Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 64 г. Челябинска»
454119, Челябинск, Дзержинского,12. тел. 253-56-91; 254-39-29. 64-ds@mail.ru
454119, Челябинск, Дзержинского, 26. тел. 225-01-58, 64-ds@mail.ru
Проект
«Мир профессий»
Паспорт проекта
Тема проекта: «Мир профессий».
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: педагоги, дошкольники, родители, социальные партнеры.
Срок реализации проекта: сентябрь 2022 - май 2023
Наименование проекта
Проект по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста «Мир профессий»
Цель проекта
сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности
Задачи проекта:
• обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей поселка, воспитывать интерес к организациям нашего поселка;
• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
Пояснительная записка
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.
По словам Министра образования и науки, “деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности”. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.
Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.
И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.
К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –, могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.
Актуальность проекта
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Работа с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
• Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, де дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества;
• Дошкольный возраст является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.
• Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;
• Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.
Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются: в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд) в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники, развлечения и др.
Объект: ранняя профориентация детей дошкольного возраста.
Предмет: условия сопровождения системы раннего профориентации детей дошкольного возраста.
Научная новизна состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Теоретическое значение состоит в обосновании ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка.
Практическое значение состоит в разработке методических и обучающих разработок по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечивается анализом исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования, обработкой результатов.
Проект «Мир профессий» рассчитан на детей дошкольного возраста.
В рамках реализации проекта предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель, экскурсии, встречи с представителями разных профессий, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников.
В ходе реализации проекта планируется проведение мастер – классов, анкетирования и опросов:
• Изучение затруднений педагогов дошкольной образовательной организации в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;
• Изучение затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;
• Изучение затруднений в профессиональном самоопределении дошкольников;
• Изучение эффективности реализации проекта.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта:
· постановка целей и задач;
· создание условий для реализации проекта;
· подбор познавательной, художественной литературы и методов реализации проекта;
· проведение бесед;
· определение содержательных направлений проекта.
Содержательные направления:
· экскурсии по детскому саду и к социальным партнёрам;
· встречи-беседы с интересными людьми;
· знакомство детей с малоизвестными и популярными профессиями;
· знакомство с профессиями Южного Урала;
· включение в игровую деятельность.
II. Основной этап
Реализация основных направлений проекта:
№ |
Мероприятие |
Задачи |
Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами |
Сроки |
1. |
Беседы «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Закреплять и расширять представления детей о понятии «профессия», «профессиональные навыки», «профессиональная одежда» |
Привлечь сотрудников детской библиотеки №7 к организации и проведению бесед |
Сентябрь – ноябрь 2022 |
2. |
Создание альбома «Профессии наших родителей» |
Расширять представления о профессиях их родителей, познакомить с малоизвестными профессиями, воспитывать уважение к труду старших, формировать желание совместно с родителями выполнять творческую работу |
Привлечь родителей рассказать детям подробнее о своей работе, о ее специфике, творчески подойти к решению поставленной задачи совместно с детьми |
Ноябрь – март 2023 |
3. |
Встречи с интересными людьми |
Привлечь родителей к педагогическому процессу. Расширить представления детей о профессиях. Воспитывать желание у детей помогать людям. |
Пригласить родителей рассказать подробнее о своей профессии, провести обучающий мастер-класс для детей |
Октябрь – апрель 2023 |
4. |
Экскурсии на рабочее место сотрудников ДОУ |
Формировать знания детей о профессиях людей: воспитатель, медсестра, повар, кухонный работник, завхоз, старший воспитатель, дворник, плотник, специалист по стирке и ремонту белья и др. Воспитывать уважение к труду старших. |
Организовать в ДОУ серию экскурсий на рабочее место сотрудника. |
Октябрь – апрель 2023 |
5. |
Экскурсии на рабочее место к социальным партнерам |
Формировать знания детей о профессиях людей: библиотекарь, учитель, вахтер, охранник, фармацевт, кассир, продавец, пожарный, тренер, музыкант. |
Организовать в ДОУ серию экскурсий на рабочее место к социальным партнерам. |
Январь – март 2023 |
6. |
Чтение художественной литературы |
Раскрыть детям видение детскими писателями некоторых профессий |
Побудить родителей прочитать произведение дома. |
В течение всего проекта |
7. |
Просмотр видеороликов «Как хлеб на стол пришел?», «Как делают конфеты?», «Откуда берется молоко?», «Как делают йогурт и творог?», «Как работает шуруповерт?» и многие другие |
Формировать представления детей о слаженной работе людей разных профессий на заводах-производителях. Воспитывать взаимопомощь среди детей. |
Организовать беседы с детьми дома о том, что они узнали в детском саду |
В течение всего проекта |
8. |
Беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?» |
Изучить интересы детей о профессиональных предпочтениях. Воспитывать желание высказываться в беседе. |
Побудить родителей к организации бесед дома |
В течение всего проекта |
9. |
Загадки и стихи об известных профессиях |
Создать условия для закрепления информации, полученной в течение некоторых мероприятий проекта. Создать хорошее настроение. |
Привлечь родителей к организации работы по закреплению полученной информации |
В течение всего проекта |
10. |
Создание альбома «Когда я вырасту…» |
Развитие творческих способностей детей. Воспитание эстетического восприятия. |
Привлечь родителей творчески подойти к созданию странички своего ребенка в альбоме |
Апрель – май 2023 |
11. |
Сюжетно-ролевые игры «Спортивный клуб», «Магазин «Валдберис», «Фармацевтическая фабрика», «Киностудия», «Ателье», «Банк», «Туристическая фирма», «Библиотека», «Медицинский центр», «Пожарная часть» |
Закреплять представления детей о некоторых профессиях. Воспитывать взаимоуважение. |
Привлечь родителей воспитанников к организации сюжетно – ролевых игр в группах ДОУ |
В течение всего проекта |
12. |
Выставка детских рисунков «Моя будущая профессия» |
Творчески представить предпочтения детей к той или иной профессии. Развитие творческих способностей детей. Создать хорошее настроение |
Привлечь к созданию творческой работы, эстетически оформленной для выставки. |
Май 2023 |
III. Заключительный этап
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Построение модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
• Создание системы работы ДОУ по ранней профориентации детей.
• Формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
• Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.
• Активизация творческого потенциала педагогов ДОУ в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
• Расширение системы взаимодействия по ранней профориентации с родителями и социальными партнерами.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002
2. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
3. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
4. Бурмистова Н. Н., Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9
5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
6. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014
7. Волкова Т. Р., Мишин А. В. Секреты поиска работы [Текст]: М. : Генезис, 2003. - 125 с.
8. Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М. : Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.
10. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред. : Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
11. Медведев Д. А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.
12. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.
13. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М. : Генезис, 2010. - 48 с.
14. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
15. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М., 2010
16. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.