Проект по ранней профориентации

  • Документация
  • docx
  • 09.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект Мир профессий.docx

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад № 64 г. Челябинска»

          454119, Челябинск, Дзержинского,12. тел. 253-56-91; 254-39-29. 64-ds@mail.ru

           454119, Челябинск, Дзержинского, 26. тел. 225-01-58, 64-ds@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Мир профессий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

Тема проекта: «Мир профессий».

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: педагоги, дошкольники, родители, социальные партнеры.

Срок реализации проекта: сентябрь 2022 - май 2023

 

Наименование проекта

Проект по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста «Мир профессий»

Цель проекта

сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности

 

 

Задачи проекта:

• обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей поселка, воспитывать интерес к организациям нашего поселка;

• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;                                                                                                                                                             

 

 

 

Пояснительная записка

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

По словам Министра образования и науки, “деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности”. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –, могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Актуальность проекта

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Работа с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:

• Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, де дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества;

• Дошкольный возраст является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.

• Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

• Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются: в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд) в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники, развлечения и др.

Объект: ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

Предмет: условия сопровождения системы раннего профориентации детей дошкольного возраста.

Научная новизна состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Теоретическое значение состоит в обосновании ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка.

Практическое значение состоит в разработке методических и обучающих разработок по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.

Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечивается анализом исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования, обработкой результатов.

Проект «Мир профессий» рассчитан на детей дошкольного возраста.

В рамках реализации проекта предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель, экскурсии, встречи с представителями разных профессий, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников.

В ходе реализации проекта планируется проведение мастер – классов, анкетирования и опросов:

• Изучение затруднений педагогов дошкольной образовательной организации в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;

• Изучение затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;

• Изучение затруднений в профессиональном самоопределении дошкольников;

• Изучение эффективности реализации проекта.

Этапы проекта:

       I.            Подготовительный этап

Создание необходимых условий для реализации проекта:

·        постановка целей и задач;

·        создание условий для реализации проекта;

·        подбор познавательной, художественной литературы и методов реализации проекта;

·        проведение бесед;

·        определение содержательных направлений проекта.

Содержательные направления:

·        экскурсии по детскому саду и к социальным партнёрам;

·        встречи-беседы с интересными людьми;

·        знакомство детей с малоизвестными и популярными профессиями;

·        знакомство с профессиями Южного Урала;

·        включение в игровую деятельность.

    II.            Основной этап

Реализация основных направлений проекта:

Мероприятие

Задачи

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

Сроки

1.

Беседы «Все профессии нужны, все профессии важны»

Закреплять и расширять представления детей о понятии «профессия», «профессиональные навыки», «профессиональная одежда»

Привлечь сотрудников детской библиотеки №7 к организации и проведению бесед

Сентябрь – ноябрь 2022

2.

Создание альбома «Профессии наших родителей»

Расширять представления о профессиях их родителей, познакомить с малоизвестными профессиями, воспитывать уважение к труду старших, формировать желание совместно с родителями выполнять творческую работу

Привлечь родителей рассказать детям подробнее о своей работе, о ее специфике, творчески подойти к решению поставленной задачи совместно с детьми

Ноябрь – март 2023

3.

Встречи с интересными людьми

Привлечь родителей к педагогическому процессу. Расширить представления детей о профессиях. Воспитывать желание у детей помогать людям.

Пригласить родителей рассказать подробнее о своей профессии, провести обучающий мастер-класс для детей

Октябрь – апрель 2023

4.

Экскурсии на рабочее место  сотрудников ДОУ

Формировать знания детей о профессиях людей: воспитатель, медсестра, повар, кухонный работник, завхоз, старший воспитатель, дворник, плотник, специалист по стирке и ремонту белья и др. Воспитывать уважение к труду старших.

Организовать в ДОУ серию экскурсий на рабочее место сотрудника.

Октябрь – апрель 2023

5.

Экскурсии на рабочее место к социальным партнерам

Формировать знания детей о профессиях людей: библиотекарь, учитель, вахтер, охранник, фармацевт, кассир, продавец, пожарный, тренер, музыкант.

Организовать в ДОУ серию экскурсий на рабочее место к социальным партнерам.

Январь – март 2023

6.

Чтение художественной литературы

Раскрыть детям видение детскими писателями некоторых профессий

Побудить родителей прочитать произведение дома.

В течение всего проекта

7.

Просмотр видеороликов «Как хлеб на стол пришел?», «Как делают конфеты?», «Откуда берется молоко?», «Как делают йогурт и творог?», «Как работает шуруповерт?» и многие другие

Формировать представления детей о слаженной работе людей разных профессий на заводах-производителях. Воспитывать взаимопомощь среди детей.

Организовать беседы с детьми дома о том, что они узнали в детском саду

В течение   всего проекта

8.

Беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?»

Изучить интересы детей о профессиональных предпочтениях. Воспитывать желание высказываться в беседе.

Побудить родителей к организации бесед дома

В течение   всего проекта

9.

Загадки и стихи об известных профессиях

Создать условия для закрепления информации, полученной в течение некоторых мероприятий проекта. Создать хорошее настроение.

Привлечь родителей к организации работы по закреплению полученной информации

В течение   всего проекта

10.

Создание альбома «Когда я вырасту…»

Развитие творческих способностей детей. Воспитание эстетического восприятия.

Привлечь родителей творчески подойти к созданию странички своего ребенка в альбоме

Апрель – май      2023

11.

Сюжетно-ролевые игры «Спортивный клуб», «Магазин «Валдберис», «Фармацевтическая фабрика», «Киностудия», «Ателье», «Банк», «Туристическая фирма», «Библиотека», «Медицинский центр», «Пожарная часть»

Закреплять представления детей о некоторых профессиях.  Воспитывать взаимоуважение.

Привлечь родителей воспитанников к организации сюжетно – ролевых игр в группах ДОУ

В течение всего проекта

12.

Выставка детских рисунков «Моя будущая профессия»

Творчески представить предпочтения детей к той или иной профессии. Развитие творческих способностей детей. Создать хорошее настроение

Привлечь к созданию творческой работы, эстетически оформленной для выставки.

Май 2023

 

 III.            Заключительный этап

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Построение модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.

• Создание системы работы ДОУ по ранней профориентации детей.

• Формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.

• Активизация творческого потенциала педагогов ДОУ в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

• Расширение системы взаимодействия по ранней профориентации с родителями и социальными партнерами.

Список литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002

2. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

3. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

4. Бурмистова Н. Н., Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

6. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014

7. Волкова Т. Р., Мишин А. В. Секреты поиска работы [Текст]: М. : Генезис, 2003. - 125 с.

8. Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М. : Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.

10. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред. : Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.

11. Медведев Д. А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.

12. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.

13. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М. : Генезис, 2010. - 48 с.

14. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

15. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М., 2010

16. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013


 

Скачано с www.znanio.ru