ПРОЕКТ
по организации воспитательного процесса по профессиональному самоопределению воспитанников КГКУ Детский дом 23
Название проекта: «Система работы по профессиональному самоопределению детей в условиях детского дома».
Организаторы и исполнители проекта: специалисты службы постинтернатного сопровождения выпускников КГКУ Детский дом 23, заместитель директора по УВР, врач-педиатр, воспитатели, педагоги дополнительного образования, кладовщик мягкого инвентаря.
Целевая группа: воспитанники – будущие выпускники учреждения, учащиеся 9-х классов образовательных организаций.
Сроки реализации: бессрочно
Пояснительная записка:
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой проблемой. Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть не только к самостоятельному существованию, но и необходимо сделать правильный профессиональный выбор, который в дальнейшем и определит его жизнь.
Профессиональное самоопределение – процесс длительный, и чем раньше ребёнок начнёт знакомиться с миром профессий, способами их выбора, тем с большей вероятностью выберет себе профессию, отвечающую возможностям и запросам.
В условиях семейного воспитания это сделать проще. Семья позволяет ребёнку пройти определённый путь социализации, которая возможна через путь подражания поведению родителей, включение в систему контактов семьи, даёт ребёнку опыт совместного проживания, позволяющий ориентироваться на мнение другого. Всё это позволяет сформировать объективный «Я-образ».
В условиях же учреждения интернатного типа процесс социализации протекает с определенными трудностями, так как сама организация жизнеспособности воспитанников устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты. Эта роль реализуется ими в течение практически всей жизни и удерживает в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей.
Этот факт и обуславливает особенности работы по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо ориентировать воспитанников на работу, как основное жизнеопределяющее средство, приносящее не только материальное, но и моральное удовлетворение.
Цель: Способствовать формированию личных профессиональных планов у воспитанников детского дома, реалистического образа себя как работника.
Задачи:
- Дать представление о «Я – образе», как сосредоточении познавательных и профессиональных интересов, интеллектуальных возможностей, склонностей, способностей и других профессионально важных качеств.
- Дать представление о многообразии мира профессий и труда.
- Оказывать помощь в выборе профессиональной образовательной организации.
- Развивать способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Актуальность проекта:
Ориентирование на существующий в стране рынок труда определяет подходы к профессиональному самоопределению молодёжи. Следует понимать, что в условиях жёсткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более, связанную с одной и той же профессией, специальностью.
В связи с этим, каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализовываться в иной профессиональной плоскости.
Рынок влечёт за собой такие явления, как безработица, формирование разных хозяйственных структур (частных и государственных), переподготовку и перемещение значительных масс людей (вахтовый метод работы).
Вместе с тем, в силу ряда объективных и субъективных причин, молодые люди оказываются недостаточно подготовлеными к новым требованиям социально-экономической и кадровой ситуации.
Проводимая диагностика воспитанников учреждения показала, что они имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, однако не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей и не всегда соответствуют избираемой ими профессии.
Зачастую из-за незнания правил выбора профессии, ориентировки на внешние признаки, избираемая профессия не соответствует их интересам, склонностям, возможностям, внутренним убеждениями, что влечёт за собой определённые разочарования.
Рынок труда и конкуренция на нём предполагает, что каждому, входящему во взрослую жизнь молодому человеку необходимо постигнуть свои личностные особенности: темперамента, нервной системы, здоровья, интеллекта, волевой сферы и т.п., чтобы научиться не только правильно выбрать профессию, но и выгодно предложить свою кандидатуру работодателю.
Краткое содержание проекта:
№ п/п |
Содержание деятельности |
Срок исполнения |
Ответственные |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Организационно-информационная работа |
||||
1.1. |
Составление планов работы |
сентябрь текущего года |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
утверждение на педагогическом совете учреждения |
1.2. |
Оформление стенда профориентационной работы |
сентябрь текущего года |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
ежеквартальное обновление |
1.3. |
Изготовление информационных листков, буклетов по профориентационной работе |
в течение сроков реализации проекта |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
|
1.4. |
Размещение информации о ходе профориентационной работе на сайте детского дома |
в течение сроков реализации проекта |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
|
2.Работа с педагогическими кадрами |
||||
2.1. |
Участие в педагогических советах, методических объединениях, совещаниях различного уровня, затрагивающих вопросы организации и реализации профориентационной работы |
в течение сроков реализации проекта |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
в соответствии с планами работы учреждения, планами работы других организаций |
2.2. |
Пополнение банка методических разработок службы по профориентации |
в течение сроков реализации проекта |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
|
2.3. |
Организация и проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам профориентации для: - педагогов; - воспитанников; - родственников воспитанников
|
в течение сроков реализации проекта |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
по запросам |
3.Работа с детьми через урочную и внеурочную деятельность |
||||
3.1. |
«Я-образ» и профессия
|
|||
3.1.1. |
«Кто я? Какой я?» |
сентябрь |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
Изучение внутреннего мира человека и возможностей его познания |
3.1.2. |
«Хочу» и «Могу» |
октябрь |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
Секреты выбора профессии (интересы, возможности, склонности при выборе профессии) |
3.1.3. |
«Будь здоров!» |
ноябрь |
служба постинтернатного сопровождения выпускников, врач-педиатр учреждения |
Профессиональная карьера и здоровье
|
3.1.4. |
«Узнай себя» (темперамент, воля) |
декабрь |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
Интеллектуальные способности и успешность в профессии
|
3.2. |
Мир профессий и труда |
|||
3.2.1. |
Все работы хороши – выбирай на вкус! |
январь |
служба постинтернатного сопровождения выпускников с приглашением лиц- представителей профессий |
Многообразие мира профессий
|
3.2.2. |
Для чего нужно трудиться? |
февраль |
служба постинтернатного сопровождения выпускников с приглашением лиц- представителей профессий
|
Содержание и характер труда |
3.2.3. |
«Я – ученик» |
март |
служба постинтернатного сопровождения выпускников с приглашением представителей общеобразовательных организаций
|
Значение образования при выборе профессии |
3.2.4. |
«Куда пойти учиться?» |
апрель |
служба постинтернатного сопровождения выпускников с приглашением представителей образовательных организаций, специалистов ЦЗН |
Многообразие профессиональных образовательных организаций края |
3.2.5. |
«Как найти работу?» |
май |
служба постинтернатного сопровождения выпускников с приглашением представителей ЦЗН |
Рынок труда и его требования к профессионалу, основные способы поиска работы |
3.3. |
Проведение экскурсий |
в течение сроков реализации проекта |
служба постинтернатного сопровождения выпускников, воспитатели |
в рамках планов воспитательной работы воспитателей, по актуальным запросам воспитанников |
3.4. |
Проведение профессиональных проб |
в течение сроков реализации проекта |
воспитатели, повара, кладовщик мягкого инвентаря, педагоги дополнительного образования |
в рамках планов воспитательной работы педагогов |
3.5. |
Участие: - ярмарках профессий, проводимых КГКУ ЦЗН;
- днях открытых дверей, проводимых профессиональными образовательными организациями;
- в воспитательных мероприятиях, профориентационного содержания, проводимых общеобразовательными организациями муниципального района |
в течение сроков реализации проекта
в течение сроков реализации проекта
в течение сроков реализации проекта
|
служба постинтернатного сопровождения выпускников
служба постинтернатного сопровождения выпускников
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
в рамках плана работы ЦЗН
в рамках планов воспитательной работы профессиональных образовательных организаций края
в рамках планов воспитательной работы общеобразовательных организаций края |
4. Аналитическое направление: |
||||
4.1. |
Ведение профориентационных карт воспитанников |
в течение сроков реализации проекта |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
по результатам реализации проекта |
4.2. |
Проведение мониторинга готовности к получению профессионального образования |
Сентябрь, май |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
по результатам реализации проекта |
4.3. |
Анализ работы по профориентации за учебный год |
июнь |
служба постинтернатного сопровождения выпускников |
|
Педагогическая обоснованность построения проекта и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности его целям и задачам:
Система работы по профессиональному самоопределению детей в условиях детского дома предполагает работу с детьми теоретического и практического направления.
Теоретическая часть содержит психологическую составляющую изучения «Я-образа», мира труда и профессий, практическая – проведение различных экскурсий, встреч, профессиональных проб.
В ходе изучения блока «Я-образ» воспитанники получают представление о богатстве внутреннего мира человека, учатся «секретам» выбора профессии, которая представляется с точки зрения трёх аспектов:
- «хочу» (профессиональные намерения);
- «могу» (возможности личности);
- «надо» (социальные запросы, проблемы трудовой деятельности).
Так же воспитанники получают представление о связи профессиональной карьеры и здоровья, влияния темперамента, воли, интеллектуальных способностей на успешность в профессии.
Сформированность «Я-образа» обеспечивает воспитаннику возможность адекватно соотнести свои личные качества с требованиями различных профессий.
Изучение «Я-образа» осуществляется параллельно с проведением различного рода экскурсий и выполнением профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность.
Изучение мира профессий и труда включает в себя ряд мероприятий, направленных на расширение знаний воспитанников о наиболее известных и востребованных профессиях, развитию способности анализа профессиональной деятельности и достигается за счёт предоставления им различного рода информации в этой области.
Кроме этого, идёт работа над пониманием признаков, характеристик профессий, образующих классификацию:
- «человек – человек»,
- «человек-техника»,
-«человек-природа»,
- «человек-знаковая система»,
- «человек – художественный образ».
Особое внимание в проекте уделяется связи с общеобразовательными организациями, получению основного общего/ полного образования как ступени к получению профессионального образования, а также знакомству с профессиональными образовательными организациями края.
В рамках развития ориентации на рынке труда проект предполагает обучение воспитанников современным методам поиска работы, ориентированных на общепринятые требования работодателей к работнику.
В целях реализации проекта используем разнообразные методы и формы обучения.
Учитывая тот факт, что проект в целом ориентирован на освоение воспитанниками нового специфического типа знания – знания о самих себе одним из основных методов, направленных на реализацию этой задачи считаем психологическую диагностику, которая предполагает использование ряда методик, обеспечивающих возможность получения каждым воспитанником информации о своих индивидуальных психологических качествах (поведенческие проявления, интересы, склонности, присущие личности, характерологические особенности, сформированность интеллектуальных показателей, коммуникативная сфера и.т.п.)
Помимо диагностики используем и иные методы, приёмы, средства:
- беседу (при проведении занятий опираемся на жизненный опыт воспитанников);
- рассказ, объяснение;
- наглядность (таблицы, схемы, рисунки, фотографии);
- технические средства (проектор, компьютер с выходом в сеть Интернет);
- метод решения проблемных ситуаций;
- наблюдение (в процессе проведения экскурсий на предприятия, в училища, организации, при организации трудовой деятельности);
- экскурсии (наглядное ознакомление воспитанников с миром труда, системой профессионального образования);
- профессиональные пробы (практическая деятельность, позволяющая как бы «примерить на себя» различные виды профессиональной деятельности);
- профконсультации (индивидуальные и групповые по актуальным запросам воспитанников);
- практическая работа (ведение дневника наблюдений воспитанниками).
Критерии оценки результативности воспитательной деятельности, методов контроля и управления воспитательным процессом:
- Оформление профориентационных карт воспитанников.
- Проведение входящей/исходящей диагностик воспитанников.
- Мониторинг результатов поступления воспитанников в профессиональные образовательные организации края.
- Отчёты на педагогических советах, методических объединениях по вопросам организации и реализации профориентационной работы.
_________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.