рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательный русский язык"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 07.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики обучающиеся могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Иконка файла материала hg занимательный русский язык.docx

Содержание рабочей программы:

 

 

 

         Пояснительная записка                                                                                                                               стр  3

 

         Планируемые результаты освоения учебного предмета                                                                          стр 5

 

         Содержание учебного предмета                                                                                                                 стр 5                                                                 

 

         Список литературы                                                                                                                                       стр 14

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа  «Занимательный русский язык»  Мищенкова Л.В, составлена в соответствии с нормативными -  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);

- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»);

- Письмо Комитета по образованию от 15.09.2014 N 03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности».

            Рабочая программа составлена на основе локальных актов МБОУ СШ № 29:

-  Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»,

 -  Основная образовательная программа начального общего образования на 2020-2021 учебный год, МБОУ СШ №29

- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению  рабочей программы учебного предмета (курса). МБОУ СШ №29

            Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

- Методическое пособие «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.

- Тетради на печатной основе «Занимательный русский язык»  в 2-х частях. Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.

         Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи курса:

*      развитие лингвистических компетенций обучающихся;

*      развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

*      пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

*      развитие мотивации к изучению русского языка;

*      развитие творческих способностей и обогащение  словарного запаса;

*      совершенствование общего языкового развития обучающихся;

*      углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

*      формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления, любви и уважения к русскому языку;

*      приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

 

Форма занятий: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,

физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, самостоятельная работа(индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе (1 час в неделю, 33недели согласно учебного плана)

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

   Личностные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:

1) осознание языка как основного средства человеческого общения;

2) любовь и уважение к Отечеству, восприятие русского языка как явления национальной культуры;

3) понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:

  • владеть начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • называть противоположные по смыслу слова, работать со словарём;
  • подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание изучаемого курса.

Тема 1. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 2. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку

Тема 3. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 4. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 5. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

1 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Речь устная и письменная.

Иметь представление о том, зачем нужна речь, что такое устная и письменная речь.

Что такое слово.

Иметь представление о слове. Знать, что такое ребус.

В мире звуков.

Иметь представление о звуках, о понятиях «фонетика», «фонема», «фонетический слух», «рифма». Понимать смысловое значение слова.

Звуки и буквы - не одно и тоже.

Иметь представление о различиях между звуками и буквами.

Что такое метаграммы.

Иметь представление, что такое метаграмма. Разгадывать метаграммы.

Жили-были гласные и согласные.

Иметь представление о гласных звуках и буквах от согласных. Определять в слове гласные и согласные буквы.

Игротека.

Находить в словах заданные звуки и буквы. Определять в словах место звука и буквы. Разгадывать метаграммы.

Волшебник Ударение.

Знать роль ударения в слове. Иметь представление о том, что такое «омограф». Искать омографы в предложениях. Определять ударный слог в слове.

Такие разные согласные.

Уметь отличать твёрдые согласные от мягких согласных.

Такие разные согласные.

Уметь отличать парные и непарные звонкие согласные от глухих согласных. Различать гласные и согласные, согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.

Русские народные загадки.

Знакомиться с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделять свойства и признаки загаданного предмета.

Зачем шипят шипящие.

Уточнять знания о шипящих согласных. Знакомиться с понятием «пантомима».

Познакомьтесь: алфавит!

Обобщать знания учащихся об алфавите. Упражняться в правильном назывании букв и звуков. Разгадывать русские народные загадки. Упражняться в произнесении скороговорок. Записывать слова в алфавитном порядке.

Привет, пословица!

Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы.

Поговорим о предложении.

Знакомиться с разновидностями предложений по цели высказывания. Упражняться в умении различать данные предложения, приводить примеры.

Ещё немного о предложении.

Знакомиться с разновидностями предложений по интонации. Упражняться в умении произносить данные предложения с соответствующей интонацией.

Игротека.

Знакомиться с понятием «шарада». Упражняться в умении разгадывать шарады. Подбирать пословицы к тексту.

Знакомимся с анаграммами.

Знакомиться с понятием «анаграмма». Разгадывать анаграммы. Придумывать анаграммы к словам.

Что такое текст.

Уточнять знания о тексте. Составлять рассказ по серии картинок, определять тему основную мысль текста.

Что мы пишем с большой буквы.

Знать правила написания заглавной буквы. Упражняться в написании заглавной буквы в именах собственных.

О безударных гласных.

Уточнять знания о безударных гласных в корне, требующих проверки. Подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

О парных звонких и глухих согласных.

Уточнять знания о правописании парных согласных в словах в словах. Подбирать проверочные слова.

Слова-приятели.

Подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары.

Игротека.

Упражняться в написании безударных гласных и парных согласных в корне, находить среди группы слов синонимы, подбирать синонимы к данному слову.

Слова-неприятели.

Знакомиться с понятием «антоним». Подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

Волшебное слово предлог.

Знакомиться с предлогами. Подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

Что за зверь такой - фразеологизм.

Знакомиться с фразеологизмами и их значением. Подбирать подходящие по смыслу фразеологизмы для придания образности речи. Находить фразеологизмы в письменной и устной речи.

Игротека.

Знакомиться с понятием «омоним». Различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

Учимся различать слова разных частей речи.

Различать слова разных частей речи.

Список используемой литературы

1 Мищенкова Л.В занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое

пособие 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. М.: изд-во РОСТ 2013

2 Л.В. Холодова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь РОСТкнига 2014

3 О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая тетрадь.2014

4 Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

5 Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2012 г.

6 Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.

7 Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2010 г.


Лист корректировки рабочей программы

 

Раздел

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

Согласовано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru