Паспорт проекта.
Воспитатель: Толстикова Надежда Францевна.
«Кормушка для пичужки»
Участники проекта: дети старшего возраста, родители, воспитатели группы.
Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, птицы погибают вовремя морозов и снегопадов из-за недостатка еды. Зимой подкормка птиц – самый эффективный способ помочь пичужкам. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много походящего корма. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Необходимо, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Таким образом, возникшее противоречие: важность и необходимость ознакомления детей с зимующим птицами, трудностями условий их обитания и выживания в холодное время. Формирование у детей заботливого, гуманного отношения к птицам, а с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Проект способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Привлечение родителей к участию способствует укреплению связей между педагогами – детьми – родителями. Поэтому, проект «Кормушка для пичужки» можно считать своевременным и актуальным.
Проблема проекта:
Почему некоторые птицы улетают зимой?
Какие птицы остаются зимовать?
Как помочь птицам выжить в зимних условиях?
Какова роль человека в жизни птиц зимой?
Что может сделать человек для зимующих птиц?
Гипотеза:
Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, постоянно подкармливать зимующих птиц то:
- возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега и сохранить их численность. станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры старших дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, а также повысить уровень экологической активности .
Задачи проекта: 1. Расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах в наших краях , их приспособленности к среде обитания в разные времена год.
2. Учить сравнивать, анализировать и устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями, делать обобщения.
3. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности
4. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме проекта
5. Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
6. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;
7. Формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию.
8. Продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о птицах, работая с информационными ресурсами.
9Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе
ДОУ.
10. Укреплять детско-родительские отношения;
11. Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал воспитателя.
Тип проекта: информационно, практико-ориентированный.
Сроки реализации: краткосрочный. неделя.
Ожидаемый результат:
Дети:
1 Повышение уровня знаний детей о птицах родного края;
2 Развитие чувства любви ко всему живому через продуктивную деятельность.
4 Формирование ответственности и забота о пернатых друзьях, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
6.Формирование умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Родители: 1. Появится интерес и заинтересованность участвовать в проекте.
2. Примут активное участие в изготовлении кормушек для птиц.
3. Возникнет желание подкармливать птиц не только на участке детского сада, но и рядом со своим домом.
4. Будут способствовать развитию творчества, знаний и умений у детей, желания общаться с природой.
5. Будут принимать активное участие вместе с детьми в мероприятиях в рамках проекта.
6. Повысится уровень экологической культуры и информированности.
Педагоги: 1. Обогатят экологическую среду группы стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.
2. Соберут и систематизируют весь материал по теме проекта.
. 3. Получат удовлетворение от проведенной работы и результатов проекта.
4. Повысят социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
5. Повысят экологическую грамотность всех субъектов эколого- образовательного пространства.
;Этапы реализации проекта:
1 Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Подбор необходимой литературы по данной теме
-Привлечь родителей к реализации проекта.
Формы работы с детьми:
- обсуждение темы, цели и задач;
- определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
- разработка маршрута для участников проекта;
- обсуждение продуктов реализации проекта.
Формы работы с родителя:
-обсуждение темы и цели задач;
- подбор необходимой литературы по выбранной теме;
- определение стратегий и механизмов реализации проекта;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- разработка маршрута для участников проекта;
- обоснование, предсказание путей реализации проекта;
- обсуждение продуктов реализации проекта.
2 Основной этап
Работа с детьми:
- беседы по теме;
- презентация;
- рисование;
- дидактические игры;
- оформление уголка книги;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и энциклопедии;
- аппликация;
- отгадывание загадок;
- лепка;
-продуктивная деятельность;
- заучивание стихотворения
-Наблюдения.
Работа с родителями:
- ширма;
- консультации.
-изготовление кормушек.
3 Заключительный этап
-Подведение итогов проекта
-Обработка и оформление материалов проекта.
-Анализ результативности проекта.
Работа с детьми:
- беседа;
- викторина;
- оформление альбома;
-Распределение кормушек для птиц на территории ДОУ..
-Организация дежурства детей по птичьей столовой.
- подведение итогов.
Работа с родителями:
- конкурс «Зимняя кормушка для птиц».
-Призыв к участию в экологической акции «Покормите птиц зимой»!
План реализации проекта
Формы содержания работы
|
Задачи |
Ответственный |
«Познание»Беседа с детьми «Каких зимующих птиц вы знаете?» -Беседа «Трудно птицам зимовать» НОД «Что ты знаешь о зимующих птицах?»
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и энциклопедии
- Просмотр мультимедий- ных презентаций «Зимующие птицы», «Трудно птицам зимовать», «Чем накормим птиц зимой?»
|
- определить уровень знаний детей о зимующих птицах. - пополнить знания детей о зимующих птицах
- развивать познавательный интерес.
- |
Воспитатель |
Художественное творчество»
Рисование - «Снегири на ветке рябины» - Лепка «Птицы на кормушке»
- Аппликация «Снегири, синички, воробушки» -Оригами «Птицы прилетели» (коллективная)
-Совместное с детьми изготовление «Кладовой для корма».
-Создание стенгазеты для родителей «Покормите птиц зимой
- Оформление альбома: «Зимующие птицы»
Речевое развитие
-Оформление уголка книги (подбор книг о птицах). - Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко -Чтение худ. литературы: Л .Воронкова «Птичьи кормушки», В .Сухомлинский «Как синичка меня будит»
«Берегите птиц», Ю .Никонова «Зимние гости».
иллюстрациях в книгах и энциклопедии.
- Ширма для родителей «Зимующие птицы» Создание стенгазеты с призывом «Покормите птиц». -Изготовление « Кладовой для корма».
|
- учить передавать внешний вид снегирей;
- закреплять навыки лепки разными способами. раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание; - воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности; - совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей; - развивать мышление
-развивать творческие способности детей.
|
Воспитатель |
-оформление альбома: «Зимующие птицы»
Речевое развитие
-Оформление уголка книги (подбор книг о птицах).
-Чтение худ литературы: Л .Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит» стих «Покормите птиц зимой», Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости» ,Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»,
- Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцова знает о птицах?»
-Решение проблемной ситуации «Что произойдет если не подкармливать птиц зимой?»
птиц зимой не увидишь»
- Сюжетно-ролевая игра «Больница для птиц».
|
- развивать творческие способности детей.
- пополнить литературный багаж, активизировать словарь;
- развивать познавательный интерес. - развивать мышление
-уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются);
- развивать память, внимание, выразительную речь
- уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются);
-воспитывать заботливое отношение к птицам.
|
Воспитатель |
- Социально-коммуникативное развитие - Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Что едят птицы», , «Каких птиц зимой не увидишь» «Угадай по описанию» .
Физическое развитие «Стайка», «Воробушки и кот», «Птички и кот», «Совушка», «Филин и пташки». -Трудовые поручения: подкармливать птиц. Очистка и наполнение кормушки.
|
-
-Развивать двигательную активность детей.
-учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах. |
Воспитатель |
Наблюдения За птицами, которые перебираются поближе к жилью человека, за птицами, прилетающими на кормушку. Рассматривание птичьих следов»
Работа с родителями - Консультации для родителей «Как из чего сделать кормушку для птиц». «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну» -Папка-передвижка «Покормите птиц зимой!»; -Изготовление кормушек для птиц совместно с детьми; -Подкормка птиц вместе с детьми на прогулке; -Совместное творчество с детьми альбома «Зимующие птицы нашего края» -Призыв к участию в экологической акции «Покормите птиц зимой!»;
|
-Развивать у детей наблюдательность.
- включать родителей в воспитательно-образовательный процесс |
Воспитатель |
- Подведение итогов.
|
Обработка и оформление материалов проекта.
|
Воспитатель, родители. |
Продукт проектной деятельности.
- Подведение итогов конкурса «Зимняя кормушка для птиц» и выявление победителей.
-Презентация проекта.
-Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей.
-Стенгазета с призывом «Покормите птиц»
-Изготовление «Кладовой для корма».
-Размещение кормушек на участке и подкормка птиц в течение зимнего периода.
- Выставка познавательной и художественной литературы «Мир зимующих птиц».
Итоги работы над проектом.
Результатом этого проекта на сегодняшний день стало следующее:
1. Вовлечение родителей воспитанников в активное эколого- образовательное пространство группы и выявление интересных идей дизайна центра природы.
2. Родители отмечают высокий уровень подготовки проекта «Кормушка для пичужки», его ярко выраженную экологическую и социальную направленность, результативность.
3. Расширяются познавательные интересы у детей и представления о жизни птиц, их пользе для природы и человека.
4. Сформировались навыки заботливого отношения к птицам у всех участников проекта.
5. В группе созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
6. Наблюдая за птицами, пришли к выводу: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность. Можно сказать уверенно, что дети, родители нашей группы всегда будут оказывать помощь птицам!
Литература
От рождения до школы примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под руководством Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2-е
Издание М МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012г
1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]. — М: Просвещение, 1991 — 160 с: ил.
2. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: метод, пособие для воспитателей ДОУ и педагогов нач. шк. / М. Д. Маханева. М. : АРКТИ, 2004. - 320 с. –(Развитие и воспитание ребенка).
3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей дет. Сада / С. Н. Николаева. М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96 с.
4. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : методика работы с детьми подготов. группы дет. сада [Текст]: пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения / С. Н. Николаева. М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.