Проект по ранней профориентации
Оценка 4.7

Проект по ранней профориентации

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитание
Детсад
09.06.2023
Проект по ранней профориентации
проект Мир профессий.docx

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад № 64 г. Челябинска»

          454119, Челябинск, Дзержинского,12. тел. 253-56-91; 254-39-29. 64-ds@mail.ru

           454119, Челябинск, Дзержинского, 26. тел. 225-01-58, 64-ds@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Мир профессий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

Тема проекта: «Мир профессий».

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: педагоги, дошкольники, родители, социальные партнеры.

Срок реализации проекта: сентябрь 2022 - май 2023

 

Наименование проекта

Проект по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста «Мир профессий»

Цель проекта

сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности

 

 

Задачи проекта:

• обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей поселка, воспитывать интерес к организациям нашего поселка;

• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;                                                                                                                                                             

 

 

 

Пояснительная записка

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

По словам Министра образования и науки, “деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности”. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –, могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Актуальность проекта

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Работа с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:

• Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, де дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества;

• Дошкольный возраст является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.

• Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

• Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются: в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд) в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники, развлечения и др.

Объект: ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

Предмет: условия сопровождения системы раннего профориентации детей дошкольного возраста.

Научная новизна состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Теоретическое значение состоит в обосновании ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка.

Практическое значение состоит в разработке методических и обучающих разработок по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.

Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечивается анализом исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования, обработкой результатов.

Проект «Мир профессий» рассчитан на детей дошкольного возраста.

В рамках реализации проекта предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель, экскурсии, встречи с представителями разных профессий, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников.

В ходе реализации проекта планируется проведение мастер – классов, анкетирования и опросов:

• Изучение затруднений педагогов дошкольной образовательной организации в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;

• Изучение затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;

• Изучение затруднений в профессиональном самоопределении дошкольников;

• Изучение эффективности реализации проекта.

Этапы проекта:

       I.            Подготовительный этап

Создание необходимых условий для реализации проекта:

·        постановка целей и задач;

·        создание условий для реализации проекта;

·        подбор познавательной, художественной литературы и методов реализации проекта;

·        проведение бесед;

·        определение содержательных направлений проекта.

Содержательные направления:

·        экскурсии по детскому саду и к социальным партнёрам;

·        встречи-беседы с интересными людьми;

·        знакомство детей с малоизвестными и популярными профессиями;

·        знакомство с профессиями Южного Урала;

·        включение в игровую деятельность.

    II.            Основной этап

Реализация основных направлений проекта:

Мероприятие

Задачи

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

Сроки

1.

Беседы «Все профессии нужны, все профессии важны»

Закреплять и расширять представления детей о понятии «профессия», «профессиональные навыки», «профессиональная одежда»

Привлечь сотрудников детской библиотеки №7 к организации и проведению бесед

Сентябрь – ноябрь 2022

2.

Создание альбома «Профессии наших родителей»

Расширять представления о профессиях их родителей, познакомить с малоизвестными профессиями, воспитывать уважение к труду старших, формировать желание совместно с родителями выполнять творческую работу

Привлечь родителей рассказать детям подробнее о своей работе, о ее специфике, творчески подойти к решению поставленной задачи совместно с детьми

Ноябрь – март 2023

3.

Встречи с интересными людьми

Привлечь родителей к педагогическому процессу. Расширить представления детей о профессиях. Воспитывать желание у детей помогать людям.

Пригласить родителей рассказать подробнее о своей профессии, провести обучающий мастер-класс для детей

Октябрь – апрель 2023

4.

Экскурсии на рабочее место  сотрудников ДОУ

Формировать знания детей о профессиях людей: воспитатель, медсестра, повар, кухонный работник, завхоз, старший воспитатель, дворник, плотник, специалист по стирке и ремонту белья и др. Воспитывать уважение к труду старших.

Организовать в ДОУ серию экскурсий на рабочее место сотрудника.

Октябрь – апрель 2023

5.

Экскурсии на рабочее место к социальным партнерам

Формировать знания детей о профессиях людей: библиотекарь, учитель, вахтер, охранник, фармацевт, кассир, продавец, пожарный, тренер, музыкант.

Организовать в ДОУ серию экскурсий на рабочее место к социальным партнерам.

Январь – март 2023

6.

Чтение художественной литературы

Раскрыть детям видение детскими писателями некоторых профессий

Побудить родителей прочитать произведение дома.

В течение всего проекта

7.

Просмотр видеороликов «Как хлеб на стол пришел?», «Как делают конфеты?», «Откуда берется молоко?», «Как делают йогурт и творог?», «Как работает шуруповерт?» и многие другие

Формировать представления детей о слаженной работе людей разных профессий на заводах-производителях. Воспитывать взаимопомощь среди детей.

Организовать беседы с детьми дома о том, что они узнали в детском саду

В течение   всего проекта

8.

Беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?»

Изучить интересы детей о профессиональных предпочтениях. Воспитывать желание высказываться в беседе.

Побудить родителей к организации бесед дома

В течение   всего проекта

9.

Загадки и стихи об известных профессиях

Создать условия для закрепления информации, полученной в течение некоторых мероприятий проекта. Создать хорошее настроение.

Привлечь родителей к организации работы по закреплению полученной информации

В течение   всего проекта

10.

Создание альбома «Когда я вырасту…»

Развитие творческих способностей детей. Воспитание эстетического восприятия.

Привлечь родителей творчески подойти к созданию странички своего ребенка в альбоме

Апрель – май      2023

11.

Сюжетно-ролевые игры «Спортивный клуб», «Магазин «Валдберис», «Фармацевтическая фабрика», «Киностудия», «Ателье», «Банк», «Туристическая фирма», «Библиотека», «Медицинский центр», «Пожарная часть»

Закреплять представления детей о некоторых профессиях.  Воспитывать взаимоуважение.

Привлечь родителей воспитанников к организации сюжетно – ролевых игр в группах ДОУ

В течение всего проекта

12.

Выставка детских рисунков «Моя будущая профессия»

Творчески представить предпочтения детей к той или иной профессии. Развитие творческих способностей детей. Создать хорошее настроение

Привлечь к созданию творческой работы, эстетически оформленной для выставки.

Май 2023

 

 III.            Заключительный этап

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Построение модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.

• Создание системы работы ДОУ по ранней профориентации детей.

• Формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.

• Активизация творческого потенциала педагогов ДОУ в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

• Расширение системы взаимодействия по ранней профориентации с родителями и социальными партнерами.

Список литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002

2. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

3. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

4. Бурмистова Н. Н., Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

6. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014

7. Волкова Т. Р., Мишин А. В. Секреты поиска работы [Текст]: М. : Генезис, 2003. - 125 с.

8. Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М. : Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.

10. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред. : Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.

11. Медведев Д. А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.

12. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.

13. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М. : Генезис, 2010. - 48 с.

14. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

15. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М., 2010

16. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 г

Паспорт проекта Тема проекта: «Мир профессий»

Паспорт проекта Тема проекта: «Мир профессий»

По словам Министра образования и науки, “деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности”

По словам Министра образования и науки, “деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности”

Это касается не только выпускников школ

Это касается не только выпускников школ

Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать

Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую…

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую…

В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в…

В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в…

Объект: ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Объект: ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Этапы проекта: I.

Этапы проекта: I.

Встречи с интересными людьми

Встречи с интересными людьми

Беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?»

Беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?»

Создание системы работы ДОУ по ранней профориентации детей

Создание системы работы ДОУ по ранней профориентации детей

Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]:

Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2023