ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Сроки проведения курсов с 03.06.-14.06.2019г.
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Проект урока русского языка по теме: «Алфавит или Азбука»
Выполнил учитель начальных классов:
МБОУ «Школа № 167» Канавинского района
Опарина Альбина Вениаминовна
Квалификационная категория: первая
Стаж работы учителем начальных классов: 38лет
Телефон: 8 9616324412
Н. Новгород
2019
Проект урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Учебник: «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М:
«Просвещение», 2013.
Звуки и буквы.
43
44- 45 |
Как различить звуки и буквы?
Как мы используем алфавит? |
Комбини- рованный урок. 1 ч.
Комбини- рованный урок. 2 ч |
Смыслоразличитель ная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. *Слова с непроверяемым написанием: октябрь Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Правильное произношение букв алфавита. Использование алфавита при нахождении слов в словаре. Употребление прописной (заглавной) буквы. *Слова с непроверяемым написанием: алфавит, ноябрь. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию. |
Знаково- символическое моделирование. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение |
Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение аргументировать свое предположение. Умение взаимодейст- вовать со сверстниками.
Строить сообщения в устной и письменной форме. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и того, что неизвестно.
Принимать и сохранять учебную задачу урока. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Оценивать результаты своей деятельности «Проверь себя» |
Тема урока: «Алфавит .Азбука»
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока:
1. Развитие общеучебных познавательных УУД на основе создания алгоритма действия при работе в группах, на основе знакомства с алфавитом и его использования на практике,на основе работы со словарями.
,
2.Развитие познавательных УУД анализа и синтеза, обобщения на основе рассмотрения происхождения слов «Азбука» и «»Алфавит».
3.Развитие регулятивного УУД пошагового и итогового контроля на основе работы с алгоритмом, со словарём.
Ожидаемые результаты: (предметные, метапредметные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные).
Предметные: умение правильно называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Умения работать по алгоритму.
Коммуникативные: создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, умение пользоваться алфавитом в разных жизненных ситуациях.
Личностные: проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Оборудование: учебник Русский язык.2 класс. Авторы: Канакина В. П., Горецкий В.Г. . М., «Просвещение»,2013; презентация «Алфавит», раздаточный материал по теме урока.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающимся известны порядок букв в алфавите, названия букв, их количество.
План урока и хронометраж:
1.Мотивация к учебной деятельности - 2мин.
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений. (Знакомство с происхождением слов «Алфавит и «Азбука» и с алфавитом) - 10 мин.
3.Постановка учебной задачи - 1мин.
4.Решение учебной задачи. (Составление алгоритма работы со словарём) - 12 мин.
5.Первичное закрепление. (Самостоятельная работа по памятке со словарём) - 6 мин.
6.Решение учебной задачи. Первичное закрепление, самостоятельная работа. (Расположение слов по алфавиту ,которые начинаются с 2 одинаковых букв) - 9мин.
7.Рефлексия -5мин.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя. |
Деятельность обучающихся. |
Теоретическое обоснование. |
||||||||||||||||||||
1 Мотивация к учебной деятельности |
Приветствует учащихся. Дети, у меня возникла проблема. Вчера, выставляя отметки в журнал я потратила очень много времени. Не подскажите ли, почему? Демонстрируются список класса, в котором нарушен алфавитный порядок. - Кто поможет выяснить, в чем дело? .
|
Приветствуют учителя. Записывают число. Учащиеся отвечают на вопрос учителя. - (- Фамилии написаны не по алфавиту.) |
Личностные УУД - действия смыслообразования- мотивация, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
||||||||||||||||||||
2 Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений. |
В форме подводящего диалога организует наблюдение над алфавитным порядком слов. Даёт историческую справку о происхождении слов «Азбука», «Алфавит». А что такое алфавит? Почему он так назван? Алфавит - это греческое (латинское) по происхождению слово. А каким русским словом можно заменить слово «алфавит»? Много времени утекло с тех пор, когда эти буквы назывались «аз» и «буки». (А, б.) (- Слово образовано из названия двух первых букв: азбуки. Даёт инструктаж по выполнению упражнения в учебнике. Давайте вспомним и остальные буквы алфавита. Особое внимание обращайте на правильное название букв. Работа с алфавитом № 121. Прочитайте вслух, не торопясь, названия всех букв алфавита. Написан алфавит. - А сколько всего букв в алфавите? На какие группы делятся все буквы? Но ведь есть буквы, которые никуда не попали. Какие это буквы? А какова их функция в русском языке? - А давайте проверим как хорошо вы знаете порядок букв. Дает каждому ученику карточку. Какая буква пропущена, вставьте её.
Организует работу в паре. Проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте.
Даёт задание для написания пропущенных прописных букв и оказывает помощь.
Дети, .встаньте, изобразите пожалуйста, одну из букв, которые вы написали в тетради, а я попробую отгадать, что это за буква. |
Дети наблюдают над словами «Азбука « и «Алфавит» отвечают на поставленные вопросы учителя. Анализируя слова, выясняют, что слова «Алфавит « и «Азбука» образованы по названию первых букв. Делают вывод: Алфавит-это все буквы, расположенные в установленном порядке. Все буквы знают своё место и никогда не путают порядок.
Выясняют значение этих слов в толковом словаре Ожегова под руководством учителя.
Написан алфавит. Дети цепочкой правильно называют буквы.
Учащиеся получают карточки и вставляют пропущенные буквы. Карточки:1) клмопс 2) вгдёжз 3) иклмно 4)шъыьэю 5)суфхцч 6)геёжзи
Учащиеся проверяют правильность выполнения задания друг у друга, корректируют, оценивают.
Учащиеся прописывают по 3 раза пропущенную букву, и трижды самую» трудную» для написания каждого ученика букву.
Физкультминутка. Дети изображают свою букву.
|
Познавательные УУД: способствуют прочному запоминанию алфавита; актуализируют мыслительные операции: анализа, синтеза, обобщения; Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог, проводить контроль, коррекцию, оценку действий партнера. |
||||||||||||||||||||
3 Постанов ка учебной задачи. |
Учитель организует подводящий диалог. В начале урока я спросила у вас , почему я так много времени потратила на работу и вы мне ответили. Но ведь вы не работаете учителем, вы не ставите отметки, зачем ещё в 1 классе вы учили алфавит. Память тренировали? Может быть эти знания не нужны вам? А.теперь давайте составим порядок работы со словарём. |
Учащиеся делают вывод. -. |
Регулятивные УУД: развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
||||||||||||||||||||
4 Решение учебной задачи. |
Организует работу по памятке по работе со словарём по группам. У вас на парте листок, на котором написано «Памятка по работе со словарем»,но не составленная. Опишите, что нужно делать пошагово.
|
Работа в группах Дети составляют алгоритм. Слушание групп, обсуждение и выработка алгоритма с помощью учителя. Алгоритм появляется на экране пошагово. Слайд № 2.
Алгоритм работы с орфографическим словарем Чтобы найти нужное слово, надо: - определить букву, с которой оно начинается; - определить страницу, которая содержит слова с этой буквой; - найти искомое слово и посмотреть, как оно пишется; - написать слово в тетрадь, сверяя его правописание по словарю. |
Познавательные УУД: анализ и решение проблемы. Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать действия; умение работать по алгоритму.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.. |
||||||||||||||||||||
5 Первичное закрепление. Самостоятельная работа |
Организует работу учащихся со словарём А теперь опробуйте эту памятку. Найдите в словаре слово на букву «п», которое будет обозначать учебную вещь. (Это слово «пенал» - слово начинается с буквы «п»; - определяем страницу словаря, на которой находятся слова, начинающиеся на букву «п»; - находим слово «пенал»; - определяем по словарю его правописание.) -Птица на букву «с». - Овощ на «м»… |
- Учащиеся работают самостоятельно по алгоритму с воспроизведением во внешней речи правильного способа действий. Это слово «пенал» - слово начинается с буквы «п»; - определяем страницу словаря, на которой находятся слова, начинающиеся на букву «п»; - находим слово «пенал»; - определяем по словарю его правописание.) -Птица на букву «с». - Овощ на «м»… |
Личностные УУД : умение выбирать действия по достижению цели Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать действия; умение работать по алгоритму, приобретение способа действий по достижению целей Предметные УУД: умение применять знания на практике; воспроизведение во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение. |
||||||||||||||||||||
6 Решение учебной задачи. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. |
Учитель организует работу над решением учебной задачи.
Ребята, мы много уже сегодня сделали на уроке, но моя проблема не решена! Помогите мне, пожалуйста, восстановить порядок в списке из журнала. Как работать в этой ситуации? - Если возникнут проблемы, то вы можете обратиться ко мне за помощью. - Какая проблема у вас возникла? (-- Ваши версии. А может быть нам поможет словарь? - Найдите слова на букву П. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (пальто, пенал, портфель)? (Предположение проверяется на словах другого столбика) -А если 2 буквы одинаковые, что делать? (Самостоятельная работа. Проверка.)
А если 2 буквы одинаковые, что делать?
|
- Учащиеся отвечают на вопросы учителя. (- По первой букве определить место слова в списке.)
Пронин Абилова Малышев Маркина Свидерская Жаворонков Жилкин Якунин Щелоков
- (-Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой?) Дети наблюдают., сравнивают. анализируют под руководством учителя. - Учащиеся делают вывод: ((- Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по второй букве!) Предположения проверяются на словах другого столбика.
Слова располагать по второй букве: мама, море, Миша, месяц, метро, молоток, Москва. Самостоятельная работа Проверка. Слова располагать по третьей букве: бабушка, багаж, банка, Барсик, балетки, бассейн. Самостоятельная работа Проверка.
|
Познавательные УУД: 1)выявление причины затруднения (расположение слов по следующей букве); 2) открытие нового способа действия; 3) фиксирование нового способа действий во внешней речи.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным алгоритмом с целью обнаружения отклонения от него.
|
||||||||||||||||||||
7 Рефлексия. |
Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я сумел..
? Нужны ли эти знания в обычной жизни? Можно ли без них обойтись?
Итак, мы сегодня выяснили ,что знание алфавита может пригодиться в жизни. А где и когда? А ещё в каких ситуациях? Ребята .перед вами яблоня ,но на ней пока нет ничего. Если вы считаете ,что урок прошел не зря и ты всё понял, прикрепи яблоко. А если ты считаешь, что ты ещё испытываешь затруднения по этой тем то прикрепи цветок А если ты считаешь, что ты много не понял по этой теме, то прикрепи листок. Я вижу ,что нас на яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл с пользой. - С библиотекой будет связано ваше домашнее задание. Дома у вас есть книги, возьмите 7-8 книг и составьте их список в алфавитном порядке. А по каким критериям вы его составите и кто будет прав, обсудим завтра
|
Потратишь очень много нужного времени.
(При оформлении списков в журнале, для работы со словарем.) - (На вокзале, при составлении движения поездов, в библиотеке, в поликлинике.…) Слайд №.3. Ребята выходят и прикрепляют то, .что считают нужным.
|
Личностные УУД : осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свой ответ; Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях; |
Приложение.
1.Страница учебника - №81.
2.Презентация: Алфавит
3.Карточки с заданиями (6 вариантов).
Карточки:1) клмопс; 2) вгдёжз; 3) иклмно; 4)шъыьэю;
5)суфхцч; 6)геёжзи;
4.Расположение слов по алфавиту:
- по второй букве в слове: мама, море, месяц, Миша, Мурзик, мячик.
- по третьей букве в слове: бабушка, багаж, банка, Барсик, балетки, бассейн.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.