Проект « Сказки земли Шацкой»
-Какие они, сказки наших бабушек? Может быть, в нашем Шацком районе были другие герои сказок, о которых мы не знаем?
Сказки на Руси известны с давних времен. Но кто же их создал? Откуда пришла к нам сказка?
Реальными создателями сказок были, конечно же, их исполнители – многие и многие безымянные сказочники или сказители. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Прежде чем попасть в книгу, сказки были услышаны из уст сказочников и записаны учеными – собирателями- фольклористами.
Первые записи народных сказок принадлежат иностранцам, которые интересовались Россией, ее народом, нравами и обычаями.
В истории русской художественной культуры А.С.Пушкин был первым человеком, который от простой крестьянки стал записывать сказки.
Главный, самый знаменитый собиратель и издатель русских народных сказок-Александр Николаевич Афанасьев(1826-1871). Он является составителем всемирно знаменитого сборника «Народные русские сказки». Благодаря трудам ученых наша культура знает имена выдающихся сказителей.
От каждого из сказочников собиратели сказок записывали большое количество сказок – иногда более ста!
Итак, удалось установить, каким образом сказка попала в книгу:
От сказителя – к собирателю фольклора – к издателю, т.е. в книгу.
Сказки и сказители Рязанского края
Устное народное творчество Рязанского края представляет собой неотъемлемую часть русской национальной культуры. Многовековая история, социальный и экономический уклад определили состав и поэтические особенности рязанского фольклора. Летописные источники,
данные археологии, этнографии, научные изыскания фольклористов позволили сохранить богатейший художественный материал, представить
общую картину развития народного творчества.
Эпическое творчество Рязанского края включает в себя преимущественно прозаические формы: сказки, предания, легенды, былички, бывальщины. В рязанских сказках сравнительно мало так называемой сказочной обрядности, которая делает произведение полным чудес и невероятных событий. Чаще всего они носят социально-бытовой характер и сближаются с народной авантюрной повестью.
Чтобы узнать, какие сказки и легенды бытовали в нашем крае, мы отправились в Шацкий историко-культурный центр, где нам рассказали о местном фольклоре. Нашим рассказчиком стала Яценко Любовь Петровна, которая будучи молодым специалистом отдела культуры встречалась с некоторыми бабушками, которые рассказывали сказки. Вот что мы от нее узнали.
Сказки земли Шацкой
В 60-70 годы 20 века на территории Шацкого района работала достаточно много этнографических экспедиций, которые изучали быт, традиции, обряды и многое другое жителей Шацкого района. В этот период не было аудио, видео средств для записи и поэтому в основном записывали собранные материалы в тетради.
В 1978 году в Шацкий район прибывает этнографическая экспедиция, в составе которой была Соколова Вера Константиновна (проработала в Институте этнографии АН СССР более 40 лет с 1946 по 1986 гг., пройдя путь от младшего научного сотрудника до руководителя группы фольклора и заведующей восточнославянским сектором). Вместе с другими членами группы она побывала в селах района: Апушка, Агишево, Шевырляй, Ново-Софьино, Купля, Лесное Конобеево, Выша, Шаморга, Старо-Чернеево, где собирали притчи, напевы, легенды, сказки шацкого края.
В ходе экспедиции Соколова В.К. отметила, что говор в селах Шацкого района отличается. Вместо слова «что» произносится «цо» или «чо», вместо местоимений «тебе», «себе» говорят «табе». «сабе». Есть села. В которых сторожилы при разговоре «окают», «акают», «цокают».
В каждом селе экспедиция познакомилась с удивительными бабушками, которые из поколения в поколение передавали сказки сначала своим детям и внукам, а потом и правнукам на свой манер, где герои приобретали новые имена, создавались другие образы.
Так, в сказках Шацкого края, вместо «Золушки» появилась сказка « Дарья –Замазурка», а в сказке « Гуси-лебеди» появился герой « Гусь-красные лапки» и вместо «Иванушки»- «Филюшка-батюшка». Много и других новых героев. Соколова В.К отмечает, что в шацком районе были сказки, похожие на небольшие литературные произведения: « Почему у месяца платья нет», «Белая лань», « Липунюшка»,
которые в своей основе очень похожи на такие русские народные сказки, как « Волк и семеро козлят», «Заколдованная царевна».
В Шацких сказках встречается много незнакомых слов:
-«поярочек»-овечка;
-«вилюшка»- извилистая дорога;
-«вилок»- кочан капусты;
-«глышка»-бугорок, пригорок;
«гарнушка»- отверстие в печи;
-«одонье»- скирд хлеба;
«тетеря»- деньги и др.
Многие сказки имеют очень интересное окончание: «дъканчо, нам по рюмочки винцо», « на том пиру и я была, вино-пиво пила, закусывала капустой и сейчас во рту еще пусто», «стали жить-поживать, тут и сказка закончилась» и др.
Самыми известными сказительницами и сказочниками нашего района были:
-Заикина Ольга Тарасовна (проживала в с. Большое Агишево, безграмотная, 1898г.р.), сказка «Липунюшка»;
-Кузнецова Пелагея Мамонтовна (проживала в поселке Выша, безграмотная, 1891г.р.), сказка « Жена-лягушка»;
-Головешкин Евсей Сергеевич (проживал в с.Апушка, безграмотный,
1897 г.р.), сказка « Филюшка-батюшка»;
-Крапивникова Прасковья Алексеевна (проживала в с. Ново-Софьино, безграмотная, 1913 г.р,), сказки « Про козла и барана», « Снегурушка», «Ореховая веточка»;
-Сауткина Мария Петровна (проживала в с. Купля, малограмотная, 1904г.р.), сказка « Теремок»;
-Бизенкова Анна Степановна (проживала в с. Лесное Конобеево, безграмотная, 1882 г.р.), сказки «Два охотника», « Чудесная скатерть»;
-Воробьева Наталья
Григорьевна ( проживала в с. Выша, безграмотная, 1891г.р.),сказка « Лиса
и петушок»;
-Беглова Матрена Васильевна (проживала в с. Купля, грамотная, 1900г.р),сказка
«Поп и работник Свет»;
-Жарков Иван Егорович (проживал в с. Шаморга, грамотный, 1889 г.р.); сказка « Лгун Федор-портной»;
-Скотникова Мавра Ивановна ( проживала в с.Марьино, малограмотная, 1912 г.р.), сказка « Пострадавший поп»;
-Сластухин Никифор
Иванович (проживал в д.Новая, грамотный, 1899г.р.), сказка «Мать»;
-Маркова Пелагея Степановна ( проживала в с.Аксельмеево, безграмотная,
1906 г.р.), сказка « О старике, глупой старухе и лисе-плачее»;
-Громова Прасковья Никифоровна (проживала в с. Старо-Чернеево, грамотная, 1887г.р.); сказки « Про добрую Машеньку и злую мачеху»; «Почему у месяца платья нет?»;
-Голышкова Ульяна Константиновна (проживала в с. Шевырляй, малограмотная, 1902 г.р.), сказка « Дарьюшка-замазурка»;
-Шарова Евдокия Павловна (проживала в с.Темешево, безграмотная, 1895г.р.), сказка « Белая лань»;
-Агапова Любовь Ивановна (проживала на границе Шацкого района, Рязанской обл. и Мордовской АССР в д.Текушево, безграмотная, 1889г.р.), сказка» Про Иванушку-дурачка».
Всего на территории Шацкого района была собрана 21 сказка, вот некоторые из них.
Мать
Записано от Сластухина Никифора Ивановича
Записала Рулева В. В 1968 году
В «Указателе» не зарегистрирована
Было у одной матери, пять сыновей. И всех пятерых она собрала на службу. Проводила их мать до пристани, поцалула и баит:
- Ступайте, дети мои, в путь - дела. Другие-то матери сыновьев особливыми
словами провожают, a она больше ничегошеньки не баит.
- Почему, матушка, нам никакого пожеланьица не кажешь? – спрашивают сыновья.
- А чего я не баю? Коли есть у вас про то думка сердешная, то слухайте, расскажу басню.
Сели сыновья у дороги, сели и слушают, a мать баит:
— Было нa земле такое царство, теперь люди и название его позабыли. Жила в том царстве одна мать, а было у нее два сына, две невестки, восемь внуков.
Жили-то богато, счастливо, да вдруг в семье разлад пошел. Стали невестки
мать недолюбливать, ругаться начали.
«Не надо она нам! Теперича у самих‚ детки есть. Куда хотите, туда и девайте свою стapyxy».
Так и стали они мужьев своих ругать. Что делать? Жен выгнать – дето шибко жалко, Мать оставить - от жен житья не будет. Да только случай дело решил.
Приезжает к ним как-то купец за медом и остается ночевать в доме. Вечером слышит купец ругань. Утром сызнова слышит. Вот он и баит:
- Что так раздорно жены ваши живут?
- Да мать некуда девать, - говорят.
- Тогда продайте ее мне в прислугу.
Услышали невестки про купцовы слова и опять к мужьям:
- Продайте, продайте ее скорей!
Тогда и продали сыновья мать свою родную. Остались без матери. А купец
взял ее и повез к себе, в свое царство.
Прошло много годов. Опять едет купец за товарами. Едет он там, где было царство сыновьев, которые продали мать свою, Едет и места не узнает.
Где был дом-дворец, теперь там озеро гнилое. Где были амбары, теперь там, камни черные, a из гнилого озера змеи шипучие головы поднимают. Повернул купец в другую сторону. Едет и спрашивает:
- Где же теперь те богатые, счастливые братья, которые на этом месте жили и мать свою продали?
А ему бают:
- Как продали они свою мать родную, так и провалились сквозь землю!
Вот что, детки мои, не забывайте мои слова о матери. Вертайтесь домой со славою.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.