ПРОЕКТ
«Развитие логического мышления старших дошкольников через использование метода моделирования»
Выполнил(а)
воспитатель МДОУ № 13 «Солнышко»
п. Глиное, Григориопольский район
Палай Виктория Ивановна
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы развития логического мышления у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие и виды мышления ………………..…………………….....6
1.2 Использование метода моделирования в развитии логического мышления детей дошкольного возраста…………………………..…….…....8
2. Практическая работа по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста через использование метода моделирования
2.1 Развитие логического мышления старших дошкольников через использование метода моделирования…………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………..18
Приложение 1……………………………………………………………………19
Приложение 2……………………………………………………………………31
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совмещения задач максимального использования складывающихся в дошкольном детстве особо благоприятных условий для развития логического мышления и задач подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении.
Решение этих задач во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему. Потребность в целенаправленном формировании приёмов мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.
Особенности развития мышления дошкольников изучали такие психологи, как: Л.С. Выготский, Жан Пиаже, А.Н. Леонтьев, А.А. Венгер, которые считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако, на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане.
Поиск наиболее оптимальных для дошкольного возраста средств познавательной деятельности является чрезвычайно важной проблемой. Средствами решения задач в словесном плане выступают такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, синтез, обобщение и классификация.
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Работа с отвлечёнными моделями имеет для детей в плане умственного восприятия достаточно большое значение, т.к. абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь причинно-следственного характера, развивается логическое мышление.
В связи со всем вышесказанным проблема использования метода моделирования в процессе развития логического мышления на данный момент является достаточно актуальной
Цель: определение педагогически целесообразных заданий по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием метода моделирования.
Объект: развитие логического мышления детей дошкольного возраста.
Предмет: использование метода моделирования в развитии логического мышления старших дошкольников.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта;
- подобрать педагогически целесообразные задания, направленные на развитие логического мышления старших дошкольников с использованием метода моделирования;
- систематизировать в комплекс задания, направленные на развитие логического мышления старших дошкольников с использованием метода моделирования;
- реализовать комплекс заданий по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием метода моделирования.
Планируемый результат: будет разработан комплекс заданий, направленных на развитие логического мышления старших дошкольников с использованием метода моделирования. Материалы проекта могут быть использованы воспитателями организаций дошкольного образования в образовательном процессе как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников.
1. Теоретические основы развития логического мышления у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие и виды мышления
Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
Мышление - высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов.
Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний [1].
Целью мышления является приспособление к новым условиям на поведенческом уровне и решение новых задач. Процессы мышления сводятся к образованию:
1) общих представлений и понятий;
2) суждений и умозаключений [2].
На начальных этапах мощным средством развития мышления является практическое действие. В дальнейшем, при развитом мышлении, уже мысль становится средством организации действия, предваряющим его фактором, выполняющим программирующую и регулирующую функцию. При этом, практическое действие не утрачивает своего значения и продолжает выполнять роль одного из основных средств совершенствования мысли [5].
Мышление подразделяется на виды в зависимости от используемых средств, характера решаемых задач, степени развернутости и осознанности производимых операций, преследуемых при этом целей и качества получаемого результата:
- теоретическое мышление;
- практическое (эмпирическое) мышление;
- продуктивное мышление;
- интуитивное и аналитическое мышление.
Распространена также следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- отвлеченное (теоретическое);
- словесно-логическое мышление.
Словесно-логическое мышление - высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами. Данный вид полностью протекает во внутреннем, умственном плане [1].
Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.
Таким образом, понятие мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы. Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему.
1.2 Использование метода моделирования в развитии логического мышления детей дошкольного возраста
На современном этапе развития отечественной педагогики разработаны разнообразные обучающие модели для различной деятельности детей дошкольного возраста. Это модели по обучению грамоте, звуковому анализу слов, конструированию, по формированию природоведческих знаний, представлений о труде взрослых и другие.
При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Наиболее широко и разносторонне можно применять модели и метод моделирования при ознакомлении ребенка с окружающим.
Моделирование — исследование объектов познания на моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. А.В. Карпенко рассматривает наиболее известную классификацию - по характеру моделей. Согласно ей различают следующие пять видов моделирования [4].
1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.
2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.
3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.
5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.
Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами А.В. Запорожцем [2], Л.А. Венгером, Д.Б. Элькониным. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
В современной науке широко используется метод моделирования. Он является составной частью проектной деятельности и методом исследования объектов по их моделям. Моделирование имеет два аспекта: содержание, которое учащиеся должны усвоить, и учебное действие, без которого невозможно полноценное обучение. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, незнакомого – к знакомому, т.е. сделать объект более доступным для понимания.
Различают «материальное» (предметное) и «идеальное» моделирование. Первое можно трактовать как «экспериментальное», второе - как «теоретическое» моделирование, хотя такое противопоставление, конечно, весьма условно не только в силу взаимосвязи и обоюдного влияния этих видов моделирования, но и наличия таких форм, как «мысленный эксперимент».
Метод моделирования рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель метода моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Метод моделирования основан на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию [4].
Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредованному решению познавательных задач.
Действие моделирования – это не «дополнительная тема» в обучении, а средство перевода мышления детей на более высокий уровень, позволяющее в значительной мере избежать формализма знаний. Обучая ребенка способам построения модели некоторого явления, а затем и работы с ней, педагог осуществляет формирование в сознании ученика соответствующих абстракций, подводит его к операции обобщения.
2. Практическая работа по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста через использование метода моделирования
2.1 Развитие логического мышления старших дошкольников через использование метода моделирования
В работе мы опирались на методику Т.А. Ткаченко, на начальном этапе мы познакомили детей с задачами-драматизациями, используя при этом игрушки, над которыми дети совершают практические действия, так как в основе решения таких задач лежит предметно - действенное мышление. Дети учатся выделять составные части и объяснять свои действия, переходим к задачам-иллюстрациям. Если в задачах-драматизациях все предопределено, то в задачах-иллюстрациях создается простор для разнообразия сюжета, для игры воображения. Содержания задачи и ее условие может варьироваться, отражая знания об окружающем мире. Эти задачи стимулируют память и умение самостоятельно придумывать задачи, следовательно, подводят к решению устных задач [2].
Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное, эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывание результата, предположение результата).
Логическое мышление – это оперирование понятиями. Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Развивать у дошкольников умение устанавливать связи, отношения между наблюдаемыми объектами и явлениями помогают также следующие задания:
- Задания - путаницы (нелепицы) «Что перепутал художник?»;
- Разрешение проблемных ситуаций;
- Отгадывание загадок как особого вида логической задачи.
Все подобранные задания мы систематизировали в комплекс (Приложение 1).
В ходе реализации комплекса заданий по развитию логического мышления с использованием метода моделирования мы провели занятие на тему «Путешествие в Волшебный город» (Приложение 2).
Программное содержание:
- Учить сравнивать группы предметов по количеству, использовать знаки «больше», «меньше» или «равно»;
- Развивать умение зарисовывать ответ задачи условно – схематическими изображениями;
- Закреплять умение записывать решение задачи соответствующим математическим выражением;
- Формировать умения удерживать в памяти одновременно два признака (цвет и форму);
- Закреплять знания о числовом ряде от 1 до 10.
- Развивать логическое мышление и навыки самоконтроля и самооценки.
Обучение моделированию мы осуществляли в следующей последовательности:
- воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
- организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства;
- постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
- обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков;
- руководит созданием
моделей элементарных понятий.
Модели многофункциональны. На основе моделей мы создавали разнообразные
дидактические игры.
Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, мы придерживались следующих требований:
1. Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.
2. Раскрывать существенное в объекте.
3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитее их мышления.
При помощи картинок-моделей мы организовывали различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на [4]:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».
Задятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом решаются следующие задачи:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».
При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?».
Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассказывая детям сказку «Курочка Ряба», возможно изображение курицы вот так, стрелками можно показать действие «бил-бил не разбил», слезы – маленькими точками.
Через сказку дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.
Варианты заданий с мнемотаблицами представлены в Приложении.
Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное, эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывание результата, предположение результата).
Заключение
Развитие логического мышления ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. Поэтому, в области развития логического мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
В ходе реализации данного проекта были решены следующие задачи:
- проанализирована психолого-педагогическая и учебно-методическая литературу по теме проекта;
- подобраны педагогически целесообразные задания, направленные на развитие логического мышления старших дошкольников с использованием метода моделирования;
- систематизированы в комплекс задания, направленные на развитие логического мышления старших дошкольников с использованием метода моделирования;
- реализован комплекс заданий по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием метода моделирования.
Таким образом, метод моделирования предоставляет детям возможность оперировать имеющимися у них знаниями, способствуя их уточнению, закреплению и обобщению. Построение образовательного процесса на основе метода моделирования обеспечивает комплексное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребенка. Решение логических задач позволяет успешно развивать логическое мышление дошкольников.
Практическая значимость: разработанный комплекс заданий, направленных на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования может быть использован педагогами в практической деятельности организаций дошкольного образования.
Список литературы
1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления / Е. Агеева /Дошкольное воспитание. – 2002.
2. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста/ А.В. Запорожец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В.- М., 2003.
3. Истомина З.М. Формирование приемов логического мышления у детей дошкольного возраста и младших школьников / З.М. Истомина [и др.] // Вопросы психологии. – 2009.
4. Карпенко А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении/ А.В. Карпенко //Начальная школа.- 2004.- №4.-С.23-27.
5. Михайлова З.И. Игровые и занимательные задания для дошкольников / З.И. Михайлова. – М., 2005.
6. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. - Ярославль: ТОО «Гринго», 2005.
7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие / Г.А. Урунтаева.- М., 2009.
Приложение 1
Комплекс заданий, направленный на развитие логического мышления старших дошкольников
1 задание
Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.
1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.1)
Рис. 1
2. Перекодирование информации.
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
2 задание
Заучивание стихотворения П. Воронько «Пирог» (рис.2)
Рис.2
Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
Пирог
Падал
снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
3 задание
Отгадывание мнемозагадки.
1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)
Рис.3
2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.
Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
3. Отгадывание загадки детьми.
4.Игра “Снежная куча” (рис. 3.1). Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
Рис. 3.1
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
4 задание
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”
1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).
Рис.4
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
5 задание
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).
Рис.5
Рис. 5.1
Рис. 5.2
Рис. 5.3
2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).
Рис. 6
4.Составление рассказов о зиме детьми.
Мнемотаблицы для заучивания стихов к Новогоднему празднику. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, мы оставляем в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.
Снеговик (рис.7).
Рис. 7
Давай
дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
6 задание
Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.8).
Рис. 8
1. Перекодирование информации по данной таблице.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.
7 задание
Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.9).
Рис. 9
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Весна – красна
Ты,
весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
8 задание
1. Отгадывание мнемозагадки.
2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.10).
Рис. 10
Травка
зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.
3. Отгадывание загадки детьми.
4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.
Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.
Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.
Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).
9 задание
Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.
1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы (рис.11).
Рис. 11
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.
2. Ответы на вопросы по содержанию текста:
3. Повторное чтение рассказа.
4. Пересказ текста детьми своими словами.
10 задание
Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.
1.Рассматривание мнемодорожек.
2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.12 – 16).
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
3.Рассматривание мнемотаблицы
4. Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице (рис.16).
Рис. 16
Приложение 2
НОД с использованием метода моделирования для развития словесно-логического мышления
«Путешествие в Волшебный город»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
- учить сравнивать группы предметов по количеству, использовать знаки «больше», «меньше» или «равно»;
- развивать умение зарисовывать ответ задачи условно – схематическими изображениями;
- закреплять умение записывать решение задачи соответствующим математическим выражением;
- формировать умения удерживать в памяти одновременно два признака (цвет и форму);
- закреплять знания о числовом ряде от 1 до 10.
- развивать логическое мышление и навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, изображения персонажей и предметов к сказке «Волшебник Изумрудного города» (Элли, Тотошка, Страшила, Дровосек, Лев, изображения замка, составленное из геометрических тел); карточки с цифрами от 1 до 10, карточки на каждого ребенка к заданиям «Поставь нужный знак», «Сосчитай и напиши цифру», задачами, лабиринтами, цветные карандаши.
Ход деятельности
Воспитатель. Вспомним одну из сказок Александра Волкова.
Элли, Тотошка, Железный Дровосек, Страшила и Трусливый Лев пошли в Изумрудный город к великому волшебнику Гудвину. Каждый из них надеялся получить то, в чём больше всего нуждался. Что же они хотели? (Страшила хотел получить мозги и стать умным. Льву нужна была смелость, а Дровосеку – сердце. Элли с Тотошкой мечтали вернуться домой.) По дороге они совершают так много добрых дел, требующих смелости, сообразительности, сердечности, что без всякого волшебства становятся и добрыми, и умными, и смелыми.
Давайте этот путь мы пройдём вместе с ними. Чтобы помочь нашим друзьям быстрее добраться до Волшебного города, возьмём с собой цифры.
Проводится игра «Живые цифры». Дети получают карточки с цифрами (от 1 до 10) и строятся по порядку (в соответствии с числовым рядом). Затем несколько раз меняются карточками и выстраивают новый числовой ряд.
Воспитатель. На пути к Изумрудному городу наши герои преодолевали различные препятствия. Вот первое препятствие, которое поможет Дровосеку стать добрее. «Поставь нужный знак»
На карточках №1 вам нужно поставить знаки «больше», «меньше» или «равно» между картинкой и цифрой.
- проверьте правильность выполнения задания с изображением на слайде.
Воспитатель. Одно препятствие мы преодолели, а вот и следующее задание.
«Сосчитай и напиши цифру»
Возьмите карточку №2, сосчитайте картинки и напишите нужную цифру в соответствующие квадратики.
- сколько пирамидок?
- сколько конфет вы насчитали?
- сколько самолетов?
- проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
- мы с вами хорошо поработали, пора отдохнуть.
Физкультминутка
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим!
Воспитатель. Мы приближаемся к замку злой волшебницы Бастинды. В своей стране Бастинда разрушила все дворцы и замки, кроме своего.
Посмотрите на рисунок замка – на нём вы увидите знакомые вам геометрические тела. Назовите их. (Конусы, цилиндры, кубы.) Сколько конусов? Сколько кубов? Сколько цилиндров? Правильно. Запомните этот рисунок. Сейчас появиться другая картинка.
- скажите, что изменилось на картинке?
- молодцы! Много заметили отличий.
Воспитатель. В стране злой волшебницы Бастинды завяли все цветы, потому что она засыпала колодцы и ручьи, уничтожила фонтаны. Ведь она терпеть не могла воду. Из волшебной книги Элли и её друзья узнали, что если мы правильно решим задачу, то поможет цветам зацвести вновь, а Страшиле стать умнее.
Вам нужно составить и решить задачу по условно схематической модели. Нарисуйте ответ задачи в нижнем прямоугольнике.
- сколько вы нарисовали мишек и почему?
- запишите решение задачи соответствующим математическим выражением и прочитайте запись.
- проверьте правильность выполнения задания.
Воспитатель. Чтобы продолжить путь, нужно пройти через мост. А для этого надо ответить на вопросы. Это поможет Трусливому Льву стать смелее.
1. Сегодня понедельник, какой день будет через два дня?
2. Сколько месяцев в году?
3. Назовите весенние месяцы.
4. Сколько углов у ромбика?
5. Назовите геометрические фигуры.
6. Сколько ушей у трех мышей?
7. Сколько рогов у двух коров?
8. Сколько концов у одной палки?
9. Сколько концов у двух палок?
- молодцы! На вопросы ответили правильно.
- мы с вами подошли к Волшебному городу.
Но перед нами еще одно препятствие – лабиринт. Если мы пройдем этот лабиринт, то не только сможем войти в город, но и поможем Элли с Тотошкой вернуться домой.
- проверьте правильность выполнения.
Вот и замок Гудвина. Мы прошли весь путь вместе с героями сказки Александра Волкова. Пора возвращаться домой.
Итог.
- вам понравилось наше путешествие?
- какое задание было самым трудным?
- какое понравилось больше всего?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.