Проект "Сказки земли Шацкой"
Оценка 4.9

Проект "Сказки земли Шацкой"

Оценка 4.9
docx
05.02.2024
Проект "Сказки земли Шацкой"
проект сказки .docx

Проект « Сказки земли Шацкой»

-Какие они, сказки наших бабушек? Может быть, в нашем Шацком районе были  другие герои сказок, о которых мы не знаем?

Сказки на Руси известны с давних времен. Но кто же их создал? Откуда пришла к нам сказка?

Реальными создателями сказок были, конечно же, их исполнители – многие и многие  безымянные сказочники или сказители. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Прежде чем попасть в книгу, сказки были услышаны из уст сказочников и записаны учеными – собирателями- фольклористами.

Первые записи народных сказок принадлежат иностранцам, которые интересовались Россией, ее народом, нравами и обычаями.

В истории русской художественной культуры А.С.Пушкин был первым человеком, который от простой крестьянки стал записывать сказки.

Главный, самый знаменитый собиратель и издатель русских народных сказок-Александр Николаевич Афанасьев(1826-1871). Он является составителем всемирно знаменитого сборника «Народные русские сказки».  Благодаря трудам ученых наша культура знает имена выдающихся сказителей.

От каждого из сказочников собиратели сказок записывали большое количество сказок – иногда более ста!

 Итак, удалось установить, каким образом сказка попала в книгу:

От сказителя – к собирателю фольклора – к издателю, т.е. в книгу.

 

                              Сказки и сказители Рязанского  края     

Устное народное творчество Рязанского края представляет собой неотъемлемую часть русской национальной культуры. Многовековая история, социальный и экономический уклад определили состав и  поэтические особенности рязанского фольклора. Летописные источники,

данные археологии, этнографии, научные изыскания фольклористов  позволили сохранить богатейший художественный материал, представить

общую картину развития народного творчества.

Эпическое творчество Рязанского края включает в себя преимущественно прозаические формы: сказки, предания, легенды, былички, бывальщины. В рязанских сказках сравнительно мало так называемой сказочной обрядности, которая делает произведение полным чудес и невероятных событий. Чаще всего они носят социально-бытовой характер и сближаются с народной авантюрной повестью.

Чтобы узнать, какие сказки и легенды бытовали в нашем крае, мы отправились в Шацкий историко-культурный центр, где нам рассказали о местном фольклоре. Нашим рассказчиком стала Яценко Любовь Петровна, которая будучи молодым специалистом отдела культуры встречалась с некоторыми бабушками, которые рассказывали сказки. Вот что мы от нее  узнали.

 

                                          Сказки земли Шацкой

В 60-70 годы 20 века на территории Шацкого района работала достаточно много этнографических экспедиций, которые изучали быт, традиции, обряды и многое другое жителей Шацкого района. В этот период не было аудио, видео средств для записи и поэтому в основном записывали собранные материалы в тетради.

В 1978 году в Шацкий район прибывает этнографическая экспедиция, в составе которой была Соколова Вера Константиновна (проработала в Институте этнографии АН СССР более 40 лет с 1946 по 1986 гг., пройдя путь от младшего научного сотрудника до руководителя группы фольклора и заведующей восточнославянским сектором). Вместе с другими членами группы она побывала в селах района: Апушка, Агишево, Шевырляй, Ново-Софьино, Купля,  Лесное Конобеево, Выша, Шаморга, Старо-Чернеево, где собирали притчи, напевы, легенды, сказки шацкого края.

В ходе экспедиции Соколова В.К. отметила, что говор в селах Шацкого района отличается. Вместо слова «что» произносится «цо» или «чо», вместо  местоимений «тебе», «себе»  говорят «табе». «сабе». Есть села. В которых сторожилы при разговоре «окают», «акают», «цокают».

В каждом селе экспедиция познакомилась с  удивительными бабушками, которые из поколения в поколение  передавали  сказки сначала своим детям и внукам, а потом и правнукам на свой манер, где герои приобретали новые имена, создавались другие образы.

 Так, в сказках Шацкого края, вместо «Золушки» появилась сказка « Дарья –Замазурка», а в сказке « Гуси-лебеди» появился герой « Гусь-красные лапки» и вместо «Иванушки»- «Филюшка-батюшка».  Много и других новых героев. Соколова В.К отмечает, что в шацком районе были сказки, похожие на небольшие литературные произведения: « Почему у месяца платья нет», «Белая лань», « Липунюшка»,

которые в своей основе очень похожи на такие русские народные сказки,  как « Волк и семеро козлят», «Заколдованная  царевна».

В Шацких сказках встречается много незнакомых слов:

-«поярочек»-овечка;

-«вилюшка»- извилистая дорога;

-«вилок»- кочан капусты;

-«глышка»-бугорок, пригорок;

«гарнушка»- отверстие в печи;

-«одонье»- скирд хлеба;

«тетеря»- деньги и др.

Многие сказки имеют очень интересное окончание: «дъканчо, нам по рюмочки винцо», « на том пиру и я была, вино-пиво пила, закусывала капустой и сейчас во рту еще пусто», «стали жить-поживать, тут и сказка закончилась» и др.

Самыми известными сказительницами и сказочниками нашего района были:

-Заикина Ольга Тарасовна  (проживала в с. Большое Агишево, безграмотная, 1898г.р.), сказка «Липунюшка»;

-Кузнецова Пелагея Мамонтовна (проживала в поселке Выша, безграмотная, 1891г.р.), сказка « Жена-лягушка»;

-Головешкин Евсей Сергеевич (проживал в с.Апушка, безграмотный,

1897 г.р.), сказка « Филюшка-батюшка»;

-Крапивникова Прасковья Алексеевна (проживала в с. Ново-Софьино, безграмотная, 1913 г.р,), сказки « Про козла и барана», « Снегурушка», «Ореховая веточка»;

-Сауткина Мария Петровна (проживала в с. Купля, малограмотная, 1904г.р.), сказка « Теремок»;

-Бизенкова Анна Степановна (проживала в с. Лесное Конобеево, безграмотная, 1882 г.р.), сказки «Два охотника», « Чудесная скатерть»;

-Воробьева Наталья Григорьевна ( проживала в с. Выша, безграмотная, 1891г.р.),сказка « Лиса и петушок»;
-Беглова Матрена Васильевна (проживала в с. Купля, грамотная, 1900г.р),сказка «Поп и работник Свет»;

-Жарков Иван Егорович (проживал в с. Шаморга, грамотный, 1889 г.р.); сказка « Лгун Федор-портной»;

-Скотникова Мавра Ивановна ( проживала в с.Марьино, малограмотная, 1912 г.р.), сказка « Пострадавший поп»;

-Сластухин Никифор Иванович (проживал  в д.Новая, грамотный, 1899г.р.), сказка «Мать»;
-Маркова Пелагея Степановна ( проживала в с.Аксельмеево, безграмотная, 1906 г.р.), сказка « О старике, глупой старухе и лисе-плачее»;

-Громова Прасковья Никифоровна  (проживала в с. Старо-Чернеево, грамотная, 1887г.р.); сказки « Про добрую Машеньку и злую мачеху»;                               «Почему у месяца платья нет?»;

-Голышкова Ульяна Константиновна (проживала в с. Шевырляй, малограмотная, 1902 г.р.), сказка « Дарьюшка-замазурка»;

-Шарова Евдокия Павловна  (проживала в с.Темешево, безграмотная, 1895г.р.), сказка « Белая лань»;

-Агапова Любовь Ивановна (проживала на границе Шацкого района, Рязанской обл. и Мордовской АССР в д.Текушево, безграмотная, 1889г.р.), сказка» Про Иванушку-дурачка».

 

Всего на территории Шацкого района была собрана 21 сказка, вот некоторые из них.

 

                                      

Мать

Записано от Сластухина Никифора Ивановича

Записала Рулева В. В 1968 году

В «Указателе» не зарегистрирована

Было у одной матери, пять сыновей. И всех пятерых она собрала на службу. Проводила их мать до пристани, поцалула и баит:

- Ступайте, дети мои, в путь - дела. Другие-то матери сыновьев особливыми

словами провожают, a она больше ничегошеньки не баит.

- Почему, матушка, нам никакого пожеланьица не кажешь? – спрашивают сыновья.

- А чего я не баю? Коли есть у вас про то думка сердешная, то слухайте, расскажу басню.

Сели сыновья у дороги, сели и слушают, a мать баит:

— Было нa земле такое царство, теперь люди и название его позабыли. Жила в том царстве одна мать, а было у нее два сына, две невестки, восемь внуков.

Жили-то богато, счастливо, да вдруг в семье разлад пошел. Стали невестки

мать недолюбливать, ругаться начали.

«Не надо она нам! Теперича у самих‚ детки есть. Куда хотите, туда и девайте свою стapyxy».

Так и стали они мужьев своих ругать. Что делать? Жен выгнать – дето шибко жалко, Мать оставить - от жен житья не будет. Да только случай дело решил.

Приезжает к ним как-то купец за медом и остается ночевать в доме. Вечером слышит купец ругань. Утром сызнова слышит. Вот он и баит:

- Что так раздорно жены ваши живут?

- Да мать некуда девать, - говорят.

- Тогда продайте ее мне в прислугу.

Услышали невестки про купцовы слова и опять к мужьям:

- Продайте, продайте ее скорей!

Тогда и продали сыновья мать свою родную. Остались без матери. А купец

взял ее и повез к себе, в свое царство.

Прошло много годов. Опять едет купец за товарами. Едет он там, где было царство сыновьев, которые продали мать свою, Едет и места не узнает.

Где был дом-дворец, теперь там озеро гнилое. Где были амбары, теперь там, камни черные, a из гнилого озера змеи шипучие головы поднимают. Повернул купец в другую сторону. Едет и спрашивает:

- Где же теперь те богатые, счастливые братья, которые на этом месте жили и мать свою продали?

А ему бают:

- Как продали они свою мать родную, так и провалились сквозь землю!

Вот что, детки мои, не забывайте мои слова о матери. Вертайтесь домой со славою.


 

Проект « Сказки земли Шацкой» -Какие они, сказки наших бабушек?

Проект « Сказки земли Шацкой» -Какие они, сказки наших бабушек?

Вот что мы от нее узнали.

Вот что мы от нее узнали.

Самыми известными сказительницами и сказочниками нашего района были: -Заикина

Самыми известными сказительницами и сказочниками нашего района были: -Заикина

Мать Записано от Сластухина

Мать Записано от Сластухина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024