Проект по экспериментально - исследовательской деятельности
( подготовительная к школе группа)
Тищенко Татьяна Николаевна
Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение? Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.
Актуальность: Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам ведь дошкольники – прирожденные исследователи. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Экспериментально-исследовательская деятельность - это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт. Когда воспитанники будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, то научатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности своего дела.
Цель проекта:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
Вид проекта: познавательно – игровой.
Срок реализации: долгосрочный
Состав участников: воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители.
Для реализации проекта используются следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
На сегодняшний день в подготовительной к школе группе создана мини-лаборатория «Лунтики»
которая разделёна на 4 сектора:
Природный, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)
Рукотворный, включает в себя компоненты созданные руками человека. (Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)
Методический, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.
Оборудования. (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.)
Перечень оборудования мини- лаборатории «Лунтики»
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, магниты, прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы
Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, нитки
Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности в мини - лаборатории
«Лунтики».
При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:
Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.
Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
действие показывает педагог;
действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях. На занятиях должна быть спокойная обстановка.
Перспективное планирование проекта
(подготовительная к школе группа)
Сентябрь - Октябрь «Экспериментирование с песком и глиной» Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш. |
|||||
Тема экспериментальной деятельности |
Задачи экспериментальной деятельности |
Интеграция образовательных областей |
Взаимодействие с родителями |
||
Тема 1: Песочная страна |
Закрепить знания детей о свойствах песка. |
Познание (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. |
Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». |
||
Тема 2: Песчаный конус. |
Помочь определить, может ли песок двигаться |
«Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) Физминутка «Ладонь в ладонь» |
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент |
||
Тема 3: Глина, какая она? |
Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная) |
моделирование изделий из глины. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения |
Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
||
Тема 4: Песок и глина – наши помощники. |
Уточнить представления о свойствах песка и глины. |
Ленка из глины по замыслу. физминутка. «По дорожке ты шагай» |
Анкетирование родителей. |
||
Тема 5: Ветер и песок |
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком |
«Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха» |
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы. |
||
Тема 6: "Свойства мокрого песка" |
Познакомить со свойствами мокрого песка |
Беседа «Что произойдёт, если…» «Куличики из песка» |
Обновление картотеки условных обозначений «Свойства» |
||
Тема 7: «Песочные часы» |
Знакомство с песочными часами |
«Песчаные художники» Познание: «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы». |
Изготовление песочных часов |
||
Тема 8: «Песок и глина» |
Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину. |
Моделирование из глины «Олешек». Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею |
Создание альбома: «Наши открытия» |
||
Ноябрь – декабрь «Экспериментирование с воздухом» Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины. |
|||||
Тема экспериментальной деятельности |
Задачи экспериментальной деятельности |
Интеграция образовательных областей |
Взаимодействие с родителями |
||
Тема 1: Этот удивительный воздух |
Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха |
Ручной труд Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний |
Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию» |
||
Тема 2: Парусные гонки |
Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании |
«Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) . физминутка «Ветер» |
Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме. |
||
Тема 3: Вдох - выдох |
Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. |
«Рисование мыльными пузырями» Закреплять знания детей о здоровом образе жизни |
Консультация «Экспериментируем вместе с папой». |
||
Тема 4: Сухой из воды |
Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека. |
Дыхательная гимнастика. Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. |
Фотовыставка: «Как мы экспериментируем». |
||
Тема 5: Поиск воздуха |
Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. |
Придумать с родителями сказку «О воздухе» Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья. |
Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» |
||
Тема 6: Муха – цокотуха |
Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. |
Конструирование «Жуки» (из природного материала). «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского |
Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. |
||
Тема 7: Воздух при нагревании расширяется |
Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. |
Закаливание с помощью воздушных ванн. Соблюдать правила безопасности при работе. |
Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек. |
||
Тема 8: В воде есть воздух |
Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде. |
«Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т. |
Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное |
||
Январь «Экспериментирование с водой» Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). |
|||||
Тема экспериментальной деятельности |
Задачи экспериментальной деятельности |
Интеграция образовательных областей |
Взаимодействие с родителями |
||
Тема 1: Пар — это тоже вода |
Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. |
«Волшебная вода» (колорит). Формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием. |
Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми. |
||
Тема 2: С водой и без воды |
Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) |
«Волшебная вода» («Красочные брызги»). |
Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой» |
||
Тема 3: Замораживаем воду |
Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода. |
Аппликация «Снежинка». |
Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. |
||
Тема 4:Вода не имеет формы |
Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. |
«Путешествие капельки» (рисование по - мокрому). |
Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома. |
||
Февраль «Человек». Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья. Оборудование: стетоскоп, фонендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер. |
|||||
Тема экспериментальной деятельности |
Задачи экспериментальной деятельности |
Интеграция образовательных областей |
Взаимодействие с родителями |
||
Тема 1: Проверим слух |
Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук. |
Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант» Беседа «Зачем нужно беречь уши» |
Памятка: «Береги уши» |
||
Тема 2: Наши помощники - глаза |
Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза. |
«Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная) Создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами» |
Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза» |
||
Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха |
Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. |
Дидактическая игра: «Определи на вкус», «Определи по запаху» |
Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии». |
||
Март «Экспериментирование с деревом» Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов. Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека. |
|||||
Тема экспериментальной деятельности |
Задачи экспериментальной деятельности |
Интеграция образовательных областей |
Взаимодействие с родителями |
||
Тема 1: Тонет - не тонет |
Знакомство со свойствами коры дерева |
«Чудо-дерево» (оттиск корой) |
Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях |
||
Тема 2: Посадим деревце |
Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему |
Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» чтение художественной литературы. Инсценировка произведения:» Чудо-дерево» |
Посадка деревьев на участке. |
||
Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания? |
Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. |
Тема: «Лес – как экосистема» Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений |
Памятка: «Береги лес!» |
||
Тема 4: Почему осенью опадают листья? |
Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги. |
«Пейзаж» (рисование на коре деревьев) Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень». |
Сбор и оформление гербария. |
||
Апрель «Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом» Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы. |
|||||
Тема экспериментальной деятельности |
Задачи экспериментальной деятельности |
Интеграция образовательных областей |
Взаимодействие с родителями |
||
Тема 1: Парящий самолет |
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм» |
Определение частей света с помощью компаса на прогулке..Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит. |
Создание мини-лаборатории «Мир магнитов» |
||
Тема 2: Притягивает - не притягивает |
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы |
«Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений. |
Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. |
||
Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук |
Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею |
Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него. |
Совместное создание кукольного театра на магнитах. |
||
Тема 4: Рисует магнит или нет |
Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; |
«Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей; |
Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование. |
||
Май Экспериментирование с почвой. Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления. |
|||||
Тема экспериментальной деятельности |
Задачи экспериментальной деятельности |
Интеграция образовательных областей |
Взаимодействие с родителями |
||
Тема 1: «Домашняя засуха» |
Дать представление о том, что в земле есть вода. |
Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами. Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера; |
Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период» |
||
Тема 2: «Где лучше расти» |
Знакомство со свойствами почвы |
Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов. |
Сбор природного материала для поделок, экспериментов. |
||
Литература
1.Дыбина О. В. "Ребёнок в мире поиска"; 2.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников); 3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»; 4.Иванова А.И.«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 5.Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. 6.Николаева Н. Н. «Юный эколог»; 7. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа»; 8. А.И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»; 9.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с. 10.Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.