Проект урока русского языка в 7 классе «Буква н, нн в наречиях на –о, -е» (учебник М.М. Разумовской)
Оценка 4.6

Проект урока русского языка в 7 классе «Буква н, нн в наречиях на –о, -е» (учебник М.М. Разумовской)

Оценка 4.6
docx
08.12.2021
Проект урока русского языка в 7 классе «Буква н, нн в наречиях на –о, -е» (учебник М.М. Разумовской)
0005c8c9-f917149f.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект урока русского языка в 7 классе

«Буква н, нн в наречиях на –о, -е»

(учебник М.М. Разумовской)

 

 

 

Автор-составитель:

Иванова Ирина Ивановна –

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красный Сулин

         Класс: 7

         Предмет: русский язык

         Учебник: Разумовская М.М. Русский язык. 7 класс. – М., Дрофа, 2017.

         Название раздела, темы:Наречие. Правописание наречий на –о, -е.

         Тема урока: «Буквы н, нн в наречиях на –о, -е»

         Цели для учителя:

·        создать условия:

для приобретения знаний и умений для написания н и нн в суффиксах наречий на –о, -е;

для формирования умения различать и опознавать наречия, краткие прилагательные и краткие причастия;

·        способствовать развитию критического мышления на уроке, включая учащихся в активную мыслительную деятельность, развивая умения пользоваться багажом знаний, ранее приобретенных, грамотно работать с информацией (анализировать, структурировать).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты:

1.     познавательные (предметные) УУД: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая необходимую информацию, а также самостоятельно дифференцировать части речи, делать обобщения и выводы, решать орфографические задачи;

2.     личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения;

3.     регулятивные УУД:целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, рефлексия;

4.     коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение сотрудничать в парной и групповой работе.

         Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления (РКМЧП).

         Средства обучения: компьютер, проектор, экран, учебник, наглядный материал (раздаточный).

 

 

 

 

Ход урока:

 

I.                  Организационный момент.

Приветствие, чтение эпиграфа, девиза урока.

СЛАЙД 1

Учитель:

«Все, что мы делаем, нужно! Значит, давайте трудиться честно, усердно и дружно!» (написано на доске) Повторим последнюю строчку (тренинг-начало).

II.               Стадия вызова

Актуализация знаний

Учитель:

Из каких частей речи состоит последняя строчка?

Ответ обучающихся

Учитель:

Вспомним, что мы знаем о наречии.

Работаем с маркировочной таблицей - ЗХУ (можно в тетради начертить маркировочную таблицу)

СЛАЙД 2

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

Учитель:

В первой колонке запишите, что вы знаете о наречии.

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, заполняют первую колонку таблицы (индивидуально и в паре). Каждый по очереди информирует класс о том, что знает о наречии.

СЛАЙД 3

Учитель:

Перед вами написано два слова, взятые из вчерашнего домашнего задания, выполненного восьмиклассниками. Решите, какое слово написано и разобрано верно: взволновано (где н – суффикс, а о – окончание) или взволнованно (где нн – суффикс и о – суффикс).

(Вне контекста говорить нельзя: первое – краткое причастие пишется так, как и все причастия с одной н, второе слово – наречие, так как в нем нет окончания, а наречие – неизменяемое слово, в нем пишется нн).

Учитель:

Может быть, кто-то уже догадался, о чем пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему и определить цель урока. Запишем число и тему урока в рабочих тетрадях.

СЛАЙД 4

III.           Стадия осмысления

Исследовательская работа в группах.

Раздать задания на карточках.

Карточка №№ 1, 2, 3 (Приложение 1)

Задание:

- Найдите наречия. Выпишите их.

- Произведите словообразовательный разбор.

Карточка № 3.

Задание:

- От прилагательного пустынныйобразовать наречие.

Учитель:

Как вы думаете, сколько букв н, нужно написать в данном наречии?

Ответ обучающихся

Учитель:

Сделаем вывод, сформулируем правило: сколько букв н необходимо писать в суффиксах наречий.

Ответ обучающихся

IV.            Стадия размышления

Работа с учебником. Чтение с пометками (инсерт).

Учитель:

Прочитайте теоретический материал на стр. 115, делая пометки.

СЛАЙД 5

«V» - знаю;

«?» - вопросы;

«+» - новая информация;

«-» - я думал(а) иначе.

Обучающие читают теоретический материал и на полях делают пометки, продолжают работать с таблицей ЗХУ.

Обмениваемся мнением:

- Какая информация подтвердилась?

- Что нового вы узнали?

- Какая информация не подтвердилась?

- Что вызвало вопросы?

Отвечают на вопросы по группам.

Учитель:

Уверена, что непонятная информация разъяснится на уроке.

V.               Систематизация материала

Учитель:

Составим кластер – структурологическую схему (Приложение 2)

Динамическая пауза.

Учитель:

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит наречие с одной Н.

Посмотрите влево, за окном сегодня:

Морозно

Холодно

Туманно

Безмолвно

Безветренно

Неуютно

Пасмурно

Посмотрите на меня, мы чувствуем себя на уроке:

Уверенно

Великолепно

Уютно

VI.            Закрепление

1.     Учитель:

Тренировочное упражнение 260, стр. 116.

- Что нужно сделать?

- Чему учимся в ходе выполнения данного упражнения?

Ответ обучающихся:

Учимся применять новое орфографическое правило.

2.     Учитель:

Вернемся к началу урока. Решим лингвистическую задачу. Составим с данными словами  два предложения и сравним их.

Море взволновано бурей.

Оратор говорил взволнованно.

Как определить, какой частью речи является одинаково звучащие слова (омоформы)?(Приложение 3)

Ответ обучающихся:

3.     Учитель:

Упражнение 258, стр. 115.

Учимся разграничивать наречия и причастия.

Орфоэпическая минутка

Прочитайте наречия и причастия, которые в устной речи различаются ударением.

Ответ обучающихся:

Раздражённо говорить – лицо раздражено; смущённо улыбаться – собрание было смущено и т.д.

4.     Учитель:

Составьте словосочетания с данными наречиями и краткими формами причастий (по образцу). Упражнение 259, стр. 116.

5.     Учитель:

А сейчас выполним задания № 5 ОГЭ и задания № 14 ЕГЭ (Приложение 4)

Работа по группам.

VII.        Домашнее задание

Учитель:

Параграф 13, стр. 115, упражнение 259 – закончить. Повторить правописание н и нн в разных частях речи.

VIII.    Рефлексия.

Рефлексия проводится с применением опоры (методика незаконченных предложений).

Учитель:

- Я сегодня понял(а) на уроке

- Я сегодня не понял(а) на уроке

- Мне удалось на уроке

- Мне не удалось на уроке

- Особенно интересным было

- Особенно трудным было

Ответы обучающихся

Учитель:

Довольны ли вы сегодня своей работой?

Как мы сегодня работали?

Выставление оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.     Михеева Т.Б., Чекунова Е.А. Школьный учитель: самообразование. – М., Русское слово, 2008.

2.     Разумовская М.М. Русский язык. 7 класс. – М., Дрофа, 2017.

3.     Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015.

4.     Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015.

5.     Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Лекция № 2.// Первое сентября. Русский язык; 18, 2005, с. 4-11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Карточка № 1

         Над садом торжественно и радостно сияло солнце (И. Бунин).

 

Карточка № 2

         И тихая, и нежная, совсем бледная луна низко стояла над садом, и неизменно сопутствовала ей мелкая, несказанно прелестная зыбь голубоватых облаков (И. Бунин).

 

Карточка № 3

         Ночь медленно течет без звезд, без звуков, без движения, лишь шум невидимо бегущей воды монотонно наполняет ее пустынную громаду (А. Серафимович).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 


Равнобедренный треугольник: ННРавнобедренный треугольник: Н

образовано от слова, в котором пишется

 

 

 

 

         в суффиксах  наречия НН                     в суффиксах наречия Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Отличай наречия от кратких причастий и кратких прилагательных:

 

НАРЕЧИЯ

 

 

_._._._._._

как?

 

 


       -НН          -Н

 

 

КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ

_____________

_____________

каков? (что сделан?)

 

 


ВСЕГДА –Н-

КРАТКОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

_____________

_____________

каков?

 

 


       -НН          -Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Задание № 5 ОГЭ

1. Из текста выпишите слово, в котором правописание Н или НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано»:

Два раза мимо пассажиров торопко и деловито пробегал на ют вахтенный. Прошел стороною пассажирский пароход, и долго таинственно светились его огни. С моря тянуло сыростью, туманом, йодом. И уж за полночь, когда отошла в сторону и сгасла серебряная дорога, они спустились в каюту. (И.Соколов-Микитов).

 

2. Из текста выпишите слово, в котором правописание Н или НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано»:

Придерживая мужнинрундучок, куда свободно поместились ее небогатые пожитки, тетя Поля проходила по темным улицам и мысленно прощалась с городом. Она любила эти суровые берега, любила залив, всегда заставленный кораблями, любила этот ветреный город, с которым у нее так много связано – и дурного и хорошего.(В.Пикуль).

 

Задание № 14 ЕГЭ

1.     Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

К берегу медле(1)о причалила огромная баржа, груже(2)ая песком; люки ее были выкраше(3)ы масля(4)ой краской: матросы отчая(5)о суетились.

Ответ:

2.     Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Было пасмурно и ветре(1)о; вспене(2)ые волны накатывались на песча(3)ую отмель, лизали почерневшие водоросли, вытаще(4)ые на берег рыбацким неводом.

Ответ:


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Класс: 7 Предмет: русский язык

Класс: 7 Предмет: русский язык

Ход урока: I.

Ход урока: I.

СЛАЙД 4 I.

СЛАЙД 4 I.

Составим кластер – структурологическую схему (Приложение 2)

Составим кластер – структурологическую схему (Приложение 2)

Раздражённо говорить – лицо раздражено; смущённо улыбаться – собрание было смущено и т

Раздражённо говорить – лицо раздражено; смущённо улыбаться – собрание было смущено и т

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.

Приложение 1 Карточка № 1

Приложение 1 Карточка № 1

Приложение 2 образовано от слова, в котором пишется в суффиксах наречия

Приложение 2 образовано от слова, в котором пишется в суффиксах наречия

Приложение 3 Отличай наречия от кратких причастий и кратких прилагательных:

Приложение 3 Отличай наречия от кратких причастий и кратких прилагательных:

Приложение 4 Задание № 5 ОГЭ 1

Приложение 4 Задание № 5 ОГЭ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021