ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
• Вид проекта: творческий • Продолжительность проекта: сентябрь-апрель. • Участники проекта: дети, родители, воспитатели • Возраст детей: 4-5 лет Актуальность проекта Влияние театральной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У не строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Пересказ сказки способствует развитию связной речи детей. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. ЦЕЛЬ: развитие речи и эмоциональности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Задачи для детей: • Развитие связной речи • Развитие интонационной стороны речи • Закрепление умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный); • Использование в речи знакомых элементов сказки: присказка, зачин, концовка. Задачи для педагогов: • Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников • Активизировать развитие речи детей через театрализованную деятельность • Способствовать созданию сотрудничества и партнерских взаимоотношений с родителями Ожидаемый результат: - пополнение театрально-игрового уголка новыми атрибутами, настольными театрами - пробуждение интереса детей к театральной деятельности - повышение уровня развития речи, общительности, самооценки детей - дети научатся передавать характер персонажа мимикой, жестами, интонацией - вовлеченность родителей в единое пространство «семья – детский сад» Этапы реализации проекта Подготовительный этап: • Диагностика речи детей • Анкетирование родителей «Речь вашего ребенка» Приложение 1 • Подбор материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала. • Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, мероприятий совместной деятельности • Составление картотеки театрализованных игр для детей средней группы Приложение 2 • Создание развивающей среды в детском саду и дома. Основной этап: • Проведение бесед, занятий, театрализованных игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, подвижных игр Приложение • Разыгрывание песен, стихов, сценок, сказок при помощи различных видов театра • Игры- имитации и импровизации • Чтение русских народных сказок • Изготовление настольного театра «Колобок», «Три поросенка» • Постановка сказок «Теремок», «Колосок», и др. • Викторина «Наши любимые сказки» • Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой» Заключительный этап: • Диагностика речи детей • Анализ проведенной работы и обобщение опыта Взаимодействие с родителями • Консультации для родителей • Папки-передвижки для родителей • Буклеты • Анкетирование родителей. • Фотоотчет: «Нам некогда скучать, любим в театр дома мы играть». • Оформление выставки: рисование с детьми «Моя любимая сказка». • Конкурс поделок «Мой любимый герой сказки» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МЕСЯЦ Нед. РЕПЕРТУАР Задачи ОБОРУДОВАНИЕ Сентябрь 1 «Волшебный мир театра» - познакомить детей с понятием «театр» (что такое театр?) - познакомить детей с «внутренним миром» театра; воспитывать интерес к театру, желание заниматься театрализованной деятельностью. ширма, театральные маски, наглядный материал: фото, картины, книги о театре; аудиозапись; использование компьютерной техники), использование малого жанра: загадки, сказки. 2 «Маленький волшебник большого театра» -познакомить детей с понятием «актеры» (кто такие актёры?) -развивать интерес к искусству художественного «превращения» образа сказочного персонажа. ширма, театральные маски, наглядность: фото, книжные иллюстрации; оборудование: аудиозапись, использование компьютерной техники ИКТ). 3 экскурсия: «Комната превращений»- гримёрная (посещение костюмерной детского сада) - познакомить детей с понятием «гримёрная», рассказать о роли существования комнаты в театре; -рассмотреть костюмы для выступлений сказочных героев; -вызвать интерес к искусству театра. костюмы, использование компьютерной техники (ИКТ). 4 беседа: «Путешествие в страну театра» - продолжить формировать знания детей о театре; - приобщать детей книжные иллюстрации, фотоколлаж «Волшебный мир театральной культуре; - побуждать интерес к театральной- игровой деятельности. ра», маски, костюмы. октябрь 1 «Пальчиковый театр» - познакомить детей с одним из видов театрального искусства - «пальчиковый театр»; - рассмотреть «атрибутику» пальчикового театра. ширма, куклы «пальчикового театра». 2 показ русской народной сказки «Репка» - познакомить детей с кукловождением пальчикового театра. Ширма, аудиозапись, «пальчиковые куклы». 3 экскурсия: «Путешествие в гримёрную детского сада» - рассмотреть костюмы героев русской народной сказки; развиваем речь, воображение, фантазию; интерес к персонажам сказки. 4 игра – упражнение «Посадил Дед репку» (этюд) - формировать простейшие образно- выразительные умения (имитировать характерные движения сказочных персонажей); - формировать диалогическую и монологическую речь в ходе ролевого взаимодействия; - развивать речь, воображение, фантазию. костюмы по сказке «Репка», аудиозапись. ноябрь 1 игра - упражнение - формировать интерес к театрально - игровой деятельности; - формировать взаимоотношения между взрослыми и детьми в процессе игры – упражнения. наглядное пособие с разными эмоциональными мимическими образами: радость, грусть и т.п. 2 упражнения на развитие мимики лица с использованием аудиозаписи - развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию; - формировать диалогическую и монологическую речь в ходе ролевого взаимодействия. наглядные иллюстрации по сюжету русской народной сказки «Репка». 3 «Я не волшебник – я только учусь!» (самостоятельная игровая театральная деятельность) - формировать взаимодействие между взрослыми и детьми в процессе театральной деятельности; - формировать интерес к театрально – игровой деятельности. ширма, куклы пальчикового театра. 4 театрализованное представление детей на уровне учреждения – показ русской народной сказки «Репка» - развивать интерес к сценическому искусству; - побуждать детей активно включаться в театрализованную деятельность; - формировать диалогическую речь в ходе ролевого взаимодействия. костюмы, атрибутика к сказке. декабрь 1 «Театр на фланеграфе» - познакомить детей с одним из видов театральной деятельности как «Театр на фланеграфе». Сюжетные фланеливые иллюстрации 2 показ русской народной сказки «Курочка Ряба» - познакомить детей с кукловождением театра на фланеграфе. ширма, наглядные иллюстрации, аудиозапись 3 экскурсия «Путешествие в сказку «Курочка Ряба» - рассмотреть костюмы героев русской народной сказки «Курочка Ряба»; - развивать речь, воображение и фантазию; - формировать интерес к героям сказки через сказочную викторину «Жили – были….» книжные иллюстрации, загадки и костюмы. 4 игра - упражнение «Курочка» - формировать простейшие образно – выразительные умения (имитировать характерные движения сказочных персонажей) театральные маски, костюмы. январь 3 игра – упражнение (игра эмоции) «Не плачь, - бабушка!» «Не плачь, - дедушка!» - развивать способность детей понимать состояние сказочного персонажа и выражать их (радость, грусть); - формировать взаимоотношения между взрослыми и детьми в процессе игры – упражнения; - формировать диалогическую и монологическую речь в ходе ролевого взаимодействия. Наглядные иллюстрации с эмоциональными мимическими образами – «радость», «грусть». 4 дидактическая игра «Волшебный мешочек» - развивать слуховое внимание восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы; - продолжить формировать диалогическую наглядные иллюстрации по сюжету сказки и монологическую речь в ходе игровых упражнений: «Кто как кричит?», «Спой сказку». февраль 1 «Я не волшебник - я только учусь!» (самостоятельная игровая деятельность) - побуждать детей активно включаться в театрализованную деятельность; - формировать диалогическую речь в ходе ролевого взаимодействия. костюмы, маски, наглядность: солнышко, яичко; аудиозапись «Звуки животных» 2 театрализованное представление детей на уровне учреждения – показ русской народной сказки «Курочка Ряба» - продолжить формировать интерес к сценическому искусству; - побуждать детей активно включаться в театральную деятельность; - формировать диалогическую и монологическую речь в ходе ролевого взаимодействия. костюмы. 3 «Шалтай – Балтай» (творческий конкурс) совместная деятельность воспитанников с родителями - развивать воображение, фантазию; - формировать простейшие образно – выразительные умения посредством творческого подхода к конкурсу. альбом, краски, цветные карандаши и мелки. 4 «День сказки и театра» - маскарад - - продолжить формировать взаимоотношения между взрослыми и детьми в процессе досугового мероприятия; - формировать простейшие образно – выразительные умения посредством творческих игр. костюмы, маски. март 1 «Кукольный театр» - познакомить детей с одним из видов театрального искусства – кукольный театр. ширма, куклы. 2 Показ кукольного театра «Колобок» - познакомить детей с кукловождением кукольного театра. ширма, куклы, атрибутика к оформлению: домик, деревья. 3 посещение с детьми мини - музей «Кукляндия» - продолжить формировать интерес к культуре кукольного театра по мотивам русских народных сказок: «Репка», «Курочка Ряба» и т.п.; - пополнять и активизировать словарный запас ребёнка. куклы кукольного театра. 4 игра- упражнение: «Я от бабушки ушёл… Я от дедушки ушёл» - формировать простейшие образно- выразительные умения (имитировать характерные движения сказочных персонажей) маски, костюмы апрель 1 игра – упражнение «Колобок, колобок я тебя съем» (повадки животных) - развивать способность детей понимать состояние сказочных персонажей и выражать его в игре – упражнении; - развивать коммуникативные качества в ребёнке. маски, костюмы 2 звуковое упражнение: «Страна звуков» - продолжить развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию; - продолжить формировать умение детей строить диалог и монологическую речь; - развивать воображение, образное мышление и фантазию. Наглядные сюжетные иллюстрации по сюжету сказки «Колобок». 3 «Я не волшебник – я только учусь» (самостоятельная игровая деятельность) - продолжить формировать простейшие образно- выразительные умения через театрализованную деятельность; - развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности. ширма, костюмы, маск, куклы. 4 театрализованное представление детей на уровне учреждения - показ русской народной сказки «Колобок» - формировать интерес к театрально - игровой деятельности; - продолжить формировать диалогическую и монологическую речь в ходе ролевого взаимодействия. костюмы, маски для героев сказки трибутика к сказке: деревья, цветочная полянка, пенёк. Приложение 1 Анкета для родителей «Речь Вашего ребёнка» 1. Достаточно ли понятно для окружающих формулирует свои мысли Ваш ребенок? ________________________________________________________ 2. Часто ли он использует в разговорах вежливые слова? _______________ 3. Умеет ли Ваш ребенок смело высказывать свое мнение? _____________ 4. Умеет ли Ваш ребенок внимательно слушать, не перебивая собеседника? _________________________________________________________________ 5. Каждый ли день Вы читаете ребёнку книги, рассказываете сказки? ______ _________________________________________________________________ 6. Считаете ли Вы речь своего ребёнка культурной? ____________________ 7. Считаете ли вы речь Вашего ребенка грамматически правильной? ______ 8. Умеет ли Ваш ребенок связно рассказать или пересказать сказку, рассказ? _________________________________________________________________ 9. Возникает ли у ребенка желание смотреть книги, журналы самостоятельно? ___________________________________________________ 10. Внимательно и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух? __________________________________________________________________ 11. Ходите ли Вы с ребенком в детскую библиотеку? _____________________ 12. Проявляет ли Ваш ребенок инициативу в беседе, задает ли вопросы собеседникам? ______________________________________________________ 13. Как Вы считаете, все ли звуки выговаривает Ваш ребенок? _____________ 14. Нужна ли Вашему ребёнку помощь логопеда? ________________________ 15. Всё ли Вы делаете возможное, чтобы речь Вашего ребёнка была чистая, грамотная, культурная? _____________________________________________ Приложение 2 Театрализованные игры. 1. Игра: «Веселый Старичок-Лесовичок» Цель: учить пользоваться разными интонациями. Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют. Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста И смеялся старичок чрезвычайно просто: Старичок-Лесовичок: Ха-ха-ха да хе-хе-хе, Хи-хи-хи да бух-бух-бух ! Бу-бу-буда бе-бе-бе, Динь-динь-динь да трюх-трюх! Воспитатель: Раз, увидя паука, страшно испугался, Но, схватившись за бока, громко рассмеялся: Старичок-Лесовичок: Хи-хи-хи да ха-ха-ха, Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль! fb-го-го да буль-буль-буль.' Воспитатель: А увидя стрекозу, страшно рассердился, Но от смеха на траву так и повалился: Старичок-Лесовичок: Гы-гы-гы да гу-гу-гу, fb-ro-ro да бах-бах-бах! Ой, ребята, не могу! Ой, ребята, ах-ах-ах! (Д.Хармс) Игра проводится несколько раз. 2. Игра на имитацию движений Воспитатель обращается к детям: — Вспомните, как ходят дети? Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке. (Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.) — Как ходит Старичок-Лесовичок? — Как ходит принцесса? — Как катится колобок? — Как серый волк по лесу рыщет? — Как заяц, прижав уши, убегает от него? 3. «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться. (Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.) 4. «Загадки без слов» Цель: развивать выразительность мимики и жестов. Воспитатель созывает детей: Сяду рядышком на лавку, С вами вместе посижу. Загадаю вам загадки, Кто смышленей — погляжу. Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала. Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая. 5. «Поиграем. — угадаем.» (АБосева) Цель:развивать пантомимические навыки. Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки, Про мои стихи-загадки? Где отгадка, там конец. Кто подскажет — молодец! Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки. Важно по двору ходил с острым клювом крокодил, Головой весь день мотал, что-то громко бормотал. Только это, верно, был никакой не крокодил, А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.) (Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.) Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться! С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда! Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать. Я запутался, однако, он верблюд и ли...? (Собака.) (Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».) Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой, А глядит она в окошко и мяукаетТ Как... (Кошка.) (Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».) Верно, мрно угадали, будто где ее видали! А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами. (дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.) Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята, Ну а это на полянке ядовитые... (Поганки.) (дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).) Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.) 6. Игра «Зеркало» Цель: развивать монологическую речь. Петрушка загадывает загадку: И сияет, и блестит, Никому оно не льстит, А любому правду скажет — Все как есть ему покажет! Что же это? (Зеркало.) В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс. 7. Игра «Телефон» Цель: развивать фантазию, диалогическую речь. Петрушки на загадку: Поверчу волшебный круг — И меня услышит друг. Что ЭТО? (Телефон.) Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд. 1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости. 2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр. 3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть. 4. Вас обидели, а друг вас утешает. 5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется. 6. У вас именины 8. Игра: «Пантомима» Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают. 9. Игра: «Как варили суп» на имитацию движений Цель: развивать воображение и пантомимические навыки. Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку. Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою. Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки. Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу. Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки. Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук. Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко. Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою. Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку. Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою. Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит. — Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят». — Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку. Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки. 10. Игра-пантомима «Сугроб» Цель: развивать выразительность мимики и жестов. Дети имитируют движения по тексту. На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла. — Почему река исчезла в озере? 11. Игра-пантомима «Медвежата» Цель: развивать пантомимические навыки А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат. Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация. Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной! 12. Игра «Подбери рифму» Цель: развивать чувство рифмы. Волшебник задает рифмы по очереди: Кочка — бочка, строчка, дочка, точка... Картошка — матрешка, морошка, кошка... Печь — меч, течь, лечь... Лягушка — квакушка, подружка, кружка... Зайчик — пальчик, мальчик... Мышь — тишь, камыш, шуршишь... Кошка — мошка, блошка, плошка... Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок... Снежинка — пушинка, пружинка... 13. Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э.Мошковской) Цель: развивать инициативность пантомимические навыки. Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют движения. Кран, откройся! Нос, умойся! Шейка, мойся хорошенько! Мойтесь сразу, оба глаза! Мойся, мойся, обливайся! Мойтесь, уши, мойся, шейка! Грязь, смывайся, грязь, смывайся! 14. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А.Апухтина. Цель: побуждать к активному участию в инсценировке. Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку. Постучал кузнечик звонким молоточком. Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит? Лезет жук, лезет жук, охает и стонет! Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко! Сам не знаю где и как лопнула подковка. Без подковки мне не жить, так пекут мозоли. Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли! Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу! Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук! (Появляется комар.) Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку! Поломал я, как на грех, острую иголку! Кузнечик: Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет! Ты из кузницы моей убирайся поскорей! (Комар улетает. Появляется сороконожка.) Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко. Я осталась без ноги, вот беда какая! Кузнечик: Ножка ножкой, но какая? Сороконожка: Кажется, сороковая. Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук. Ножка целая опять. Сороконожка: Можно больше не хромать ! Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет! Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает! По возможности разыгрывать сценку нужно обеим подгруппам детей. После инсценировки необходимо обсудить, что получилось, над чем нужно поработать. Приложение 3 Беседа 1 «Знакомство с театром» Цель: Формировать интерес к театру, к театрализованной деятельности. Задачи: - расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства; - закрепить знания театров; - продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример); - активизация речи детей через развитие диалогической беседы введение в активный словарь новых слов-понятий (Фойе, софиты); - закрепить текст стихотворения С. Маршака «В театре для детей»; - закреплять знание профессий людей, служащих в театре; - воспитывать культуру общения между детьми, детьми и взрослыми; - продолжать формировать умение соблюдать правила поведения в театре. Ход беседы: Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о театре. Что же такое театр? Дети: Театр – это дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи. Воспитатель: Ребята, а вы были в настоящем театре? Дети: Нет. Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? Дети: Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Воспитатель: Каждое посещение в театр – это праздник! Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли. Хотите узнать больше о театре? Дети: Да. Воспитатель: Давайте отправимся в театр. А я буду вашим экскурсоводом. Приглашаю вас на экскурсию! Слайд 1 ЗНАКОМСТВО С ТЕАТРОМ Воспитатель: Театры бывают разные по жанру: театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для данной пьесы - это опера. ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ОПЕРА В опере не говорят, а поют. То, что исполняет оперный певец, называется ария. Театры, в которых артисты не разговаривают, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями — это балет. Артисты балета рассказывают зрителям обо всех событиях и отношениях героев друг с другом с помощью танца. Много замечательных опер и балетов поставлено по сказкам. Алиса в Стране Чудес Щелкунчик Сказка о царе Салтане ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР В драматическом театре актеры разговаривают. О героях и событиях драматург рассказывает в пьесе через диалоги. ТЕАТР ЗВЕРЕЙ Самый старый театр существует в Москве - это театр В. Л. Дурова. «Уголок дедушки Дурова» где выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых артистами кукол КУКЛЫ-ПЕРЧАТКИ КУКЛЫ - МАРИОНЕТКИ ТЕАТР ТЕНЕЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ Давайте рассмотрим зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе. ПАРТЕР БЕНУАР БЕЛЬЭТАЖ 1 ЯРУС 2 ЯРУС БАЛКОН ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. Музыкальные оперы и балет, в опере артисты поют, их называют солистами, а помогают им хореографы и оркестр. Оркестром руководит дирижер, чтобы музыканты играли в одном ритме и темпе, А в балете артисты танцуют. В постановке танца им помогает хореограф. Музыканты сидят в оркестровой яме. Оркестровая яма - специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. ЗАНАВЕС Что же такое театральный занавес? Это полотно, закрывающее сцену от зрительного зала. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся. ДЕКОРАЦИИ Декорации для спектакля изготавливаются в цехе по эскизам художниковдекораторов. Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников. БУТАФОРИЯ Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором. Бутафорскими могут быть посуда, угощение, оружие, мебель. СОФИТЫ С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое. Звукооператор во время спектакля может включить фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра – смотря что в это время происходит на сцене. Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный мастер может изменить лицо актера до неузнаваемости. Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы - и старинные, и современные, и даже сказочные. Весь костюм должен сначала придумать, а потом нарисовать художник. Затем портные воплотят его идеи в жизнь. Мастера могут так расписать кусок мешковины, что из зала он будет казаться богатой парчой, бархатом или шелком. -А самый главный человек, который всем спектаклем заправляет, это режиссёр. Он выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и всё, что происходит на сцене. РЕЖИССЁР Режиссёр также выбирает, какую пьесу ставить, работает с художникомпостановщиком, организует все, что происходит на сцене. Наконец, спектакль готов, и театр приглашает зрителей. Новый спектакль называется премьерой. Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? (Колокольчик) Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Аплодисменты! Воспитатель: Вот наша экскурсия и подошла к концу, вам понравилось путешествовать? Дети: Да. Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? Давайте вспомним, где мы побывали? Что видели? Молодцы! Вы были внимательны, пора возвращаться в детский сад. Воспитатель: Ребята, вот мы и познакомились с волшебным театром! Давайте нарисуем с вами сцену для нашего театра. Как вы ее представляете? Дети рисуют сцену для театра. Расссматривают какие прекрасные сцены получились. Беседа 2 «История театра» Задачи: формировать у детей представление об истории театра, видах театра, развивать воображение, восприятие, внимание, диалогическую речь; воспитывать понятие о культуре поведения в театре, интерес к театру, желание его посещать, отражать свои впечатления в сюжетно-ролевой игре. Воспитатель: Сегодня мне как раз хотелось бы с вами продолжить разговор о театре. Я вам сейчас раздам билеты, согласно которым вы займёте свои места, как в театре, соответственно своему номеру билета. Дети занимают места за столами. Воспитатель: Что-то вы уже знаете о театре, что-то узнаете ещё сегодня. Мы сегодня будем наполнять пустую вазу знаниями о театре, для этого у вас на столах стоят чашечки с бусинками, а у меня на столе пустая. И по мере того, как будут пополняться ваши знания, вы будете наполнять бусинками пустую чашу. Ещё у вас на столах лежат подносы, разделённые на три части с условными обозначениями (+, –,?) – такой трёхчастный дневник, картинки на тарелочках. Вы постарайтесь вспомнить всё, что вы знаете о театре. Выберите соответствующую картинку и положите её в самый большой раздел тарелочки, где стоит знак «+». Затем вы посовещайтесь со своим соседом по столу, обменяйтесь мнением, что он знает о театре. И когда будете готовы отвечать, просигнализируйте мне об этом поднятием рук, сцепленных между собой. У меня на доске такой же дневник, я его буду заполнять по вашим ответам. Раздел тарелочки, где стоит знак «–», будем заполнять, когда вы что-то узнаете новое о театре. А раздел, где стоит «?» если вам еще что-то захочется узнать о театре. Дети работают индивидуально и в парах, сигналят о готовности. Воспитатель: Что ж, вижу, что все готовы. Дети рассказывают, что они знают о театре, при этом, за каждый правильный ответ заполняют бусинками пустую чашу на столе воспитателя. В это время воспитатель по ответам детей заполняет в своём дневнике раздел со знаком «+». Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие театры вы знаете? Дети называют. Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам попробовать себя в роли артистов. Как вы правильно отметили, театр бывает кукольный, театр юного зрителя, где артисты исполняют роли, театр пантомимы, пальчиковый театр, театр би-ба-бо. Итак, вы сейчас разделитесь на группы. У нас в группе организовано три театра: 1. Театр юного зрителя. 2. Театр пантомимы. З. Концертный зал. Воспитатель: Вы подойдите к двери того театра, цвет которой соответствует цвету цифры вашего номера билета. Дети распределяются на группы. Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю задания, которое вам надо будет выполнить. Вы между собой договоритесь, кто какую роль или кто какое задание будет исполнять. Когда вы будете готовы, просигнализируйте мне поднятием рук, сцепленных между собой. – артистам театра юного зрители нужно показать фрагмент сказки «Теремок»; – артистам театра пантомимы показать в движении сказочного героя под соответствующую музыку «Тарантелла», «Баба-Яга»; – артистам, выступающим в концертном зале, исполнить стихотворение Маршака «Тает месяц молодой» или песню «Киска, киска, как дела». Дети исполняют роль артистов, роль сказочных персонажей, исполняют пантомиму под музыку. Воспитатель: Вы убедились в том, что артистом стать нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться. Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту. Дети выходят на коврик, присаживаются. Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус. Проводится игра «Мимический кубик». Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «...». Воспитатель: А теперь займите свои места в театре. Театр – это общественное место. В нём нужно вести себя культурно. Вы знаете о правилах поведения в театре? Дети: Да. Воспитатель: У нас сегодня ещё один гость кукла Таня. Она хочет вас познакомить с правилами поведения в театре. Воспитатель говорит от имени куклы. Если ты пришёл в театр, Себя культурно там веди: Не кричи, не шуми, Спокойно ты везде ходи. К гардеробу подойди, Вежливо ты попроси Пальто у тебя принять. Не забудь же номерок с собою взять. Когда с родными ты идёшь в театр, Всегда чистый выбирай наряд. Тебе самому приятно, И мальчик, сидящий рядом, тоже будет рад. Когда артисты будут выступать, Сказку показывать им не мешай. Хлопай им за выступление, Подари букет цветов весенних. В перерыве, который называется антракт, Не делай ты вот так: Зрителей при выходе локтями не толкай, В буфете не кричи: «Дай, мне дай!». В зале, где артисты выступают, Не жуют, фантики от конфет на пол не бросают. Сказку запомнить стараются, А после друзьям рассказать её пытаются. Воспитатель: Сейчас вы узнали о правилах поведения в театре. Найдите у себя в тарелочках карточка с буквой «П» и положите её в раздел вашего дневника, где стоит знак «–». Это то, что вы узнали сегодня на занятии. Воспитатель: Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать о театре? Если дети будут молчать или сомневаться, задать им наводящие ВОПРОСЫ: Как устроен театр изнутри? Как называются места в зале, на балконе? Кто первый создал театр? Какие театры есть в нашем городе Кирове? Как стать артистом? Воспитатель: Мне очень приятно, что у вас ещё есть вопросы о театре. Ну что ж, об этом мы поговорим в следующий раз. Вы сегодня были очень активны, эмоциональны. И я, благодаря вам, тоже поработала хорошо. Давайте в конце нашего занятия проведём игру «Найди пару сказочному герою». И если вы все персонажи подберёте верно, то мы сможем прочитать слово вместе с гостями, которое охарактеризует нашу деятельность на этом занятии. Беседа 3 «Культура поведения в театре» Цель: познакомить детей с культурой поведения в театре; стимулировать интерес детей к театральному искусству; формировать понятие того, что основной принцип поведения в театре и в любом общественном месте – это ввести себя скромно, не привлекать к себе лишнего внимания, не мешать другим; воспитывать умение правильно вести себя. Что мы представляем себе, слыша слово «театр»? Тихое шуршание занавеса, открывающего таинственную глубину сцены? Угасающие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала? Не правда ли, похоже на праздник? Посещение театра и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни другим, нужно соблюдать некоторые несложные правила: • Приходить в нарядной одежде; • Позаботьтесь, чтобы в руках у вас не было шуршащих пакетов и больших рюкзаков; • Приезжайте в театр минут за 20-30. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть, не спеша раздеться, поправить прическу и занять свои места. Как правильно пройти к своим креслам: • Для начала найдите ряд, указанный в билете. • Чтобы пройти к своим местам, вам придется побеспокоить уже сидящих. Повернитесь к ним лицом, а спиной к сцене. • Проходя по ряду, извинитесь тихим голосом или кивком головы за причиненное беспокойство. • Если ваши места в середине ряда – приходите в зрительный зал пораньше; • Не стоит ждать 3- го звонка. Если же вы опоздали, нужно обратиться к смотрителю, стоящему у дверей зала. Вам помогут занять до антракта свободные места, или придется постоять; • Если в зале вы увидели знакомых, не стоит махать руками, кричать или громко переговариваться через несколько рядов. Достаточно улыбки или кивка головы; • Заняв места, не следует занимать оба подлокотника. Ваш сосед имеет такое же право опереться, как и вы; • Не стоит сидеть, прильнув друг другу, поскольку нужно помнить о сидящих сзади. Они тоже хотят видеть сцену; • Не рекомендуется приносить в зал шоколад, бутерброды, мороженое, яблоки, конфеты, напитки; • На концерте не подпевайте исполнителю, если он об этом специально не просит - все же люди пришли послушать не ваше пение; • Во время спектакля не разговаривайте даже шепотом и не ищите случайно оброненную вещь – она никуда не денется до перерыва. Нужно ли соблюдать тишину во время просмотра спектакля? • Соблюдать тишины во время спектакля – главное правило; • Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров; • Перед началом действий отключите мобильные телефоны; • Если вы простужены - воздержитесь от похода в театр: кашель и чихание очень мешает публике и артистам; • Если же вам внезапно стало нехорошо – постарайтесь выйти из зала как можно тише; • Выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену. Дождавшись, когда опустится занавес, не стоит бегом бежать в гардероб, чтобы получить свою одежду, «пока очередь не набежала». Пять минут вас не спасут, а настроение будет испорчено. К тому же артисты выходят на поклон, и зачастую не один раз. Разве вам неприятно еще раз увидеть актеров, работающих для вас два часа? Поблагодарите их аплодисментами. Молодцы, ребята. Вы были очень активные, знаете, как нужно вести себя в театре. Литература: 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001. 2. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для 3. Сорокин Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год. 4. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 5. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») 6. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») 7. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью) 8.Гончарова О.В. Театральная палитра: программа художественно-эстетического воспитания. - М.:ТЦ Сфера,2010. 9.Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: обзор программ дошкольного образования. - М.:ТЦ Сфера,2010. 10.Петрова Т.И.,Е.Л.Сергеевна, Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.- М.:Школьная Пресса,2000.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.