Проект "Соблюдение орфоэпических норм в разговорной речи старшеклассников"
Оценка 5

Проект "Соблюдение орфоэпических норм в разговорной речи старшеклассников"

Оценка 5
docx
18.04.2022
Проект "Соблюдение орфоэпических норм в разговорной речи старшеклассников"
Проект.docx

 

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение
«Средняя  общеобразовательная  школа  № 32
с  углубленным  изучением  английского  языка»

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный проект

Тема проекта: Соблюдение орфоэпических норм в разговорной речи старшеклассников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта: Клепалов Егор, обучающийся 11б класса

Руководитель проекта: Лафина Елена Николаевна,

педагог-библиотекарь

 

   

Озерск,2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ................................................................................................................................

Основная часть

1. Грамотность разговорной речи...............................................................................

            1.1. Орфоэпические нормы...........................................................................................

       1.2. Характерисика орфоэпических норм.....................................................................

       1.3. Нарушение орфоэпических норм в речи современных старшеклассников........

       1.4. Пути исправления орфоэпических ошибок............................................................

Практическая часть..................................................................................................................

Заключение...............................................................................................................................

Список литературы..................................................................................................................

Приложения...............................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

Наша речь – это «визитная карточка», благодаря которой можно узнать собеседника лучше. Мы должны научиться соблюдать орфоэпические нормы и говорить правильно. К сожалению, мы не часто слышим правильную речь. Нередко встречаются нарушения орфоэпических норм в разговорной речи, в том числе и в общении современных школьников. Отсутствие четких правил произношения многих слов приводит к трудностям при выполнении заданий на ЕГЭ. Поэтому, чтобы в будущем успешно сдать экзамены, мы должны уже сейчас уделять внимание орфоэпическим нормам произношения.

Актуальность данной исследовательской работы заключается и в том,  что мои одноклассники - люди с амбициозными планами. Большинство из них планирет паступать в престижные ВУЗы. В разговорной речи часто допускаются ошибки в соблюдении орфоэпических норм, что значит нарушение в произношении слов. Коммуникация -это ключевая компетенция. Кем бы мы ни были по профессии-знание норм русского языка должно соблюдаться людьми, которые хотят сделать карьеру. Нам осталось немного времени для окончания школы. Но есть ещё возможность преодолеть нарушения в произношении. Отсюда возникает проблема.

Как можно справиться с несоблюдением орфоэпических норм ?

Поэтому перед нами была поставлена следующая цель: создание условий для преодоления трудностей  в произношении.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:

- изучить литературу, научно-популярные источники по формированию грамотной разговорной реч;

- провести исследование, чтобы выявить, как произносят одноклассники некоторые трудные с точки зрения постановки ударения слова;

- систематизировать орфоэпический словарик « Говори правильно».

Объект исследования: грамотность разговорной речи сташеклассников.

Предмет данного исследования: соблюдение орфоэпических норм в разговорной речи сташеклассников.

Гипотеза исследования: проблема будет решена, если будут :

1.Изучены литература, научно-популярные источники по формированию грамотной разговорной речи.

2.Разработан и  реализован  комплекс мер, направленных на соблюдение орфоэпических норм

Методы  исследования:
1. Анализ   литературных  источников.

2.Социологический опрос, тестирование.

3.Обобщение и систематизация.

Результат  исследовательской работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы  при подготовке к ЕГЭ, а также  для работы по совершенствованию орфоэпических норм старшекслассников   

Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы,приложений.

В введении я ставлю цель и задачи исследования, актуальность исследования, определяю объект, предмет исследования, указываю методы и приемы исследования. 

В основной части содержится две главы.

В первой главе рассказывается об орфоэпических нормах русского языка и путях исправления орфоэпических ошибок.

Вторая глава направлена на организацию практической работы по выявлению уровня нарушения орфоэпических норм в речи современных школьников и причин их орфоэпической неграмотности.

В заключении я делаю выводы о подтверждении гипотезы  моего исследования, определяю степень достижения цели и решения поставленных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Грамотность разговорной речи

 

Первый раздел посвящен объекту исследования. Здесь описаны критерии, определяющие грамотную речь: точность, чистота, правильность.  Эти процессы изучает культура речи- раздел языкознания о нормах литературного языка.

 Эти нормы предписывают, например: говорить класть и положить, а не ложить и покласть и т. д. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной [4.стр. 139]

В пособии "Русский язык и культура речи"  мы нашли определение: точность речи-это "  умение четко и ясно выражать свои мысли. Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать"[1.стр.43]. Всем нам знакома ситуация, когда автор сообщения не вполне понимает то, о чём он рассказывает. Тогда он путается, строит предложения невразумительно. 

Есть только один способ справиться с этой ошибкой – говорить лишь о том, что хорошо знаешь и понимаешь. Ведь иначе неточность понимания как раз и приводит к неточности речи.  

Ещё одна причина недостаточной точности речи – это слабое владение русским языком, его лексическими богатствами. Все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет название. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли.

  В этом же пособии мы нашли определение чистота  речи – это" качество, исключающее чуждые литературному языку элементы, а также элементы, отвергаемые нормами нравственности" [1.стр.31].

Разрушают чистоту речи следующие средства:

1) диалектизмы, т. е. слова, свойственные не общему языку народа, а местным говорам;

2) варваризмы, т. е. включение в речь без надобности иноязычных слов;

3) жаргонизмы, т. е. слова и словесные обороты, возникающие и применяющиеся в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;

4) к числу средств, чуждых литературному языку, требованиям нравственности, принадлежат вульгаризмы – слова, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг предметов, явлений жизни и унижающие достоинство и честь человека;

5) слова-паразиты, засоряющие речь (так сказать, значит, как бы) [1.стр.31].

Теперь рассмотрим такой критерий, как правильность речи – это соблюдение языковых норм  литературного языка [2.стр.273].Говорящий должен быть уверен,что создаваемый им текст соответствует всем нормам литературного языка: орфоэпическим, акцентологическим,морфологическим, синтаксическим, лексическим, стилистическим [3

Правильность является одной из категорий культуры речи и определяется общепринятыми на данный момент времени нормами литературного языка. Без правильности значительно обесцениваются все другие важные коммуникативные качества речи: логичность, аргументированность, уместность, живость. Более того, неправильная речь может стать причиной смысловых потерь, а значит, мысли оратора не достигнут его аудитории во всей их полноте. Как говорил Гете, «человек слышит только то, что понимает» [3].

Различного рода ошибки затрудняют процесс восприятия и занижают уровень доверия к выступающему. Однако в отдельных случаях именно речевая неправильность служит проводником к умам и сердцам слушателей, являясь имиджевой составляющей оратора. Например, есть предположение, что Михаил Горбачев намеренно допускал в отдельных словах кричаще неправильные ударения, тогда как в остальном его речь была сравнительно грамотной. Это придавало ему одобряемой в народе «простоты», делало его, политика интеллектуального типа, ближе к массам. Следует понимать, что применение данного метода требует тщательного изучения аудитории и ее предпочтений [3].

Для того, чтобы говорить правильно и на уровне речи, и на уровне языка, и даже для того, чтобы допускать оправданные отступления от нее, - для всего этого необходимо хорошо знать нормы русского литературного языка [5].

Рассмотрев критерии, определяющие грамотную речь, нам предстоит ответить на вопрос: как орфоэпические нормы регулируют правильное произношение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Орфоэпические нормы

 Мы выяснили ,что наука , изучающая совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение , называется орфоэпией (греч. orthos - прямой, правильный и epos - речь)[6. стр.117]. Поэтому за информацией об орфоэпии мы обратились, прежде всего, к лингвистической литературе, из которой узнали следующее.

Орфоэпическая норма — это «совокупность явлений, разрешённых системой языка, отобранных и закреплённых в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех носителей данного языка» [7. стр.16].

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в современном русском литературном языке фонем, их качество и изменения в определенных фонетических позициях. Кроме этого, в содержание орфоэпии входит произношение отдельных слов и групп слов, а также отдельных грамматических форм в тех случаях, когда произношение их не определяется фонетической системой, например произношение [шн] на месте сочетания чн (ску[ш]но) или [в] на месте г в окончании -ого - -его (того - то [в] о, его - е[в]о) [Там же ]

Нормативность речи является важнейшим условием ее действенности. Всякое отклонение от литературной нормы, будь то в отборе лексико-фразеологических средств или выборе грамматических форм и конструкций, препятствует непосредственному и точному восприятию содержания письменной и устной речи.

Отклонение от орфоэпических норм становится помехой в общении с аудиторией: отвлекает внимание от содержательной стороны выступления, направляют мысль на второстепенные детали.

Сабаткоев Р.Б. считает, что «произношение и ударение есть специфические проявления устной речи, взаимосвязанные и взаимообусловленные, обычно не отражаемые в должной мере на письме; комплексное изучение ном произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать задачи формирования и развития произносительных умений и навыков» [8. стр. 336].

Данной точки зрения придерживается и В.В.Львов. Он считает, что « различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интона- 6 ция)» [9. стр.191].

В своем труде «Русское литературное произношение» Р.И.Аванесов дал полную научную характеристику понятий «произношение» и «ударение» «Понятие «произношение» включает в себя фонетическую систему языка, состав фонем, их сильные и слабые позиции при определённых фонетических условиях (например, так называемое аканье, оглушение и озвончение согласных и т.п.)» [10. стр. 13].

Ударение также является важным аспектом орфоэпии. Ударение - звуковое выделение одного из слогов слова [10,стр. 11]. Как правило, ударение не обозначается на письме, но в особых случаях (при изучении русского языка как иностранного) его принято выделять графически.

Анализ справочной и научно-популярной литературы позволил нам получить информацию об основных  характеристиках орфоэпических норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характерисика орфоэпических норм

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации устной речи. Произносительные нормы русского языка определяются прежде всего следующими фонетическими факторами:

1)Оглушение звонких согласных на конце слов: ду[п], хле[п].

2)Редукция безударных гласных (изменения качества звука)

3)Ассимиляция – уподобление согласных по звонкости и глухости на стыке морфем: перед звонкими согласными произносятся только звонкие, перед глухими – только глухие: обставить - о[п]ставить, сбежать - [з]бежать, изжарить - и[ж]арить.

4)Выпадение некоторых звуков в сочетаниях согласных: стн, здн, стл, лнц: праздник – пра[зн]ик, солнце - со[нц]е.[11]

Определив произносительные нормы русского языка, мы выяснили особенности  произношения гласных и согласных звуков.

 Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т] – сад. Согласный г в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук к. Исключение – слово бог.[11]

В сочетании звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму. Если первый из них звонкий, а второй – глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка – ложка, про[п]ка – пробка. Если первый – глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба – сдоба, [з]губить – сгубить. .[Там же]

 

Перед согласными [л], [м], [н], [р], не имеющими парных глухих, и перед в уподобления не происходит и слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять. .[Там же]

Сочетания сж и зж произносятся как двойной твердый [ж]: ра[ж]ать – разжать, [ж]изнью – с жизнью, сжарить – [ж]арить. .[Там же]

Сочетание чн обычно так и произносится [чн] (ал[чн]ый, беспе[чн]ый). Произношение [шн] вместо [чн] требуется в женских отчествах на –ична: Ильини[шн]а, Никити[шн]а. Некоторые слова произносятся двояко: було[шн]ая и було[чн]ая, Моло[шн]ый и моло[чн]ый. В отдельных случаях различное произношение служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар – серде[шн]ый друг. .[Там же]

 

Заимствованные слова обычно подчиняются орфоэпическим нормам современного русского языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. .[Там же]

 

В безударном положении звук [о] сохраняется в таких словах, как м[о]дерн, м[о]дель, [о]азис. Но большинство заимствованной лексики подчиняются общим правилам произношения [о] и [а] в безударных слогах: б[а]кал, к[а]стюм, р[а]яль. .[Там же]

 

В большинстве заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: ка[т’]ет, па[т’]ефон, [с’]ерия, га[з’]ета. Но в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед [е] сохраняется: ш[тэ]псель, с[тэ]нд, э[нэ]ргия. Чаще твердость перед [е] сохраняют зубные согласные:[т], [д], [с], [з], [н], [р].

 

Обратившись к справочной литературе, мы выяснили,что благозвучная, интонационно богатая, точная и выразительная речь может не возыметь действия, если не соблюдены основные орфоэпические нормы. А они достаточно сложны. Как показывает практика, наибольшие трудности связаны с постановкой ударения; с произношением е или э после согласных в заимствованных словах, с произношением е или ё после согласных под ударением, с произношением ч или ш в сочетаниях чт, чн и произношением отдельных слов (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове).

 Воспользуемся данными лингвистическими фактами и выясним, с чем связаны нарушения орфоэпических норм в речи современных старшеклассников.


 

 

1.3. Нарушение орфоэпических норм в речи современных старшеклассников

Откуда же мы знаем, как правильно произносить то, или иное слово? Нормы произношения русского языка складывались на протяжении столетий. Основными источниками стали:

- произведения писателей - классиков;

- произведения современных писателей;

- публикации СМИ;

- общепринятое современное употребление;

- данные лингвистических словарей.

Нормы помогают русскому языку сохранять свою красоту и богатство, защитить его от диалектов, жаргонов, просторечия. Все нормы и правила - это результат, к которому приходит человек во время изучения им языка.

К сожалению, мы не часто слышим правильную речь. Нередко встречаются нарушения орфоэпических норм произношения как у представителей СМИ (средств массовой информации), так и в речи современных школьников. Отсутствие четких правил произношения многих слов приводит к трудностям при выполнении заданий на ВПР, ЕГЭ. Поэтому, чтобы в будущем успешно сдать экзамены, мы должны уже сейчас уделять внимание орфоэпическим нормам произношения.

Изучив справочную литературу и интернет-источники, можем выявить причины отклонений от норм ударения.

1. Местные диалекты. Литературная речь любого человека несвободна от региональных оттенков. В каждой области развиваются и действуют свои закономерности, которые оказывают влияние на общенациональный язык. Так, влияние северорусских говоров может объяснить такие отклонения, как за́веса, при́говор. А объясняются эти отклонения от нормы тем, что в северорусских говорах существует тенденция к переносу ударения на приставку.[10.стр.36]

2. Заимствованные слова. Иностранные слова, попадая в нашу речь, русифицируются путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими словами. Например, бамбу́к - бамбука́ (вместо бамбу́ка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсу́к - барсука́.

3 Просторечие. В просторечии постановка ударения в устной речи происходит согласно своим законам - люди говорят так, как им удобно (зво́нишь, поло́жил, красиве́е). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но когда просторечие переходит в постоянное употребление, это становится отрицательным фактором языковой среды.

4.Профессионализмы. Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова - профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: и́скра - искра́ (у шоферов), добы́ча - до́быча (у горняков, нефтяников).

5.СМИ (средства массовой информации). Влияние СМИ на умы, речевые вкусы миллионов людей не меньше, чем у семьи, школы. В настоящее время сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи могут служить как примеры литературно-нормированной речи.

Таким образом, мы видим, что существование подобных факторов в русском языке может негативно влиять на развитие и использование языка. Упомянутые выше факторы - это основные причины нарушения нормы ударения, ведь подобных явлений в русском языке много.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Пути исправления орфоэпических ошибок

 

Обогащение речи выразительными средствами может быть успешным, если человек постоянно повышает свой культурный  уровень, читает художественную  и публицистическую литературу, внимательно прислушивается к людям, хорошо владеющим литературной речью.

Большую помощь в овладении культурой речи оказывают различные пособия, прежде всего надо указать на толковые словари русского языка. Постоянное обращение к толковым словарям  поможет расширить активный словарный запас, будет способствовать предупреждению и устранению ошибок в словоупотреблении, в произношении слов. Словари называют толковыми потому, что они толкуют, т.е. объясняют значения слов.

Толковый словарь русского языка  под ред. Д.Н. Ушакова - четырёхтомный словарь, включающий в себя боле 85 000 слов, - вышедший в 1934-1941 годах. В словаре представлена лексика русского языка тридцатых годов прошлого века. Не включены в словарь узкоспециальные термины, диалектизмы (за редкими исключениями), индивидуальные поэтические слова (например, из произведений Маяковского). Это нормативный словарь. Задача словаря – служить пособием для справок о правильном употреблении слов, образовании форм слов, о правильном произношении. Большое внимание словарь уделяет разграничению значений слов и их толкованию.

Имеется также многотомный Словарь современного русского литературного языка. В основу его положена общеупотребительная лексика, представленная в лучших произведениях художественной, публицистической и научной литературы от Пушкина до наших дней. В словарь не входят узкодиалектные слова и специальные термины, а также явно устаревшие слова (за исключением тех, которые широко представлены в лучших произведениях XIX века).

Итак, из всего этого следует, что не только обучающимся можно избавиться от ошибок в речи, но и  взрослым, путём  чтения художественной литературы и обращения к различным словарям.

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть

 

Для достижения поставленной цели  я провел тестирование в своём классе. Я выбрал  из задания  №4 ЕГЭ слова , в которых нужно правильно расставить ударения. Я проанализировал ответы и выяснил, произношение каких слов вызывает у одноклассников затруднения.

1. Квартал – 30%

2. Звонит – 22%

3. Свекла – 29%

4. Оптовый – 60%

5. Торты – 20%

6. Банты – 48%

7. Включит – 82%

8. Красивее – 53%

9. Жалюзи – 44%

10. Сливовый – 44%

11. Обеспечение – 64%

12. Повторит – 47%

13. Столяр – 2%

14. Кралась – 68%

   Меньше всего затруднений вызвало слово «столяр», а наиболее трудными с точки зрения правильной постановки ударения оказались слова «включит», «кралась», «обеспечение», «оптовый».

Данные тестирования я представляю ввиде следующей диаграммы:

 

 

   Можно сделать вывод, что правильное произношение слов является актуальной проблемой современного русского языка, и часто слова произносят так, чтобы было удобнее, а не правильнее. Причём, как было выявлено в ходе опроса, обучающиеся редко обращаются к словарям вне уроков.

На основе анализа орфоэпических затруднений одноклассников, моих затруднений при выполнении заданий, связанных с орфоэпическими нормами, я представляю словарь-помощник «Говори правильно» (Приложение 1). Этот словарь можно использовать при подготовке к ЕГЭ задания №4.

            Разработан   комплекс мер, направленных на соблюдение орфоэпических норм:

-усвоить основные правила русского литературного произношения;

-научиться внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих;

-слушать и изучать образцовое произношение, которым должны владеть дикторы радио и телевидения;

-анализировать свои ошибки и недочеты и исправлять их, используя орфоэпические словари.

 

Для запоминания слов с правильным ударением также можно использовать мнемонические рифмовки (Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Работая над темой «Соблюдение орфоэпических норм в разговорной речи старшеклассников», мы  достигли поставленной перед собой цели: создание условий для преодоления трудностей  в произношении.

 Для этого были решены следующие задачи:

- изучили литературу, научно-популярные источники по формированию грамотной разговорной реч;

- провели исследование, чтобы выявить, как произносят одноклассники некоторые трудные с точки зрения постановки ударения слова;

- систематизировали  орфоэпический словарик « Говори правильно .

Мы убедились, что только фактическое знание культурно-речевых норм, их утверждение и распространение в обществе способствует адекватному развитию языка.

В процессе выполнения работы об орфоэпических нормах, мы пришли к выводу, что орфоэпические нормы – сложное явление, и большинство современных обучающихся ставят ударение не так, как рекомендуют орфоэпические словари. Но язык постоянно развивается, и возможно, со временем эти нормы изменятся под влиянием живого произношения. Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения, оно характеризуется разноместностью и подвижностью. Любой образованный человек в случае затруднений обращается к словарю.

Также, мы проанализировали  мониторинг, проведенный среди одноклассников, и выяснили, произношение каких слов вызывает у старшеклассников затруднения. Меньше всего затруднений вызвало слово «столяр», а наиболее трудными с точки зрения правильной постановки ударения оказались слова «включит», «кралась», «обеспечение», «оптовый»,  «откупорить».

В перспективе мы хотим продукт исследования использовать на уроках русского языка при подготовке к экзаменам, а также в повседневной жизни, когда нужно проверить, как правильно произнести то или иное слово.

И в заключении, конечно, хочется добавить, что грамотная речь – это наша визитная карточка. Соблюдение орфоэпических норм способствует успеху в общении с другими людьми и успеху в учебе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и Интернтресурсов

1. Аванесов, Р.И. Беседы о русском литературном произношении / Р.И. Аванесов. // Русская речь. - 1975. - № 2.

2. Аванесов, Р.И. Нормы русского литературного произношения в их историческом развитии / Р.И. Аванесов. // Русская речь. - 1981. - № 3.

3. Аванесов, Р.И. Нормы русского литературного произношения в их историческом развитии / Р.И. Аванесов. // Русская речь. - 1981. - № 4.

4. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной.  6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

6. Зарва, М.В. Современный русский язык. Орфоэпия: пособие для студентов-заочников факультетов и отделений журналистики государственных университетов / М.В. Зарва, А.И. Головина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Московского университета, 1977.

7.Клубков, П.А. Говорите, пожалуйста, правильно / П.А. Клубков. -СПб.: Норинт, 2000.

8 . https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2020/05/30/statya-uroki-kultury-rechi

 9. Россихина Е. Орфографическая  работа в школьном курсе русского языка https://znanio.ru/media/orfoepicheskaya_rabota_v_shkole-1467 .

10.Кострова Е.А. Формы регистрации документов: // Секретарь-референт. 2009. No 17. URL: http://www.profiz.ru/sr/4_2009/formy_registracii_dokov.

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом

слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч.

ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн.

ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

граждАнство

дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге

дешевИзна

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через

посредство франц.яз., где удар. всегда на

последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

досУг

еретИк

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на

последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг,

монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом

слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение

на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

корЫсть

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на

последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

лыжнЯ

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со

словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но

новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами

газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

нарОст

нЕдруг

недУг

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех

формах ед.ч.

Отрочество, от Отрок- подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на

последнем слоге

портфЕль

пОручни

придАное

призЫв, в одном ряду со словами позЫв,

отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на

публикацию)

свЁкла

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах

мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

созЫв, см. призЫв

стАтуя

столЯр, в одном ряду со словами малЯр,

доЯр, школЯр…

тамОжня

тОрты, тОртов

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр,

контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда

на последнем слоге

 

Имена прилагательные

вернА, краткое прилаг. ж.р.

знАчимый

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

красИвейший, превосх.ст.

кУхонный

ловкА, краткое прилаг. ж.р.

мозаИчный

оптОвый

прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном

ряду со словами смазлИва, суетлИва,

болтлИва..., но: прожОрлива

слИвовый, образовано от слИва

Глаголы

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся,

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА,

зАняло, зАняли

заперЕть-заперлА

заперЕться-заперлАсь ( на ключ, на замок и

т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,

звонИм

исчЕрпать

клАсть-клАла

клЕить

крАсться — крАлась

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

оклЕить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами

формировАть, нормировАть, сортировАть,

премировАть…

опОшлить

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть — перезвонИт

перелИть-перелилА

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли-принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

чЕрпать

щемИть-щемИт, защемИт

щЁлкать

 

Причастия

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

молЯщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший-налитА

нанЯвшийся

начАвший

нАчатый

начатА

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

сОгнутый

 

 

 

 

Деепричастия

балУясь

закУпорив

начАв

начАвшись

отдАв

поднЯв

понЯв

прибЫв

создАв

 

 

Наречия

вОвремя

добелА

дОверху

донЕльзя

дОнизу

дОсуха

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

зАтемно

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

навЕрх

надОлго

ненадОлго

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Мнемонические рифмовки

1)Не будем улыбаться, Хватит баловАться.

2) Не влезешь в шорты, Если будешь есть одни тОрты.

 3) Уважаемый наш сэр, Посетите диспансЕр.

 4) Снова бегемот Сломал нефтепровОд.

5)Потолок отличный, Весь он мозаИчный.

6) Василиса так красива, Да ещё и прозорлИва.

7) Рынок совсем новый; Видимо, оптОвый.

 8) Моя соседка Фёкла Вырастила свЁклу.

9) Нам всем видно, Как тебе завИдно!

10) Вижу старый пень, Крепкий, как кремЕнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением английского языка»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением английского языка»

Содержание Введение ........

Содержание Введение ........

Приложения....................

Приложения....................

Нам осталось немного времени для окончания школы

Нам осталось немного времени для окончания школы

В первой главе рассказывается об орфоэпических нормах русского языка и путях исправления орфоэпических ошибок

В первой главе рассказывается об орфоэпических нормах русского языка и путях исправления орфоэпических ошибок

Есть только один способ справиться с этой ошибкой – говорить лишь о том, что хорошо знаешь и понимаешь

Есть только один способ справиться с этой ошибкой – говорить лишь о том, что хорошо знаешь и понимаешь

Различного рода ошибки затрудняют процесс восприятия и занижают уровень доверия к выступающему

Различного рода ошибки затрудняют процесс восприятия и занижают уровень доверия к выступающему

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т

Характерисика орфоэпических норм

Характерисика орфоэпических норм

Выпадение некоторых звуков в сочетаниях согласных : стн, здн, стл, лнц: праздник – пра[зн]ик, солнце - со[нц]е

Выпадение некоторых звуков в сочетаниях согласных : стн, здн, стл, лнц: праздник – пра[зн]ик, солнце - со[нц]е

Чаще твердость перед [е] сохраняют зубные согласные: [т], [д], [с], [з], [н], [р]

Чаще твердость перед [е] сохраняют зубные согласные: [т], [д], [с], [з], [н], [р]

Нарушение орфоэпических норм в речи современных старшеклассников

Нарушение орфоэпических норм в речи современных старшеклассников

Профессионализмы. Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения

Профессионализмы. Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения

Пути исправления орфоэпических ошибок

Пути исправления орфоэпических ошибок

Практическая часть Для достижения поставленной цели я провел тестирование в своём классе

Практическая часть Для достижения поставленной цели я провел тестирование в своём классе

Можно сделать вывод, что правильное произношение слов является актуальной проблемой современного русского языка, и часто слова произносят так, чтобы было удобнее, а не правильнее

Можно сделать вывод, что правильное произношение слов является актуальной проблемой современного русского языка, и часто слова произносят так, чтобы было удобнее, а не правильнее

Для запоминания слов с правильным ударением также можно использовать мнемонические рифмовки (Приложение 2)

Для запоминания слов с правильным ударением также можно использовать мнемонические рифмовки (Приложение 2)

Заключение Работая над темой «

Заключение Работая над темой «

Список литературы и Интернтресурсов 1

Список литературы и Интернтресурсов 1

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК Имена существительные аэропОрты, неподвижн

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК Имена существительные аэропОрты, неподвижн

Оготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед

Оготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед

А вручИть-вручИт гнать-гналА гнАться-гналАсь добрАть-добралА добрАться-добралАсь дождАться-дождалАсь дозвонИться-дозвонИтся, дозвонЯтся дозИровать ждать-ждалА жИться-жилОсь закУпорить занЯть-зАнял, занялА, зАняло, зАняли заперЕть-заперлА заперЕться-заперлАсь ( на ключ, на замок и…

А вручИть-вручИт гнать-гналА гнАться-гналАсь добрАть-добралА добрАться-добралАсь дождАться-дождалАсь дозвонИться-дозвонИтся, дозвонЯтся дозИровать ждать-ждалА жИться-жилОсь закУпорить занЯть-зАнял, занялА, зАняло, зАняли заперЕть-заперлА заперЕться-заперлАсь ( на ключ, на замок и…

Ать, в одном ряду со словами формиров

Ать, в одном ряду со словами формиров

Ивший-налитА нанЯвшийся начАвший нАчатый начатА низведЁнный-низведЁн, см

Ивший-налитА нанЯвшийся начАвший нАчатый начатА низведЁнный-низведЁн, см

Приложение 2 Мнемонические рифмовки 1)Не будем улыбаться,

Приложение 2 Мнемонические рифмовки 1)Не будем улыбаться,

Проект "Соблюдение орфоэпических норм в разговорной речи старшеклассников"

Проект "Соблюдение орфоэпических норм в разговорной речи старшеклассников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2022