МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1» Комсомольского района Чувашской Республики
Социальный проект
по профилактике злоупотребления психоактивными веществами для детей 6-12 лет
«Волшебная страна чувств»
Авторы проекта:
члены волонтерской команды
МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
«Идущие вперед»
село Комсомольское 2021
Актуальность программы
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6-10 лет.
К концу дошкольного и в младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действия, начинает развиваться способность к рефлексии. Именно поэтому в этом возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. А, значит, ведение профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся начальных классов с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективной.
Место реализации проекта
Данный проект реализуется в МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1».
Сроки реализации проекта: 2021-2022 учебный год
Целевая группа.
Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. В группу набирается не более 7 детей 5-7 лет, школьников старше 7-8 лет можно объединять в группы по 9-12 человек. Группы – разнополые. Рекомендуется объединять в одну группу детей с разницей в возрасте не более двух лет.
Продолжительность работы по проекту.
Программа предполагает проведение 12-ти тематических занятий Рассмотрение одной темы рассчитано на 2 академических часа. Режим работы с детьми 5-7 лет – два раза в неделю, занятие может длиться не более 40 минут, с нормально развивающимися школьниками старше 7-8 лет возможно проведение одного занятия (с перерывом) один раз в неделю.
Общая цель (напрямую не затрагивающие проблему употребления ПАВ) :
Гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.
Специфические цели (напрямую связанные с вопросами употребления ПАВ):
- Формирование и укрепление антинаркоти- ческих установок у детей.
– Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам.
Цели программы:
Задачи программы. Общие задачи :- Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.- Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.- Сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций (мимика, пантомимика, голос и пр.).- Развивать у детей навыки самоконтроля.
Специфические задачи:- Сформировать у детей представление об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности.- Способствовать неприятию детьми любых форм наркотизации.- Сформировать и развивать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия психоактивных веществ на здоровье ребенка (например, неправильное употребление медикаментов, пассивное курение).- Способствовать формированию навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью или жизни ребенка лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.- Сформировать и развивать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ).
МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ
Административные ресурсы директор, зам.директора по ВР
Материальные ресурсы : помещение должно быть постоянным (одним и тем же на всех занятиях), светлым, просторным, легко проветриваемым, стулья должны быть легко перемещаемыми и не соединенными друг с другом. В помещении не должно быть предметов, представляющих опасность для здоровья, а также отвлекающих внимание детей. Канцелярские товары, методические пособия.
Финансовые ресурсы обеспечение необходимыми материалами силами родительского комитета и администрации школы.
Интеллектуальные ресурсы: специалисты ЦРБ, соц.педагоги, педагогический коллектив, психолог
Методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники реализации программы
- сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок);
- арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);
- визуализация;
- психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
-телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы);
- игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
беседа.
Координация и управление осуществляется автором проекта и администрацией школы
Финансирование: внебюджетные средства школы, спонсоры
Форма организации и проведения профилактической работы по программе
Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах (фактически это тематический семинар с элементами группового тренинга).
Требования к ведущему группы. Роль помощника ведущего.
Проводить занятия по программе могут учителя, социальные работники, психологи, прошедшие подготовку на специализированных курсах, на курсах повышения квалификации по направлению «профилактика зависимого поведения».
Для повышения эффективности работы рекомендуется привлекать помощника ведущего. В нашем случае это волонтеры, обученные работе по технологии «равный – равному».
Мониторинг проекта и оценка оказанного воздействия
Непрерывная связь со всеми участниками проекта Критерии качественной оценки: 1. Осознание учащимися ценностей здорового образа жизни.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Сроки реализации проекта: 2021-2022 учебный год
1 этап . Подготовительный (октябрь) 1. Семинар для администрации учебного заведения и учителей школы 2. Методическое обеспечение и нормативная документация.
2 этап Формирующий (октябрь-ноябрь) Отбор и формирование группы учащихся 2-4 классов для участия в проекте.
Отбор и формирование группы молодежных лидеров для обучения и работы в проекте.
3 этап. Обучающий (ноябрь-декабрь)
Обучение волонтеров работе по технологии «равный – равному» с младшими классами.
4 этап . Сопровождающий (январь-апрель) Информационно-просветительская работа волонтеров по проекту с учащимися начального звена.
Мероприятия по реализации проекта
на 2021-2022 учебный год
№ п/п | ТЕМА | КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
1 | «Секреты Енотова Круга» | Знакомство. Обсуждение целей участников группы. Установление норм поведения в группе. |
2 | «Первое путешествие в Здраволюбию» | Выяснение отношения детей к употреблению ПАВ. |
3 | «Волшебная страна чувств и ее жители» | Создание «Волшебной страны Чувств». Оценка психоэмоционального состояния ребенка. |
4 | «Знакомство с Королем Волшебной страны и Мерой» | Знакомство с Королем Волшебной страны (символическое выражение центра личности, Я). Введение понятия меры, символическое обоснование регуляции и саморегуляции поведения. |
5 | «Слуга по имени Радость» | Изучение эмоций радости и удовольствия. Актуализация социально-приемлемых поводов испытывать радость и удовольствие. |
6 | «Слуга по имени Грусть» | Изучение эмоции грусти. Беседа на тему: «Сочувствие». Актуализация знаний о способах повышения настроения. |
7 | «Слуга по имени Страх» | Изучение эмоции страха. Обсуждение темы: «Опасные и безопасные ситуации. Безопасное поведение в опасных ситуациях (дома, на улице, при встрече с опасными людьми, в частности с людьми в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, в случаях «пассивного курения»)». Формирование умения справляться с излишним страхом. Коррекция тревожности. |
8 | «Слуга по имени Злость» | Изучение эмоции злости. Обучение навыкам безопасного выражения злости. Обучение способам безопасного взаимодействия с человеком, охваченным злостью. |
9 | «Слуга по имени Интерес» | Изучение эмоции интереса. Развитие креативности. Актуализация социально-приемлемых интересов детей. Обсуждение темы: «Опасные незнакомцы - неизвестные вещества». |
10 | «Слуга по имени Обида» | Изучение эмоции обиды. Формирование навыков уменьшения силы обиды. |
11 | «Слуга по имени Вина» | Изучение эмоций обида и вина. Обсуждение темы: ««Правила» хорошей дружбы» (пропедевтика уверенного поведения в ситуации группового давления со стороны сверстников) |
12 | «Заговор болезнетворцев» | Нападение болезнетворских магов (Табак и Алкоголь), болезнь Короля, разрушение Волшебной страны. (Формирование представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности и жизни). |
13 | «Исцеление Короля. Изгнание болезнетворцев» | Исцеление короля, и изгнание болезнетворцев, восстановление Волшебной страны. Подведение итогов работы по программе. |
14 | «Подарки здраволюбцам» | Диагностика психоэмоционального состояния детей, а также отношения детей к употреблению ПАВ («Карта Волшебной страны», «Приключения Кузи и Фани»). Оценка эффективности работы по программе. |
Предполагаемые результаты
- Способность дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния окружающих.
- Умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение.
- Формирование и укрепление антинаркотических установок (неприятие любых форм наркотизации, понимание употребления ПАВ как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия, установка на отказ от пробы вещества)
- Безопасное поведение в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка психоактивных веществ (например, немедицинское употребление лекарственных средств, пассивное курение) или лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ).
- Развитие коммуникативных способностей учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.