Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требования программы формирования УУД и поиск эффективных технологий литературного образования учащихся определяют актуальность проекта изучения лирического произведения в 5 классе.
Существенным представляется выбор образовательных средств предмета «Литература» в достижении личностных и метапредметных результатов обучения.
Актуальность методического проекта
«Формирование читательской, коммуникативной и культуроведческой компетенции в процессе изучения лирического произведения в 5 классе» следующие:
Цели методического проекта
-раскрыть эстетический смысл стихотворения Ф.И.Тютчева в композиционно-стилистическом анализе лирического сюжета, образов, композиции и стиля стихотворения «Весенняя гроза»;
-активизировать развитие познавательных УУД в процессе чтения и анализа художественного текста;
-развивать читательскую и культуроведческую компетенции школьников в сопоставлении лирического произведения с произведением музыкального искусства;
-развивать умение выявлять авторскую концепцию и аргументировать понимание темы, образной системы и стилистических средств произведения;
-формировать умение применять элементарную литературоведческую терминологию в процессе анализа и интерпретации произведения.
Образовательные цели:
-активизировать развитие регулятивных УУД (мотивация учебной и познавательной деятельности), коммуникативных УУД (восприятие на слух и в чтении художественного текста, ответы на вопросы-монологи и участие в учебном диалоге);
Развивающие цели:
-формировать личностные УУД, т.е. интериоризация (присвоение) смысла и эстетического значения лирического произведения Ф.И.Тютчева;
-формировать эстетическое сознание и художественный вкус учащихся.
Воспитывающие цели:
создать эмоционально-эстетическую установку на восприятие и анализ стихотворения посредством слушания фрагмента концерта А.Вивальди для скрипки с оркестром «Лето» из цикла «Времена года»;
-организовать чтение-восприятие и чтение-анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» в аудировании художественных текстов, цитировании, комментированном чтении и в разработке партитуры выразительного чтения (интонирование чтения);
Задачи методического проекта:
направить композиционно-стилистический анализ лирического произведения системой вопросов и заданий;
-стимулировать работу творческого и воссоздающего воображения в устном словесном рисовании и осмыслении образной системы стихотворения;
-фиксировать интонационную партитуру в специальной таблице;
-активизировать устную речь учащихся в монологических высказываниях, учебном диалоге и интонировании выразительного чтения стихотворения.
-метод чтения (аудирование художественных текстов) и чтение-цитирование, чтение- интонирование, комментирование;
-метод анализа (выявление образов лирического произведения, объяснение чувств автора, отражённых в композиции и системе изобразительно-выразительных средств, выявление роли звукописи и олицетворения в создании лирического сюжета и образов произведения), фиксация элементов интонационной партитуры в таблице.
Методы и приёмы обучения:
-аудиозаписи произведений (художественное чтение стихотворения и фрагмент концерта А.Вивальди, тексты для аналитического чтения;
-дидактические материалы (модель аналитической таблицы);
-портрет Ф.И.Тютчева;
-издания лирики Ф.И.Тютчева;
Средства обучения
Люблю грозу в начале мая, | → восхищение, радость |
Гремят раскаты молодые, | восхищение, удивление |
С горы бежит поток проворный | перечислительная интонация, |
|
|
Модель аналитической таблицы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.