Проект по ОБЖ "Берегись бед, пока их нет"

  • docx
  • 21.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект по ОБЖ..docx

Проект по ОБЖ "Берегись бед, пока их нет"

Тип проекта:   образовательно – познавательный.

Участники проекта – дети компенсирующей направленности 6 – 7лет.

По времени  проведения: долгосрочный.

Проблема: 

Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм и несчастные случаи с участием детей.  Ежегодно в разных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Всё это  происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых. А также  по неосторожности и незнанию  детей,как себя вести в данной ситуации.

 


Актуальность темы

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности.

 Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подскажут, предупредят, не допустят беды. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

    Мой  проект направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способности предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.

В концепции содержания непрерывного образования приоритетными задачами системы дошкольного образования являются.

Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Развитие инициативности, способности к творчеству, произвольности.

Формирование знаний об окружающем мире.

Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе.

Поэтому формирование осознанного выполнения правил поведения в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта приобретает особую значимость.Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?К сожалению, пока не существует единого свода правил поведения и мер безопасности, в котором все они были бы собраны и популярно изложены.

В этом  проекте мы с коллегами по группе  постарались привести в систему занятия по основам безопасности жизнедеятельности.  Проект предназначен для активной деятельности самих детей и окружающих их взрослых педагогов и родителей.

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта:

Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем.

Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице.

Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как природные явления,  контакты с чужими людьми.

Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

 

Система и последовательность работы по ОБЖ.

Предлагается по тематическим блокам.

Безопасная дорога.

Мир вокруг.

Пожарная безопасность.

 

Блок «Безопасная дорога»

 Это правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, знание дорожных  знаков  согласно возрастным особенностям детей.

 

Блок «Мир вокруг»

Затрагиваем вопрос о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе;  о природных катаклизмах,  о ядовитых растениях; о контактах с насекомыми.

Уделяем внимание изучения строения организма, закрепление навыков личной гигиены, применение знаний на практике ЗОЖ, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д.

 

 

Блок «Пожарная безопасность»

Представление о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара. Умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Познакомить с пожароопасными  предметами  в  быту,  предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы)

 

 

Этапы осуществления проекта:

 

Подготовительный этап: рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

 

Основной - реализация:тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов.

 

Заключительный этап: развлечение по теме проекта, продуктивная деятельность, участие на базе учреждения в конкурсах.

 

Продуктами проектной деятельности являются

Выставки детских рисунков , фотографии, буклеты.

Конспекты занятий и тематических дней.

 Презентация.

 Ожидаемые результаты.

Реализация проекта «Берегись бед, пока их нет» поможет:

Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту.

Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях.

Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

 

Формы и методы  работы по реализации проекта:

Образовательные области: Познавательное развитие, художественно

эстетическое, социально коммуникативное и речевое  развитие.

Просмотр слайдов, презентаций.

Игры, дидактические, подвижные, словесные, сюжетно ролевые.

Наблюдения, решение проблемных ситуаций.

Интегрированные занятия, работа с наглядным материалом.

Игры-ситуации.

Беседы.

Выставки рисунков и поделок.

Экскурсии.

Викторины.

 

План проводимых мероприятий по  блоку «Безопасная дорога»

 

Июль

 

  Беседы:

«История дорожного движения».

Цель: познакомить с историей возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению.

НОД  «Поведение в транспорте». 

Цель: приучать ребенка к культуре поведения в транспорте, знать и подчиняться правилам безопасного поведения.

«Ситуации на дороге». Обыгрывание ситуаций поведения в транспорте. Моделирование ситуации: «Мальвина и Буратино едут в автобусе, возле них освободилось место. Кто должен сесть?»

 Цель: Закрепление навыков культурного поведения.

 

 «Что такое перекресток?».

Цель: побуждать детей к прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы по произведению.  «В детский сад я иду маму за руку держу»

 

«Как перейти улицу»

Рассматривание плаката «Правила поведения на дороге».

 Сюжетных картинок  по теме проекта.

Подвижные игры: «Бегущий светофор», «Красный, желтый, зелёный»

Цель: закрепить знания о сигнальных огнях светофора.

Прогулка с  родителями  «Наблюдение за работой светофора».

Цель: закрепить знания о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов.

 

Чтение художественной литературы:

 «Постовой» Я. Пишумов.

 «Правила маленького пешехода» Н. Никитина,

 «Светофор» А Северный

«Не играйте на дороге» Н. Дедяева,

«Автомобиль» Н.Носов

 «Если свет зажёгся красный», «Дядя Стёпа – милиционер».«Машины на нашей улице» С.Михалков.

 

Дидактические и настольно -  печатные  игры:

 «Найди и расскажи» 

«Выложи пешеходный переход»

«Соберипазлы» - ситуации на дорогах.

«Светофор», «Собери светофор», «Четвёртый лишний»,

 «Что лишнее», «Собери машину»,

 «Правильно - неправильно»

«Лото-техника»,

 «Назови пассажирский транспорт».

«Разрезные знаки».

Цель: развивать внимание, память. Закрепить знание дорожных знаков и их назначения.

 «Угадай дорожный знак по описанию».

Сюжетно-ролевые игры:

 «Мы шоферы», «Лучший водитель»,

Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Велосипедисты»

Художественное творчество: Аппликация «Светофор»

Лепка «Мы пешеходы» 

Рисование «Улицы нашего города», «Специальный транспорт», «Дорожные знаки».

 Конструирование «Грузовики».

Раскраски «Дорожные ситуации».

Итоговое мероприятие  - Развлечение «Дорожная Азбука».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План проводимых мероприятий по  блоку «Мир вокруг»

Сентябрь - Октябрь

 

Беседы

«Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит»

 «Человек и его здоровье»

Цель: воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Учить заботиться о здоровье. Познакомить с характерными признаками болезни и профилактикой и способах лечения, о пользе витаминов и их значение для жизни и здоровья человека. Учить детей не бояться врача, самому уметь оказывать помощь.

НОД. «Польза витаминов».

Цель: познакомить детей с принципами правильного питания, пользе витаминов находящихся в овощах и фруктах.

 «Как устроен мой организм».

Цель: Дать первоначальные представления об устройстве организма, для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно заботиться о своём здоровье«Соблюдаем режим дня».

Цель: Научить детей чередовать различные виды занятий с отдыхом в течение дня.

 «Как избежать неприятностей   на природе».

 «Как вести себя в жару»

«Опасные насекомые».

НОД: «Опасные насекомые».

Цель: Познакомить с опасными насекомыми, научить избегать опасных ситуаций при встрече насекомых.

Экскурсия «Поход в природу» - на территории учреждения. Правила безопасности на природе.

 Цель: Научить детей правильному отдыху на природе, безопасному для людей и экосистемы природы.

Дидактические игры: «Каких насекомых ты знаешь», «Четвёртый лишний», «Найди домик для насекомого».

Цель: Различать насекомых, называть их, находить их жилище.

Чтение художественной литературы: Рассказы, сказки про насекомых, стихи и загадки.

 «Правила безопасности на качелях»

 «Безопасная игра в песочнице».

Цель: Научить детей личному самоконтролю, предотвращающему опасные ситуации для здоровья.

«Поведение ребенка на детской площадке»

 Цель: Научить правилам безопасного поведения на детской площадке (накачелях, каруселях, в песочнице)

«Как вести себя во время проведения подвижных игр».

  «Что мы должны знать о природных явлениях»

Беседа: «Правила поведения в грозу».

 Цель: закрепить знания детей о явлениях природы, познакомить с правилами поведения во время бури, сильного ветра, града, молнии,грозы (урагана).

 

Дидактические игры: «Явления природы», «Какая погода».

Цель: Учить различать детей явления природы в летний период

Чтение художественной литературы: рассказы о грозе, стихи, загадки.

 

НОД: «Мы пришли на водоём».

Цель: Познакомить с правилами поведения на водоёмах.

Дидактические игры: «Какие виды водоёмов ты знаешь», «Кто живёт в воде».

 Цель: Знакомство с видами водоёмов, их обитателями.

Чтение художественной литературы: Сказка Т. А. Шорыгиной

 «Добрая  Ивушка».

Иллюстрации, картинки с изображением детей у водоёма.

Цель: Повторить правила безопасного отдыха у воды.

Беседы:

 «Почему нельзя купаться в незнакомых местах».

«Почему нельзя купаться без присмотра взрослых».

«Не зная броду, не суйся в воду».

Цель:обобщить знания правил поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации.

Рисование: «Отдых у реки»

Лепка: «Наши меньшие друзьянасекомые»

Аппликация: «Полезные витамины»

 

 

Итоговое мероприятие Развлечение «Страна Здоровья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План проводимых мероприятий по  блоку «Пожарная безопасность»

 

Ноябрь – Декабрь

 

 

 

НОД.Тематическое занятие «Утром, вечером и днем,  осторожен,  будь с огнем»

Цель: Расширение представлений детей о причинах и последствиях не осторожного обращения с огнем.

Тематический день «День красного петуха»

Рассматривание  рисунков, плакатов, иллюстраций по теме.

Беседы

 «От маленькой искры большой пожар бывает»

«Осторожно — электроприборы»

Цель: закрепить знания детей о бытовых электроприборах и правилах безопасности при пользовании ими.

Заучивание пословиц и поговорок.

Цель: Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок и уметь их объяснять.

Спичка не игрушка, огонь – не забава.

Огонь не вода, схватит – не выплывешь.

Искра мала, а велик пламень родит.

Дерево с огнем не дружит.

Огонь — хороший слуга, но плохой хозяин.

Разбор фразеологизма «Спешить, как на пожар»

 

 

 

Заучивание.Огонь добрый – огонь злой»

Цель:закрепить знания детей о пользе и вреде огня.

ЧтениеС.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне как при солнце светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь повседневный друг,

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Решение проблемных ситуаций.

 «Случилась беда, позвони по телефону и расскажи».

Закрепление алгоритма телефонного разговора о случившейся беде. Преодоление страха или дискомфорта перед официальным разговором по телефону.

Заучивание.

Сам не справишься с пожаром,

Это труд не для детей.

Не теряя время даром,

«01» звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело.

 

НОД«Новогодняя елка»

 Цель:познакомить детей с правилами безопасности во время новогодних праздников. Закрепить знания о том, как правильно украшать новогоднюю елку, чтобы не случился в доме пожар. Воспитывать желание соблюдать технику безопасности

Игра «Новый год»

Цель: продолжать закреплять знания детей о соблюдении техники безопасности при установке новогодней елки дома и в детском саду.

Вечер досуга «Новогодняя елка» (инсценировка)

 закрепить знания детей о случаях на новогодней елке, которые могут омрачить праздник.  Закрепить правила пожарной безопасности.

Составление коллажа «Безопасный Новый год»

Придумывание сказки «Случай в Новогоднюю ночь»

Составление рассказа по картинкам

«Отчего возник пожар?»

Дидактические  игры

«Лото осторожностей».

«Разрезные картинки» - специальный транспорт.

«Исправь ошибку».

Сюжетно –ролевые «Спасатели», «Пожарные».

Цель: Закреплять правила противопожарной безопасности.

Художественное творчество.

Рисование «Приключение спички – невелички»

Цель: учить детей создавать творческую коллективную работу, используя нетрадиционные техники рисования

(монотипия, пальцевая живопись)

Аппликация «Пожарные машины».

Итоговое мероприятие -  спортивное развлечение «Отважные пожарные»

Цель: Выработка умения работать в команде, тренировка быстроты в смене действий по ситуации.

 

Фотоотчёт  по итоговым мероприятиям проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 


.