Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Проект урока русского языка в 7 классе
«Буква н, нн в наречиях на –о, -е»
(учебник М.М. Разумовской)
Автор-составитель:
Иванова Ирина Ивановна –
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
г. Красный Сулин
Класс: 7
Предмет: русский язык
Учебник: Разумовская М.М. Русский язык. 7 класс. – М., Дрофа, 2017.
Название раздела, темы:Наречие. Правописание наречий на –о, -е.
Тема урока: «Буквы н, нн в наречиях на –о, -е»
Цели для учителя:
· создать условия:
для приобретения знаний и умений для написания н и нн в суффиксах наречий на –о, -е;
для формирования умения различать и опознавать наречия, краткие прилагательные и краткие причастия;
· способствовать развитию критического мышления на уроке, включая учащихся в активную мыслительную деятельность, развивая умения пользоваться багажом знаний, ранее приобретенных, грамотно работать с информацией (анализировать, структурировать).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты:
1. познавательные (предметные) УУД: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая необходимую информацию, а также самостоятельно дифференцировать части речи, делать обобщения и выводы, решать орфографические задачи;
2. личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения;
3. регулятивные УУД:целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, рефлексия;
4. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение сотрудничать в парной и групповой работе.
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления (РКМЧП).
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, учебник, наглядный материал (раздаточный).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, чтение эпиграфа, девиза урока.
СЛАЙД 1
Учитель:
«Все, что мы делаем, нужно! Значит, давайте трудиться честно, усердно и дружно!» (написано на доске) Повторим последнюю строчку (тренинг-начало).
II. Стадия вызова
Актуализация знаний
Учитель:
Из каких частей речи состоит последняя строчка?
Ответ обучающихся
Учитель:
Вспомним, что мы знаем о наречии.
Работаем с маркировочной таблицей - ЗХУ (можно в тетради начертить маркировочную таблицу)
СЛАЙД 2
ЗНАЮ |
ХОЧУ ЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
Учитель:
В первой колонке запишите, что вы знаете о наречии.
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, заполняют первую колонку таблицы (индивидуально и в паре). Каждый по очереди информирует класс о том, что знает о наречии.
СЛАЙД 3
Учитель:
Перед вами написано два слова, взятые из вчерашнего домашнего задания, выполненного восьмиклассниками. Решите, какое слово написано и разобрано верно: взволновано (где н – суффикс, а о – окончание) или взволнованно (где нн – суффикс и о – суффикс).
(Вне контекста говорить нельзя: первое – краткое причастие пишется так, как и все причастия с одной н, второе слово – наречие, так как в нем нет окончания, а наречие – неизменяемое слово, в нем пишется нн).
Учитель:
Может быть, кто-то уже догадался, о чем пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему и определить цель урока. Запишем число и тему урока в рабочих тетрадях.
СЛАЙД 4
III. Стадия осмысления
Исследовательская работа в группах.
Раздать задания на карточках.
Карточка №№ 1, 2, 3 (Приложение 1)
Задание:
- Найдите наречия. Выпишите их.
- Произведите словообразовательный разбор.
Карточка № 3.
Задание:
- От прилагательного пустынныйобразовать наречие.
Учитель:
Как вы думаете, сколько букв н, нужно написать в данном наречии?
Ответ обучающихся
Учитель:
Сделаем вывод, сформулируем правило: сколько букв н необходимо писать в суффиксах наречий.
Ответ обучающихся
IV. Стадия размышления
Работа с учебником. Чтение с пометками (инсерт).
Учитель:
Прочитайте теоретический материал на стр. 115, делая пометки.
СЛАЙД 5
«V» - знаю;
«?» - вопросы;
«+» - новая информация;
«-» - я думал(а) иначе.
Обучающие читают теоретический материал и на полях делают пометки, продолжают работать с таблицей ЗХУ.
Обмениваемся мнением:
- Какая информация подтвердилась?
- Что нового вы узнали?
- Какая информация не подтвердилась?
- Что вызвало вопросы?
Отвечают на вопросы по группам.
Учитель:
Уверена, что непонятная информация разъяснится на уроке.
V. Систематизация материала
Учитель:
Составим кластер – структурологическую схему (Приложение 2)
Динамическая пауза.
Учитель:
Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит наречие с одной Н.
Посмотрите влево, за окном сегодня:
Морозно
Холодно
Туманно
Безмолвно
Безветренно
Неуютно
Пасмурно
Посмотрите на меня, мы чувствуем себя на уроке:
Уверенно
Великолепно
Уютно
VI. Закрепление
1. Учитель:
Тренировочное упражнение 260, стр. 116.
- Что нужно сделать?
- Чему учимся в ходе выполнения данного упражнения?
Ответ обучающихся:
Учимся применять новое орфографическое правило.
2. Учитель:
Вернемся к началу урока. Решим лингвистическую задачу. Составим с данными словами два предложения и сравним их.
Море взволновано бурей.
Оратор говорил взволнованно.
Как определить, какой частью речи является одинаково звучащие слова (омоформы)?(Приложение 3)
Ответ обучающихся:
3. Учитель:
Упражнение 258, стр. 115.
Учимся разграничивать наречия и причастия.
Орфоэпическая минутка
Прочитайте наречия и причастия, которые в устной речи различаются ударением.
Ответ обучающихся:
Раздражённо говорить – лицо раздражено; смущённо улыбаться – собрание было смущено и т.д.
4. Учитель:
Составьте словосочетания с данными наречиями и краткими формами причастий (по образцу). Упражнение 259, стр. 116.
5. Учитель:
А сейчас выполним задания № 5 ОГЭ и задания № 14 ЕГЭ (Приложение 4)
Работа по группам.
VII. Домашнее задание
Учитель:
Параграф 13, стр. 115, упражнение 259 – закончить. Повторить правописание н и нн в разных частях речи.
VIII. Рефлексия.
Рефлексия проводится с применением опоры (методика незаконченных предложений).
Учитель:
- Я сегодня понял(а) на уроке
- Я сегодня не понял(а) на уроке
- Мне удалось на уроке
- Мне не удалось на уроке
- Особенно интересным было
- Особенно трудным было
Ответы обучающихся
Учитель:
Довольны ли вы сегодня своей работой?
Как мы сегодня работали?
Выставление оценок
Используемая литература:
1. Михеева Т.Б., Чекунова Е.А. Школьный учитель: самообразование. – М., Русское слово, 2008.
2. Разумовская М.М. Русский язык. 7 класс. – М., Дрофа, 2017.
3. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015.
4. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015.
5. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Лекция № 2.// Первое сентября. Русский язык; 18, 2005, с. 4-11.
Приложение 1
Карточка № 1
Над садом торжественно и радостно сияло солнце (И. Бунин).
Карточка № 2
И тихая, и нежная, совсем бледная луна низко стояла над садом, и неизменно сопутствовала ей мелкая, несказанно прелестная зыбь голубоватых облаков (И. Бунин).
Карточка № 3
Ночь медленно течет без звезд, без звуков, без движения, лишь шум невидимо бегущей воды монотонно наполняет ее пустынную громаду (А. Серафимович).
Приложение 2
![]() |
образовано
от слова, в котором пишется
в суффиксах наречия НН в суффиксах наречия Н
Приложение 3
Отличай наречия от кратких причастий и кратких прилагательных:
НАРЕЧИЯ
_._._._._._ как?
-НН -Н
|
КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ _____________ _____________ каков? (что сделан?)
ВСЕГДА –Н- |
КРАТКОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ _____________ _____________ каков?
-НН -Н
|
Приложение 4
Задание № 5 ОГЭ
1. Из текста выпишите слово, в котором правописание Н или НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано»:
Два раза мимо пассажиров торопко и деловито пробегал на ют вахтенный. Прошел стороною пассажирский пароход, и долго таинственно светились его огни. С моря тянуло сыростью, туманом, йодом. И уж за полночь, когда отошла в сторону и сгасла серебряная дорога, они спустились в каюту. (И.Соколов-Микитов).
2. Из текста выпишите слово, в котором правописание Н или НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано»:
Придерживая мужнинрундучок, куда свободно поместились ее небогатые пожитки, тетя Поля проходила по темным улицам и мысленно прощалась с городом. Она любила эти суровые берега, любила залив, всегда заставленный кораблями, любила этот ветреный город, с которым у нее так много связано – и дурного и хорошего.(В.Пикуль).
Задание № 14 ЕГЭ
1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
К берегу медле(1)о причалила огромная баржа, груже(2)ая песком; люки ее были выкраше(3)ы масля(4)ой краской: матросы отчая(5)о суетились.
Ответ:
2. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Было пасмурно и ветре(1)о; вспене(2)ые волны накатывались на песча(3)ую отмель, лизали почерневшие водоросли, вытаще(4)ые на берег рыбацким неводом.
Ответ:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.