Проект по профориентации "Твоя профессия"
Оценка 4.7

Проект по профориентации "Твоя профессия"

Оценка 4.7
doc
27.09.2024
Проект по профориентации "Твоя профессия"
Проект по ПРОФОРИЕНТАЦИИ.doc

ПРОЕКТ

по организации воспитательного процесса по профессиональному самоопределению воспитанников КГКУ Детский дом 23

 

Название проекта: «Система работы по профессиональному самоопределению детей в условиях детского дома».

 

Организаторы и исполнители проекта: специалисты службы постинтернатного сопровождения выпускников КГКУ Детский дом 23, заместитель директора по УВР, врач-педиатр, воспитатели, педагоги дополнительного образования, кладовщик мягкого инвентаря.

 

Целевая группа: воспитанники – будущие выпускники учреждения, учащиеся 9-х классов образовательных организаций.

 

Сроки реализации: бессрочно

 

Пояснительная записка:

         Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой проблемой. Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть не только к самостоятельному существованию, но и необходимо сделать правильный профессиональный выбор, который в дальнейшем и определит его жизнь.

         Профессиональное самоопределение – процесс длительный, и чем раньше ребёнок начнёт знакомиться с миром профессий, способами их выбора, тем с большей вероятностью выберет себе профессию, отвечающую возможностям и запросам.

         В условиях семейного воспитания это сделать проще. Семья позволяет ребёнку пройти определённый путь социализации, которая возможна через путь подражания поведению родителей, включение в систему контактов семьи, даёт ребёнку опыт совместного проживания, позволяющий ориентироваться на мнение другого. Всё это позволяет сформировать объективный «Я-образ».

         В условиях же учреждения интернатного типа процесс социализации протекает с определенными трудностями, так как сама организация жизнеспособности воспитанников устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты. Эта роль реализуется ими в течение практически всей  жизни и удерживает в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей.

         Этот факт и обуславливает особенности работы по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо ориентировать воспитанников на работу, как основное жизнеопределяющее средство, приносящее не только материальное, но и моральное удовлетворение.

         Цель: Способствовать формированию личных профессиональных планов у воспитанников детского дома, реалистического образа себя как работника.

 

Задачи:

- Дать представление о «Я – образе», как сосредоточении познавательных и    профессиональных интересов, интеллектуальных возможностей, склонностей, способностей и других профессионально важных качеств.

- Дать представление о многообразии мира профессий и труда.

- Оказывать помощь в выборе профессиональной образовательной организации.

- Развивать способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

 

Актуальность проекта:

         Ориентирование на существующий в стране рынок труда определяет подходы к профессиональному самоопределению молодёжи. Следует понимать, что в условиях жёсткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более, связанную с одной и той же профессией, специальностью.

         В связи с этим, каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализовываться в иной профессиональной плоскости.

         Рынок влечёт за собой такие явления, как безработица, формирование разных хозяйственных структур (частных и государственных), переподготовку и перемещение значительных масс людей (вахтовый метод работы).

         Вместе с тем, в силу ряда объективных и субъективных причин, молодые люди оказываются недостаточно подготовлеными к новым требованиям социально-экономической и кадровой ситуации.

         Проводимая диагностика воспитанников учреждения показала, что они имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, однако не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей и не всегда соответствуют избираемой ими профессии.

         Зачастую из-за незнания правил выбора профессии, ориентировки на внешние признаки,  избираемая профессия не соответствует их интересам, склонностям, возможностям, внутренним убеждениями, что влечёт за собой определённые разочарования.

         Рынок труда и конкуренция на нём предполагает, что каждому, входящему во взрослую жизнь молодому человеку необходимо постигнуть свои личностные особенности: темперамента, нервной системы, здоровья, интеллекта, волевой сферы и т.п., чтобы научиться не только правильно выбрать профессию, но и выгодно предложить свою кандидатуру работодателю.

 

Краткое содержание проекта:

 

№ п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

Ответственные

Примечание

1

2

3

4

5

1.Организационно-информационная работа

1.1.

Составление планов работы

сентябрь текущего года

служба постинтернатного сопровождения выпускников

утверждение на педагогическом совете учреждения

1.2.

Оформление стенда профориентационной работы

сентябрь текущего года

служба постинтернатного сопровождения выпускников

ежеквартальное обновление

1.3.

Изготовление информационных листков, буклетов по профориентационной работе

в течение сроков реализации проекта

служба постинтернатного сопровождения выпускников

 

1.4.

Размещение информации о ходе профориентационной работе на сайте детского дома

в течение сроков реализации проекта

служба постинтернатного сопровождения выпускников

 

2.Работа с педагогическими кадрами

2.1.

Участие в педагогических советах, методических объединениях, совещаниях различного уровня, затрагивающих вопросы организации и реализации профориентационной работы

в течение сроков реализации проекта

служба постинтернатного сопровождения выпускников

в соответствии с планами работы учреждения, планами работы других организаций

2.2.

Пополнение банка методических разработок службы по профориентации

в течение сроков реализации проекта

служба постинтернатного сопровождения выпускников

 

2.3.

Организация и проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам профориентации для:

- педагогов;

- воспитанников;

- родственников      воспитанников

 

в течение сроков реализации проекта

служба постинтернатного сопровождения выпускников

по запросам

3.Работа с детьми через урочную и внеурочную деятельность

3.1.

«Я-образ» и профессия

 

3.1.1.

«Кто я? Какой я?»

сентябрь

служба постинтернатного сопровождения выпускников

Изучение внутреннего мира человека и возможностей его познания

3.1.2.

«Хочу» и «Могу»

октябрь

служба постинтернатного сопровождения выпускников

Секреты выбора профессии (интересы, возможности, склонности при выборе профессии)

3.1.3.

«Будь здоров!»

ноябрь

служба постинтернатного сопровождения выпускников, врач-педиатр учреждения

Профессиональная карьера и здоровье

 

3.1.4.

«Узнай себя» (темперамент, воля)

декабрь

служба постинтернатного сопровождения выпускников

Интеллектуальные способности и успешность в профессии

 

3.2.

Мир профессий и труда

3.2.1.

Все работы хороши – выбирай на вкус!

январь

служба постинтернатного сопровождения выпускников с приглашением лиц- представителей профессий

Многообразие мира профессий

 

3.2.2.

Для чего нужно трудиться?

февраль

служба постинтернатного сопровождения выпускников с приглашением лиц- представителей профессий

 

Содержание и характер труда

3.2.3.

«Я – ученик»

март

служба постинтернатного сопровождения выпускников с приглашением представителей общеобразовательных организаций

 

Значение образования при выборе профессии

3.2.4.

«Куда пойти учиться?»

апрель

служба постинтернатного сопровождения выпускников с приглашением представителей образовательных организаций, специалистов ЦЗН

Многообразие профессиональных образовательных организаций края

3.2.5.

«Как найти работу?»

май

служба постинтернатного сопровождения выпускников с приглашением представителей ЦЗН

Рынок труда и его требования к профессионалу, основные способы поиска работы

3.3.

Проведение экскурсий

в течение сроков реализации проекта

служба постинтернатного сопровождения выпускников, воспитатели

в рамках планов воспитательной работы воспитателей, по актуальным запросам воспитанников

3.4.

Проведение профессиональных проб

в течение сроков реализации проекта

воспитатели, повара, кладовщик мягкого инвентаря, педагоги дополнительного образования

в рамках планов воспитательной работы педагогов

3.5.

Участие:

- ярмарках профессий, проводимых КГКУ ЦЗН;

 

- днях открытых дверей, проводимых профессиональными образовательными организациями;

 

 

- в воспитательных мероприятиях, профориентационного содержания, проводимых общеобразовательными организациями муниципального района

в течение сроков реализации проекта

 

в течение сроков реализации проекта

 

 

 

в течение сроков реализации проекта

 

служба постинтернатного сопровождения выпускников

 

служба постинтернатного сопровождения выпускников

 

 

 

служба постинтернатного сопровождения выпускников

в рамках плана работы ЦЗН

 

 

 

в рамках планов воспитательной работы профессиональных образовательных организаций края

 

в рамках планов воспитательной работы общеобразовательных организаций края

4. Аналитическое направление:

4.1.

Ведение профориентационных карт воспитанников

в течение сроков реализации проекта

служба постинтернатного сопровождения выпускников

по результатам реализации проекта

4.2.

Проведение мониторинга готовности к получению профессионального образования

Сентябрь,

май

служба постинтернатного сопровождения выпускников

по результатам реализации проекта

4.3.

Анализ работы по профориентации за учебный год

июнь

служба постинтернатного сопровождения выпускников

 

 

Педагогическая обоснованность построения проекта и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности его целям и задачам:

         Система работы по профессиональному самоопределению детей в условиях детского дома предполагает работу с детьми теоретического и практического направления.

         Теоретическая часть содержит психологическую составляющую изучения «Я-образа», мира труда и профессий, практическая – проведение различных экскурсий, встреч, профессиональных проб.

         В ходе изучения блока «Я-образ» воспитанники получают представление о богатстве внутреннего мира человека, учатся «секретам» выбора профессии, которая представляется с точки зрения трёх аспектов:

- «хочу» (профессиональные намерения);

- «могу» (возможности личности);

- «надо» (социальные запросы, проблемы трудовой деятельности).

         Так же воспитанники получают представление о связи профессиональной карьеры и здоровья, влияния темперамента, воли, интеллектуальных способностей на успешность в профессии.

         Сформированность  «Я-образа» обеспечивает воспитаннику возможность адекватно соотнести свои личные качества с требованиями различных профессий.

         Изучение «Я-образа» осуществляется параллельно с проведением различного рода экскурсий и выполнением профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность.

         Изучение мира профессий и труда включает в себя ряд мероприятий, направленных на расширение знаний воспитанников о наиболее известных и востребованных профессиях, развитию способности анализа профессиональной деятельности и достигается за счёт предоставления им различного рода информации в этой области.

         Кроме этого, идёт работа над пониманием признаков, характеристик профессий, образующих классификацию:

- «человек – человек»,

- «человек-техника»,

-«человек-природа»,

- «человек-знаковая система»,

- «человек – художественный образ».

         Особое внимание в проекте уделяется связи с общеобразовательными организациями, получению основного общего/ полного образования как ступени к получению профессионального образования, а также знакомству с профессиональными образовательными организациями края.

         В рамках развития ориентации на рынке труда проект предполагает обучение воспитанников современным методам поиска работы, ориентированных на общепринятые требования работодателей к работнику.

 

         В целях реализации проекта используем разнообразные методы и формы обучения.

         Учитывая тот факт, что проект в целом ориентирован на освоение воспитанниками нового специфического типа знания – знания о самих себе одним из основных методов, направленных на реализацию этой задачи считаем психологическую диагностику, которая предполагает использование ряда методик, обеспечивающих возможность получения каждым воспитанником информации о своих индивидуальных психологических качествах (поведенческие проявления, интересы, склонности, присущие личности, характерологические особенности, сформированность интеллектуальных показателей, коммуникативная сфера и.т.п.)

         Помимо диагностики используем и иные методы, приёмы, средства:

- беседу (при проведении занятий опираемся на жизненный опыт воспитанников);

- рассказ, объяснение;

- наглядность (таблицы, схемы, рисунки, фотографии);

- технические средства (проектор, компьютер с выходом в сеть Интернет);

- метод решения проблемных ситуаций;

- наблюдение (в процессе проведения экскурсий на предприятия, в училища, организации, при организации трудовой деятельности);

- экскурсии (наглядное ознакомление воспитанников с миром труда, системой профессионального образования);

- профессиональные пробы (практическая деятельность, позволяющая как бы «примерить на себя» различные виды профессиональной деятельности);

- профконсультации (индивидуальные и групповые по актуальным запросам воспитанников);

- практическая работа (ведение дневника наблюдений воспитанниками).

 

Критерии оценки результативности воспитательной деятельности, методов контроля и управления воспитательным процессом:

- Оформление профориентационных карт воспитанников.

- Проведение входящей/исходящей диагностик воспитанников.

- Мониторинг результатов поступления воспитанников в профессиональные образовательные организации края.

- Отчёты на педагогических советах, методических объединениях по вопросам организации и реализации профориентационной работы.

_________________   


ПРОЕКТ по организации воспитательного процесса по профессиональному самоопределению воспитанников

ПРОЕКТ по организации воспитательного процесса по профессиональному самоопределению воспитанников

Цель: Способствовать формированию личных профессиональных планов у воспитанников детского дома, реалистического образа себя как работника

Цель: Способствовать формированию личных профессиональных планов у воспитанников детского дома, реалистического образа себя как работника

Краткое содержание проекта: № п/п

Краткое содержание проекта: № п/п

Работа с детьми через урочную и внеурочную деятельность 3

Работа с детьми через урочную и внеурочную деятельность 3

ЦЗНМногообразие профессиональных образовательных организаций края 3

ЦЗНМногообразие профессиональных образовательных организаций края 3

Проведение мониторинга готовности к получению профессионального образования

Проведение мониторинга готовности к получению профессионального образования

Особое внимание в проекте уделяется связи с общеобразовательными организациями, получению основного общего/ полного образования как ступени к получению профессионального образования, а также знакомству с профессиональными…

Особое внимание в проекте уделяется связи с общеобразовательными организациями, получению основного общего/ полного образования как ступени к получению профессионального образования, а также знакомству с профессиональными…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2024