Проект "Растения - Наши друзья"
Оценка 4.7

Проект "Растения - Наши друзья"

Оценка 4.7
docx
10.06.2020
Проект "Растения - Наши друзья"
Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе.
Проект Растения - наши друзья.docx

Хайлютдинова Алёна Сергеевна

воспитатель, 1 квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад №103», г. Каменск-Уральский

 

Проект «Растения – наши друзья»

 

Актуальность проекта.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится экологическое воспитание подрастающего поколения. Первой ступенью в системе экологического воспитания является дошкольное образование. Эмоциональность, особая восприимчивость, открытость и огромный интерес к миру природы у ребенка дошкольного возраста являются основополагающими факторами для начала успешного экологического воспитания детей.

На  территории  нашего детского сада в естественных условиях произрастает много разных растений и некоторые из них лекарственные. Наблюдая  и  рассматривая растения   в  группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили  узнать   об   их  значимости  в  жизни  людей. С детьми мы решили изучить лекарственные растения, посадить их и вырастить. Поэтому  был разработан экологический проект «Растения  - наши друзья».

Цель проекта: Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе.

Задачи проекта:

а) воспитательные:

·         Формировать представления о том, что человек часть природы и что он должен беречь и заботится о ней.

·         Воспитать эстетическое восприятие окружающего мира, любовь к родному краю.

б) развивающие:

·         Развивать наблюдательность, любознательность, творческие и коммуникативные способности, познавательные интересы детей.

·         Способствовать  формированию  мыслительных операций, развитию речи.

в) образовательные:

·         Расширять представления о растениях и явлениях природы.

·         Познакомить с понятием «растения» и «лекарственные растения».

·         Дать знания о лекарственных растениях, их особенностях и полезных свойствах.

·         Формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.

Использование методик, технологий.

В своем проекте я использовала метод наглядного моделирования. Сущность этого метода заключается в использовании модели, которая способствует развитию у детей умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний.

Моделирование и модели  позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе, и используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. 

При ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:

·        Предметные (В них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов.)

·        Предметно-схематические (В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.)

·        Графические (Графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)

Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений), а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.

Моделирование в экологическом образовании обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители.

Сроки реализации проекта: июнь 2016 г.  — сентябрь 2016 г.

Тип проекта: исследовательский, групповой, краткосрочный.

Содержание проекта:

Формы работы

Ответственные

Сроки исполнения

I этап (подготовительный)

1.Изучение и подбор методической литературы по направлению проекта.

Воспитатели

май-июнь

2.Разработка систем мероприятий по ознакомлению дошкольников с лекарственными растениями.

Воспитатели

май-июнь

3.Разбивка клумбы для лекарственных трав.

Воспитатели

Родители

май

4. Подготовка  табличек-указателей  с названиями растений.

Воспитатели

май

5. Сбор  литературы  о  лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки.

Воспитатели

Родители

май-июнь

6. Подготовка  календаря  наблюдений за ростом и развитием растений.

Воспитатели

июнь

II этап (основной)

1.Посадка семян и рассады.

Воспитатели

июнь-июль

2.Познавательно-исследовательская деятельность: строение растений; условия необходимые для жизни растений; рост, развитие растений.

Воспитатели

 

июль-сентябрь

3. Ведение календаря наблюдений.

Воспитатели

июль-сентябрь

4. Беседа с детьми о лекарственных растениях, их особенностях и полезных свойствах.

Воспитатели

июль-август

5. Чтение художественной литературы.

Воспитатели

июль-август

6. Дидактические   и  сюжетно-ролевые  игры, направленные  на  запоминание  названий лекарственных   растений,    их   особенностях  и  полезных свойствах.

Воспитатели

июль-август

7. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему лекарственных растений.

Воспитатели

июль-август

8. Выпуск  сборника  лекарственных  растений  (с привлечением родителей) «Наши зелёные друзья».

Воспитатели

август

9. Оформление   коллажа   детских  работ «Зелёная аптека в детском саду»

Воспитатели

август

10. Экологический праздник «Юный натуралист»

Воспитатели

август

III этап (заключительный)

4. Коллаж «Знатоки лекарственных растений»

Воспитатели

сентябрь

5. Презентация  проекта «Растения – наши друзья».

Воспитатели

сентябрь

Коммуникативная деятельность.

Беседы: знакомство с лекарственными растениями; очень жгучая крапива; о пользе лекарственных трав; наш верный друг-подорожник.

Рассматривание иллюстраций лекарственные растения и луговые травы.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Как растет подорожник. Трава душиста - ароматные листья (мята). Ароматная мелиса. Строение растений. Условия необходимые для жизни растений. Рост, развитие растений. Опыт «Разноцветные растения».

Трудовая деятельность.

Полив  растений. Учить узнавать и правильно называть некоторые лекарственные растения. Оформление сборника лекарственных растений. Изготовление коробочек для собранных и засушенных лекарственных растений.

Изобразительная деятельность.

Рисование «На лугу», «Наш друг-подорожник». Объемная аппликация «Одуванчик». Лепка «Наши зеленые помощники».

 

Музыкальная деятельность.

Ю. Антонов «Не рвите цветы». В. Моцарт «Цветы». П.И. Чайковский «Времена года», «Вальс цветов». Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа». М. Протасов «Одуванчики».

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Съедобное-несъедобное»; «Вершки-корешки»; «Назови правильно»; «Угадай по описанию»; «От какого растения часть».

Сюжетно-ролевые игры: «Юный натуралист»; «Огород».

Художественная литература.

Сказка о подорожнике. А. Стрижев «Огород на опушке». С. Заварухина Сказка «Жила-была крапива». Сказка про мяту. Ю.Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет» (книга). Г. Лебедева «Одуванчик». Н.Павловой «Загадки цветов» (книга).  Добрый клевер. Сказка про ромашку и розу. Загадки и стихи о растениях.

Результатом проекта явилось то, что:

·        Повысилась наблюдательность детей, способность заметить особенности окружающего мира.

·        Улучшилось понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления.

·        Дети стали более раскованными, владеют навыками аргументирования, сравнения, делают простейшие умозаключения при рассмотрении растений.

·        Дети осознали многостороннего значения природы, приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Рекомендации по применению: Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы  к случаям нарушения правил общения с природой, необходимо знания, которые вы даете детям подкреплялись ежедневными наблюдениями, опытами, играми по теме и трудовой деятельностью.

Литература:

1.                 Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов. - М.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2014. – 512 с.

2.                 Корнилова, В. М., «Экологическое окно» в детском саду: методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

3.                 Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2013. – 240 с.

4.                 Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду».- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

5.                 Романенко О. Г., Данилова Л. И., Дорошина Т. В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной научной конференции. (г.Чита, июнь 2012г.).– Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. – с. 60 – 62.


 

Хайлютдинова Алёна Сергеевна воспитатель, 1 квалификационная категория

Хайлютдинова Алёна Сергеевна воспитатель, 1 квалификационная категория

Моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе, и используется тогда , когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и…

Моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе, и используется тогда , когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и…

Познавательно-и сследовательская деятельность: с троение растений; у словия необходимые для жизни растений; рост, развитие растений

Познавательно-и сследовательская деятельность: с троение растений; у словия необходимые для жизни растений; рост, развитие растений

Музыкальная деятельность. Ю.

Музыкальная деятельность. Ю.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2020
Посмотрите также: