Проект по теме: «Условия формирования нравов и характера гжельцев»
Оценка 4.7

Проект по теме: «Условия формирования нравов и характера гжельцев»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 4
3 кл—11 кл
03.10.2021
Проект по теме: «Условия формирования нравов и характера гжельцев»
исследование основанное на краеведческом материале
proekt.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гжельская средняя общеобразовательная школа

с изучением предметов художественно-эстетического цикла

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

Проект по теме:

«Условия формирования нравов и характера гжельцев»

 

Дементьев А.О.

Учитель истории и обществознания

 

 

 

 

с.Гжель

2021

                                              

                                                   Оглавление:

 

1. Введение                                                                                     3

2. Основная часть                                                                           3-6

Глава 1. Подготовительный этап                                                   3-5                                        2.1. Анализ и обзор литературы об истории вопроса                     3

2.2. Методика исследования                                                          4-6  

Глава 2. Работа над проектом и ее этапы                                       5

2.3. Первый этап. Сбор материала                                                  5-6

2.4. Второй этап. Анализ полученных материалов                        6-17

2.5. Третий этап.                                                                             18

Выводы из полученных и изученных материалов по теме             18

3. Заключение                                                                                 18

5.Список использованных источников:                                         19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  1.Введение:

Мы живем и учимся в селе Гжель. Гжельская земля – это место, где жили наши предки, а теперь живут наши родители и мы, наши друзья и соседи. Это сказочный край, который мы называем своей малой Родиной.

Сегодня ГЖЕЛЬ – на весь мир известный народный промысел. Славу ему принесли люди. И мы поставили перед собой задачу рассмотреть и понять, что это были за люди, какие черты характера позволили им стать одними из лидеров в фарфоровом производстве России. Какие нравы царили в Гжели и как они помогали, а может быть мешали мастерам.

                                              2.Основная часть.

Глава 1. Подготовительный этап :

2.1. Анализ и обзор литературы об истории вопроса.

Во всей рассмотренной мной литературе по истории Гжели нет акцента на источники формирования нравов гжельцев. М.Г.Аверьянова,В.М.Логинов и другие авторы не уделяют должного внимания этому вопросу. В музеях ГГу и Раменском историко-художественном музее тоже отсутствует информация. В беседах с краеведом Гжели Никитиной Екатериной Васильевной стало понятно, что тема эта не раскрыта ни кем. Беру на себя смелость рассмотреть этот вопрос.

Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

 

 

 

                          

                                2.2. Методика исследования:

1.Эмпирические методы:

1) беседы

2) поиск материалов ,информации по теме

3) сравнение материалов

2. Методы теоретического уровня:

1) анализ  и синтез

2) изучение и обобщение      

                                                     Цели:

1. Рассказать какими были наши предки, проживающие в селе Гжель.

2. Показать какими чертами характера они обладали и как это проявляется сегодня.

3. Применить полученные знания на уроках и внеклассных мероприятиях.

Гипотеза: Нравы, характер гжельцев формировались в очень непростых условиях, связанных с историей нашей страны и края, а также с особенностями природно-географического положения Гжели. Много положительных черт сохраняются и сегодня.

                                                   Задачи:

1. Изучить Интернет-ресурсы и книги по данной теме.

2. Ознакомиться с материалами музеев по данной теме. Посетить музей ГГУ.

3.  Посетить Историко-краеведческий музей города Раменское.

4. Провести беседы с местными жителями по теме.

5. Провести беседы с краеведами и местными жителями.

6. Сделать выводы на основе изученных материалов.

                                                 Этапы:

1. Подготовительный

2. Исследовательский

3. Деятельностный

4. Оценочный

                                               Актуальность

Сегодня как никогда высок интерес к народным промыслам и особенно к нашему гжельскому. Работая над этим проектом, мы надеялись, что внесём свою небольшую частичку в возрождение нашего промысла, повысим интерес к его истории.

                      Глава 2. Работа над проектом и ее этапы:

2.3. Первый этап. Сбор материала.

Выделяем основное понятие и даём ему определение:

Нра́выобычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы. Нравы поддерживаются в обществе путём моральных отношений или же, наоборот, представляют собой отступления от требований нравственности, присущих окружающему обществу. Нравы отражают моральные ценности общества.

ХАРА́КТЕР, -а, м. Совокупность основных, наиболее устойчивых психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. 

 

 

                           Даём краткую характеристику региону:

                                      Немного из истории Гжели…

Своё название промысел получил от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь». Гжель – это 22 деревни, 5 сел и 7 поселков. Гжель – и старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области. Здесь располагаются богатейшие залежи глин где издавна жили гончары. До 14 сортов глины известны в Гжели.

Стоит отметить, что Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Её делают и сейчас.

2.4. Второй этап. Анализ полученных материалов :На основе интернет источников,книжных статей и бесед с краеведами выделяем такие факты:

                                         Трудолюбие гжельцев:

Слухи о бесплодии гжельской земли преувеличены, хотя она действительно во многих местах небогата и не везде пригодна для земледелия. Тем не менее, распахивали её немало. Засаживали разнообразно: гречихой, рожью, просом, льном, коноплёй, ячменём, овсом, картофелем и другими культурами. Упрёки в низкой культуре земледелия так же сомнительны: севооборот и органические удобрения присутствовали в обязательном порядке. Механизации, естественно, было не больше чем вообще по России.

По статистическим данным 1878 года, на отхожие промыслы из пределов Гжельской волости ежегодно уходило 952 мужчины и 177 женщин.

К 1899 году в Гжели насчитывалось 177 заведений, где работало более трёх тысяч рабочих. Ежегодно добывалось около 500 тысяч пудов гжельской глины. Рабочий день был очень длинен. Он продолжался с 6.30 часов утра до 8 часов вечера, с тремя перерывами – на обед и чай.

Большинство гжельских рабочих имели небольшие земельные наделы и скот. На время сенокоса и уборки урожая они уходили на полевые работы. Однако это не оказывало большого влияния на производственную и коммерческую деятельность местных заводчиков, так как предприятия наиболее интенсивно работали зимой, когда можно было пользоваться удобным и более дешёвым санным путём. Поэтому здесь терпимо относились к таким отлучкам рабочих.

Большая часть гжельских предприятий, не только мелких, но и сравнительно крупных, не была огорожена заборами, а производственные цехи никогда не запирались. На многих заводах долго не было правил внутреннего распорядка, обуславливающих начало и конец рабочего дня. Сдельная оплата труда подавляющего большинства рабочих исключала такие формальности. На заводах Гжели не было подсобных рабочих. Мастера сами, своим инструментом устанавливали себе гончарные круги. Приносили за сотни метров на руках глину из массозаготовительного цеха. Сами её разувлажняли, тщательно переминали, перебивали руками, стоя на коленях на полу. Отформованные изделия на доске, положив её на плечо, относили в горновой отдел. Не было здесь никаких механизмов или простейших приспособлений, которые хотя бы в какой-то мере облегчали тяжёлый труд рабочих точильщиков. В расходы заводчиков не входило ни отопление, ни освещение мастерских. Рабочие приносили из дома немудрёный инструмент, свечи, а позднее – керосин и лампы.

Люди часто задыхались не столько от 30-градусной жары, сколько от облаков вредной пыли.  Десятки гжельцев умирали от отравления свинцом и силикоза. Ещё хуже стало, когда во второй половине прошлого века для улучшения внешнего вида фарфоровой посуды в состав глазури стали добавлять мышьяк. Двенадцати-тринадцати часовой рабочий день в жарком, пыльном и душном помещении совершенно выматывал. А рабочим ещё предстояло по осенней грязи или зимой в метель идти домой и там управляться со своими домашними делами. Мы делаем вывод: гжельцы –очень трудолюбивый народ.

              Самобытность и восприимчивость ко всему новому:

Если в середине 19 века о Гжели говорили, как о «русском Стаффордшире», то в начале 20 века конкуренция нарождающейся фабрично-заводской промышленности затягивает промыслы всё более мёртвой хваткой. Что повлияло: Мировой экономический кризис 1900-1903 и русско-японская война 1904-1905. В это время гжельцы переходят на выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности. Заказчиками были фирмы «Ферейн» и «Динамо». Ассортимент составляют аптекарская посуда, баночная (Фенино), изоляционные ролики, розетки, штепсели… Выпускали и глиняную игрушку, которая моментально сметалась с прилавков. Делали солдатиков, всадников, коников, зверюшек, кукол-голышей и ванночки для них, зеленые и розовые вазы украшенные рельефными изображениями девочек и мальчиков в матроске под деревом (как на кузнецовских заводах раннее). Выпускали и наборы из семи слоников.

Мастер Строгановского училища полуграмотный гжелец Георгий Васильевич Монахов создаёт разнообразные глазури, которые принесли училищу мировую славу. «Ассортимент» гжельской майолики дополняли изумительные изразцы для печей и каминов, которых только в коллекции Эрмитажа сегодня свыше 500 образцов.

 

Читая книгу «Гжель. Истоки творчества и мастерства» Б.В. Илькевич и В.В. Семёнова мы узнаем, что гжельцы могли освоить производство майолики на фабрике Афанасия Гребенщикова. Ведь ещё со времени её открытия в 1724 году многие из них работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, гжельские мастера быстро улавливали секреты нового производства и, возвращаясь в родные места, строили собственные небольшие горны, открывали производства керамики. При этом использовали не только обычные красные глины, но и другие, по фабричным рецептам, с примесями минеральных добавок.

В чем-то гжельцы пошли даже дальше мастеров Гребенщикова. Сумели, например, получить бесцековый полив, тогда как на заводе Гребенщикова выпускали керамику, покрытую цеком – сеткой тонких трещин по поверхности эмали.

Самобытные гжельские творения пользовались неизменным спросом. Каждый мастер «имел свою манеру», привносил в изделие собственное видение окружающего мира. Особенно искусны гжельцы были в изготовлении кумганов и квасников – крупных кувшинов, формой напоминающих старинные походные фляги.

Известно, что первый фарфоровый завод был основан в деревне Володино в 1802 году крестьянином Павлом Куличковым (Куликовым или Куликом – разных источниках фамилия значится по-разному). По преданию, Куличков сначала работал на фарфоровом заводе Гребенщикова, где изучил технологию производства фарфора. Вернувшись домой, он построил в своей деревне маленький горн. Взял себе в помощники племянников, мужика со стороны по прозвищу Сологай и начал всем на удивление невиданную посуду делать. Сегодня предприятия Гжели выпускают пользующиеся большим спросом «Ждуна» и «Машеньку» из популярного мультфильма. Гжельцы всегда шли в ногу со временем и быстро приспосабливались к запросам покупателей.

             

 

                       На всё готовы, ради секретов производства:

Так по преданию, тот же Куличков, семь лет процесс хранил в тайне. Его помощник Сологай выболтал секрет, когда его подпоили мужики. По другой версии крестьянин Иван Копейкин проник ночью в мастерскую, подсмотрел устройство горна, по третьей ненастной ночью кузяевцы Храпунов и Гусятников через трубу проникли и срисовали устройство горна. Ради фарфорового дела гжельцы готовы были на многое.

                            Милосердие и благотворительность:

У предпринимателя Афанасия Киселёва было детище, составляющее, быть может, главный смысл его жизни – строительство церкви для односельчан.

Известно, что, объединив земляков вокруг строительства храма, он сам вложил в этот проект немалые средства. В 1860 году православная церковь в Речицах была построена. Со дня основания храма особое внимание уделялось благотворительности и просвещению. Собирались средства в пользу бедных, пожертвования на открытие школы.

В первой половине XIX века Успенская церковь с. Гжель была центром небольшого благочиния. Первое упоминание об Успенской церкви в селе Гжель относится к первой половине XVII века. По писцовым книгам 1631-1633 гг. к Успенской церкви значится пустошь, «…а владеет ныне тою всею пустошью успенский поп Василий». В 1701 году на месте деревянной церкви строится каменная, для которой 11 сентября того же года священнику Карпу Кириллову был выдан антиминс. В 1736 году храм постигло бедствие. «Июня во 2 день… в селе Гжели Божиим изволением ночною порою церковь Божия погорела во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Но в 1737 году выходит Указ Синодального Казенного Приказа (после резолюции Преосвященного Вениамина, епископа Коломенского и Каширского) о необходимости восстановления пострадавшего от пожара храма.

До закрытия храма в 1938 году он считался одним из самых красивых в уезде. Благодаря его многочисленному клиру и красоте, храм называли «Успенским собором». За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма; в 40-е года были разобраны колокольня и купол храма; уничтожены церковная ограда и погост (кладбище, окружавшее храм). После закрытия храм использовался под склады, а в 50-е годы помещение занял Филиал Люберецкого Учебно-производственного предприятия Всесоюзного Общества слепых. В 80-е годы храм переходит к НПО «Синь России», которое использует его как цех по производству нетканых материалов.

В 1994 году поднимается вопрос о передаче здания Успенской церкви села Гжель верующим. В 1997 году по благословению Высокопреосвященнешего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского создается община Успенской церкви села Гжель, а богослужения возобновились в храме с февраля 1998 года. По сей день в храме Успения Пресвятой Богородицы идет реконструкция.

В декабре 2002 года восстанавливается центральный купол храма. В 2006 году восстановлены разрушенные фасадные и цокольные части здания храма. Ведутся работы по восстановлению колокольни, готовится ее проект, проведен технический анализ и получено заключение о состоянии фундаментов. Под зданием храма найдено подвальное помещение (здесь были установлены печи для отопления), заваленное бытовым и строительным мусором. Это помещение и проход освобождены и восстановлены разрушенные своды и стены. Со стороны алтаря к храму примыкало здание складских помещений, для освобождения храмовых стен, проведен его демонтаж.

Ведутся работы по внутреннему благоустройству, заменены окна, восстанавливается пол храма, идет монтаж фарфорового иконостаса и другие работы для возвращения былого благолепия.

Многие храмы нашего отечества, пережившие времена гонений на Церковь Христову со стороны богоборческой власти освящены еще и кровью новомучеников. В церкви Успения Божией Матери с. Гжель в 30-е годы минувшего века служили пастыри, которые ныне причислены к лику святых новомучеников и исповедников российских: священномученик Леонтий Гримальский и священномученик Иоанн Честнов, священномученик Алексий Скворцов.

Летом 2004 года на источнике, освященном в честь иконы Федоровской Божией Матери неподалеку от храма, обустроен колодец, построена купальня и установлен поклонный крест.

В деревне Коняшино Раменского района стараниями местных жителей и местной администрации построена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в 2003 году, по указу управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского ЮВЕНАЛИЯ она приписана к храму. В часовне регулярно совершаются богослужения.

Судя по документам, вклад в открытие санатория в Коняшино внесли многие состоятельные люди. Возможно, что благодаря именно авторитету и личному примеру «фарфорового короля», М.С. Кузнецова, который поддерживал благотворительные проекты Пушкина А.А.

В 1900 году коняшинский заводчик А.Г. Марков пожертвовал земству 130 тысяч рублей на строительство лечебного учреждения для больных туберкулёзом кустарей и рабочих фарфорово-фаянсовых предприятий гжельского района. Но его инициатива не встретила активной поддержки со стороны бездеятельных, тупых чиновников уездной земской управы. Семь лет потребовалось им на составление, уточнение планов и смет для постройки. Окончательное решение о строительстве санатория для лёгочных больных было принято только в 1907 году. Два года длилось строительство на участке в сосновом бору около деревни Коняшино. И только в 1909 году был, наконец, открыт этот санаторий – тогда чуть ли не единственное лечебное учреждение такого типа в России. 

В деревне Ново-Харитоново была построена кузнецовская богадельня. Это большое двухэтажное деревянное здание было построено королём фарфора И.Е. Кузнецовым как раз на том месте, где сто лет назад его прадед заложил первый завод. Рядом с богадельней была воздвигнута небольшая старообрядческая церковь.

Сегодня человеком года в Гжели признан Василий Панин. Он постоянно безвозмездно оказывает помощь детским домам и погорельцам, людям, попавшим в беду. Мы делаем вывод, что благотворительность и милосердие-отличительная черта гжельцев.

 

                                            Религиозность:

Огромную роль в жизни гжельцев играла и религия, которая влияла и на творчество, и на весь уклад жизни. Особой красотой обладают глиняные иконостасы, которые можно увидеть по всей России. В конце 19 века заказы на керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова размещались на 11 фабриках. Все они получили мировую известность и экспонировались на зарубежных выставках как образцы национальной культуры.

Сегодня в гжели восстанавливаются старые храмы и строятся новые часовни. Многие гжельцы активно участвуют во всех церковных мероприятиях. В продукции гжельцев тоже присутствует религиозная тематика. Набожность и религиозность ещё одна черта гжельцев.

                                         

 

                                            

                                                 Тяга к знаниям:

Образование играло огромную роль в жизни народа. Гжельская начальная школа (училище), основана удельным ведомством в 1839 г. и является самой старой школой в Московской области. В училище ходили из с. Гжель, д. Обухово, Трошково, Кошерово, Григорово, Минино, Коняшино, Глебово и Фенино, имевших 850 дворов и состоявших в одном церковном приходе.

Кроме Гжельской школы, в нашей местности было ещё несколько начальных училищ. В 1897 г. открылась Григоровская земская школа. Её учительница Н.А. Колобова получила Дмитровскую премию в 1904 году. Эта награда была установлена Бронницкой управой в 1882 году в честь директора Раменской прядильной фабрики и давалась одному учителю в год! Фенинская церковно-приходская школа была открыта в 1899 г. Коняшинская земская школа была открыта в 1910 г. в наемном здании при попечительстве купца А.В. Голованова.

В начале века самый большой стаж работы в школах уезда был у учительницы Гжельской школы Веры Алексеевны Смирновой – 27 лет, работавшей в ней с 1882 года. Причём если во всех школах на одного учителя приходилось 45 человек, то в Гжельской школе 68 человек. Можно сделать вывод, что наши мастера гжельцы в начале века к образованию относились очень серьёзно, что безусловно сказывалось и на производстве.

Сегодня в Гжели действует несколько школ и все они занимают не последнее место в рейтинге школ района и области. Активно участвуют в олимпиадах и конкурсах разных уровней и занимают призовые места.

В 2002 году в посёлке Электроизолятор на базе силикатно-керамического техникума, основанного в 1931 году, был открыт Гжельский художественно-промышленный институт. В 2015 году институт переименован в Гжельский государственный университет, в котором готовят специалистов в области народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Это единственный университет, расположенный в сельской местности.

В июне 2014 года предпринимателями, заинтересованными в развитии Гжели как центра керамики, было создано Некоммерческое партнерство «Палата народных промыслов и ремесел» (НП «ПНПР»). В НП вошли ведущие предприятия и организации Гжели. Основные направления деятельности Палаты: содействие в объединении усилий членов Партнёрства для всестороннего развития традиций художественных промыслов и ремесел; содействие в создании туристического кластера с целью повышения конкурентоспособности территории Гжели, как составной части Раменского района на туристическом рынке; содействие в организации национальных и международных выставок. Палата регулярно проводит семинары, конференции, фестивали и другие мероприятия для популяризации народных промыслов.

К сожалению, в регионе с многовековой историей гончарного промысла до сих пор нет музея гжельского народного художественного промысла. Постоянная экспозиция «Страницы истории гжельского промысла» действует в Раменском историко-художественном музее (город Раменское, Московская область). Музеи (ассортиментные кабинеты) есть на предприятиях – ЗАО «Объединение Гжель», ООО «Галактика и Компания», ООО «Гжельский завод художественной росписи», ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» и в ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет». Коллекция гжельской скульптуры представлена в домашнем музее Сергея Валентиновича Малкина «Скульптура мастеров Гжели» (свыше 3300 изделий 35 авторов). В ставропольском музее «Мир шкатулок» собрана коллекция гжельских шкатулок (более 200 экспонатов) как с традиционной кобальтовой, так и с многоцветной росписью.

                                                  

                                                            Юмор:

Мастера промысла производили и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки сельской жизни в наполненных юмором композициях, героями которых были солдаты, крестьяне, модницы и франты. Продукция пользовалась неизменным спросом.

Гжельского мастера характеризует и такая история. Как-то, зная не понаслышке касту чиновников, Афанасий Киселёв решил создать несколько скульптурных портретов. Ему так тонко удалось подметить и перенести в изделия суть характеров своих персонажей, что это вызвало скандал. Власти посчитали начинание «глубоко безнравственным», и статуэтки было предписано уничтожить.

                    Негативные качества характера гжельцев:

Нами выявлено, что гжельцы обладали и вредными привычками, ведь не зря в каждой деревне было питейное заведение, даже в церкви Успения Богородицы, в советские годы, было кафе, которое местные называли «Шалман». По переписи 1871 года, в 16 деревнях Гжели было 11 лавок, 15 питейных домов, 11 харчевен, 5 постоялых дворов и 88 производственных заведений.

Не любили гжельцы и чужаков, которые могли, что называется,отнять у них их хлеб. Так по легенде дом знаменитого мастера по прозвищу «Глина», который переехал в Гжель из Москвы сожгли.

Был и ещё один дикий с нашей точки зрения обычай «прописки» нового работника. Каждый принятый на завод рабочий, в том числе и подросток, должен был отдать свою первую получку на так называемый магарыч – пропой соседям по работе. Был ещё более дикий обычай первого трудового «крещения» подростков, называемый в Гжели «лохматкой». Несколько взрослых рабочих неожиданно хватали новичка, клали его на грязный пол, заворачивали ему на голову рубаху, стаскивали с него штаны, затем, обильно поливая оголённый живот парнишки грязной водой, оттягивали на животе кожу и как бы отрубали её ребром ладони. Испуганные крики и слёзы подростка заглушались громким смехом его мучителей. Но никто из взрослых, даже присутствующие при этом отцы, не пытались встать на защиту ребят и осудить нелепые обычаи, порождённые невежеством.

Почти полное отсутствие медицинской помощи населению способствовало деятельности множества невежественных лекарей, всяких бабок, знахарей, наговорщиков которые «лечили» от всех болезней. Но от их знахарства количество болезней не сокращалось, а ещё больше увеличивалось. Однако уездные власти и хозяев это мало трогало. 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение :

Сметка, хватка, предприимчивость это, с одной стороны. С другой-стремление вести дела честно, работать качественно, вот что отличало гжельцев.

На гжельской земле остались следы многолетнего изнурительного труда наших предков. Вооружившись ломами и лопатами, они упорно искали своё мужицкое счастье не на земле, а под землёй, добывая знаменитую гжельскую глину. Гжельские мастера всегда были и остаются великими тружениками и новаторами, творцами и настоящими патриотами. Мы гордимся своими предками и тем, что мы живём и учимся в таком сказочном крае как ГЖЕЛЬ!

                                                    Выводы:

Целью нашего исследования были нравы гжельцев. Полностью подтвердилась наша гипотеза о том, что гжельский характер формировался в очень непростых условиях и многие положительные качества гжельцев проявляются и сегодня.

Мы смогли увидеть, что гжельцы обладали очень многими положительными чертами, которые позволили их промысел, их изделия поднять до всемирной известности и поставлять их не только заграницу, но и к царскому столу. Конечно не все нравы мы раскрыли и изучили. Мы сумели только показать трудолюбие, юмор, новаторство, религиозность, стремление к знаниям. Оставляем для следующих исследователей не изученный нами материал.

 

 

                    Список литературы и интернет-ресурсы

 (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Социальные проблемы Гжели, Возрождение промысла с начала ХХ века по настоящее время - Гжельская керамика. studbooks.net

За Христа потерпевшие. Никонов В.В. Т.2, ГГУ. 2017 г.

Край Раменский .Народное образование. Аверьянова М.Г. 2000 г.

Эта звонкая сказка Гжель. Логинов В., Скальский Ю. 1994г.

Гжель. Истоки творчества и мастерства. ГГУ. 2017

Бронницкий уезд. Храмы Раменского района. Олег Пэнэжко.2012 г.

Край Раменский ХХ век. Аверьянова М. Г.1995 г.

Гжель-российская жемчужина. Энциклопедия русских деревень. Аверьянова М.Г. 1993 г.

Интернет-ресурсы. https://www.facebook.com/photo.php?fbid=646275795556661&set=gm.1852385151716212&type=3

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Введение 3 2

Введение 3 2

Мы живем и учимся в селе Гжель

Мы живем и учимся в селе Гжель

Эмпирические методы: 1) беседы 2) поиск материалов ,информации по теме 3) сравнение материалов 2

Эмпирические методы: 1) беседы 2) поиск материалов ,информации по теме 3) сравнение материалов 2

Сделать выводы на основе изученных материалов

Сделать выводы на основе изученных материалов

Немного из истории Гжели… Своё название промысел получил от слова «жгель», т

Немного из истории Гжели… Своё название промысел получил от слова «жгель», т

Большинство гжельских рабочих имели небольшие земельные наделы и скот

Большинство гжельских рабочих имели небольшие земельные наделы и скот

Мы делаем вывод: гжельцы –очень трудолюбивый народ

Мы делаем вывод: гжельцы –очень трудолюбивый народ

В чем-то гжельцы пошли даже дальше мастеров

В чем-то гжельцы пошли даже дальше мастеров

Иван Копейкин проник ночью в мастерскую, подсмотрел устройство горна, по третьей ненастной ночью кузяевцы

Иван Копейкин проник ночью в мастерскую, подсмотрел устройство горна, по третьей ненастной ночью кузяевцы

После закрытия храм использовался под склады, а в 50-е годы помещение занял

После закрытия храм использовался под склады, а в 50-е годы помещение занял

Леонтий Гримальский и священномученик

Леонтий Гримальский и священномученик

В деревне Ново-Харитоново была построена кузнецовская богадельня

В деревне Ново-Харитоново была построена кузнецовская богадельня

Образование играло огромную роль в жизни народа

Образование играло огромную роль в жизни народа

Это единственный университет, расположенный в сельской местности

Это единственный университет, расположенный в сельской местности

Юмор: Мастера промысла производили и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки сельской жизни в наполненных юмором композициях, героями которых были солдаты, крестьяне, модницы…

Юмор: Мастера промысла производили и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки сельской жизни в наполненных юмором композициях, героями которых были солдаты, крестьяне, модницы…

Испуганные крики и слёзы подростка заглушались громким смехом его мучителей

Испуганные крики и слёзы подростка заглушались громким смехом его мучителей

Заключение : Сметка, хватка, предприимчивость это, с одной стороны

Заключение : Сметка, хватка, предприимчивость это, с одной стороны

Список литературы и интернет-ресурсы (печатная версия):

Список литературы и интернет-ресурсы (печатная версия):
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2021