Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр 3
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр 5
Содержание учебного предмета стр 5
Список литературы стр 14
Пояснительная записка
Программа «Занимательный русский язык» Мищенкова Л.В, составлена в соответствии с нормативными - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»);
- Письмо Комитета по образованию от 15.09.2014 N 03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности».
Рабочая программа составлена на основе локальных актов МБОУ СШ № 29:
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»,
- Основная образовательная программа начального общего образования на 2020-2021 учебный год, МБОУ СШ №29
- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса). МБОУ СШ №29
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Методическое пособие «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
- Тетради на печатной основе «Занимательный русский язык» в 2-х частях. Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
развитие лингвистических компетенций обучающихся;
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творческих способностей и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития обучающихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления, любви и уважения к русскому языку;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Форма занятий: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, самостоятельная работа(индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе (1 час в неделю, 33недели согласно учебного плана)
Планируемые результаты
Личностные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:
1) осознание языка как основного средства человеческого общения;
2) любовь и уважение к Отечеству, восприятие русского языка как явления национальной культуры;
3) понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты изучения курса «Занимательный русский язык»:
Содержание изучаемого курса.
Тема 1. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 2. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку
Тема 3. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 5. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
1 класс
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
Речь устная и письменная. |
Иметь представление о том, зачем нужна речь, что такое устная и письменная речь. |
Что такое слово. |
Иметь представление о слове. Знать, что такое ребус. |
В мире звуков. |
Иметь представление о звуках, о понятиях «фонетика», «фонема», «фонетический слух», «рифма». Понимать смысловое значение слова. |
Звуки и буквы - не одно и тоже. |
Иметь представление о различиях между звуками и буквами. |
Что такое метаграммы. |
Иметь представление, что такое метаграмма. Разгадывать метаграммы. |
Жили-были гласные и согласные. |
Иметь представление о гласных звуках и буквах от согласных. Определять в слове гласные и согласные буквы. |
Игротека. |
Находить в словах заданные звуки и буквы. Определять в словах место звука и буквы. Разгадывать метаграммы. |
Волшебник Ударение. |
Знать роль ударения в слове. Иметь представление о том, что такое «омограф». Искать омографы в предложениях. Определять ударный слог в слове. |
Такие разные согласные. |
Уметь отличать твёрдые согласные от мягких согласных. |
Такие разные согласные. |
Уметь отличать парные и непарные звонкие согласные от глухих согласных. Различать гласные и согласные, согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. |
Русские народные загадки. |
Знакомиться с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделять свойства и признаки загаданного предмета. |
Зачем шипят шипящие. |
Уточнять знания о шипящих согласных. Знакомиться с понятием «пантомима». |
Познакомьтесь: алфавит! |
Обобщать знания учащихся об алфавите. Упражняться в правильном назывании букв и звуков. Разгадывать русские народные загадки. Упражняться в произнесении скороговорок. Записывать слова в алфавитном порядке. |
Привет, пословица! |
Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы. |
Поговорим о предложении. |
Знакомиться с разновидностями предложений по цели высказывания. Упражняться в умении различать данные предложения, приводить примеры. |
Ещё немного о предложении. |
Знакомиться с разновидностями предложений по интонации. Упражняться в умении произносить данные предложения с соответствующей интонацией. |
Игротека. |
Знакомиться с понятием «шарада». Упражняться в умении разгадывать шарады. Подбирать пословицы к тексту. |
Знакомимся с анаграммами. |
Знакомиться с понятием «анаграмма». Разгадывать анаграммы. Придумывать анаграммы к словам. |
Что такое текст. |
Уточнять знания о тексте. Составлять рассказ по серии картинок, определять тему основную мысль текста. |
Что мы пишем с большой буквы. |
Знать правила написания заглавной буквы. Упражняться в написании заглавной буквы в именах собственных. |
О безударных гласных. |
Уточнять знания о безударных гласных в корне, требующих проверки. Подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки. |
О парных звонких и глухих согласных. |
Уточнять знания о правописании парных согласных в словах в словах. Подбирать проверочные слова. |
Слова-приятели. |
Подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. |
Игротека. |
Упражняться в написании безударных гласных и парных согласных в корне, находить среди группы слов синонимы, подбирать синонимы к данному слову. |
Слова-неприятели. |
Знакомиться с понятием «антоним». Подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов. |
Волшебное слово предлог. |
Знакомиться с предлогами. Подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. |
Что за зверь такой - фразеологизм. |
Знакомиться с фразеологизмами и их значением. Подбирать подходящие по смыслу фразеологизмы для придания образности речи. Находить фразеологизмы в письменной и устной речи. |
Игротека. |
Знакомиться с понятием «омоним». Различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. |
Учимся различать слова разных частей речи. |
Различать слова разных частей речи. |
Список используемой литературы
1 Мищенкова Л.В занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое
пособие 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. М.: изд-во РОСТ 2013
2 Л.В. Холодова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь РОСТкнига 2014
3 О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая тетрадь.2014
4 Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
5 Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2012 г.
6 Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.
7 Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2010 г.
Лист корректировки рабочей программы
№ |
Раздел |
Планируемое количество часов |
Фактическое количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
Согласовано |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.