Урок химии "Соли аммония"
Оценка 4.6

Урок химии "Соли аммония"

Оценка 4.6
doc
28.12.2021
Урок химии "Соли аммония"
Соли аммония.doc

 

Тема: Соли аммония.

Цель: Изучить состав, свойства и применение солей аммония, используя химический эксперимент.

Задачи:

Образовательные: Систематизировать знания учащихся о солях, изучить свойства, присущие солям аммония, научиться распознавать эти соли, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека.

Развивающие: Продолжить развитие умений устанавливать причинно- 

     следственные связи, делать выводы, наблюдать и объяснять результаты   

     демонстрационного эксперимента.

Воспитательные: Выработать у учащихся аккуратность при работе с химическими реактивами. Способствовать у учащихся воспитанию умения работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа), практические (демонстрация опытов, ученический опыт), методы самостоятельной работы (решение задач), методы контроля и самоконтроля ( устный и письменный опрос).

Средства: приборы и общее оборудование (химическая посуда, реактивы), наглядные(учебник, таблица Менделеева, химический эксперимент), изобразительные( химические формулы и уравнения).

Межпредметные связи: Биология, экология.

Основные понятия: Соли аммония, разложение солей аммония, качественные реакции на ион аммония.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, стакан с водой, спиртовка, спички, длинная стеклянная трубка, хлорид аммония (NH4Cl), нитрат серебра (AgNO3), серная кислота (H2SO4), едкий натр, едкий калий, нитрат аммония (NH4NO3), хлорид бария (BaCl2), сульфат аммония ((NH4)2 SO4).

 

Урок «Соли аммония» подготовлен для 9 класса и проводится при изучении темы «Подгруппа азота».

Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощью вопросов, заданий мысль учащихся, приводит к осуществлению вывода о необходимости теоретических знаний для объяснений различных природных явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I.   Организационный момент. (1 мин)

-Отметить отсутствующих

 

II.   Повторение и контроль (10 мин)

1.Сообщение «Применение аммиака»  (5 мин) – личностное ууд (связь с жизнью)

1 ученик рассказывает, остальные учащиеся слушают и выписывают, как используется аммиак:

v  Аммиак используют в холодильных установках,

v  из аммиака получают удобрения,

v  его применяют в медицине,

v  в быту (при пайке, для нейтрализации кислот,

v  как хорошее средство для тушения огня),

для получения азотной кислоты и её солей

2. Альтернативный тест (5 мин) – познавательное ууд (выбор правильного ответа из множества)

Выдать листочки.

1 вариант выбирает правильные ответы для азота, 2 вариант - для аммиака.

 

1.Газообразный при обычных условиях

2.Не имеет запаха

3.Бесцветный

4.Степень окисления азота   -3

5.Взаимодействует с кислотами с образованием солей

6.В молекуле между атомами ковалентная полярная связь

7. Взаимоотношение с водородом в присутствии катализатора

8. Он является важнейшим биогенным элементом.

9. Он проявляет только восстановительные свойства

10. В атмосфере этого газа хранят рукописи

 

На экране высвечивается слайд с правильными ответами, проводим взаимопроверку: - регулятивные ууд

 

азот

аммиак

1,2,3,7, 8,10

1,3,4,5,6,9

Учащиеся сдают листочки с тестом на проверку

 

III. Изучение нового материала (25 мин)

Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.

Вопрос учащимся: Ребята вспомните, что мы изучили на прошлом уроке?

На прошлом уроке мы познакомились с физическими и химическими свойствами аммиака, убедились в значимости этого вещества для человека.

Сегодня я хочу познакомить вас с веществами, которые могут быть получены из аммиака. Итак, начнем знакомиться с этими удивительными веществами!

Как выглядит ион аммония ребята узнали из предыдущего урока «Аммиак».

Записывают: Тема урока «Соли аммония»

 

Название «аммоний» предложил в 1808 го­ду знаменитый английский химик Хэмфри Дэви. Латинское слово ammonium когда-то означало: соль из Аммонии. Амония — область в Ливии. Там находился храм египетского бога Аммона, по имени которого и называли всю область. В Аммонии издавна получали аммонийные соли (в первую очередь нашатырь), сжигая верблю­жий навоз. При распаде солей получался газ, который сейчас на­зывают аммиаком. С 1787 году (в том самом году, когда был принят термин «азот») комиссия по химической номенклатуре дала этому газу имя ammoniaque (аммониак). Русскому химику Я. Д. Захарову это название показалось слишком длинным, и в 1801 году он ис­ключил из него две буквы. Так получился аммиак. Познавательные ууд

 

Коммуникативные ууд (диалог с учителем)

Давайте  вспомним какие вещества называются солями?

Соли - это сложные вещества, в состав которых входит металл и кислотный остаток.

Какие ионы образуются при диссоциации солей?

При растворении солей образуются катионы металлов и анионы остатков. Например: хлорид натрия при растворении в воде диссоциируют на катионы натрия с зарядом 1+ и хлорид-ионы с зарядом 1-.

Какие вы можете назвать соли аммония?

Хлорид аммония, нитрат аммония, сульфат аммония и др.

Чем же отличаются эти соли от солей металлов?

При диссоциации эти соли в растворах дают сложный катион аммония с зарядом 1+.

 

Физические свойства солей аммония.

На столах у учащихся находятся все необходимые реактивы.

Опишите внешний вид солей аммония и сравните с внешним видом солей щелочных металлов.

Соли аммония по внешнему виду очень похожи на соли щелочных металлов - это белые кристаллические вещества, поэтому все соли аммония должны хорошо растворяться в воде.

Проверим это практически.

Эксперимент 1  - Познавательные ууд

Насыпать в отдельные пробирки хлорид, сульфат, нитрат аммония и прилить воду в каждую пробирку.

Какой вывод мы можем сделать?  Соли аммония хорошо растворяются в воде.

Физические свойства:

                          а) твёрдые вещества

                          б) кристаллического строения- ионные кр. решётки

                           в) хорошо растворимые в воде.

 

Химические свойства.

Какие общие химические свойства имеют соли?

В растворах соли вступают в реакции обмена между собой, соли реагируют с кислотами и щелочами, одни металлы могут вытесняться из солей другими металлами.

 

Давайте изучим, имеют ли перечисленные свойства соли аммония

1. Взаимодействие с солями.

Эксперимент 2  - познавательные ууд

Налейте в пробирку раствор хлорида аммония и, пользуясь таблицей растворимости, подберите такую соль, чтобы реакция была полностью необратима.

Большинство учащихся проводят реакцию взаимодействия хлорида аммония с нитратом серебра.

Прилейте раствор такой соли к раствору хлорида аммония.

Какой можно сделать вывод о способе распознавания хлорида аммония?

 Хлорид аммония можно распознать так же, как и все соли соляной кислоты - действием раствора нитрата серебра.

 

Возьмите раствор сульфата аммония. Какую вторую соль нужно взять, чтобы реакция пошла до конца?

Нужно взять хлорид бария, тогда образовавшийся сульфат бария выпадает в осадок, и реакция пойдёт до конца.

 

Правильно. Проделайте этот опыт, результаты покажите классу и запишите на доске. (Остальные учащиеся записывают уравнение реакции в тетрадях).

NH4Cl + AgNO3 à NH4NO3 + AgCl-осадок

(NH4)2SO4 + BaCl2 à 2NH4Cl + BaSO4-осадок

 

2. Взаимодействие с кислотами.

Демонстрационный опыт 1

Взаимодействие сухого хлорида аммония с серной кислотой (к). Вспоминаем технику безопасности при работе с концентрированными кислотами!

Запишите уравнение реакции.

2NH4Cl + H2SO4  à(NH4)2 SO4 + 2HCl

Хлороводород обнаруживается лакмусовой бумажкой, что показывает растворимость его в воде.

 

3. Взаимодействие со щелочами.

Эксперимент 3

Налейте в пробирку раствор любой соли аммония и прилейте щёлочи. Понюхайте. Если запах не чувствуется, подогрейте пробирку. Запах какого знакомого вещества вы ощущаете?

Запах такой же как от нашатырного спирта. Это запах аммиака.

Запишите уравнение реакции в тетрадь.

А каким образом можно ещё обнаружить аммиак? NH4Cl+ NaOH à NH4OH + NaCl

Аммиак обнаруживается по посинению лакмусовой бумажки. Фенолфталеин в присутствии аммиака приобретает малиновую окраску.

 

4. Разложение.

Демонстрационный опыт 2

Но соли аммония имеют и особенные, отличающие их от других солей, свойства. Насыпаем немного в пробирку хлорида аммония. Осторожно нагреваем и наблюдаем, что происходит? Запишите уравнение в тетрадь.

NH4Clà NH3 + HCl       

Соль исчезла, верхняя часть пробирки покрылась белым налётом - очевидно, хлорид аммония разлагается на аммиак и хлороводород.

 

IV. Закрепление (5 мин)

1.Выбрать и назвать соли аммония - познавательные ууд

NaNO3         H2SO4        NH4HSO4

 

K2CО3        (NH4)2CО3       H3PО4

 

NaCL        AgNO3               Ca(OH)2

 

NH4Cl       HNO3           NH4H2PО4

 

CaCl2        (NH4)2SO4         H2S

 

NH4NO3        H2SiO3       (NH4)2S

 

 

2.Назовите основные химические свойства солей аммония.

3.Назовите физические свойства солей аммония.

 

Рефлексия:

1)Поведите итог проделанной работе. Коммуникативные и личностные ууд

2)Прочтите цель урока, как вы оцениваете степень ее достижения?

3)Оцените степень понимания материала от 1 до 10.

 

V . Задаю Д/З (2 мин)

 

Пр. 25. Сообщение  «Применение солей аммония». Личностные ууд

Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.

N2à NH3 à (NH4)2НРO4 à NH4Cl à NH4NO3

Составьте полное и краткое ионные уравнения для превращений 3 и 4

Составьте окислительно-восстановительную реакцию для превращения 1

 

Применение солей аммония:

NH4 NO3 - минеральное удобрение

NH4 Cl- используют при паянии, так как он очищает поверхность металла от оксидной пленки

NH4 HCO3 - используют в кондитерском деле

(NH4 )2 CO3- используют в кондитерском деле (NH4 HCO3 à NH3+ H2 O+CO2)

NH4 NO3 +C(уголь) +Al (пудра)-используют в качестве взрывчатого вещества.

 

3H2+ N2à 2NH3 

2NH3 + H3PO4 →(NH4)2НРO4

(NH4)2НРO4 + 2HCl  → 2NH4Cl + Н3РO4

NH4Cl + AgNO3 à NH4NO3 + AgCl

Спасибо за урок! До свидания!


Тема : Соли аммония. Цель : Изучить состав, свойства и применение солей аммония, используя химический эксперимент

Тема : Соли аммония. Цель : Изучить состав, свойства и применение солей аммония, используя химический эксперимент

Ход урока. I . Организационный момент

Ход урока. I . Организационный момент

С 1787 году (в том самом году, когда был принят термин «азот») комиссия по химической номенклатуре дала этому газу имя ammoniaque (аммониак)

С 1787 году (в том самом году, когда был принят термин «азот») комиссия по химической номенклатуре дала этому газу имя ammoniaque (аммониак)

Нужно взять хлорид бария, тогда образовавшийся сульфат бария выпадает в осадок, и реакция пойдёт до конца

Нужно взять хлорид бария, тогда образовавшийся сульфат бария выпадает в осадок, и реакция пойдёт до конца

Назовите физические свойства солей аммония

Назовите физические свойства солей аммония
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2021