Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательный русский язык"
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательный русский язык"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
1 кл
07.06.2021
Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательный русский язык"
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики обучающиеся могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
hg занимательный русский язык.docx

Содержание рабочей программы:

 

 

 

         Пояснительная записка                                                                                                                               стр  3

 

         Планируемые результаты освоения учебного предмета                                                                          стр 5

 

         Содержание учебного предмета                                                                                                                 стр 5                                                                 

 

         Список литературы                                                                                                                                       стр 14

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа  «Занимательный русский язык»  Мищенкова Л.В, составлена в соответствии с нормативными -  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);

- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»);

- Письмо Комитета по образованию от 15.09.2014 N 03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности».

            Рабочая программа составлена на основе локальных актов МБОУ СШ № 29:

-  Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»,

 -  Основная образовательная программа начального общего образования на 2020-2021 учебный год, МБОУ СШ №29

- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению  рабочей программы учебного предмета (курса). МБОУ СШ №29

            Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

- Методическое пособие «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.

- Тетради на печатной основе «Занимательный русский язык»  в 2-х частях. Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.

         Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи курса:

*      развитие лингвистических компетенций обучающихся;

*      развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

*      пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

*      развитие мотивации к изучению русского языка;

*      развитие творческих способностей и обогащение  словарного запаса;

*      совершенствование общего языкового развития обучающихся;

*      углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

*      формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления, любви и уважения к русскому языку;

*      приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

 

Форма занятий: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,

физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, самостоятельная работа(индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе (1 час в неделю, 33недели согласно учебного плана)

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

   Личностные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:

1) осознание языка как основного средства человеческого общения;

2) любовь и уважение к Отечеству, восприятие русского языка как явления национальной культуры;

3) понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:

  • владеть начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • называть противоположные по смыслу слова, работать со словарём;
  • подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание изучаемого курса.

Тема 1. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 2. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку

Тема 3. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 4. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 5. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

1 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Речь устная и письменная.

Иметь представление о том, зачем нужна речь, что такое устная и письменная речь.

Что такое слово.

Иметь представление о слове. Знать, что такое ребус.

В мире звуков.

Иметь представление о звуках, о понятиях «фонетика», «фонема», «фонетический слух», «рифма». Понимать смысловое значение слова.

Звуки и буквы - не одно и тоже.

Иметь представление о различиях между звуками и буквами.

Что такое метаграммы.

Иметь представление, что такое метаграмма. Разгадывать метаграммы.

Жили-были гласные и согласные.

Иметь представление о гласных звуках и буквах от согласных. Определять в слове гласные и согласные буквы.

Игротека.

Находить в словах заданные звуки и буквы. Определять в словах место звука и буквы. Разгадывать метаграммы.

Волшебник Ударение.

Знать роль ударения в слове. Иметь представление о том, что такое «омограф». Искать омографы в предложениях. Определять ударный слог в слове.

Такие разные согласные.

Уметь отличать твёрдые согласные от мягких согласных.

Такие разные согласные.

Уметь отличать парные и непарные звонкие согласные от глухих согласных. Различать гласные и согласные, согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.

Русские народные загадки.

Знакомиться с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделять свойства и признаки загаданного предмета.

Зачем шипят шипящие.

Уточнять знания о шипящих согласных. Знакомиться с понятием «пантомима».

Познакомьтесь: алфавит!

Обобщать знания учащихся об алфавите. Упражняться в правильном назывании букв и звуков. Разгадывать русские народные загадки. Упражняться в произнесении скороговорок. Записывать слова в алфавитном порядке.

Привет, пословица!

Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы.

Поговорим о предложении.

Знакомиться с разновидностями предложений по цели высказывания. Упражняться в умении различать данные предложения, приводить примеры.

Ещё немного о предложении.

Знакомиться с разновидностями предложений по интонации. Упражняться в умении произносить данные предложения с соответствующей интонацией.

Игротека.

Знакомиться с понятием «шарада». Упражняться в умении разгадывать шарады. Подбирать пословицы к тексту.

Знакомимся с анаграммами.

Знакомиться с понятием «анаграмма». Разгадывать анаграммы. Придумывать анаграммы к словам.

Что такое текст.

Уточнять знания о тексте. Составлять рассказ по серии картинок, определять тему основную мысль текста.

Что мы пишем с большой буквы.

Знать правила написания заглавной буквы. Упражняться в написании заглавной буквы в именах собственных.

О безударных гласных.

Уточнять знания о безударных гласных в корне, требующих проверки. Подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

О парных звонких и глухих согласных.

Уточнять знания о правописании парных согласных в словах в словах. Подбирать проверочные слова.

Слова-приятели.

Подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары.

Игротека.

Упражняться в написании безударных гласных и парных согласных в корне, находить среди группы слов синонимы, подбирать синонимы к данному слову.

Слова-неприятели.

Знакомиться с понятием «антоним». Подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

Волшебное слово предлог.

Знакомиться с предлогами. Подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

Что за зверь такой - фразеологизм.

Знакомиться с фразеологизмами и их значением. Подбирать подходящие по смыслу фразеологизмы для придания образности речи. Находить фразеологизмы в письменной и устной речи.

Игротека.

Знакомиться с понятием «омоним». Различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

Учимся различать слова разных частей речи.

Различать слова разных частей речи.

Список используемой литературы

1 Мищенкова Л.В занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое

пособие 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. М.: изд-во РОСТ 2013

2 Л.В. Холодова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь РОСТкнига 2014

3 О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая тетрадь.2014

4 Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

5 Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2012 г.

6 Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.

7 Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2010 г.


Лист корректировки рабочей программы

 

Раздел

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

Согласовано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Содержание рабочей программы:

Содержание рабочей программы:

Пояснительная записка Программа «

Пояснительная записка Программа «

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил…

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил…

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; называть противоположные по смыслу слова, работать со словарём; подбирать…

делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; называть противоположные по смыслу слова, работать со словарём; подбирать…

Содержание изучаемого курса.

Содержание изучаемого курса.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний…

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний…

Что такое метаграммы. Иметь представление, что такое метаграмма

Что такое метаграммы. Иметь представление, что такое метаграмма

Зачем шипят шипящие. Уточнять знания о шипящих согласных

Зачем шипят шипящие. Уточнять знания о шипящих согласных

Знакомимся с анаграммами.

Знакомимся с анаграммами.

Игротека. Упражняться в написании безударных гласных и парных согласных в корне, находить среди группы слов синонимы, подбирать синонимы к данному слову

Игротека. Упражняться в написании безударных гласных и парных согласных в корне, находить среди группы слов синонимы, подбирать синонимы к данному слову

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

Лист корректировки рабочей программы №

Лист корректировки рабочей программы №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2021