Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростов-на-Дону «Детский сад № 102»
Проект «Перелетные птицы»
в логопедической подготовительной группе № 6 «Фантазёры»
Разработали:
Воспитатель группы
Болотова Яна Алексеевна
Учитель-логопед
Аскалепова Светлана Николаевна
г.Ростов-на-Дону, 2021
Паспорт краткосрочного проекта «Перелётные птицы» в логопедической подготовительной к школе группе № 6
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта:c 18.10. – 22.10.2021г.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, учитель-логопед.
Актуальность проекта: недостаточный объём знаний детей о перелётных птицах; отсутствие в активном словаре детей названий перелётных птиц и знанийпричин отлёта в тёплые края.
Участие детей в проекте позволит:
- закрепить в памяти детей названия перелётных птиц;
- обогатить словарь детей о перелётных птицах;
- совершенствовать диалогическую монологическую форму речи, через
объяснение причин отлёта птиц;
- познакомить с таким осенним явлением как отлёт птиц;
- поддержать интерес к жизни перелётных птиц;
- воспитать бережное отношение к птицам.
Цель проекта:
- сформировать у детей систему знаний о перелётных птицах;
- создать условия для формирования у детей целостного представления о
жизни перелётных птиц;
- воспитать у детей бережное отношение к перелётным птицам.
Задачи проекта:
Обучающие
1. назвать перелётных птиц: название, части тела, питание;
2. описать особенности внешнего вида и поведения птиц;
3. сформулировать предложение, используя предметный, глагольный, словарь признаков по лексической теме «Перелётные птицы»
Развивающие:
1. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать влияние смены времен года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных, на основе установления связи междухарактером корма и возможностью (способностью) к прогнозированию будущих изменений.
2. Активизировать словарь детей: перелётные, насекомоядные, хищные, домашние, дикие, водоплавающие, певчие, прилет, отлет.
3. Знакомить детей с понятиями: лететь «клином», «стайкой».
Воспитательные:
Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемый результат:
Дети - знают и называют перелётных птиц: грач, ласточка, гусь, утка, селезень, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей;
- рассказывают об особенностях внешнего вида птиц (частях тела, повадках);
- могут составить описательный рассказ о перелётной птице;
Воспитатель пополняет развивающую среду группы материалами по теме проектаи воспитывает у детей интерес к перелётным птицам.
Подготовительный этап:
ЗАДАЧИ:
Определение объёма знаний детей о перелётных птицах. Опросдетей с использованием изображений птиц показал, чтоправильно назвали перелётных птиц 11 детей из 18 человек.
Основной этап:
ЗАДАЧИ:
Закрепить названия перелётных птиц.
Расширить знания детей о жизни перелётных птиц в осенний период. Воспитывать у детей интерес к перелётным птицам.
I. Взаимодействие с детьми:
1. Беседы:
«Почему птицы улетаю на юг?»
«Что ты знаешь о перелётных птицах?»
«Жизнь перелётных птиц осенью»
Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, учить составлять рассказы о пернатых; различать по картинке птиц.
2. Дидактические игры и упражнения: Цель: расширение словарного запаса: «Птицы (что делают?) - летают, плавают, клюют, вьют гнезда, самообразование: «Скажи ласково» (утка- уточка, перо- перышко, хвост- хвостик). Образование сложных слов: красный клюв -красноклювная, длинная шея- длинношея и т.д.
«Четвертый лишний»; «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Птица, Крыло -, Голова -, Лапа -, Хвост -…
«Узнай по описанию и назови перелётную птицу»
«Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений).
- За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…
- Первыми улетают на юг ласточки, потому что…
- Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…
- Птиц нужно любить и охранять, потому что…
«У кого какое тело?»
- Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? Значит, скворец, какой?
-Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?
- Это грач, у него острый клюв. Какой грач?
– У него чёрное крыло? Значит, он…
3. Настольно-печатные игры:
Лото «Птицы», Разрезные картинки «Собери и назови птицу».
4. Чтение художественной литературы:
Е. Чарушин «Цапля», В. Бианки «Кто чем поёт», Л. Толстой «Лебеди», А. М Сибиряк«Серая шейка»
5. Слушание: аудио «Голоса птиц».
6. Рассматриваниеиллюстраций, энциклопедий о птицах.
7. Знакомство с загадками и пословицами о перелётных птицах.
8. Составление рассказов о перелётных птицах по плану
Рассматривание и составление рассказов о птицах по картинке. Составление загадок, описательных рассказов.
9. Художественное творчество:
ü Рисование «Жар-птицы» Цель: познакомить детей с возможностями желтой, красной и оранжевой краски, побуждать детей к изображению и созданию образа жар-птицы, развивать чувство формы и пропорций, творческое воображение, воспитывать интерес к познанию природы, умению отражать впечатления в рисунке.
ü Конструирование (складывание из бумаги, аппликация, лепка «Птички-
совушки», с использованием природного материала.
ü Рисование восковыми мелками с помощью шаблонов «Птицы». Цель: развитие моторики рук.
10. Подвижные игры:
«Ласточки», «Гуси-лебеди», «Птицелов», «Скворцы и кошка», Филин и пташки, «Перелет птиц», «Охотник и утки».
11. Физкультминутки:
«Цапля», «Покажи птицу», «Узнай меня, я - птица…».
12. Артикуляционная гимнастика:
«Птенчики», «Чашечка», «Улыбка».
13. Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Перелётные птицы – кто они?
Цель: закрепить в памяти детей названия перелетных птиц; помочь им уяснить строение птиц, их внешние признаки. Уточнить понятие перелетные, насекомоядные и водоплавающие птицы.
2. Составление описательного рассказа о птицах.
II. Взаимодействие с родителями:
Чтение детям книг по теме проекта, участие в акции наблюдений за птицами, изготовление шапочек птицы для игр. (Приложение)
Заключительный этап:
Викторина «Перелетные птицы».
Аппликация и ручной труд «Перелётные птицы»
Достигнутый результат:
1. Дети знают названия, внешний вид и причины отлёта перелётных птиц.
2. Дети умеют составлять рассказ о перелётных птицах по плану.
3. У детей появился интерес к жизни перелётных птиц, желание больше узнаватьо них.
4. Развивающая среда группы пополнена материалами по теме проекта.
Приложение
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»
«Птенчик»
«Чашечка»
Рассматривание иллюстраций, книг
Конструирование, лепка из природного материала птиц «Совушка»
Беседа о птицах, рассказ с опорой на картинки
Физминутка
Рисование «Жар-птица»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.