ПРоект по литературе и русскому языку "СМС как новый эпистолярный жанр"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 15.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

проект по русскому языку и литературе
Иконка файла материала проект по русскому языку.docx

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34

с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

Проектная работа на тему

«SMS как современный эпистолярный жанр»

 

 

 

Выполнила ученица 10 А класса

Федотова Анастасия  Сергеевна

Проектная работа допущена к защите

Руководитель: Левшенко Л.Н..

 «___17__»___мая______________2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

г.Набережные Челны

2020 г.

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………….............. 3

Раздел 1. Характеристика SMS как эпистолярного жанра…………….….

1.1. Определение эпистолярного жанра, его история и признаки …………....

1.2. Появление SMS-сообщений: их «плюсы» и «минусы» ………………..…

1.3. Отличие SMS от традиционного письма……………………….………….

Раздел 2.  Анализ использования SMS современными подростками ………

2.1. Особенности виртуального общения среди подростков….…....... ……….

2.2. Выявление ошибок у школьников при написании SMS-сообщений……

Заключение……………………………………………………………………...

Список использованной литературы………………………………………...

Приложение………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. В  современном мире человек – с появлением телевизоров, компьютеров, интернета, видеоигр и различной техники – «уходит» в виртуальный мир. Сейчас многие люди бесконечно «подключены» к гаджетам, то есть непрерывному потоку информации, который зачастую невозможно контролировать.

Число пользователей интернетом и мобильной связью постоянно растет. Люди начинают использовать средства связи всё в более раннем возрасте. На сегодняшний день телефон – это не только средство связи, но и фото- и видеостудия, почтовое отделение, мобильный советчик, всевозможные услуги современного человека. А благодаря службе «Short Message Service» (сокращенно SMS), когда она появилась в меню операторов сотовой связи, появился новый современный эпистолярный жанр, который, вытесняет жанр бытового письма, потому что обладает некоторыми преимуществами перед почтовым письмом. Обстоятельства вынуждают общаться sms-ками, что ведёт к упрощению языка; манера общения людей между собой становится более примитивной в связи с тем, что человек предпочитает книгам технику и социальные сети.

Под эпистолярным жанром подразумевается не только служба «Short Message Service» (сокращенно SMS), но также и любые другие короткие сообщения в социальных сетях. Между тем, популярные онлайн-сообщества продолжают создавать облегчающие общение и дающие возможность выражать эмоции не при помощи слов эмоджи-смайлы, различные стикеры и «пикчи для общения».

Данная проблема актуальна не только для молодёжи, но и для взрослых людей, также активно использующих SMS, и потому важно выяснить, что несёт в себе виртуальное общение: пользу или появление безграмотности?

Цель проектной работы: изучить короткие сообщения современных подростков и подготовить статью, отражающую проблему умения выражать свои мысли на письме.

Задачи:

·выяснить, что такое эпистолярный жанр;

·узнать, какие плюсы и минусы имеют SMS-сообщения;

·провести опрос среди учащихся 10 «А» класса об использовании SMS;

·сделать анализ и вывод о манере общения подростков через социальные сети и мобильную связь;

·изучить часто употребляемые слова, их замены и сокращения, а также сленговые выражения;

·выявить влияние интернет-общения на грамотность и культуру языка;

·создать статью, отражающую проблему и способствующую привлечению внимания общества к этому вопросу;

· представить результаты исследования в виде проектной работы.

Объектом исследования являются SMS-сообщения подростков, отправляемые через мобильную связь и социальные сети.

Предмет исследования – проявления грамотности и культуры речи в SMS-сообщениях подростков.

Сроки реализации – 2019-2020 учебный год.
 1) Подготовительный этап - октябрь-ноябрь 2019 г.

-выбор и определение проблемы;

-составление списка необходимой литературы;

-изучение литературы по списку, поиск нужной информации;

-составление шаблонов опросов или анкет для исследования проблемы в классе;

-выбор методов исследования;

-составление примерной композиции работы.

2) Основной этап - декабрь-март 2019-2020 гг.

- изучение использования подростками SMS-сообщений;

-сравнение современных SMS с традиционным письмом;

-анализ грамотности написания текста учащимися;

-проведение социального опроса среди учащихся на предмет умения написания грамотных предложений;

-анализ и синтез результатов опроса;

-создание тематической серии иллюстраций.

3) Заключительный этап - март-май 2020 г.

- обобщение результатов исследования;

- подведение итогов апробации действия в подростковой среде созданных иллюстраций,

·     оценка эффективности проекта.

             Ресурсы проекта.

1.        Информационные ресурсы – научные и научно-популярные статьи по теме проекта, интернет-ресурсы.

2.       Материальные ресурсы –  принтер (1 шт.), компьютер (1шт.), проектор (1 шт.). Вся необходимая техника имеется в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов» и может быть использована для реализации проекта на безвозмездной основе.

3.   Человеческие ресурсы – в процессе реализации проекта будут задействованы в качестве волонтеров учитель русского языка и литературы (1 человек), педагог-психолог (1 человек), учащиеся 10-11 классов (4-5 человек) МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов». Их участие осуществляется на добровольной основе, безвозмездно. 

Ожидаемые результаты реализации проекта: 

В конце данного проекта ожидается:

·   создание статьи, посвященной влияния SMS-сообщений на лексикон учащихся;

· развитие собственных знаний в сфере русского языка, совершенствование исследовательских навыков;

· привлечение внимания учащихся к необходимости расширения словарного запаса, развитию навыков вербальной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Характеристика SMS как эпистолярного жанра

         1.1. Определение эпистолярного жанра, его история и признаки.

Эпистолярный жанр (от греч. Epistole – «письмо», «послание») – это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки.

Письмо является древним популярным эпистолярным жанром. На протяжении долгого времени переписка была единственным средством связи для людей, которых разделяло большое расстояние.

Эпистолярную литературу относят к жанру так называемой нравоучительной литературы, начало которому было положено еще в античные времена. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: от эпизодов из повседневной жизни, любопытных сведений о себе до обсуждений общественных проблем. Однако в Византии и Древней Руси письма носили дидактический характер, т. е. использовались для изложения нравственных предписаний.

Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки, «превратив обмен корреспонденцией в повествовательный прием, «корреспондентов» – в персонажей, и подчинив «письмо» основным законам художественной условности».

К образцам ранней эпистолярной литературы относятся письма Эпикура, Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего.

В эпоху Средневековья эпистолярный жанр становится ведущим жанром публицистики, «межмонастырская переписка является средством публичной богословской полемики».

В 17-18 столетиях, в эпоху Вольтера и Дидро, вошедшую в литературу, как эпоха Просвещения, жанр «письма» становится едва ли не господствующим и используется как «способ придания непосредственности интеллектуальному общению».

 

В разные исторические периоды менялись формулы обращений, приветствий, подписи и вообще стилистика писем в целом. Однако существуют некоторые важные структурно-стилистические признаки эпистолярных жанров, которые проявляются в письмах независимо от эпохи:

Ø сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;

Ø разделение писем по сфере общения на деловые (используются книжно-письменные языковые средства) и частные (устно-разговорные средства);

Ø устойчивая композиция текста: более жёсткая в официальных и более свободная в частных письмах;

Ø точное обозначение отправителя и получателя;

Ø соблюдение речевого этикета с учётом фактора адресата, характера сообщения и национальных «эпистолярных» традиций.

Не все личные письма содержали в себе обращения, подписи и некоторые другие структурные и этикетные элементы. Когда главной целью письма было сообщение информации, или же переписка была запущена ранее, все эти элементы опускались. Письма повседневно-бытового характера также не содержали ничего, кроме самого текста письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Появление SMS-сообщений: их «плюсы» и «минусы».

SMS (от англ. Short Message Service — «служба коротких сообщений») – это технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений с помощью сотового телефона. Входит в стандарты сотовой связи.

Использование SMS не сразу стало общедоступным явлением: в 90-ые годы рынок сотовой связи еще только начинал создаваться. Мало кто тогда понимал, как можно заработать на SMS. К тому же, общее число абонентов мобильных телефонов было не слишком большим.

Конец XX века ознаменовался тем, что сотовый телефон перестал быть предметом роскоши. Постепенно он становится вещью, которую используют практически все: из-за небольшой цены SMS-сообщения стремительно набирали популярность. В итоге начались массовые рекламные кампании этой новой функции, а в 2000-ом году появилась возможность посылать SMS клиентам других операторов.

В настоящее время общение с помощью SMS стало очень актуальным и среди подростков, и среди взрослого населения.

Человек,  пишущий SMS-ки, решает (замечает он это или нет) несколько важных задач, помимо простой передачи содержания: 

1)  Компрессия текста. Объём SMS-ки ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Сознательно или бессознательно у SMS-автора актуализируются процессы свёртывания речи. Компрессия текста может происходить так: «слово «еду» короче, чем «уезжаю», «тут» короче, чем «здесь», «щас» короче, чем «сейчас».

2)  Транслитерация – это необходимость или желание автора набирать русские слова латиницей (так приходится делать пользователям нерусифицированных телефонов, а у некоторых людей затем входит в привычку). Однако отправитель SMS всегда должен чувствовать предел, до которого можно искажать облик слова, чтобы оно не стало неузнаваемым.

3)  Поиск своего стиля в игровой форме. Всякое новое средство коммуникации не только предоставляет человеку новые возможности создания и передачи сообщений, но и бросает вызов игровой способности человека, активизирует живущее в людях не только в детстве «А если так?» 
Одни пишущие ставят вместо «Ч» цифру 4, а вместо «Ш» - шестерку, другие вместо части какого-либо слова «сотка» или его производных пишут число 100(например, «красотка» - «кра100»)

SMS-сообщения приносят и вред, и пользу, имеют положительные и отрицательные стороны:

Плюсы:

Минусы:

§  Услуга SMS занимает меньше времени, чем телефонный разговор;

§  Передача информации за минимальное количество времени;

§  Возможность передачи информации при недоступности адресата, общение на расстоянии;

§  Удобный способ для людей с нарушенной функцией общения (глухие/глухонемые люди)

 

§  Пренебрежение правилами грамматики, орфографии, пунктуации;

§  SMS-зависимость среди молодого поколения;

§  За счёт SMS-рассылки многие мошенники выманивают у пользователей деньги;

§  SMS-ки не передают интонационной окраски, в следствие смысл сообщения может быть искажён;

§  Отсутствие живого общения (без эмоций и проч.)

 

 

 

 

 

        

1.3. Отличие SMS от традиционного письма.

Письма носят официальный и личный характер и имеют свои особенности построения.

Письмо личного характера составляется так:

1)  приветствие и обращение;

2)  изложение того, что хочешь написать, вопросы, на которые хочешь получить ответ;

3)  в заключение следуют формула прощания, пожелания здоровья: до свидания, будьте здоровы;

4)   ставится подпись или указываются имя, фамилия автора письма, дата.

         Деловые письма бывают разных жанров: извещения, сообщения, заявления, приглашения, запросы, благодарственные письма, рекламно-информационные сообщения и другие. Все они имеют свой шаблон написания, которому рекомендуется строго следовать.

         SMS как эпистолярному жанру характерны следующие признаки:

o    Имеет признаки диалогической речи, но эта речь более краткая и чёткая;

o    SMS можно разделить на деловые и частные, только частные SMS пишут намного чаще;

o    Не имеет устойчивой композиции текста, но язык в SMS соответствует сфере переписки;

o    В любом SMS обозначаются получатель и отправитель;

o    При написании SMS соблюдается речевой этикет с учётом адресата.

Можно сделать вывод, что SMS действительно является современным эпистолярным жанром, но виртуальные сообщения также имеют и ряд своих отличительных признаков:

o    Особый SMS-сленг;

o    Большое количество сокращений слов и высказываний;

o    Смайлы, по-особому составленные картинки, выражающие настроение автора;

o    Не всегда соблюдаются правила грамматики, орфографии и пунктуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Анализ использования SMS современными подростками.

      2.1. Особенности виртуального общения среди подростков.

        Для того чтобы выявить особенности общения по SMS у школьников, был проведен небольшой опрос. Учащимся 10 «А» класса МАОУ «СОШ №34» было предложено тестирование (Приложение 1), где они отвечали на вопросы, касающиеся использования SMS-сообщений и употребления сленгов,  сокращений, эмодзи-смайлов  в социальных сетях и через мобильную связь. В общем, в опросе  приняло участие 20 человек возрастом 16-17 лет.

        Результаты тестирования:

        1) Какие сокращения и сленговые выражения вы употребляете в своей речи?

 

 

 

 

 

 

 

 

2)  Пользуетесь ли вы эмодзи-смайлами и как часто?

      Дополнительные сведения по диаграмме: «Да, часто» – 8 голосов (38,1%); «Да, иногда» – 6 голосов (28,6%); «Да, но очень редко» – 2 голоса (9,5%); «Нет, никогда» – 5 голосов (23,8%).

      Таким образом, на основе опроса учащихся было выявлено следующее:

o  Большая часть опрошенных пользуется услугой SMS;

o  Практически все участники тестирования используют сленговые выражения и некоторые сокращения;

o  Самые распространённые сленговые выражения: «жиза» (76,2%), «го» (71,4%), «рофлить» (66,7%);

Также значительная часть учащихся пользуется в сообщениях эмодзи-смайлами.
           Можно сделать вывод:
общение молодёжи с помощью SMS-сообщений представляет собой письменную форму разговорной речи, которая строится на использовании определённого сленга и отличается преобладанием неологизмов и необычных сокращений. Кроме того, постоянно происходит пополнение лексики из писем электронной почты, из видоизменённой разговорной речи, живущей в чатах и на форумах Интернета.

 

 

 

           2.2. Выявление ошибок у школьников при написании SMS-сообщений.

           Для выявления зависимости общей грамотности учащихся от несоблюдения орфографических и пунктуационных норм русского языка при написании и отправлении SMS-сообщений проводился эксперимент среди учащихся старших классов.

           Для этого была проанализирована некоторая часть переписок нескольких человек (с их согласия на прочтение писем).

Варианты предложений

Типы допущенных ошибок

«Вот если не зовут ни куда то всё»

1) Отсутствие знаков препинания (исправлено: Вот если не зовут никуда, то всё);

2) Орфографические ошибки: «ни куда» - «никуда»

«ну да а шо?»

1) Отсутствие знаков препинания (исправлено: Ну да, а что?);

2) Прописная буква в первом слове предложения;
3) Просторечие «шо» вместо «что».

«ммм прив чё дел»

1) Использование сокращений (исправлено: М-м-м, привет, что делаешь?);

2) Отсутствие знаков препинания, в том числе выражающего интонацию;

3) Неправильное написание междометий: «ммм» - «м-м-м»;

4) Прописная буква в первом слове предложения.

«Лежу на много украинских флагов так сказатб»

1) Несогласованное определение, неправильное употребление падежной формы существительного с глаголом  (исправлено: Лежу на многих украинских флагах);

2) Намеренное допущение ошибок ради смешного звучания предложения: «так сказатб» - «так сказать».

«Ито ито норм»

1) Использование сокращений: «норм» -«нормально»;

2) Неправильное написание повторяющихся союзов, не выделенных запятыми: «ито ито» - «и то, и то».

«Народ всем касается кто ещё не успел уехать»

1) Невыделенное обращение: Народ, …;

2) Неправильное употребление падежной формы существительного с глаголом: «всем касается» - «всех касается»;

3) Отсутствие знаков препинания (исправлено: Народ, всех касается, кто ещё не успел уехать».

 

             На основе проведенного анализа можно сделать некоторые выводы. В основном, подростки используют сокращения слов и не следуют пунктуационным правилам: например, часто вместо знаков препинания используется написание несколькими сообщениями (где должен быть знак, там начинается следующее сообщение). Также подростки допускают большое количество орфографических ошибок.

      *Заметно, что учащиеся практически не допускают ошибок в употреблении  причастных и деепричастных оборотов просто потому, что в принципе не используют данные обороты в своей письменной речи.

На основе изученного материала и проведенных в рамках проекта исследований была написана статья «Эпистолярный жанр в современном мире: вред или польза?» (Приложение 2.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изучив использование подростками коротких сообщений, я пришла к выводу, что в наше время SMS – неотъемлемая часть жизни любого современного человека. И часто их использование ведёт к деградации языка, безграмотности и ухудшению словарного запаса. Практически все абоненты сотовой связи прибегают к использованию данного языка в своём общении. С одной стороны, это значимый результат технического прогресса - получать информацию мгновенно; несмотря на огромные расстояния, люди быстро привыкли посылать друг другу короткие сообщения.

Учащиеся пишут SMS-ки кратко, не распространяясь и не объясняясь в полной мере в своих мыслях; также само содержание сообщений сильно отличается от традиционных писем.

Частое использование эмоджи-смайлов, картинок или мемов существенно облегчает подросткам общение друг с другом, и необходимость выражать свои мысли словами начинает пропадать.

Употребление сленга в речи и на письме равным образом может вести к упрощению языка: постепенно внедряющиеся англицизмы вытесняют русские слова, что впоследствии может вести к их исчезновению.

Орфография сообщений приобретает абсолютно свободный характер, что делает написанное нечитаемым или труднопонимаемым. Кроме этого, такое нарушение всех норм и правил приводит к тому, что пишущий уже не может точно соотносить варианты написания слова, что влечет за собой безграмотность.

Однако, несмотря на все вышеизложенные негативные стороны употребления SMS, язык не стоит на месте и всё время эволюционирует. Придумывая новые способы общения, люди развивают в себе творческое начало и экспериментируют с речью в сообщениях – эти эксперименты могут быть как положительными, так и отрицательными. Но объединяет все эти стороны то, что изменения в языке – это необратимый процесс, который происходил всегда.

Список использованной литературы.

Интернет-ссылки:

1)      https://pandia.ru/text/77/383/12757.php

2)      http://www.hintfox.com/article/Traditsionnoe-pismo-SMS-soobschenie-elektronnoe-pismo.html

3)      https://stylistics.academic.ru

4)      https://ru.wikipedia.org/wiki/SMS

5)      https://studwood.ru/1393085/literatura/istorii_epistolyarnogo_zhanra

6)      https://eponim2008.livejournal.com/252263.html

7)      http://callrates.ru/osobennosti-sms.html

8)      https://www.gazeta.ru/tech/2015/08/07/7671913/children-internet-safety-and-socialisation.shtml

9)      https://studexpo.ru/163052/angliyskiy/plyusy_minusy

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

             Приложение 1 (образец анкеты для учащихся)

Тестирование

О манере общения в SMS-ках и социальных сетях.

1. Как часто вы пользуетесь услугой SMS?

O    Часто

O    Иногда

O    Никогда

2. Насколько часто вы используете сокращения и сленг?

O    Часто

O    Иногда

O    Никогда

3. Какие сокращения и сленговые выражения вы употребляете?

O    Агриться

O    Бомбить

O    Варик

O    Го

O    Жиза

O    Рофлить

O    Крч

O    Сорян

O    Хейтить

O    Чд

O    Поч

O    Мб

O    Др (как день рождения)

O    Свой вариант ответа

3. Пользуетесь ли вы эмоджи-смайлами и как часто?

O    Да, часто

O    Да, иногда

O    Да, но очень редко

O    Нет, никогда

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Приложение 2. Текст статьи «Эпистолярный жанр в современном мире: вред или польза?»

      «Эпистолярный жанр» – литературный жанр, предназначенный для отправления адресату какого-то послания, также одна из самых древних форм общения на далеких расстояниях. Его удобство и востребованность объясняется отсутствием личного или непосредственного контакта между людьми, а необходимость в эпистолярном жанре пропадает, если собеседник находится на небольшом расстоянии.

Что же происходит в наше время с этим жанром? В эпоху электронных писем и сокращенных текстовых сообщений даже несложное искусство написания писем постепенно предается забвению. Утрачивают свою актуальность не только любовные письма, но и обычная почтовая корреспонденция. Причина всему – высокие технологии Интернета. Несомненно, они имеют свои преимущества: экономия времени, удобство использования, возможность передавать информацию при недоступности адресата. Электронная почта заменила не только перо и бумагу, но и изменила полностью наше отношение к понятию письма. Люди избегают лишних слов, стараются говорить по существу, а чувства, если их кидать в сеть, теряют объем и эмоции.

Но не только содержание писем, но и язык, которым они написаны, претерпевает изменения. Люди сжимают отдельные слова, фразы и даже целые предложения; всё в большей и большей мере пользуются заимствованиями из иностранных языков. Не следует забывать, что информативность и краткость приводят к обеднению языка, к нарушению культуры общения, исчезновению из активного словаря многих важных слов и понятий. Графические знаки, «смайлики» - также приводят к вымиранию языка, так как являются графическими жестами, заменяющими слова, и необходимость изъясняться словами просто-напросто пропадает. Орфография сообщений приобретает абсолютно свободный характер, что делает написанное нечитаемым или труднопонимаемым. Кроме этого, такое нарушение многих норм и правил приводит к тому, что пишущий уже не может точно соотносить варианты написания слова, а это влечет за собой безграмотность.

Итак, SMS-сообщения, невзирая на необычность и ненормативность служат средством общения. Несмотря на все вышеизложенные негативные стороны SMS-жанра, не следует отрицать его бесконечного творческого потенциала, экспрессивности, оригинальности. Это явление закономерно, так как язык - «живой организм», постоянно развивающийся и отвечающий на новшества в жизни появлением новых языковых явлений. Факт существования нового языка общения признать необходимо, и язык SMS будет развиваться и дальше.

 

     

 

     

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru