проект ученика

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала maksim_proekt.docx

Содержание

Введение…………………………………………………………

Глава 1. По страницам истории……………………

1.1.          Коренные жители Приамурья

1.2.          Современные нанайцы

1.3.          Уклад жизни нанайцев в древности и в современности.

1.4.          Духовная культура. Религия. Верования. Обычаи. Обряды.

Глава 2. Результаты опроса учащихся

Заключение. Без прошлого нет будущего.

Список литературы и источников

Приложение  1

Приложение 2  

Приложение 2  

Приложение  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Я родился и живу на Дальнем Востоке. Горжусь,  что я – дальневосточник. Но вот вопрос: а что я знаю о своем крае, районе? Какая история, какие люди жили раньше на этой земле? Рядом с нами  живут люди, которые внешне очень сильно отличаются от нас,  европейцев. Кто они, гордо себя называющие : «Мы  – ГОЛЬДЫ! Люди здешней земли!»? А мы зовем их просто – нанайцы.

         Я знаю по рассказам своей бабушки Н.Е.Ханаженко, что в нашем Хабаровском районе есть национальные села нанайцев. Это Сикачи-Алян, Новокуровка, Улика-Национальное. В Хабаровском крае есть целый район Нанайский, с районным центром с. Троицкое.

         В нашем г.Хабаровске есть музеи, в которых  представлены целые  выставочные залы. Они посвящены истории и культуре  коренных народов Приамурья. Это краеведческий музей им. Гродекова и Дальневосточный художественный музей.

          Туристы из других городов нашей страны, других  стран покупают на память о нашем дальневосточном крае нанайские сувениры: тапочки с замысловатым орнаментом, амулеты, изделия из бересты. Почему они так ценят   культуру и искусство нанайского народа? Почему я так мало о них знаю? И я решил посвятить свою работу исследованию истории, самобытной культуры нанайского народа.

Цель исследования:

Выяснить, кто такие гольды и как они связаны с нанайцами

Задачи исследования:

1)    Изучить историю, происхождение, самобытную культуру нанайцев, места их проживания;

2)    Проследить изменение численного состава нанайцев в мире и в России;

3)    Изучит общие черты и различия  образа жизни,  устройства семьи, быта, промыслов, обязанностей  современных нанайцев и их предков;

4)    Провести анкетирование среди одноклассников

 Гипотеза исследования:

         Если мы больше будем знать о людях, заселяющих нашу территорию , их традиции и культуру, то сможем гордиться своей родиной и тем, что мы живем в дальневосточном крае.

Объект исследования – гольды (нанайцы)

Предмет исследования – история возникновения, культура, самобытность этого народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  ПО   СТРАНИЦАМ  ИСТОРИИ

          В глубину веков мне помогла  попасть  и изучить ее  историю учитель истории Е.Г.Гулевич.

         Заселение Дальнего Востока началось очень давно. Самые древние следы человека разумного обнаружены учеными на юге Хабаровского края, Амурской области и Приморья. Эти следы имеют возраст около 200 тыс. лет и их относят к периоду раннего палеолита /древнекаменного века/.

         Появление древнейших людей Приамурья и Приморья происходило в то же время, что и в Юго-Восточной Азии, Южной Европе и Сибири.

               Я узнал, что на территории современной Маньчжурии, Амурской области, Хабаровского и Приморского краев в 7-12 в.в. существовало несколько самостоятельных государств. Они достигли для того времени очень высокий уровень развития культуры, искусства и государственности.

Наибольшую известность приобрели государство Бохай и Империя Цзинь /Золотая Империя чжурчжэнэй/. Приложение 1.

           Появление русских землепроходцев   середине 17 в. Открыло новую страницу в истории Дальнего Востока. Благодаря мужеству, упорству, настойчивости казачьих атаманов И.Ю.Москвитина, В.Д.Пояркова , Е.П.Хабарова узнали на Руси о реке  Амур, о людях живущих на этих землях. Эти люди сами себя называли НАНАЙ или ГОЛЬДЫ. НА – земля , НАЙ – человек    -  здешний человек или человек этой земли.                           

         Русские называли  аборигенов  - натки , ачаны, гольдики. Кстати, гольдами до сих пор называют себя часть нанайцев старшего поколения, проживающие  сегодня в Приморском крае. Но очень долгое время /с 1689 по 1860 гг./ эти земли не входили в состав Российской империи. И только после подписания ряда договоров между Россией и Китаем / Айгуньский договор 1858 г., Пекинский договор 1860 г. и др./государственная граница России с Китаем в целом обрела современные очертания.

1.1.          КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ПРИАМУРЬЯ

          Вот я  и подошел к знакомству  с коренными жителями Приамурья. В этой главе я попытался разобраться в чем же  сходства и различие между  ними. Узнал, какие народности живут в Хабаровском крае. А помогла  мне в этом вопросе  учитель географии  В.Г.Голуб.

РАСА. ОПИСАНИЕ  ВНЕШНОСТИ. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП.

          Я уже упоминал, что нанайцы внешне очень отличаются  от нас, европейцев. В чем загадка, что мы такие разные во внешности? В.Г.Голуб рассказала мне, что существуют  разные  расы людей. У них есть свои характерные признаки и особенности биологического типа /антропологического типа/.

РАСА:   Коренные жители Приамурья относятся к МОНГОЛОИДНОЙ /желтой/ РАСЕ.

Характерные признаки: строение разреза глаз с сильно развитой складкой верхнего века, цвет глаз темный; волосы черные, жесткие, прямые; цвет кожи смуглый, желтоватый; редкая растительность на кожных покровах /борода, усы/; лицо уплощенное с сильно выступающими скулами; нос имеет большей частью низкое переносье.

ВНЕШНОСТЬ: Нанайцы обычно ниже среднего роста. С широкими,  плоскими, смуглыми лицами с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом. Волосы черные, прямые и жесткие, борода и усы редкие.

         Выходит, что биологические особенности нанайцев помогали выживать в суровых климатических условиях. Узкий разрез глаз защищал от яркого солнца, от слепящего белого снега. Широкий, приплюснутый нос защищал носоглотку, помогал согреть холодный воздух. Смуглый цвет кожи спасал от ожогов летнего, палящего солнца. А невысокий рост помогал в условиях тайги и на реках. Ведь небольшому человеку легче спрятаться в зарослях, да и на воде в легких лодках проще удержаться на плаву.

         Всего на Дальнем Востоке насчитывают 15  коренных народов. На территории Хабаровского края проживают 8 /восемь/ коренных народов . Почти половина – это жители берегов Амура нанайцы. Проживают они в основном в Нанайском, Хабаровском, Комсомольском, Амурском районах .

         А кто же остальные народы? Это УЛЬЧИ,  НИВХИ, ЭВЕНКИ, ЭВЕНЫ, НЕГИТАЛЬЦЫ, УДЭГЕЙЦЫ, ОРОЧИ. Из учебника «Мой край»  я узнал краткие сведения об этих народах. А по атласу «Люби и знай свой край» увидел места проживания. ИТАК:

НАНАЙЦЫ – аборигенные жители Амура. Традиционные занятия- рыбная ловля и охота. Искусные мастера, они изготавливают из шкур красивую одежду, обувь, расшитую древними национальными узорами.

УЛЬЧИ – проживают в селах Ульчского района. Они очень близки по роду занятий, культуре и  внешнему виду к  нанайцам. Обитатели речных побережий,  ульчи и в настоящее время живут на Нижнем Амуре.

НИВХИ – располагаются ниже по берегам Амура до самого лимана. Ученые предполагают, что нивхи – это прямые потомки древнейшего населения бассейна Амура т Охотского побережья.

ЭВЕНКИ и ЭВЕНЫ – по происхождению, культуре и традиционным промыслам эти народности близки между собой. Береговые эвены вели активный морской  зверобойный промысел. Многие кочевые племена перешли к оседлому образу жизни, занимаются охотой , оленеводством, развивают земледелие, разводят пушных зверей. Села эвенков находятся в северных районах Хабаровского края и на левом берегу Амура. Эвены проживают на Охотском побережье.

         Самыми малочисленными коренными народами края являются НЕГИТАЛЬЦЫ, УДЭГЕЙЦЫ, ОРОЧИ.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ НАНАЙЦАХ

СОВРЕМЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ. В настоящее время нанайцы живут преимущественно 88% в Хабаровском крае. Небольшие группы живут в Приморье и на Сахалине. Сахалинские нанайцы – это переселенцы с Амура. Часть нанайцев / хэджэ / проживают в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунгари и Уссури.

ЧИСЛЕННОСТЬ: Всего в мире нанайцев насчитывают 17000 человек . Согласно переписи 2002 года в России проживают 12160 человек из них  :

  -  в ХАБАРОВСКОМ   КРАЕ                                        10993 чел.

 - в  ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ                159 чел.

 - в  ЯКУТИИ                                                                         63   чел.

 - в КАМЧАТСКОМ КРАЕ                                                   63  чел.

 В  КИТАЕ, согласно переписи 2000 года проживают:

 - ХЭЙЛУЦЗЯН                                                                   4640  чел.

 

ЯЗЫК. ВЛАДЕНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ: У нанайцев есть собственный язык.  Ученые наблюдают сходства в произношении, словарном запасе  и грамматике нанайского языка с маньчжурским, эвенским и орочинскими языками.  В России говорят на русском языке 66,5% нанайцев. В Китае нанайцы говорят на китайском языке с  диалектом.

 ЧИСЛО ГОВОРЯЩИХ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ /данные 1994 г./ выписка

Языковая  семья                 Название языка                   Всего             Говорят

Тунгусо-маньчжурская                       удэгейский                                           1600                            100

                                                              Орочинский                                           900                              200

                                                              Нанайский/Россия/                             12000                        5000

                                                              Нанайский /Китай/                                4000                             50

                                                              Ульчский                                                  3200                           500

                                                              Негидальский                                             500                           100

                                                             Эвенский /Россия/                                   30000                        9000

НИВХСКАЯ                                      нивхский                                                     4500                          400

         Эту таблицу   и карту я нашел в альбоме «Перекрестки Континентов. Культуры коренных народов Дальнего Востока и Аляски» и сделал короткую выписку. Как жаль, что не все владеют родным языком. Происходит утрата  духовных ценностей, в целом  национальной культуры малых народов. Прерывается связь между прошлым и будущем  поколений.

ПИСЬМЕННОСТЬ: В основе современного литературного языка нанайцев лежит найхинский говор среднеамурского наречия. На его основе в 1931 г. была создана письменность на латинской графике. В 1963 г. она была переведена на русский алфавит. В Китае нанайцы пишут на китайском языке. 

 

1.3.          УКЛАД ЖИЗНИ НАНАЙЦЕВ В ДРЕВНОСТИ

СЕМЬЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СЕМЬИ.

          Нанайцы жили преимущественно малыми патриархальными семьями. Семья была независимой хозяйственной ячейкой. Семьи относились к различным родам. Родов было 20. Численность достигала от нескольких сот до нескольких десятков человек. Самый большой род насчитывал 929 человек. Нанайский род  /хала/ делился на поколения /делян/. Родство определялось по отцовской линии.   Семьи, как и роды не имели  точных границ  территории проживания.   Семьи нанайцев жили  на отведенной территории соседскими общинами. НАНКАН - на одной территории живущие. Кровные,  родственные отношения заменялись соседскими.

          При малой численности населения рыболовных и охотничьих угодий хватало на всех. И конфликтов,  кто,  где рыбачить или охотиться не было.

 В общине все были равны. При возникновении серьезных споров созывали межродовой суд, в котором свою роль играли и голоса женщин. Главным внутри общин были отношения взаимопомощи. По обычаю, каждый мог взять себе рыбу «на котел» из лодки удачливого рыбака. Мужчины вместе строили дома, хозяйственные постройки.  Делали лодки. Уходили бригадами по 5-6 человек на пушную охоту в тайгу.                                                                 Женщины помогали друг другу при рождении ребенка, во время болезней. Группами ходили в тайгу за дровами, дикоросами. При необходимости рыбачили. Помогали всей общиной вдовам и сиротам. Родовые обряды /моления, и т.д./ проводили совместно.

ТРУД. РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

  Существовало четкое разделение труда. Значимость того и другого была примерно одинакова.

          Каждый мужчина был рыбаком и охотником. Владел множеством инструментов:

     - инструменты  для обработки дерева / построить дом, лодку, смастерить нарты/;

   - инструменты для обработки металла / изготовить крючки острогов, отремонтировать другие    инструменты, украшения/, правили ножи. Умел плести сети и неводы. Добывали корень женьшеня.

          Женщина была хранительницей очага, семьи. Группы женщин ходили в тайгу за дикоросами / лекарственные и  съедобные растения /, собирали дрова. Женщины обрабатывали кожу и шкуру животных. Шили из них всю одежду и обувь для всей семьи. Занимались изготовлением домашней утвари, других предметов домашнего обихода. Готовили и кормили всю семью.  В случае необходимости рыбачили и охотились. Были такие умельцы и рукодельницы, чья работа славилась далеко от родного селения. К ним обращались с заказами. Знали, что их изделия получаться крепкими, добротными и красивыми. И вещи долго прослужат в хозяйстве.

                       ХОЗЯЙСТВО. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

   Вот я снова обратился к истории. Как жили, чем занимались предки современных нанайцев ? Я прочитал очень много справочной информации и был приятно удивлен. До чего же интересная жизнь была раньше! Результаты моего изучения  я привожу в этой главе.

  Хозяйство древних нанайцев было комплексным. Образ жизни и система хозяйства  зависели от географических и климатических условий.

  Основными занятиями были: рыболовство и охота. Занимались сбором дикоросов. Умели делать все, что необходимо в домашнем хозяйстве. А с 19 в. Добавилось огородничество и животноводство.

ПРОМЫСЛЫ.

          Для нанайцев первостепенным значением имело РЫБОЛОВСТВО. Русские землепроходцы, наблюдавшие жизнь предков нанайцев  в 17 в, отмечали, «что они все рыбой кормятся».

          Нанайцы были отличными знатоками  в рыболовстве. Знали  очень много видов рыбы, места обитания и пути миграции рыбы. Это давало возможность быть удачливыми рыбаками. В хозяйственном календаре особо ответственными были конец августа начало сентября. В это время происходил массовый лов кеты. Этот период промысла был самым напряженным. На целый год шла заготовка рыбы. Работали всей общиной. Мужчины ловили рыбу, а женщины разделывали, заготавливали ее впрок. Посильную помощь оказывали дети.

          ОХОТНИЧИЙ промысел в жизни нанайцев не играл большой роли. Более значимым он был у уссурийских нанайцев. Охотились как на пушных зверей, так и ради мяса. Охота была делом мужчин. Они круглый год добывали мясного зверя / лося, кабана, медведя/ и различную птицу. Пушнину промышляли зимой, собирались группами 5-6 человек и уходили в тайгу на 3-4 месяца. Ее обменивали на продукты питания /мука, крупы, водка, табак/, ткани, украшения, металлические инструменты.

  ТРАНСПОРТ. Для перевозки грузов по Амуру служили дощатые лодки-плоскодонки. По притокам Амура, Уссури передвигались на долбленках. В основном их использовали для охоты и ловли рыбы. Зимой средством передвижения служили лыжи / голицы или подбитые мехом/. Также использовали собачьи ездовые нарты.  Они были легкие, узкие, с двухсторонними полозьями. На нартах сидели верхом, поставив ноги в маленькие лыжи. В хозяйстве были и ручные нарты. Их брали с собой охотники. В конце 19 в. У русских переняли нарты другого типа – низкие и широкие. На них перевозили казенные грузы и почту. В этот же период начали перевозить грузы и на лошадях.

ЖИЛИЩЕ. ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ

          Нанайцы вели оседлый образ жизни.  Жили в малых селениях по 1-5 жилищ. Крупных селений по 10-15 жилищ было немного. Зимние и летние постройки были хорошо приспособлены к местным климатическим условиям. Важным условием был свободный выход к воде / реке, озеру/.

ЗИМНЕЕ ЖИЛИЩЕ. Древней формой жилищ были землянки /серома / и полуземлянка/ хурбу /.Они располагались в откосе берега, в обрывах террас.

Из наземных построек был распространен однокамерный дом /хагдун/ на столбовых каркасах с покатой крышей. В нем располагались несколько очагов, дымоходы которых низкие нары /каны /.Нары располагались вдоль стен. В доме каждая семья /3-4/ имела собственный очаг и свою часть нар. На них спали, ели, устанавливая маленькие столики, размещали личные вещи, утварь, детскую колыбель.

ЛЕТНЕЕ ЖИЛИЩЕ. Весной малые семьи разъезжались по рыбалкам на небольшие речки и озера. Строили облегченные каркасные дома различных форм. Покрывали сеном, берестяными полотнищами, циновками.

  В конце 19 века появились срубные дома. Их позаимствовали у русских. Около домов сооружали хозяйственные постройки / амбары,  вешала, лабазы для вещей/.

ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ. Для приготовления пищи использовали чугунные котлы. Пользовались металлическими ножами, ложками, сковородами, медными тазами. Для растирания пищи использовали ступки с пестиками. Была в обиходе глиняная и фарфоровая посуда. Все эти вещи приобретались у  соседних народов /китайцы/. Сами нанайцы из дерева и бересты делали пиалы, плоские блюдца, ритуальные корытца. Из корней тальника плели тарелки и блюда, ковши и дуршлаги, корзинки с ручками и без. Украшали все затейливыми узорами. Припасы хранили в глиняных сосудах и горшках. Сыпучие продукты – в берестяных коробах. Утварь хранили в ящиках.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ. Основным продуктом питания у нанайцев была рыба. Рыбу ели в сыром, мороженом, вяленом, вареном, жареном видах. Мясная пища у нанайцев тоже была распространена. Мясо также употребляли в сыром , вареном, жареном, копченом ,вяленом видах. ИЗ рыбы и мясо варили супы. Из ягод черемухи готовили тесто и пекли лепешки. Из диких съедобных растений весной делали салаты.

ОДЕЖДА. У нанайцев тип одежды зависит от пола, сезона, и назначения. Есть одежда повседневная, праздничная, промысловая, свадебная, погребальная, ритуальная. Традиционную одежду шили из рыбьей кожи и шкур зверей. Издавна у китайцев и маньчжуров, позже у русских приобретали ткани. Мужскую и женскую одежду из рыбьих кож делали в виде широкого халата с запахом.Крой «кимоно» имели  халаты из ткани. Летние халаты шили без подкладки / покто/ или на подкладке /какпчима/, зимние /тканевые/ подбивали ватой. Женская одежда отличалась от мужской большей длиной и украшалась орнаментом на концах рукавов, вокруг шеи, по низу подола. Халат из рыбьей кожи украшался богатым орнаментом /вышивка, краски/, металлическими украшениями. Такой халат входил  в приданое невесты и был свадебным нарядом. Зимнюю одежду из ценных мехов носили немногие женщины из зажиточной семьи. Мужчины носили одежду по сезону и по виду промысла /охота, рыбалка/. Зимой отправляясь в поездку на нартах, одевали шубы из оленьего или собачьего меха. Нижняя одежда у мужчин и женщин состояла из коротких штанов / пэру/ и ноговиц гарон – из ткани на вате. Обувь изготовляли из рыбьей кожи с чешуей, лосиной ровдуги / замша/. Зимнюю обувь шили из лосиных камусов.  Для согревания ног  в обувь вкладывали многослойные стельки из трав. Головные уборы мужчин и женщин зимой – тканевые на вате или меховые капорообразной формы. А летом носили берестяные конические шляпы.

                                   1.4. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

РЕЛИГИЯ. ВЕРОВАНИЯ,ОБЫЧАИ,ОБРЯДЫ

          Я буду в 4 классе изучать основы религий мира. Но уже сейчас столкнулся с одним из ее видов. ШАМАНИЗМ.  Шаманизм –  это форма первобытной религии. Религиозные верования нанайцев основывались на их представлении об устройстве мира. У древних нанайцев, населенный духами  мир разделялся на верхний /небесный/, средний/земной и водный/ и нижний/подземный/. Посредником между миром духов и людьми служил шаман. ШАМАН - это колдун-знахарь. Основными его занятиями было лечение больных, предсказание будущего и доставка душ умерших в мир мертвых. Шаман также участвовал в проведение семейных и общественных обрядов. Основными   были свадебные, родильные, промысловые, погребальные и поминальные  обряды.

ФОЛЬКЛОР. СКАЗКИ И МУЗЫКА

         ФОЛЬКЛОР- это народное творчество. Так как у древних нанайцев не было письменности, то у них было  устное народное творчество. Оно имеет очень древние истоки. Как утверждают ученые возраст его на 2000 лет старше античной Греции и Рима. В фольклоре воплотился тысячелетний опыт лесных и речных жителей. Самым популярным жанром фольклора это конечно сказка. Рассказывали сказки сказители или сказочники.   В сказках всегда добро борется со злом. Поделись куском с голодным, слабому помоги, сироте дай приют у своего очага – это вечные законы добра. Соблюдай обычаи отцов. Тот, кто нарушает эти законы и обычаи, - носитель зла.

В наши дни сказки дальневосточной земли стали частью мировой художественной культуры. В этом разделе мне помогла разобраться учитель русского языка и литературы М.С.Смехнова. А с классным руководителем  Е.А.Перетятько мы провели классный час, посвященный нанайской сказке. Познакомили ребят со сказкой «Недобрая Ладо».  

         МУЗЫКА. С давних времен спутницей человека была песня, музыка.  Довольно часто песни звучать в виде разговора /диалога/  двоих. Мелодичные напевы исполнялись согласно традициям при выполнении обрядов.  Например, девичьи любовные песни - сватания, невеста пела перед началом свадебного обряда. Плачи-воспоминания /об умерших предках/ на поминальном обряде. В любое другое время исполнение этих песен строго запрещалось. Шаман тоже использовал музыку и мелодии напева при выполнении своих ритуалов. Также шаман использовал бубен, бубенцы. Это усиливало впечатление на простых людей. В быту  песня помогала выполнять монотонную работу. Пели женщины и девушки, занятые шитьем. Пели мужчины, занятые выделкой шкурок.

         Я пришел к выводу, что сказки и песни помогали общаться между собой. Они несли людям то, что мы сейчас узнаем из телевизора и компьютера.

Глава 2. Результаты анкетирования учащихся

         Занимаясь исследованием на выбранную тему, я и мой классный руководитель провели анкетирование учащихся нашего класса.  В исследовании принимало участие 17 человек. Вопросы и ответы мы постарались показать в таблице.

Вопрос

Ответы

1.

Знаете ли вы, кто такие нанайцы?

Да -13

Нет - 4

---

2.

Где вы узнали о нанайском народе

В школе

9

В музее

5

Не помню

3

3.

Были ли вы в музеях нашего города?

Краеведческом

1

Художественном

---

Краеведческом,

художественном

16

4.

Обращали ли вы внимание на выставки вещей коренных народов Приамурья?

Да – 16

Нет -1

---

5.

Знаете ли вы национальные села?

Да - 1

Нет - 16

---

6.

Нравятся ли вам нанайские сказки

Да – 12

Нет –5

---

7.

Кто такие ГОЛЬДЫ?

Сказочные персонажи

Предки современных нанайцев

8

Не знаю

9

8.

Есть ли у вас дома сувениры нанайских умельцев?

Да - 2

Нет - 15

---

 

         Наглядно картину опроса учащихся можно увидеть на диаграммах в Приложении 2.

         Проанализировав ответы ребят, можно прийти к выводу, что большинство учащихся знает о существовании нанайцев на территории нашего каря. Им знакомо понятие «гольды, как предки нанайцев». Вместе с классным руководителем мы дважды побывали в краеведческом музее им. Градекова, а также в художественном музее. Мы посетили выставку «Искусство народов Приамурья». Но, к сожалению, съемка была запрещена и   сделать фотоснимки не получилось. Одноклассники проявляют интерес к искусству, культуре, традициям нанайского народа. На факультативных занятиях по «литературе Дальнего Востока» мы читаем произведения дальневосточных автором, знакомимся с фольклором малочисленных народов. 

Заключение

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО

         Вот и подошло к концу мое первое знакомство с историей и культурой нанайского народа. Я узнал, что ГОЛЬДАМИ называют предков нынешних нанайцев, в переводе люди земли. Живут в основном в Хабаровком крае РФ - около 12 тысяч и в Китае около 5 тысяч. Наиболее известные гольды это Дерсу Узала - герой романов и проводник В.К.Арсеньева и советский певец Кола Бельды, исполнитель песен "Увезу тебя я в тундру", "Чукча в чуме ждет рассвета» и др.

         Я узнал, что у маленького нанайского народа такая древняя история, богатое культурное наследие.  Познакомился с этнической культурой, изучил устройство семьи, быта, основные промыслы. Узнал о традициях и обычаях этого народа.  Открыл для себя много научных терминов,  слов. Все новые слова, их значение я привожу в Приложении 3.

           Я с большим уважением  отношусь к ученым, исследователям, работникам музеев за их кропотливый труд. Они собрали и сохраняют уникальные коллекции вещей и предметов обихода. Чтобы мы смогли все это увидеть и восхититься умельцами древности. Современные мастера и рукодельницы продолжают дело своих предков. Реставрируют, воссоздают утраченное. Изготавливают новые прекрасные вещи по старинным технологиям. Если бы нанайские мастера не интересовались своим прошлым, смогли бы они  заниматься национальными промыслами? Думаю, что нет. И  я пришел к выводу:  Если ты не знаешь свои корни, свои истоки, то кто ты? Никто, человек без прошлого и будущего. Чтобы этого не произошло, очень важно сохранять культурное наследие  малочисленного нанайского народа. Чтобы их  потомки могли с гордостью произнести: « Мы – ГОЛЬДЫ. ЖИТЕЛИ ЗДЕШНЕЙ ЗЕМЛИ! ».

         В дальнейшем я хочу продолжить работу по изучению традиций нанайцев и рассказать об известных людях этого народа.  Меня заинтересовали древние обряды. Национальная одежда. Какая связь между днем сегодняшним и днем вчерашним.  Придерживаются  ли современные нанайцы обычаев и обрядов  своих предков?

                                    ЛИТЕРАТУРА

 

1.     «Атлас хабаровского края» ДВ АГП 2000г. Роскартография

2.      «Мой родной край» 6 кл. Г.Н.Паневина, А.Н.Махинов г. Хабаровск 2000 г. издательский дом «Частная коллекция»

3.     Атлас «Люби и знай свой край» ФГУП «Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие» 2010г.

4.     « Перекрестки континентов. Культуры коренных народов Дальнего Востока и Аляски» Арктический научный центр Смитсоновского института г.Вашингтон  Российский институт культурного и природного наследия г.Москва 1996 г.

5.     «Хабаровский край» И.Д. Пензин  Хабаровское книжное издательство 1988 г.

6.     «Хрестоматия по дальневосточной культуре  5 кл.» Г.В.Гузенко  г.Хабаровск 1998 г.

7.     «Древние бытовые обряды нанайцев» Е .Гаер Хабаровское книжное издательство 1991 г.

8.     «Словарь русского языка» С.И.Ожегов  г.Москва «русский язык» 1987 г.

9.      Сайты в интернете

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/4142-kto-takie-goldy-suschestvuet-li-sejchas-etot-narod.html;

http://www.nsu.ru/ip/nanay.php;

http://katanga-evenki.blogspot.ru/2012/04/blog-post.html;

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%EB%FB%E5_%ED%E0%F0%EE%E4%FB_%CF%F0%E8%E0%EC%F3%F0%FC%F

 

МОИ КОНСУЛЬТАНТЫ:

Е.Г.ГУЛЕВИЧ – учитель истории

В.Г.ГОЛУБ    - учитель географии

М.С.СМЕХНОВА – учитель литературы

Н.В.СИНЕЛЬНИКОВА – учитель музыки

 Т.П.ФРОЛОВА – библиотекарь школы

 Е.А. ПЕРЕТЯТЬКО – учитель нач. классов

                                

 В работе использованы иллюстрации художника Геннадия Павлишина

Компьютерная презентация  выполнена совместно с Е.А.Перетятько

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

           ГОСУДАРСТВО  БОХАЙ /689-926 гг./ возникло в результате борьбы мохэских племен за свою независимость от Китая. В период рассвета оно охватывало южную часть современного Приморского края, большую часть Кореи и  Северо-Восточного Китая.

          Бохайцы вели многочисленные захватнические войны с соседними народами и государствами  Культура Бохая достигла рассвета и оказала заметное влияние даже на культуру средневековой Японии. Однако в начале 10 века этого государство пало под ударами империи Ляо и в 926 г. прекратило свое существование.

                ИМПЕРИЯ ЦЗИНЬ – ЗОЛОТАЯ ИМПЕРИЯ ЧЖУРЧЖЭНЭЙ /1115-1234гг./ стала преемницей государственных и культурных традиций Бохая. Она оказала еще более глубокое влияние на исторические судьбы народов Дальневосточного региона. Возникновение и рассвет империи связывают с чжурчжэнями, которые объединились с разрозненными бохайскими племенами и за короткий срок сумели создать мощную военную-политическую организацию.

   Однако в начале 13 века по мере усиления Монгольской империи, находившейся под управлением великого Чингисхана, они начали терпеть поражения и в конце концов пали под ударами его конниц. Нанесенный монголами урон был так огромен, что вплоть до середины 17 в. Народы Приамурья так и не смогли достичь уровня своих великих предков.

 

 

 

Приложение 2

 

Приложение 3

Словарь терминов

1.НА – земля , НАЙ – человек    -  здешний человек или человек этой земли.                          

2. ЭТНОГРАФИЯ – 1/наука, изучающая материальную и духовную культуру народа;2/ особенности нравов, культуры какого-нибудь народа.

3. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП - исторически сложившийся комплекс наследственно устойчивых признаков физического строения, который характеризует группы людей на определенной территории. Термином ''антропологический тип'' обозначают как большие расы, так и их подразделения.

4. РАСА - исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие физические особенности: цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертания головы и другие. Раньше принято было деление рас на «чёрную» (негры), желтую (азиаты) и белую (европейцы), но теперь эта классификация считается устаревшей и неполной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомые незнакомцы нашего района

   ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА  НАНАЙСКОГО НАРОДА В ДРЕВНОСТИ

ПРОБЛЕМА:

 почему я так мало знаю о людях, живущих рядом с нами? Какая  история и культура нанайского народа?

 

  ГИПОТЕЗА: Является ли важной задачей сохранение культурного наследия нанайского народа.

                       

ЦЕЛЬ: Узнать историю, происхождение, самобытную культуру нанайцев, места их проживания.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- Прочитать статьи, справочники.

2.       -В интернете прочитать статьи, посвященные нанайскому народу

- Узнать значение научных терминов,без которых не обойтись /толковый словарь/

- Познакомиться с географическими картами /обзор/

- Посетить музеи

 

ЗАДАЧИ:

1/Введение.Вопросов больше чем ответов

2/  По страницам истории:

1.       – древние люди,государства

2.       – предки современных нанйцев

3.       – приамурские земли в составе Российской империи

3/ Коренные жители Приамурья

 - раса, описание внешности

- сходство и различия между нанайцами и другими народностями Приамурья

- знакомство с коренными народами Приамурья

4/    Общие сведения о современных нанайцах

     - территория расселения

    -  численность

    -  язык, владение родным языком

     - письменность

5/   Уклад жизни нанайцев в древности

   - семья, общественное устройство семьи

   - труд, разделение обязанностей

6/  Хозяйство. Образ жизни и обеспечение

      МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

   -Промыслы. Рыбалка и охота.Транспорт

  - Жилище, домашняя утварь

  - Национальная кухня

   - Одежда

       ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

    - религия. Верования,обычаи,обряды

  - Фольклор. Сказки. Музыка

7/  Заключение. Без прошлого нет будущего

8/   Приложение

9/ Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1860г. провели перепись нанайских поселений. Численность жителей составила примерно 5345 человек от с. Софийского до г. Хабаровска

 

ЭТНОГРАФИЯ – 1/наука, изучающая материальную и духовную культуру народа;2/ особенности нравов, культуры какого-нибудь народа.

ЭТНИЧЕСКАЯ ОСНОВА современных нанайцев очень древняя.

 В разные исторические периоды на Нижний Амур приходили небольшие группы тунгусов, монголов, тюрок, маньчжуров. Эти группы селились рядом с местным населением. Перенимали местные обычаи, привносили свои национальные традиции, особенности. И формировались новые этнические группы. Одной из таких групп и являются современные нанайцы.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП: Нанайцы являются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента.

В.Г.Голуб объяснила мне, что за слово такое «антропологический». АНТРОПОЛОГИЯ – это наука о биологической природе человека. Значит  можно сказать иначе: биологический тип человека.

НЕГИТАЛЬЦЫ – этническая группа, живущая по реке Амгунь. Язык негитальцев очень близок к эвенскому. Это потомки эвенков, расселившихся в давние времена по течению р. Амгуни и  Нижнего Амура и смешавшихся здесь с нивхами, нанайцами и ульчами.

УДЭГЕЙЦЫ – народность, проживающая по правым притокам Амура и Уссури. С древних времен  они славились  искусной охотой  и рыбной ловлей. Одним из главных видов промысла у них был поиск в тайге корней женьшеня.

ОРОЧИ – народность, проживающая в Советско-Гаванском и Комсомольском районах Хабаровского края по рекам Тумнин, Коппи, Амур. По своей культуре орочи ближе всего стоят к удэгейцам. Они имеют смешанное происхождение, так как в ее состав вошли не только местные, но и пришлые тунгусские племена.  Традиционные промыслы- это охота рыболовство и морской зверобойный промысел.

Это был талант так рассказать свою сказку, чтобы слушатели в восхищении  слушали. Говорить голосом героев сказки.  Движением рук и тела показать как ходят герои, что они делают. Получался целый спектакль.

  Сказки можно разделить на группы: Сказки о животных, волшебные, героические, бытовые. Но деление это условное. Часто в сказках переплетается и волшебное, и героическое, и бытовое.

    В бытовых сказках высмеиваются хвастуны, лентяи, обманщики, нерадивые дети. В героических сказках героями выступают сильные и отважные люди, охотники, воины. Они сражаются как с врагами- захватчиками, так и с волшебниками, несущими людям только зло.

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад выступления

         Я родился и живу на Дальнем Востоке. Горжусь, что я – дальневосточник. Рядом с нами живут люди, чья внешность сильно отличается от нашей, европейской. Они называют себя: « Мы – Гольды! Люди этой Земли!». А Мы зовем их – нанайцы. Кто же они? Знаю ли я хорошо историю, культуру своего края, района? Признаюсь, знаю немного.

В нашем г.Хабаровске в музеях есть выставочные залы. Они посвящены культуре коренных жителей Амура. Гости  нашего города покупают нанайские сувениры. И я решил поближе познакомиться с историей края и культурой нанайского народа.

 Я узнал, что заселение  Дальнего Востока  началось очень давно. Следы древнего человека  обнаружены учеными на юге  Хабаровского края , Амурской области и Приморья. Их возраст около 200 тысяч  лет. В 7-12 вв. здесь существовали древние государства. Самые известные: гос.Бохай и Империя Цзинь. Они достигли для своего времени очень высокий уровень развития  культуры, искусства и государственности.

          Появление русских землепроходцев в середине 17 века открыло новую страницу истории Дальнего Востока. Первопроходцы  И.Ю. Москвитин, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров открыли эти земли. Они увидели, что эти земли обитаемы. Живут люди с другой внешностью, со своей культурой, обычаями и традициями. Себя они назвали НАНАЙ / На-земля, Най- человек= человек этой земли/ или гольдами.

         Нанайский народ проживает в основном на территории Хабаровского края, по берегам нижнего течения Амура. Это коренной малочисленный  народ  Дальнего Востока. Есть и другие народы: ульчи, нивхи, эвены и эвенки, орочи, негитальцы, удегейцы. У всех этих народов есть свой язык, но говорят на нем очень мало человек. Основной язык – русский. Письменности не было.

 Также нанайцы/ хэджэ/ проживают и Китае. Говорят на китайском языке с диалектом, пишут на китайском.

  Численность в Росии 12160 человек / по переписи 2002 г./.  В Китае – 4640 чел. / 2000г./

          Нанайцы относятся к монголоидной расе, к тунгусо-маньчжурской группе. Характерные признаки биологических особенностей нанайцев помогали выживать в суровых климатических условиях.  Узкий разрез глаз защищал от яркого солнца и белого цвета снега. Широкий приплюснутый нос смягчал обжигающий холодный воздух зимой. Смуглый цвет кожи спасал от ожогов летнего солнца.

          Нанайцы вели  оседлый образ жизни. Жили малыми семьями в общине. Семьи относились к родам, всего родов было 20. Главным в Общине была взаимопомощь. Мужчины вместе  уходили  на промыслы: в тайгу на охоту, на рыбалку. Женщины заботились о детях,  вели хозяйство, помогали друг другу. Всей общиной заботились о вдовах и сиротах.

 Основными занятиями нанайцев были рыболовство и охота. Также занимались сбором дикоросов, домашним производством. Нанайцы сами изготовляли предметы домашнего обихода, шили одежду и обувь.

Духовная жизнь  нанайцев была также разнообразной. Религия – шаманизм / форма первобытной религии/. Шаман – это колдун- знахарь. Он лечил, предсказывал будущее, провожал души умерших в загробный мир.

          У нанайцев была своя музыка и свои сказки. Сказки рассказывали сказочники. Нанайские сказки  стали частью  мировой художественной культуры.  А музыка и песни исполнялись во время обрядов.

          В заключении своего доклада я хочу сказать следующее. Не зная своей истории, своих истоков трудно быть достойным гражданином своей страны, края. Изучая культурное наследие нанайского народа, я понял, какой важной задачей является  сохранить его. Передать потомкам, чтоб они могли с гордостью сказать: « Мы- гольды ! Люди - здешней Земли!»


 

Скачано с www.znanio.ru