Проект по развитию речи "Путешествие по сказкам"
Оценка 4.9

Проект по развитию речи "Путешествие по сказкам"

Оценка 4.9
docx
26.04.2020
Проект по развитию речи "Путешествие по сказкам"
Проект по развитию речи Путешествие по сказкам.docx

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«Путешествия по сказкам»

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                               РАЗРАБОТАЛА:

                                                                                                                                                                                ВОСПИТАТЕЛЬ:

                                                                                                                                                                                   ГОНЧАРОВА  Н.В.

 

С. НОВОЕГОРЬЕВСКОЕ

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Тема: «Путешествия по сказкам».

Тип проекта: творческий

Вид проекта: семейный, групповой, долгосрочный.

Место проведения: МДОУ ДС «Колосок»

Срок реализации проекта:  октябрь  –  март  2018-19 гг.

Участники проекта:  Воспитатели старшей группы;  дети 5-6 лет; родители.

Форма представления – презентация, инсценировка сказки.

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. 

ГИПОТЕЗА

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает  устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения;  раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

 

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки;

2. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения),  разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);

3. Совершенствовать навыки, самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

4. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

5. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

6. Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 

1.      Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2.      Оформление уголка «В гостях у сказки»

3.      Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

4.      Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми: 

1.      Чтение разных сказок;

2.      Рисование детьми героев сказок.  

3.      Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4.      Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

5.      Самостоятельное составление сказок.

6.      Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

7.      Загадки о сказках, героях сказок.

8.      Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

9.      Театрализация сказки: «Репка»

     Содержание работы с родителями:

1.      Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2.      Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

3.      Чтение сказок с детьми.

4.      Придумывание сказок с детьми.

5.      Помощь в пополнении книжного уголка сказками

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

Компетенции:                     

Воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе,

 определяют жанровую принадлежность;

владеют расширенным словарным запасом;

владеют навыками продуктивной деятельности;

владеют выразительными способами общения.

Коммуникативные навыки:

получают удовольствие от  совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

пользуются выразительными средствами речи.

Предпосылки научной деятельности:

имеют устойчивый интерес к художественной литературе;

способны выражать эмоции, поддерживать диалог.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

1. Подготовительный  этап:

Срок реализации этапа:    01.10.2018 г. -  30.10.2018 г.

Задачи этапа:

·         Создать условия для реализации проекта.

·         Довести до участников проекта важность данной проблемы.

·         Провести анкетирование родителей.

·         Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме.

·         Подобрать материалы для игровой и познавательной деятельности,  изобразительной и

продуктивной деятельности.

·         Составить план мероприятий.

2. Основной этап:

Срок реализации этапа: 01.11.2018 г. – 15.03.2019 г.

Задачи этапа:

·         Реализовать мероприятия по  теме проекта с детьми  согласно перспективному  плану.

3. Заключительный этап:

Срок реализации этапа: 16.03 2019 – 31.03.2019г.

Задачи этапа:

·         Собрать и обработать  материалы.

·         Обобщить и проанализировать  результаты работы в   различной форме.

·         Презентация проекта.

 

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

 

Создавая развивающую среду в группе, немало внимания  уделено созданию комфортных условий для развития познавательного интереса, развития речи  навыков безопасного поведения детей.  

Дидактические игры: «Отгадай название сказки»,              «Назови сказочного героя с необычным внешним видом», «Что лишнее», «Узнай сказочного героя по мимике и жестам» «Изобрази сказку символом».

Настольно-печатные игры:   «Вершки-корешки» «Расколдуй сказку»

Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая рука», пальчиковый,  перчаточный.

Игрушки-забавы.

Маски, шапочки.

Декорации, театральные атрибуты.

Ширмы.

Фланелеграф.

Домик  (избушка) для показа фольклорных произведений

Картинки для потешки.

Атрибуты для ярмарки.

Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» : Герои сказок. М. : Мозаика – Синтез, 2005.

Аксессуары сказочных героев, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках.

Информационные стенды, памятки и папки-передвижки для родителей.

Техническими средствами обучения:   Телевизор. Мультимедийная установка для просмотра: мультфильмов и сказок.  Компьютерные презентации, сказки  и др.,

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
 3. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - :  М.: ТЦ «Сфера», 2001.
4. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
5. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.: «Детство-пресс», 2008.
6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
 7. Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ:

1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов  дошкольного   образовательного   учреждения   дети   приобщились   к  высокохудожественной  литературе  и театральной  деятельности,  расширили  кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных  впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

2.  Родители  воспитанников  проявили  интерес  к  чтению  художественной  литературы, осознали роль сказки в нравственно - эстетическом воспитании личности  ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

3. Проектный  метод  развивает  познавательный  интерес  к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4.  Технология  проектирования  делает  дошкольников  активными  участниками  воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

Проект полностью реализован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Комплексно – тематический план

№ п/п

 

Дата

 

Мероприятия

 

Работа педагога

Совместная деятельность воспитателя

с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

1.

 Октябрь

1. Разработка перспективного плана.

2.      Изучение литературы

3.  Выявление знаний детей о сказках.

1.Беседа: о русском народном творчестве.

Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.

Беседа: «В руку книгу я беру».

Задачи: учить детей бережно обращаться с книгой: рассказать, сколько людей трудятся, создавая для нас это чудо - книгу, обсудить правила работы с книгой.

Чтение сказки: «Лисичка-сестричка и серый волк»

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, учить выделять основных персонажей, рассказывать о их поступках, характерах.

Рассматривание альбома:  «Русские народные сказки»

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики,  обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

2.Дидактические игры:                                   «Отгадай название сказки»

«Назови сказочного героя с необычным внешним видом»

«Сказки-раскраски»

Задачи: использовать различные средства выразительности.

3.Игра-драматизация: «Лисичка-сестричка и серый волк»

Задачи: учить детей передавать образы персонажей, используя различные выразительные средства, точно передавать черты героев сказки.

4.Продуктивная деятельность: 
Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам,

Раскрашивание раскрасок к сказкам

1. Анкетирование родителей по теме: «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка» 

2. Создание фотоальбома: «Сказки нашего детства»

 

 

2.

Ноябрь

Подбор литературы, оборудования.

Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

 

1.Беседы:   

Беседа с детьми  о характерах сказочных героев.

 Задачи: учить оценивать поступки героев.

Игровое задание: «Обведи и раскрась».

Задачи: развивать графические навыки, передавать характер героев.

Составление рассказов  по сказке «У  страха глаза велики» 

Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, учить внимательно слушать товарищей, дополнять их ответы.

2.Игры- занятия: «Как мы учили волчонка  быть хорошим» (сказкотерапия)

3.Дидактические игры: «Дополни имя»
«Отвечай одним словом»

4.Продуктивная деятельность: Рисование «Нарисуй героя сказки» (сказка по выбору детей).

Аппликация «Заюшкина избушка»

Просмотр и обсуждение любимых сказок.

Собирание разрезных картинок по мотивам русских народных сказок

 

 

Консультации для родителей
«Сказка в жизни ребенка»
«Читайте детям сказки»
 

3.

Декабрь

Подбор литературы, оборудования.

Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

 

1.Беседы: «Пойдем в театр!»

Задачи: формировать у детей представления о театре, работе актеров, учить правильно вести себя в театре.

2. Просмотр мультфильма:  «Заяц-хваста»

Задачи: понимать содержание произведения.

Чтение сказки «Заяц-хваста»

Задачи: учить слушать сказки, понимать содержание произведения.

3.Дидактические игры:   «Расскажи сказку по картинкам», «Собери картинку» (разрезные картинки по сказкам),                           «Сказочные заклинания»

4.Рассматривание альбома «Сказочная страна». 

5. Рассказывание сказки «Заяц-хваста»  по цепочке.

Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, учить внимательно слушать товарищей, дополнять их ответы.

Дидактические игры "Расскажи сказку", "Четвертый лишний",

Самостоятельная драматизация и обыгрывание отрывков из русских народных сказок

Папка – передвижка: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

4.

Январь

Подбор литературы, оборудования.

Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

 

1.Беседы:   "Моя любимая сказка"

2.Игры- занятия: «Путешествие в королевство сказок»

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Задачи: учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.

3. Театрализованная игра «В гостях у сказки».

Задачи: учить детей четко проговаривать слова, последовательно выражать свою мысль, развивать воображение.

4.Дидактические игры»: Добрый – злой», Игра « Добрые слова»

Задачи: развивать связную, грамматически правильную  речь.

5.Продуктивная деятельность: Изготовление масок для театрализованной деятельности.  Задачи:  вызвать желание сделать театр масок своими  руками.

Рисование  по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный».

Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.

Подвижные русские народные игры по выбору детей,

Сюжетное рисование по мотивам русских народных сказок

Дидактическая игра "Найди ошибку"

Индивидуальные и групповые консультации

"О пользе чтения"

Литературная гостиная "Читающая семья",

Подготовка атрибутов к театральной постановке

5.

Февраль

Подбор литературы, оборудования.

Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

 

1.Беседы: "Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика",

2.Игры- занятия:

Составление рассказов  по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный»

3.Дидактические игры:                       «Удивительные превращения», «Расскажи сказку».

Задачи: учить детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание.

Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций. 

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, знакомить с иллюстрациями разных художников,   обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

«Сказки-раскраски»

 Задачи: использовать различные средства выразительности.

4.Продуктивная деятельность: Аппликация с элементами рисования,  «Из какой сказки герой» (совместно с родителями).

Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.

Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме)

Рассматривание книг с русскими народными сказками,

Рисование сюжетов из любимых сказок,

Игры в театральном уголке

Рассматривание альбома «В гостях у сказки »

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики,  обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

 

Информационный стенд

"Как превратить чтение в удовольствие",

6.

Март

Презентация проекта

1.Беседы:  «Добрые слова".

Задачи:  развивать грамматически правильную речь.

2.Игры- занятия: Викторина по сказкам «Отгадай сказку»

Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.

3.Дидактические игры:                        «Необыкновенные путешествия»
 «Что сначала, что потом?»

Задачи: учить  отвечать на вопросы по сюжету сказки.

4.Продуктивная деятельность: Аппликация «Твой любимый герой сказки»

Изготовление масок для театрализованной деятельности.  

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать театр своими  руками.

Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам

Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к сказке.

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тема: «Путешествия по сказкам»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тема: «Путешествия по сказкам»

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки;…

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки;…

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ

ВЫВОДЫ: 1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о…

ВЫВОДЫ: 1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о…

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Комплексно – тематический план № п/п

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Комплексно – тематический план № п/п

Игра-драматизация: «Лисичка-сестричка и серый волк»

Игра-драматизация: «Лисичка-сестричка и серый волк»

Беседы: «Пойдем в театр!»

Беседы: «Пойдем в театр!»

Задачи: вызвать желание сделать театр масок своими руками

Задачи: вызвать желание сделать театр масок своими руками

Февраль Подбор литературы, оборудования

Февраль Подбор литературы, оборудования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020