Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
Средняя общеобразовательная школа №8 «Центр образования»
Городского округа Октябрьск Самарской области
Проект
«Психическое здоровье подростков»
Выполнила:
Михайлова Дарья
ученица 10 класса
Учитель:
Осипова Н.В.
2021г.
Содержание
1. Введение
1.2. Цели и задачи
1.3 Актуальность
2. Основная
часть
2.1 Глава 1. Психическое здоровье и его роль в жизни человека
2.1.1. Что такое психическое здоровье
2.1.2. Критерии психического здоровья
2.2 Глава 2. Причины нарушения психического здоровья у подростков
2.2.1 Психические расстройства, встречающиеся чаще всего
2.2.2 Профилактика и рекомендации (для подростков, родителей и учителей)
3. Заключение
4. Литература и интернет-ресурсы
5. Приложение
Введение
Здоровье.
Одна из самых нужных, а возможно и самая нужная вещь в жизни. Если мы хотим
поздравить человека с днём рождения или иным праздником, прежде всего мы желаем
ему здоровья, потом уже идут счастье, удача, деньги и прочее, в чём нуждается
поздравляемая персона, и с этим нельзя не согласиться. Здоровье нуждается в
поддержке, именно поэтому существует множество правил, соблюдая которые можно
его сохранить на долгие годы. О ЗОЖ слышал каждый, даже маленький ребёнок может
ответить, что это такое и какие в него входят рекомендации. Казалось бы, это
замечательно. Люди поддерживают себя в форме рад хорошего самочувствия. Но
почти всегда, рассуждая о здоровье и его поддержании, мы подразумеваем
физическое здоровье. Иммунитет, целостность тканей и органов, отсутствие
вирусов и бактерий в организме. В то время как человек имеет ещё один вид
здоровья, возможно, даже более важный, чем физическое здоровье. Это вид
называется психическое (ментальное, душевное) здоровье.
В условиях развития современного общества, постоянной спешки, внешнего
давления, усвоения огромных потоков информации каждый день, наши нервная
система и мозг истощаются. Из-за элементарного незнания люди не знают, как
помочь себе и близким в такой ситуации. Особенно страдают подростки, психика
которых и так сильно восприимчива к внешним раздражителям. В своём проекте мы
хотим показать и доказать важность психического здоровья, а также назвать
причины его нарушения у подростков.
Цель проекта: показать важность психического здоровья у подростков в
условиях современного общества.
Задачи проекта:
1. Рассказать о роли психического здоровья у человека
2. Назвать причины нарушения психического здоровья у подростков
3. Провести анкетирование среди молодых людей от 14 до 18 лет для выявления их
отношения и уровня знаний о психическом здоровье
4. Дать рекомендации по поддержанию психического здоровья подростков самим
подросткам, учителям и родителям
Актуальность:
в условиях развития общества и наличия внешних раздражителей, ментальное
здоровье ухудшается, что приводит к росту заболеваемости психическими
заболеваниями. Игнорирование проблемы целостности ментального здоровья у
подростков может привести к плачевным последствиям.
2.1 Психическое здоровье
и его роль в жизни человека
2.1.1.
Что такое психическое здоровье?
Прежде, чем говорить о причинах нарушения психического
здоровья у подростков, стоит сначала выяснить, что такое ментальное здоровье и
какую роль оно играет в жизни человека: для чего нужно, что регулирует.
Непросвещённый в этом плане человек может задуматься, что это такое и работа
какого органа нарушается при его повреждении. Ведь с физическим здоровьем всё
намного проще. Оно нарушено, если в наш организм проникает вредоносный вирус
или бактерия, если есть нарушения в работе внутренних органов, повреждение
различных видов тканей. Мы понимаем, что с нашим физическим здоровьем что-то не
так, когда у нас начинает болеть тот или иной участок тела. А что с ментальным
здоровьем? Что именно страдает при его нарушении?
Для выяснения этого вопроса следует сначала обратиться к этимологии слова
«психическое». Данное слово происходит от греческого ψῡχικός, что в переводе означает «душевный» или «жизненный». Понятие
это очень широкое и имеет различные значения в зависимости от области науки, в
которой изучается. Если обобщить все эти определения, то получается что психика
человека – это его внутренний мир (в который входят характер, мысли, эмоции,
переживания, личные предпочтения), а также свойство индивида, позволяющее ему
взаимодействовать с окружающим миром. Иными словами, психика – это восприятие индивида.
Понятие достаточно тонкое и сугубо индивидуальное, ведь каждый из нас
воспринимает мир по-разному. Наше восприятие формирует нас как личность,
заставляет чувствовать те или иные эмоции, оно делает нас такими, какие мы
есть. Оно делает нас живыми. Возможно, именно поэтому учёные древности называли
его душой. Ну, так всё-таки, что же такое психическое здоровье?
Согласно определению, которое дано Всемирной
организацией здравоохранения, психическое
здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать
свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами,
продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Если обобщить всё вышесказанное, то можно наконец-то прийти к выводу:
психическое здоровье – это критерий, по меркам которого восприятие человека
считается нормальным. Человек со здоровым восприятием может спокойно
функционировать в обществе, развиваться, приносить пользу себе и окружающим.
За восприятие и обработку информации отвечает не что иное, как головной
мозг и нервная система. Именно мозг заставляет нас чувствовать те или иные
эмоции, размышлять, реагировать на различные ситуации. Когда речь идёт о
нарушении психического здоровья, страдает именно нервная система, нарушается
работа головного мозга. Нервная система устроена сложнее других основных систем
организма. Она может быть подвержена, как и физическим, так и психическим
заболеваниям. Когда работа мозга и нервной системы нарушена, страдает весь
организм в целом. Пока мозг пытается справиться с появившейся проблемой,
нарушается способность нормального функционирования всего организма. Эта
способность не восстановится, пока нервной системе не будет оказана должная
поддержка, чаще всего от специалиста.
2.1.2.
Критерии психического здоровья
Несмотря на высокий уровень развития современной науки, и постоянной
заинтересованности внутренним миром человека на протяжении веков, определение
психического здоровья всё ещё остаётся размытым, так как нет достаточно точных критериев,
при которых восприятие человека можно считать «нормальным». Кроме того,
отсутствие психических расстройств не является показателем того, что человек
ментально здоров. На данный момент всё же существуют критерии психического
здоровья, выделенные Всемирной организацией здравоохранения:
Ø осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
Ø чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
Ø критичность к себе и своей собственной психической деятельности и её результатам.
Ø соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
Ø способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
Ø способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
Ø способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Ниже мы хотим подробнее объяснить каждый из критериев, так
как их формулировки могут показаться трудными для восприятия.
Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего
физического и психического «Я» характеризуется здоровым восприятием своей
личности, тела, окружающей обстановки. Человек может точно сказать, кем он
является, что находится в своём теле, а не в чьём-то чужом. Окружающая
обстановка реальна, как и он сам. При нарушении данного критерия возникают деперсонализация
и дереализация.
Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. Обычно
поведение человека в одинаковых ситуациях всегда одинаково и его всегда можно
предугадать. Например, кто-то случайно уронил свою книгу. Этот кто-то спокойно
её поднимает и идёт дальше. Это пример здоровой реакции. Если же реакцию
данного человека угадать невозможно (причем речь идет не только об агрессивных
реакциях, как можно подумать), психическое здоровье считается нарушенным.
Критичность
к себе и своей собственной психической деятельности и её результатам. Этот
критерий можно обозначить как способность к самонаблюдению и самоанализу, рефлексии.
Человек может спокойно рассуждать о своих действиях и отдавать им полный отчёт.
Он может легко находить причины и связи между своими решениями, оценивать
последствия своих решений. При нарушении же данного критерия всё совсем
наоборот. Стоит так же отметить, что нездоровая личность будет излишне
увлекаться самокритикой, коря себя буквально за пустяки, а все попытки изменить
что-либо будут превращаться в самоунижение.
Соответствие
психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий,
социальным обстоятельствам и ситуациям. Данный критерий чем-то похож на критерий
идентичности реакций в однотипных ситуациях. В зависимости от среды, в которой находится
человек, его поведение и реакции должны соответствовать разным обстоятельствам.
Очень часто сама среда бывает нездоровой с психической точки зрения (что и
провоцирует потом нарушение этого критерия). К числу «неадекватных» реакций
можно, например, отнести очень сильную восприимчивость к критике у личности.
Мягкий комментарий может вызвать резко негативную реакцию в лице агрессии или
истерики.
Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами,
законами. Как
я говорила выше, понятие психического здоровья до сих пор остаётся размытым и
этот критерий тому подтверждение. Социальные нормы и законы могут быть
абсолютно разными. Ещё сто лет назад человека могли счесть больным из-за
прогрессивных взглядов, ориентации и гендерной идентичности или отношения к
власти. К тому же, согласно статистике, доля людей с психическими
расстройствами, прибывающих в местах лишения свободы за различные преступления
составляет лишь 18-20% от общего числа заключенных. Данный критерий можно
считать достаточно условным. Возможно, в скором времени ВОЗ либо отредактирует
его, либо удалит из списка.
Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти
планы. К планированию собственной жизнедеятельности относятся даже такие
простые вещи, как поддержание гигиены. Очень часто люди с нарушенным
психическим здоровьем не могут сделать даже этого, так как у них просто не
хватает на это сил.
Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных
ситуаций и обстоятельств. Умение быть
адаптивным, обладание гибкостью мышления и поведения – важные функции здоровой
психики человека. Человек с повреждённым психическим здоровьем использует одну
модель поведения для абсолютно разных жизненных ситуаций, причём делает это
чаще всего неосознанно.
Данные критерии помогают выявить нарушения, если они имеются и в
дальнейшем работать над ними.
Выводы
к главе 1:
· Психическое здоровье – это критерий, по меркам которого восприятие человека считается нормальным.
· Человек со здоровым восприятием может спокойно функционировать в обществе, развиваться, приносить пользу себе и окружающим.
· Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств
· Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья. Без психического здоровья нет здоровья
·
При нарушении психического здоровья страдают
нервная система и мозг
Причины нарушения психического здоровья у подростков
Когда мы
ознакомились с понятием психического здоровья и его ролью в жизни человека,
самое время поговорить о причинах его нарушения у подростков.
Мы уже знаем, что психическое здоровье это здоровье нашей нервной системы и
мозга в плане восприятия окружающей среды и очень часто оно может нарушаться,
что может привести к заболеваниям. Психические
заболевания, которые корректнее будет называть расстройствами – это нарушения в
головном мозге, которые искажают восприятие человека в той или иной степени,
мешают ему жить. Часто вместе с ними происходит изменение соматических
(физических) функций организма. Например, появляется сонливость, проблемы с
концентрацией, памятью, вспыльчивость, боли в разных частях тела, даже иногда
повышение артериального давления и это далеко не всё. По данным ВОЗ, каждый
четвёртый-пятый человек в мире имеет психическое или поведенческое
расстройство. То есть, например, в группе из 20 человек 4 или 5 из них имеют
проблемы с ментальным здоровьем. Причём с каждым годом количество людей,
имеющих какие-либо психические расстройства, увеличивается. Особенно такая
тенденция заметна у подростков. Половина всех нарушений психического
здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в
большинстве своем не выявляются и остаются без лечения.
Игнорирование
нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями,
которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое,
так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной
взрослой жизни. Из-за стигматизации подростки не могут обратиться к
специалистам и рассказать о своих заболеваниях в семье или школе. Мы решили
провести анкетирование молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет, чтобы понять,
что они знают о психическом здоровье, а также узнать их отношение к людям с
психическими расстройствами. Данное анкетирование прошло 125 человек,
результаты можно наглядно разглядеть в таблицах, представленных в приложении. Всего
вопросов в анкете было 19, опрос анонимный.
Большинству опрошенных было от 16 до 17 лет, это 60% респондентов или 75 человек.
29 человек или 23,2% оказались в возрастной группе от 14 до 15 лет, а
оставшимся 16,8% (21 чел.) респондентов исполнилось в этом году 18 лет
[табл.1].
Также большая часть опрощенных ребят представились девушками. Их число
составило 103 человека или 82,4%. Ещё 12% от общего числа опрашиваемых
составили парни, которых было 15 человек. 7 человек или 5,6% предпочли вариант
«Другое», так как они идентифицируют себя иначе [табл. 2].
На вопрос «Знаете ли вы, что такое психическое здоровье?» подавляющее
большинство ответило положительно (вопросы «да», «скорее да, чем нет»), это 123
человека или 98,4% опрашиваемых. Лишь один человек ответил отрицательно
(«скорее нет, чем да»), ещё один человек оказался не уверен [табл. 3].
Также вопрос о важности психического здоровья [табл. 4] набрал большее
количество положительных голосов (вопросы «да», «скорее да, чем нет»), в общей
сложности 97,6%. Трое опрошенных, всё же, на данный вопрос ответили «нет», их
число составило 2,4%.
Большинство респондентов ответили, что когда-либо задумывались о своём
ментальном состоянии. Их число составило 114 человек или 91,2%. 10 (8%) человек
не припомнили за собой такого, и всего один опрашиваемый ответил отрицательно
[табл. 5]. Далее респонденты, ответившие положительно на прошлый вопрос,
назвали периодичность своих размышлений. Оказывается, 35,6% человек постоянно
думают о своём ментальном состоянии. Ещё 42,4% этот вопрос часто беспокоит. 22%
задумывались об этом всего несколько раз [табл. 6].
Всего лишь 13,6% (17 чел.) из общего числа опрашиваемых никогда никому не
говорили о своих проблемах. Оставшиеся ребята говорили о своём состоянии
друзьям 55,2%, второй половинке 16% или родителям 15,2% [табл. 7]. При этом
должную поддержку из числа ребят, ответивших положительно на прошлый вопрос,
получил всего 41,7%. Остальные 38,3% не смогли ничего припомнить насчет этого,
в 20% поддержку и вовсе не оказали [табл. 8]. Опрашиваемые ребята также
отметили, что если бы им представилась возможность рассказать кому-то о своих
проблемах, большинство, а именно 56,7% сделали бы о них друзьям. Мнения
остальной половины разделились. За рассказ второй половинке и родителям
проголосовало одинаковое количество человек в каждой позиции (по 21,7%) [табл.
9].
На вопрос «Если у вас возникнут/имеются проблемы с ментальным здоровьем,
обратитесь ли вы к специалисту?» положительно (ответы «Да» и «Возможно, да»)
ответили 53,6% опрошенных. 29,6% указали, что обратиться к специалисту не
смогут по различным причинам, отрицательно ответили (ответы «Нет» и «Возможно,
нет»), ответили 16,8% опрошенных [табл. 10]. Опрошенные отметили, что
обратиться к специалисту они не могут, прежде всего, из-за нехватки денежных
средств (48,5%). 12,1% отметили, что сделать это им не позволяют родители,
10,6% боятся осуждения окружающих, а 28,8% не могут обратиться к специалисту по
всем трём вышеназванным причинам [табл. 11].
Из общего числа опрашиваемых 67,2% человек когда-либо пытались рассказать о
своих проблемах родителям. Этого никогда не делали 23,2%, 9,6% не помнят такого
[табл. 12] . В 48,9% случаев родители отнеслись с пониманием и согласились
помочь своим детям, однако 19,6% человек указали, что их проблемы были
высмеяны. Отказались помочь 13-ти процентам ребят, хоть и отнеслись к рассказу
спокойно, а вот к рассказам о своём состоянии 8,7% и 9,8% ребят, родители
отнеслись негативно или резко негативно соответственно [табл. 13].
На вопрос о негативном влиянии интернета на ментальное здоровье подростков,
и интернета как основной причины подростковых самоубийств и самоповреждения,
ответили отрицательно (вопросы «Нет», «Скорее нет, чем да», «Категорически
нет») в общей сложности 83,2% опрошенных. Всего лишь 8% ответили положительно
(вопросы «Да», «Скорее да, чем нет»). Оказались не уверены в своём ответе 7,2%
процента, а 1,6% ребят пропустили вопрос из-за неприятной для них темы [табл.
14] .
Истинной причиной всего перечисленного в вопросе 14 большинство ребят назвали
сочетание различных факторов: проблемы в семье, буллинг со стороны учителей и
одноклассников, непосильная учебная нагрузка. За ответ «Всё сразу»
проголосовало 86,4% [табл. 15], остальные проголосовали за какую-то отдельную
причину.
Большинство опрошенных, а именно 73,6% человек ответили, что отнеслись бы
сочувственно к человеку, имеющему ментальные нарушения. Ещё 23,2% отнеслись бы
к такому человеку нейтрально. Только 1,6% ребят отнесся бы пренебрежительно или
с опаской. Ребят, агрессивно настроенных по отношению к ментально нездоровым
персонам, в списке опрошенных вовсе не оказалось [табл. 16]. Кроме того,
большинство ребят указали, что имеют друзей, чье ментальное здоровье нарушено
(28,8%). Большинство ответило, что имеет таких друзей, однако их здоровье тоже
нарушено (32,8%) или они и есть те самые друзья (9,6%). Но 23,2% не знают, есть
ли среди их друзей ребята с ментальными нарушениями, а 5,6% ответили
отрицательно [табл. 17].
76,8% человек ответили, что готовы помочь персонам с ментальными нарушениями,
если у них на это будут силы и время, а 21,6% не исключил такой вариант, всего
1,6% ответили «Возможно, нет». Вариант «Нет» не выбрал ни один из респондентов
[табл. 18].
Также большинство респондентов подчеркнули, что важно сделать тему
психического здоровья более обсуждаемой в обществе. В общей сложности
положительно (ответы, начинающиеся с «да» и ответ «Первые два утверждения»)
ответили 93,6%. Затруднились ответить 5,6% ребят и лишь 0,8% ответил
отрицательно [табл. 19].
Если обобщить данные, полученные из анкетирования, можно отметить, что
в целом подростки спокойно относятся к людям с психическими расстройствами,
осознают важность ментального здоровья и хотят, чтобы эта тема чаще поднималась
в обществе. Однако многие из них сами имеют какие-либо ментальные нарушения и
нуждаются в помощи профессионалов. Очень часто они не могут получить должную
поддержку, а обращение к родителям может быть либо проигнорировано, либо воспринято
негативно. Для
психического здоровья важны благоприятные условия в семье, школе и окружающем
обществе в целом, а в противном случае оно нарушается, что может привести к
самоубийствам или самоповреждению, что тоже указали ребята.
Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического
здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего
лечения. Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом
факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска
усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы,
способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя
стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников,
поиск гендерной идентичности и ориентации, возрастающую доступность и т.д.
Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между
действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или
представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического
здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со
сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие в
самых различных его проявлениях (в том числе жесткие методы родительского
воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические
проблемы.
Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического
здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции,
либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к
подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности;
страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра,
умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным
подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или
принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных
меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.
Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно
уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация,
стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в
учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав
человека. Эти слова могут
подтвердить результаты нашего анкетирования. Многие ребята не хотят обращаться
за помощью к специалисту, да и в целом говорить, что имеют ментальные проблемы,
из-за страха осуждения со стороны общества и (или) запрета родителей.
Одно из наиболее трагических последствий
психических расстройств - самоубийства. Девять из десяти стран мира с наиболее
высокими показателями самоубийств расположены в Европейском регионе. Согласно
последним данным, ежегодно добровольно уходят из жизни около 150 тыс. человек,
80% из них - мужчины. Самоубийства - ведущая и скрытая причина смерти среди
молодых людей, она занимает второе место в возрастной группе 15-35 лет (после
дорожно-транспортных происшествий). Согласно оценкам, в 2016 г.
самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на
третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста
(15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или
средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств случаются среди
подростков, проживающих в этих странах. Факторы риска самоубийств разнообразны
и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве,
стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и
доступность средств совершения самоубийства. Согласно статистике, Россия
занимает одно из лидирующих мест по количеству самоубийств среди подростков и
первое место в мире по количеству самоубийств среди мужчин. Ужасные цифры. Во
многом неправильному представлению о причинах подростковых самоубийств
способствуют СМИ, которые поддерживают мнение о том, что именно источники из
интернета, различные игры смерти провоцируют самоубийства. Однако
действительные причины названы выше, так считают и опрошенные ребята. Обычно
подростки решают покончить с собой из-за груза проблем, который свалился на их
плечи. Это могут быть не только проблемы в семье, но и сильная учебная нагрузка,
стресс перед экзаменами и сама процедура подготовки и проведения выпускных
экзаменов. Социологи давно подметили, что во время и после проведения экзаменов
по всему миру прокатывается волна самоубийств выпускников. В России число таких
молодых людей растёт с каждым годом, что говорит о том, что проблему нужно
решать как можно скорее.
В анкетировании ребята могли также написать, какие бы меры по ликбезу о
психическом здоровье можно бы было провести. Вот некоторые ответы:
- Ну, наверное,
просвещение о том, какие бывают расстройства, что они могут быть даже у тех,
кто о них не знал, допустим, ОКР. Мероприятия для родителей, которые думают,
что дети всё придумали (речи идёт о стигматизации со стороны родителей).
Что-нибудь об эмоциональном выгорании, тревоге перед экзаменами, сессиями.
- Мероприятия с подростками, где будет рассказываться о том, что делиться
своими переживаниями это нормально, что не нужно бояться осуждения, что каждая
проблема решаема.
- Говорить в школе о том, что такое ментальное здоровье и с чем его едят,
добиться того, чтобы в обществе проблемы с ментальным здоровьем не осуждались,
развивать медицину, первый (пробный) приём у психотерапевта бесплатный,
психотерапия должна стать общедоступной.
- Говорить об этом в школах, проводить различные тренинги по разоблачению
мифов о ментальном здоровье, рекламные ролики.
- Открытые вебинары.
- Проведение
индивидуальных бесед и тренингов с каждым, повышение квалификации учителей до
уровня психолога
- Не знаю насчёт мероприятий, но многие люди думают, что
иметь проблемы с психическим здоровьем это ненормально и стыдно, поэтому можно
распространять рекламу, в которой показано, что это случается со всеми, и такие
проблемы важно решать.
- Уроки, где рассказывают об этом и,
возможно, предоставление бесплатной помощи подросткам.
- Для начала, это должно перестать быть табуированной темой в семьях. Если бы
изначально, в кругу семьи детей воспринимали как цельных личностей и не
обесценивали их проблемы, людям было бы гораздо легче.
- Мне бы хотелось, чтобы чаще освещали тему "повышения
стрессоустойчивости", а так же провели некоторые ознакомительные работы по
поводу "повышения эмоционального интеллекта". Конечно же, это не
будет ответом на все вопросы и проблемы, но даст небольшой толчок для тех, кто
уже приблизился к предрасположенности какого-то неприятного/страшного диагноза.
- Ввести в школах/колледжах/вузах какие-либо занятия на эту тему, больше
информировать людей через соцсети.
- Лекции в школах, выставки, социальная реклама.
- Возможно, было бы неплохо, если в школах, например на классном часу, детям
рассказывали об этом.
Видно, что ребята хотят, прежде всего, чтобы мероприятия, где будет
рассказываться о психическом здоровье, проводились в образовательных
учреждениях, причём, работа должна вестись не только с самими детьми, но и
учителями и родителями. Многие написали о распространении информации в СМИ и
социальных сетях, открытых тренингах и семинарах. Были так же предложения о
бесплатной или недорогой профессиональной помощи для подростков, что
действительно важно и очень нужно.
2.2.1. Психические расстройства, встречающиеся чаще всего
Стоит также поговорить о психических расстройствах,
которые встречаются чаще всего у подростков, какие у них симптомы и чем они
опасны.
Психическим расстройствам
принадлежит также более 40% всех хронических заболеваний. Они - весомая причина
утраты здоровых лет жизни в связи с инвалидностью. Во многих странах 35-45% случаев невыхода на работу
связано с проблемами психического здоровья.
Психических расстройств достаточно много, они могут варьироваться в
зависимости от степени тяжести, течения болезни, объединяться в целые группы.
Поговорим о некоторых из них.
Аффективные расстройства (расстройства настроения)
Расстройства, связанные с внешним проявлением эмоций и чувств. Они (эмоции
и чувства) могут выражаться чрезмерно или, напротив, нарушаться в динамике. К
аффективным расстройствам относятся депрессивные расстройства и
биполярно-аффективное расстройство.
Депрессия – самое распространённое психическое расстройство в мире, для которого свойственно стойкое уныние и потеря
интереса к тому, что обычно доставляет удовольствие, неспособность выполнять
повседневные дела, снижение памяти и концентрации, постоянное чувство вины,
снижение самооценки на протяжении 14 или более дней. Тяжёлые формы депрессии характеризуются так называемой
«депрессивной триадой»: снижением настроения, заторможенностью мышления и двигательной заторможенностью.
Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и
инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте
10–14 лет. По данным Всемирной
организации здравоохранения, депрессия является ведущей причиной подростковой заболеваемости и
нетрудоспособности. Общая распространённость депрессии (всех разновидностей)
в юношеском возрасте составляет от 15 до 40 %. Во многих работах
подчёркивается, что большей распространённости аффективных расстройств в этом возрасте соответствует и
большая частота суицидов. Депрессия очень сильно стигматизирована и романтизирована в
медиа и обществе, что очень вредит цельному представлению о заболевании.
Несмотря на то, что заболевание из-за большой распространённости называется
«простудой» в мире психических расстройств, оно может сделать жизнь человека
неполноценной. Часто больные депрессией люди не могут даже подняться с кровати,
чтобы принять пищу, у них нет сил на поддержание личной гигиены, не говоря уже
о работе. Расстройство имеет разные виды и может протекать по-разному. Из-за
специфики заболевания симптомы у больных могут быть разными, но схожими, так
как каждый человек воспринимает мир по-разному. Вопреки распространённому
мнению, люди, страдающие депрессией, могут радоваться и смеяться, не проводя
своё время в постоянной грусти. Депрессия не имеет ограничений по полу и
возрасту. Было доказано, что расстройством могут страдать даже младенцы. Важно
отличать депрессию как клинически выраженное заболевание от депрессивной реакции
на психологически сложную ситуацию, когда каждый из нас в течение нескольких
минут или часов испытывает сниженное настроение в связи с субъективно значимым
событием. Однако если настроение остаётся
стабильно сниженным на протяжении 2 и более недель, стоит обратиться к
специалисту. Около 16% людей по всему миру в течение своей жизни хотя бы раз
перенесли депрессию.
Биполярно-аффективное расстройство (БАР, Биполярное расстройство) это расстройство психики, которое
клинически проявляется расстройствами настроения (аффективными нарушениями). У
пациентов наблюдается чередование эпизодов мании (либо гипомании) и депрессии.
Периодически возникают только мании или только депрессии. Также могут
наблюдаться и промежуточные, смешанные состояния. Точные причины развития биполярного
расстройства не известны. Определенную роль играют наследственные (внутренние)
и средовые (внешние) факторы. При этом наибольшее значение отводится
наследственной предрасположенности. Как было сказано выше, люди, страдающие
биполярным расстройством, проходят через различные эмоциональные эпизоды,
которые чередуются между собой. Маниакальный эпизод характеризуется приподнятым
настроением, эйфорией, весельем. Человек строит множество планов, которые часто
могут быть невероятными (типа ограбление банка, конструирование ракеты и т.д.),
в его голове крутится рой мыслей, из-за которых часто нельзя уснуть. Маниакальные
эпизоды могут сопровождаться тревогой. За маниакальным эпизодом идёт
депрессивный эпизод, по симптомам похожий на обыкновенную депрессию, за
исключением того, что она может протекать быстрее и более трудно переноситься
пациентом. Бывают так же нейтральные эпизоды, когда человек не ощущает ни
манию, ни депрессию.
Вопреки распространённому мнению, состояние таких людей не изменяется всего за
пару минут. Эпизоды могут длиться несколько недель или месяцев, но ни как не
сменяться за минуты. В противном случае речь идёт уже о другом расстройстве,
которое называется пограничным. Эти два расстройства действительно схожи,
причём пограничное расстройство диагностируется чаще, хотя знают о нём меньше.
Также биполярное расстройство часто путают с диссоциативным расстройством
личности (в народе – раздвоением личности), что вообще неправильно. Данные
заболевания никак не связаны между собой и имеют разные симптомы.
Тревожные расстройства - целая группа психических расстройств, характеризующихся выраженной
беспричинной тревогой или страхом. Существует несколько видов тревожных
расстройств, в числе которых генерализированное тревожное расстройство, фобии,
социальное тревожное расстройство (или социофобия) и другие. Тревожные
расстройства относятся к числу самых распространённых среди психических
расстройств. Несмотря на существование эффективного лечения, многие страдающие
тревожными расстройствами не получают адекватного диагноза или лечения. Эти
расстройства часто протекают в хронической форме и приводят к частичной или
полной утрате трудоспособности. Подростки подвержены самым разным расстройствам
из группы тревожных расстройств, особенно распространена социальная фобия,
характеризующаяся страхом и тревогой, которые возникают в одной или нескольких
социальных ситуациях. Это может быть встреча с кем-либо, беседа, действия под
наблюдением посторонних и даже звонки по телефону. Тревога, испытываемая человеком,
может сопровождаться излишней потливостью, повышением артериального давления и
пульса, нехваткой дыхания, тошнотой, дрожью в теле. Очень часто пациенты,
страдающие депрессией, также подвержены различным тревожным расстройствам и
наоборот.
Расстройства пищевого
поведения (РПП)- достаточно
распространённые в наше время расстройства, характеризующиеся различными
нарушениями в приёме пищи. РПП возникают в подростковом и юношеском возрасте и
встречаются чаще у девушек, чем у парней. Рост заболеваемости РПП связан со
стремлением достигнуть стандартов красоты, установленных в обществе и
показываемых в СМИ, распространением ложных убеждений о том, какую пищу и в
каких количествах нужно принимать, травле из-за телосложения и веса (фэтфобии) со
стороны семьи, сверстников или других людей. В число РПП входят нервная
анорексия, булимия, компульсивное переедание и ещё несколько расстройств. Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на
здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами.
2.2.2 Профилактика и рекомендации (для подростков, родителей и учителей)
В этом параграфе будут написаны рекомендации для подростков,
родителей и учителей по поддержанию психического здоровья первых. Что-то вроде
небольшой памятки.
Для подростков:
- Если чувствуете, что с вами что-то не так, лучше обратиться к
специалисту. Даже, если вы, возможно, ещё не больны. Излишняя осторожность
никогда не помешает.
- Если вы знаете, к кому обратиться: психологу, психотерапевту или психиатру,
попробуйте обратиться сначала к психологу. Если специалист сочтёт, что вас
должен увидеть врач, он направит вас к психиатру или психотерапевту. Можно так
же посетить психиатра, записавшись на приём в ближайший ПНД.
- Чем отличаются психолог, психотерапевт и психиатр? Психолог (как простой, так
и клинический) не является врачом. Он не может назначить вам лечение или
поставить диагноз. Кроме того, психологи работают только со здоровыми людьми,
когда у тех возникают жизненные трудности. Если специалист видит, что вам нужна
помощь врача, он отправляет вас к врачу. Психотерапевт и психиатр – врачи. Они
могут назначить вам диагноз и лечение, однако психиатр занимается только вашим
лечением (наблюдает за вашим самочувствием, течением болезни, влиянию
лекарственных препаратов на организм), а психотерапевт отрабатывает с вами ваши
модели поведения с помощью терапии. Не исключено, что если вам вдруг придётся
лечиться, понадобится помощь сразу двух врачей.
- Поставить диагноз вам может только врач! Ни в коем случае нельзя заниматься
самодиагнозом и уж тем более самолечением. Вы можете проходить различные тесты
по выявлению психических расстройств, однако они не являются окончательным
диагнозом. Важно помнить, что очень много расстройств похожи по симптомам, сами
вы не определите своё заболевание.
- Не занимайтесь романтизацией психических расстройств. Депрессия это не круто
и загадочно, мания при биполярном расстройстве не волшебно, галлюцинации при
шизофрении не забавно. Вы должны помнить, что психические расстройства это всё
ещё заболевания, а романтизацией вы обесцениваете опыт людей, страдающих ими.
- Не занимайтесь стигматизацией и эйблизмом. Шутками по типу «биполярочка»,
«депрессия в 0 лет», оскорблениями по типу «ненормальный», «шизофреник»,
«идиот», вы также обесцениваете опыт людей и показываете своё
пренебрежительное отношение к ним.
- Если ваш друг постоянно
рассказывает вам о своих проблемах, он не «нытик». Скорее всего, он действительно
чувствует себя плохо, нуждается в помощи и поддержке. Если он рассказывает вам
о своих проблемах, значит, доверяет вам. Однако если у вас нет сил и ресурсов
для оказания поддержки, вы не должны жертвовать собой. Мягко скажите, что вы не
можете ничем помочь, у вас нет сил или вам неприятна та или иная тема, так как
она вызывает у вас неприятные чувства. Предложите другу обратиться бесплатному
специалисту, помогите материально (если у вас есть такая возможность), но ни в
коем случае не называйте нытиком и не обесценивайте его проблемы.
- Исследуйте различные ресурсы на тему психических расстройств и психического
здоровья. Найдите блогеров или статьи в интернете на данную тему. Читать о
психическом здоровье можно, например, в профиле Instagram wios_psy. Это профиль приложения, находящегося в
разработке. В этом приложении можно будет консультироваться с психологами и
клиническими психологами, вести дневник настроения и ещё много всего. В свой Instagram команда часто выкладывает посты о
ментальном здоровье, проводит прямые эфиры и постит интересную информацию в
сторис.
Для родителей:
- Не пытайтесь контролировать своих детей посредством установки камер в их
комнатах, проверки социальных сетей и прочего. Если с самого начала вы
выстроили с вашим ребенком доверительные отношения, то вам будет достаточно
расспросить у него о его жизни. Если ваш ребенок умалчивает что-либо и ничего
вам не рассказывает это только ваша вина и ошибка в воспитании. Ужесточая
воспитание и контроль, вы сделаете только хуже вашему ребёнку. Он найдёт выход,
как обойти ваши ограничения, своими действиями вы только ухудшаете отношения с
ним.
- Не вините во всём интернет и социальные сети. Есть множество других факторов,
из-за которых ваш ребёнок может измениться, стать более вялым, неразговорчивым
или наоборот вспыльчивым. Попробуйте спокойно поговорить с ним и уж тем более
не ограничивать выход в интернет посредством изымания телефона или прочих
гаджетов. Во-первых, потому что это немного незаконно, во-вторых, если ребёнок
ищет поддержки в социальных сетях, значит, он не получил её от вас.
- Проводите больше времени со своим ребёнком, интересуйтесь его самочувствием,
жизнью, не зацикливайтесь на одной учёбе ребёнка.
- Принимайте его таким, какой он есть, идеальных людей не существует, ваш
ребенок не обязан стремиться к идеалу, который ВЫ для него выбрали, жертвуя
своими ресурсами, временем и силами.
- Увидьте в ребёнке отдельную личность со своими убеждениями.
- Не стигматизируйте. Когда ваш ребёнок говорит, что ему плохо в моральном плане,
это не значит, что он всё придумал, это значит, что ему действительно плохо.
Подростки и дети имеют свои проблемы, пусть вам они и кажутся незначительными,
для вашего ребёнка это совсем не так. Постарайтесь выслушать и попытайтесь
помочь.
- Поймите, что психическое здоровье – тоже здоровье. Иметь психические
расстройства не стыдно. Вы же не будете стыдить вашего ребёнка за то, что у
него гастрит или проблемы со щитовидной железой?
- Если ваш ребёнок стал уделять больше времени на сон или наоборот не спать
ночами, лежит в кровати на протяжении дня, не встаёт и не хочет ничего делать,
это не значит, что он обленился, это значит, что он нуждается в помощи
специалиста. Лень – защитный механизм, который организм использует, чтобы
беречь энергию, в ней нет ничего стыдного и ужасного.
Для учителей:
- Относитесь к своим ученикам снисходительнее, наблюдайте за их поведением,
если вы видите, что ученик стал себя иначе, предложите свою помощь, спросите,
как он себя чувствует.
- Если ученик, который до этого учился хорошо, стал «сдавать» позиции, забывать
делать домашнюю работу, скорее всего он испытывает сильное эмоциональное
напряжение и усталость, не ругайте его за это. Предложите свою помощь.
- Чаще хвалите и вселяйте веру в ваших учеников. От этого их любовь к предмету
и успеваемость возрастёт.
- При возможности, рассказывайте о важности ментального здоровья на
родительских собраниях или беседах в социальных сетях.
Заключение
Безусловно, о важности психического здоровья можно говорить бесконечно. Эта тема ещё набирает популярность в обществе, нужно предпринимать шаги по введению в массы простой мысли о том, что психическое здоровье тоже важно, а иногда даже важнее, чем физическое. Однако вызывает радость тот факт, что постепенно тема ментального здоровья перестаёт быть табуированной. Всё больше людей ищут информацию на эту тему, развивают свой кругозор, учатся быть терпимыми к окружающим, принимать чужой опыт и оказывать другим поддержку. Целью нашего проекта было показать важность психического здоровья у подростков в условиях современного общества. Кажется, она достигнута. Очень хочется надеяться, что в дальнейшем наше государство будет более заинтересовано в обеспечении и защите психического здоровья граждан. Будут говорить на эту тему в учебных заведениях, показывать социальные ролики. Психологическая помощь станет доступнее. Важно продолжать говорить о психическом здоровье, пропускать эту тему в массы. Работать с данным проектом было очень интересно и познавательно.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
· Психическое здоровье / Информационный бюллетень. Всемирная организация здравоохранения. Центр СМИ (апрель 2016).
· Психическое здоровье. Всемирная организация здравоохранения
· What is Mental Health and Mental Illness? | Workplace Mental Health Promotion. Workplace Mental Health Promotion.
· А. Б. Холмогорова. Клиническая психология в четырёх томах. — Academia, 2013. — Т. 1. — С. 170. — 464 с. — 2000 экз.
· Елисеев В.В. Психосоматические заболевания. Справочник.. — Москва, 2003.
· https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health
· https://ilive-com-ua.turbopages.org/ilive.com.ua/s/health/rasprostranennost-i-statistika-psihicheskih-zabolevaniy_108840i15956.html
Приложение
Табл.1.
Табл.2.
Табл.3.
Табл.4.
Табл.5.
Табл.6.
Табл.7.
Табл.8.
Табл.9.
Табл.10.
Табл.11.
Табл.12.
Табл.13.
Табл.14.
Табл.15.
Табл.16.
Табл.17.
Табл.18.
Табл.19.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.