Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 станицы Петровской муниципального образования Славянский район
Проект по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе по теме:
Штомпель Виктория
Александровна
Воспитатель МБДОУ Д/с №23
ст.Петровская 2022г.
Проект по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе по теме:
«Чудо - тыква»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатели.
С самых ранних лет ребёнок учится взаимодействовать с миром природы. Задача взрослых: помочь ребёнку найти ответы на возникающие при этом вопросы. Но в настоящее время изменилось содержание жизни наших детей. Компьютеры и компьютерные игры, непонятные мультфильмы, телефоны – все это привело к отсутствию интереса детей к трудовой деятельности. И поэтому трудовое воспитание детей ушло на задний план.
В методической разработке «Чудо тыква» поставлена цель вовлечения детей в практическую посильную трудовую деятельность по выращиванию овощной культуры через познавательно-исследовательскую деятельность, формируя элементарные экологические представления, которая решает главную проблему данного проекта - это видеть результаты своей работы, своего труда.
Ценность такого эксперимента заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребенком, выполняют познавательную, ориентировочноисследовательскую функцию в специально созданных условиях, в которых раскрывается содержание данного объекта. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему обобщить результаты, полученные действенным путем: сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости для взрослого и самого себя.
Тема проекта «Чудо - тыква» выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
В сегодняшнее время эта тема актуальна, особенно для детей, живущих в сельской местности. Исследуя опытным путем, воспитанники выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста овощной культуры, научатся вести наблюдения, фиксировать их, делать первые выводы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем? При этом взрослый не учитель, не наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. Дети более глубоко узнают о необходимых условиях для роста и развития овощей, а также о пользе этого овоща. У детей возникнет желание ухаживать за ним и умение видеть результат своего труда. Сегодня много споров о вкусной и здоровой пище. Большое количество кулинарных книг содержат много рецептов блюд из плодов, растущих у нас на огороде. Одним из полезных плодов, растущих на огороде, является тыква.
Проект «Чудо - тыква» направлен на расширение и обобщение знаний об овощной культуре, дает возможность ребенку максимально систематизировать знания и представления о тыкве, ее свойствах и применении, на осознание значимости такого овоща в жизнедеятельности человека, на то, как ухаживать за ним. Участие детей в проекте значительно расширит диапазоны живого общения воспитанников с природой, откроет возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка. В реализации данного проекта основной упор сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей, помогающий, как воспитателю, так детям и их родителям. Участие детей в экологическом проекте «Чудо - тыква» позволит обогатить их знания и представления об овощах, их вкусовых качествах, развить поисковую, исследовательскую, трудовую деятельность и творческие способности.
Проблема: недостаточные знания детей об овощной культуре, способах и благоприятных условиях ее выращивания, нежелание отдельных детей за культурами ухаживать.
Постановка проблемы:
-Вовлечение детей в активное освоение и обогащение знаний об овощной культуре, об ее пользе для здоровья человека, сколько труда прикладывает человек, чтобы вырастить эту культуру и умении правильно ухаживать за ней.
-Развитие любознательности в процессе активной познавательноисследовательской деятельности.
Цель: вовлечь детей в посильную практическую деятельность по выращиванию овощной культуры, развивать у них интерес к познавательноисследовательской деятельности.
Задачи: Образовательные:
- продолжать дополнять, обобщать знания и представления ребёнка старшего дошкольного возраста об овоще – тыкве;
- обобщать представление детей о том, как выращиваются огородные культуры, о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
- продолжать формировать умение у детей ухаживать за рассадой в комнатных условиях;
- формировать партнерские взаимоотношения между воспитателем, детьми и родителями;
- мотивировать детей к самостоятельному трудовому процессу; - познакомить детей с лекарственными свойствами тыквы. Развивающие:
- развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, наблюдательность, мелкую и общую моторику, композиционные умения;
- развивать способность наблюдать, всматриваться в наблюдаемый объект, замечать изменение в росте изучаемого предмета;
- развивать связную речь через составление описательного рассказа о тыкве, сочинение сказки;
- развивать трудовые навыки, умение убирать за собой своё рабочее место. Воспитательные:
- воспитывать бережное и доброе отношение к природе;
- воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье; - воспитывать желание производить трудовые действия, оказывать посильную помощь взрослым в уходе за растениями, чувство
ответственности за выполнение порученного дела;
- воспитывать культуру приготовления пищи (блюд из тыквы, и с применением тыквы); умение накрывать на стол; культуру поведения за столом при дегустации блюд из тыквы. Гипотеза (ожидаемый результат)
Наличие запаса знаний детей об овощных огородных культурах позволит донести до каждого ребёнка необходимость выполнения правильных условий ухода за растениями, способствовать закреплению детьми элементарных знаний о тыкве. Дети будут проявлять интерес к окружающему, у них появится желание тоже выращивать дома овощи. Такая трудовая деятельность в детском саду на основе проектирования перерастет в постоянную основу для социально значимых проектов. Продолжится формирование и развитие связной речи на этапах проекта. Каждый ребенок почувствует себя исследователем или ученым. Участие родителей в проекте повысит значимость проводимой работы, актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребёнка в выполнении поставленных задач.
Основные направления:
1.Содействие сотрудничеству детей и взрослых. Признание ребёнка полноправным участником образовательных отношений. Поддержка инициативы детей в выборе форм совместной деятельности.
2.Формирование познавательных интересов и социально- коммуникативного развития в различных видах деятельности. 3.Соответствие требований, методов возрасту и особенностям детей.
Принципы:
1.Учёт возрастных особенностей детей, опора на интересы ребёнка, равноправное взаимодействие воспитателя с детьми.
2.Повышение опытно-исследовательской деятельности, развитие творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
3.Взаимодействие с семьями детей, с детской библиотекой (подбор художественной литературы, рисунков, фотографий по теме проекта).
Содержание взаимодействий с детьми должно обеспечить развитие интереса, любознательности, активности, мотивации детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
- социально- коммуникативное развитие
- речевое развитие
- художественно- эстетическое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
Материально-техническое обеспечение:
- оборудование для ухода за растениями (емкость для семян, лейка и опрыскиватель для воды);
- семена овощной культуры (тыквы разных сортов);
- фотоаппарат;
- компьютер;
- пластиковые стаканчики, горшочки, поддоны;
-земля для высадки;
-трафареты с подписями и наклейками.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с овощной культурой, растущей на огороде, в поле. Узнают, как растёт овощ-тыква, где произрастает, как за ней ухаживать, об ее полезных свойствах, времени сбора урожая, что можно из неё приготовить. 2. С помощью опытно-экспериментальной деятельности дети узнают об необходимых условиях для роста овоща, узнают о разнообразии сортов тыквы.
3. Дети научатся правильно и с желанием ухаживать за овощной культурой.
4. У детей будет сформировано бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду. 5. У детей обогатится словарный запас.
6.Дети станут более уважительно относиться не только к своему труду, но и к труду взрослых.
7. У детей появится интерес выращивать овощ в домашних условиях.
8. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап: (первая неделя сентября) 1. Определение цели и задач проекта.
2. Беседа для выявления первоначальных знаний и представлений об овощетыкве.
3. Подбор наглядно-дидактического, демонстрационного материала, художественной литературы, загадок, стихов, сказок о тыкве, информации с интернет-ресурсов.
4.Приобретение необходимого материала.
5.Разработка комплексно - тематического плана по организации детской деятельности по теме проекта.
6. Привлечение родителей по созданию условий для реализации проекта.
Основной этап: (вторая-третья недели сентября)
Реализация проекта «Чудо - тыква» осуществляется в процессе организации совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.
Организация опытно- экспериментальной деятельности проходит в форме партнёрства взрослого и ребёнка, что способствует развитию у детей активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению результата, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Проект реализуется через все виды деятельности согласно составленного плана:
- проводятся запланированные мероприятия с детьми: беседы, наблюдения, выполнение трудовых действий и поручений, опытная деятельность, образовательная деятельность, сюжетно-ролевые и дидактические игры, загадывание загадок, разучивание поговорок, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений; - наблюдение за ростом и развитием овощей;
-закрепление, расширение и углубление знаний о тыкве и её возможностях;
-опыты с тыквой.
Заключительный этап: (последняя неделя сентября)
- Анализ, обобщение, оценка результатов, полученных в процессе совместной исследовательской деятельности ребёнка и взрослого, итоговая беседа;
- составление презентации и фотоотчёта по реализации проекта;
- выставки творческих работ детей;
- проведение квест-игры; показ сказки;
- подведение итогов.
Образовательна я область |
Виды детско – взрослой деятельности |
Содержание деятельности |
Познавательное развитие |
Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный |
-Непрерывная образовательная деятельность: |
|
|
«Ознакомление с окружающим миром» «Тыква – королева огорода». -Экспериментирование: «Опыты с овощами». -Совместная деятельность воспитателя и детей: -Просмотр видеороликов: «Тыква – интересные факты», «О тыкве для детей». -Просмотр презентации: «Царица овощей - тыква», -Беседы: « Я расскажу вам о чуде», «Полезные свойства тыквы», «Как тыкву используют в медицине». -Загадки по теме. -Выставка рисунков: «Тыква для Золушки», -Просмотр мультфильмов: «А что ты умеешь?» «Аппетитная тыковка» «Чудо –огородное». -Дидактические игры: «Какой сок?» «Какое варенье?», «Назови как можно больше признаков», «Мы волшебные немного- был один, а стало много» (картотека игр про овощи).
|
|
Социально – коммуникативное развитие |
Игровая, познавательный, коммуникационный
|
-Сюжетно – ролевая игра: «Овощной магазин». -Дидактические игры: «Угадай, о чем я говорю», «Узнай по описанию» |
|
Художественно – эстетическое развитие |
Творческий
|
-Непрерывная образовательная деятельность: -Аппликация «Изготовление книги о тыкве», -Рисование «Тыква для золушки», -Лепка «Чудо – огородное». -Совместная деятельность воспитателя и детей: |
|
|
|
-Рассматривание иллюстраций по теме: «Какая она разная – тыква»
|
|
|
|
|
|
Речевое развитие |
Коммуникационный |
-Чтение произведений: -С. Александрова «Наша тыква золотая», -Е. Гуданов «Дремлет тыква золотая», -Ш. Перро «Золушка», -Сказка «Старик и Тыковка», -«Сказка про то, как Васька тыкву обидел» -Дид. игры: «Скажи ласково», «Раздели на слоги», «Доскажи словечко», «Узнай, о чем я говорю» |
|
Физическое развитие |
Двигательный
|
-Физ. Минутка« «Дед и тыква», «Огород» -Пальчиковая гимнастика «У нас на огороде», «Овощи у Зины» -Игровые упражнения «В огороде», «Чудо огород» (картотека игр)
|
Формы работы проекта «Чудо тыква» 1. Беседы с включением игровых ситуаций.
« Я расскажу вам о чуде»,
«Полезные свойства тыквы», «Как тыкву используют в медицине».
2. Исследовательская деятельность: (опыты)
- «Тонет в воде или нет»
-«Какая тыква замороженная»
-«какая на вкус» 3. Практическая деятельность:
- Отбор и посев семян.
-Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
-«Рассматривание семян» -«Первые всходы» -«Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
-Сюжетно – ролевая игра: «Овощной магазин».
-Дидактические игры: «Угадай, о чем я говорю», «Узнай по описанию».
6. Художественно - творческая деятельность детей. Непрерывная образовательная деятельность:
-Аппликация «Изготовление книги о тыкве», -Рисование «Тыква для Золушки», -Лепка «Чудо – огородное».
Совместная деятельность воспитателя и детей:
-Рассматривание иллюстраций по теме: «Какая она разная – тыква». 7. Речевое развитие.
-Чтение произведений:
-С. Александрова «Наша тыква золотая»,
-Е. Гуданов «Дремлет тыква золотая»,
-Ш. Перро «Золушка»,
-Сказка «Старик и Тыковка»,
-«Сказка про то, как Васька тыкву обидел»
-Дид. игры: «Скажи ласково», «Раздели на слоги», «Доскажи словечко», «Узнай о чем я говорю».
- Разучивание с детьми стихов, загадок об овощах.
8. Физическое развитие.
-Физ. Минутка« «Дед и тыква», «Огород»
-Пальчиковая гимнастика «У нас на огороде», «Овощи у Зины»
-Игровые упражнения: «В огороде», «Чудо огород» (картотека игр) 9. Консультация для родителей: «Тыква – королева овощей».
Использованная литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
5.Организация опытно – исследовательской деятельности детей 2-7 лет» Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, 2011г.
6.«Метод проектов в образовательной работе детского сада» Л.В. Михайлова – Свирская, 2015г.
Материалы интернет-сайтов:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-chudo-tykva-podgotovitelnajagrupa.html;
2. http://www.tavika.ru/2018/11/tykva.html?m=13.
3. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnayadeyatelnost/proektyi-vospitannikov/news12311.html.
Приложения:
1.Приложение №1 – Образовательная деятельность детей.
2.Приложение №2 – Подбор загадок про тыкву.
3.Приложение №3 – Проведение опытов с тыквой.
4.Приложение №4 –Конспекты НОД:
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию
(рисование) в подготовительной группе на тему: «Чудо – тыква»; Конспект НОД по художественно – эстетическому
развитию (рисование) в подготовительной группе на тему: «Тыква-королева огорода».
5.Приложение №5 – Квест-игра «Поможем маме Тыкве найти своих детей».
6.Приложение №6 – Стихи про тыкву для детей 6-7 лет.
7.Приложение №7 – Картотека дидактических игр.
8.Приложение №8 - Сюжетно-ролевая игра: «Магазин овощей и фруктов».
9. Приложение №9 – Сборник иллюстраций о тыквах «Многообразный мир тыквы».
10.Приложение №10 – Консультация для родителей «Королева тыква».
11. Приложение №11 - Фотоотчет о проделанной работе.
12. Приложение № 12 - О ходе выполнения проектной
деятельности по теме «Чудо - тыква».
13. Приложение №13 - Итог проектной деятельности. Заключение.
Приложение №1
Образовательная деятельность детей
Рисование тыквы нетрадиционным способом
В огороде – желтый мяч,
Только не бежит он вскачь, Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
(Тыква)
Для золушки карета, Для нас же всех еда.
Раскроем все секреты, Узнаем овощ навсегда.
И рыжая такая, И вкусная, большая.
Все вместе ее назовем,
И овощ снова с грядки сорвем.
(Тыква) В сказке про Золушку тоже была, Ее там на бал она отвезла. Вкусную кашу мы сделаем с ней, Овощ готовить всегда веселей.
Рыжая, большая,
Лишь на грядке созревает. В миг ее, конечно, мы узнаем,
Сразу мы ее хором угадаем…
(Тыква)
Золотая голова У забора прилегла.
(Тыква)
Жёлтая луна
На прилавке всем видна. Вкусная да спелая,
На солнце загорелая.
(Тыква)
Я — хозяйка огорода: Круглая, большая.
Буду приносить я вам
Рекорды урожая…
(Тыква) Часто их на выставку Привозят прямо с дачи. Огромные и жёлтые Приносят нам удачу.
Содержат много витаминов,
Польза их неоспорима. Кашу сварит бабушка в печи, Попробуй лучше отыщи.
(Тыква)
Эта рыжая девица всем известна и у нас Уж на грядке уродилась, больше всех она сейчас.
Из нее мы варим кашу, можно также сделать суп, А ты знаешь, как же эту чудо-девицу зовут?
(Тыква)
Приложение №3
Опыты с тыквой
Рассмотрев тыкву, мы увидели, что она состоит из кожуры, мякоти и семян.
Кожура у неё плотная, жёсткая, ярко выраженного оранжевого цвета. Мякоть тыквы состоит из волокон, достаточно прочных и длинных (пока тыква сырая). Внутри тыква мягкая, мокрая, липкая. Семена состоят из твёрдой белой кожуры - оболочки, зелёной оболочки (самая полезная часть семени, и белого семечка.
Тыква была большая, тяжёлая и один ребёнок не смог её поднять. Мы решили поднять её все вместе. Затем измерили вес на весах, тыква весила 6 кг.
Вывод: мы, тщательно рассмотрев тыкву снаружи и изнутри, познакомились с её составом, и поняли, что благодаря своей урожайности и неприхотливости она может достигать больших размеров. Узнали, что мякоть тыквы и семена полезны для здоровья. А благодаря плотной и твёрдой кожуре может храниться длительное время.
Решили разрезать тыкву и узнать запах тыквы. Когда разрезали тыкву аромат стоял неповторимый, чем-то напоминающий арбуз.
Вывод: тыква - вкусный, ароматный продукт, который можно есть сырым. Некоторые сорта тыквы отличаются сладким вкусом, несколько напоминающим дыню.
Мы заморозили тыкву кусочками, и натёртую. Замерзает очень сильно. При размораживании сохраняет внешний вид и вкус, пригодна для приготовления блюд.
Вывод: для заготовки тыквы на весь год, до следующего урожая, тыкву можно морозить и в дальнейшем использовать для приготовления пищи.
Мы попробовали тыкву сырой. Вкус тыквы довольно мягкий, чуть сладковатый, напоминает вкус несладкой дыни.
Попробовали запечённую тыкву, мягкая, сладкая. Не обладает выраженным вкусом.
Вывод: тыкву можно есть как в сыром, так и в запечённом виде.
Дополнительные опыты «Проверяли свойства тыквы»
Опустили маленькие кусочки в банку с водой – плавает. Опустили кусок тыквы в миску, наполненную водой, на весь день, тоже плавает. Вывод: плоды тыквы не тонут в воде и способны долго плавать.
Мы попытались вместе с воспитателем зажечь волокно сырой тыквы – не вышло ничего. Подсушили это волокно на батарее, до хруста. Зажгли и горит!
Вывод: Сырая тыква – не горит. Высохшая сгорает очень хорошо.
Приложение №4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 станицы Петровской
муниципального образования Славянский район
Ст.Петровская
2022г.
Конспект НОД
по художественно – эстетическому развитию
(рисование) в подготовительной группе на тему: «Чудо – тыква»
Интеграция образовательных областей: «Художественно - Эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».
Цель: закреплять умение раскрашивать объемные гипсовые заготовки (фигурки), продолжать знакомить детей с техникой раскрашивания объемных гипсовых форм.
Задачи:
- совершенствовать изобразительную технику при разукрашивании готовых форм;
- способствовать воспитанию у детей аккуратности, усидчивости, целеустремленности, трудолюбия, интереса к процессу и результатам работы;
- развивать умение пользоваться палитрой для приготовления нужного оттенка цвета;
- развивать внимание и наблюдательность;
- развивать мелкую моторику и координацию движения рук;
- воспитывать интерес к познанию природы и отображению полученных представлений в творчестве. Предварительная работа:
- Наблюдение за ростом тыквы на огороде детского сада.
- Разгадывание загадок о тыкве.
- Рассматривание альбома «Овощи».
Материал: гипсовые заготовки тыквы, баночки для воды, гуашь, палитра, кисточки для рисования, салфетки влажные и бумажные, свежая тыква, иллюстрация с изображением тыквы, закрепленная на магнитной доске.
Ход работы:
Воспитатель: Давайте сегодня поговорим о потрясающем овоще – королеве огорода – тыкве. Тыква помогает сохранить красоту и молодость. Она является родственницей огурцам, кабачкам и патиссонам.
Тыква - замечательный овощ, в ней содержится много полезных для здоровья веществ. Она является чемпионом среди овощей по содержанию железа, каротина и витамина Д. Детям он полезен, т. к. ускоряет рост, а взрослым, потому что улучшает всасывание кальция, укрепляющего кости и зубы.
В тыкве присутствуют витамины группы В, С, Р, РР, и Е. Эти витамины замедляют старение, помогают фигуре оставаться стройной. Как и все оранжевые плоды, тыква способствует поддержанию хорошего настроения.
Ешьте ее чаще и плохое настроение вас не коснется.
Дети, у кого из вас дома была тыква? Расскажите, где она росла и как она выглядит? (Ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию на доске (это поможет им при словесном описании тыквы).
Воспитатель: Дети, скажите мне, чтобы тыква выросла спелая и сочная, что необходимо для ее роста? (Ответы детей). Правильно, дети, тыкве, как и всем растениям на земле, необходимы солнце, вода и хорошая, что? (ответ детей - земля). Растет тыква на огороде. А кто скажет, как называется человек, который выращивает овощи? Кто за ними ухаживает?
(Ответы детей: люди, овощеводы, огородники, человек.)
Что делает огородник? (Ответы детей.)
Воспитатель дополняет ответы: Сажает овощи, вносит удобрения в почву, рыхлит землю и, если нужно, поливает, опрыскивает их от различных насекомых-вредителей. Чем лучше человек будет ухаживать за овощами, тем богаче будет их урожай.
Воспитатель: Дети, а кто из вас пробовал тыкву и в каких блюдах? (Дети рассказывают о своих наблюдениях.)
Правильно, дети, из тыквы готовят очень много блюд. Ее варят, запекают, делают оладьи, пироги, добавляют в каши.
Послушайте стихи про тыкву:
«Наша тыква золотая» Наша тыква золотая, Как конфета во рту тает. Если тыкву испечем,
Да припустим сахарком, Так и тянет ее съесть, Этот наш деликатес.
Ну а тыквенные кашки,
Что глотают детки наши,
Словно целый год не ели,
Что за прелесть в самом деле Тыкву похвалить не грех, за такой большой успех!
Тыква выросла на грядке —
Не поднимете, ребятки! Если ягода она,
То, наверно, для слона! Автор: Р. Маскаева
Физкультминутка.
«Дружно встали на разминку» Дружно встали на разминку И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.) Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам раскрасить гипсовые заготовки в форме тыквы. Недавно мы с вами раскрашивали рыбок – они у вас получились очень красочные, яркие – как настоящие. Обратите внимание, заготовка разделена на две половинки, внутри также можно раскрасить, Уверена, что и тыква получится просто чудесной и незабываемой.
(Дети приступают к работе).
Воспитатель спрашивает у детей, как можно получить оранжевый цвет гуаши? (Ответы детей: смешав на палитре желтую и красную краски). Какие листочки у тыквы? (Ответы детей: листочки (ботву) можно раскрасить темно-зеленой или светло-зеленой красками). Теперь наши тыковки должны немного полежать, нужно дать ему просохнуть, а мы с вами пока встанем, выйдем из-за столов на ковер и поиграем в «Тыкву»:
Физкультминутка:
Посадили дети тыкву (садятся на корточки)
Тыква росла, росла (потихоньку поднимаются)
Солнышко на нее светило (руки вверх перебирают пальчиками)
Дождик ее поливал (руки в стороны кружатся)
И выросла тыква большая пребольшая (руки в стороны сделали круг) Самостоятельная работа детей.
В конце деятельности дети вместе с воспитателем оценивают работы, обсуждают, что получилось, что было сложно, что еще можно изображать таким способом и т. д.
Рефлексия.
Воспитатель: - Что вам понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Что ещё хотите узнать о тыкве и других овощах? Понравилось ли раскрашивать гипсовые заготовки? (Ответы и вопросы детей.) Желаю всем творческих успехов! Вы - молодцы! Всем спасибо!
Цель: Расширить представление о тыкве.
Задачи:
- Расширить представления детей о тыкве, выделить её характерные особенности: величину, форму, цвет, вкус.
- Обогатить и активизировать словарь по теме (круглая, гладкая, яркожелтая, семена, мякоть, тыква, бахча, огород, тыквенный сок). - Формировать знания о пользе блюд из тыквы и о ее роли в жизнедеятельности организма.
- Развивать познавательный интерес, творческого воображения, эмоции. - Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую моторику, коммуникативные навыки.
- Воспитывать потребность в необходимости сохранения здоровья через правильное питание.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она похожа на арбуз,
Другой совсем, однако, вкус,
Как и зеленый кабачок,
Подставит солнцу свой бочок,
Скорей торопится, растет,
И, как придет ее черёд,
Мы этой барыне с гряды,
Крикнем «ура» на все лады. (Ответ: Тыква)
Воспитатель: Так что же такое тыква?(ответы детей)
Тыква оказывается – это ягода. Считается, что крупнее её плода не бывает.
Тыква годится не только в пищу, но и для приготовления различной посуды. Кожура её настолько тверда и прочна, что из нее в старые времена делали посуду. До сих пор в Молдавии используют тыкву, как сосуд, в котором солят огурцы.
А скажите, дети, из чего была карета у Золушки? (Ответ детей) Вы правильно ответили, что тыква. Это карета для Золушки из одноименной сказки Шарля Перро. Скорее всего, великий сказочник знал, насколько прочна кожура тыквы, что предложил фее-волшебнице в качестве материала для кареты именно тыкву.
А как вы думаете полезна ли тыква? (ответы детей). Послушайте, что узнала.
Тыква – полезный продукт, она удивительно богата ценными веществами. Содержит белки, жиры, углеводы, минеральные компоненты: калий, кальций, магний, витамины. Эта гигантская ягода — хороший стимулятор роста человека. Этот продукт отлично подходит для питания детей и взрослых.
Ароматная тыквенная мякоть битком набита витаминами. Есть в ней и аскорбинка, которая спасет вас от осенних простуд, и витамины группы В. Тыква - чемпион среди овощей по содержанию железа, а значит, у вас всегда будет веселое настроение.
А теперь я предлагаю исследовать нашу тыкву. Подойдите к столу и давайте рассмотрим ее. Какой величины тыква? (предложить детям поднять тыкву) Какая она, легкая или тяжелая? (ответы детей). Вот какая большая и тяжелая тыква! Вы ее подняли вдвоем. А теперь скажите, какой формы тыква? (Ответы детей) Какого цвета? (Ответы детей). Дети, если потрогать тыкву, какая она на ощупь? (Ответы детей) Вот какая большая, тяжелая, овальная, ярко-оранжевая наша ягода. Я сейчас буду разрезать тыкву, а вы послушайте и скажите, что вы слышите? (хруст) Как вы думаете, что это за хрустит (ответы детей). А почему кожура хрустит (ответы детей). А какого цвета тыква внутри? (ответы детей). А что вы видите внутри мякоти?
(ответы детей). (Предлагаю детям выбрать семена.)
Расскажите о семенах. Какого они цвета и формы? (ответы детей)
Какое семя на ощупь? (ответы детей). Посмотрите, какие они маленькие. Но в этом маленьком семечке таится жизнь. Эти семена сажают в грядку и из них вырастают большие и вкусные тыквы.
Ребята, а как вы думаете, в каком виде едят тыкву? (ответы детей) Правильно вы отметили, что тыкву можно есть не только в виде каш, пюре, вареной, пареной, запеченной, но и в сыром виде. (предлагаю ребятам попробовать на вкус сырую тыкву).
Ну вот, ребята, сырую тыкву вы отведали, а теперь я хочу предложить нашу тыкву отдать нашему повару Нине Петровне и попросить запечь в духовом шкафу нашу чудо- ягоду.
Физминутка.
Посадили дети тыкву (садятся на корточки)
Тыква росла, росла (потихоньку поднимаются)
Солнышко на нее светило (руки вверх перебирают пальчиками)
Дождик ее поливал (руки в стороны кружатся)
И выросла тыква большая пребольшая (руки в стороны сделали круг)
Ребята, проходите за столы. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Пока наша тыква запекается, я предлагаю вам выполнить творческую работу - нарисовать тыкву нетрадиционными способами - солью, мятой бумагой, обрывной аппликацией.
Итог занятия: Что нового узнали? Что вам понравилось? Что запомнилось? Что хотелось бы повторить? Что хотели бы еще узнать?
Воспитатель: мы отлично с вами поработали, мне нравились ваши мысли и ответы. Ну что, пойдем посмотрим, как запекается наша тыква.
Приложение №5
Форма организации: групповое занятие
Предварительная работа: беседы об урожае овощей, рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, чтение стихов, загадок. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно-эстетическая.
Задачи:
Обучающие: Учить по описанию находить нужный овощ, отмечая его характерные признаки. Формировать умение связно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя. Обогащать словарь детей за счет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины), а также за счет литературнохудожественного слова (загадки, стихи). Познакомить с новой игрой «Квадриллион». Учить работать со схемой.
Развивающие: Развивать логическое мышление, навыки количественного и порядкового счета. Развивать умение планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное, применять конструктивные умения, делать простые умозаключения.
Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением. Стимулировать познавательный интерес детей, развивать творческое воображение. Развивать интерес в игре.
Воспитательные: Воспитывать умение работать в команде, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
Оборудование:
Коробка с овощами (тыква большая, кабачок, помидор, огурец, перец, лук, свекла, морковь). Конверты с заданиями. Плакат с изображением грядки, картинки овощей. Настольно-печатная игра «Посчитай урожай». Игра «Квадриллион», конверт с разрезанной картинкой (корзина). Корзина с тыковками, краски гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки, кисти.
Воспитатель:
Организационный момент: (дети стоят полукругом)
-Листья желтеют, облетают, трава и цветы не растут, по небу ходят тяжелые тучи, стало холодно, часто идет дождь. Какое время года наступило?
(Ответы детей.)
-Осенью есть много интересных занятий. Ребята, чем можно заниматься в это время года?
Ответы детей:
-гулять на улице;
-ходить в музеи, в театры, в зоопарк;
-собирать урожай на даче;
-ходить в лес за грибами;
-мастерить осенние поделки;
-искать красивые опавшие листья, сушить их.
-А еще осенью можно играть в различные игры. Вы любите играть? Сегодня мы поиграем в квест-игру. В такой игре участники что-нибудь разыскивают.
Основная часть.
Посмотрите, у меня красивая коробка. Что в ней? Как назвать одним словом? (овощи)
Игра «Отгадай овощ по пяти характерным признакам». Я сейчас буду читать по 5 слов-признаков об овоще, а вы должны догадаться и достать его из коробки.
-Хрустящий, вкусный, зеленый, пупырчатый, полезный (огурец).
-Красный, сочный, круглый, вкусный, питательный (помидор).
-Хрустящая, полезная, есть кочерыжка, многослойная, вкусная (капуста).
-Зеленый, сочный, вкусный, хрустящий, полезный (сладкий перец).
-Бордовая, сладкая, сочная, питательная, подземная (свекла).
-Горький, слезоточивый, многослойный, оранжевый, полезный (лук).
-Оранжевая, хрустящая, подземная, сочная, полезная (морковь).
-Зеленый, гладкий, овальный, вкусный, полезный (кабачок)
В конце игры обращаю внимание детей, что там остался еще один овощ.
Загадываю загадку:
Барыня-боярыня круглые бока В платье одета - жёлтого цвета.
В сказке она - каретой была,
А каша-то с ней – ароматна, вкусна! Раньше считалась царицей стола, Скорей угадайте – кто же она? Ответы детей. (тыква) (Рассматриваем ее).
-Интересно, почему она такая грустная? А здесь какая-то записка лежит.
Читаю:
-Ребята, мои детки, мои тыковки, не послушались и убежали от меня. Они еще маленькие и я очень переживаю за них. Помогите мне, пожалуйста, их найти.
-Как мы с вами поступим? (будем помогать маме тыкве искать детей). -Для продолжения поисков нам нужно найти конверт с заданием. А найдете вы его в том месте, где у нас хранится спортивный инвентарь.
(Дети идут в музыкальный зал, находят конверт с заданием).
(Задание «Вершки и корешки»). Ребята, сейчас вам нужно распределить овощи на плакате: какие растут на грядке, а какие в земле. Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду загадывать загадку, вы отгадываете и быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. 1.Этот овощ для борщей, Пирогов, салатов, щей!
На столе не будет пусто,
Если выросла...(капуста)
2. Съем зубочек острый, чтобы Не вредили мне микробы! При простуде мне помог
Сильно пахнущий...(чеснок)
3. Пусть грызут ее на ужин В клетке кролики пока,
А зимой она послужит
Носом для снеговика.(морковь) 4. Клубни выросли в земле, Крупные и мелкие!
Оказались на столе, У меня в тарелке!(картофель) 5. Пупырчатый и свежий,- В салат его порежу!
Под листик спрятался хитрец,
Зеленый, длинный...(огурец) 6.Он бывает, дети разный- Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий, Надо знать его повадки, А на кухне-глава специй!
Угадали? Это...(перец)
7.На кустах тепличных красные плоды, Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят.
С нетерпеньем просятся в овощной салат.(помидор)
Где растет морковь(свекла, лук, картофель)?Какой формы, каким цветом? где растет перец, помидор, огурец? каким цветом, формы? Это вершки или корешки?
Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (вершки и корешки), картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки), чеснок(вершки и корешки).
-Молодцы ребята, вы легко справились с заданием. Давайте отправимся дальше. Сейчас вы будете искать конверт с заданием, а я буду говорить вам: «Холодно или горячо»(центр изо) Когда дети находят конверт, читаю задание.
Игра «Посчитай урожай ».
-Ребята, дачник на своем прицепе вез урожай с дачи, прицеп расцепился и перевернулся, весь урожай рассыпался. Нужно собрать все овощи и наполнить прицепы овощами. Каждому овощу свой прицеп.
Сначала овощи разложите по кучкам и сосчитайте, затем соберите прицепы по порядку от одного до пяти. Цифра на прицепе соответствует количеству овощей. Сколько помидоров? 5. Правильно, им место в пятом прицепе.
Сколько перцев? Два. В какой прицеп их отправим? Сколько капуст? Одна.
В каком прицепе поедет она? Сколько морковок, свеклы?
Вы, ребята, большие молодцы. Быстро справились с заданием.
Давайте с вами отдохнем и хоровод заведем.
Динамическая пауза. Упражнение на координацию речи с движением
«Огород»
В огород пойдем, (Идут по кругу, взявшись за руки) Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем («Таскают»)
И картошки накопаем. («Копают»)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, ( Показывают круг руками)
Щавеля нарвем немножко («Рвут»)
И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Н.Нищева
-Ребята, дачник просил вам передать большое спасибо за помощь и подсказал искать помощи у Пугала Огородного.
Пугало это кто? Что он делает? А где в нашей группе Пугало? (на окне) Подходим к нему. Здороваемся.
Здравствуй, Пугало. Нам Дачник сказал, что ты можешь помочь.
Рядом висит конверт с заданием.
Игра «Квадриллион»
Пугало предлагает вам, ребята, посадить овощи по схеме. (схема прилагается). Посмотрите, здесь 4 игровых поля и 12 цветных деталей, которые нужно распределить, опираясь на схему. Детали нельзя размещать поверх белых и черных точек. Сначала размещайте более сложные и большие детали.
(Если дети затрудняются, помогаем в распределении деталей).
-Ребята какими овощами вы засадили грядки Пугала? Ответы детей. -Пугало осталось очень довольно своим новым огородом и за ваше трудолюбие дарит вам подсказку. То, что у вас получится и будет подсказкой и найдете ее под яблоней. Достаю конверт с разрезанной картинкой.
Дети собирают картинку.
-Что там изображено?
-Корзина.
Практическая часть.
-Что нам сказало Пугало? Где будет находиться корзина? (под яблоней). Значит, нам нужно найти яблоню. Идем к ней и находим корзину с тыковками и краски. Ребята! Наконец мы нашли этих сорванцов! Как вы думаете, они соскучились за своей мамой? Ответы детей - Я тоже думаю, что им грустно без мамы.
-Когда они с мамой встретятся какое настроение у них будет? Ответы детей.
Давайте нарисуем им хорошее настроение.
Дети рисуют забавные рожицы своим тыковкам.
-А вот и мама тыква! Она тоже рада, что ее дети нашлись. И она благодарит вас за помощь. Итог занятия.
-Ребята, скажите, вам понравилось наша игра? Почему? Что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего?
-Я рада, что вам понравилось играть.Вы справились со многими заданиями. И если у вас что-то не получалось, то мы обязательно еще с вами поиграем и научимся. Знаете, почему вы справились со многими заданиями? Потому что вы были внимательными и выполняли задания вместе, дружно, сообща. Так будем продолжать и дальше.
Приложение №6
Если дождь идёт с утра.
Спит за тучкой солнце. И осенняя пора
Нам стучит в оконце.
Сами солнышко зажжём. Слышишь непогода?! Мы с собою принесём Тыкву с огорода. Сядем мы поближе к ней, И приложим уши. Прибегайте к нам скорей, Лето в тыкве слушать! Алёна Бесс
Овощ это или фрукт – Я не знаю даже. Может, кто-то из ребят Мне ответ подскажет?
Ярко-жёлтый или рыжий?
Рассмотри его поближе,
Но не пробуй приподнять – Весит килограммов пять. Тыквы семечки вкусны, Она хранится до весны.
Эту тыкву мама ваша В пшённую добавит кашу.
Чтоб работалось нормально,
Был здоровый цвет лица, Ешьте тыкву регулярно, Ешьте тыкву без конца.
Запеченную и с кашей,
Лучше – с пшенною крупой, И тогда здоровье ваше Будет крепкою горой.
Никакие ураганы
Вас тогда не пошатнут, Ешьте тыкву регулярно, Будет в животе уют.
В ней клетчатки очень много,
В ней пектины, калий есть, Витаминов также много, Можно без опаски есть.
Словно щеточкой прочистит
Вам кишечник от всего, Что скопилось, стало лишним, И оздоровит его.
Также можно выпить соку,
И в стакан добавить мед, В нем намного больше проку Станет, силу мед дает.
Много микроэлементов
В меде, как и в тыкве есть, Если вам запомнить это, Будет пользы вам не счесть.
Сердце станет здоровее,
И склероз сойдет на нет,
Вы послушайте скорее Наш полезнейший совет.
Ангелина Моисеенко
Приложение №7
Картотека дидактических игр
Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными Морковь (какая) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая помидор (какой) — красный, сочный, аппетитный, круглый
Огурец (какой) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный Тыква (какая)- круглая, сладкая, оранжевая, толстокорая.
Цель: учить детей образованию множественного числа существительных: Огурец - огурцы, яблоко — яблоки, груша —. , слива —. , персик —. , банан — … и т. д.
«Послушай загадку – нарисуй отгадку» Растут на грядке зеленые ветки,
А на них красные детки. (помидоры)
Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Я. (свекла).
Летом в огороде — свежие, зеленые, А зимою в бочке — желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?. (Огурцы) Что копали из земли, Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (картофель)
Цель: Формирование умения преобразовывать существительные в прилагательные и согласовывать их с существительным в роде, числе, падеже.
Задачи:
Активизировать прилагательные в речи детей.
Формировать представление об обобщающих понятиях «Фрукты», «Овощи».
Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
Ход игры: Предложите ребенку подобрать к каждому стакану с соком (разных оттенков) подходящий кружок с ягодой, фруктом или овощем. « Найди и наложи на стакан нужный кружок с изображением ягоды, фрукта или овоща, назови ягоду/фрукт/овощ, далее назови, какой сок получился, какого он цвета, оттенка?» - «Например, сок из тыквы».
Далее образовываем прилагательное от слова «тыква», согласовывая его при этом со словом «сок». «Какой сок?» - «Тыквенный сок».
Зелёный, хрустящий, пупырчатый (огурец)
Красный, сочный, наливной (томат)
Рассыпчатая, жареная, ароматная (картошка)
Белокочанная, кудрявая, цветная (капуста)
Круглая, оранжевая, большая (тыква)
Острый, лечебный, зелёный (лук)
Цель: обогащать словарь детей прилагательными.
Ход: Воспитатель предлагает детям, глядя на рисунки, догадаться о каком растении говорит (овоще, фрукте). Далее дети сами загадывают загадки. Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец; большой, тяжелый – арбуз и т. д.
Приложение №8
Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов»
Основная область: социализация
Интеграция областей: коммуникация, познание.
Задачи:
1. Закреплять умение наиболее достоверно отображать в игре социальные взаимоотношения.
2. Закреплять представления детей о профессии продавца, о роли покупателя.
3. Развивать у детей желание сделать что-то приятное и полезное для другого человека.
4. Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель», «покупатель-покупатель».
5. Закреплять правила поведения в общественных местах, продолжать формировать представления об этических нормах.
6. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, развивать нравственные чувства (в понятиях «добро» и «зло») 7. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
8. Формировать желание у детей наблюдать за социальными ролями взрослых
9. Закреплять у детей умение считать до 5 и умение применять его в социальной действительности. Основная работа:
Воспитатель вовлекает детей в сюжетно-ролевую игру через создание проблемной ситуации, далее во время распределения ролей становится сам непосредственным участником игры и принимает на себя роль продавца с согласия остальных участников игры (5 человек), затем эта роль передается ребенку.
Ход игры:
Дети и воспитатель сидят на стульях в кругу.
Воспитатель: Ребята, представляете, я вчера была в овощном магазине со своей дочерью, попросила ее самостоятельно купить пару огурцов, пару помидор для салатика и рассчитаться. Она испугалась и растерялась. Это конечно, не беда, мы будем тренироваться. Но я сразу подумала, «а смогли бы ребята из моей группы самостоятельно купить что-нибудь и как часто они с мамами и папами ходят в магазин?» (Дети отвечают по-разному).
Воспитатель: У меня предложение, давайте поиграем в магазин, заодно и посмотрим, как и кто умеет совершать покупки. Но не в обычный, а в магазин овощей и фруктов. Это продуктовый или промтоварный магазин?
Дети: продуктовый.
Воспитатель: Верно. Можно я первая буду продавцом? Дети: Да
(Происходит распределение ролей. Возможно, что в процессе распределения дети выберут роли семейных или иных пар(папа-мама, мужжена, мама-дочка и др.).
(В группе стоит прилавок с эмблемой «Овощи и фрукты», на котором разложены фрукты, овощи, ягоды, развешаны ценники (ярлычки с кружечками), количество изображенных кружков соответствует стоимости товара, на прилавке стоят касса с лотком для монет и чеками, рядом стойка с пакетами, в которые складываются покупки, недалеко стоит подставка с листами цветной бумаги зеленого цвета и лоток с большими мячами (как варианты предметов-заместителей). Рядом с «магазином», создана предметно-развивающая среда для игры в «Дом»).
(Воспитатель надевает фартук и манжеты. Детям-покупателям раздаются кошельки с монетами. Продавец занимает место за прилавком, покупатели выстраиваются в очередь. В очереди происходит взаимодействие в ролевом диалоге «покупатель-покупатель»).
Воспитатель-продавец: В нашем магазине продаются только самые лучшие и свежие фрукты и овощи прямо из огорода (если зима, фразу пропускаем).
Добрый день, что вы хотели?
1 ребенок-покупатель: Здравствуйте, дайте мне пожалуйста помидор. Воспитатель-продавец: Хорошо, из всех овощей я больше всего люблю помидоры. Вам, наверное, на салатик?
1 ребенок-покупатель: Да
Воспитатель-продавец: Тогда нужно взять и лук к нему.
1 ребенок-покупатель: Давайте.
Воспитатель-продавец: Подскажите, сколько стоит, а то я ценник из-за прилавка не вижу.
1 ребенок-покупатель: 3 монетки помидор и 1 монетка лук. Воспитатель-продавец: Отлично, и того… 1 ребенок-покупатель: 4 монетки.
(Отдает деньги продавцу).
(Воспитатель-продавец забирает деньги, складывает помидор и лук в пакет, выбивает на кассе чек, кладет в пакет и чек, отдает покупателю). Воспитатель-продавец: спасибо за покупку, приходите к нам еще. (Предполагается, что ребенок-покупатель пойдет «Домой», где сможет выложить покупки и заново вернуться в магазин. Эта ситуация создает предпосылки для возникновения параллельной сюжетной линии – игры в «Дом»).
2 ребенок-покупатель: Здравствуйте!
Воспитатель-продавец: Добрый день!
(В игре, возможно, возникнет негативная ситуация, когда некоторые детипокупатели не захотят придерживаться очереди, будут толкать друг друга, пытаясь залезть вперед. Естественно, воспитатель должен направить игру в позитивное русло и сказать фразу о том, что очереди нужно придерживаться, друг друга нужно уважать и не мешать работе продавца, так как труд продавца очень тяжелый).
Воспитатель-продавец: Что вы хотели?
2 ребенок-покупатель: Мне нужны яблоко и груша.
Воспитатель-продавец: Без проблем! Это очень полезные фрукты, в которых много витаминов. Яблоко есть кисло-сладкое и сладкое. Вам какое?
2 ребенок-покупатель: Сладкое.
Воспитатель-продавец: Хорошо. Яблоко – три монеты, а груша – 2 монеты, и всего…
2 ребенок-покупатель: 5 монет.
(Воспитатель-продавец складывает покупки в пакет, 2 ребенок-покупатель протягивает 5 монет).
Воспитатель-продавец: Все верно, спасибо за покупку, приходите к нам еще. До свидания.
2 ребенок-покупатель: До свидания.
(Так как изначально дети знают, что это магазин овощей и фруктов, то просят они только их. Но так как обычно в магазинах овощей и фруктов продаются и ягоды, воспитатель, руководя игрой, сам предлагает детямпокупателям приобрести ягоды).
Воспитатель-продавец: Здравствуйте.
3 ребенок-покупатель: Здравствуйте.
Воспитатель-продавец: Что Вам подать?
3 ребенок-покупатель: Дайте мне морковь и банан.
Воспитатель-продавец: Значит Вам нужны и фрукты и овощи сразу?
3 ребенок-покупатель: Да.
Воспитатель-продавец: А почему бы Вам не купить еще и ягод. У нас подвезли свежую клубнику.
3 ребенок-покупатель: Да, пожалуйста.
(На бананах и ягоде нет ценников. Предполагается, что игра будет строиться таким образом, что 3 ребенок-покупатель спросит цену товар)а.
3 ребенок-покупатель: А сколько у Вас стоит банан и ягода? Воспитатель-продавец: Банан 3 монеты, ягода 1 монету, а стоимость моркови указана в ценнике.
3 ребенок-покупатель: 2 монеты.
Воспитатель-продавец: Итого шесть монет.
(Воспитатель-продавец может назвать шесть монет с опережающим обучением, дав ребенку возможность задуматься, но если ребенок не может посчитать, можно сказать 4 и 2 монеты. Воспитатель - продавец упаковывает покупку).
Воспитатель-продавец: Всего доброго, кушайте на здоровье.
3 ребенок-покупатель: Спасибо. До свидания.
(Этот диалог может натолкнуть ребенка на мысль вовлечь в игру еще одного играющего, либо на создание им параллельной сюжетной линии игры в «Дом».
Воспитатель предлагает поменяться ролями и отдает вести главную роль продавца ребенку, а сам подключается к играющим, принимая дополнительную роль покупателя, и становится в очередь. Если сюжет начинает «пробуксовывать», воспитатель использует косвенное руководство игрой и влияет на общение продавца и 4 покупателя). Воспитатель-покупатель (обращается к продавцу): Добрый день, не могли бы Вы обслужить нас быстрее, а то очередь длинная, а я опаздываю на работу.
Ребенок-продавец: Да, конечно. Что Вам?
(Если 4 покупатель молчит, воспитатель-покупатель как бы выводит его на беседу).
Воспитатель-покупатель: Женщина, посмотрите сколько всего вкусного и полезного и апельсины и яблоки и груши и огурчики с помидорчиками на салат, только попросите у продавца, он мигом Вас обслужит.
(4 ребенок-покупатель выражает свою просьбу.
Очень важно, чтобы дети умели вводить в игру предметы-заместители. Если этого не происходит, воспитатель, используя косвенное руководство или в прямом ролевом диалоге, способствует этому процессу).
Воспитатель-покупатель(обращается к другому покупателю): Вы знаете. Вчера я брала здесь такие вкусные арбузы и вам советую купить, не пожалеете. Такие круглые, а внутри красные, сочные, а косточки черныечерные, это значит спелые арбузы.
Ребенок–покупатель: Здравствуйте, дайте пожалуйста арбуз.
Ребенок-продавец может срезу сориентироваться и взять в качестве арбуза мяч, если этого не происходит, воспитатель ему помогает.
Воспитатель-покупатель: Вон, кажется, Вам в ящиках красивые арбузы подвезли (указывает на контейнер с мячами).
Ребенок-продавец: Да, конечно, сейчас подам.
(Производится расчет).
Воспитатель-покупатель (продавцу): Здравствуйте, дайте мне тоже один арбузик за 3 монеты, на салатик свежий огурец за 2 монеты и зеленый салат, его что-то на прилавке у Вас нет, но мне он очень нужен.
Ребенок-продавец (не смог сам найти предмет-заместитель): У нас нет салата.
Воспитатель-покупатель (указывая на стойку с зеленой цветной бумагой):
Как нет, а вон же он.
Ребенок-продавец: Сейчас подам. Стоит 1 монету. И всего 3 и 2 и 1 будет 5 монет.
Производится расчет, возможно при помощи воспитателя.
Воспитатель-покупатель (обращается к ребенку-покупателю): Мы с Вами из одного дома. Вы меня не узнали?
Ребенок-покупатель: Нет.
Воспитатель-покупатель: Жаль. Меня зовут Виктория. А Вас?
Ребенок-покупатель: Борис.
Воспитатель-покупатель: Очень приятно. Вы на машине?
(Ребенок-покупатель может сориентироваться, найдя предмет-заместитель, но если не сможет, воспитатель помогает ему, вовлекая тем самым его в новую сюжетную линию, это может быть игра «Дорога» или «Заправка» или др.)
Ребенок-покупатель: Нет.
Воспитатель-покупатель (составляет стулья в форме авто или складывает объемные мобили): А я на машине. Давайте я Вас довезу. Ребенок-покупатель: С удовольствием.
Приложение №9
Толстая барыня,
Барыня-боярыня.
В платье одета
Жёлтого цвета
На макушке колпачок,
Колпачок — набочок.
Надулась на грядке —
Отгадайте, ребятки…(тыква)
ИЗ КАКИХ КРАЕВ ПРИШЛА К НАМ ТЫКВА?
Листья у тыквы крупные, опушенные, стебель ветвящийся, стелющийся по земле, усиками тыква цепляется за любую опору.
Цветы у тыквы большие, ярко-желтые.
Плод – тыквина – бывает различной формы и окраски: круглые, вытянутые, плоские, ягоды от ярко-желтого до темно-зеленого и коричневого цветов.
Сверху плод тыквы защищен кожурой, состоящей примерно из того же материала, что и грецкий орех. Такая прочная кожура позволяет плоду сохраняться довольно длительное время.
Ученые проводили опыты, и в экспериментальных условиях крупные тыквины хранились без холодильника около трех лет.
Тыква высушенная кожура тыквы становится очень твердой.
Это свойство люди стали использовать очень давно.
Делали из кожуры тарелки, бутыли, ведра, шкатулки.
Народные умельцы вырезали из тыквенной кожуры различные узоры и украшали такими изделиями свое жилище.
Предполагается, что первый музыкальный инструмент люди сделали из тыквы. Сидя у костра, древние люди старались задобрить духов, устраивали ритуальные танцы, которые сопровождались ударами камня о камень или палкой о дерево.
Тогда и попробовали насыпать мелкие камешки в высушенную тыкву.
Этот «музыкальный инструмент» трясли, камешки в нем громко стучали, задавая определенный ритм.
В Индии тыквы использовали для ловли обезьян.
В пустой тыкве проделывали небольшое отверстие и насыпали туда различные лакомства для обезьян. Доверчивые зверьки спускались с деревьев, просовывали лапу в отверстие и набирали горсть вкусных семян.
Но… лапа с семенами в отверстие не проходила, а расставаться с ними обезьянки не желали.
Так и бегали на трех лапах, и поймать их было проще.
Но не только за твердую кожуру люди ценят тыкву.
ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА:
1. Тыкву можно употреблять в любом виде – сырой, вареной, печеной и замороженной.
2. Этот замечательный овощ – настоящая аптека, в которой содержатся лекарства от многих болезней.
3. Благодаря высокому содержанию каротина, тыква полезна и для зрения.
4. При отеках следует есть тыквенную кашу три раза в день.
5. Кожные поражения – ожоги, экзема, угри, прыщи и другие – лечат с помощью нанесенной на раны свежеприготовленной тыквенной кашицы
КАКИЕ ЖЕ БЛЮДА ГОТОВЯТ ИЗ ТЫКВЫ?
1. В мякоти этой ягоды содержится много полезных веществ: белки, сахара, витамин С, каротин.
2. Тыкву употребляют в пищу в вареном, жареном, печеном виде, готовят из нее кашу, пекут блины, делают салаты.
Вот сколько блюд можно приготовить из одного и того же овоща… (приложение)
Ответьте не вопросы
§ Как выглядит тыква?
§ Откуда родом тыква?
§ Какие полезные вещества содержатся в тыкве?
§ Какие блюда готовят из тыквы?
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Тыква на арбуз похожа, да вкусом с ним не схожа.
2. Голова без любви, что бесплодная тыква. Персидская поговорка.
3. Глупая голова — что сырая тыква. Узбекская поговорка.
4. И в хорошем огороде гнилые тыквы находят. Осетинская поговорка.
5. Когда в тыкве много семечек, в ней мало мякоти. Китайская пословица.
6. Когда наступает урожай тыкв, у плетня возникают трудности. Марокканская поговорка.
7. Пшено не в тыкве родится да с тыквой естся. Русская пословица.
8. Созревшая тыква от ботвы сама отпадает. Китайская поговорка.
9. Тронутая инеем тыква бывает слаще. Ингушская поговорка.
10. Тыква любит воду, арбуз — солнце. Китайская поговорка.
11. Тыква на арбуз похожа и росла себе лёжа. Советская поговорка.
12. Тыква на арбуз похожа, да вкусом с ним не схожа. Русская поговорка.
13. Тыква с плетня прикатилась ( везение ). Корейская поговорка.
14. Тыквенная бахча не принесёт арбуз. Креольская поговорка.
15. Чужая голова подобна тыкве (мысли другого человека отгадаешь не сразу, если вообще отгадаешь). Индийская поговорка.
ПРИМЕТЫ:
1. Если тыквы гниют — то это предвещает мор.
2. Обильный урожай тыквы — предвещает домашнее несчастье.
3. Бытует поверье, будто тыква имеет магическую силу защиты от колдовства.
4. Китайцы считают тыкву мощным талисманом, который вбирает всю злую энергию.
О ТЫКВЕ ДЕТЯМ 4-8 ЛЕТ
ЗАГАДКИ Лез Мартын через тын, |
СТИХИ О ТЫКВЕ Тыква наша растолстела, |
Сам перелез,
А голову на тыну оставил….(тыква)
Круглый домик без оконцев, Цветом он похож на солнце. А на ниточках внутри Семена живут, смотри!
На бахче он зреет, спеет, Бок оранжевый там греет…(тыква)
Величава и кругла, На бахче она жила. Сверху серая, смотри, Но оранжево внутри.
К похвалам она привыкла
Королева каши…(Тыква)
Она похожа на арбуз,
Другой совсем, однако, вкус,
Как и зеленый кабачок,
Подставит солнцу свой бочок,
Скорей торопится, растет,
И, как придет ее черёд,
Мы этой барыне с гряды, Крикнем «ура» на все лады…(тыква)
Для золушки карета, Для нас же всех еда.
Раскроем все секреты, Узнаем овощ навсегда. И рыжая такая, И вкусная, большая.
Все вместе ее назовем, И овощ снова с грядки сорвем…(тыква)
Очень вкусная она,
Рыжий цвет и так нежна,
Можно кашу делать даже, Не найти ее вновь краше. Пусть тяжелая, большая, Радуемся все ее срывая.
Есть на грядке, угадаем, Дружно хором называем…(тыква)
В сказке про Золушку тоже была, Ее там на бал она отвезла. Вкусную кашу мы сделаем с ней, Овощ готовить всегда веселей. Рыжая, большая, Лишь на грядке созревает.
В миг ее, конечно, мы узнаем, Сразу мы ее хором угадаем…(тыква) Раздуваются бока. К сентябрю позолотела Стала цвета медяка. Довженко Н.
Тыква-тыква подросла,
Тыкву мама принесла;
Папа-папа – воду грей!
Варим тыкву поскорей. Авдеенко К.
Наша тыква золотая, Как конфетка во рту тает.
Если тыкву испечем,
И притрусим сахарком Так и тянет ее съесть, Этот наш деликатес.
Ну а тыквенные кашки,
Что глотают детки наши Словно целый год не ели, Что за прелесть, в самом деле. Тыкву похвалить не грех За такой большой успех.
Тыква выросла на грядке - Не поднимете, ребятки! Если ягода она,
То, наверно, для слона! Маскаева Р.
К тыкве мы давно привыкли. Витаминам витамин – Овощ он такой один.
Если овощем назвать Можно тыкву, так сказать. Впрочем, людям все равно, Как ее там звать должно. Главное такой один В мире тыква – витамин.
Желтая как солнце тыква, Как арбуз больших размеров. Но мы к ней давно привыкли И в ее полезность верим. Замечательные каши
Нам готовят мамы наши И пекут нам пироги, Что вкуснее всех других.
Надо маму, папу слушать
И побольше тыквы кушать.
Как волшебницу из сказки Дети нашу тыкву знают.
Ну а всякие там кашки
Они просто обожают.
И уже давно привыкли
Кушать пирожки из тыквы,
Где вещей полезных – полк:
Мамы в тыквах знают толк.
Запеканка из тыквы
Каша из тыквы
Приложение №11
Фотоотчёт о проделанной работе проекта «Чудо - тыква»
О ходе выполнения проектной деятельности по теме «Чудо - тыква»
воспитателя МБДОУ Д/с №23
Штомпель Виктории Александровны.
В ходе реализации проекта « Чудо-тыква» в трудовые и воспитательные процессы были вовлечены родители дошкольников подготовительной группы – что дало толчок развитию познавательноисследовательского интереса у детей. Отмечено расширение кругозора воспитанников в сферах трудового и экологического воспитания, а также сформированность положительного и уважительного отношения к природе и труду взрослых на огороде.
Проект имел форму коллективной деятельности воспитанников подготовительной группы с участием их родителей, что привело к сплочению воспитателей, детей и их родителей .
В результате реализации проекта повысился уровень познавательной и речевой активности детей. Дети узнали, что необходимо для выращивания тыквы: прорастить семена, посадить их в землю, после чего появятся росточки, затем цветочки и уж потом – вырастит тыква. Но необходим огромный уход: рыхление земли, постоянный полив.
В процессе исследовательской деятельности дети получали конкретные познавательные навыки: учились наблюдать, планировать работу, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивать познавательные способности.
В процессе работы у детей развивалась речь, они составляли описательный рассказ. С большим удовольствием дети воплощали знания о тыкве в своих рисунках и лепке, тем самым, развивали свои творческие способности, мелкую моторику рук.
Также хочется отметить высокую активность родителей, которые принимали активное участие в реализации проекта: они помогали как в огороде, так и в изготовлении поделок из тыквы. Заключительным этапом стало проведение мероприятия – квест-игры и показ сказки для детей среднего возраста по тематике проекта.
Приложение 13
Итог проектной деятельности:
В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, что семена тыквы бывают разные по цвету, по форме и размеру; а также какие условия необходимы для посадки, роста и развития овощей. По мере своих сил и возможностей воспитанники участвовали в уходе за семенами, радовались первым всходам, наблюдали как растет рассада, посаженные ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда. Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Чудо - тыква», дети научились уважать и свой труд, и труд взрослых, беречь овощи, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, стихов, дидактических экологических и сюжетно-ролевых игр об овощных культурах. В результате исследования и проведения опытов мы узнали, что тыквы бывают разных размеров, что внутри её есть волокна и семечки, познакомились со свойствами тыквы, узнали, что тыква богата витаминами, что из неё делают масло, лекарство, посуду, музыкальные инструменты и домики для птиц. Воспитанники убедились, что тыква – это необычно вкусный и полезный продукт. Регулярное употребление блюд из тыквы защитит нас от разных болезней и даже вернёт здоровье. Из неё можно приготовить полноценный обед – от первого блюда до вкусного сока. Её и варят, и жарят, и тушат, и запекают.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Заключение.
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод: что мой проект подтвердил, о необходимости и в дальнейшем способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата. Такой проект помогает воспитанникам связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской и трудовой деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Вышеперечисленная работа сподвигла нас инсценировать сказку о пользе тыквы и показать её детям других групп.
В итоге можно сказать, что я очень довольна результатами проекта. И в будущем в своей работе для достижения намеченных целей буду чаще использовать проектно-исследовательскую деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.