Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Перемская ООШ»
Дошкольная разновозрастная группа.
Групповой проект:
«Путешествие в страну
красивой и грамотной речи»
(разновозрастная группа)
Подготовила:
воспитатель
Мальцева В.А.
2021-2022 г.
Название проекта: «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
Вид проекта: Групповой, игровой,, долгосрочный .
Сроки реализации: с 01.10.2021 по 20.05.2022 .
Участники проекта: воспитатель, дети разновозрастной группы, родители.
Возраст детей: 2-7 лет.
Проблема:
Уровень развития связной речи детей разновозрастной группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Актуальность проекта:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. различные речевые нарушения у детей встречаются часто. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры и чтение художественной литературы. Дидактические игры и пересказывание литературных произведений развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Мониторинг речи детей показывает пробелы в развитии речи детей.
Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Цель проекта:
Создать необходимые условия для успешного речевого развития дошкольника.
Задачи проекта:
Ø Пробудить в ребенке желание самому участвовать в коррекции речи.
Ø Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
Ø Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
Ø Способствовать развитию общения детей со взрослыми и сверстниками;
Ø Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом;
Ø Развивать речевые и творческие способности;
Ø Приобщать родителей к семейному чтению художественной литературы и развитию у детей связной речи, к совместной деятельности со своим ребенком.
Объект проекта– Дети разновозрастной группы.
Предмет проекта– Связная речь и речевая активность детей.
Ожидаемые результаты:
Позитивное взаимодействие детей в коллективе; Развитие коммуникативной функции речи; Успешное овладение грамотной и связной речью; умение договариваться со сверстниками; умение обратиться к взрослому с вопросом; умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением. Совершенствование звуковой стороны речи ;пополнение словарного запаса. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки; развитие логического и образного мышления; повышение компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использование методов и приемов в совместных играх с детьми.
Методы и приемы: практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент; Консультации родителям; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
Содержание:
-Определение темы проекта, постановка цели и задач;
-Создать мотивацию для работы по проекту;
-Привлечь родителей к активному сотрудничеству;
-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.
- Изучение причин речевых нарушений.
-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
- Исследовать связную речь детей
-Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.
-НОД Задачи: Расширять знания детей о временах года, учить детей составлять описательные рассказы, используя при этом план – схему, продолжать учить связно и развёрнуто рассказывать. Развивать память, внимание, словесно- логическое мышление. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках времен года, расширить знания детей, обогатить и активизировать словарь детей. Учить пересказывать сказку. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Закреплять уже известные способы словообразования;
- дидактические игры «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию»,
«Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ по сюжетным картинкам», «Продолжи предложение».
- Заучивание стихов о временах года, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок, потешек.
-Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2 этап – основной
Цель: создание условий и организация игровой и учебной деятельности по речевому развитию детей. Повысить мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в коррекции развития речи.
Содержание:
- Отгадывание и составление загадок, заучивание стихотворений;
-Составление предложений по картинкам.
-Составление описательного рассказа
-Рассказывание по сюжетным картинкам.
-Игровое занятие «В гостях у Сороки-белобоки», заучивание потешек.
-Речевые игры с движением, логоритмические упражнения.
- Обсуждение с детьми характера и поступков сказочных героев.
- Театрализация сказок.
-Пальчиковая гимнастика со стишками.
-Изготовление специальных пособий для дыхательной гимнастики.
-Дыхательная гимнастика «Послушный ветерок».
- Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, пересказывание сказки.
-Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе.
-Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», - Выполнение с детьми совместного творческого задания «Нарисуем сказку».
- Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Консультации: «Речевое развитие детей », «Речевые игры с детьми», «Дидактические игры, как средство развития речи».
-Чтение художественной литературы.
3 этап - заключительный
Цель: обобщить и систематизировать знания детей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.
Содержание:
- Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая книга»,с опорой на соответствующие иллюстрации;
-Беседа на тему: «Путешествие в страну красивой речи»
-Оформление ЛЭП-БУКА по развитию речи.
- Оформление картотеки «Словесные и дидактические игры по развитию речи»
- Оформление консультации для родителей « Особенности речевого развития детей»
- Участие в конкурсе стихов о ВОВ.
- Оформление альбома с детскими работами, сделанными совместно с родителями.
- Обработка и оформление материалов проекта.
- Размещение наглядной информации в родительском уголке по теме проекта - Вручение родителям буклета «Советы учителя- логопеда по развитию связной речи».
Достигнутые результаты:
Созданы условия для успешного овладения грамотной и связной речью. Наметилась положительная динамика в развитии коммуникативных и творческих способностей детей. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители заинтересованы помочь своему ребенку. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысят их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, потешки, Самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. Родители проводят дома вечера за совместным чтением книг со своим ребенком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.