Тема: «Звонкие и глухие согласные звуки».
Цель: формировать умение различать парные звонкие
и глухие согласные звуки посредством технологии развития критического мышления.
Задачи:
-выявить отличительные признаки произношения
парных звонких и глухих согласных звуков;
-познакомить с основами одного из видов работы с
текстом;
-формировать умение анализировать звуковой
состав слова;
-воспитывать внимание, наблюдательность и
интерес к языку.
Оборудование: карточки для самостоятельной
работы, презентация по теме «Звонкие и глухие согласные звуки», сигналы для
обратной связи.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы совершим путешествие по чудесной
стране Фонетика, в которой живут наши любимые звуки. В стране Фонетика мы займемся
исследованием и сделаем новое открытие по теме «Звонкие и глухие согласные».
Жители этой страны приготовили для нас интересные задания, которые мы будем
выполнять, давать полные правильные ответы, писать красиво и грамотно,
внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях.
– Перед тем как отправиться в путешествие надо
пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто
и аккуратно. (Открыли тетради, записали число, классная работа).
– В путь!
IV. Объяснение нового материала.
– Мы приближаемся к замку согласных звуков.
Этот замок издаёт странные звуки, жители этого замка то шумят, то шипят, иногда
звенят, свистят. Наша задача сейчас исследовать этот замок.
-Какие звуки называются согласными?
-Мы с вами уже знаем, что согласные звуки бывают
твёрдые и мягкие.
-Какие гласные буквы указывают на твердость
согласных? (а, о, у, ы, э)
-Какие гласные буквы указывают на мягкость
согласных? (я, ю, и, е, ё)
-А ещё согласные звуки бывают звонкие и глухие.
Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?
Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.
Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.
Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] [т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вот
такой весёлый звонок-колокольчик нарисован здесь. Буквы, обозначающие звуки
[б], [в], [г], [д], [з], [ж] сидят на звонке, сильно звенят и шумят. Но стоит
им упасть со звонка, как они теряют свой звонкий голос, оглушаются и только
шумят.
Первую группу согласных
называют парными звонким согласными, они состоят из голоса и шума, а вторую –
парными глухими согласными, они образуются при помощи шума.
- А вот ещё один звоночек.
- Согласные [й,л,м,н,р] тоже сидят на звонке и
звенят, но у них нет пар, и поэтому они называются непарными звонкими
согласными, или сонорными. А согласные [ц,ч.щ,х] забились в угол и шипят, но их
никто не слышит. Называются они непарными глухими согласными.
Звонкие согласные произносятся с голосом и
шумом, глухие - с шумом.
Звонкие и глухие
согласные составляют пары:
звонкие [Б] [в] [г] [д]
[ж] [з]
глухие [П] [ф] [к] [т]
[ш] [с]
Непарные звонкие: [р] [л] [м] [н]
Непарные глухие: [ц] [ч] [щ] [х]
V. Закрепление изученного материала.
Обозначать их мы будем так:
VI.
Обобщающая беседа.
- Сколько существует пар по глухости-звонкости?
(Шесть.) Назовите их.
--Какие звуки не имеют пары по глухости, т.е.
являются звонкими? - ([л], [м], [н], [р], [й'])
- При образовании этих звуков голос преобладает
над шумом.
- Какие звуки не имеют пары по звонкости, т.е.
являются глухими?- ([х], [ц], [ч'], [щ')
VII.
Подведение итогов.
Выставление отметок.
- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.