Проект "Тема Родины и природы в лирике С.А.Есенина"
Оценка 4.7

Проект "Тема Родины и природы в лирике С.А.Есенина"

Оценка 4.7
docx
12.04.2023
Проект "Тема Родины и природы в лирике С.А.Есенина"
Проект Есенин.docx

 

 

·      Название работы:

«Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина»

·      Номинация:

Литературная (свободная тема)

·      Вид работы:

Проект

·      Сведения об авторе:

Павлова Софья – 8 класс

·      Сведения о руководителе:

Серова Наталья Александровна – учитель русского языка и литературы

 

 


 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

I. Очерк жизни и творчества С. Есенина…………………………………..4

 

II. С. Есенин – певец родной природы………………………………………7

 

2.1. Тема природы и её место в творчестве С. Есенина………………..7

 

2.2. Природа и человек – одно неразрывно связанное целое………….9

 

III. Тема Родины – основное в творчестве С. Есенина……………………12

 

Заключение……………………………………………………………………..15

 

Библиография………………………………………………………………….16

 

Приложение……………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В октябре 2015 года мы отмечаем 120 - летний юбилей со дня рождения великого русского поэта С.А.Есенина.

Сергей Александрович Есенин – один из величайших художников слова. Его стихи знакомы каждому, это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для  выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

      Тема Родины актуальна во все времена. Она нашла отражение в творчестве многих поэтов 19 – 20 веков. Одной из наиболее значимых тем в творчестве С.А. Есенина являлась тема природы, неразрывно связанная с темой родины. Истоки этой темы обнаруживаются в самых ранних стихах поэта, ведь мировосприятие С. А. Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.

   В своих стихотворениях Сергей Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в её мир, говорит её языком. Стихи поэта настолько лиричны и просты, что понятны и близки каждому. Всё мастерство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы.

 

Тема моего проекта: «Тема Родины и  природы в лирике С.А. Есенина».

 

Цель проекта: выявить особенности темы  Родины и природы в творчестве С. А. Есенина, её значимость, проследить развитие данной темы и реализацию в произведениях на всех этапах творчества писателя.

 

Задачи: 1. Исследовать творчество С.А.Есенина.

 2. Отметить особенности изображения природы в стихотворениях С.Есенина.

3. Выяснить какое место занимает тема Родины в лирике  С.Есенина.

 4. Выявить связь темы природы с темой родины.

 5. Прививать любовь к русской литературе.

 

 

 

 

 

 

 

I. Очерк жизни  и творчества С.А. Есенина.

 

Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом.

С.П. Кошечкин

 Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября) в1895 году в селе Константиново, Козьминской волости, Рязанской губернии в крестьянской семье. Мир народно – поэтических образов окружал его с первых дней  жизни. Село летом утопало в зелени садов, а зимой в сугробах снега. Единственным архитектурным украшением его была церковь, блестевшая позолоченными куполами. Звон её колоколов ежедневно оглашал окрестность. Рязанская земля была страной его детства. И костёр зари, и плеск волн, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отразилась в стихах, полных любви к русской земли:

О Русь – малиновое поле

 И синь, упавшая в реку,-

 Люблю до радости и боли

 Твою озёрную тоску…

С раннего детства будущий поэт любил природу. Она действовала на него умиротворяющим образом. Он радовался любым её явлениям – и солнцу, и зелени трав, и щебетанью птиц. Находил прелесть и в крепких зимних морозах, и в весеннем половодье, и в осенней свежести воздуха. Но больше всего любил лето.

Первые стихотворные строки были написаны в школьные годы. В январе 1914 года в журнале «Мирок» № 1 было опубликовано его стихотворение «Береза» под псевдонимом «Аристон»:

Белая береза под моим окном,

               Принакрылась снегом точно серебром.

     И стоит береза в сонной тишине.

       И горят снежинки в золотом огне.

А в 1916 году вышел в свет его поэтический сборник «Радуница», доставившая ему необыкновенную радость. Поэт считал, что его литературная дорога началась «с лёгкой блоковской руки».

«Был он для меня словно икона.… Приду и скажу: вот я, Сергей Есенин, привёз вам мои стихи. Вам только одному и верю. Как скажете, так и будет».

О нем заговорили в литературных кругах, как о талантливом поэте.

 В 1915 – 1916 годах Есенин создаёт стихи, в которых воплотились важнейшие черты всей его лирики: бесконечная любовь к России и родной Рязанщине, чувство общности со всем  живым на земле.

В апреле 1915 года поэт уезжает из Петрограда в родное село, откуда пишет своим знакомым: «У Вас в Питере хорошо, а у нас в деревне в миллион раз лучше».

  Октябрьскую революцию  поэт принял,  как он сам признавался, с крестьянским уклоном. Поэта захватывает вихревое начало, вселенский, космический размах событий,  грядущие изменения в России.

 «Весь его нечеловеческий темперамент гармонировал  с  Октябрём», - вспоминал позже Пётр Орешин. Художественный стиль Сергея Александровича Есенина этого времени отмечает высокая патетика, метафоричность образов.  Стремясь отозваться  на революционные события, он  обращается к мифологии, библейским легендам.

  Однако довольно скоро Есенин начал понимать: ни космической революции, ни мужицкому раю не суждено осуществиться. В одном из писем поэта1920года читаем: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно  не тот социализм, о котором я думал…Тесно в нем живому». Эти  настроения со временем  усиливаются.

Поиск новых, ещё неизведанных литературных путей привел Есенина к имажинизму (Имаж -  в переводе с французского языка обозначает образ).

  А смутною осенью 1921 года  в мастерской, художника Георгия Якулова, Есенин впервые увидел Айседору или, как ее переиначили на русский лад – Изадору Дункан.   Приехала Айседора поздно, в первом часу ночи. Впрочем, приехала – не то слово: явилась. И поразила воображение Есенина -  не женщина, а некое диво, и впрямь заморская жар – птица!

 

                   Есенин:          Не гляди на ее запястья

                                           И с плечей её льющийся шёлк,

                                           Я искал в этой женщине счастья,

                                           А нечаянно гибель нашёл.

 

2 мая 1922 Есенин оформил брак с Дункан, через неделю молодожены отправились в заграничное турне. Гастролировали в Германии, Франции, Италии, Америке. Каждый день он просматривал газеты и журналы, в них много писали о Дункан, а о нем писали как о её спутнике, восхищались его элегантностью, туалетами,  внешними данными, и ни слова о его творчестве.

Есенин написал: «Тоска смертная, невыносимая. Чувствую себя здесь чужим и ненужным». Он считал свою заграничную поездку неудачной и почти бесполезной: его поэзию за границей не поняли и не оценили. После длительного пребывания за границей Есенин в 1923 году вернулся в Москву. Где встретился со старыми друзьями, познакомился с новыми литераторами и почти ежедневно пишет стихи. Хлопочет об их издании.

С ростом популярности росло количество друзей, стали частыми застолья, участились болезненные приступы, из – за которых попадал в скандальные истории. 1925 год был для поэта особенно трудным, участились его срывы и метания по стране.

28 декабря 1925 года Есенина нашли в номере гостиницы мёртвым. Он повесился. Но сейчас уже доказано, что это было не самоубийство, а убийство.

  …Около 6 часов тело Есенина привезли в Союз. В Союзе уже было полно народу… Гроб подняли наверх… Несли Тихонов, Браун и много других… Под звуки похоронного марша внесли и поставили в большой комнате на катафалк.

Открыли. Положили в гроб приготовленные цветы. В течение часа, приблизительно, гроб стоял так и вокруг него толкались люди. Было тихо… Ощущалась какая - то неловкость – люди не знали, что им нужно делать, и бестолково переминались,… Гроб вынесли на улицу.. Поставили на колесницу и отправили в путь. От Союза пошло  человек двести. Оркестр Госиздата был плохонький и за всю дорогу сыграл три  марша. Тёмный вечер. Мокрый снег. Почти оттепель. Публика спрашивала, кого хоронят; получив ответ «поэта Есенина», люди присоединялись. И к вокзалу пришло человек пятьсот. Спецвагон увёз  Есенина в Москву, где и был похоронен Великий поэт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. С. Есенин – певец родной природы.

2.1. Тема природы и её место в творчестве С. Есенина.

 

  Именно природа сельской местности повлияла  на поэтический путь Сергея Есенина.

Он с детства пишет стихи о природе. Именно в этот период жизни на - писаны многие стихотворения,  которые до сих пор известны. Например, такие как «Берёза», «Пороша», «Черёмуха» и другие. В своих стихах он рассказывает о том, как «поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает», о зелёной берёзе, о душистой черёмухе. В его колыбельном ритме  слышится то голос зимнего леса, то стук вьюги о ставни, то вой метели по двору.

        К описанию зимы Есенин обращается  в стихотворении «Пороша»:

 

                                          Еду. Тихо. Слышны звоны

                                          Под копытом на снегу.

                                          Только серые вороны

                                           Расшумелись на лугу…

 

Это стихотворение о русской природе, которую Есенин так хорошо видит, чувствует и передаёт задушевно и просто. Пороша – это только что выпавший при тихой погоде снег. Пушистый и нежный. Он ложится на землю. Тишина, полное безветрие. Поэт будто прислушивается к окружающей природе: «Еду. Тихо».  Тихо настолько, что «слышны звоны под копытом на снегу» Расшумевшиеся вороны не нарушают  на общей картине тишину.

 Это стихотворение озарено радостью человеческого  бытия. Оно покоряет своим оптимизмом и влюблённостью в родную землю.

 Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздаётся «белый перезвон берёз», «вызванивают ивы», «со звонами», «плачут глухари», «шумят тростники». Спас пахнет яблоками и мёдом, ели пахнут запахом ладана. Кругом мягкая зелень полей, алый свет зари.

 У его героинь «красной рюшкою по белому сарафану на подоле», синие или украшенные шитьём платки, а герои – в белом и алом кушаке.

Полыхают зори, рощи кроют, синим мраком. Синее, голубое, алое, зелёное, золотое брызжет и переливается в стихах поэта.

 Мир природы у Есенина ещё и одушевлен -  травы, деревья, земля и небо говорят на понятном поэту языке: «нежно окает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров». У Есенина «рядный мак заката плещет на тихой воде», «заря на крыше, как котёнок, моет лапой рот».

Но сквозь необычайность метафоры в его стихах просвечивается реальность предметов быта и труда русского крестьянина. Ещё в ранних стихах Есенина возникали образы русских крестьян. Говоря о крепостной жизни, поэт подчёркивает: «За тяжелой сохой эта доля дана». Есенин видит и поэзию деревенской жизни, красоту людей и их труда.

 Глубокие связи с природой, с народом, безграничная любовь к Родине, к русскому человеку – всё это стало основой и источником ряда чудесных стихов Есенина. Есенина влекло в мир человеческой мечты о прекрасном, нежном, изящном:

 

                                                     Закружилась листва золотая

                                                      В розоватой воде на пруду,

                                                      Словно бабочек лёгкая стая

                                                      С замираньем летит на звезду…

 

Он любил цветы: он понимал «васильковое слово», он слышал «шёлковый шелест нежного шума» и «серебряный ветер».

Есенин очень сильно любил природу. Эта любовь пронизывает всё его творчество. Поэт ощущает себя частицей природы, видит в животных «братьев наших меньших». Многие стихи Есенина о животных проникнуты глубоким сочувствием к ним. В стихотворении «Корова»  Есенин видит глубокую драму:

 

                                                         Не дали матери сына,

                                                         Первая радость не впрок,

                                                         И на полу под осиной

                                                         Шкуру трепал ветерок…

 

Любовь к животным Есенин сохранил на всю жизнь. Любовь к миру переходит в жалость ко всему живущему, в стихах он говорит от их имени.

В стихотворении «Отговорила роща золотая…» роща представлена в образе человека, а деревья – это сам поэт.

     В одном из последних стихов у Есенина есть строки:

                                                        Я навек за туманы и росы

                                                         Полюбил у берёзки стан,

                                                         И её золотистые косы,

                                                         И холщовый её сарафан…

 

В этой берёзе, возникшей под самый конец жизни, отчётливо читается и та берёза, которая появилась в его первом опубликованном  стихотворении «Белая берёза под моим окном».

 

                                             Белая берёза

                                             Под моим окном

                                             Принакрылась снегом,

                                             Точно серебром. 

 

Берёза в есенинских стихах – это и она сама, и ощущение русской природы, и женщина, и сама Родина.

      Каждая страна имеет свой символ – дерево. Когда говоришь о России, то сразу мысленно представляешь белоствольную тонкую берёзку в хороводе таких же подружек.

Поэт  как бы говорит  всем нам: остановитесь хотя бы на мгновение, оторвитесь от вашей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя, на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песни ветров, голос речной воды. И вы увидите, как прекрасна жизнь вокруг нас. Эти слова Сергея Есенина стали ключевыми для русского народа.

       Стихи «Табун», «Корова», «Песнь о собаке» и другие стихи Есенина – не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, о вине его перед «братьями нашими меньшими». В стихотворении «Песнь о собаке», передавая силу материнского чувства, поэт говорит такими словами:

 

                        До ночи она их ласкала, причёсывая языком…

                        По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…

 

Действия хозяина очень жестоки, этот человек оскорбляет, убивает, не задумываясь о собаке, то есть о матери. Ведь на глазах у матери забирают её детей, а она не может ничего сделать, чтобы дети остались с ней.

Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без всякого внешнего нажима, природа вручает людские души, снимая напряжение.

 

 

2.2. Природа и человек – одно неразрывно связанное целое.

 

  Есенин обладал редким даром – ощущения слитности с природой: растения и животные напоминали ему людей и наоборот (очи-голуби, брови-поросль, тыквы-головы). «Для него цветы - что живые друзья были» (вспоминал один из сверстников, товарищ по играм), воробышков он сравнивал с «детками сиротливыми», а его сердце светилось васильками.

Есенин ощущал себя частицей природы, растворённой в ней: «зори меня вешние в радугу свивали», «как снежинка белая, в просини я таю», «я хотел бы затеряться зеленях твоих стозвонных»,  «языком залижет непогода прожитый мой путь». Это слияние особенно полным и ограниченным станет в зрелом творчестве поэта; поистине природа окажется «очеловеченной», а человек «оприроденным» - настолько он растворился в растительном мире. И своё начало это «растворение» берёт в ранней поэзии Есенина, хотя поначалу его больше привлекает «душа» природы, чем человека: «Тёмным елям снится гомон косарей» (а не косарям снится шорох елей), «уставясь» лбами, слушает табун, что им поёт вихрастый гамаюн», «уже, не сказ ли в прутняке жизнь твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?» То есть природа изображается изнутри, а человек как бы со стороны.

Не природа сопоставима с человеком, а человек – гость природы – вот формула его мировосприятия. Наряду с олицетворением мы встречаемся у Есенина с уподоблением природных явлений предметам деревенского быта и животным. Бытовой, крестьянский облик его пейзажей обязан своим происхождением русским загадкам типа «поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» и над «избушкой висит хлеба краюшка»,  а в конечном итоге поэтическим воззрением  славян на природу. «Стихийные силы природы рисовались фантазии древнего человека в различных образах, воплощенных в те или другие оживотновлённые формы и даже принимали на себя подобие некоторых неодушевленных предметов: месяц – серп, конь; облако – шкура; солнце – огненное кольцо, тур; солнечные лучи – нити, пряжа; звезда – окно, лампада, свечки». Заметим, что белоствольная берёзка возникает в самом первом есенинском стихотворении  «Вот уж вечер…» и становится одним  из поэтичнейших образов его лирики. «Берёза – свечка скоро оживёт, улыбнётся, наденет серьги и бусы и превратится в крестьянскую девушку с золотистыми косами, в холщовом сарафанчике, а в последствии – в символ большой обобщающей силы, воплощая любовь поэта к милой сердцу России, рязанским полям, родительскому дому, к родным и близким:

 

 

                                          Тот, кто видел хоть однажды

                                          Этот край и эту даль,

                                          Тот  почти берёзке каждой

                                          Ножку  рад поцеловать.

 

Так, художественная самобытность Есенина выявилась, прежде всего, в пейзажах. Его картины очеловеченной, обладающей резко выраженной деревенской физиономией природы отличались от классических образов. Есенинская природа – не символ человеческих чувств и не аналогия человеческого мира. 

 Мир деревни и народной поэзии в творчестве Сергея Есенина неразрывно связан с родной природой. Поэт черпает в ней свой неистощимый лиризм, нежность и возвышенную настроенность. Даже своё рождение он связывает с природой:       

                                       Родился я с песнями в травном одеяле,

                                       Зори меня вешние в радугу свивали.

 

Трепетная жизнь лугов, лесов служит источником самых разнообразных переживаний, смены чувств и настроений поэта:

 

                                        Опять я тёплой грустью болен

                                        От овсяного ветерка

 

Не только грусть, но и весёлость, кротость и пыл, умиление и восторг могут возникать в душе лирического героя Есенина при встрече с ракитами, лунным кружевом, радугой, покрасневшей рябиной. Зима его бодрит, а весна дурманит. Мир природы в стихах необычайно красочен. Это оттого, что поэт умеет зорко всматриваться в цветовое богатство всего, что его окружает. Потому столь живописны есенинские эпитеты: «Рыжий  ласковый ослёнок», «в жёлтой пене облака», «я молюсь на алы зори», «зелёное вымя сосёт…»

      Растительный мир в лирике Есенина поразительно многообразен. Исследователи подсчитали, что в нём представлено двадцать пород деревьев (липа, ива, черёмуха, и т. д.), различные травы и злаки. И все они неповторимы, все живут и органично вплетаются в поэтическую ткань стихов. Столь же многолик  и мир животных, которых поэт любит удивительно нежно, прослеживает их судьбы, даёт их «портреты» и бережно вводит в свои лирические  пейзажи. Есенин опоэтизировал около ста видов животных и птиц, нередко придавая им символическое значение (лебеди – символ красоты, а корова – символ крестьянского благополучия, розовый конь –  образ молодости).

        Все эти пейзажи, явления растительного и животного мира тесно сопрягаются с бытом и трудом родного села, тонко вводятся в лирико-музыкальный поток поэтических строк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Тема Родины – основное в творчестве С. Есенина

 

 Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были  связаны с нею. «Моя  лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине,  - признавался поэт – чувство Родины – основное в моём творчестве». Поэтизация родной природы средней полосы  России, такая постоянная в поэзии Есенина, была выражением чувства любви к родной земле. Когда  читаешь такие ранние стихи поэта, как «Сыпет черёмуха снегом…», «Край любимый! Сердцу снятся …», тогда, будто наяву видишь поля с их «малиновой ширью», синь озёр  и рек, баюкающий «мохнатый лес» с его « стозвоном сосняка».

  Очень часто в своих произведениях Есенин непосредственно обращается к Руси. Первое время он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: рисует «хаты – в ризах образа», уподобляет Родину «чёрной монашке», которая «читает псалмы по сынам», идеализирует радостных и счастливых «добрых молодцев». Таковы стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Голубень», «Русь». Правда, порой  у поэта слышится «тёплая грусть» и «холодная скорбь», когда он встречает  крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь углубляет и усиливает его беспредельную любовь к тоскующей и сиротливой земле.

                                Тебе одной плету венок,

                                Цветами сыплю стёжку серую.

                                О Русь, спокойный уголок,

                                Тебя люблю, тебе и верю…

Есенин умеет почувствовать в самой тоске родимой стороны весёлость в дремлющей Руси – накопление богатырских сил. Об этом он проникновенно говорит в стихотворении «Голубень». И в небольшой поэме «Русь» (само это слово постоянно звучит в строках поэта, им озаглавливает он шесть своих стихотворений и поэм) её автор называет «радость короткую»  своего края «весёлой». Его сердце отзывается на девичий смех, на пляску у костров, тальянку ребят, громкую песню «весной на лугу». Поэтому, уверен поэт, запуганность деревенской Руси лесной нечистью, «силой нечистой», волчьим воем и «чёрными воронами» временна; «грозные беды» и всенародное горе, связанное  с войной, преодолимы. Можно,  конечно, уставиться  в «ухабины», кочки и впадины родной деревни, а можно увидеть, «как синеют кругом небеса». Есенин усваивает светлый,  оптимистический взгляд на судьбу своего Отечества. Поэтому так часто в его стихах звучат лирические признания, обращенные к Руси:

                                       Люблю тебя, родина кроткая!

                                       А за что – разгадать не могу

 

***

                                       Ой, ты, Русь моя, милая родина

                                      Сладкий отдых в шелку купырей.

 

***

                                       Я снова здесь, в семье родной,

                                       Мой край, задумчивый и нежный!

 

В бурные революционные годы поэт говорит уже не о «покойном уголке» и «кроткой родине», а о «воспрянувшей Руси», грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнему полёту («О Русь, взмахни крылами…»), обретающей «иную крепь», стирающей с себя старый чёрный дёготь. Вновь появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения («Из прозревшей России/ Он несёт свой крест»), и одновременно новые муки и страдания (поэма «Пришествие», 1918 год), Есенин передаёт в стихах ощущения грандиозности свершившегося на родной земле («Небесный барабанщик»), веру в «час преображения», в то, что «светлый гость» избавит крестьянина от бедности и тягот жизни, из «распятого терпения» вынет «выржавленный гвоздь» (поэма «Преображение», 1918 год). Но вместо «светлого гостя» лирический герой поэта с ужасом видит наступающего «железного гостя», и оттого он вновь повёртывается к старой, «деревянной Руси», объявляя себя единственным её певцом и глашатаем. Есенин с отчаянием записывает: «Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал». И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее, в «Исповеди хулигана» он вновь повторяет:

                                               Я люблю родину.

                                               Я очень люблю родину!    

Поэт настойчиво разрабатывает мотив дороги, который символизирует неуклонное движение вперёд. Пусть «стольная конница» обгоняет сельского «красногривого жеребёнка», а всё же:

 

                                               Скачет конь, простору много,

                                               Валит снег и стелет шаль.

                                               Бесконечная дорога

                                               Убегает лентой вдаль.

Побывав за границей, Есенин, как мы видели, ощутил значимость перемен, технического прогресса в стране и, ужаснувшись «железного Миргорода», ощутил красоту «отчего края». В эту пору своей жизни он мог бы повторить свои более ранние признания, придав им новый, конкретный смысл:

 

                                          Если крикнет рать святая:

                                          «Кинь ты Русь, живи в раю!»

                                          Я скажу: «Не надо рая,

                                          Дайте родину мою».

 

В стихотворении «Русь уходящая» (1924 год) Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее. Пусть робко и с опаской, но «они о новой жизни говорят». Есенин всё чаще всматривается в Русь советскую, славит её героев («Песнь о великом походе» и другие.); стремится в каждом миге постигнуть отчалившую в будущее «вздыбленную Русь»; признаётся в том, что предаётся «новым чувствам». Одна из «маленьких» поэм так и называется – «Русь советская» (1924 год). Автор всматривается в кипение изменившейся жизни, в «новый свет», который горит «другого поколения у хижин». Поэт не только удивляется («Вот так страна!»), но и хочет вобрать в сердце эту новь. Как и крестьянам, ему тоже «вся земля» становится матерью. Правда, теперь в пафосные стихи он вносит оговорку:

 

                                         Приемлю всё.

Как есть всё принимаю.

                                         Готов идти по выбитым следам.

                                         Отдам всю душу октябрю и маю,

                                         Но только лиры милой не отдам.

 

И всё же Есенин по – пушкински протягивает руку новому поколению, молодому, незнакомому племени («Цветите, юные!» - радостно восклицает он). Поэт готов воспеть «шестую часть земли./ С названьем кратким «Русь», стать настоящим сыном великих штатов СССР («Стансы», 1924 год). Это чувство Родины, как мы видели, ярко проявляется в «Анне Снегиной» и  «Персидских мотивах». В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» (1925 год) Есенин заявляет о желании видеть  «стальною» свою «бедную, нищую Русь», ибо через «каменное и стальное» он провидит мощь «родной страны». Идея  неотделимости своей  судьбы от судьбы  страны  выражена поэтом в стихотворениях «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и «Несказанное, синее, нежное…» (1925 год.) Поэт Д. Семеновский, хорошо знавший Есенина, свидетельствует: «…он говорил, что всё его творчество -  о России, что Россия – главная тема его стихов». И это было именно так. Все произведения С. Есенина – венок из песен, сплетённый Родине:

 

                                          Полевая Россия! Довольно!

                                          Ворочаться сохой по полям!

                                          Нищету твою видеть больно

                                          И берёзам и тополям.

                                          Я не знаю, что будет со мною,

Может в новую жизнь не гожусь,

                                          Но я всё же хочу стальною

                                          Видеть бедную, нищую Русь.

 

 

 

Заключение

 

Есенин… Это имя ещё при жизни поэта стало легендой. В памяти тех, кому довелось видеть Есенина хоть однажды, запечатлелся образ человека яркого, обаятельного, обладавшего удивительной способностью покорять человеческие сердца. «Огромная сила чувства», «душа русская, раздольная» жила в нём и щедро питала его творчество.

А.М. Горький восторгался изумительной искренностью Есенина, писал о нём как об «оригинальнейшемлирике»,созданном «природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслуженного человеком».

Тема Родины – одна из главных в творчестве Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной, но из д. Константиново поэт уехал совсем молодым. На мой взгляд, именно разлука с Родиной придала его стихам ту теплоту воспоминания о ней, которые их отличает. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России.

ТалантЕсенина утверждался как талант крестьянский и русский. Родина в его стихах выступает как мерило всему. И действительно, никто не сможет изобразить родную природу и родной край так, как изобразил Есенин в своих стихах. Ведь все его стихи наполнены глубокой любовью к родине, природе. У Есенина что ни фраза – то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта. Всё это – родное для него.

      Есенин глубоко понимал природу, проникал в сокровенные её тайны. В его стихи входили поэтические знания. Природа у поэта – живая: она дышит, смеётся, говорит, плачет, видит сны. Поэт в своих стихах сливается с природой в единое целое.

      Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Он обладал неповторимым глубокого поэтического самораскрытия, даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интереснейших настроений, которые возникали в его душе.

       В его поэзии нас покоряет удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью. Примечательной особенностью есенинской лирики является её напевность.

С темой Родины и природы у Есенина тесно связано понимание им его политической миссии, его позиции «последнего певца деревни», хранителя её заветов, её памяти.

Наполненная любовью к людям, к родной земле, к дорогой его сердцу природе, проникнутая душевностью, предельной искренностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и людей других стран и наций, поэзия Есенина активно живёт и действует в наши дни, полагая сохранению мира во всём мире.

 

Библиография

1. Есенин С. Стихотворения и поэмы – Москва, 1975.

 

2. Есенин С. Стихотворения. Поэмы – Московский рабочий, 1977.

 

3. Есенин С. Избранное – Москва, «Детская литература», 1985.

 

4. Есенин С. Стихотворения. Поэмы. (Анализ текста. Основное содержание. Сочинения.) – Москва, 2002.

 

5. Казаков А. Л. Как жил Есенин. Мемуарная проза – Челябинск, 1992.

 

6. Есенин С. Плеск голубого ливня – Москва, 1978.

 

7. Локшина Б. С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении – Ленинград, 1978.

 

8. Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста – Москва, 2002.

 

9. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. – Москва, 2002.

 

10. Агеносов В. В. Басинский П. В. Русские писатели XX век. Большой учебный справочник. Биография – Москва, «Дрофа», 2003.

 

11. Литература в школе // 2004.- 2

 

12. Есенин С.А. Отговорила роща золотая. – Москва, « Эксмо», 2004.

 

13. Агеева З.М. Патография Сергея Есенина. – М.: ИПО «У Никитинских ворот», 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

 

Лето.

 

1. «Вот уж вечер. Роса…»     1910 год

 

2. «Темна ноченька, не спится…»     1911 год

 

3. «Троицыно утро, утренний канон…»    1914 год

 

4. «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…»    1912 год

 

5. «Край любимый! Сердцу снятся…»   1914 год

 

6. «Пойду в скуфье смиренным иноком…»    1914 год

 

Осень

 

1. «Матушка в Купальницу по лесу ходила…»   1912 год

 

2. «В кружеве в роще связала…»   1915 год

 

3. «Осень» 1914 год

 

4. «О красном вечере задумалась дорога…»   1916 год

 

5. «Голубень»   1917 год

 

6. «Покраснела рябина…»   1916 год

 

7. «Нивы сжаты, рощи голы…»   1917 год

 

8. «Закружила листва золотая…»   1918 год

 

9. «По – осеннемукычет сова…»   1918 год

 

10. «Песнь о хлебе…»   1921 год

 

11. «Отговорила роща золотая…»   1924 год

 

12. «Гори, звезда моя, не падай…»   1925 год

 

13. «Микола»   1914 год

 

 

ВЕСНА

 

1. «За горами, за жёлтыми долами…»   1916 год

 

2. «Сыплет черёмуха снегом…»   1910 год

 

3. «Сохнет стоявшая глина…»   1914 год

 

4. «Край ты мой заброшенный…»   1914 год

 

5. «За тёмной прядью перелесиц…»   1916 год

 

6. «Весна на радость не похожа…»   1916 год

 

7. «Омуза, друг мой гибкий…»   1917 год

 

Зима

 

1. «Поёт зима – аукает…»   1910 год

 

2. «Я по первому снегу бреду…»   1917 год

 

3. «Берёза»   1913 год

 

4. «Пороша»   1914 год

 

5. «Заметает пурга белый путь…»   1918 год

 

6. «Я по первому снегу бреду…»   1917-1918 года

 

7. «Ветры, ветры, о снежные ветры…»   1919 год

 

8. «Снежная замять дробится и колется…»   1925 год

 

9. «Синий туман. Снеговое раздолье…»   1925 год

 

10. «Снежная замять кружит бойко…»   1925 год

 

 

 

 

 


 

Название работы: «Тема Родины и природы в лирике

Название работы: «Тема Родины и природы в лирике

Оглавление Введение………………………………………………………………………

Оглавление Введение………………………………………………………………………

Введение В октябре 2015 года мы отмечаем 120 - летний юбилей со дня рождения великого русского поэта

Введение В октябре 2015 года мы отмечаем 120 - летний юбилей со дня рождения великого русского поэта

I . Очерк жизни и творчества

I . Очерк жизни и творчества

В апреле 1915 года поэт уезжает из

В апреле 1915 года поэт уезжает из

Есенина нашли в номере гостиницы мёртвым

Есенина нашли в номере гостиницы мёртвым

II . С. Есенин – певец родной природы

II . С. Есенин – певец родной природы

Глубокие связи с природой, с народом, безграничная любовь к

Глубокие связи с природой, с народом, безграничная любовь к

Каждая страна имеет свой символ – дерево

Каждая страна имеет свой символ – дерево

Есенина с уподоблением природных явлений предметам деревенского быта и животным

Есенина с уподоблением природных явлений предметам деревенского быта и животным

Потому столь живописны есенинские эпитеты: «Рыжий ласковый ослёнок», «в жёлтой пене облака», «я молюсь на алы зори», «зелёное вымя сосёт…»

Потому столь живописны есенинские эпитеты: «Рыжий ласковый ослёнок», «в жёлтой пене облака», «я молюсь на алы зори», «зелёное вымя сосёт…»

III . Тема Родины – основное в творчестве

III . Тема Родины – основное в творчестве

Я снова здесь, в семье родной,

Я снова здесь, в семье родной,

В стихотворении «Русь уходящая» (1924 год)

В стихотворении «Русь уходящая» (1924 год)

Заключение Есенин… Это имя ещё при жизни поэта стало легендой

Заключение Есенин… Это имя ещё при жизни поэта стало легендой

Библиография 1. Есенин С. Стихотворения и поэмы –

Библиография 1. Есенин С. Стихотворения и поэмы –

Приложение. Лето. 1. «

Приложение. Лето. 1. «

Микола» 1914 год ВЕСНА 1

Микола» 1914 год ВЕСНА 1

Проект "Тема Родины и природы в лирике С.А.Есенина"

Проект "Тема Родины и природы в лирике С.А.Есенина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2023