Проект по краеведению "Культурное ожерелье Коми"
Оценка 4.9

Проект по краеведению "Культурное ожерелье Коми"

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
классное руководство
1 кл—7 кл
06.05.2020
Проект по краеведению "Культурное ожерелье Коми"
Общешкольное мероприятие по краеведению организовано в форме проекта, где интегрированы материалы по истории и литературе, музыке и изобразительному искусству.
Проект по краеведению Культурное ожерелье Коми.docx

«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

ЛÖЗЫМСКÖЙ ФИЛИАЛ

ЛОЗЫМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«КУЛЬТУРНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ КОМИ»

 

 

Автор: Остапова Елена Васильевна

Учитель начальных классов

ГОУ РК «Республиканский центр образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год

 

Оглавление

 

страница

Аннотация

3

 

Введение

3

 

Основная часть

3

 

Содержание проекта

4

 

Заключение

6

 

Литература

8

 

Приложение

 

 

Этапы работы групп

9

 

Сводная таблица оценки созданных группами итоговых работ

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация.

Общешкольное мероприятие по краеведению организовано в форме проекта, где интегрированы материалы по истории и литературе, музыке и изобразительному искусству.

Разработка занятия направлена на развитие познавательного интереса к изучаемому материалу посредством постановки проблемного вопроса, поиска решения и творческого воплощения поставленной задачи.

В зависимости от выбранных направлений, поставленных проблемных заданий мероприятие можно применить как в начальном, так и в среднем звене.

 

Введение.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт ставит задачу воспитания учащегося любящего свой народ, свой край и свою родину. Место, где родился и вырос человек, люди родного края, красота окружающей природы затронувшие душу и сознание человека пробуждают эту любовь. Учителю  лишь надо заинтересовать, увлечь ребёнка неповторимой, особенной красотой своего края.

Источники сведений могут быть самые разнообразные: люди, исторические события, быт и природа родного края. Новизна данной разработки в том, что учащиеся выбирают, предлагают направление своей работы в проекте. В ходе такой работы повышается мотивация, увеличивается ответственность каждого участника за свою работу, учащиеся учатся деловому творческому общению.

Цель: создание условий для познания учениками природы, истории и культуры родного края

Для того, чтобы данная методическая разработка была реализована, необходимо организовать небольшую экспозицию в школе или посетить музей краеведения.

 

Основная часть.

Спецификой данной методической разработки является готовность учителя принять варианты предложений учащихся и оказать им помощь в реализации выбранного направления. Учитель становиться полноправным участником реализации проекта, поэтому может привлечь дополнительные ресурсы или предложить свои увлекательные варианты.

Название проекта «Культурное ожерелье Коми»

Год разработки: 2018-2019 учебный год

Назначение: общешкольное мероприятие

Опыт использования: общешкольное мероприятие для учащихся 1-9 классов

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, литература, изобразительное искусство, музыка.

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный

Тип проекта по количеству участников: групповой

Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный

Тип проекта по доминирующей деятельности: информационный, творческий

Цель: создание условий для познания учениками природы, истории и культуры родного края

Задачи: - создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- развивать навыки проектной деятельности, включая умения поиска информации и работы с ней;

- развивать коммуникативные навыки учащихся.

Ожидаемые результаты:

- знание видов экспозиционных материалов и создание некоторых из них;

- знание профессий «музейных работников», выполнение их функций.

Содержание проекта

Предварительный этап

Обсуждение учителями, участвующими в проекте, содержания, принципов и методов реализации.

Организация выставки «Культурное ожерелье Коми» или организация экскурсии в музей.

Основной этап

1 этап Погружение в проект  

В библиотеке организована выставка книг, галерея портретов коми писателей, композиторов, художников, представлены элементы быта народа коми. Классы совместно с учителями рассматривают материалы выставки, обсуждают.

Вопросы:

- Какие музеи республики Коми посещали вы?

- Какие интересные сведения, объекты вы видели и запомнили?

- Что вы хотели бы ещё увидеть в экспозиции музея?

Проблемный вопрос:

1 вариант: (если выставка организована в школе)

- Какими материалами можем дополнить экспозицию нашей выставки?

2 вариант: (если посетили музей)

- Экспозицию, на какую тему мы можем организовать в нашей школе?

 

2 этап Планирование

Мотивация

Варианты учащихся для решения проблемы «Организация экспозиционного материала на выставку»

Актуализация и фиксирование затруднения

- Назовите цель и задачи нашего проекта.

- Какие бывают экспозиционные материалы?

Учащимся предлагается презентация «Виды экспозиционных материалов». В презентации представлены фотографии из фондов музеев, выставочных центров республики Коми, даны ссылки для виртуального посещения и прослушивания аудиоматериалов.

Виды экспозиционных материалов:

1. Подлинники

2. Воспроизведения музейных предметов: копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, новодел, макет, голограмма.

3. Научно-вспомогательные материалы: карты, схемы, диаграммы, таблицы и др.

4. Тексты:

·                    заглавные (названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов), ведущие (главная идея экспозиции в целом или каких-то его разделов, тем, залов, комплексов);

·                    пояснительные или объяснительные (аннотация к залу, теме, комплексу или отдельному экспонату);

·                    этикетаж (совокупность этикеток), этикетка (текст, содержащий название предмета, его атрибутивные данные, т. е. сведения о материале, размере, способе изготовления, авторе, социальной и этнической среде бытования историческом и мемориальном значении, подлинник или копия);

·                    указатели (план экспозиционных залов с названием каждого из них, маршрут экскурсии, а также в виде стрелок на стене или на полу;

5. Аудиоматериалы: фонозаписи, фонокомментарии (голоса птиц, животных, различные природные шумы; музыкальные и документальные  звукозаписи исторических деятелей, писателей, поэтов, певцов и др.)

6. Аудиовизуальные материалы: кино и видеоматериалы на различных источниках.

(1. Т. В. Галкина, 2004, стр 12-14)

- Подумайте, какие экспозиционные материалы мы можем предложить на выставку.

Группы определяют участников проекта, цель, задачи, обсуждают последовательность выполнение проекта, анализируют и выбирают вариант решения проблемы.

 

3 этап – Поисково-исследовательский

Группы работают по составленному группами плану: поиск, анализ информации, материала.

В зависимости от выбранных тем, учащиеся выбирают название своей группы.

В данной таблице записаны варианты названий групп.

Группы

Класс

Количество участников

Куратор

Экспозиционные материалы

Художественная жемчужина

 

 

 

Воспроизведение музейных предметов: репродукции картин

Жемчужина культурного наследия

 

 

 

Подлинники, воспроизведения музейных предметов: копии, модели.

Жемчужины звуков природы

 

 

 

Воспроизведение музейных предметов: модели; научно-вспомогательные материалы

Музыкальная жемчужина

 

 

 

Научно-вспомогательные материалы

Жемчужины театра

 

 

 

Научно-вспомогательные материалы

Жемчужина народных традиций

 

 

 

Научно-вспомогательные материалы: таблицы; тексты.

 

 

 

 

Аудиовизуальные материалы

Примечание: В зависимости от выбранных направлений работы, могут появиться другие названия групп.

 

4 этап – Подготовка к защите проекта

Мотивация

Звучит стихотворение (Для старшего звена первое стихотворение, для младшего – второе)

Музей и память. Каждый экспонат 
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Помимо экспозиций старины
Музей свою историю имеет,
Поведать вам ее не пожалеет,
Услышать только вы его должны.

Алдонина Римма

 

Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будем всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.

Валентин Берестов

 

Актуализация и фиксирование затруднения

- Кто такой экскурсовод?

Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий

- Люди, каких профессий работают в музее и какие функции выполняют?

- Понятие «музейный работник» объединяет сразу несколько профессий: хранители, научные сотрудники, методисты, экскурсоводы, экспозиционеры, смотрители.

Смотритель - следит за сохранностью экспонатов.

Хранитель ведёт учет, документирует музейные фонды. Он принимает музейные предметы на хранение, регистрирует, маркирует, систематизирует, наблюдает за режимом хранения (необходимо соблюдать определённые температуру, влажность и уровень света). В случае выезда выставки в другой город отвечает за упаковку экспонатов и сопровождает их в поездке, изучает фонды, ведет научно-исследовательскую работу, определяет, какие предметы необходимо передать реставраторам, оформляет экспертные заключения… Хранитель больше любого экскурсовода знает об истории того или иного экспоната, его особенностях и уникальности.

Научные сотрудники занимаются научным направлением деятельности музея – разрабатывают концепции развития музея в этой области, принимают участие в научных конференциях и семинарах, ездят в этнографические и археологические экспедиции, читают лекции для посетителей, консультируют экскурсоводов, изучают фонды и пишут научные статьи, связанные с музейными экспонатами. Кроме того, часто именно они сотрудничают со СМИ – как эксперты в тематических программах.

Методист, ответственный за музейно-образовательную деятельность организует лекции, открытые уроки, тематические квесты, конкурсы, конференции; проводит социологические опросы посетителей по поводу образовательной деятельности музея, собирает предложения и пожелания, отвечает за издание методических документов и занимается экспертизой образовательных программ.

Методист по научно-просветительской деятельности разрабатывает методику проведения экскурсий, работает с экскурсоводами – готовит и консультирует их, следит за качеством их работы, занимается подготовкой лекций, изданием научных исследований сотрудников и проведением научных конференций, семинаров и круглых столов.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности - разрабатывает планы выставочной деятельности, делает аннотации к экспонатам, следит за оформлением выставки и размещением предметов по залам в наиболее выгодном ракурсе, готовит учетную документацию, пишет отчеты.

В крупных музеях есть также реставраторы и искусствоведы, специалисты по связям с общественностью, юристы, бухгалтеры, маркетологи, редакторы электронных баз и веб-мастера. (2, статья)

 

- У нас собран экспозиционный материал. Как мы можем его представить?

Учащиеся делятся на группы: «Специалисты по экспозиционной и выставочной деятельности», «Методисты» и «Экскурсоводы»

«Специалисты по экспозиционной и выставочной деятельности» создают итоговый объект. Редактируют, оформляют подобранный материал на листе круглой формы – «жемчужине». По желанию материал может располагаться на листе разной величины и количеству.

«Методисты» разрабатывают методику проведения экскурсии, консультируют экскурсоводов.

«Экскурсоводы» готовятся к проведению экскурсии по материалам экспозиции, подготовленной группой.

 

5 этап – Защита проекта

Участники посещают выставку, дополненную созданными группами материалами. Экскурсоводы проводят увлекательные лекции, квесты, беседы.

 

Форма оценивания: «книга отзывов и предложений».

В «книге отзывов и предложений» для оценивания экспозиционных материалов каждой группе отведена страница.

Экскурсионная группа получает равное количество звёздочек, оценивает экспозиционные материалы по данным критериям и вклеивает на страницу в книгу от 0 до 3 звездочек. Посетители так же имеют возможность оставить письменный отзыв и предложение.

Критерии оценивания экспозиционного материала

Критерии:

Баллы (по 1 за каждый критерий)

1.                  Уникальность материала

 

2.                  Культурная ценность представленного материала

 

3.                  Дизайн и красочность оформления

 

Итого:

Максимум: 3 балла – 3 звёздочки

Создается экспертная комиссия по подведению итогов. Комиссия подсчитывает баллы-звездочки, выставленные группам за оформление экспозиционного материала. Так же комиссия оценивает работу экскурсовода.

Критерии оценивания работы экскурсоводов.

Критерии:

Баллы (по 3 за каждый критерий)

1.      Полнота раскрытия материала

 

2.      Достоверность информации

 

3.      Ораторские умения (качество речи и умение держаться)

 

Итого:

Максимум: 9 баллов

 

 

6 этап - Рефлексия

Итоги работы. Награждение.

 

Заключительный этап

Анализ мероприятия учителями.

 

Заключение

Работа над проектом дала возможность:

для детей:

- узнать профессии «музейных работников», и их функции;

- познакомиться с видами экспозиционных материалов и участвовать в создании некоторых из них;

- развивать учебно-информационные умения;

- развивать коммуникативные навыки.

Для учителей:

-  систематизировать имеющийся дидактический материал по краеведению при создании выставки;

- создать библиотечный каталог и каталог личной библиотеки учителей по данной тематике;

Собранный и обобщенный по теме материал учителя могут использовать в преподавании учебных предметов.

 

 

Литература

1.                  Т. В. Галкина Музееведение: основы создания экспозиции. Учебно-методическое пособие для студентов исторических факультетов вузов по специализации «Историческое краеведение и музееведение». Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2004. 56 с - http://koi.tspu.ru/koi_books/galkina/index.htm

2.                  Работа в музее: обзор профессий - http://rjob.ru/articles/rabota_v_muzee_obzor_professiy/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Этапы работы групп

Группа: Жемчужины театра (3 класс)

Куратор:

Этап

Дата

Форма работы

Предварительный

 

Экскурсия в библиотеку

Беседа о проекте

Распределение заданий по группам: историки, театралы, актёры (группы собираются произвольно по разноцветным кружкам)

-Где я могу посмотреть спектакль, послушать оперу и увидеть балет?

Основной

 

Задание.

1 группа  Историки

1. Когда  и где возник театр?

2. Кто такие скоморохи?

3. В каком году был построен театр в городе Сыктывкаре?

2 группа Театралы

1. От чего зависит название театра?

2. Какие бывают театры?

3. Театры в городе Сыктывкаре?

3 группа - Актеры

1.  Профессии людей, работающих в театре?

2. Для чего нужны скороговорки в профессии актера?

3. Показать этюды: я шофёр, ловлю комара, ем мороженое

Итоговой

 

Оформление информационного стенда «Театры Сыктывкара»

 

Группа: Художественная жемчужина (6 класс)

Куратор:

Этап

Дата

Форма работы

Итог

Предварительный

 

1.Посещение библиотеки, ознакомление с выставкой.

2.Выявление проблемы – недостаточно информации о художниках Коми. Распределение заданий по группам.

Составление плана работы по группам.

Основной

 

Определяются цель и задачи   в порядке последовательной проектной деятельности (изучить  фонды художественного музея Коми, данные интернет - ресурсов, сайтов  с данными о художниках и художественных направлениях Коми)

Формы  работы – изучение работ коми художников в парах, составление эссе по выбранной картине, создание презентация об этнофутуристах Коми.

Создание архива материалов и идей оформления итоговой работы.

Выполнение практической работы – рисунка в  данном стиле, конкурс на лучший рисунок, награждение победителей.

Итоговой

 

Презентация работ материалов Коми художников, знакомство с творчеством Ю. Лисовского, П. Микушева.

Портреты художников и репродукции их картин

 

Группа: Жемчужина культурного наследия (8 класс)

Куратор:

Этап

Дата

Форма работы

Итог

Предварительный

 

1.Посещение библиотеки, ознакомление с выставкой.

2. Сбор информации «Музеи Коми». Обсуждение выбора  предмета культурного наследия

Разработка плана поиска, распределение

Основной

 

Обсуждение выбора  предмета культурного наследия, создание презентации - Музей истории и культуры Сыктывдинского района.

Поиск в домашних архивах исторического экспоната для передачи в музей.

Создание презентации - Музей истории и культуры Сыктывдинского района.

Заключительный

 

Музей истории и культуры Сыктывдинского района – презентация.

Акция «Исторический экспонат – музею».

Подлинники, воспроизведения музейных предметов

 

Группа: Жемчужины народных традиций (7 класс)

Куратор:

Этап

Дата

Форма работы

Итог

Предварительный

 

1.Посещение библиотеки, ознакомление с выставкой.

2. Изучение литературы краеведческого отдела библиотеки санатория «Лозым».

Формирование списка литературы.

Основной

 

Определение темы: «Традиционная культура народа коми». Постановка цели и задач, предполагаемого конечного результата. Беседа, изучение информационного материала, обсуждение, изучение «Историко-культурного атласа РК», викторина «Духовная жизнь Коми края».

Сбор информации по теме «Традиционная культура народа коми».

Заключительный

 

Оформление информационно-познавательного материала «Традционная культура народа коми», подготовка  «Методистами» экскурсии и консультация «Экскурсоводов».

Научно-вспомогательные материалы: карты, схемы, диаграммы, таблицы. Работа «Специалистов по экспозиционной и выставочной деятельности», проведение экскурсии по теме.

 

Группа: Жемчужины звуков природы (1, 2 классы)

Куратор:

Этап

Дата

Форма работы

Итог

Предварительный

 

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с экспонатами выставки. Обсуждение и выбор дополнительных экспонатов выставки.

Задание для поиска.

Основной

 

Взаимодействие с концертмейстером д/к с. Пажга Сыктывдинского р-на. Интерактивная выставка коми народных инструментов «Пармаса шыяс»

Прослушивание «звуков природы», использование народных инструментов.

Итоговой

 

Викторина «Коми народные инструменты».

Воспроизведение музейных экспонатов, научно-вспомогательные материалы

Группа: Музыкальная жемчужина (5 класс)

Куратор:

Этап

Дата

Форма работы

Итог

Предварительный

 

1.Посещение библиотеки, ознакомление с выставкой.

2. Постановка проблемы, распределение по группам: учащиеся из Ухты, Сыктывкара, из сёл республики.

Разработка плана поиска

Основной

 

Сбор материала о деятелях культуры РК, чьими именами названы улицы, учреждения, поставлены памятники. Обсуждение  найденных материалов по группам, возможность использования найденных данных для всех групп учащихся.

Работа над созданием интерактивной книжки о С. И. Налимове, презентации о коми композиторах, первом коми певце.

Создание  презентации о деятелях культуры, подготовка викторины по материалам

 

Заключительный

 

Показ презентации классу, ответы на вопросы викторины, создание эскизов музыкальной площади, оформление выставки эскизов.

Научно-вспомогательные материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Сводная таблица оценки созданных группами итоговых работ

Баллы

 

 

 

Группы

Критерии

Баллы экскурсионных групп

Итог

Место

Полнота раскрытия материала

Достоверность информации

Ораторские умения (качество речи и умение держаться)

Начальное звено

 

 

 

Жемчужины театров (руководитель…)

 

 

 

 

 

 

Жемчужины звуков природы (руководитель ...)

 

 

 

 

 

 

Старшее звено

 

 

 

Художественная жемчужина (руководитель ...)

 

 

 

 

 

 

Жемчужина культурного наследия (руководитель ...)

 

 

 

 

 

 

Жемчужина народных традиций (руководитель…)

 

 

 

 

 

 

Музыкальная жемчужина (руководитель…)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»

РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»

Оглавление страница

Оглавление страница

Аннотация. Общешкольное мероприятие по краеведению организовано в форме проекта, где интегрированы материалы по истории и литературе, музыке и изобразительному искусству

Аннотация. Общешкольное мероприятие по краеведению организовано в форме проекта, где интегрированы материалы по истории и литературе, музыке и изобразительному искусству

Содержание проекта Предварительный этап

Содержание проекта Предварительный этап

Аудиоматериалы : фонозаписи, фонокомментарии (голоса птиц, животных, различные природные шумы; музыкальные и документальные звукозаписи исторических деятелей, писателей, поэтов, певцов и др

Аудиоматериалы : фонозаписи, фонокомментарии (голоса птиц, животных, различные природные шумы; музыкальные и документальные звукозаписи исторических деятелей, писателей, поэтов, певцов и др

Нам в музее интересно, Что увидим — неизвестно,

Нам в музее интересно, Что увидим — неизвестно,

Специалисты по экспозиционной и выставочной деятельности» создают итоговый объект

Специалисты по экспозиционной и выставочной деятельности» создают итоговый объект

Для учителей: - систематизировать имеющийся дидактический материал по краеведению при создании выставки; - создать библиотечный каталог и каталог личной библиотеки учителей по данной тематике;

Для учителей: - систематизировать имеющийся дидактический материал по краеведению при создании выставки; - создать библиотечный каталог и каталог личной библиотеки учителей по данной тематике;

Приложение 1 Этапы работы групп

Приложение 1 Этапы работы групп

Посещение библиотеки, ознакомление с выставкой

Посещение библиотеки, ознакомление с выставкой

Группа: Музыкальная жемчужина (5 класс)

Группа: Музыкальная жемчужина (5 класс)

Приложение 2 Сводная таблица оценки созданных группами итоговых работ

Приложение 2 Сводная таблица оценки созданных группами итоговых работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020