Проект "Праздники народов Дагестана"
Оценка 4.7

Проект "Праздники народов Дагестана"

Оценка 4.7
docx
19.04.2021
Проект "Праздники народов Дагестана"
праздники народов дагестана.docx

http://flnka.ru/uploads/posts/2013-09/1379327774_wm_58_20110916_96.jpghttp://ic.pics.livejournal.com/islam_dag_mir/60544360/184949/184949_1000.jpghttp://www.odnoselchane.ru/images/photogallery/3500_20120907_43.jpghttp://www.rgvktv.ru/media/k2/items/cache/57581f106b84c6174e7c7c7b1455e99c_Generic.jpghttp://www.riadagestan.ru/upload/iblock/4f9/4f91a621acfab8b46a233ffbcc6ff424.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpgНадпись:                      3 февраля - Игби (обряд поклонения солнцу) 
Этот обряд исполняется 3 февраля каждого года в с Шаитли Цунтинского района Республики Дагестан и посвящается проводам зимы. На праздник «Игби» собираются Китури, жители сел Шаитли, Гениятли. С гор спускаются «звери» - участники театрализованного действа в масках волка, медведя, лисы. Они направляются к годекану, где уже собирается народ. Сооружается трибуна изо льда и снега с надписью «Игби».Ряженые подходят к людям, «разговаривают» с ними мимикой, жестами, приглашают танцевать. Отказавших в танце женщин могут «похитить», вытолкнуть в центр круга, иногда задевая непристойной шуткой. 
   Как правило, 3 февраля на горном склоне Хора (гора) появлялось впервые за зиму солнце, что означало переход от зимних морозов и холодов к весеннему теплу. 
    «БоцIи» (волки), забрав двух мужчин, отправлялись в село собирать хлебную дань, т.е. испеченные «иги» - обрядовые оладьи. Сопровождающая их детвора пела: 
«Приготовьте иги, приготовьте! 
Мы зайдём к вам, приготовьте! 
Если же вы поленились, 
В ледяную воду окунем гедби!» 
«Иги» надевались на длинные шесты, и с такими унизан¬ными шестами мужчины возвращались на годекан. Потом со склонов горы спускались «лесные люди», разо¬детые в лохмотья и тряпье: «нищие», «скелет», «шайтан», милиционер, врач, больные, воры - и устраива¬лось театрализованное представление, которое сопровож¬далось всеобщим весельем. В конце обряда появлялся «Квидили» - существо, с лоша¬диным черепом, огромной пастью с медными зубами и оде¬тое в вывернутый наизнанку тулуп. При этом пасть чудища с громким клацанием раскрывалась и захлопывалась. 
«Квидили» подходил к трибуне и поздравлял всех с празд¬ником, желал счастья, благополучия семьям в наступающем году, хорошего приплода скота, богатого урожая, мира. 
            Потом «Квидили» окружали «боцIи» (волки), вели его к мо-сту, где их поджидал аксакал с мечом в руке. Уложив «Кви¬дили» в снег, он этим мечом «отрубал» ему голову. Снег ок¬роплялся красной бутафорской кровью. Потом тело «Квиди¬ли» клали на носилки, несли в село, укладывали в сарай и забывали там до следующего праздника

https://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpghttp://www.odnoselchane.ru/images/photogallery/1322_20110721_12.jpghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/%D0%96%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0_%D0%A8%D0%B0%D0%B8%D1%82%D0%BB%D1%8C.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpgНадпись: 25 марта – Праздник первой борозды в Дагестане
   В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать – старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме. Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта, в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. Заранее выделяется главное действующее лицо – пахарь, как правило, уважаемый джамаатом человек. Пахаря одевают в старый тулуп, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. На пути к полям его поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. Пахота начинается с утра, впереди пахаря идет его жена, раздавая всем жареное зерно.
 За месяц до ритуала назначался   пахарь («кузал»). Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно – с густыми волосами. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований  входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак.   Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. Однако самый главный забег - между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз - выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.
Все обрядовые действия направлены на усиление продуцирующих способностей природы и человека. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

https://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpghttp://img.5-tv.ru/shared/files/201404/1_320590.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpgНадпись: 30 апреля – 1 мая (начало мая) - Праздник воды  
Дата Праздника воды в Дагестане отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта. Согласно древнему поверью, если умыться на сороковой день весны водой из родника, то станешь красавицей. На рассвете праздничного дня статные молодые дагестанки, покрытые белыми, вышитыми золотом платками-шалями (казы), выходят из аула и идут за водой к далёкому источнику. Их сопровождают зрители. За спиной девушек поблескивает мучал - высокий медный сосуд. На груди он уравновешен куткой - медным кувшином размером чуть поменьше. Мучал вмещает в себя 10 литров воды, а кутка – четыре. Набрав воды и поводив хороводы у родника, девушки возвращаются домой коротким путём – ведь каждая несёт по 14 литров воды. И опять начинаются танцы. В этот день принято выбирать невест. И неудивительно: девушки только что продемонстрировали свои способности и к веселью, и к труду. «Девушки, взявшись за руки, заводят хоровод, и вскоре кто-то из парней оказывается внутри круга. Лихо отплясав лезгинку, он приближается к одной из танцующих и легонько ударяет ее по плечу деревянной палочкой. Помедлив, избранница тоже шагает в круг и, заломив над головой руку с платочком, отдается танцу, а парень, с молниеносной быстротой перебирая ногами, кружит вокруг партнерши. Это ничто иное, как древнейший обряд выбора невесты! Этот   танец — как бы неофициальная помолвка: непохоже, чтоб гордые кубачинцы рискнули получить отказ и осрамиться на виду у всех. Впрочем, случается и такое — бросает девушка палочку на землю и не идет в круг. Понятна и ружейная канонада, весь день сопровождающая праздник: это отголосок древнейшего языческого обычая — отгонять злых духов щелканьем бича при важных для жизни рода событиях».

https://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=201bb43255c53f9b0d36bc0dbb60dbb7-l&n=13https://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpgНадпись: 25 мая (вторая половина мая) – Цуьквер сувар (Праздник цветов  )
  Этот праздник был известен до последнего времени только у ахтынских лезгин как Праздник цветов. Поводом для его проведения был в одном случае сбор цветов, в другом – сбор съедобных трав. Проводился он во второй половине мая, когда расцветали в горах цветы, лепестки которых солили. Роль распорядителей торжества выполняли жители села, в котором оно проводилось. Проводились соревнования в скачках лошадей, в метании камней, борьбе. Молодежь соревновалась в пении куплетов частушечного характера: юноши и девушки то хвалили друг друга, то шутливо ругали.
  кaк прaвило, прaздник открывaeт цуьквeр хaнум-королeвaцвeтов -крaсивaя дeвушкa  одeтaя кaк нeвeстa, с вeнком нa головe и в яркой цвeтaстой шaли. Рaнним утром eщё до восходa солнцa, онa приглaшaeт всeхучaстников прaздникa идти в горы, чтобы нa  aльпийском лугу встрeтить зaрю.Это очeнь крaсивоe шeствиe:путь освeщaют фaкeльщики, звучaт музыкa и пeсни,шуткии смeх.  Зaтeм  шли  нa  сeльскую  площaдь  - мaйдaн , гдe вeсeльe продолжалось допозднa»  

https://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0909973e7bc6be5d1c6eefdab41aedc4-l&n=13http://s019.radikal.ru/i638/1205/6a/4d7322f88053.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpgНадпись:                    10 – 25 июня – День черешни  
Праздником в начале лета для лезгин и табасаранцев был День черешни. Он проводился с 10 по 25 июня, когда ягода созревала. В селения, где проводились праздничные мероприятия, спускались жители горных селений, где черешня не росла. Продолжалось празднество несколько дней. Приехавшие гости размещались в садах. Каждое приехавшее семейство покупало урожай 1-2 деревьев. Утром торжество открывалось «шествием по садам». Для этого собравшиеся избирали из своей среды самых красивых девушек, в руках у которых были корзины для черешни. За ними шла процессия, состоявшая из молодежи. Они обходили все сады. Затем начинались танцы, песни, развлечения. Девушки срывали черешню, пели песни, им отвечали песнями юноши.

https://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpghttp://ic.pics.livejournal.com/listik777/8744689/56291/56291_original.jpghttp://uzhgorod.in/var/plain_site/storage/images/novosti/2012/aprel/zavtra_na_zakarpat_e_budet_festivalit_chereshnya/242862-1-rus-RU/zavtra_na_zakarpat_e_budet_festivalit_chereshnya_preview_medium.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpgНадпись: Праздник весны — 22 марта
У всех дагестанских народов есть праздник весны. У одних народов он называется «новруз» — «новый день», «ночь весны», «праздник солнца»  у других — «Алый праздник», «Красный день». Этот праздник обязательно сопровождался зажиганием всевозможных огней: костры разжигали в горах, на крышах домов, во дворах. Чаше всего в каждом селе  обычно раскладывали один большой костёр: по возможности его разводили на холме костры устраивались коллективно. За несколько дней до праздника дети ходили по домам , собирая топливо для костра, в чём им никто не отказывал. Мальчишки скатывали с гор горящие обручи. Считалось, что, перепрыгнув в первый день весны через костер, больной освободится от всех недугов, а у здорового осуществятся все желания. Если костры разжигали на крышах, то тут же устраивали веселые танцы, бросали в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра».
В первый вечер праздника  готовилась ритуальная каша, а в остальные две ночи принято было готовить пельмени с яичной начинкой.
В некоторых селах юноши в этот день выкапывали с корнем молодое деревце, украшали его зеленью и лентами, а на верхней ветке укрепляли чучело удода. С этим деревом ходили по дворам, пели песни, поздравляли людей с наступлением весны.
Особенно радовались этому дню дети, они устраивали веселые игры.

https://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/z/old-paper-parchment-design-3360262.jpg


 

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"

Проект "Праздники народов Дагестана"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2021