Проект "Птицы"
Оценка 5

Проект "Птицы"

Оценка 5
docx
23.02.2021
Проект "Птицы"
проект птицы.docx

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №33 г.Томска

 

 

Заведующий МАДОУ № 33 ________(Е.А.Политыкина)

                                                                                    Ст. Воспитатель ________ (О.В.Васенева)

 

 

 

 

 

                  Групповой  образовательный 

                                мини-проект

            «Подкормите птиц зимой».

 

 

 

 

                                                                  

                                                                   Воспитатели:       Лебедева И.М.                                                 Рудинская К.В.

 

 

 

 

                                                 г. Томск 2021 год

                               Информационная карта проекта

                       МАДОУ № 33, 2 корпус    г.Томска    (старшая группа)

1.     Полное название проекта: «Подкормите птиц зимой».

2.     Авторы  проекта – воспитатели старшей  группы: Лебедева И.М.,

Рудинская К.В.

3.     Район, город, представивший  проект: Кировский район,  г.Томска

4.     Адрес  организации: 634012   г.Томск,  ул.Щорса  15/2

5.     Телефон: 55-61-02

6.     Вид, тип проекта: групповой,  краткосрочный, образовательный.

7.     Цель,  направление деятельности проекта:

             -нравственно-эстетическое воспитание детей;

              -расширение знаний детей о зимующих птицах;

                   -экологическое   воспитание детей;

    10. Краткое содержание проекта:

              -накопление информационной базы по теме «Зимующие птицы»;

              -создание психологически комфортной для изучения среды;

              -обогащение предметной среды активизирующем,  игровым и      дидактическим материалом ;

               -организация и проведение интегрированных занятий с целью обогащения и пополнения знаний о зимующих птицах , с помощью дидактических и подвижных игр, театрализованной деятельности, изобразительной деятельности;

               -организация и проведение режимных моментов , направленных на  физическое, психологическое и сенсорное развитие  детей;

               -ведение дневника наблюдений на прогулках;

        11.   Место проведения: г. Томск, МАДОУ №33, 2 корпус, старшая группа «Гномики»

        12.   Сроки проведения: декабрь 2020 г. -февраль  2021 г.

        13.    Количество  участников проекта: 26 человек

        14.    Возраст детей :5-6 лет.

        15.   Форма проведения : дневная (в повседневной жизни и на занятиях).

        16.   Ожидаемые результаты:

      -расширение знаний о зимующих птицах, о природе родного края;

      -вовлечение родителей в педагогический процесс (акция «С каждого по зернышку»,  конкурс  кормушек  «Подкормите  птиц  зимой»);

       -желание детей заботиться о своих пернатых соседях;

       -развитие наблюдательности и вовлечение в поисковую, исследовательскую деятельность, расширение  кругозора ;

       -расширение  коммуникативных  вопросов;

       -сбор и обобщение  информации о ходе проектной деятельности;

 

 

                                  План реализации проекта

 

1.     Накопление информации.

2.     Создание психологической среды.

3.     Создание предметной среды.

4.     Подготовка и проведение интегрированных занятий.

5.     Проведение режимных моментов.

6.     Вовлечение родителей в педагогический процесс.

7.     Организация фото съёмки ярких моментов.

8.     Ведение дневника наблюдений.

9.     Обобщение и анализ собранной информации.

 

 

 

 

 

                                                

                                                        Введение.

       Основой развития детей в процессе различных видов деятельности, является сенсорное воспитание, ориентирование в окружающем мире.

Мало научить ребенка есть, пить, говорить, одеваться, играть, крайне важно прививать ему любовь  и бережное отношение к природе.

Именно с раннего возраста необходимо развивать в ребенке наблюдательность, сочувственное, бережное отношение к окружающему миру.

      Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений пробуждает в ребенке яркие впечатления, вызывает  положительные  эмоции.

Желание приоткрыть тайны природы делает ребенка любознательным и разносторонним. Воспитание и развитие позитивных чувств – основа экологического воспитания. Изучение природы родного края делает ребенка уверенным  и самостоятельным в окружающем его мире.

В декабре месяце  воспитателями нашей группы был запущен  групповой  образовательный мини-проект «Подкормите птиц зимой».

       Целью этого проекта стало желание научить  детей  бережно относиться к птицам, наблюдать за ними. Отдельной темой провести наблюдения за зимующими птицами. Рассмотреть проблемы, которые окружают зимующих птиц. Организовать совместное творчество и работу детей, родителей и воспитателей.

      В рамках нашего проекта был объявлен конкурс кормушек, в котором было предложено детям , с помощью родителей, смастерить кормушку для птиц (фото объявления, кормушек), ведь нет ничего лучше, чем  совместное творчество родителей и детей. В процессе родители и дети становятся ближе. Родители начинают жить эмоциями детей, лучше их понимают, а дети гордятся своими родителями, и совместными успехами.

     Также в рамках нашего проекта стартовала акция «С каждого по зернышку».

     Целью этой акции стало желание воспитать в детях сочувственное отношение к братьям нашим меньшим, желание помочь слабым (фото приготовления корма).

     Рамки проекта не были ограничены только наблюдениями на прогулках, красной нитью прошло по всем видам деятельности  изучение зимующих птиц: рисованию, лепке, конструированию, чтению художественной литературы, театрализованной деятельности, подвижных и дидактических  играх.

     На  протяжении  всего  времени нами велся дневник наблюдений. Яркие моменты были сняты на  камеру.

     Весь  проект был представлен  в виде ролевой игры «Юные орнитологи», итак, мои юные  исследователи начали своё путешествие в загадочный и интересный мир птиц.

 

 

                                             Понедельник.

                                             Развитие речи.

                                Тема: «Зимующие птицы».

     Цель: Формировать  умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать заботливое отношение к птицам.

     Материалы: Иллюстрации зимующих птиц из  энциклопедии  «В мире дикой  природы».

Методические приемы:  Ролевая игра «Юный орнитолог».

 

                                               Ход занятия

     В: Сегодня,  ребята,  я вам хочу предложить поиграть в очень увлекательную игру. Называется  эта игра  «Юный орнитолог». Знаете ли вы кто такие орнитологи?  Орнитолог-это человек, который изучает птиц. Орнитологи  изучают строение птиц, их поведение, повадки, места  обитания и еще много интересного. В своих исследованиях орнитологи пользуются картами местности, фото и видео материалами, собственными наблюдениями. Итак,  наша большая научная работа начинается. А  изучать мы будем наших соседей, зимующих птиц. Давайте с ними познакомимся, посмотрите на эти иллюстрации, кто на них изображен (демонстрация иллюстраций: воробья, вороны, сороки, синицы, снегиря, свиристели, дятла ).           Посмотрите внимательно, чем похожи все эти птицы?

     Д: Строением. У  всех птиц есть голова, на голове глаза и клюв, туловище, крылья, хвост, лапки.

     В: Правильно. А чем же они отличаются друг от друга?

     Д: Птицы друг от друга отличаются:  размером, окраской.

     В: Совершенно верно.  Окраска  птицам служит  защитой от врагов. Скажите , а чем покрыты все части тела  у птиц?

     Д:  Все части тела у птиц покрыты перьями.

     В:  Для  чего нужны птицам перья?

     Д: Перья  служат птицам защитой от морозов, с их помощью птицы летают.

     В: Правильно. Давайте  рассмотрим строение крыла (демонстрация иллюстрации с  развернутым изображением крыла), оно состоит из  множества перьев разного размера, крыло похоже на веер. Именно такое сложное устройство крыла и позволяет птицам летать. Давайте  с  вами  проведем эксперимент  с пером.

 

                              Эксперимент: «Что улетит дальше?»

     Цель:  Рассмотреть строение пера, уточнить значение и назначение перьев в жизни птиц.

     Материал:  Кусочек бумаги, кусочек ткани, птичье перо.

                               Ход  эксперимента:

     В: Рассмотрите материалы, которые лежат у вас на столе, назовите их.

     Д: На столе мы видим: бумагу, ткань, перо.

     В: Как мы используем эти материалы в нашем быту?

     Д: Бумага нам нужна для рисования и письма, из ткани мы  шьем  одежду.

     В: Правильно. Как же мы используем перья или пух? В старину, когда не было ручек, фломастеров, перьями писали, а сейчас из птичьего пуха мы шьём  подушки , они легкие и мягкие, шьём  теплую зимнюю одежду.  Скажите все эти материалы тяжелые или легкие?

     Д: Все эти материалы легкие.

     В: Да , все они легкие. А что лучше всего будет летать? Давайте попробуем  дунуть  на все предметы  и посмотрим, что улетит дальше?

     Д: Перышко улетело дальше всех!

     В:  Давайте разберемся, почему так произошло? Рассмотрим перо внимательнее. Посмотрите,  перышко состоит из множества мелких пушинок, которые крепятся на тоненький стерженек. Через эти пушинки воздух свободно может пройти, и поэтому перо становится еще легче, а сквозь бумагу и ткань воздуху пройти тяжело. Благодаря этому свойству перышки и удерживают  птицу

в  воздухе. А  еще служат защитой птицам от холодов, дождя и снега.

С каким видом транспорта можно сравнить птицу?

     Д: Птицу можно сравнить с самолетом.

     В: Верно. Именно птица  вдохновила изобретателей на создание самолета.

Вывод: В результате проведенного нами эксперимента мы узнали, что перо  легче,  чем  ткань и бумага, оно обладает теплозащитными свойствами, благодаря своей форме и строению хорошо держится в воздухе.

     В: Что едят птицы? Каждая птица выбирает корм по своему вкусу: воробьи предпочитают хлебные крошки, семечки, всевозможные каши. Вороны и сороки всеядны, синички кормятся зернами, но очень любят сало.      Очень  много стихотворений, пословиц,  потешек, поговорок  написано про птиц.

Воробей.

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку,

И пойдет веселый стук

Тук-тук-тук!

 

 

Сорока.

Сорока - белобока,

Научи меня летать,

Ни высоко, ни далеко,

Чтобы солнышко видать!

   

 

Загадка.

Как лисица среди зверей

Эта птица всех хитрей

Прячется в ветвях и кронах

А зовут ее …(ворона)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------

 

                           Дневник наблюдений (день первый).

 

     Самым важным  в изучении птиц, являются наблюдения за их поведением. Мы как настоящие ученые на прогулках будем  наблюдать за птицами, а после свои наблюдения будем  отражать в своих рисунках, аппликациях, на занятиях по конструированию.                                                      

     Сегодня мы  с вами понаблюдаем  за птицами, которые прилетают в наш сад. Обратите внимание на нахохлившихся воробьев и ворон, им холодно, и они распушают перья  чтобы согреться. Вспомните  наш  эксперимент   т.к.  перо  состоит  из множества  пушинок,   они хорошо пропускают воздух, который согревается внутри и тело птицы согревается.

Птицы зимой ближе к человеку.

     В: Скажите почему?

     Д: Потому что зимой мало еды, и птицы  надеются,   что человек их покормит.

     В: Птицам, чтобы не умереть от холода надо употреблять больше пище. Разные птицы употребляют разный корм. Давайте вспомним какой?

     Д:  Семечки, зерно,  кашу, различную крупу, хлебные крошки.

     В: Правильно. Чтобы птички не погибли зимой, что мы можем сделать?

     Д: Мы можем  развесить кормушки.

     В: Да, конечно же кормушки. Нам они помогут наблюдать за птицами, а птицам помогут пережить холодную и голодную зиму. Завтра,  мы с вами на занятии по конструированию, будем мастерить кормушки из коробок, которые остались от новогодних подарков. Дома попросите родителей помочь вам смастерить кормушку. Мы объявляем конкурс кормушек. Все участники получат сладкие  призы. А сейчас послушайте стихотворение, которое называется  «Ворона»

             Вот ворона сидит на заборе,

             Все амбары давно на запоре,

             Все обозы прошли, все подводы.

            Наступила пора непогоды

           Суетится она на заборе

           Горе ей. Настоящее горе!

          Ведь не зернышка нет у вороны

          И от холода нет обороны.

В:  Скажите,  ребята,  о чем это стихотворение?

 Д: Это стихотворение о вороне, которой холодно и голодно зимой.

В: Правильно,  в  этом  стихотворении нам встретились новые слова  «амбар» - это место, где  хранится зерно, «запор» - так в старину называли замок. А теперь давайте поиграем.

 

                                       П/и «Воробышки».

     Цель: активизация звука (ч) в звукоподражании; развитии ловкости; стимулировании двигательной активности детей; вызвать положительные эмоции у детей.

 

                                                  Вторник.

                                          Конструирование.

                               Тема: Кормушки  для птиц.

     Цель: Воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, развивать  мелкую  моторику, стимулировать желание работать самостоятельно.

     Материалы и оборудование: праздничные  коробки из-под  новогодних подарков, ножницы.

     Методические приемы:  ролевая игра  «Юный орнитолог».

                                           Ход занятия

Прочитать детям стихотворение «Кормушки».

                          Сделаем кормушки , насыплем зернышки-

                          Пусть не голодают зимой воробушки.

 

     В: Скажите, ребята, для чего нужны кормушки зимой?

    Д: Для того чтобы помочь птицам пережить холодную зиму, накормить их.

Прочитать стихотворение «Птицы зимой».

                             У еле приметной дорожки

                             Насыпаны зерна и крошки,

                            Слетайтесь, слетайтесь, пичуги.

                            Теперь не страшны вам холодные вьюги

                            Ведь в зимние лютые вьюги

                            Должны мы помнить друг о друге.

 

В:  О чем это стихотворение?

Д:  Это стихотворение о том, что нужно помогать птицам зимой.

В: Как же мы им сможем помочь?

Д:  Мы смастерим кормушки, развесим их на деревья, насыплем в них корм.

     В:  Совершенно верно, а птицы нам помогут, они будут радовать нас своими песнями.

Давайте сделаем кормушки. Посмотрите , что лежит на нашем столе?

      Д: На столе лежат  коробки от новогодних подарков.

     В: Правильно. Из этого мы и будем мастерить наши кормушки. Посмотрите как мы это будем делать. Давайте на боковых сторонах  вырежем  большие, квадратные окошечки, чтобы через них птички смогли достать корм.  Потом  проденем   веревочку, чтобы было удобно повесить кормушку на дерево. Какие  замечательные  получились у нас кормушки.  Молодцы! (фото кормушек) Посмотрите  какие замечательные  кормушки  вы смастерили вместе с родителями. Теперь предлагаю пойти на прогулку и развесить наши кормушки-столовые. Обязательно возьмем с собой корм.

Пальчиковая гимнастика:

Мы кормушку смастерили,                (ударяют кулачком о кулачок)

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели                 (загибают пальчики

К нам синицы прилетели.                         по одному на каждый

А во вторник посмотри,                            день недели)

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев-

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье                      (хлопают в ладоши)

Было общее веселье!


    

    

     

                      

 

                                 Дневник  наблюдений (день второй).

              Тема: Наблюдение за поведением птиц у кормушки.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей               (сжимают, разжимают

Прилетело?....Мы расскажем!                                                кулачки)

Две синицы, воробей,                                          (загибают пальчики)

Шесть ворон и голубей.

Дятел в пестрых перышках,

Всем хватило зернышек.            (сжимают, разжимают кулачки)

           

 

 

     Цель: Воспитывать в детях желание заботиться о птицах, продолжать знакомить детей с многообразием зимующих птиц; учить замечать  характерные  особенности строения птиц.

     В: Наша научная работа по изучению наших соседей, зимующих птиц продолжается .Сегодня наша задача заключается в том, чтобы развесить наши кормушки, насыпать в них корм и понаблюдать   за поведением птиц.(фото детей, готовящих корм, фото детей развешивающих кормушки)

      В: Послушайте стихотворение «Воробей».

                              Скачет, скачет воробей,

                              Кличет маленьких детей.

                              -Киньте крошек воробью

                              -Я вам песенку спою!        

     В: Какую песенку поет нам воробей?

     Д: Песенка воробушка чик-чирик!

     В: Давайте отойдем немного от кормушек и понаблюдаем за кормушками и их гостями. Смотрите, не все птицы садятся на кормушку, только самые смелые, воробьи и синицы. Остальные еще опасаются нас. Очень важно помочь птицам зимой. Посмотрите по сторонам, поищите глазами других птиц, которые летают вокруг нас , наблюдают за кормушкой и её посетителями. Скажите , откуда вороны ведут своё наблюдение?

     Д: Вороны наблюдают с забора или с дерева. А  голуби с крыши.

     В: Молодцы!  Верно, подметили. Птицы выбирают себе разные места для наблюдения: вороны – на толстых ветках деревьев или на заборе, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах. Скажите, почему голуби не летят к нашим кормушкам. Ведь они лучше всех общаются с людьми. Наверное,  потому  что им  неудобно  клевать из кормушек. Они больше чем воробьи и синицы, им надо насыпать семечек на тропинку. Скажите, а все птицы похожи друг на друга или чем- то отличаются?

     Д: Все птицы разные. Одни большие, другие маленькие, у них разная окраска, они издают разные звуки.

     В: А чем же они похожи?

     Д: У всех есть туловище, голова, клюв, крылья, хвост, лапки.

     В: Правильно, все птицы похожи своим строением. Все птицы  по-разному  обнаруживают корм, по-разному  его клюют. Одни зависают около кормушек и клюют на весу, другие садятся на кормушку, третьи  находят корм в мусорных баках. По-разному  вьют гнезда.

     Вечером птиц становится меньше, они прячутся на ночь в укрытия, на деревья, в свои гнезда, под крышами домов.

     По поведению птиц, в старину,  определяли,  какой будет погода: если вороны сидят на макушках деревьев. Каркают и чистят перышки – будет снег; если птицы хохлятся, распушают перья – к холоду.

     Как вы думаете, какая будет завтра погода? Посмотрите как нахохлились воробьи на сирени. Наверное,   будет холодно.

А  теперь,  давайте поиграем.

                           П/игра «Воробьи и автомобиль».

     Цель: развивать внимание, умение двигаться  в соответствии со словами стихотворения, стимулировать двигательную активность, вызвать положительные эмоции у детей.

  В: Скажите, ребята, что за гости прилетали к нашим кормушкам?

Д: К нашим кормушкам прилетали воробьи и синички.

В: Правильно, самые смелые и шустрые птички. Вам понравилось наблюдать за поведением птиц?

Д: Очень понравилось.

В: Что нового вы узнали о птицах?

Д:  Мы узнали, что птицы друг от друга отличаются внешним видом, размером, как они обнаруживают корм, как вьют свои гнезда. И даже как определить погоду по поведению птиц.

В: Вы настоящие орнитологи. Внимательные и наблюдательные.

                         

                                                    

                                                      Среда.

                                                 Рисование.

                                  Тема: Птицы у кормушки.

     Цель: научить  отображать на бумаге,  с помощью красок, свои наблюдения, сделанные на прогулке;  научить   подбирать  цвет, четко  отображать  основные  формы птиц (туловище,  хвост,  голова,  клюв,  глаза,  крылья ).

     Материалы и оборудование: листы бумаги, краски, кисти, стаканы с водой, салфетки, иллюстрации птиц.

     Методические приемы: ролевая игра «Юный орнитолог».

                                            Ход занятия

     В:  Ребята, наше изучение птиц продолжается. Все ученые записывают свои наблюдения или зарисовывают, а так как  мы не умеем писать,  мы свои наблюдения будем  зарисовывать.  Но вначале,  давайте поиграем с вами в игру (дидактическая игра «Что за птица?»).

     Цель: научить различать птиц по словесному описанию, по иллюстрации; обогащать словарный запас детей; активизировать  речь; развивать память.

В: Ребята, отгадайте загадки:           

                      Ты с модницей этой конечно знаком:                     

                      Вертушке на месте никак не сидится.                      

                      Все хвастает синим своим сюртуком                                                                                                                

                      И шапочкой синей гордится.

                                                                       ( Синица)

 

                                                              В серой шубке перьевой

                                                              Скачет, на лету резвится

                                                             И в морозы он герой

                                                             Не орел, но все же птица

                                                                                            (Воробей)            

                              

 

     В: Правильно. Это синица и воробей, вчерашние  гости нашей кормушки . Давайте посмотрим на картинки и вспомним наших птиц.  Воробей серый с коричневыми полосками, синица  окрашена по-другому   у нее грудка желтая, а крылья  и хвост  синие. Скажите  из каких основных частей состоит птица?

     Д:  Птица состоит: из головы, туловища, крыльев, хвоста, лапок. На голове у птицы есть глаза, клюв. Покрыта птица перьями.

     В: Давайте мы с вами сейчас нарисуем то, что видели вчера на прогулке. Как птички прилетали угоститься у нашей кормушки. Возьмите  лист бумаги, расположите его вертикально, и внимательно посмотрите,  как правильно рисовать птиц около кормушки (показ воспитателя). Теперь попробуйте сами ( фото  работ).

     Молодцы! Все превосходно справились с заданием. А теперь давайте пойдем на прогулку и понаблюдаем за воробьями внимательнее.

 

 

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------

                        Дневник наблюдений ( день третий ).

                           Тема: Наблюдение за воробьями.

     Цель:  научить детей замечать характерные особенности строения и окраски воробья.

Сегодня третий день нашей научной работы. Сегодня мы будем изучать воробья. Послушайте стихотворение И. Левина « Мой приятель воробей».

                           За что люблю я воробья?

                           За то, что он такой как я!

                           Когда приходят холода

                           Не улетает никуда!

     Конечно, нам было бы очень скучно без воробьиного чириканья зимой. Обратите внимание на воробья (показать иллюстрацию ) – маленькая неунывающая, бойкая птичка. Его длинна  14,5 см. ,размах крыльев 25 см. , а весит воробей всего  40 гр. Про него часто говорят «серый воробышек». А ведь на самом деле он вовсе не серый. Давайте  рассмотрим его внимательнее. Спинка у него коричневая с широкими  продольными черными полосками. Хвост темно – бурый,  как и крылышки, но они украшены оранжевой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка  серая.

     Воробьи любят  семена растений, мошек, комаров, а зимой с удовольствием  клюют хлебные крошки, которые им насыпают в кормушку люди.  Если какому-нибудь воробью посчастливится найти корм,  он тотчас начинает громко чирикать, созывать на пир своих собратьев. Помните,  мы учили  стихотворение:

              Хлебных крошек не жалей,

             Заслужил их воробей.

              Ты приладь ему кормушку

             Кликнет он свою подружку,

             И пойдет веселый стук

             Тук – тук – тук!

     Посмотрите, и правда  около нашей кормушки собралось много воробьев. Благодаря  умению приспосабливаться домовой воробей самый известный вид птиц. Воробьи весной вьют свои гнезда под крышами домов и амбаров. Что такое амбар?

     Д: Амбар это место где хранят зерно.

     В: Правильно. В этих гнездах они 2-3 раза в год откладывают яйца,  из которых через 2 недели появляются птенчики.

По поведению воробьев можно определить,  как изменится погода. Если воробьи прячутся под крышу – будет мороз и метель. Воробьи сидят на деревьях втихомолку – пойдет снег без ветра. Если воробьи собираются в кучу и беспокойно чирикают – это к метели. Воробьи дружно чирикают – к теплу.

А теперь немного поиграем.

                                     П/и «Воробушки»

В: Ребята, что нового вы сегодня  узнали о воробьях?

Д:  Мы узнали , что воробьи не серые а коричневые, что они любят семена растений, что они вьют  свои гнезда под крышами домов. Они маленькие, но смелые и шустрые птички.

В: Молодцы!  Внимательно слушали и наблюдали за воробьями. Настоящие орнитологи.

                                                  Четверг.

                                          Конструирование.

                                   Тема:  Синица – Лазоревка.

     Цель:  Учить замечать характерные особенности строения птиц (размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела). Учить составлять изображение из геометрических фигур по образцу.

     Материал и оборудование: иллюстрация  синицы, набор геометрических фигур разного цвета и размера, образец,  фланелеграф.

     Методические приемы: ролевая игра «Юный орнитолог».

                                          Ход занятия

Наша с вами  научная работа по изучению зимующих птиц продолжается. Послушайте стихотворение  А. Барто  про героиню  этого дня.

                                         Синица.

                               Скачет шустрая синица,

                               Ей на месте не сидится,

                             Прыг – скок, прыг – скок,

                             Завертелась  как  волчек

                             Вот присела на минутку,

                             Почесала клювом грудку

                            И с дорожки на плетень,

                           Тири – тири, тень – тень – тень.

     Сегодня мы поговорим о синице. Посмотрите  на картинку. Синица – маленькая птичка, обратите внимание на окраску ее оперения, оно на разных участках ее тела разного цвета. Грудка у нее желтая, крылышки и хвостик зеленые, голова – черная. На  лапках у синички острые коготки, благодаря  этим коготкам  синичка ловко передвигается по стволам деревьев. Недаром есть поговорка: «Мала синичка, да коготок остер».  Мы с вами уже знаем , из каких основных частей со стоит птичка и на какие геометрические фигуры похожи части тела нашей птички.

     Сегодня нам предстоит необычная научная работа – мы будем составлять портрет нашей синички из набора геометрических фигур. Перед вами лежит образец, по которому вы будете составлять ваш портрет. А сейчас посмотрите как я буду это делать. Свою работу я выполню на фланелеграфе .

     Вначале я возьму овал желтого цвета – это будет туловище, теперь я возьму круг черного цвета – это будет голова , теперь  я возьму два треугольника одинаковой величины зеленого цвета – это будут крылья, следующий зеленый треугольник будет хвостом моей птички. Посмотрите на мою работу, все ли я сделала правильно?

Д:  Нет, вы забыли сделать птичке газ и клюв.

     В: Молодцы. Я сейчас исправлю свою ошибку и сделаю птичке глазик и клюв. Теперь вы у себя на листочке выложите портрет вашей синички ( фото  работ). Хорошо поработали , а теперь поиграем ( физкульт. минутка «Птички» ). Встанем на ножки машем руками как крылышками: прилетели птички, птички невелички. Сядем на корточки: сели на дорожку, поклевали крошек. Встаем на ножки: увидали кошку -  разлетелись крошки.

     Ребята,  у нас в гостях сегодня Буратино. Помните,  Буратино не слушал папу  Карло и не ходил в школу. Он взял папины открытки и все их перепутал, надо помочь ему правильно разложить открытки. Д/ игра « Рыба, птица, зверь». Я буду показывать вам открытку, а вы мне будете говорить,  кто на ней изображен, птица, рыба или зверь?

     Молодцы, справились с заданием, помогли  Буратино все разложить на свои места. А тебе Буратино надо ходить в школу учиться. Иначе ты всегда будешь попадать в сложные ситуации.

А мы ребята давайте пойдем на прогулку, и посмотрим, правильно ли мы составили портреты нашей сегодняшней  героини Синички.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

                     Дневник  наблюдений. (день четвертый).

       Тема: Наблюдение за синицами – зимними соловьями.

     Цель: Продолжить знакомить с многообразием зимующих птиц, учить находить следы птиц на снегу, наблюдать за поведением синиц.

На прогулке предложить детям послушать стихотворение «Зимние соловьи».

                                     В  ожиданье трудном

                                    Теплых дальних дней

                                   Сердцу с каждым утром

                                   Птичья трель нужней.

                                  Снег хрустит , искрится,

                                  Стужа злей и злей,

                                  Но поет синица – Зимний соловей! 

     Обратите  внимание на синичек возле кормушки. Синички не  так как воробьи, дерутся возле кормушки   за корм, каждая ждет своей очереди, подлетает,  берет корм и отлетает, уступив своей соседке.

     У этой маленькой птички оперенье яркое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку и зеленый плащик, а голову  украсила темной шапочкой. Синичка  всем интересуется,  всюду  сует свой любопытный клюв, ни минуты не сидит на месте. Вспомните, как часто синички заглядывали в окно нашей группы. Она легко прыгает с ветки на ветку и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Синичка любит и хлебные крошки, и семечки, а самое любимое лакомство синички – сало. Сегодня мы приготовили ей подарок. Давайте повесим на веточки кусочки сала и посмотрим, что будет?

     Смотрите как рады наши синички, сколько  их прилетело полакомиться нашим угощением.  Посмотрите,  с какой легкостью она скачет даже по самым тоненьким веточкам, как цепко держится на стволах деревьев вниз головой.

     Ребята давайте почистим наши кормушки, добавим свежего корма и посмотрим на следы возле кормушки. Как вы думаете, кто же оставил следы у нашей кормушки?

     Д: Это следы птиц.

     В: Верно. Вот следы воробья и синички, а вот эти большие следы оставила ворона. А теперь давайте поиграем. П \игра «Не боимся мы кота».

Выбирается водящий – кот, все остальные – синички, воробышки. Кот садится, делает вид, что спит. Птицы машут руками как крыльями, идут по кругу  и говорят: « Чик - чирик, тра –та – та! Не боимся мы кота». По сигналу воспитателя: « Котик просыпается, птички разлетаются» ( дети разбегаются, кот их ловит ). По сигналу: « Кот устал. Поспать пора» (игра повторяется).

Здорово мы поиграли. Ребята , скажите за кем мы сегодня наблюдали и что нового узнали?

     Д: Мы сегодня наблюдали за синицами. Мы узнали, что синички очень любят сало и никогда не дерутся за корм, а каждая ждет своей очереди. У синички очень красивая окраска и очень острые коготки.

     В: На сегодня наша научная работа закончена. Мы с вами правильно составили портрет синички, узнали о повадках синицы. И теперь ее не спутаем с другой птичкой.

 

                                                 Пятница.

                                                Аппликация.

                                           Тема: Снегирь (или синичка).

     Цель: Продолжить знакомство детей с зимующими птицами, учить различать птиц по характерным признакам. Научить  выделять основные части строения птиц, определять их форму, учить отображать , увиденное в самостоятельной работе.

     Материалы и оборудование:  иллюстрация снегиря,  заготовки (трафареты  геометрических фигур, нарисованных на цветной бумаги), ножницы, клей, кисточки, салфетки.

     Методические приемы: ролевая игра.

                                                 Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете,  кто герой этого дня.

       - Ты откуда. Ты откуда

        Прилетел к нам,  красногрудый?

         - Облетел я всю  Сибирь

        - А зовут меня… ( Снегирь)

 

Грудка ярче, чем заря!

У кого?  ( У снегиря)

     В: Правильно. Сегодня наш герой- снегирь. Посмотрите на иллюстрацию. Правда красивая птичка. Давайте, посмотрим,  чем же она отличается от других птиц, с которыми мы уже познакомились во время нашей научной работы.

     Снегиря от других птиц отличает яркая окраска перьев на груди. Но так ярко окрашен только самец ,  самочка окрашена скромнее. У нее грудка окрашена в серый цвет. Снегири  прилетают к нам с первыми морозами и радуют нас своей красотой. Снегири очень любят ягоды: ранетки, рябину, из которых они выклевывают косточки, а все остальное бросают. Еще они любят клевать почки  и поэтому многие садоводы не очень рады , когда на их яблоньках  вырастают живые яблочки – снегири. Ведь когда снегири сидят на веточках деревьев, они так похожи на яблочки.

     Все ученые обладают очень хорошей памятью. Сейчас мы проверим , так ли это? Вы юные ученые – орнитологи. Мы будем проверять вашу память при помощи игры, которая называется:

                       « Помнишь ли ты эти стихотворения?»

     Цель: Развивать память детей, пополнять словарный запас, тренировать голосовой аппарат, активизировать речь, учить выразительному чтению стихотворений.

     Наша игра будет заключаться в том, что я начинаю читать стихотворение, а вы заканчиваете. А стихотворения будут о снегирях. Ведь красота этой птицы вдохновляла  многих поэтов и раньше и сейчас. И так начинаем….

  « Снегири».                                              « Снегирь»

Снегири, снегири,                                   От простуд он не страдает,

Как осколочки зари                                Не страшится злобных вьюг,

Рдеют на дорожке                                   И к зиме не улетает   

Ты мороз их не бери-                              На далекий знойный юг.  

Обожжешь ладошки!                               Пусть покроют снега груды

                                                                    И пригорок и пустырь   

                                                                    Раскрасавиц  красногрудый,     

                                                                    Житель севера – снегирь.

 

Выбегай поскорей, посмотри на снегирей!

Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели.

А  Мороз – Красный нос им рябинки принес.

Хорошо угостил, хорошо подсластил

Зимним вечером поздним,

Ярко-алые грозди. 

                                                           А. Прокофьев.

     Молодцы. У вас замечательная память. Вы настоящие ученые. Давайте,  вспомним,  из каких частей состоит птица, и на какую геометрическую фигуру похожа каждая часть.

     Д:  птица состоит: из туловища – оно овальное; из головы – она круглая; из крыльев и хвоста – они треугольные; на голове есть глаза и клюв.

     В:  Скажите,  в какие цвета окрашен снегирь?

     Д: Снегирь окрашен в красный, черный и белый цвета.

     В: Правильно. Сегодня мы  постараемся  изобразить портрет снегиря . Сделаем  аппликацию. На вашем столе лежит  трафарет, нарисованные на цветной бумаге геометрические фигуры. Их надо вырезать. После составить из них изображения снегиря на синем фоне, который будет изображать снег (фото работ ). Какие замечательные снегири получились. Не зря про снегиря говорят:

- Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

     А теперь, давайте пойдем гулять. Рано утром я насыпала под ранетку семечек и сушеной рябины. Солнышко уже высоко может снегири прилетели полакомиться.

 

 

 

 

 

                          Дневник наблюдений (день пятый).

                            Тема: Наблюдение за снегирями.

     Цель: Продолжить знакомить детей с многообразием зимующих птиц. Учить замечать характерные особенности строения птиц,  размер, окраску: разный цвет оперения на различных участках тела снегиря ( самца и самочки).

 

     Во время прогулки загадать загадку:

                           Пусть я птичка –невеличка

                          У меня друзья привычка

                          Как начнутся холода

                          Прямо с севера сюда!                   Снегирь.

     Обратите внимание на удивительно красивых птиц на ветках ранетки. Наверное , какой-то  волшебник за ночь , вырастил  яблоки среди зимы. Подойдем поближе и рассмотрим эти волшебные яблоки. Это вовсе не яблоки – это снегири. С наступлением первых морозов они прилетели к нам. Посмотрите на самца у него спинка синевато серая, подхвостье (перья под хвостом) – ослепительно белые, хвост и крылья черные, а грудка  - ярко красная. Самочка окрашена  скромнее, ее грудка окрашена в серый цвет. Снегири любят клевать почки сирени и семена  ясеня. Слышите  нежный свист, а теперь щебет разного тона – это поет самец- снегирь, так он подзывает самочку. Снегирь хоть и пугливая птица, но часто прилетает к человеку. Семечек ,которые я насыпала утром, уже нет.  Насыплем  еще ,может самый смелый  снегирек  спустится к нашему угощению (фото снегиря).

      А вот и наш герой. По поведению птиц , в старину,   определяли какой будет погода?  Говорили: если поют  снегири – это к оттепели. Вот и у нас поют снегири, будет тепло. А теперь поиграем:

                  П\ игра «Зимующие и перелетные птицы».

     Цель: закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, вызвать  положительные эмоции у детей.

Как весело мы играли. Ребята, скажите,  с кем мы сегодня познакомились, что нового узнали?

     Д: Мы сегодня познакомились со снегирем. Мы узнали что самец и самочка окрашены по разному, что снегирь любит ягоды и семена ясеня, что если поют снегири, то будет тепло.

     В: Все правильно. Вы очень наблюдательные и внимательные, а на сегодня наше путешествие в мир птиц закончено, но мы обязательно вернемся в него завтра.    

 

P1020967

 

 

Хороводная игра «Воробей»

Среди белых голубей                             (хоровод)

Скачет шустрый воробей                      («воробей» скачет в центре круга)

Воробышек-пташка, серая рубашка     (идут приставным шагом)

Откликайся воробей,                              («воробей»  пытается вылететь,

Вылетай-ка, не робей!                    дети-голуби, взявшись за руки, не пускают)

 

 

 

Подвижная игра «Воробьи-вороны».

Все участники делятся на две команды: «Воробьи» и «Вороны».  Команды встают очень близко напротив друг друга. Между командами проводится черта или кладется длинная веревка.  Ведущий стоит в стороне и произносит слова: «воробьи»   или  «вороны» в произвольном порядке. Команды слушают слово: если услышат название своей команды, то это сигнал к тому, что они должны поймать участника из команды-соперницы, не заступая за черту. Если команда услышала название команды-соперницы, то задача участников – отбежать от черты назад, чтобы не быть пойманным.

 

 

 

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы, чем бы поживиться.

 

 

                             Этюд

Ведущий:

Выпал снег, а эта птица снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем красногрудым снегирем.

Ты откуда снегирек прилетел в наш лесок?

 

Снегирь (ребенок):

С севера я прилетел, вкусных ягод захотел.

Юч-юч-юч-ю, звонко песенку пою.

 

Ведущий:

У нас метели, вьюги злятся. Ты не будешь их бояться?

 

Снегирь (ребенок):

Я не буду их бояться, пусть метут они и зляться:

Для зимы я приберег теплый красный кожушок.

 


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №33 г

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №33 г

Полное название проекта: «Подкормите птиц зимой»

Полное название проекта: «Подкормите птиц зимой»

Накопление информации. 2.

Накопление информации. 2.

Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений пробуждает в ребенке яркие впечатления, вызывает положительные эмоции

Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений пробуждает в ребенке яркие впечатления, вызывает положительные эмоции

Материалы: Иллюстрации зимующих птиц из энциклопедии «В мире дикой природы»

Материалы: Иллюстрации зимующих птиц из энциклопедии «В мире дикой природы»

В: Правильно. Как же мы используем перья или пух?

В: Правильно. Как же мы используем перья или пух?

Загадка. Как лисица среди зверей

Загадка. Как лисица среди зверей

Д: Мы можем развесить кормушки

Д: Мы можем развесить кормушки

Цель: Воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, развивать мелкую моторику, стимулировать желание работать самостоятельно

Цель: Воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, развивать мелкую моторику, стимулировать желание работать самостоятельно

Теперь предлагаю пойти на прогулку и развесить наши кормушки-столовые

Теперь предлагаю пойти на прогулку и развесить наши кормушки-столовые

Проект "Птицы"

Проект "Птицы"

Дневник наблюдений (день второй)

Дневник наблюдений (день второй)

В: Молодцы! Верно, подметили

В: Молодцы! Верно, подметили

Д: Мы узнали, что птицы друг от друга отличаются внешним видом, размером, как они обнаруживают корм, как вьют свои гнезда

Д: Мы узнали, что птицы друг от друга отличаются внешним видом, размером, как они обнаруживают корм, как вьют свои гнезда

Цель: научить различать птиц по словесному описанию, по иллюстрации; обогащать словарный запас детей; активизировать речь; развивать память

Цель: научить различать птиц по словесному описанию, по иллюстрации; обогащать словарный запас детей; активизировать речь; развивать память

В: Давайте мы с вами сейчас нарисуем то, что видели вчера на прогулке

В: Давайте мы с вами сейчас нарисуем то, что видели вчера на прогулке

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывать на пир своих собратьев

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывать на пир своих собратьев

Цель: Учить замечать характерные особенности строения птиц (размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела)

Цель: Учить замечать характерные особенности строения птиц (размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела)

Посмотрите на мою работу, все ли я сделала правильно?

Посмотрите на мою работу, все ли я сделала правильно?

Обратите внимание на синичек возле кормушки

Обратите внимание на синичек возле кормушки

Пятница.

Пятница.

Цель: Развивать память детей, пополнять словарный запас, тренировать голосовой аппарат, активизировать речь, учить выразительному чтению стихотворений

Цель: Развивать память детей, пополнять словарный запас, тренировать голосовой аппарат, активизировать речь, учить выразительному чтению стихотворений

Молодцы. У вас замечательная память

Молодцы. У вас замечательная память

А теперь, давайте пойдем гулять

А теперь, давайте пойдем гулять

Обратите внимание на удивительно красивых птиц на ветках ранетки

Обратите внимание на удивительно красивых птиц на ветках ранетки

Хороводная игра «Воробей» Среди белых голубей (хоровод)

Хороводная игра «Воробей» Среди белых голубей (хоровод)

Спит под сугробами крепко земля

Спит под сугробами крепко земля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2021