ПРОЕКТ "Шахматы-путь к успеху"
Оценка 4.6

ПРОЕКТ "Шахматы-путь к успеху"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
математика
1 кл—4 кл
24.07.2020
ПРОЕКТ "Шахматы-путь к успеху"
Проект "Шахматы-путь к успеху"
Проект Шахматы путь к успеху ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

                                                  

2018-2019 уч.год
Содержание

 

 

Введение

2

 

Глава I.

Основная часть

Анкетирование

 

3

Глава II.

Интервью с чемпионами школы

3

Глава III.

Великие шахматисты

5

Глава IV.

История шахмат

5

Глава V.

Правила шахмат

7

Глава VI.

Первоклашкам о шахматах

11

Глава VII.

Чем полезна игра в шахматы

11

 

Заключение

14

 

Список использованной литературы

15


Введение

В 2018 году я записался на кружок по шахматам. Я слышал, что шахматы - это гимнастика для ума. Меня заинтересовала эта игра, мне хотелось узнать не только правила, но и откуда она появилась. Ещё мне стало интересно, много ли ребят нашей школы умеют играть в шахматы, и как эта игра им помогает в учёбе. Я обратился к руководителю кружка за ответами, а она предложила провести исследование вместе и создать проект.

Тема нашего проекта «Шахматы - верный путь к успеху».

Цель: доказать, что игра в шахматы приведёт к успеху в учёбе и в будущем.

Перед собой мы поставили ряд задач:

·       составить вопросы и провести анкетирование во 2-4 классах;

·       составить вопросы и взять интервью у победителей турнира по шахматам нашей школы;

·       изучить биографию чемпионов по шахматам;

·       изучить историю шахмат;

·       изучить правила шахмат;

·       собрать информацию о тот, чем полезна игра в шахматы;

·       рассказать о шахматах первоклассникам и создать образ шахматных фигур

с ними;

·       создать журнал по шахматам.

Гипотеза: предположим, что шахматы это верный путь к успеху в учёбе и  в будущем.

Методы исследования:

  • изучение источника исследования;
  • интервью;
  • поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.);
  • анализ информации.

Мы считаем эту тему актуальной, так как в современном динамичном  мире, наполненном высокими технологиями, умение думать на далекую перспективу и грамотно использовать ресурсы при движении к ней – чуть ли не самое главное качество человека будущего. Игра шахматы необходима для тренировки ума, развития в себе таких способностей, как память, логика, внимание, целеустремлённость, самообладание и другие. Шахматы являются моделью конфликта. А в современном мире нужно уметь решать конфликт, договариваясь, находя компромиссы, уметь выигрывать и проигрывать правильно.

 

Глава I. Анкетирование

Меня интересовало, сколько ребят начальной школы умеют играть в шахматы. Мы провели опрос среди обучающихся 2-4 классах.

Предложили следующие вопросы:

1.     Умеете ли вы играть в шахматы?

2.     Хотели бы вы научится играть в шахматы?

3.     Как вы думаете, могут ли шахматы помочь в учёбе?

В опросе участвовало 70 человек. Из них 51 человек умеют играть в шахматы, 28 человек хотели бы научится играть в шахматы, 56 человек считают, что игра в шахматы помогает в учёбе. (см.Приложение 1)

Результаты анкетирования мы представили в виде диаграммы. (см.Приложение 1)

 

Глава II. Интервью с чемпионами школы

 

В ноябре в нашей школе был проведён шахматный турнир. Среди старших классов 1 место заняла Халмуратова Хамая, ученица 10 класса. Среди начальных классов 1 место занял Тарантин Артём, ученик 4 Б класса. Мне стало интересно, что они думают об игре шахматы. Мы составили вопросы и провели с ними интервью. 

Интервью с Халмуратовой Хамаей.

-Привет! Представься, пожалуйста. Сколько тебе лет?

- Привет! Я Халмуратова Хамая и мне 17 лет.

-Расскажи, когда ты начала заниматься шахматами? С чего началось изучение шахмат?

-Я начала заниматься шахматами ещё в раннем возрасте, когда мне было 10 лет. Увлеклась этой интеллектуальной игрой, потому что дома лежала шахматная доска, на которой обычно всегда бабушка, играя с дедушкой, готовилась к районным и областным соревнованиям. Раньше я этого всего не знала, думала, что играют так, чтобы убить время… Увидев у бабушки кубок и целую коробочку медалей, я поняла, что время потрачено не зря. Теперь бабушку знают все кандидаты в мастера спорта по шахматам и шашкам, также я узнала, что эти игры очень полезны, ведь они развивают человеческое мышление.

-Что нравится в занятиях шахматами больше всего?

-Больше всего нравится, что эта игра очень полезна.

-Кто твой любимый шахматист и почему?

-Мой любимый шахматист-это Гата Калеский, ведь он вундеркинд. Его знания меня очень удивляют. Когда он пришёл в 1класс, его сразу перевели в 3ий. Я также хочу преуспевать во всём и узнавать много нового.

-Чем занимаешься кроме шахмат?

-Интересуюсь кулинарией, бисероплетением, занимаюсь различными вимдами спорта (теннис, волейбол, баскетбол). В будущем хочу стать стоматологом.

- Назови свои любимые предметы в школе, на какие отметки учишься?

-Люблю все предметы, но больше всего урок литературы, потому что на этом уроке можно погрузиться в фантазию мыслей. Учусь на отметки «хорошо».

-Что нужно делать, чтобы выигрывать в шахматных турнирах?

-Самое главное не волноваться и много не думать. Перед соревнованиями не нужно себя нагружать, играя целый день в шахматы.

-Помогает ли игра в шахматы хорошо учиться?

-Играя в шахматы, я стала пунктуальнее и подружилась с геометрией. У меня стало хорошее воображение, я стала сочинять стихотворения и писать хорошие сочинения.

-Спасибо огромное!

Интервью с Тарантиным Артёмом

-А с нами ещё один чемпион! Привет! Представься, пожалуйста. Сколько тебе лет?

-Меня зовут Тарантин Артём, мне 11 лет.

- Расскажи, когда ты начала заниматься шахматами? С чего началось изучение шахмат?

- Я начал играть в шахматы с 4 лет. Для начала я изучил какая фигура как ходит и правила игры.

-Что нравится в занятиях шахматами больше всего?

-Изучение комбинаций и решение задач .

--Кто твой любимый шахматист и почему?

-Алёхин, он чемпион.

-Чем занимаешься кроме шахмат?

-Я занимаюсь лёгкой атлетикой.

- Назови свои любимые предметы в школе, на какие отметки учишься?

-Мой любимый предмет в школе- русский язык. Учусь я на отметку «хорошо».

-Что нужно делать, чтобы выигрывать в шахматных турнирах?

-Каждый день тренероваться.

-Помогает ли игра в шахматы хорошо учиться?

-Да, помогает!

-Спасибо, новых побед тебе! (см.Приложение 2)

 


Глава III. Великие шахматисты

Что нужно, чтобы стать великим шахматистом? Чтобы ответить на этот вопрос я изучил биографию некоторых чемпионов мира по шахматам, которые меняли саму игру и манеру игры в нее. Талантливых шахматистов намного больше, чем 5 представленных нами, однако мы решили выбрать наиболее яркие примеры. Критерии, по которым мы выбирали участников, включают в себя количество их побед, продолжительность карьеры, преданность игре, талант. (см.Приложение 3)

Глава IV. История шахмат

Мне захотелось рассказать об игре шахматы нашим первоклашкам и пригласить их к нам на кружок. Для этого я изучил историю и правила шахмат подробнее.

Одна из самых древних и увлекательных игр – шахматы, которая имеет  десятки её вариаций. Это не просто игра, ведь шахматы давно являются видом спорта и искусства. Шахматную разметку используют практически во всех сферах жизни, а алгоритм игры применяют в научных целях. Шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

Родиной шахмат считается Индия, в которой не позднее конца VI века н. э. была известна игра чатуранга — вероятный прямой предшественник шахмат. В чатурангу на доске 8x8 играли комплектом фигур, схожих с шахматными, а целью игры было поставить мат королю противника.

Распространившись из Индии в соседние страны, чатуранга претерпела ряд изменений. На востоке (в Персии) она стала носить название – шатрандж, в Китае – сянци, в Тайланде – макрук.

Если рассматривать Индию в качестве прародительницы шахмат, стоит вспомнить известную легенду о радже и брамине.

После многочисленных походов, побед и поражений властелин устал и загрустил. Раджа велел своим советникам и мудрецам придумать ему забаву, на что отвел 3 дня и ночи. Никто не смог удовлетворить его и заинтересовать, кроме скромного крестьянина, который принес доску с клеточками и деревянными фигурками. Когда раджа узнал условия игры, радости его не было границ.

Это было то, что так долго он пытался найти. Взамен крестьянин потребовал скромную награду – несколько зернышек пшеницы. Но поставил условие: количество должно возрастать с каждой клеткой доски (1 клетка – 1 зернышко, 2 клетки – 2, 3 клетки – 22, 4 клетки – 23, …, 64 клетка – 264). Раджа сначала высмеял глупого брамина, но только потом он понял свою ошибку. На всей планете такого количества зерна нет, ведь после подсчетов конечная сумма равна – 1,8*1019. Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”.

Нельзя точно определить дату написания правил для игры в шахматы. Но все же можно с уверенностью сказать, что в 1130 году есть первое упоминание о классической шахматной игре в энциклопедии «Манамолласа». Эту запись сделал король Сомешвара III, правивший в то время в Индии (центр и юг страны). Шахматы уже двухсторонние, фигуры расставляются по привычным для современного человека правилам, да и ходят они практически также. Единственное, нет точного месторасположения на доске ферзя и короля.

В IX—X веке игра попала в Европу, где были составлены «классические» правила игры. Окончательно правила сформировались в XIX веке.

Со временем люди начали объединяться в шахматные клубы, где они играли на деньги. Популярность шахмат настолько возросла, что в 1575 году был проведен первый международный турнир по шахматам. Его провели при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Правда, участие в игре принимало только 4 человека (2 итальянца и испанца).

После этого значительного события национальные турниры проводили практически во всех европейских странах, а в 1836 году мир увидел первый журнал о шахматах – «Полимед». Его издателем был француз Луи Шарль Лабурдонне. В 1821 году начали постоянно проводить международные матчи и турниры. В это же время мир узнал имя самого сильного шахматиста – Адольфа Андерсена. Позже его опередил американский Пол Морфи, после чего Андерсен снова вернул себе звание.

В современном виде турнир проводился намного позже, в 1886 году был проведен первый чемпионат мира по шахматам.

В XIX веке появились шахматные часы, которые придумал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это дало толчок развитию новых укороченных партий под названием – «быстрые» (30 минут) и «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.

Одни считают шахматы азартной интеллектуальной игрой. Другие — развлечением и проведением досуга. Кто-то — искусством, причем наравне с театром или наукой. А третьи приводят аналогию с военной битвой. Но самыми популярными мнениями, особенно сейчас, являются два. Первое — шахматы являются спортом, причем профессиональным. Второе — они всего лишь хобби. 

                             

Глава V. Правила шахмат

Ходы в шахматах делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий. Существует легенда о том, почему игру начинают именно белые фигуры.

В древние времена Индией правил мудрый царь, правление которого принесло стране мощь и процветание. Было у него два сына. Братья-близнецы были как две капли похожи друг на друга, а отличались они лишь тем, что любили носить одежду разного цвета – один предпочитал белые убранства, а другой – черные одеяния. После кончины отца, который поделил царство поровну каждому из братьев, между ними случился раздор. Каждому хотелось стать единоличным правителем и руководить целой страной, а не лишь её половиной. Длительная ссора переросла в настоящую войну, уносящую жизнь многих людей. Однако, никто из братьев не собирался прекращать войну, потому как её окончание со стороны любого из них означало бы молниеносный проигрыш и то, что он не станет правителем. При этом, братья хотели и помириться, и закончить войну, и найти способ прийти к царским полномочиям. Однажды к ним пришел мудрец и пообещал за перемирие и незамедлительное окончание войны, в которой умерла половина индийского населения, показать братьям как можно честно и без крови определить победителя. Братьям эта идея понравилась, и они сразу же согласились попробовать. Старик достал деревянную дощечку и черно-белые деревянные фигурки, после чего поведал об основных правилах игры и том, что нужно тщательно обдумывать каждый ход. Между братьями началась длительная шахматная «война», но теперь человеческая кровь не проливалась, поэтому партия могла длиться до определения истинного победителя. В этом поединке победу одержал брат, игравший белыми фигурами, по праву победителя он же и стал новоиспеченным правителем страны. С тех пор игра приобрела невероятную популярность, а в шахматном бое всегда первыми ходят белые фигуры.

Шахматная доска

Прежде чем начинать игру убедитесь, что ближнее к вам левое угловое поле черного цвета.

У каждого поля шахматной доски  есть свое собственное имя — координаты. Для этого используют латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h и цифры от 1 до 8, написанные по краям доски вот таким образом:

Ряды из 8 полей, находящиеся напротив каждой из цифр, называются горизонталями, а столбцы из 8 полей, находящиеся напротив каждой из букв, называются вертикалями. Таким образом каждое поле принадлежит одной вертикали и одной горизонтали, от этого каждое поле и получает свое имя — координаты. К примеру, поле находящееся одновременно на вертикали f и на горизонтали 4 имеет имя — поле f4. Поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии называются диагоналями. Легко догадаться, что идут они по диагонали доски.


Правила передвижения фигур

Шахматные армии выстраиваются на поле боя лицом к лицу. Силы сторон перед сражением абсолютно равны и результат битвы зависит только от таланта и знаний полководцев. Впереди каждой армии выстраиваются пешки.

У белых 8 пешек по второй горизонтали и 8 пешек у черных по седьмой горизонтали. За спиной у пешек выстраиваются фигуры.

  • по углам доски становятся ладьи;
  • рядом с ладьями встают кони;
  • рядом с конями — слоны;
  • по центру, за спиной пешечной фаланги становится ферзь;
  • и около него король.

Чтобы не перепутать местами ферзя и короля следует запомнить простое правило «Ферзь любит свой цвет». Таким образом белого ферзя следует ставить на белое поле, а черного — на черное. Та сторона доски где в начальной стоят короли называется королевский фланг, а где ферзи — ферзевой.

Ладья — это прямолинейная и мощная фигура, дальнобойная артиллерия шахмат, может двигаться на любое число полей по горизонтали или по вертикали.

Слон также дальнобойная фигура, шахматный лучник, может перемещаться на любое число полей по диагонали. Легко заметить, что каждый слон может перемещаться по полям одного цвета, либо только по белым, либо только по чёрным. На поле какого цвета в начальной позиции слон оказался, по полям того же цвета он и будет ходить до конца. Поэтому слонов называют белопольными и чернопольными соответственно.

Ферзь - самая сильная фигура, совмещает в себе возможности ладьи и слона. Может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

Конь - самая хитрая фигура. Если остальные фигуры ходят прямо по открытым линиям, то конь не таков. Конь идет на два поля прямо по горизонтали или вертикали в любую сторону, и резко поворачивает на 900 тоже в любую сторону. Легко запомнить «Конь ходит буквой Г». А поворачивать эту «букву» можно как угодно.

Интересная особенность коня, это единственная фигура, которая после каждого хода меняет горизонталь, вертикаль, диагональ и цвет поля на котором стоит. Еще одна хитрость коня, он может «брать барьер», во время своего хода «перепрыгивать» через соседние фигуры.

Король - самая главная и ценная фигура. Цель шахматного сражения — взять в плен короля противника, объявить ему мат.

Король так же как и ферзь может перемещаться по горизонтали, вертикали, диагонали в любых направлениях, но только на одно поле.

Однако один раз за партию король имеет право сделать более резвый ход, рокировку. Если все фигуры стоящие между королем и ладьей ушли, а сам король и ладья еще не делали ходов, король может двинуться к ладье на два поля, а ладья «перепрыгивает» через монарха, закрывая его своей широкой спиной.

Обязательно нужно помнить, что, хотя во время рокировки двигаются и король и ладья, по правилам рокировка считается ходом только короля. Поэтому, если хотите сделать рокировку, начинать ее нужно перемещением именно короля на два поля в сторону, а потом перенести ладью. Не следует сначала пододвигать к королю ладью, а потом прятать за нее короля. В этом случае противник может сказать: «Ты сначала дотронулся и двинул ладью, ладьей и ходи, короля не тронь».

Рокировка невозможна:

  • если король или ладья во время партии уже делали ходы;
  • если между королём и ладьей находится какая-либо фигура;
  • если поле, на котором находится король или поле, которое он должен пересечь или занять, атаковано фигурой противника.

Если атакована или пересекает атакованное соперником поле только ладья, рокировка разрешена.

Пешки — рядовые солдаты, пехотинцы шахматной армии.

Пешка так же обязана идти только вперед. С начальной позиции на два или на одно поле, по желанию игрока, следующими ходами — только на одно поле. У пешки, в отличие от других фигур, просто ход и ход со взятием отличаются. Пешка  бьет вперед и вбок, по диагонали на одно поле. Когда пешка, преодолев все опасности, доходит до горизонтали, она, по желанию игрока, превращается в любую фигуру, кроме короля. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в наиболее сильную фигуру, в ферзя.

Другие правила шахматной игры

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

Нападение на короля называется шахом.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

Начинающему шахматисту ещё следует запомнить важное правило, шахматные полководцы, отдав необдуманный приказ не могут его сразу отменить. Назад ходы не берут, а прикоснувшись к фигуре, обязаны ею пойти. «Тронул — ходи!» Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.

 


Глава VI. Первоклашкам о шахматах

Мы побывали в 1А и 1Б классах нашей школы. Цель нашей встречи: заинтересовать игрой в шахматы. С помощью презентации рассказали им об игре шахматы, о каждой фигуре, об основных  правилах  шахмат. Попробовали разучить стихотворение, чтобы ребята не ошибались при расстановке фигур. После беседы разгадали кроссворд о шахматных фигурах. Ребята работали активно, заинтересованно. На практической части занятия ребята вылепили понравившиеся фигуры из пластилина.(см.Приложение 4)

Глава VII. Чем полезна игра в шахматы

Я знал, что игра в шахматы развивает мозг человека, но при подробном изучении, я выяснил, что эта игра может развить во мне много «суперспособностей».

В мире проводится много исследований, которые показывают, что игра в шахматы очень полезна для интеллекта. К примеру, в 2008 году в четырех немецких начальных школах провели эксперимент. Дети с проблемами в обучении (их IQ был на уровне 70-85) были случайным образом распределены в две группы. Одной – экспериментальной – предстояло в течение года 1 час в неделю заниматься шахматами, другая – сравнительная – этот час дополнительно занималась математикой. По итогам выяснилось, что первая группа значительно обогнала сравнительную по вычислительным способностям.

В 2013 году в Италии взяли 568 обычных школьников и тоже поделили их на группы. Экспериментальная, помимо основных занятий, занималась шахматами. Результаты показали, что уровень результатов экспериментальной группы в математических тестах оказался выше и возрастал тем больше, чем больше они занимались шахматами. Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Игроку приходится продумывать шаги наперед, строить предположительные варианты развития событий. Во время партии у человека одновременно задействуется оперативная и долговременная память. Мало какая деятельность способна вызывать данные состояния. Предельная нагрузка сказывается на умственных способностях самым благоприятным образом.

Что развивают шахматы:

  • логика – Шахматист во время партии, по сути дела, решает одну и ту же повторяющуюся задачу: поиск наилучшего решения. В данном случае хода. По сути это процесс принятия решений, который разбирается в ВУЗовской программе. Согласитесь, качество принимаемых решений ключевым образом влияет на нашу жизнь.
  • анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
  • память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;
  • концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
  • выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
  • развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;
  • повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
  • развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;
  • системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Кроме этого, несмотря на многовековые преобразования, шахматная игра представляет из себя всё то же – великолепную модель конфликта, в которой, присутствует огромное многообразие вариантов развития. В главной степени это площадка для тренировки умения конкурировать с практически равным соперником.

Как и любой конфликт, шахматы тренируют психологическую устойчивость. Вряд ли тот, кто не способен мыслить ясно и длительное время выдерживать нервное напряжение, может одержать победу, особенно в вариантах с ограничением времени. Умение обуздать эмоции и включить холодный стратегический расчет – побочный эффект от игры.

В современном динамичном мире, наполненном высокими технологиями, умение думать на далекую перспективу и грамотно использовать ресурсы при движении к ней – чуть ли не самое главное качество человека будущего.

Есть и еще один, менее заметный фактор. Шахматный спорт тренирует главную "мышцу" – мозг, поэтому ребенок раньше других приобретает умение преобразовывать первобытные физические конфликты в интеллектуальные. Шахматы сегодня – это одна из моделей борьбы, где возможны либо победа, либо поражение, либо временный компромисс. Навык выигрывать и проигрывать правильно, обязательно учась и делая выводы, воспитывает в ребенке здоровое отношение к поражению и дух целеполагания.


Заключение

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что шахматы – это игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру. Одним из главных достоинств шахмат является развитие интеллектуальных способностей. Процесс игры заставляет работать сразу два полушария мозга, поэтому они развиваются гармонично и слаженно.

 Шахматы – это элитарная игра, которую обожали многие политические деятели, ученые, писатели, творческие люди из разных эпох. Она по праву называется одной из древнейших игр человечества. Упоминание о шахматах можно найти в источниках полутора тысячелетней давности. Наш мозг получает бесценную интеллектуальную подпитку, совершенствуется и развивается во время игры в шахматы. Играя в шахматы, можно приобрести ряд очень ценных качеств, полезных в жизни. Шахматы делают человека мудрее, дальновиднее, помогают человеку оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько шагов вперед. Во время партии человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций.

Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память. Человек стимулирует мнемические процессы. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой стимульной информации, которую человеческий мозг должен обрабатывать единовременно. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях.

Хороший шахматист должен уметь составлять правильные прогнозы, ориентироваться в исходах игры, предугадывать ходы противника. Более того, игрок учится принимать решения быстро, учитывать их последствия. Приобретение этих навыков – неоценимая польза шахмат.

Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.

В нашей школе учится много ребят, которым шахматы помогают в учёбе. А некоторым эта игра помогает быть успешными и в других аспектах. Благодаря шахматам многие люди стали известными на весь мир.


Список литературы

Книги

1.

Авербах Ю., Бейлин М., «Путешествие в шахматное королевство».- М.: Физкультура и спорт, 1972

2.

Каспаров Г.К.Мои великие предшественники. Т2.»От Эйве до Таля».-М.,РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

3.

Каспаров Г.К.Мои великие предшественники. Т3.» От Петросяна до Карпова».-М.,РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

4.

Котов А. А. Тайны мышления шахматиста. – М.: ФиС, 1970.

5.

Перушина Н.М. «Шахматный учебник для детей». – М.: Феникс, 2017

6.

Пожарский В.П. «Шахматы. Путь к мастерству».- С.-П.:2015г

 

Интернет-ресурсы

 

7.

Статья «5 шагов к успеху в шахматах» Электронный ресурс https://xchess.ru/5-shagov-k-uspekhu-v-shakhmatakh.html

8.

Статья «Что развивают шахматы» Электронный ресурс http://levico.ru/shaxmaty-chem-polezna-igra-i-chto-ona-razvivaet/

9.

Задачи по шахматам. Электронный ресурс http://shahmaty.info/chess-puzzle/

 


Скачано с www.znanio.ru

2018-2019 уч.год

2018-2019 уч.год

Содержание Введение 2

Содержание Введение 2

Введение В 2018 году я записался на кружок по шахматам

Введение В 2018 году я записался на кружок по шахматам

Глава I . Анкетирование Меня интересовало, сколько ребят начальной школы умеют играть в шахматы

Глава I . Анкетирование Меня интересовало, сколько ребят начальной школы умеют играть в шахматы

Мой любимый шахматист-это Гата

Мой любимый шахматист-это Гата

Глава III . Великие шахматисты

Глава III . Великие шахматисты

Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”

Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”

Глава V . Правила шахмат Ходы в шахматах делает игрок с белыми фигурами

Глава V . Правила шахмат Ходы в шахматах делает игрок с белыми фигурами

Правила передвижения фигур Шахматные армии выстраиваются на поле боя лицом к лицу

Правила передвижения фигур Шахматные армии выстраиваются на поле боя лицом к лицу

Однако один раз за партию король имеет право сделать более резвый ход, рокировку

Однако один раз за партию король имеет право сделать более резвый ход, рокировку

Шахматные партии не всегда играются до мата

Шахматные партии не всегда играются до мата

Глава VI . Первоклашкам о шахматах

Глава VI . Первоклашкам о шахматах

Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;…

Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;…

Как и любой конфликт, шахматы тренируют психологическую устойчивость

Как и любой конфликт, шахматы тренируют психологическую устойчивость

Заключение Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что шахматы – это игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век…

Заключение Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что шахматы – это игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век…

Список литературы Книги 1

Список литературы Книги 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2020