Что Пушкин для нас? Великий писатель? Нет, больше: одно из величайших явлений русского духа!
(Д.С. Мережковский)
Проект
Сказки Александра Сергеевича Пушкина
«Творческая мастерская» (разработка внеурочного занятия 3 класс)
Автор проекта Никулина Е.В.
Цель исследования
Целью проекта является ознакомление учащихся с произведениями А.С. Пушкина, формирование представлений обучающихся о сказке, как о жанре литературы, способствование развитию навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся, а также расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса и воспитание интереса к чтению, к творчеству А.С. Пушкина. В ходе проекта планируется более близкое знакомство с биографией А.С Пушкина, экскурсия по пушкинским местам, внеклассное чтение сказок, не вошедших в школьную программу по чтению для 3 класса, викторина по сказкам А.С. Пушкина.
Задачи исследования:
- Определить круг изучаемых сказок
- обосновать выбор инновационной образовательной технологии
- изучить возможные инновационные технологии, применяемые во внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение реагировать эмоционально на произведение жанра сказка;
- умение оценивать свою работу и работу товарищей;
- умение слушать, уважать мнение товарища;
- умение терпимо относиться к критике, умение правильно критиковать;
- умение работать индивидуально, в парах, в группе.
Метапредметные:
- умение определять и формулировать цель деятельности на внеклассном занятии, задачи и планируемые результаты;
- навык беглого и вдумчивого чтения;
- умение извлекать необходимую информацию из текста, читать иллюстрации, схемы и таблицы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение рассуждать над характерами героев, их поступками, соотносить с собственной жизнью;
- умение выражать свои мысли в форме связной грамотной речи;
- умение воспринимать на слух произведения жанра сказки.
Предметные:
- умение осмысливать последовательность действий в произведении;
- умение осмысливать взаимосвязь описываемых в произведении событий;
- умение составлять вопросы и простой план к произведению;
- умение восстанавливать текст по вопросам и простому плану;
- умение охарактеризовать личность героя и его поступки;
- умение соотнести личность и поступки героя со своей жизнью;
- умение пересказывать произведение или отрывок произведения подробно или сжато;
- умение формулировать главную мысль произведения.
Проблемные вопросы
Чем сказки А.С. Пушкина отличаются от большинства других сказок?
Какие события в жизни поэта могли повлиять на манеру написания и сюжеты сказок?
План проведения проекта
Проект рассчитан на 6 месяцев
1.Знакомство с биографией А.С. Пушкина
2. Экскурсии по Пушкинским местам в Москве
3. Проведение «Литературных часов» в городской библиотеке
4. Детальный анализ текстов сказок,
5. Заучивание наизусть и инсценировка отрывков из них
6. Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина
7. Знакомство с художником-иллюстратором сказок А.С. Пушкина И.Я. Билибиным
8. Прослушивание музыки к опере «Сказка о царе Салтане…» русского композитора Римского-Корсакова
9. Изготовление «волшебных предметов» из сказок А.С. Пушкина
10. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов
11. Защита проекта. Викторина по произведениям А.С. Пушкина с приглашением родителей, приурочена к 25 летнему юбилею Гимназии №16
Приложение.
Сценарий литературной викторины «Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца» (к 25- летию Гимназии №16)
Вступление.
19 октября 1811 г. близ г. Петербурга, в Царском селе был открыт первый лицей.
«Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием межцарственных гостей…»
-Кто же учился в этом Лицее?
- В нем учились дети дворян, состоятельных людей. Дети простых и бедных людей не могли там учиться. Обучение было платным и только для избранных.
Одним из первых учащихся был тогда еще неизвестный молодой А.С. Пушкин. На одном из экзаменов он выступил со своим стихотворением и сразу был замечен Державиным, как талантливый, подающий большие надежды поэт. И он не ошибся. Пушкин создал очень много произведений и в стихах, и в прозе. Он вошел в мировую художественную литературу как великий поэт.
И ребята во всем мире знают его, потому что для них он написал чудесные сказки. И о царе Салтане, и о Попе и работнике его Балде, и сказку о Золотой Рыбке, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях, и замечательную поэму Руслан и Людмила. Он писал об осени и о весне, о том, как красив русский лес и широкое русское поле.
Пушкин был очень смелым и гордым человеком. Он не боялся никого, даже самого царя. Зато царь боялся Пушкина. Он много раз высылал поэта в далекую деревню.
Оторванный от семьи и друзей, от дома, Пушкин продолжал писать. И то, что сочинил, читал своей старой няне Арине Родионовне.
Поэт писал не только для тех, кто жил в те далекие времена, но и для тех, кто будет жить через много лет. Для тех, кто живет сегодня, и для тех, кто будет жить завтра.
Викторина
1. Узнать сказку по двум строчкам.
- Ветер весело шумит
Судно весело бежит…
(Сказка о царе Салтане)
- Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой…
(Сказка о рыбаке и рыбке)
- Да спокойно в свой удел
Через море полетел…
(Сказка о царе Салтане)
- Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…
(Сказка о мертвой царевне…)
- На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто…
(Сказка о рыбаке и рыбке,,,)
- И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей…
(Сказка о золотом петушке)
- Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед…
(Сказка о мертвой царевне…)
- И кричит: «Кери-ку-ку
Царствуй лежа на боку!»
(сказка о золотом петушке)
- Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали…
(Сказка о попе…)
- Испугался бесенок и к деду
Пошел рассказывать про такую победу…
(Сказка о попе…)
2. Узнать сказку по одной строчке (о море)
- А теперь пора нам в море…
(сказка о царе Салтане…)
- Вот идет он к синему морю…
(Сказка о рыбаке и рыбке)
- Ты волнуешь сине море…
(Сказка о мертвой царевне)
- Вот из моря вылез Старый бес…
(сказка о попе…)
3. Угадай предмет (черный ящик)
- В коробке лежит предмет, который всегда говорит правду, за что и был разбит (зеркало из сказки о мертвой царевне)
- На вид оно очень красивое, румяное, но от его самого маленького кусочка можно умереть (яблоко из сказки о мертвой царевне)
- В коробке находится представитель животного мира (игрушка), который в одной из сказок Пушкина помогал осуществлять желания (золотая рыбка)
- В коробке находится предмет, которым Балда морщил море.
4. Ответь на вопросы.
- Как обращается королевич Елисей к месяцу? (Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок)
- О чем спрашивает зеркало царица? (Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)
- Как начинается сказка о царе Салтане? (три девицы под окном...)
- В кого превращался князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)
- С какими словами обращается старик к Золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка…)
- Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? ( Сказка – ложь…)
5. Исправь ошибки.
- И молвила старуха: «Чего тебе надобно, старче?
- И сказала золотая рыбка: «Не хочу быть столбовою дворянкой, хочу быть владычицей морскою…»
6. «Блиц – турнир».
Состязания между командами, которые предварительно выбрали себе название. Противники задают друг другу подготовленные заранее вопросы. Правильный ответ – одно очко.
7. Конкурс « Вернисаж».
Звучит музыка «Полет шмеля» Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане»
Рисунки детей к сказкам Пушкина вывешены на доске. Задание командам: Отобрать рисунки к определенной сказке и разложить их в нужной последовательности, а потом кратко рассказать. (от каждой команды – 3 человека: первый отбирает, второй раскладывает, третий рассказывает)
8. «Поле чудес» (конкурс капитанов)
- Герой сказки Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях (Елисей)
- Транспортное средство в сказке о золотом петушке (Колесница)
- Кем является для царевны-лебеди мать Гвидона? (свекровь)
Подведение итогов. Награждение команд.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.