Проект по теме «Книжная неделя»
Вид проекта: групповой, информационно - практико - ориентированный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы
воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Область программы: познавательно-речевое развитие; чтение художественной
литературы
Наличие межпредметных связей: физическая культура, социализация, познание,
коммуникация, художественное творчество, музыка, труд
Значимая проблема. Дети дошкольного возраста мало знакомы с литературным
наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь.
Цель проекта:
введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными
произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития
познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
выявить знание детских сказок через различные виды игр;
привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;
воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к
ней.
ЗАДАЧИ:
• Способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала;
• Способствовать расширению кругозора детей;
• Повысить рейтинг книги в организации досуга дошкольников и стимулировать
желание постоянного общения с книгой;
• Раскрыть творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность,
викторины, конкурсы, ролевые игры;
• Способствовать совместному творчеству детей и родителей в продвижении
семейного чтения.
Актуальность темы: Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает.
Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным
устройствам: телевизорам и компьютерам.
Не отрицая значения электронных источников информации, нельзя не заметить, что именно
книги в большей степени способствуют в воспитании чувств, более глубокому освоению
знаний, повышения интереса к книге.
В результате анкетирования родителей выяснилось, что во всех семьях ежедневное чтение
не является традицией. В основном читают детям тогда, когда попросят сами дети. Не
многие родители после прочтения книги обсуждают с ребёнком содержание произведений,
и крайне редко или чаще всего не посещают детскую библиотеку.
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать детям, ведь исходя из этого, происходит
формирование круга детского чтения – это круг тех произведений, которые читают
(слушают) и воспринимают дети. Сюда входит: детская литература, детское творчество,
детские газеты и журналы с учётом возрастных особенностей – быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания, сложность его переключения, недостаточный объём
памяти, отсутствие личного опыта.
Сегодня, когда дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т. к. это положительно влияет не только на успеваемость ребёнка, но и на общее развитие.
Самостоятельное, индивидуальное посещение библиотеки ребёнком затруднительно в силу своего возраста, поэтому «функцию» читального зала должен взять «книжный уголок» в группе, в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.
Ожидаемые результаты проекта:
Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению
дошкольников с произведениями художественной литературы.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной
активности, коммуникативных навыков.
Умение детей высказывать идеи и предложения.
Активное участие предположительно родителей в реализации проекта.
Понимание родителями важности семейного чтения.
Значимость проекта «Книжная неделя» в том, что благодаря проекту
расширилось взаимодействие ДОУ, появились новые направления в совместном
сотрудничестве с семьей по приобщению детей к прекрасному миру литературы.
Этапы реализации проекта
Перед проведением проекта в группе была создана развивающая среда. Оформлены
выставки книг по следующим темам: «Книги писателя Эдуарда Успенского»
"Писатели – юбиляры", "Моя любимая книга!".
составлен перспективный план; проводилась
беседа о предстоящем празднике; заучивались стихи для участия в литературной
викторине; в раздевалке были представлены рекомендации для родителей; дети
готовили поздравительную открытку.
Детям и родителям было дано домашнее задание:
перечитать любимые книжки. Сделать вместе с родителями поделки и рисунки на тему «Мой любимый сказочный герой»
"издать" свою книжку – малышку по любой тематике,
собрать дома и у знакомых ненужные книги, журналы, газеты.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая книга», Консультация для родителей «Приобщение ребёнка к художественной литературе», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности.
Формы организации работы 2 этапа:
Формы работы с детьми.
Тематические беседы:
- Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книгу? »
- Беседа: «Из чего состоит книга? »
- Беседа «История книги» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок)
- Беседа на тему «Что такое библиотека? »;
- Беседа «Важно ли уметь читать? »
- Знакомство с творчеством писателя Эдуарда Успенского
- Показ презентации-викторины «Угадай сказку»
- Опрос детей: «Моя любимая книга».
- Драматизация сказки «Теремок» для детей младшей группы.
Знакомство с пословицами о книгах.
- Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ». (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно)
Чтение произведений Эдуарда успенского
Слушание песен на сказочную тематику.
Художественно – продуктивная деятельность:
- лепка «Мой любимый герой сказки»;
- аппликация «Закладка для книг»;
- рисование «Мои любимые книжные герои»;
- Раскрашивание иллюстраций по сказкам Эдуарда Успенского
Сказочные веселые старты.
Консультации для родителей:
«Как научить ребёнка любить книги», «Читаем ребёнку вслух», «Приобщение ребёнка к художественной литературе»
Дидактические игры: «Собери сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», «Как вести себя с больным? »; Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой? »
Оформление выставки детских поделок «Мой любимый сказочный герой»
Сюжетно-ролевые игры:
«Библиотека», «Книжный магазин»
Конструирование с использованием математических наборов: «Собираем книжную полку, шкаф»; из конструктора: «Строим библиотеку».
Подвижные игры: «Путаница». «Кто быстрее». «Найди и промолчи». «Мы веселые ребята»;
Путешествие по выставке «Любимые сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
.Мероприятия с родителями:
1. Рисование любимых литературных героев.
2. Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома»
3. Выставка любимых домашних книг.
4. Пополнение библиотеки группы.
5. Печатная информация для родителей («Как научить ребёнка любить книги», «Как
научить ребёнка читать», «12 полезных советов, как приохотить детей к книгам»,
«Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Чтобы ребенок любил читать.
6. Изготовление книжек-малышек.
Результат реализации проекта:
1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.
4. Были организованы для детей тематические выставки.
5. Дети научились ремонтировать книги.
6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
7. Дети посмотрели спектакль по прочитанному произведению в
исполнении воспитанников подготовительной к школе группы.
8. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к
чтению.
В течение недели дети познакомились с историей возникновения "Книжные недели", ее
создателем, с писателями – юбилярами и их произведениями, книгами – юбилярами;
выполнили коллективные работы; подготовили материал для выставок; вместе с
родителями "издали" книжки -малышки, нарисовали обложки любимых книг; приняли
участие в различных конкурсах; научились "лечить" и беречь книги.
У детей остались хорошие впечатления, обогатился словарный запас, расширился кругозор.
Методические рекомендации для родителей, в очередной раз, убедили их в том, что
домашнее чтение или сказка на ночь - неотъемлемая часть эмоционального и речевого
развития ребенка.
План проведения недели детской книги
В старшей группе
День 1 |
(первая половина дня) |
* проведение беседы - презентации на тему "А у книжки именины!"– сообщение воспитателя о том, где и когда родилась "Неделя детской книги"; * путешествие по выставкам "Эту книжку я люблю!", "Моя любимая книжка!" (вернисаж обложек) - презентация любимой книги; |
(вторая половина дня) |
Знакомство со сказками: "Дядя Фёдор пёс и кот" , «Крокодил Гена и его друзья» , «Вниз по волшебной реке» Э. Н Успенский * Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»; |
|
День второй |
(первая половина дня) (вторая половина дня) |
* творческая мастерская "Рукам работа – сердцу радость" - лепка "По страницам любимых произведений"; * продолжение путешествия по выставкам - выставка рисунков «Моя любимая сказка» * дидактическая игра «Найди героев сказки»; * подвижная игра «Мыши водят хоровод». * "Ребятишкины книжки" - презентация книг, изготовленных совместно с родителями . |
День третий |
(первая половина дня) |
Игровое математическое развлечение «В гостях у сказки» * дидактическая игра «Доскажи словечко»; Сказочные весёлые старты |
(вторая половина дня) |
* подвижная игра «Зайка серый умывается»; * час поэзии "Калейдоскоп стихотворений" - конкурс на лучшее прочтение любимых стихотворении ; |
|
День четвертый |
(первая половина дня) |
* Литературная викторина "По дорогам сказок"; * настольные игры "Собери и угадай", "Исправь ошибку", пазлы "Русские народные сказки |
(вторая половина дня |
* ремонт "заболевших" книг в книжном уголке "«Книжкина больница » * продолжение путешествия по выставкам: "Музей сказочных предметов» |
|
День пятый |
(первая половина дня) |
* подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»; * дидактическая игра «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок) |
(вторая половина дня) |
* подвижная игра «Найди и промолчи»; * «Расскажи свою любимую сказку» (рассказы детей) * вручение памятных призов, подарков, "Награждение ", |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.