Статья на тему "Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения".
Оценка 5

Статья на тему "Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения".

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
чтение
1 кл—4 кл
22.06.2024
Статья на тему "Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения".
"Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения".
statya_3.docx

Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в идеях творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку” в душе ребенка.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее.

В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения.

Практика организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

– наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;
– разработка планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;
– соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
– последовательное усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся;
– стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
– разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:

– умение выходить за пределы собственных возможностей, за границы данной ситуации:

  1. Самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, то есть перевести учебную задачу в творческую;
  2. Самостоятельно найти недостающие условия в любом “хранилище информации” (в учебнике, справочнике, книге);
  3. Запросить недостающие данные у учителя, поставившего эту задачу.

С этой целью на уроках литературного чтения практикую разнообразные виды творческих работ.

1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.

  • Работа с иллюстрацией к тексту.

Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.

Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

Мною был опробован и показал неплохие результаты следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.

На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

Свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.

После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют. (Приложение №1)

  • Рецензирование детьми созданных рисунков.

Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаю это так:

    • каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
    • школьники обмениваются рисунками;
    • получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
    • сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником. (Приложение №1)
  • Составление диафильмов по произведению.

Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.

Делаем так:

– по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
– какие строки из текста вы соотнесете с ними;
– определите количество кадров.

Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.

  • Лепка и аппликация.

Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

  • Метод моделирования.

Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.

Таким образом, моделирование позволяет:

– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;
– дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;
– поддержать интерес к художественной литературе;
– обогащать духовный мир ребенка;
– осознанно воспринимать художественные произведения. (
Приложение №1)

  • Книжки-самоделки.

Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.

Например, у Юли Даниловой книжка “Котик вам расскажет” имеет силуэт котика. А у Данила Юдина “Веселый поезд”: странички – вагончики.

В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения

Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения

Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении

Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении

Книжки-самоделки. Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением

Книжки-самоделки. Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2024