Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение ,воспитывать любовь и уважение к родителям.
Планируемые результаты:Предметные:
- умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличить темп чтения вслух ,исправляя ошибки при повторном чтении текста ,воспринимать на слух художественное произведение ,умение пересказывать текст
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока ,исходя из анализа материала учебника, понимание ее ,планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока ,оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных ( ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни),проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Аксакова.
Оборудование:
книги(сказки); портрет писателя С. Т. Аксакова; , презентация, раздаточный материал, толковый словарь С.Ожегова..
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Здравствуйте.
- Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь. (слайд № 1)
(Звучит музыкальное сопровождение «В гостях у сказки»)
- Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни проехать, ни пройти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть всё, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова.
2.-Речевая разминка.
На стульях сидят шалунишки,
Листают волшебные книжки
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
(Дети читают медленно, с интонацией, с раздражением, выразительно)
3. Работа по теме. Самоопределение к деятельности.
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз?
- Что это? (венец, зеркало)
- Чего не хватает?
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)
- Как думаете, чем будем заниматься на уроке?
- Кто написал сказку? Для кого С.Аксаков написал сказку? (для внучки)
- Его внучка очень любила сказки. А вы любите сказки? Почему?(мудрые…)
- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» (слайд № 2)
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.
Вопросы:
- Сколько дочерей было у купца?
- Куда собирался уезжать купец?
- Какие гостинцы просили привезти его дочери?
- Где увидел отец цветок?
- Как купец понял, что это именно тот цветок?
- Что случилось, когда он сорвал цветок?
- Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?
- Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?
- Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами?
- Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?
- Чем закончилась сказка?
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
4. Работа в парах.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
· Нашел купец подарки для старших сестер.
· Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
· Жил купец и было у него три дочери.
· Младшая дочь у зверя лесного.
· Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
· Купец встретился со зверем лесным.
· Превращение зверя в принца.
· Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо
Проверка по образцу. (слайд № 3)
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
- Молодцы.
5. Физминутка. (слайд № 4)
6. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
-Повторим правила работы в группе! (слайд № 5)
1. Распределите роли в группе.
2. Внимательно прочитайте задание.
3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Вспомните пословицы о честности.
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 204) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.205 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
2. Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?
3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится это иллюстрация. (прочитайте)
2. Как вы считаете какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему? (Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Скромность всякому к лицу.)
7. Выступление групп (слайд № 6)
1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа (слайд № 7)
(на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.
- А вы могли бы так поступить?
3 группа(слайд № 8)
(на доске запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
4 группа (слайд № 9)
(на доске запись – любовь)
8. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
9. Просмотр видеоролика (5 мин) к сказке. (слайд №10)
10. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.
У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи).Спасибо за работу на уроке. 11.Итог.Выставление оценок.
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
Домашнее задание: пересказывать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.