МКОУ-Верх-Алеусская СОШ имени Героя Советского Союза Н.В. Некрасова
Карманова Татьяна Александровна, учитель
Проект по дисциплине «Консалтинг в образовательной организации»
Проект №2. Разработка системы управленческо-педагогического консультирования в образовательной организации: цель, направления, основные мероприятия, ожидаемые результаты.
Управленческое консультирование – это один из видов квалифицированной помощи со стороны, результативность которого зависит от многих конкретных обстоятельств: степени квалифицированности консультантов, отношения к ним руководителей ОУ, возможностей педагогического коллектива, степени взаимопонимания и взаимосодействия консультантов, руководителей школы, педагогов.
Основная цель управленческой деятельности направлена на увеличение степени самостоятельности педагога, формирование у него умения осознавать и решать возникающие в профессиональной деятельности затруднения и препятствия. Объектом управленческой деятельности должны стать сами затруднения, личностные препятствия в деятельности педагога. Задачи управленческой деятельности: развить позитивную Я – концепцию, научить педагогов самостоятельно принимать решения и осуществлять рефлексию.
Задачи:
1. помощь в формировании и развитии образовательной среды, обеспечивающей эффективные пути разработке рекомендаций по их реализации;
2. помощь выявлению управленческих проблем и решения учебно-воспитательных задач;
3. содействие повышению педагогического мастерства;
4. помощь в определении содержания управленческой культуры педкадров;
5. осуществление сотрудничества с педколлективами школ в режим саморазвития на научно-профессиональной основе;
6. осмысление содержания и разработке технологий внедрения в педагогический взаимодействия;
7. участие в построении продуктивного процесса инноваций и нововведений.
Основные направления деятельности:
- Предметно-методический сервис,
- Мониторинговый сервис,
- Маркетинговый сервис ,
- Информационный сервис,
- Экспертный сервис (научно-методический аудит),
- Библиотечно-методический сервис.
Ожидаемый результат: переход от прямого управления процессом (консультации, беседы) к косвенному, когда администрация ОУ несет ответственность за процесс, а педагог отвечает за намерения и действия.
Добиться реализации поставленной цели можно через осуществление следующих мероприятий:
1.Диагностика профессиональных затруднений |
||
Мероприятие |
Содержание |
Комментарий |
Определение профессиональных затруднений педагогов |
Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий, анализ справок, сообщений учителей, материалов уроков, тестирование и анкетирование педагогов |
Результаты диагностики позволят определить тип затруднения. Типы затруднений: 1.типичное (общее) для педагогов школы; 2.типичное (общее) для группы педагогов школы; 3.наиболее значимое для данного педагога (более всего влияет на его результаты труда. Профессиональные затруднения первого типа решаются в процессе работы над методической темой школы, подготовки и проведения педагогических советов. Затруднения второго типа устраняются в процессе работы во временной творческой группе. Снять затруднения третьего типа можно только в процессе самообразования педагога. |
Анализ выявленных затруднений. |
Выявление: а) группы затруднения (личностная, организационная, методическая); б)плоскости проблемы (когнитивная, эмоциональная, поведенческая); в)уровня затруднения (временное, хроническое, кризисное) |
|
Создание плана решения проблемы |
Предварительный диалог. Выбор метода преодоления профессионального затруднения (поэтапное обучение деятельности,; побуждение, совет; одобрение, переживание успеха; переубеждение). |
|
2.Включение членов педагогического коллектива в процесс управления инновациями |
||
Создание проектных групп, нацеленных на выполнение социально значимого для конкретного ОУ заказа. |
Руководство проектом осуществляется на принципах соуправления команды и администрации. В принятии решений и постановке новых целее образовательного проекта принимают участие все члены проектных команд |
В основу управления инновационным процессом положен коллегиальный стиль, повышение управленческой культуры, мотивированность на инновации всего педагогического коллектива. |
Организация педагогами новаторами Консалтингового центра. |
Основными направлениями деятельности консалтингового центра являются: трансляции педагогического опыта по использованию образовательных технологий на уроках, занятиях элективных и факультативных курсов. Оказание консалтинговых услуг по освоению и использованию образовательных технологий на уроках и во внеурочное время. Центр может работать на трех уровнях: для участников Консалтингового центра; для педагогов учреждения образования; для педагогов района. |
Такая значимая методическая организация в системе методической службы школы способна оказывать действенную помощь администрации по управлению инновационными процессами. |
3. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
Программа развития инновационного потенциала педагогического коллектива является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности.
Iэтап. Изучение готовности педагогов к инновационной деятельности |
||||
Цель этапа: выявление степени готовности педагогического коллектива к освоению новшеств |
Содержание деятельности |
Ответственный |
||
Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (приложение 1) |
Зам. директора по УВР |
|||
IIэтап. Подготовка педагогов к внедрению инноваций |
||||
Цель этапа: обобщение и распространение имеющегося инновационного опыта педагогов ОУ, обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. |
1.Создание информационного поля: формирование банка школьных инноваций; обеспечение педагогов школы литературой по развитию инновационного потенциала; проведение семинаров, мастер-классов по актуальным проблемам. 2.Выявление основных направлений инновационной деятельности 3.Выбор педагогами школы инновационных проектов, участие в которых позволило бы развить инновационный потенциал
|
Зам. директора по УВР; Центр информатизации, Методический совет. |
||
IIIэтап. Создание инновационной среды в коллективе. |
||||
Цель этапа: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению инноваций. |
1. Внесение изменений в структуру методической службы ОУ: создание временных творческих коллективов (Проектных групп, Творческих мастерских, Экспериментальных лабораторий, Консалтингового центра). 2.Повышение профессионального мастерства учителей через систему постоянно действующих семинаров, мастер-классов, круглых столов. 3.Развитие проектно-исследовательских умений учителей через семинары – практикумы, действующие на базе школьного Консалтингового центра, сетевые сообщества учителей, сотрудничество с другими ОУ 4. Организация взаимодействия уроков, презентации проектов, творческих отчетов, ярмарок педагогических идей и т.д. 5. Стимулирование педагогов к инновационной деятельности: материальное поощрение педагогов – премии за проведённое методическое мероприятие, открытый урок, участие в организации и проведении семинаров, мастер-классов, конференциях, конкурсах различного уровня и т.д. Доплаты за участие в инновационной, экспериментальной деятельности. 2. Моральное поощрение. Предоставление к наградам. 6.Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, привлечение педагогов к принятию управленческих решений. 7.Постепенное изменение характера нововведений: от локальных, до комплексных, касающихся всех сторон деятельности ОУ. 8.Акцент в деятельности методической службы на экспериментальную работу. |
Администрация школы, руководители проектных, творческих объединений, педагоги |
||
IVэтапа. Аналитический. |
||||
Выявление проблем, сопутствующих процессу инновационного развития, и поиск путей их решения. |
1.Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. 2.Установление причин несоответствия желаемого и реального уровней развития инновационной среды. 3.Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала. |
Администрация школы, педагогический коллектив. |
||
Предлагаемая модель методической службы способна трансформировать статус общеобразовательного учреждения инновационного типа в обучающуюся организацию. Обучающаяся организация, это организация, которая создает условия для постоянного обучения и совершенствования мастерства всех своих работников и в результате сама также находится в процессе постоянного самосовершенствования. Только в такой организации может иметь место эффективная реализация ФГОС нового поколения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.