Проект профильного экологического лагеря «АЗБУКА ПРИРОДЫ»
Оценка 4.9

Проект профильного экологического лагеря «АЗБУКА ПРИРОДЫ»

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл—7 кл
10.04.2020
Проект профильного экологического лагеря «АЗБУКА  ПРИРОДЫ»
Лагерь с экологической направленностью, как одна из форм оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяют в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое воспитание и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере, детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире.
Экологический лагерь.docx

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  ЛАГЕРЬ «АЗБУКА  ПРИРОДЫ»

 

Пояснительная записка.

Лето – самое яркое по эмоциональной окраске время года. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.

Лето – всегда заряд новой энергией, настроением, приобретением новых сил; это продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время для ребят интересным и незабываемым.

Лагерь с экологической направленностью, как одна из форм оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяют в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое воспитание и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере, детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионных занятий, с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по окружающему миру, биологии, экологии, ознакомление с природой родного края и проведение элементарных экологических полевых исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической и спортивной направленности.

Прямое общение с природой с раннего детства помогает нам увидеть мир во всем его многообразии, стать человечнее, научиться уважать и ценить то, что нас окружает. Общение детей с природой воспитывает в них бережное, доброе отношение ко всему живому, будь то растения, птицы или животные. Природа - мудрый учитель и наша задача сохранить и приумножить, что создано, и не нарушить ее естественного происхождения.

При создании профильного экологического лагеря учитывались следующие положения:

-       соответствие возрастным особенностям;

-       обеспечение всестороннего развития через организацию разнообразной активной деятельности всех детей;

-       гармоничное сочетание развития личностных возможностей с формированием общественных интересов;

-       единство и взаимосвязь всех направлений работы – целостная система воздействий на учащихся.

Актуальность

Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу молодежи (ведь находясь на природе, мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе, причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения и активной гражданской позиции в целом.

Цель программы: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания, формирование у детей экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.

Задачи:

воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения;

воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;

приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;

развивать творческие способности;

обогащение духовной культуры, приобщение к прекрасному;

выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;

организация активного отдыха и оздоровления детей;

формирование лидерских качеств;

приобретение навыков работы в команде;

развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Место проведения. По форме экологический лагерь «Азбука природы» может быть стационарным, организованным на базе какого либо районного учреждения образования или передвижной палаточный.

Участники – учащиеся учреждений образования г. Минска, лидеры долгосрочного образовательного проекта «Прырода маей краiны».

Количество участников – 32 человека (в том числе 4 педагога).

Основной состав лагеря - это учащиеся в возрасте 12-15 лет.

Финансирование лагеря осуществляется из фонда социального страхования, бюджетного финансирования с привлечением родительского взноса.

Кадровое обеспечение

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В соответствии с моделью смены предлагается следующая структура управления: руководитель лагеря, педагоги-воспитатели, пять выбранных лидеров-активистов из группы учащихся. Распределение обязанностей между лидерами:

1.        отвечает за выпуск стенгазеты (например, «Лагерь – это маленькая жизнь»);

2.        контролирует исследовательскую деятельность учащихся и ее продвижение, информирует работников пресс-службы о результатах исследований;

3.        отвечает за организацию трудовых экологических десантов, социально значимых дел;

4.        отвечает за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга;

5.        готовит физкультурно-оздоровительные мероприятия, графики спортивных турниров, проводит зарядки, разминки, следит за выполнением санитарных и гигиенических норм.

Важнейшие вопросы решает общий сбор.

Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает:

 – подбор кадров;

 – комплектование состава участников лагеря, разработку документации.

II. Организационный этап включает:

 – знакомство;

 – выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

 – сплочение детей;

 – формирование правил и условий совместной работы;

 – подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Участники лагеря:

 – познают, отдыхают, трудятся;

 – делают открытия в себе, в окружающем мире;

 – помогают в проведении мероприятий;

 – учатся преодолевать трудные жизненные ситуации;

 – развивают способность доверять себе и другим;

 – укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют стенгазету, выставку рисунков, поделок из природного материала.

IV. Заключительный этап.

Анализ результатов.

 

Формы работы в экологическом лагере «Азбука природы»

Формы занятий: групповая, малыми группами, индивидуальная.

Сопутствующие педагогические технологии: коммуникативная, групповая, творчество, активность, действие и др.

Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.

Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

Методы реализации воспитательных задач, имеющие особое значение в рамках экологического лагеря.

Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.

Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.

Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.

Достоинства этого метода:

-          снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;

-          участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;

-          эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.

Также в работе с учащимися используются следующие формы и методы работы по программе:

-          тематические программы;

-          познавательные игры и викторины;

-          спортивные игры и соревнования;

-          психологические игры;

-          игровые тестирования, опросы, анкетирование;

-          беседы, полевой практикум, обсуждение достигнутых результатов;

-          занятия на природе;

-          изготовление поделок из природного материала, выпуск стенгазеты;

-          творческие вечерние программы, акции;

 

Специфика программы, сроки ее реализации

Программа экологического лагеря состоит из трех блоков:

экологический;

оздоровительный;

культурно-досуговый.

По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в лагере круглосуточного пребывания и рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 9 дней.

Мероприятия проводятся в лесу, на спортивных площадках школы, на местности в окрестностях г.п. Бегомль, на территории ООПТ (Березинский биосферный заповедник) и др. (см. в календарном плане мероприятий).

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Данный блок способствует решению следующих образовательных и воспитательных задач:

формирование экологических знаний через интерактивные методы обучения;

формирование позитивного отношения к природе через эмоционально-чувственное восприятие;

формирование у школьников знаний и умений исследовательского характера;

развитие познавательной и творческой активности учащихся;

развитие способностей разумного природопользования, формирование чувства бережного отношения к природе.

 

Учебно-тематический план работы (экологический блок)

Название тем

Количество часов по формам занятий

Всего

часов

Теоретические

Практические

1.

Правила поведения в природе

2

1

1

2.

Среда обитания. Знакомство с с окрестными экосистемами.

10

2

8

3.

«Зеленая аптека»

3

1

2

4.

Природа и фантазия

3

-

3

5.

Животные нашего леса

7

1

6

6.

«Жыватворныя крынiцы»

4

1

3

7.

Твой след на планете

4

1

3

8.

Беларусь заповедная. Березинский биосферный заповедник. Дендрологический сад

7

 

7

ИТОГО:

40

7

33

 

Содержание программы экологического блока.

1.                 Правила поведения в природе. Ознакомление с правилами поведения в лесу, у водоёма. Изготовление памяток, листовок экологического содержания (2часа).

2.                 Среда обитания. Знакомство с окрестными экосистемами. Посещение леса, луга, озера .

         Лес и его обитатели. Лес – природное сообщество, разнообразие живых организмов. Ярусность. Значение леса в природе, охрана. Посещение леса. Беседа. Экскурсия в лес. Проведение интерактивных игр: «Окна Земли», «Познакомимся с деревом». Игра «Лесная академия» (3 часа).

         Экологическая акция «Новая жизнь лесной полянки». Уборка территории леса от бытового мусора (2 часа).

Луг, его обитатели, растения, значение луга в экосистеме. Интерактивная игра-путешествие «Там, на неведомых дорожках» (2 часа).

Водоемы Беларуси. Беседы об экосистеме озера, ее обитателях, значении водоёмов в природе. Экскурсия на озеро (3 часа).

3.                 «Зеленая аптека». Беседа о лекарственных растениях. Определение лекарственных растений с помощью определителя. Практикум: «Как правильно заготавливать и хранить лекарственные растения». Сбор растительного материала для составления фиточая (3 часа).

4.                 Природа и фантазия. Урок творчества Изготовление флористических открыток, коллажей, объемных работ «Лесная скульптура» из природного материала. Оформление выставки (3 часа).

5.                 Животные нашего леса. Беседа о животных нашего леса. Интерактивные игры: «Что я за животное?», «Цвета», «Звуки» (3 часа).

         Орнитологический практикум «Птицы нашего края» с участием орнитолога из ОО «Ахова птушак бацькаўшчыны». Работа с определителем птиц. Наблюдение за поведением, способом добычи корма. Определение птиц .по голосам (4 часа).

6.                 «Жыватворныя крынiцы». Беседа «Вода в нашей жизни». Исследовательская работа «Экологический аудит» природного родника». Определение качества воды в роднике.  Экологическая акция по уборке территории родника от мусора (4 часа).

7.                 Твой след на планете. Беседа об охране окружающей среды. Рекреация и охрана окружающей среды. Исследование «Влияние рекреации на видовое разнообразие флоры и энтомофауны прибрежной территории водоема» (4часа).

8.                 Беларусь заповедная. Посещение Березинского биосферного заповедника. Беседа о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Беларуси. Интерактивное занятие «На тропе открытий» (2часа).

         Экскурсия по большой экологической тропе и вольеры заповедника. Проводятся с участием ученых и сотрудников заповедника (3часа).

         Экскурсия Дендрологический сад Глубокского лесничества(2 часа).

 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Основополагающими идеями в работе с детьми в лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ безопасного поведения в дикой природе с использованием реабилитационных, здоровьесберегающих методик. Поэтому в программу включены следующие мероприятия:

.            утренняя гимнастика;

.            отдых на свежем воздухе, купание в водоеме;

.            организация пешеходных экскурсий;

.            организация здорового питания детей;

.            эстафеты;

.            весёлые старты;

.            подвижные экологические игры.

 

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ БЛОК

Цель: формирование личностных качеств, социальная адаптация детей и подростков, обучение навыкам общения, отдых.

Мероприятия в рамках программы:

.                     вечер знакомств «Давайте знакомиться!»;

.                     конкурсная программа «О вкусах и моде»;

.                     конкурс караоке «Семь нот»;

.                     музыкально-развлекательная программа «Шире круг»;

.                     день истории края (выездная экскурсия, посещение краеведческого музея и т.п.);

.                     творческий вечер «Планета талантов»;

.                     праздник «Купалье»;

.                     вечер песни у костра «Дым костра создает уют…»;

.                     прощальный вечер у костра, подведение итогов «Как здорово, что все мы здесь…».

 

Календарный план

мероприятий экологического лагеря

Дата

Название мероприятия

Форма проведения

01.07

«Здравствуй, лагерь!».

Инструктаж по безопасному поведению, правилам поведения в природе.

Заезд. Размещение. Экскурсия по территории лагеря.

«Давайте знакомиться!»

Вечер знакомств.

02.07

Лес и его обитатели.

«Окна Земли», «Познакомимся с деревом», «Лесная академия».

Экскурсия. Интерактивные игры.

 

 

Новая жизнь лесной полянки

Экологическая акция

Веселые старты.

Конкурсно-игровая программа.

«О вкусах и моде».

Конкурсная программа.

03.07

Луг, его обитатели

«Там на неведомых тропинках…»

Экскурсия. Игра-путешествие.

«Игра зовет!»

 

 

Отдых, купание в водоеме.

Спортивно-оздоровительная программа.

«Шире круг».

Музыкально-развлекательная программа.

04.07

«День истории края». Посещение дендросада, краеведческого музея.

Выездная экскурсия.

 

«Семь нот».

Конкурс караоке.

05.07

Животные леса.

 

«Крылатый дозор».

Экскурсия. Викторина.

Орнитологический практикум.

«Что я за животное?», «Цвета», «Звуки».

Отдых, купание в водоеме.

Подвижные игры.

 

«Планета талантов».

Творческий вечер.

06.07

Беларусь заповедная.

Выездная экскурсия, интерактивные занятия на экологической тропе.

«Купалье».

 

Праздник.

07.07

«Жыватворныя крынiцы».

«Экологический аудит» природного родника».

Исследовательская работа. Экологическая акция.

Природа и фантазия.

Творческая мастерская.

«Дым костра создает уют…»

Вечер песни у костра.

08.07

Твой след на планете. «Влияние рекреации на видовое разнообразие флоры и энтомофауны прибрежной территории водоема».

«Чистый мир».

Отдых, купание в водоеме

Беседа.

Исследование.

 

 

 

 

Экологическая акция.

«В поисках клада».

Игровая программа.

«Как здорово, что все мы здесь…»

 

Прощальный вечер у костра. Подведение итогов.

09.07

Зеленая аптека.

 

Беседа. Практическое занятие.

«До свидания, лагерь!»

Сладкий стол.

Отъезд.

 

Распорядок дня экологического лагеря

8.30-9.00

Подъем, утренняя зарядка

9.00-9.30

Завтрак

9.30 – 14.00

Мероприятия по проекту, отдых, полдник

14.00 – 14.30

Обед

14.30 - 16.00

Личное время, занятия по интересам

16.00 – 19.00

Спортивно-оздоровительные мероприятия

19.00 – 19.30

Ужин

19.30 - 21.00

Подготовка к мероприятиям

21.00 – 21.15

2-й ужин

21.15 – 22.30

Культурная программа

22.30 – 23.00

Подготовка ко сну, отбой

 

Желток Тамара Петровна,

методист отдела экологии и охраны природы МГТЭЦДиМ


 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ «АЗБУКА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ «АЗБУКА

И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять

И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять

В соответствии с моделью смены предлагается следующая структура управления: руководитель лагеря, педагоги-воспитатели, пять выбранных лидеров-активистов из группы учащихся

В соответствии с моделью смены предлагается следующая структура управления: руководитель лагеря, педагоги-воспитатели, пять выбранных лидеров-активистов из группы учащихся

Формы работы в экологическом лагере «Азбука природы»

Формы работы в экологическом лагере «Азбука природы»

Также в работе с учащимися используются следующие формы и методы работы по программе: - тематические программы; - познавательные игры и викторины; - спортивные игры и…

Также в работе с учащимися используются следующие формы и методы работы по программе: - тематические программы; - познавательные игры и викторины; - спортивные игры и…

Учебно-тематический план работы (экологический блок) №

Учебно-тематический план работы (экологический блок) №

Животные нашего леса. Беседа о животных нашего леса

Животные нашего леса. Беседа о животных нашего леса

Планета талантов»; . праздник «Купалье»;

Планета талантов»; . праздник «Купалье»;

Планета талантов»; . праздник «Купалье»;

Планета талантов»; . праздник «Купалье»;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020