководством ЗЦДЮТ, РУО, СМИ, медиками, силовыми ведомствами и другими партнерами, назначение ответственных за этапы и оргмоменты проведения выступлений (расстановку снаряжения и оборудования, звук/сопровождения, свет, и т.п.
4. Пробная обкатка показательного выступления («промежуточные мероприятия»), отработка и доработка отдельных элементов.
5. Дальнейшая работа в рамках «Школы наставников» по интеграции в выступления новых элементов, разучивание новых формальных комплексов, в т.ч., с оружием, разучивание приемов арсенала РУСБОЯ, внедрение тактических приемов для возможности привнесения в выступление элементов боевых комбинаций («Освобождение заложников», «Захват вражеского лагеря»), изучение возможности использования в выступлении пиротехнических средств, оборудования для метания острых предметов и т.п.
6. Дальнейшая работа в рамках «Школы наставников» по интеграции в выступления мастер-классов (и не только в выступления, мастер-классы возможно использовать и применять для взаимодействия со СМИ, во встречах с подростками других ВПК, преподавателями и партнерами.
|
декабрь - январь |
Программы-сценарии составлены, определен состав и число участников. Определены потребности в ресурсах.
Финансовые затраты рассчитаны, необходимое оснащение подобрано, требования безопасности разработаны
Разработан план взаимодействия с руководством ЗЦДЮТ, РУО, СМИ, медиками, силовыми ведомствами и другими партнерами, назначены ответственные за оргмоменты и этапы
Проведены выступления на «Посвящении в ратники» и на строевом смотре ВПК
«Школа наставников» работает, новые элементы изучаются, проводится внедрение отдельных элементов в выступление.
Разработаны варианты мастер-классов для проведения их в ходе выступлений и встреч с преподавателями, партнерами, воспитанниками ВПК района и СМИ. |
3 этап |
Проведение итогового целевого мероприятие (либо несколько мероприятий), непосредственно к которому(ым) на протяжении всех предварительных этапов проводилась подготовка. |
Конец (начало) уч/года, летний отдых |
Мероприятия проведены |
4 этап |
Проверка эффективности реализации проекта. Анкетирование воспитанников, родителей, педагогов-партнеров и т.п., с целью выявления сформированности мнения об итоговой эффективности направлений деятельности ВПК, и, в частности, показательных выступлений как особой формы патриотического воспитания, влияния их на организацию, адаптацию подростков. Конференции, мастер-классы среди педагогов, партнеров |
По окончании, в ходе мероприятий |
Результативность, эффективность реализации проекта проработана, разработан план дальнейшей его реализации |
6. Актуальность результатов, достигаемых при использовании проекта.
- увеличение количества подростков, привлеченных к деятельности, альтернативной девиантной;
- приобретение навыков выхода из трудных, проблемных жизненных ситуаций, поиска решений посредством участия в деятельности ВПК;
- профориентация, трудовая реабилитация и адаптация подростков.
7. Результативность реализации проекта (уровень, стабильность, подтверждение результатов, опыт привлечения к работе подростков).
Ожидаемые результаты:
7.1. У детей и подростков повышается мотивация к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни, и, как следствие, в ВПК привлекается возможно большее число воспитанников.
7.2. Создаются дополнительные условия для расширения ВВПОД «Юнармия».
7.3. Развиваются коммуникативные навыки, необходимые для успешного развития процесса коллективной работы, взаимодействия и общения подростков.
7.4. Руководящий (командиры отрядов, ратники-наставники) и пед/состав ВПК «Ратник» лично осваивает возможно большее число техник и систем армейских и традиционных русских боевых искусств для дальнейшего внедрения их в процесс обучения и интеграции в учебно-воспитательный процесс.
7.5. Дети обучаются адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций, т.е., они понимают важность практического применения получаемых навыков и умений, вместе с тем определяют, что эти навыки и умения – не угроза другим, а меры самообороны, владение ими – не дает превосходства, сверхспособностей, уясняют, что «лучшая схватка – та, которая не состоялась», т.е., уйти от конфликта можно и без насилия и применения мер обороны.
7.6. Подростки в большей мере осознают личностные и общественные ценности и ответственность за последствия своего поведения.
7.7. Развивается популяризация детского массового спорта и рукопашного боя через средства массовой коммуникации и информации.
7.8. Создается современная материально-техническая база для качественного проведения тренировочного и учебно-воспитательного процессов, оказания помощи «трудным» и оказавшимся в сложной жизненной ситуации подросткам путем их вовлечения в систематические занятия физкультурой и спортом, создания условий для успешной адаптации в социуме, профилактики правонарушений несовершеннолетних, развития личностной сферы – формирования адекватной самооценки подростка, повышения уверенности в себе.
7.9. Проводится организация на постоянной основе занятий по рукопашному бою для "трудных" подростков и детей из числа социально незащищенных категорий, с ОВЗ – в сетевом взаимодействии с пед/составом учебных заведений района.
7.10. Повышается спортивное мастерство обучающихся и нацеливание их на достижения высоких спортивных результатов.
7.11. Развивается наставничество, а с ним - повышение самооценки и чувства ответственности «трудных» подростков за счет поручения руководства над группами и подгруппами воспитанников.
7.12. Устанавливаются более тесные и продуктивные сетевые и внесетевые связи ВПК с партнерами (учебными заведениями района и ВПК уч/заведений, ДОСААФ, военным комиссариатом, воинскими частями, силовыми ведомствами в районе и республике).
8. Возможность использования представленного материала в опыте работы других образовательных организаций.
Данный опыт, получаемые в ходе реализации проекта материалы (методические разработки, кино-, фото-, видео) - могут быть использованы в учреждениях общего и дополнительного образования, в учреждениях дошкольного образования с целью профилактики девиантного поведения подростков, вовлечения их в культурно-массовую, военно-патриотическую, спортивную деятельность, а также в виде методических рекомендаций для применения в учебных заведениях военно-патриотической направленности, военно-патриотических клубах, детских общественных организациях и объединениях.
Динамика и Эффект! Суворовское «быстрота и натиск» - вот залог нашего успеха.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.