Гракова Л.А.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 7 г. Рославля
Смоленской области
Проект урока по литературному чтению во 2 классе
по теме: «Лиса и Волк»
Русская народная сказка (1урок)
(по курсу Г.С.Меркина, Б. Г.Меркина, С.А.Болотовой)
Тип урока: урок слушания произведения
Цели урока: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и Волк» и с иллюстрацией к ней Е. Рачева; совершенствовать знания детей о жанре сказки; формировать знания о том, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил; совершенствовать умение слушать художественное произведение; читать текст целыми словами, осознанно и выразительно; развивать умения: работать с содержанием художественного текста; читать по ролям; находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде; понимать смысл использованных в тексте образных выражений; давать характеристику главным героям сказки с использованием художественно – выразительных средств данного текста; находить главную мысль в произведении; на основе прочитанного делать несложный вывод; отгадывать загадки; объяснять пословицы; отгадывать загадки; работать с иллюстрацией к произведению; развивать творческие способности; развивать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:
• Литературное чтение: учебник для 2класса общеобразовательных учреждений: в 2х ч. Ч. 2/авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова; под ред. Г.С.Меркина.- 2-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012.-128с.:ил.
• Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова «Литературное чтение». 2 класс: в 2 ч. Ч. 2 / .С.Меркина.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012.- 96с.: ил.- ( ФГОС.Начальная инновационная школа)
· Презентация к уроку.
Ход урока.
1 этап урока. Организационный момент.
Учитель:«Позвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, а работать и читать».
Учитель:«Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, а что это за произведение вы должны определить сами. Вспомним, что мы уже знаем, а также на протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями».
Учитель: «А что значит бать внимательными читателями?»
Ученики: «Читать правильно, четко произносить слова, слушать чтение других, понимать, о чём говорится в тексте, быть активными на уроке».
2 этап урока. Актуализация знаний.
Учитель: «На доске записан эпиграф. «Сказка — ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок».
Что такое эпиграф? (Ответы учеников, если затрудняются воспользоваться толковым словарём)
Учитель:«Где мы можем читать или слышать эти слова»? (В сказках)
«Следовательно, мы сегодня познакомимся со сказкой»
Учитель:«Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. Учащиеся называют изображённые на иллюстрациях произведения.
Учитель:«Чем отличается сказка от других жанров литературы?»
Ученики:«В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д»
Учитель:« На какие две большие группы можно разделить все сказки?»
Ученики: « Авторские и народные» Приводится примеры сказок этих групп.
Работа в парах: Дополни схему.
Сказки о животных Бытовые
сказки
Волшебные сказки
Ученики приводят примеры сказок.
3 этап урока. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: «Давайте сделаем вывод. Так что мы будем читать сегодня на уроке»?
Ученики: «Сказку».
Учитель: «К какому литературному жанру
относится наша сказка?
Ученики: К устному народному творчеству».
Учитель: «Осталось назвать само произведение.Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя, о котором сегодня будет идти речь».
«Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. Назовите известные вам сказки, где героем является лиса».
Учитель: «Назовите второго героя сказки, и мы угадаем, как называется сказка. А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк».
Учитель: «Назовите сказку, которую мы будем сегодня читать». (Ответы детей)
Учитель: Открываем учебник и проверяем, так ли мы назвали тему нашего урока.
Ученики читают название сказки.
Учитель: «По названию сказки, что мы можем о ней сказать?»
Ученики: «Народная, о животных».
Учитель: « К какому разделу относится эта сказка»?
Ученики: « К разделу. «Наша природа»
Учитель: «А почему именно в этом разделе находится сказка»?(Ответы детей)
Учитель: « Мы сейчас говорили о дикой лисе и волке, какие они в природе, но пришло время узнать о них в сказке».
Учитель: В начале урока мы ставили перед собой цели, какие? (Ответы детей)
Учитель: А теперь зная тему урока, какие вы перед собой поставите цели.
Приём « Незаконченное предложение»
«Я читаю тему урока и думаю….»
«Мне хотелось бы сегодня на уроке не только…..»
4 этап урока. Изучение нового материала.
Учитель: «Сегодняшний урок мы посвятим слушанию сказки, а на следующем уроке проведем анализ нашей сказки и подробно поговорим о её героях».
Слушаем сказку.
5этап урока. Первичное восприятие сказки.
Учитель: « Назовите главных героев сказки». (Ответы детей)
« Назовите второстепенных героев сказки»(Ответы детей)
« Что вам понравилось и запомнилось в сказке?»(Ответы детей)
6этап урока. Вторичное воспроизведение сказки.
Учитель: «Вначале проведём словарную разминку».
чув-ство со-чув-ство-ватьчув-ство-вать бес-чув-ствен-ный
Учитель: « Что выражают эти слова?» (Ответы детей)
Учитель: «Пользуясь этими словами мы будем выражать своё отношение к героям сказки».
- Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?
Чтение сказки учащимися с карандашом в руке и подчёркивание трудных (незнакомых слов)
7этап урока. Физкультминутка.
Только в лес мы вошли, Появились комары. А впереди из-за куста Волк
вот рыщет быстро в поле, Подражаем мы волчишке |
Непоседы-ребятишки.
Но закончилась игра
И учиться нам пора
Учитель: «Покажите как можно «свернуться калачиком»
8 этап урока. Закрепление изученного материала.
Учитель: «Чтение, каких слов вызвало у вас затруднение?»
Ученики: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ. Попробуем их значение определить сами, если будут трудности, обратимся к словарю.
9этап урока. Итог урока.
Учитель:«Назовите тему нашего урока.
Давайте вспомним, с чего мы начали наш урок.
С какими новыми понятиями познакомились.
Прочтите эпиграф нашего урока».(Ответы детей)
10этап урока. Рефлексия.
У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.