ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ «АЗБУКА ПРИРОДЫ»
Пояснительная записка.
Лето – самое яркое по эмоциональной окраске время года. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.
Лето – всегда заряд новой энергией, настроением, приобретением новых сил; это продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время для ребят интересным и незабываемым.
Лагерь с экологической направленностью, как одна из форм оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяют в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое воспитание и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере, детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионных занятий, с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по окружающему миру, биологии, экологии, ознакомление с природой родного края и проведение элементарных экологических полевых исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической и спортивной направленности.
Прямое общение с природой с раннего детства помогает нам увидеть мир во всем его многообразии, стать человечнее, научиться уважать и ценить то, что нас окружает. Общение детей с природой воспитывает в них бережное, доброе отношение ко всему живому, будь то растения, птицы или животные. Природа - мудрый учитель и наша задача сохранить и приумножить, что создано, и не нарушить ее естественного происхождения.
При создании профильного экологического лагеря учитывались следующие положения:
- соответствие возрастным особенностям;
- обеспечение всестороннего развития через организацию разнообразной активной деятельности всех детей;
- гармоничное сочетание развития личностных возможностей с формированием общественных интересов;
- единство и взаимосвязь всех направлений работы – целостная система воздействий на учащихся.
Актуальность
Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу молодежи (ведь находясь на природе, мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе, причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.
Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения и активной гражданской позиции в целом.
Цель программы: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания, формирование у детей экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.
Задачи:
воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения;
воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
развивать творческие способности;
обогащение духовной культуры, приобщение к прекрасному;
выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
организация активного отдыха и оздоровления детей;
формирование лидерских качеств;
приобретение навыков работы в команде;
развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Место проведения. По форме экологический лагерь «Азбука природы» может быть стационарным, организованным на базе какого либо районного учреждения образования или передвижной палаточный.
Участники – учащиеся учреждений образования г. Минска, лидеры долгосрочного образовательного проекта «Прырода маей краiны».
Количество участников – 32 человека (в том числе 4 педагога).
Основной состав лагеря - это учащиеся в возрасте 12-15 лет.
Финансирование лагеря осуществляется из фонда социального страхования, бюджетного финансирования с привлечением родительского взноса.
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В соответствии с моделью смены предлагается следующая структура управления: руководитель лагеря, педагоги-воспитатели, пять выбранных лидеров-активистов из группы учащихся. Распределение обязанностей между лидерами:
1. отвечает за выпуск стенгазеты (например, «Лагерь – это маленькая жизнь»);
2. контролирует исследовательскую деятельность учащихся и ее продвижение, информирует работников пресс-службы о результатах исследований;
3. отвечает за организацию трудовых экологических десантов, социально значимых дел;
4. отвечает за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга;
5. готовит физкультурно-оздоровительные мероприятия, графики спортивных турниров, проводит зарядки, разминки, следит за выполнением санитарных и гигиенических норм.
Важнейшие вопросы решает общий сбор.
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
– подбор кадров;
– комплектование состава участников лагеря, разработку документации.
II. Организационный этап включает:
– знакомство;
– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
– сплочение детей;
– формирование правил и условий совместной работы;
– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Участники лагеря:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
– помогают в проведении мероприятий;
– учатся преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют стенгазету, выставку рисунков, поделок из природного материала.
IV. Заключительный этап.
Анализ результатов.
Формы работы в экологическом лагере «Азбука природы»
Формы занятий: групповая, малыми группами, индивидуальная.
Сопутствующие педагогические технологии: коммуникативная, групповая, творчество, активность, действие и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Методы реализации воспитательных задач, имеющие особое значение в рамках экологического лагеря.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Достоинства этого метода:
- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Также в работе с учащимися используются следующие формы и методы работы по программе:
- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, полевой практикум, обсуждение достигнутых результатов;
- занятия на природе;
- изготовление поделок из природного материала, выпуск стенгазеты;
- творческие вечерние программы, акции;
Специфика программы, сроки ее реализации
Программа экологического лагеря состоит из трех блоков:
экологический;
оздоровительный;
культурно-досуговый.
По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в лагере круглосуточного пребывания и рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 9 дней.
Мероприятия проводятся в лесу, на спортивных площадках школы, на местности в окрестностях г.п. Бегомль, на территории ООПТ (Березинский биосферный заповедник) и др. (см. в календарном плане мероприятий).
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Данный блок способствует решению следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование экологических знаний через интерактивные методы обучения;
формирование позитивного отношения к природе через эмоционально-чувственное восприятие;
формирование у школьников знаний и умений исследовательского характера;
развитие познавательной и творческой активности учащихся;
развитие способностей разумного природопользования, формирование чувства бережного отношения к природе.
Учебно-тематический план работы (экологический блок)
№ |
Название тем |
Количество часов по формам занятий |
||
Всего часов |
Теоретические |
Практические |
||
1. |
Правила поведения в природе |
2 |
1 |
1 |
2. |
Среда обитания. Знакомство с с окрестными экосистемами. |
10 |
2 |
8 |
3. |
«Зеленая аптека» |
3 |
1 |
2 |
4. |
Природа и фантазия |
3 |
- |
3 |
5. |
Животные нашего леса |
7 |
1 |
6 |
6. |
«Жыватворныя крынiцы» |
4 |
1 |
3 |
7. |
Твой след на планете |
4 |
1 |
3 |
8. |
Беларусь заповедная. Березинский биосферный заповедник. Дендрологический сад |
7 |
|
7 |
ИТОГО: |
40 |
7 |
33 |
Содержание программы экологического блока.
1. Правила поведения в природе. Ознакомление с правилами поведения в лесу, у водоёма. Изготовление памяток, листовок экологического содержания (2часа).
2. Среда обитания. Знакомство с окрестными экосистемами. Посещение леса, луга, озера .
Лес и его обитатели. Лес – природное сообщество, разнообразие живых организмов. Ярусность. Значение леса в природе, охрана. Посещение леса. Беседа. Экскурсия в лес. Проведение интерактивных игр: «Окна Земли», «Познакомимся с деревом». Игра «Лесная академия» (3 часа).
Экологическая акция «Новая жизнь лесной полянки». Уборка территории леса от бытового мусора (2 часа).
Луг, его обитатели, растения, значение луга в экосистеме. Интерактивная игра-путешествие «Там, на неведомых дорожках» (2 часа).
Водоемы Беларуси. Беседы об экосистеме озера, ее обитателях, значении водоёмов в природе. Экскурсия на озеро (3 часа).
3. «Зеленая аптека». Беседа о лекарственных растениях. Определение лекарственных растений с помощью определителя. Практикум: «Как правильно заготавливать и хранить лекарственные растения». Сбор растительного материала для составления фиточая (3 часа).
4. Природа и фантазия. Урок творчества Изготовление флористических открыток, коллажей, объемных работ «Лесная скульптура» из природного материала. Оформление выставки (3 часа).
5. Животные нашего леса. Беседа о животных нашего леса. Интерактивные игры: «Что я за животное?», «Цвета», «Звуки» (3 часа).
Орнитологический практикум «Птицы нашего края» с участием орнитолога из ОО «Ахова птушак бацькаўшчыны». Работа с определителем птиц. Наблюдение за поведением, способом добычи корма. Определение птиц .по голосам (4 часа).
6. «Жыватворныя крынiцы». Беседа «Вода в нашей жизни». Исследовательская работа «Экологический аудит» природного родника». Определение качества воды в роднике. Экологическая акция по уборке территории родника от мусора (4 часа).
7. Твой след на планете. Беседа об охране окружающей среды. Рекреация и охрана окружающей среды. Исследование «Влияние рекреации на видовое разнообразие флоры и энтомофауны прибрежной территории водоема» (4часа).
8. Беларусь заповедная. Посещение Березинского биосферного заповедника. Беседа о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Беларуси. Интерактивное занятие «На тропе открытий» (2часа).
Экскурсия по большой экологической тропе и вольеры заповедника. Проводятся с участием ученых и сотрудников заповедника (3часа).
Экскурсия Дендрологический сад Глубокского лесничества(2 часа).
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Основополагающими идеями в работе с детьми в лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ безопасного поведения в дикой природе с использованием реабилитационных, здоровьесберегающих методик. Поэтому в программу включены следующие мероприятия:
. утренняя гимнастика;
. отдых на свежем воздухе, купание в водоеме;
. организация пешеходных экскурсий;
. организация здорового питания детей;
. эстафеты;
. весёлые старты;
. подвижные экологические игры.
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ БЛОК
Цель: формирование личностных качеств, социальная адаптация детей и подростков, обучение навыкам общения, отдых.
Мероприятия в рамках программы:
. вечер знакомств «Давайте знакомиться!»;
. конкурсная программа «О вкусах и моде»;
. конкурс караоке «Семь нот»;
. музыкально-развлекательная программа «Шире круг»;
. день истории края (выездная экскурсия, посещение краеведческого музея и т.п.);
. творческий вечер «Планета талантов»;
. праздник «Купалье»;
. вечер песни у костра «Дым костра создает уют…»;
. прощальный вечер у костра, подведение итогов «Как здорово, что все мы здесь…».
Календарный план
мероприятий экологического лагеря
Дата |
Название мероприятия |
Форма проведения |
01.07 |
«Здравствуй, лагерь!». Инструктаж по безопасному поведению, правилам поведения в природе. |
Заезд. Размещение. Экскурсия по территории лагеря. |
«Давайте знакомиться!» |
Вечер знакомств. |
|
02.07 |
Лес и его обитатели. «Окна Земли», «Познакомимся с деревом», «Лесная академия». |
Экскурсия. Интерактивные игры.
|
Новая жизнь лесной полянки |
Экологическая акция |
|
Веселые старты. |
Конкурсно-игровая программа. |
|
«О вкусах и моде». |
Конкурсная программа. |
|
03.07 |
Луг, его обитатели «Там на неведомых тропинках…» |
Экскурсия. Игра-путешествие. |
«Игра зовет!»
Отдых, купание в водоеме. |
Спортивно-оздоровительная программа. |
|
«Шире круг». |
Музыкально-развлекательная программа. |
|
04.07 |
«День истории края». Посещение дендросада, краеведческого музея. |
Выездная экскурсия.
|
«Семь нот». |
Конкурс караоке. |
|
05.07 |
Животные леса.
«Крылатый дозор». |
Экскурсия. Викторина. Орнитологический практикум. |
«Что я за животное?», «Цвета», «Звуки». Отдых, купание в водоеме. |
Подвижные игры.
|
|
«Планета талантов». |
Творческий вечер. |
|
06.07 |
Беларусь заповедная. |
Выездная экскурсия, интерактивные занятия на экологической тропе. |
«Купалье».
|
Праздник. |
|
07.07 |
«Жыватворныя крынiцы». «Экологический аудит» природного родника». |
Исследовательская работа. Экологическая акция. |
Природа и фантазия. |
Творческая мастерская. |
|
«Дым костра создает уют…» |
Вечер песни у костра. |
|
08.07 |
Твой след на планете. «Влияние рекреации на видовое разнообразие флоры и энтомофауны прибрежной территории водоема». «Чистый мир». Отдых, купание в водоеме |
Беседа. Исследование.
Экологическая акция. |
«В поисках клада». |
Игровая программа. |
|
«Как здорово, что все мы здесь…»
|
Прощальный вечер у костра. Подведение итогов. |
|
09.07 |
Зеленая аптека.
|
Беседа. Практическое занятие. |
«До свидания, лагерь!» |
Сладкий стол. Отъезд. |
Распорядок дня экологического лагеря
8.30-9.00 |
Подъем, утренняя зарядка |
9.00-9.30 |
Завтрак |
9.30 – 14.00 |
Мероприятия по проекту, отдых, полдник |
14.00 – 14.30 |
Обед |
14.30 - 16.00 |
Личное время, занятия по интересам |
16.00 – 19.00 |
Спортивно-оздоровительные мероприятия |
19.00 – 19.30 |
Ужин |
19.30 - 21.00 |
Подготовка к мероприятиям |
21.00 – 21.15 |
2-й ужин |
21.15 – 22.30 |
Культурная программа |
22.30 – 23.00 |
Подготовка ко сну, отбой |
Желток Тамара Петровна,
методист отдела экологии и охраны природы МГТЭЦДиМ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.