Проект программы внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Выполнил:
Казыбаева Жанна Чахметовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 29 города Сургута
Аннотация к проекту
Ни для кого не секрет, что в век информационных технологий, книга отошла на второй план. А ведь именно чтение играет огромную роль в образовании, развитии и воспитании человека. Чтение – это то, чему обучают младших школьников, с помощью чего изучают большинство учебных предметов, это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания с восприятием. Это сила впечатления, рождаемая как художественными образами, так и глубиной интереса, вызываемого содержанием читаемого материала.
Данный проект разработан для формирования у детей читательской деятельности. Чтобы каждый ребенок, открыв книгу, смог взять из неё то главное и интересное, о чём говорит автор, научился понимать и чувствовать слово, высказывать своё собственное мнение о прочитанном.
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и развитие всесторонне грамотной, свободной и жизнелюбивой, талантливой личности, обогащающейся научными знаниями о природе, человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В связи с тем, что учебный план предполагает занятия по литературному чтению четыре часа в неделю (что явно недостаточно), и возникла необходимость для разработки данного учебного проекта.
Цель проекта:
Углубленное ознакомление учащихся с детской литературой, обеспечивающее литературное развитие младших школьников; формирование литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; формирование читательской деятельности школьников, умения различать виды текстов и специфику работы над каждым произведением;формирование личностных, метапредметных и предметных учебных умений.
Задачи :
Научить ребёнка понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.
Проект содержит основные требования ФГОС.
В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения проект программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» несет в себе деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Факультатив «Основы смыслового чтения и работа с текстом» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя.
Проект учитывает требования образовательной программы: приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Время реализации проекта 1 год
Проект рассчитан на 34 часа, изучается в 4 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).
Содержание курса включает следующее:
- знания о значении книги и чтения;
- виды литературных произведений;
- приёмы работы с разными текстами;
- использование интонационных и речевых средств;
- умение проводить самоконтроль и самооценку.
Проект учитывает особенности ступени образования, для которой он разработан.Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.
На уроках используются разнообразные приёмы и формы работы: путешествие, экскурсия, лекция, утренник и другие.
В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осознанность, технику, выразительность); создаются условия для реализации практических действий учащихся.
Методы реализации проекта:
· Метод планирования
· Метод взаимодействия, взаимоконтроля
· Метод анализа
· Метод перспективы
· Анкетирование
· Наблюдение
Основные принципы деятельности:
· Принцип самостоятельности
· Принцип ответственности
· Принцип равноправия и сотрудничества
Принцип коллективности
Проект предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся: на протяжении всей работы предусмотрена индивидуальная работа учащихся (самостоятельное чтение, подготовка к викторине, к читательской конференции, создание собственного проекта и др.).
Современные учебные материалы, используемые в проекте
Для повышения интереса к работе и уровня качества обучения использую электронные средства обучения, компьютерные программы. ИКТ нужны для проведения диагностики качества усвоения материала, составления тестов, карточек, таблиц и плакатов. Мультимедиа ресурсы (текст, фото, видео, звук и анимации) включены в учебный процесс потому что возникает новая форма общения между участниками образовательного процесса. Таким образом, используется все виды восприятия, а значит, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Современные образовательные технологии, используемые мной в разработке проекта:
· Проблемное обучение
· Проектные методы обучения
· Исследовательские методы в обучении
· Технология критического мышления
· Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
· Обучение в сотрудничестве (командная, парная, групповая работа)
· Информационно-коммуникационные технологии
· Здоровьесберегающие технологии
· Систему инновационной оценки «портфолио»
Современные оценочные средства
В работе проекта функционирует трёхбалльная система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся:
1 балл – минимальный (репродуктивный) уровень освоения программы;
2 балла – средний (продуктивный) уровень освоения программы;
3 балла – максимальный (творческий) уровень освоения программы.
Если соотнести количество баллов с уровнями успешности, то получится следующее:
1 балл – Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.
2 балла – Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.
3 балла – Максимальный уровень (творческий) решение «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.
Такое оценивание даёт достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление — как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ребёнка, его продвижении во всех разделах освоения дополнительной образовательной программы и успешной самореализации и
социализации в обществе.
Методы отслеживания результатов обучения:
· Тестирование
· Собеседование
· Анкетирование
· Наблюдение
· Опрос
· Творческая работа
· Самостоятельная работа
· Групповая работа
· Проект
Проект предусматривает развитие образовательной среды школы:
Работа в моем кружке направлена на социализацию личности каждого ученика, введение в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.
Социальный партнер проекта: МБУ «Сургутский музыкально-драматический театр» ХМАО-Югры (посещение учащимися театра).
Этапы работы над проектом
Содержание деятельности |
Формы организации работы |
Выход |
I Подготовительный этап |
Родительское собрание (анкетирование родителей на предмет необходимости введения проекта во внеурочную деятельность, информация о проекте)
Классный час (анкетирование учащихся) Разработка Нормативно-правовой базы |
Результаты анкетирования родителей
Результаты анкетирования учащихся
Нормативные документы |
II Этап планирования |
Этап разработки занятий с помощью комплекса ИКТ, подбор художественной литературы в библиотеке, полезные ссылки в Интернете. |
Разработка конкретных занятий с методическим сопровождением |
III Этап реализации |
Проведение занятий (Викторина, посещение Сургутского драматического театра, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, Инсценирование, конкурс –кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал. · Реализация программы в 4 классе |
Диагностика сформированности УУД
|
IV Аналитический этап (рефлексивный) |
Подведение итогов в конце года, Внесение корректировок в программу, анкетирование успешности участия в проекте родителей и учащихся. Заключительное открытое занятие для родителей в конце учебного года. |
Инсценировка произведения, проектные работы учащихся, литературная гостиная, литературный ринг, читательская конференция. Поощрения и награждения участников. Диагностика результатов обучения (в конце года). |
V Перспективный этап |
Определение продолжения деятельности по данному направлению внеурочной деятельности. Организовать совместную деятельность учащихся с учителем-предметником по литературе среднего звена. Создать систему обеспечения преемственности в обучении.
|
Сбор отзывов и пожеланий |
Программа курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
1. Вводное занятие. Что такое тема? (2 часа).Знакомство с задачами и целями внеклассной работы по литературному чтению. Формирование умения определять тему произведения, тему отдельных частей произведения.
2. Значение чтения и книги.(2 часа).Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития. Книга - источник знаний, духовного и умственного развития человека. Экскурсия в школьную библиотеку. Практическая работа: подбор нужной книги по данной ориентировке.
3. Чтение и учебная деятельность. (2часа).Связь читательской деятельности с процессом усвоения знаний. Умение аргументировать и отстаивать своё мнение.
4. Умение понимать текст. (2 часа).Представление общей картины. Деление текста на смысловые части. Выделение опорных слов. Раскрытие темы. Работа по формированию основных читательских умений.
5. Восприятие художественного текста. (3 часа).Целостное восприятие произведения. Восприятие читаемого «чувствами». Язык. Художественные средства выразительности. Жанровые особенности. Воспитание внимания к художественному слову.
6. Составление плана художественного текста.(2 часа).Выработка устойчивых умений делить текст на смысловые части и составлять план. Умение ориентироваться в структуре текста.
7. Воспроизведение художественного текста.(2 часа).Умение анализировать произведение. Обучение выборочному пересказу. Выбор отрывков, которые относятся к героям или событиям. Составление плана. Рассказ о герое или событии по плану.
8. Приёмы работы с научно-популярным текстом. (2 часа).Определение темы. Ориентирование в общем содержании. Выделение терминов, опорных знаков. Прикидка основных смысловых частей. Вычленение основной мысли. Умозаключение. Краткий пересказ.
9. Публицистический текст. (2 часа).Восприятие произведения. Язык. Средства выразительности. Жанровые особенности. Отличие от других видов тексов. Умение работать с публицистическим текстом.
10. Текст – описание. (2 часа). Отличие текста описания от повествования и рассуждения. Особенности текста-описания. Составление и запись текста-описания. Творческая работа: составление своего текста-описания. Представление работы.
11. Работа со стихотворением. (2 часа). Способность понять замысел автора, находить слова, отражающие эмоциональное состояние, определить своё отношение к читаемому, определение интонационных средств для передачи произведения при чтении вслух..
12. Формирование выразительного чтения. (2 часа). Умение анализировать произведение, использовать интонационные средства выразительности, умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения.
13. Поэтическая пауза и логическое ударение. (2 часа). Умения пользоваться паузой и логическим ударением, которые рассматриваются как сложные, включающие два связанные между собой умения: определять их в тексте и соблюдать при чтении.
14. Составление памятки работы с текстом. (2 часа). Коллективное составление «памятки» - последовательности действий при подготовке к выразительному чтению произведения.
15. Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. (2 часа).Использование следующих форм контроля и самоконтроля: внешний, или взаимоконтроль, и внутренний, или самоконтроль.
16. Проверь себя. Практикум. (2 часа). Проверка знаний учащихся, полученных на занятиях курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом».Обобщающее занятие. Использование полученных знаний работы с текстами разных жанров на практике. Работа учащихся в группах. Каждая группа работает со своим произведением. Составление последовательности выполнения работы (проект). Защита своего проекта.
17. Литературный праздник. (2 часа). Утренник. Урок-спектакль. «По страницам книг любимых писателей».
В результате занятий проекта «Основы смыслового чтения и работа с текстом» учащиеся должны:
Знать:
· что такое тема произведения;
· значение книги и чтения в жизни человека;
· о неразрывности чтения и учебной деятельности;
· различные виды текстов (художественный, научно-популярный, публицистический, текст-описание, стихотворение);
· приёмы работы с различными видами текстов.
Уметь:
· понимать текст;
· воспринимать и воспроизводить текст;
· делить текст на смысловые части;
· составлять план текста;
· выразительно читать текст;
· использовать интонационные и речевые средства;
· осмысленно пользоваться литературным языком;
· составлять памятки работы с текстом;
Применять полученные знания в жизненных ситуациях:
· для самостоятельного выбора книг;
· для самостоятельного чтения книг;
· для высказывания собственного суждения о прочитанном произведении;
· для самоконтроля и самооценки понимания прочитанного.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу учебного года
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
1) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
2) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3) Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
4) Использование различных способов поиска – в справочных источниках и в сети Интернет.
5) Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения.
6) Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Нормативная база
Федеральный уровень:
— Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);
— Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг.;
— Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г.
— № 792-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
— Распоряжение правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. № 1101-р «Государственная программа «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года»;
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Региональный уровень:
— Закон об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27 июня 2013 года);
— Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.07.2010 г. № 160-п «Целевая программа «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года» (с изменениями и дополнениями);
— Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 г. № 357- п «Стратегия действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012 - 2017 годы»;
— Постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 № 378-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;
— Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2014 г. № 17-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы;
— «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».
Муниципальный уровень:
— Постановление Администрации города от 16.05.2013 г. № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»;
— Постановление Администрации города Сургута от 24.02.2012 г. № 1113 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2012-2014 годы» (с изменениями от 05.07.2012 № 5058);
— Постановление Администрации города Сургута от 30.11.2012 г. № 9202 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2013-2015 годы» (с изменениями от 04.09.2013 г. № 6360, от 06.02.2014 г. № 868);
— Постановление Администрации города от 13.12.2013 г. № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2016 годы» (с изменениями от 30.04.2014 г. № 2896, от 20.06.2014 г. № 1721).
Постановление Администрации города от 21.12.2012 г. № 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными департаменту образования Администрации города (с изменениями от 24.03.2014 г. № 1941, от 24.06.2014 г. № 4178)
Литература для учителя.
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. Под редакцией Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н. – Москва: Педагогика, 1997.
2. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – Москва: Просвещение, 1978.
3. Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. – Москва: Лайда 1994.
4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – Москва: Просвещение, 1969.
5. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – Москва: Книга, 1972.
6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2001.
7. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. – Москва: Педагогика, 1982.
8. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – Москва: Педагогика, 1980.
9. Черемисинова Л.И. Изучение поэзии Даниила Хармса В начальной школе. – Издательство Саратовского педагогического института, 1994.
Литература для учащихся.
1. В.Астафьев «Стрижонок Скрип».
2. И.Бунин «Листопад».
3. Л.Воронкова «Бедовая курица».
4. М.Горький «Воробьишко».
5. С.Есенин «Поёт зима аукает…»
6. М.Исаковский «Ветер».
7. Л.Квитко «Ветер».
8. П.Лидов «Таня».
9. Д.Мамин-Сибиряк « Приёмыш».
10. С.Маршак «Ледоход».
11. К.Паустовский «Барсучий нос», «Прощание с летом».
12. М.Пришвин «Деревья в лесу», «Ребята и утята».
13. Русская народная сказка «Снегурочка».
14. Г.Скребицкий «Четыре художника» (отрывок).
15. И.Соколов-Микитов «Всё ярче и ярче светит солнце».
16. Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».
17. Отрывки произведений Л.Толстого, Е.Чарушина, И.Соколова-Микитова, В.Бианки, В.Осеевой.
Тематическое планирование.
№ |
Тема внеклассного чтения |
Формируемые УУД |
Индивидуальная работа с детской книгой |
Групповая работа с детской книгой |
Формы организации занятий |
1-2 |
Вводное занятие. Что такое тема? |
Предметные Преодоление трудностей, умение доводить начатую работу до ее завершения. Метапредметные Использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Личностные Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. |
Мини рассказ «История из моего детства». Подготовка к защите проектов |
Анализ прочитанного произведения (на выбор) |
Занятие-беседа
Практикум
|
3-4 |
Значение чтения и книги. |
Предметные Формирование потребности в систематическом чтении. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. |
Пересказ по плану. |
Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля |
Библиотечный урок Практикум
|
5-6 |
Чтение и учебная деятельность. |
Предметные Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. Метапредметные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Умение устанавливать, с какими учебными задачами может самостоятельно успешно справиться. |
Отбор и чтение материалов из периодики. |
Организация в уголке чтения раздела периодической печати. Составление устного журнала. |
Путешествие по страницам книг Диспут
|
7-8 |
Умение понимать текст. |
Предметные Умение участвовать в обсуждении различных текстов. Метапредметные Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные Формирование основ российской гражданской эдентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Сформированность мотивации к обучению. |
Сочинить синквейн о друге |
Сочинение синквейна о лете |
Викторина Практикум
|
9-10 |
Восприятие художественного текста. |
Предметные Осознание значимости чтения для личного развития. Метапредметные Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных связей Личностные Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. |
Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ |
Литературная игра «Почемучка» |
Литературная игра Практикум
|
11-12 |
Составление плана художественного текста. |
Предметные Осознание значимости чтения для личного развития. Метапредметные Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров соответствии с целями и задачами, составления плана. Личностные Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. |
Сочинить свой рассказ по плану «Что я люблю» |
Сравнение себя с героями произведения. |
Беседа-дискуссия с элементами инсценировки
Практикум
|
13-14 |
Воспроизведение художественного текста. |
Предметные Понимание роли чтения. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Пересказ сказки от имени героя. |
Составление вопросов |
Практикум Занятие-диспут |
15-16 |
Приёмы работы с научно-популярным текстом. |
Предметные Овладение элементарными приемами анализа художественного текста. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. |
Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ |
Составление устных иллюстраций к произведению |
Занятие-интервью. Практикум
|
17-18 |
Публицистический текст. |
Предметные Осуществление решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения Метапредметные Умение соблюдать нормы информационной изобразительности, этики и этикета. Личностные Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях |
Находить ответы на вопросы в произведении. |
Работа с иллюстрациями к произведению. |
Занятие-диспут Практикум
|
19-20 |
Текст – описание. |
Предметные Осуществление решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения Метапредметные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. |
Находить ответы на вопросы в произведении. |
Игра "Опиши друга" |
Литературная игра Практикум
|
21-22 |
Работа со стихотворением. |
Предметные Умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. Метапредметные Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные Умение использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. |
Самостоятельное чтение |
Подготовка к литературной игре |
Литературная игра
Практикум
|
23-24 |
Формирование выразительного чтения. |
Предметные Формирование понятий о добре и зле, нравственности. Метапредметные Использование различных способов поиска информации в справочных источниках. Личностные Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях |
Подготовка выразительного чтения. |
Читательская конференция |
Путешествие по страницам книг Практикум
|
25-26 |
Поэтическая пауза и логическое ударение. |
Предметные Понимание роли чтения. МетапредметныеУмение пользоваться справочными источниками для понимания полученной дополнительной информации. Личностные Наличие мотивации к работе на результат. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. |
Выделение ключевых эпизодов произведений |
Мастер класс: выразительного чтения. |
Практикум
Конкурс –кроссворд
|
27-28 |
Составление памятки работы с текстом. |
Предметные Умение участвовать в обсуждении составления памяток. Метапредметные Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. Личностные Умение устанавливать с какими учебными задачами ученик может самостоятельно справиться. |
Заполнение дневника чтения новыми материалами |
Составление памятки работы с текстом. |
Урок-практикум Устный журнал
|
29-30 |
Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. |
Предметные Овладение элементарными приемами анализа проделанной работы. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. |
Самоанализ своей деятельности. |
Дискуссия «Самоконтроль и самооценка» |
Устный журнал Практикум
|
31-32 |
Проверь себя. Практикум. |
Предметные Осознание значимости чтения для личного развития. Метапредметные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. |
Поиск ответов |
Подготовка к литературному рингу. |
Литературный ринг Практикум
|
33-34 |
Литературный праздник. |
Предметные Формирование понятий о добре и зле, нравственности. Метапредметные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. |
Придумать своё оригинальное продолжение произведения. |
Составление выставки книг |
Урок-спектакль Утренник |
_________________ _________________________
подпись расшифровка подписи
«___» ________2016 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.