Проект "Русский народный инструмент - трещетка"
Оценка 4.9

Проект "Русский народный инструмент - трещетка"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
музыка
1 кл—4 кл
10.11.2023
Проект  "Русский народный инструмент - трещетка"
Исследовательский проект "Русский народный инструмент - трещетка"
проект трещотки.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа №3г. Аткарска Саратовской области

имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича

 

 

 Исследовательский проект по музыке

«Русский народный инструмент - трещотки»

 

 

                                                                         

 

 

 

 

  Автор: учащаяся 1 «Б» класса,

    Бадина Анастасия Дмитриевна

Руководитель: Григорьева

Ольга Анатольевна

 

 

г. Аткарск, 2023 г.

 

 

Содержание:

 

I. Введение _______________________________________________  2-4

II. Основная часть                                                                          

1.       Как все начиналось?   __________________________________ 5                                             

2.       Устройство инструмента.   ______________________________6-7                                      

3.       Техника игры.  ________________________________________8

4.        Изготовление своими руками трещотки___________________9

 

III.  Заключение ____________________________________________10

IV. Список литературы______________________________________ 11

V.  Приложение ____________________________________________12                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

­

 

2

I.Введение.

Что за треск на всю округу?

Это мы трещим  с подругой!

Ох, трещотки хороши,

Прямо праздник для души!

 

   Незамысловатый инструмент трещотка, больше напоминающий детскую игрушку, на самом деле совсем непрост в использовании. Овладеть техникой игры с первого раза точно не получится – первоначально потребуется развить подвижность пальцев и чувство ритма.

   Мое знакомство с трещоткой произошло на уроке музыке, где я узнала об этом исконно русском инструменте и мне стало,  какие есть варианты игры на нем.

 Актуальность темы заключается в приобщении к русской народной культуре и знание ее. Трещотка – исконно русский, относящийся к виду ударных, деревянный музыкальный инструмент.  В старину использовалась для различных целей, от развлечения детей до исполнения функции своеобразной подачи сигналов при помощи звука. Пользовалась популярностью благодаря нехитрой конструкции, простой технике игры.

  Я решила узнать, а можно ли из подручных средств смастерить трещотки и использовать ее для игры под музыку.

Цель исследования: изучить назначение и применение музыкально шумового инструмента -трещотка. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

·        Изучить историю возникновения русского народного инструмента;

3

·        Раскрыть особенности игры на этом инструменте ;

·        Изготовить музыкальный инструмент ;

·        Подготовить презентацию по этой теме;

·         Продемонстрировать игру на самодельном инструменте

 

Гипотеза: любой человек может сам смастерить из подручных материалов музыкальный инструмент трещотки.

Объект исследования: трещотки.

Предмет исследования: изобретение инструмента, приемы игры на трещотках.

Методы исследования: сбор информации, изучение, изобретение инструмента,  практическое освоение игры на трещотке, анализ и обобщение материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

II. Основная часть

1. Как все начиналось?

      На уроке музыке мы знакомились с русскими народными инструментами и играли простые ритмы под музыку. Меня заинтересовал один из инструментов это трещотка, то как из нее извлекается звук и мы решили с мамой узнать о нем и попробовать сделать из подручных материалов самим.

      Где и когда именно были изобретены трещотки определить невозможно. В 1992 году при археологических раскопках под Новгородом были найдены остатки трещоток. Владимир Иванович Поветкин – музыковед и реставратор, предполагает, что остатки относятся к XII веку. Это ранний вариант инструмента, который известен науке. Данный ударный музыкальный инструмент был популярен среди населения европейской части России: Тульская, Калужская, Новгородская, Курская, Ленинградская области. Эти области до сих пор гордятся своими мастерскими и мастерами, занимающиеся изготовлением инструмента. Изначально трескотуха использовалась только на свадебных церемониях: считалось, что ее звук отгоняет злых духов от молодоженов. Позже инструмент стали использовать на всех праздниках.

Возникновение трескотухи объясняется следующими факторами: раньше была востребована именно та группа инструментов, которая отличалась простатой использования, небольшим размером, изготовлялась из подручных материалов, громко звучали. Изначально на трескотухе играли только женщины: подтанцовывая, напевая песню, они свободно могли играть на этом инструменте. Трескотуха сохранилась до нынешних времен благодаря тому, что техника ее изготовления передавалась через поколения.

5

2. Устройство инструмента .

Трещотка сохранила свою главную функцию музыкального инструмента. Ни один народный ансамбль не обходится без этого инструмента. Его удобно хранить, перевозить. Играть на нем также удобно: небольшой размер и простая техника игры являются его основными плюсами. Благодаря звучанию, песня приобретает народный колорит. Трещотки стали неотъемлемой частью исполнения русских народных ансамблей.

Встречается 2 варианта конструкций: классическая (веерная), круговая.

1.     Веерная. В составе – тщательно высушенные деревянные пластины (профессиональные инструменты делают из дуба), соединенные крепким шнуром. Количество пластин – 14-20 штук. Между ними в верхней части находятся небольшие планки, шириной 2 см., благодаря которым основные пластины держатся на некотором расстоянии друг от друга.

2.     Круговая. Внешне совершенно не похожа на классический вариант. Основу составляет зубчатый барабан, прикрепленный к ручке. Поверх барабана и снизу располагаются две плоские пластины, на конце соединенные между собой планкой. Посередине, между планкой и зубцами барабана, установлена тонкая деревянная пластина. Барабан вращается, пластина перескакивает от зубца к зубцу, извлекая из инструмента характерный звук.

Круговые трещотки имеют не так уж и много разновидностей:

·        одноязычковые;

·        состоящие из нескольких язычков;

·        однополосные (однорамные);

·        двухполосные.

6

     Могут ещё отличаться размерами рамки, исполнением механизма вращения рамки на ручке, материалом язычков и конструкцией зубчатой вставки.

      Впоследствии трещотка (или по-народному трескотуха) вошла в состав ансамблей, оркестров, специализирующихся на исполнении русской народной музыки. Она относится к группе шумовых инструментов. Звук трещотки громкий, резкий, трескучий. Отсюда произошло ее название.

    Музыкальные инструменты, подобные трещотке, есть в арсенале многих народов. Изготовить ее проще простого, даже не обладая специальными знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

3.Техника игры.

Играть на трещотке не так просто, как кажется. Неумелые движения извлекут неприятные звуки, напоминающие хаотичный, бессвязный шум. Существует специальная техника игры, включающая несколько приемов:

1.     Стакатто. Играющий держит предмет на уровне груди, помещая большие пальцы обеих рук сверху, внутрь петель пластин. Свободными пальцами с силой ударяют по крайним пластинам.

2.     Дробь. Держа конструкцию за пластину с обеих сторон, извлекают звук, резко поднимая пластину справа, при этом опуская левую, затем наоборот.

Круговую трещотку музыкант держит на уровне груди или над головой. Звук извлекается при совершении вращательных движений. Играющий обязан обладать идеальным слухом, чтобы вращать инструмент согласно такту музыкального произведения.

Музыкант-трещоточник внешне напоминает гармониста: сначала раскрывает веер пластин до упора, затем возвращая в исходное положение. Сила, интенсивность звука зависит от силы, частоты воздействия, размаха веера.

Сфера использования – музыкальные коллективы, исполняющие народную музыку (оркестры, ансамбли). Солирующие партии инструмент не исполняет. Его функция – подчеркивать ритм произведения, придавать звучанию основных инструментов «народную» окраску. Звук трещотки идеально сочетается с гармонью. Почти всегда ее используют коллективы, исполняющие частушки. Трещотка в оркестре кажется незаметной, но без нее русские народные мотивы теряют колорит, самобытность. Умелый музыкант с помощью нехитрого приспособления оживит знакомый мотив, придаст песне особое звучание, привнесет в нее свежие ноты.

8

4. Изготовление своими руками трещотки.

       Чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу: что  любой человек может сам смастерить из подручных материалов музыкальный инструмент трещотки, приступила к следующему этапу моего исследования.

На практике с родителями решили смастерить из подручных материалов музыкальный инструмент и сыграть на этих инструментах. Есть разные варианты изготовления из прищепок, деревянных линеек, деревянных расчесок, скорлупы грецких орехов и тд.

Замечательный инструмент мы решили соорудить из двух пластиковых бутылок. Для этого мы взяли две бутылки, отрезали донышко на обеих заготовках  (около 15-20 см) и нарезали бока продольными полосками шириной 1-1,5 см и длиной около 10-15 см. раскрасили краской или маркером, чтоб смотрелось нарядно, и красиво нарисовали узоры русские народные или можно наклеить наклейки. Играть можно будет удерживая инструменты за бывшие горлышки инструмент будет трещать, если тереть бутылки друга о друга или проводить по полоскам рукой или карандашом.

 

    После изготовления мы решили сыграть на самодельной трещотке и получилось необычное звучание.  Я принесла её в класс  и поделилась со своими одноклассниками на уроке музыке. У ребят возрос интерес к  русскому народному инструменту и каждому захотелось сыграть на  моей  трещотке.

 

 

 

 

9

III. Заключение

    В рамках работы над данным проектом мы изучили историю возникновения русского народного инструмента, познакомились с устройством инструмента и техникой игры на нем. В результате проведенного исследования было подтверждено предположение  о том,  что можно самим изготовить музыкальный инструмент и интерес к этому инструменту в наше время не исчезает. И сегодня как и тогда инструмент востребован он звучит на уроках музыки, в ансамблях и в русских народных оркестрах и под него поют песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

IV. Список литературы :

1. Новикова Г.П. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста»

2. Рапацкая Л.А. «Русская музыка в школе»

 

Интернет - ресурсы

https://musicalment.ru/udarnye/treshhotka

https://muzinstru.ru/udarnye/treshhotka

https://vplate.ru/muzykalnye-instrumenty/treshchotka/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    11

 

 

V. Приложение:

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Содержание: I. Введение _______________________________________________ 2-4

Содержание: I. Введение _______________________________________________ 2-4

I.Введение. Что за треск на всю округу?

I.Введение. Что за треск на всю округу?

Изучить историю возникновения русского народного инструмента; 3 ·

Изучить историю возникновения русского народного инструмента; 3 ·

II. Основная часть 1. Как все начиналось?

II. Основная часть 1. Как все начиналось?

Устройство инструмента . Трещотка сохранила свою главную функцию музыкального инструмента

Устройство инструмента . Трещотка сохранила свою главную функцию музыкального инструмента

Могут ещё отличаться размерами рамки, исполнением механизма вращения рамки на ручке, материалом язычков и конструкцией зубчатой вставки

Могут ещё отличаться размерами рамки, исполнением механизма вращения рамки на ручке, материалом язычков и конструкцией зубчатой вставки

Техника игры. Играть на трещотке не так просто, как кажется

Техника игры. Играть на трещотке не так просто, как кажется

Изготовление своими руками трещотки

Изготовление своими руками трещотки

III. Заключение В рамках работы над данным проектом мы изучили историю возникновения русского народного инструмента, познакомились с устройством инструмента и техникой игры на нем

III. Заключение В рамках работы над данным проектом мы изучили историю возникновения русского народного инструмента, познакомились с устройством инструмента и техникой игры на нем

IV. Список литературы : 1.

IV. Список литературы : 1.

V. Приложение: 12

V. Приложение: 12
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2023